Месяц назад большой резонанс среди российских пользователей фейсбука вызвала заметка Ивана Замесина (сооснователь и CEO компании Focus Calendar) о том, что Москва и Санкт-Петербург стали мировыми лидерами по качеству цифровых продуктов и услуг. В первую очередь имеются в виду финтех, телеком, веб-сервисы и т. д. По словам Замесина, этот факт признают многие знакомые, которые «живут на несколько стран»:
«Необанки в приложениях для нас привычная реальность. Быстрый мобильный интернет стоит $10/мес. В Москве, Питере и миллионниках продукты приезжают за 15-20 минут… Няни, уборщицы, доставка, химчистка, ремонт, любые специалисты любой компетентности — всё оцифровано, качественно и в любой бюджет. — пишет Иван, выражая комплименты российской ИТ-отрасли и отечественным инженерам. — Возьмите похожие по концентрации людей города-страны: Сингапур, Голландию, Нью-Йорк, Лос-Анджелес. Там уровень сервисов и продуктов уровня Сызрани [nothing personal]».
Что ж, давайте проверим, насколько справедливы эти тезисы. Посмотрим объективные рейтинги по некоторым пунктам.
Интернет
В рейтинге стран по скорости мобильного интернета по состоянию на июль 2021 года Россия занимает 90-е место в мире, средняя скорость скачивания в тесте Speedtest — 27,07 Мбита/с). В лидерах ОАЭ (190 Мбит/с), Южная Корея (189,2) и Катар (170,8).
По скорости фиксированного интернета у России 51-е место (90,33). Лидеры — Монако (256,7), Сингапур (256,03) и Гонконг (248,6).
По итогам I квартала 2021 года Москва лидировала по этому показателю среди крупных российских городов.
В рейтинге мировых столиц по скорости 5G лидируют Осло, Сеул и Абу-Даби. В топ-15 вошли Стокгольм, Хельсинки и София.
Доставка продуктов
Доставка продуктов — новая отрасль, которая сейчас бурно развивается во всех крупных мегаполисах мира. Специалисты говорят, что в этой фазе идёт интенсивный рост, накачка стартапов инвестициями и передел рынка. И действительно, есть понимание уникального российского опыта в этой сфере, где РФ по объективным причинам опережает Европу и США.
Эксперты признают, что формат экспресс-доставки продуктов изобрели в Турции, потом он появился в России — и только сейчас адаптируется в Европе и США. По этой причине наш регион сейчас впереди всего мира.
Российские предприниматели в США отмечают отсталость этой страны в некоторых отношениях:
«Америка — страна в себе, она не видит, что происходит в мире. Здесь до сих пор в ходу бумажные чеки, банки отстают от «Тинькофф» и Альфа-банка, нет нормального каршеринга… Местные уверены, то у них и так всё самое лучшее. Они не знают, что у них медленный интернет, что в России распространены бесконтактные платежи до такой степени, что вскоре можно будет милостыню с помощью Apple Pay подавать».
Об этом и писал Иван Замесин в фейсбуке.
Сейчас российские предприниматели пользуются своим преимуществом, запуская в США новые для этой страны сервисы экспресс-доставки продуктов за 15 минут.
Антон Гладкобородов и билборд с рекламой его стартапа Fridge No More в Нью-Йорке. Фото: Forbes
Госуслуги и Big Data
«Госуслуги и МФЦ я считаю невероятным достижением, — пишет Иван Замесин. — Если вы когда-либо разрабатывали технологически сложный продукт, то вы наверняка сможете проникнуться тем, КАКОГО размера авгиевы конюшни [оффлайн-архивы, древние протоколы, куча разрозненных сущностей, бррр] разгребали менеджеры и инженеры Госуслуг и МФЦ. Реально памятник пацанам и девчонкам надо поставить».
Действительно, в этой области в последние годы наблюдается большой прогресс. При этом и госуслуги, и большинство клиентских цифровых сервисов в реальности основаны на обработки больших данных. То есть каждое действие в рамках цифровых услуг — это данные.
У этой медали есть и обратная сторона, потому что централизованный сбор данных означает более масштабные утечки и порождает ощущение слежки со стороны Большого брата. К сожалению, на сегодняшний день цифровая грамотность населения такова, что большинство готово жертвовать приватностью ради удобства и скидок.
Получается так, что чем лояльнее законодательство к обработке больших данных — тем более качественные и удобные цифровые сервисы можно разрабатывать в этой конкретной стране. А если всё запрещать и регулировать, то разработчикам придётся получать разрешение на каждое действие.
