DevRel как направление активно набирает популярность, и если еще лет 10 назад о таком никто не слышал, то сейчас отделы Developer Relations появляются практически во всех крупных IT-компаниях.  В работе я постоянно сталкиваюсь с необходимостью поиска спикеров, авторов и менторов на хакатоны. Эту задачу сложно решить раз и навсегда: одним активистом не обойтись, а привлечение и подготовка новых — кропотливая системная работа. Разработчики не всегда горят желанием помогать DevRel отделу, и очень зря. В итоговом результате кроется мощный позитивный потенциал и для DevRel’ов, и для сотрудников.

Если у вас есть амбиции, вы хотите расти как профессионал, делиться знаниями с внешним миром и повышать свою стоимость на рынке, то DevRel в вашей компании — ваш лучший друг. В этом тексте мы разберем, почему это так, и чем DevRel и разработчики могут быть друг другу полезны. А в конце вы еще и узнаете, что связывает Developer Relations с авокадо.

Немного матчасти

Разберемся в дефинициях, чтобы быть на одной волне. Возможно, вы больше ассоциируете Developer Relations с продуктовой разработкой, где DevRel выполняет роль посредника между командой и пользователями. Но если мы вместо пользователей представим вообще всех людей в IT, а в качестве команды – IT-компанию, то суть от этого не поменяется.

Так сложилось, что DevRel на русскоговорящем рынке формируется больше как инструмент именно для b2e (business to employees) коммуникаций.  Мы помогаем компаниям говорить с разработчиками на одном языке, при этом инструменты и функции внутри одни и те же: Developer Evangelism, Developer Advocacy, Community management и так далее. Но не будем уходить в дебри определений, это тема другого текста. Просто зафиксируем главное: задача DevRel в России — показать экспертизу компании и её сотрудников, чтобы утвердить свои позиции, в том числе как работодателя.

Пять причин начать делиться экспертизой 

По моим наблюдениям, у многих в IT-сфере есть внутренняя потребность делиться своей экспертизой с внешним миром. Наличие этого желания – ключевой фактор успешной DevRel деятельности и самый эффективный мотиватор. Любая работа над материалом похожа скорее на марафон, чем на спринт, поэтому без самомотивации его сложно выдержать.

Захотеть и начать делиться опытом никогда не поздно: это взаимовыгодный процесс как для аудитории, так и для спикера или автора статьи, а вместе с ними и для DevRel отдела. Вот пять основных причин, почему делиться знаниями лучше, чем не делиться. 

1.      Работа над собственной экспертизой

Каждый наверняка хоть раз брался объяснить коллеге, другу, сокурснику какую-нибудь тему или показать решение задачи. Если да, то скорее всего вы отметили: когда объясняешь что-то другому, сам понимаешь тему лучше. Подготовка статьи или доклада работает точно так же. Вы структурируете имеющиеся знания, заполняете пробелы в процессе доработки, возможно, залезаете чуть дальше в сопутствующие детали, чем это требуется в вашей повседневной работе. Так вы оттачиваете собственный профессионализм и растите техническую экспертизу.

2.     Улучшение софт скиллов

Про софт скиллы сейчас не говорит только ленивый. Я подчеркну лишь один момент: есть прямая корреляция между уровнем профессиональной реализации и уровнем коммуникационных навыков. Чем лучше вы взаимодействуете с людьми, тем вы более ценный кадр. Возможность выступить в качестве спикера или поработать над статьей с DevRel отделом в несколько иной парадигме, чем обычно — это отличная тренировка софт скиллов и гибкости подходов.

3.     Обратная связь

Культура фидбека — еще одна актуальная вещь, о которой говорят наравне с софт скиллами. В IT существует очень активное коммьюнити, контакт с которым просто необходим для профессионального роста. Возможность получить обратную связь, сопоставить свой опыт с опытом других людей и правильно воспринять критику — это важнейшие компоненты, благодаря которым и происходит выход на новый уровень.

4.     Ваш имидж и стоимость на рынке

Когда вы делитесь своими знаниями, вы создаете свою репутацию эксперта и заявляете о себе как о профессионале в коммьюнити и на рынке. Это, очевидно, поднимает вашу стоимость как сотрудника и ценность как специалиста: полезный хабрапост или удачное выступление на конференции точно добавит вам профессионального веса ничуть не меньше, чем успешно реализованный проект. 

5.     Борьба с выгоранием

Не самый очевидный пункт, но с моей точки зрения, самый важный. Процесс передачи знаний другим людям — это крутой и мощный инструмент против профессионального выгорания. Периодически переключаясь на такую деятельность, вы помогаете себе не забывать, что вы хороший спец, делаете важное дело и ваш опыт действительно полезен другим людям. Сложно переоценить, насколько это заряжает позитивом и мотивирует.

