Если я вижу в заголовке статьи на Хабре, названии доклада на конференции или в статье в СМИ слова «цифровая трансформация», я всегда знаю — будет пресно, скучно и много лжи. Из этого словосочетания делают волшебную палочку: цифровая трансформация как способ освоения бюджетов, цифровая трансформация как повод уволить сотрудников, цифровая трансформация как повод объяснить провалы сервиса, цифровая трансформация как способ поднять репутацию на модном тренде. При этом для многих за этими словами скрывается что угодно, кроме первоначального, идейного смысла. На фоне этого проваливаются более 70% проектов трансформации по всему миру. И так будет, пока в эти два красивых слова будут вкладывать всё что угодно, кроме принятия цифровых технологий внутри всех процессов управления. И это касается и гигантов рынка, и самых небольших компаний. Так почему мы все трансформируемся, трансформируемся, да так и не вытрансформируемся?

«Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны». В советские времена эта фраза В.И.Ленина практически стала мемом. И что бы нам её вспомнить в 2021 году, но именно она крутится в голове, когда со всех высоких трибун раздаются голоса о цифровой трансформации. Кажется, что это какая-то суперэффективная кнопка, которая резко изменит жизнь государства и крупного бизнеса. А среднего? А малого? В них что, цифровая трансформация невозможна? В общем, цифровая трансформация всей страны звучит из каждого угла, но реализация хромает.

Так что это за магический процесс? Если определять канонически, то цифровая трансформация — это трансформация системы управления путём пересмотра стратегии, моделей, операций, продуктов, маркетингового подхода и целей за счёт внедрения, развития и принятия цифровых технологий. Она призвана ускорить продажи и рост бизнеса. 

— Вы все поддерживаете решение о том, что наш наивысший приоритет — цифровая трансформация?
— Конечно.
— Абсолютно.
— На все сто.
— Итак, что конкретно мы понимаем под цифровой трансформацией?
— Простите, у меня прям щас начинается другое совещание.
(Яркая иллюстрация трудностей определения термина).
— Вы все поддерживаете решение о том, что наш наивысший приоритет — цифровая трансформация? — Конечно. — Абсолютно. — На все сто. — Итак, что конкретно мы понимаем под цифровой трансформацией? — Простите, у меня прям щас начинается другое совещание. (Яркая иллюстрация трудностей определения термина).

Определение скучное, поэтому представим его понятно и чётко:

цифровая трансформация — это когда меняешь в компании процессы, продукты, стратегии, мозги сотрудников, внедряешь и используешь передовые цифровые технологии (не одно только программное обеспечение!!), а потом у тебя растёт выручка и падают издержки. 

Ну кто так не хочет? На самом деле, почти никто: согласно исследованию Boston Consulting Group, 70% инициатив по цифровой трансформации не достигают поставленных целей. Это огромная цифра даже для мира программного обеспечения, где порог «непринятия» проекта традиционно высокий. 

При этом почти все российские корпорации стремятся попасть в первый эшелон трансформации и успеть развернуться внутри неё по полной, чтобы не потерять рынки, инвесторов, сотрудников и прибыль. Первые попытки полной цифровизации пришли в российский бизнес ещё на границе 2000-х, потом это были преобразования и привыкание к цифре и вот пришла пора стать какими-то совершенно новыми. А какими? Вот здесь начинается самое интересное.

Почему цифровая трансформация — это скорее смешно, чем успешно?

Недостаток финансирования — крупнейшая проблема цифровой трансформации большинства компаний. Можно купить кучу оборудования, софта, гаджетов, датчиков, да хоть свой ЦОД построить, но если в какой-то момент финансирование остановится или руководство посчитает нецелесообразными, например, интеграцию и обучение, проект может легко провалиться. Ну а если говорить о малом и среднем бизнесе, то они вообще выбирают экономить именно на автоматизации и цифровизации, особенно в кризис — конечно, это чревато ещё большим отставанием внутри отрасли, но они предпочитают не проверять вероятность успеха в принципе :-)

Узколобость и упрямство высшего руководства — разрушительный и непреодолимый фактор, затрудняющий процессы цифровизации. Часть руководителей мыслят линейно в плоскости: «действие должно порождать деньги, остальное — нафиг» и для них неприемлемы инвестиции во что-то, что даст отложенный эффект через год, а то и дольше. А может, даст лишь косвенный эффект: например, покупатель восхитится навороченной и технологичной переговоркой и автоматизированной системой контроля обновлений, но купит спустя два года, когда его не впечатлят четыре стула вокруг стола у конкурентов. Прямой связи между событиями нет? Нет. Значит, идите к чёрту со своими CRM-ками, дожимами, пиаром, маркетингом и организацией офисного пространства — молодец здесь только менеджер Вася, который взял трубку и выставил счёт. Ему и процент с продаж, а вы идите, неучи, просиживайте офисные кресла. И да, IVR, RPA, ВАТС, — всё это фигня, ведь может ответить Вася, он же и счёт наковыряет в этом, как его, Экселе. Могу поспорить, вы таких встречали. 

Руководителю часто тяжело принять мысль, что он должен что-то сделать за деньги и это что-то не позволит ему сократить сотрудников или привести на 50% клиентов больше. Он считает деньги и полагает, что дела и так идут нормально, зачем рисковать. К сожалению, такая категория управленцев не понимает, что без цифры и автоматизации любая компания идёт назад по трём простым и понятным причинам: неэффективные сотрудники, разрозненные и неинформативные данные, отвратительный сервис. Эти три всадника бизнес-апокалипсиса загнули не одну компанию — особенно в кризис. Упрямое бездействие всегда выглядит пугающе.