В общем, в этой области ещё предстоит нащупать компромисс, который будет устраивать всех: и обеспечивать защиту приватности, и разрешать обработку персональных данных в разумных пределах.
На самом деле электронное правительство, электронный документооборот и цифровое взаимодействие с госорганами реализовано во многих странах.
Чтобы оценить позиции России по уровню проникновения технологий технологической инфраструктуры, можно обратиться к индексу развития электронного правительства E-Government Development Index (EGDI) от ООН, на который ориентируется Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Этот рейтинг оценивает состояние электронного правительства в странах-членах ООН. В расчёт принимается три фактора: развитие и функциональность самих веб-сайтов, уровень проникновения интернета (инфраструктура) и образование населения.
По индексу EGDI в 2020 г среди лидеров Дания, Южная Корея, Эстония, Финляндия, Австралия, Швеция и др. Всего к высшему классу оценки (VH) по развитию электронного правительства отнесены 14 стран: Дания, Республика Корея, Эстония, Финляндия, Австралия, Швеция, Великобритания, Новая Зеландия, США, Нидерланды, Сингапур, Исландия, Норвегия и Япония.
Россия на 22-м месте в Европе:
Конкретно по индексу онлайн-услуг (OSI) Российская Федерация заняла 39-е место в мире. Лидируют Южная Корея, Эстония, Дания, Финляндия. В таблице ниже перечислено, какие конкретно услуги электронного правительства реализованы в большинстве стран мира (по количеству стран).
Кроме цифровой трансформации правительства на национальном уровне, в 2020 году эксперты оценили местное электронное управление в 86 городах, поскольку «городские и муниципальные администрации имеют более прямое взаимодействие с жителями и отвечают за решение проблем в повседневной жизни людей».
Местные органы власти создают «умные города», используя передовые технологии. В отчёте ООН приводятся такие примеры:
- использование чат-ботов AI для улучшения предоставления услуг и оптимизации внутреннего управления персоналом;
- использование Big Data и аналитических данных для разработки и осуществления эффективной политики местных органов управления и оптимизации городских государственных ресурсов;
- использование Интернета вещей для поддержки интеллектуальных приложений в здравоохранении, транспорте, правоохранительных органах и чрезвычайных ситуациях;
- использование дополненной реальности и виртуальной реальности для улучшения навигационного опыта и безопасности водителей и поддержки спасательных операций;
- цифровые приложения для разрешения транспортных заторов, безопасного удаления твёрдых отходов, уменьшения загрязнения воздуха и решения других высокоприоритетных вопросов.
ООН особенно подчёркивает, что в настоящее время данные рассматриваются в качестве ключевого ресурса и стратегического актива для правительств.
По результатам оценки 86 городов был составлен индекс LOSI (индекс местных онлайн-сервисов), по которому Москва заняла 6-е место в мире после Мадрида, Нью-Йорка, Таллина, Парижа и Стокгольма.
Ниже перечислены ведущие города в каждой подгруппе LOSI.
Подробнее см. стр. 87?113 в докладе ООН.
Клиентские банки
Топикстартер восхищается российской банковской сферой, особенно трансформацией Сбербанка:
«Греф и менеджмент Сбербанка — маги и кудесники, которые смогли превратить древнюю ржавую махину с токсичной культурой в стремительно ускоряющегося цифрового мастодонта, которого боится Яндекс. А у Яндекса дай боже технологическая и культурная фора в 15 лет».
В самом деле, в области финтеха российская банковская индустрия достаточно развита, это все отмечают. Тут действительно есть чем гордиться. Например, банк «Тинькофф» в прошлом году выиграл награду World's Best Digital Banks 2020 в пяти номинациях, в том числе "Best Consumer Mobile Banking App in Central and Eastern Europe".
Или вот итоги прошлогоднего рейтинга Digital Bank Awards 2020 от Global Finance.
Здесь тоже «Тинькофф» и «Сбер» занимают первые места по разным номинациям, хотя напрямую их не сравнивают с банками Западной Европы и других регионов мира.
В Европе и США не так много банков, которые обеспечивают такой же набор сервисов. Например, вот сравнение мобильных приложений от 79 банков, десятка лучших выглядит так:
- Revolut
- Belfius
- Intesta Sanpaolo
- KBC
- Boursorama
- Bunq
- BBVA
- N26
- Illimity
- Barclays
Страна победившего киберпанка
Сам Иван Замесин в своём посте признаёт некоторые не самые приятные особенности российского общества и экономики, которые способствуют концентрации ресурсов в столице и притоку нелегальных мигрантов, готовых работать в доставке продуктов и в такси за гроши.