Вы очень нужны DevRel’ам, а они вам

Во многих компаниях DevRel отвечает за наполнение контентом блогов в технических медиа, за участие в митапах и конференциях. Одним словом, нам нужно иметь целую фабрику контента, с авторами и методиками: как их обучать, мотивировать, поддерживать. Важно понимать, что итоговый результат важен всем участникам процесса, а значит, это возможность для взаимовыгодного сотрудничества. DevRel  берет на себя много организационных моментов, чтобы вы в свою очередь могли доставить свою экспертизу аудитории в лучшем виде.

  1. Коучинг и мотивация

Создание контента требует огромного терпения и труда. Сложнее всего бывает начать: сформулировать идею, план, тезисы. DevRel помогает вам сделать первый шаг и не бояться чистого листа в Google Docs: один час структурного коучинга позволяет сфокусироваться и заложить фундамент будущего материала. А главное — первый результат даст заряд мотивации.

2.     Площадка

Стать автором на хабре или medium не сложно, а вот пробиться на топовые конференции гораздо труднее, особенно если у вас нет опыта публичных выступлений. Компании дают площадки для старта: внутренние сообщества, собственные митапы, дни открытых дверей, хакатоны — все это площадки, где порог входа ниже, и нет строгих программных комитетов. Здесь можно набраться опыта для выступлений на широкую публику.

  1. Аудитория

Продолжая мысль выше, у каждой компании есть часть лояльной целевой аудитории. Это тысячи или десятки тысяч человек, которые узнают ваше имя и, возможно, подпишутся на ваш блог, git hub или добавятся в LinkedIn.

И как приятный бонус: ваше выступление «под маркой» компании точно будет красиво смонтировано, и навечно останется на просторах YouTube. DevRel также помогут сделать так, чтобы этот вечный экспертный след был уверенным, профессиональным и цепляющим. 

В заключение

Если погуглить Developer Relations, вы наткнетесь на большое количество референсов к авокадо, что поначалу немного сбивает с толку.  И даже на обложке книги Mary Thengvall «The Business Value of Developer Relations»  вас встречает армия маленьких авокадо (кстати, книга достойная).

Почему так? Ответ лежит, во-первых, в созвучности: одно из направлений DevRel, а именно — Developer Advocate, созвучно с Developer Advocado.  Во-вторых, есть очаровательная аналогия между деятельностью DevRel’ов и авокадо: как авокадо содержит много жиров, но это полезные жиры, которые важны для организма, так и DevRel при первом приближении только тратит бюджет на работу с сообществом, но на самом деле приносит ощутимую пользу бизнесу через развитие людей, от чего выигрывают все.

Если вдруг у вас есть вопросы о Developer Relations, которые вас волнуют, поделитесь в комментариях. Будет очень полезно услышать, как вы видите DevRel и что для вас важно!

Комментарии (20)


  1. Sm1le291
    29.07.2021 18:24
    +4

    и если еще лет 10 назад о таком никто не слышал,

    Да и сейчас я вам скажу, мало кто слышал это. Думаю что до вашей статьи почти никто


    1. yulia_murashova Автор
      29.07.2021 18:42

      Возможно, направление ведт молодое. Но только то, что сейчас очень много IT компаний ищут деврела в штат, говорит о многом))


      1. S-e-n
        29.07.2021 19:57
        +1

        Но только то, что сейчас очень много IT компаний ищут деврела в штат, говорит о многом))
        Argumentum ad populum никогда ничего ни о чём не говорит.


        1. yulia_murashova Автор
          30.07.2021 10:25

          Не могу согласиться. Если есть спрос на специалистов и эту экспертизу, - это сигнал, что рынок меняется. Да, пока все представляют задачи деврела немного по-разному. Но от этого еще интереснее поговорить, кто ж такой деврел и что он должен и может делать.


          1. S-e-n
            30.07.2021 18:27

            Ок, перефразирую. Argumentum ad populum — вид заведомо ложной аргументации. В обществе людей, для которых основной род занятий — думать, считается неприемлемым. Не удивляйтесь, если представители этого общества после таких аргументов с вами не захотят разговаривать.


            1. yulia_murashova Автор
              30.07.2021 19:26
              -2

              Что ж, я не призываю никого с собой общаться, это ведь вы, @S-e-n,пришли в комментарии в мой блог, а не наоробот.