Действительно, в России не настолько тщательно соблюдаются права человека и не развиты профсоюзы.
Причина прогресса «Сбербанка» — огромные запасы наличности, которые она получила как правопреемник советской монополии. Её так не подвергли нормальной процедуре разделения демонополизации, так что во многих регионах «Сбер» остаётся единственным и центральным банком для местных жителей, через него проходят абсолютно все платежи. Что бы компания ни делала — ей всё равно каждый месяц приходят миллиарды прибыли. «Они конвертируют это в нечеловеческие офферы X2-X3 инженерам и менеджерам», — пишет Иван.
Таким образом, в Москве сложилось довольно уникальное сочетание факторов:
- избыток финансов (со времён Золотой Орды финансовые потоки стекаются в единый центр, которым стала Москва);
- отсутствие устаревшего legacy в телекоме и банковской отрасли, поскольку эти отрасли создавались в 90-е годы практически на пустом месте (упрощает развёртывание новой инфраструктуры);
- избыток мигрантов в Москве (в том числе нелегальных, готовых работать в том числе с нарушением трудового законодательства, за низкую плату);
- отсутствие профсоюзов, защищающих права наёмных рабочих в «новых» отраслях экономики;
- высококвалифицированные инженерные кадры, которые съезжаются в том числе из регионов РФ.
«И что? — спрашивает Иван Замесин, признавая эти объективные факторы. — Всё равно, задачки которые мы решили — это сложные задачи, которые не решены в большом количестве значительно более богатых [и в абсолютах и per capita] и достаточно развитых технологически странах. Мы просыпаемся с мыслями «интересно, прокрасился ли эксперимент?», «блин, как же поднять конверсию», переживаем про работу, овертаймим и до хрипоты спорим с коллегами про то, какого цвета нужно сделать эту кнопку. Для нас работа—конструктор LEGO, играясь в который и кайфуем и улучшаем жизни миллионов людей».
Некоторые комментаторы сравнивают ситуацию с классическим киберпанком, когда на фоне общего развала инфраструктуры и экономики, сильного расслоения между бедными и богатыми наблюдается высокий уровень цифровизации, процветает интернет и цифровые сервисы.
В результате возникает ситуация, когда в некоторые регионы невозможно проехать по дороге из-за ужасной инфраструктуры. В деревню не может добраться скорая помощь, зато здесь доступен лучший в Восточной Европе онлайновый банкинг, сельчане могут поиграться с мультивалютными депозитами, оформить кредит или заказать банковскую карточку с доставкой на дом (когда до деревни доедет почтальон).
По качеству цифровых сервисов Москва занимает 6-е место в мире. Теперь осталось повысить этот уровень в провинции. Возможно, интернет и цифровые сервисы станут плацдармом для общего восстановления глубинки: строительства мостов, дорог и другой инфраструктуры, подъёма медицинского обслуживания и системы образования, справедливого правосудия, эффективной избирательной системы, улучшения жизни обычных людей.
В любом случае, IT — это одно из немногих достижений современной России, которым можно гордиться. Хотя и немножко стыдно, если вспомнить об упадке в остальных областях.
Комментарии (48)
webwork
25.08.2021 13:46+19Вообще автор сильно предвзято относится к достижениям России. Даже о плюсах пишет, как будтно стыдно, что Европейские страны нас не догнали, хотя с надеждой отмечается, что скоро все встанет на свои места.
Вроде IT отраслью можно гордиться, но все равно стыдно - прям-таки истинный российский интеллегент: русским всегда должно быть стыдно за то, что они русские.
Прошу прощения, не сдержал порыва эмоций. Но на публицистические статьи считаю и комментарии должны быть соотвествующие.
N-Cube
25.08.2021 13:59+6Ну-ну, онлайн сервисы конечно есть, только как они работают, это вопрос. Скажем, у альфабанка была платная услуга альфаключ для получения кода авторизации посредством приложения вместо смс. Секьюрно, можно в другой стране пользоваться - а смс на иностранные номера телефонов ходили через раз и позже эту возможность тоже окончательно удалили. Вот только за год эта услуга много раз «ломалась» и требовалось каждый раз ругаться с поддержкой, чтобы починили. Потом сделали услугу доступной только на премиум тарифах. После и для премиум чинить перестали, сказали, нет больше такой услуги. То есть к своим же деньгам в банке доступа больше не будет. Ну и толку от множества подобных услуг, которые работают через раз и в любой момент перестают работать насовсем? Американский или европейский банк позволяет подключить номер телефона из любой страны и пришлет карточку на почту, которую надо активировать в личном кабинете и вопрос решен. Да, опций в личном кабинете поменьше будет, зато все работает всегда и везде. Мало радости пользоваться услугами, которые то ломаются, то вовсе исчезают (кстати, деньги за них продолжают списывать и надо опять же звонить и ругаться, чтобы уже несуществующие услуги отключили… написать в чат поддержки часто не помогает).
DarkTiger
03.11.2021 11:06а смс на иностранные номера телефонов ходили через раз и позже эту возможность тоже окончательно удалили
Да, в 2018 так и не смог получить код подтверждения от Альфы при покупке авиабилета на Филиппинах, когда родная симка была без денег. В итоге потерял 5000, пришлось покупать, что осталось.
Но, с другой стороны, с тех пор всегда ношу симку с собой, при положительном балансе, и пару раз меня это уберегло от крупных неприятностей. Ну а потом и eSIM подвезли :)
Ну и вообще - в 2021 как-то странновато путешествовать без родной симки, на которую подвязана куча всего, от Госуслуг до налоговой.
vakhramov
25.08.2021 14:42В Москве уже можно в метро пройти просто приложив смартфон для оплаты, как в регионах?
А за производства многие, к примеру, да, стыдно. Но мы работаем над этим :) Цифровизация проходит медленновато.
KvanTTT
25.08.2021 15:25+1В Москве уже можно в метро пройти просто приложив смартфон для оплаты, как в регионах?
Это уже давно работает, даже до ковида.
DarkTiger
03.11.2021 11:32В 2017 надо было особую симку ставить с NFC в iPhone 6s, родная айфоновская NFC в московском метро не работала. Эта симка как-то умудрилась прибить родной NFC модуль в телефоне, и все равно не заработала.
3000р на замену NFC модуля отдать душила жаба, платил карточкой, пока не купил новый.
jorikdima
25.08.2021 23:00+1В Ю. Корее так уже было минимум в 2005.
reb00ter
26.08.2021 07:28+2Смартфон можно было прикладывать? И по какому протоколу/технологии он оплату проводил?
DarkTiger
03.11.2021 11:55Не знаю, как там сейчас, но в 2018, после полуночи, там был один работающий обменник на гигантский терминал Сеула (второй, кажется), АТМ - кот наплакал, и ни один из них не работал, а рейсовый автобус, что должен был везти меня в отель, принимал исключительно наличные в качестве оплаты за билет в кассе (в автомате с карточки там только на поезд можно купить). В общем, я там час пробегал в поисках работающего АТМ (навигации - почти никакой, даже на корейском), пока не нашел в рюкзаке завалявшиеся гонконгские доллары, поменял их в обменнике и купил этот чертов билет. После чего пришлось прождать автобуса еще час в очереди, на улице, под холодным ветром. Электронная очередь? Не слышали. Единственное что хорошего запомнилось из тамошнего аэропорта - качественный вайфай повсюду.
Прилетел в Шереметьево: АТМ и обменники - на каждом шагу, куча указателей... И на душе сразу потеплело как-то.
Ninil
25.10.2021 15:40В Москве уже можно в метро пройти просто приложив смартфон для оплаты, как в регионах?
В регионах так нельзя... потому что метро нет...)
Layan
25.08.2021 17:44+1Мне, например, важно. Не очень хочется сидеть и ждать, пока загрузиться обновление или сама игра. Да и для 4K контента в нормальном битрейте не всегда достаточно 100 Мбит. В обычном режиме разницы особой нет, но вот иногда прям очень хочется сэкономить 15-20 минут. Поэтому переплачиваю за гигабит, да.
N-Cube
25.08.2021 19:37По ЮВА упомянутые 50 мегабит вообще бесплатно обычно (ну то есть в коммуналку входит вместе с лифтом, бассейном и прочим) - еще с 1990х сразу при постройке многоквартирных зданий (кондо) делают интернет подключение для всех квартир и просто на ресепшене нужно получить код доступа. При желании скоростного интернета заключается договор с каким-либо провайдером и в щитке на ресепшене просто переключают провод от квартиры на нужного провайдера (и тогда уже надо платить по счету). Не знаю, сколько провайдеров на здание доступно, два-три точно, и (пере)подключение требует минимум усилий. От сотовых операторов вайфай зачастую бесплатный доступен для своих абонентов. И почти никто вообще не знает, какой у него интернет - от какого провайдера или какая там тарифная скорость :) Ну точно как про электричество в розетке спросить у кого какая там фаза, частота, амплитудное напряжение…
cepera_ang
26.08.2021 06:48+2Это явно не по всей ЮВА :) Может в Корее какой-нибудь и так, но в Таиланде частенько было так, что мобильный работает быстрее, чем самый лучший провайдер (с адсл, брр). Я уж и не говорю про соседние Камбоджу/Лаос/Мьянму.