              Но раз уж мы уходим в дебри законов логики, согласитесь, "очень много компаний" не тождественно "большинство компаний". Я констатирую факт - наличие сигнала на рынке труда.

              Впрочем, я за здоровую дискуссии и готова воспринять чужую точку зрения, отличающуюся от моей, при наличии разумной и убедительно аргументарии. Пока что в ваших сообщениях содержится только пустая критика еще и с пассивной агрессией. Понимаю, возможно вы возразите, что это в традициях Хабра, пишешь сюда - изволь получить. Но возвращаясь к мысле выше, очень хотелось бы зрелой и продуктивной дискуссии.


  1. lllamnyp
    29.07.2021 19:43

    Я с некоторых пор топлю за такую штуку, как "внутренний" devrel. Например, команда платформы (ну, например, команда админов гитлабов и кубернетисов) выигрывает от деврел-деятельности в коммуникациях с потребителями их платформ - разработчиками, но что-то ни разу не нашёл отклика в разговорах с деврелами на конеференциях.


    1. yulia_murashova Автор
      30.07.2021 10:04

      А что вы имеете ввиду под откликом?


      1. lllamnyp
        30.07.2021 10:11

        Я имею ввиду, что эта тема не очень известна и не очень изучена, типа, мне кивали, говорили "да, прикольно, но мы больше на внешнюю аудиторию работаем, митапы там, эйчар бренд и всё такое".


        1. yulia_murashova Автор
          30.07.2021 10:21
          +1

          А, я поняла. Да, просто изначально деврел родился именно в этом контексте, когда чаще всего разработчик из команды продукта начинал заниматься еще и таким евангелизмом в сообществе, собирал обратную связь с пользователей, и этот фидбек влиял на продукт. Вот есть хороший тект Kim Maida https://dev.to/kimmaida/the-developer-relations-explainer-431o про все функции и роли внутри DevRel.

          У нас на рынке деврел развивается с уклоном в бренд работодателя пока что. Это не хорошо и не плохо, так складывается, из-за самого рынка и задач бизнеса. Но я думаю, что через года 2-3 мы придем именно к классической версии. И с деврелами на конфах будет о чем поговорить))))


        1. IMnEpaTOP
          30.07.2021 10:21

          И причин у этого может быть много. От особенностей построения бизнес-процессов, до целей и KPI, который были поставлены перед devrel руководством.

          Но не везде так. Кажется на одном из хабрасеминаров devrel из badoo(?) из Dodo Engineering(Олеся Балашова) рассказывали обратную историю. Как они уже налаженные внутренние активности пытались сделать доступными разработчикам извне, используя их как ресурс для работы с внешней аудиторией.


          1. yulia_murashova Автор
            30.07.2021 10:28

            Да, про kpi и требования полностью согласна.

            По такому пути многие компании идут. Если не ошибаюсь, Epam уже давно так сделал, да и остальные подтягиваются.


  1. justboris
    29.07.2021 22:15
    +3

    Проблема в том, что когда практикующий разработчик уходит в DevRel, он начинает больше работать говорящей головой и меньше собственно писать код. Со временем он отрывается от реального положения дел в индустрии и начинает рассказывать чушь в докладах.

    Мораль: DevRel – это хорошо, но и в реальных проектах нужно участвовать, а не только hello world для очередного доклада на конференцию писать.


    1. FantasyOR
      30.07.2021 11:02

      ​ плюсую в коменте


  1. boldMahoney
    29.07.2021 22:29
    +1

    Для ИТ рынка в РФ подобные специалисты без толку. Не тот масштаб индустрии и не те объемы финансирования. А часть задач связанных с продвижением бренда работодателя среди ИТ специалистов итак успешно закрываются штатными HR'ми и отделами PR.


    1. yulia_murashova Автор
      30.07.2021 10:06
      +1

      В этом смысле рынок перестраивается, от HR-ов эти задачи уходить постепенно в devrel.


  1. Loxmatiymamont
    30.07.2021 09:31
    +1

    Странный деврел какой-то получается. Сам не пишет и не выступает, зато знает как это делать другим.


    1. yulia_murashova Автор
      30.07.2021 10:12

      Помощь в развитии навыков публичного выступления - это отдельный скилл. Можно уметь выступать, но при этом не знать, как помочь с этим другим.


  1. light_fox
    02.08.2021 14:50

    это как HR только для разрабов или я путаю?


    1. yulia_murashova Автор
      04.08.2021 14:10

      DevRel не является HR практикой, но многие компании сейчас отдают эту функцию HR-ам, поскольку это отчасти работа с сотрудниками и кандидатами. Пока так, но я думаю, эти функции будут разноситься по разным отделам в будущем.