N-Cube
26.08.2021 11:04Таиланд и Вьетнам. Даже на острове Самуи интернет достаточно быстрый, на Пхукете, в Чиангмае, не говоря уж про Бангкок и Хошимин. Лет 5 назад было не так, а последние года три знакомые отключаются от отдельных провайдеров и пользуются общим интернетом и мобильным как запасным каналом. В Лаосе пятилетку назад тоже нормальный интернет был в приличных отелях, а в кондо мы там не останавливались.
sim31r
23.09.2021 16:21олдскулам которые ещё с торрентов тянут может и важно
Я тяну с торрентов, скорость вообще не важна. Ставишь на закачку ночную и потом особо нет времени смотреть, иногда через неделю или месяц вспоминаешь что скачана коллекция фильмов. В частном доме, пока оптику не провели вся семья сидела на 4G модеме, который раздавался во WiFi. Скорость от 1 до 20 мегабит, в зависимости от времени суток, в пиковые часы меньше. Например ребенок на Youtube мультики смотрит, качество картинки меняется автоматически под скорость интернета, от 144p до HD качества, плюс закачка в кэш до получаса вперед.
Позже провели 50 мегабит за 600 рублей или 100 мегабит да 700 рублей. Централизованно кстати, поставили в частном секторе коробки на столбах и кто хочет подключается (цена 6000 в которую входит медиаконвертор). Разницы для домашнего применения не вижу в принципе. Значительно более важная проблема стабильность. Когда интернет пропадает хоть на пару минут раздражает больше, чем низкая, но стабильная скорость. Даже если это раз в месяц происходит. Понятно что можно на 4G переключится, но это траты времени и привыкаешь что интернет как воздух уже, есть по умолчанию.
Для меня лично скорость вполне комфортная от 15 мегабит. То что скорость выше, уже только тестами определить можно.
0x131315
29.09.2021 16:02Сейчас стимы всякие пошли. Если кто-то из членов семьи тянет игрушку на 100гиг, это фактически блокирует весь домашний канал, сайты на соседних компах уже не открываются. Вот тут скорость и важна: она определяет сколько часов будет блокирован канал.
По-хорошему нужно настраивать шейпинг, но кто этим будет заниматься? Единицы процентов.
У себя попробовал два варианта:
1 - шейпинг по протоколам. Толку ноль, т.к. стимы пользуются http, как и браузер.
2 - шейпинг по портам. Тут уже есть небольшая польза: все работает сильно медленнее, но работает. Возможно нужно корректные настройки подобрать просто.
sim31r
30.09.2021 02:43В Стиме настраивается ограничение на скорость загрузки и всё. Кто-то начал качать игрушку на 100 Гб, попросил ограничить скорость и нет проблем. Игрушка скачается не за 5 часов, а за 10, не вижу в этом проблемы.
0x131315
29.09.2021 15:52Вот тут правильно
Все услуги нужно пересчитывать по средним доходам, чтобы четко понимать кому они доступны, и доступны ли вообще
Толку от недоступных услуг немного: галочку в статистике поставить можно, а пользоваться по факту нельзя.
Glays
26.10.2021 11:54Сейчас широкий и быстрый канал станет важнее для развития облачного гейминга.
Видео карты не дешевеют, да и кажется для производителей консолей это может стать более выгодным вариантом, чем продавать консоли в минус. Для старых устройств - новые игры по подписке, для новых устройств обратная совместимость со старыми играми тоже по подписке.
tommy_lee
26.08.2021 09:31+1Теряют по сравнению с чем? С комиссиями брокеров? По сравнению с гипотетическим клиентом с миллиардом долларов и чёрным терминалом с прямым доступом к контрагентам?
0xd34df00d
26.08.2021 21:08+3Да хоть по сравнению с комиссиями. Мне через мой банк торговать выгоднее, чем через Robinhood (хотя банк, конечно, не стильный-модный-молодёжный, и офис не в Менло Парке, да).
Imobile
25.08.2021 18:21А еще как сравнивается. У меня 1гбит канал(реальные 970мб-980) Мне удобно через роутер, там через один показывает 600мб, через другой 140мб. Для меня это достаточная, плачу 600 рублей в месяц. Но не пользуюсь на всю. Меньше платить не вариант, там скорость будет 200мб, и не на много дешевле. Так я полагаю мне записали скорость 2 модема, так как именно через него я чаще проверяю скорость.
SinsI
25.10.2021 09:36Скорее надо смотреть не на среднюю скорость, а на долю тех, у кого Интернета нет вообще или скорость его ниже определённой (например, 50 Мб/c).
Т.е. если один подключён со скоростью 10 Гбит/c, а второй - 10 Мб/с, то в среднем это больше 5 ГБит/с - но в реальности это хуже, чем два подключения по 100 Мб/c.
N-Cube
26.08.2021 10:49Speedtest показывает столько, а какой канал на всех - не знаю даже, по отзывам соседей хватает и на онлайн игры какие-то.
tommy_lee
25.08.2021 19:21+2банки отстают от «Тинькофф» и Альфа-банка
Кто-нибудь покажите этому человеку Robinhood. А потом Wealthfront, где можно удобно брать займы под залог активов под 3% годовых, и который за тебя ребалансирует портфель согласно заданным весам
0xd34df00d
25.08.2021 20:08+2Robinhood — это то днище, показавшее себя в истории с gamestop? А зачем его показывать?
tommy_lee
26.08.2021 08:32Robinhood виноват в риск-менеджменте контрагентов?
0xd34df00d
26.08.2021 21:07+4Можете назвать других аналогичных брокеров, которые
- Сливают акции по цене сильно меньше рыночной?
- Продают информацию о ваших ордерах HFT-трейдерам?
По первому пункту мне также очень интересно, как вы это натянете на определение риск-менеджмента.
tommy_lee
26.08.2021 23:07Давайте сначала про ситуацию с GameStop: то, что провайдеры ликвидности отказались предоставлять ликвидность, ничего не говорит о робингуде
0xd34df00d
27.08.2021 20:10+5Первый пункт — это как раз про GS.
У людей было какое-то количество купленных акций GS на их робингудном счету. Робингуд сам, без ордера от этих людей, продал эти акции, да и не просто продал сам, а продал за сильном меньшую цену — условно, при максимальном биде, скажем, в 100 баксов он выставил аск в десятку.
Причём тут ликвидность?
numitus2
25.08.2021 19:34+2Интересно когда российские банки начнут использовать swift номера счетов, вместо текущего. Помню заказчик из России должен был заплатить на белорусский счёт, и этот был тот ещё квест
Moskus
25.08.2021 20:20+4Старая песня о главном. Помню, лет десять назад в какой-то статье про вернувшихся в Россию (Москву) после жизни в Нью-Йорке, некая молодая особа писала, как это удобно - делать всё через терминал Киви (в Москве) и как неудобно, что таких терминалов нет в США. Ей резонно заметили, что в США это нахрен никому не нужно, потому что число финансовых взаимодействий (коммунальные платежи и т.п.) в разы меньше, бюрократия - аналогично, а то, что всё же есть - делается либо через сайт/приложение банка, либо сайт организации.
Ну а вопрос с бумажными чеками тут на Хабре также недавно обсуждали. Чек - ещё один инструмент, который люди и организации могут выбирать из многих. То, что он - старый, не означает, что он плохой.
RTFM13
14.09.2021 19:01+1некая молодая особа писала, как это удобно - делать всё через терминал Киви (в Москве)
Надо же себя чем-то успокаивать.
Терминалы были временным костылём как раз из-за дремучести российских банков. Сей час и банки чуть подтянулись и "терминалы" опустили под крышу банков, в результате терминалы больше никому даром не нужны. Их вроде и нет практически уже.
Цифровое удобство тоже имеет обратную сторону. Сей час можно профукав всего одну СМСку потерять все деньги и еще кредит на тебя возьмут. И нет способа отказаться от этого "удобства", кроме как не пользоваться банками вообще (хотя и это не панацея).
Тем же сбером я вообще не могу пользоваться т.к. на мой смартфон он не встает, а для веба нужен пуш код из приложения (по СМС нельзя войти).
Другой банк тоже отказывается устанавливать приложение без доступа к записной книжке, но там хоть веб работает. При этом зайти через веб со смартфона можно только подменив юзер-агент.
sim31r
23.09.2021 16:32Это единичные случаи. Наличные деньги все же опаснее. Я вот только вчера снял небольшую сумму наличными, пол года в руках не держал их. И пошел разменивать в сетевой магазин, купюру в 5000 рублей. Купил товаров и чуть не забыл сдачу у кассира, девушка окликнула, типа забирайте ваши деньги. С наличными деньгами нужно быть более внимательным.
В СМС написана сумма, куда идет платеж и предупреждение про мошенников. Тут сложно ошибиться.
RTFM13
23.09.2021 17:05+1Я не говорил что с наличными рисков нет совсем. Но с наличными я сам управляю ситуацией. Не ношу с собой крупные суммы, ставлю сейф, делаю тайники, закапываю в лесу - всё что угодно. Сам грабитель рискует получить пулю в процессе грабежа. Есть некий разумный баланс профита и рисков.
А тут по одной смс доступ ко всему, что у вас есть и даже больше. Телефон у вас могут украсть, отнять, дубликат симки может сделать любой продавец телефонного ларька. Сам канал передачи смс тоже не является в полной мере защищенным.
Как я могу повлиять на банк который по одной СМС "восстанавливает" доступ к банк клиенту через который потом можно вывести все деньги и еще кредит взять на несколько миллионов?
При этом суд в подавляющем большинстве случаев вешает всё на клиента - "сообщил код кому не надо", не зависимо от того, что было в реальности.
Тут сложно ошибиться.
Не совсем. Когда я иду по улице с крупной суммой денег я заранее психологически готовлюсь к посягательству, беру оружие, охрану и т.п. По крайней мере имею техническую возможность.
Мошенники же звонят когда человек не готов к посягательству, занят своими делами. Применяют методы психологического давления и т.п. При этом сам мошенник действует удаленно и анонимно и может свести риски для себя к нулю. Сами банки иногда очень мутно формулируют СМСки когда речь не о списании денег, а о восстановлении доступа к приложению, например. Кроме того взяли моду присылать СМСки которые таки надо сообщать сотруднику банка, что добавляет путаницы.
По этому случаи такие далеко не единичные и полагаю уже давно многократно превышают суммы преступлений с наличными, особенно если вынести за скобки всякие квартиры забитые наличкой каких-нибудь чиновников и силовиков с небогатой фантазией, но прибыльными полномочиями.
Gordon01
08.11.2021 17:55+1В эту дичь пропаганды про "самые лучшие онлайн сервисы и самый лучший интернет" верят обычно те, кто в ЕС никогда не был. Постараюсь по пунктам.
Стационарный интернет, да, хорош, особенно в Москве. Лет 15 назад в регионах все было очень плохо (где-то магистралью был спутник), но это было слишком давно. Этот тезис правдив.
В ЕС редко пользовался фиксированным, вроде все было ок.
Мобильный интернет в России отвратителен. Если ехать из Москвы в Мытищи то еще пару лет назад были зоны, где не было 3G сразу за МКАДом. Вообще, именно юзабельный интернет за пределами городов в России отсутствует. 4G в Питере лучше, чем в Москве. Если в регионах начать пользоваться мобильным интернетом в городе как фиксированным, то вам быстро незаметно зарежут скорость до таких величин, что даже ютуб перестанет грузиться на 480р.
В ЕС 4G работает везде, включая деревни, Альпы, леса, поля (на которых ничего нет), даже в "бедных" (хотя Россия по ВВП беднее любой страны Шенгена) странах. И при всем при этом заметить "вышку" сотовой связи практически невозможно. У нас же все это дерьмо с проводами висит на фасадах и уродует вид и без того уродливых городов.
Еще в России отсутствует такое явление как публичный Wi-Fi. Если они есть, то закрыты роскомнадзоровской авторизацией, которая слетает через каждые полчаса, если вам вообще удастся авторизироваться. Скорость, вероятно, будет такая, что даже типичный региональный 3G будет быстрее и надежнее.
В ЕС полно публичного вайфая без авторизации которым можно пользоваться.
Еще пару лет назад у РЖД не было приложения для покупки билетов на поезда, собственно успех ТуТу и других агрегаторов, берущих процент с продаж обеспечен именно убогостью РЖД. До сих пор в Москве и МО гораздо проще и быстрее купить в автомате (которые всего пару лет назад обрели человеческий интерфейс) бумажный билет на электричку. Только в прошлом году, некоторые ЖД линии, идущие в Москву перевели на тройку! В Питере ситуация усугубляется тем, что бумажный билет проще и быстрее купить у кассира (только за нал). Автоматы там убоги, половина не работает, либо с отвалившийся оплатой картой. В регионах нет ни автоматов, ни приложений. Добавьте к этому обязательное таскание бумажного паспорта всегда и везде, даже если едете на автобусе между соседними городами. ЖД и автобусный транспорт в России очень дорог, дороже большинства стран ЕС.
В ЕС куча приложений, которые работают независимо от страны и ЖД компании, везде есть работающие автоматы (иногда, прямо в поезде или автобусе), принимающие карты, нигде не нужны никакие документы. Никаких турникетов, шмона и прочего бреда.
В России до сих пор в большинстве помещений используются металлические ключи.
В ЕС везде где возможно используются электронные карты, ограниченные уровнем или временем доступа, или просто коды.
В России цифровизация общественного транспорта работает на шмон, слежку, камеры и турникеты, то есть на снижение удобства использования. В автобусе может быть несколько камер, но не работать кондиционер. Удобное меню, проездные — опция недоступна. Общественный транспорт очень дорог, но его качество и скорость крайне низкие (даже в Москве). Только месяц назад добавили возможность привязать Тройку к ЛК и теперь физическая потеря тройки с годовым проездным за 250+ евро не приводит к потере этих 250 евро. Старый подвижной состав убог, у нас умеют только разрезать старый трамвай на металл и закупить дорогущие три с половиной трамвая в год на миллионный город.
В ЕС удобный и быстрый ОТ, дешевые проездные (даже на короткий срок). На длительный — практически бесплатны и привязаны к личности владельца. Никакого шмона, турникетов и прочего совка. Даже если подвижной состав старый — в него заретрофитят кондиционеры и розетки. Ездил в старой электричке в Венгрии, куда засунули бытовую сплит-систему (кому интересно, могу показать фотки).
Да, у нас даже в деревнях принимают оплату картой, но все это до поры до времени, пока сбербанк не решил собирать огромные комиссии с малого бизнеса. Это просто еще не произошло, потому что у нас в принципе мало малого бизнеса и с него нечего трясти. Те, до кого руки добрались и кто не может подключить эквайринг вынуждены пользоваться переводами сбербанка, так как у людей нет налички. Это убого, иногда ошибочно и медленнее, чем наличка. Огромную проблему составляют чаевые, так как у людей нет налички. Приходится делать убогие костыли в виде куаркодов на чеках, которыми никто не пользуется, опять же страдают самые незащищенные категории населения (официанты, обслуживающий персонал). Терминалам нужно электричество и интернет.
В ЕС наличка используется там, где это удобнее или выгоднее для малого бизнеса. При этом уличные музыканты и попрошайки могут иметь терминал для приема платежей с карты/телефона. Благодаря этому, у людей всегда есть наличка для чаевых и мелких платежей (гардеробы, туалеты), к тому же в хороших ресторанах терминалы поддерживают чаевые сразу на терминале. Наличке не нужно ни электричество, ни интернет.
Доставка — это костыль, который вытекает из того, что куча населения России живет в гетто, где до магазина с нормальными продуктами нужно ехать на машине, которая есть не у всех. В России очень дорогие продукты, а качественные овощи и фрукты в регионах в магазинах сети монополиста Х5 недоступны (так как ему это не выгодно), их нужно доставать. В отдаленных регионах (Сахалин, Камчатка) качественные овощи и фрукты недоступны вообще.
В ЕС люди в большинстве своем живут в городах, в которых есть магазины в пешей или велодоступности. Доставка в таких условиях не сможет конкурировать по скорости и стоимости с магазинами, поэтому ее и нет. Фрукты и овощи дешевы, на продуктовый ритейл нет монополии, в магазинах продаются товары локальных поставщиков.
В России технологии часто применяются ради технологий, для того чтобы подпереть костылями какую-то убогость жизни, так как знания в других областях технологий (водопровод, водоотвод, механика, итд) безнадежно утеряны. Пример: водоразборные колонки по карточкам там, где до сих пор нет водопровода и канализации.
В ЕС цифровизация используется только там, где она нужна, где уже получена максимальная отдача, от других технологий и осталось только масштабировать задачу.
Согласен с автором, современная Россия скорее напоминает киберпанк, когда у тебя туалет на улице, а воду домой ты приносишь из колонки в ведре, заплатив за нее по карточке. Одновременно с этим в Москве европейские трамваи, закупленные за миллиарды (140 Мруб каждый) ездят по русским рельсам, уложенным по технологиям 19 века, разваливаются, ржавеют в депо и используются как запчасти для тех, которые еще ездят.
Javian
"Услуга" подразумевает оплату либо получателем услуги либо государством/неким фондом/организацией вместо него. Как с цифровыми услугами в бездотационных регионах?