Непринятие изменений персоналом — ещё одна сложность на пути всего цифрового, электронного и автоматизированного в компаниях. У каждого сотрудника, который бойкотирует инновации и развитие технологической инфраструктуры в компании, есть свои мотивы: страх за своё место, страх контроля, сложности в обращении с техникой, низкий уровень компьютерной грамотности, серые схемы и проч. У этого явления есть ещё одна неприятная особенность: бойкотировать обычно могут только сотрудники «с весом» в компании, которые осознают значимость своих действий. А это значит, что они скорее всего поведут за собой ближайших сотрудников и подчинённых и процесс выйдет из-под контроля. Технологии в таких условиях просто неэффективны, необходимо сначала работать с персоналом, готовить почву для изменений и только потом ступенчато входить в цифровую реальность (но в данном случае это только звучит просто, на самом деле история небыстрая и болезненная).

Лоскутная цифра в компании — распространённая проблема. Компании могут полностью прокачать цифровой облик разработки, инфраструктуры, продаж и при этом по старинке исследовать потребителей, вести логистику, работать с персоналом. Безусловно, лоскутная цифровизация и автоматизация — уже огромный шаг на пути к изменениям и росту эффективности, но до цифровой трансформации здесь далеко, она должна быть непрерывной. Собственно говоря, такую историю мы все с вами можем наблюдать при работе с ЖКХ или органами власти: можно подать документы через Госуслуги, обслужиться в великолепном МФЦ, а потом попасть к паспортистке, которая будет вашу домовую книгу искать в пыльных ящиках с перепутанными указателями. Подумайте в этот момент, что ваш клиент может получить те же впечатления: вроде и робот встретил, и на менеджера правильного перевели, и перезванивают в срок (спасибо CRM), а потом при отгрузке накладную и счет-фактуру ручкой выписывают, переписывая цифры штрих-кодов (вот для таких случаев мы и делали свою CRM сразу со складом, логистикой, красивой первичкой и т.д.).

Коррумпированность лиц, принимающих решения — проблема, о которой выразительно молчат. Автоматизация и цифровизация бизнеса предполагает довольно большие суммы сделок даже в малом бизнесе, в среднем и крупном счета могут начинаться от нескольких миллионов. За такой кусок бюджета компании грех не побороться — и выиграть конкурентную борьбу может не тот, кто лучше решит задачи и выполнит всю работу, а тот, кто красиво поделится с тем, кто принимает окончательное решение о выборе конкретных технологий. То есть компания получит не решение проблем и не реализацию требований, а просто технологию, которую нужно будет на проблемы и требования натягивать. Но, как правило, коррумпированный проект рано или поздно проваливается, — и не в последнюю очередь из-за халатного отношения сторон к процессу (всё определяет жажда наживы). 

Отказ от какой-либо автоматизации и цифровизации в принципе свойственен малому бизнесу. Позиция напоминает надпись на старых Жигулях: «хорошо не жили, нехрен начинать». Руководитель полагает, что от внедрения CRM, автоматизации логистики, цифровизации обучения сотрудников ничего не изменится, кроме увеличения затрат. Конечно, это не так и малый бизнес как раз максимально быстро и чувствительно реагирует на любые инновации. Да, цифровая трансформация как таковая для малого бизнеса слишком сложное понятие, но её базовые основы (технологии меняют скорость и структуру процессов в компании) подходят абсолютно всем.

Формальность подходов: если всё делать для галочки, интеграции и обучение проводить на бумаге, не делать тонкие настройки компании после цифровизации, результаты тоже будут только на бумаге. При всей своей бездушности цифра не терпит безразличного подхода: каждый сотрудник должен быть активным участником проекта, руководитель — включённым и заинтересованным. 

Дефицит качественного, подходящего под задачи программного обеспечения — больной вопрос, особенно в России. Да, это говорим мы, разработчики CRM-систем и программ для бизнеса. И здесь парадокс: ведущие российские CRM-системы выглядят достойно среди зарубежных аналогов, но стоит сунуться в крупное управление проектами, бизнес-аналитику, BI, BPM, сразу становится понятно, что импортозамещать особо-то и нечем. Разработать хорошую CRM, хорошую систему аналитики и т.д. — дело не одного года, которое к тому же требует особый тип разработчиков, знакомых с коммерческими процессами и т.д. Так что для ряда типов ПО пока особо рассчитывать не на что. О других элементах цифровой трансформации и говорить не нужно: зависимость от импорта достаточно велика. 

Неграмотное внедрение — самая обидная проблема: ты выбрал подходящие элементы автоматизации и цифровизации, сотрудники готовы, время на адаптацию и обучение выделено, бизнес-процессы отрефакторены, но… сотрудники вендоров или интегратора всё проваливают. Такое случается, если они нацелены на продажу и не особо разбираются в технических моментах. Поэтому очень важно уточнить квалификацию экспертов и особенности подрядчиков до оплаты первого счёта. 

И…

Кто инициировал цифровую трансформацию в вашей компании?

А) генеральный директор
В) технический директор

С) COVID-19
Кто инициировал цифровую трансформацию в вашей компании? А) генеральный директор В) технический директор С) COVID-19

Традиционно эти причины неуспеха по одной не ходят и как правило сочетаются и дают неплохую синергию для того, чтобы отбросить компанию на несколько лет назад. Кроме того, первые же неудачи в проектах цифровизации и автоматизации оставляют устойчивый иммунитет — и компания в том же руководящем и менеджерском составе редко решает начать всё сначала. (Кстати, зря — даже в малом и среднем бизнесе всегда можно найти путь изменить своё отношение к ПО. Например, мы не раз переводили небольшие компании с других CRM на RegionSoft CRM и всегда это было позитивное изменение, выгодное прежде всего для компании: сохраняются данные, практически не меняются процессы, сотрудники пробуют новое ПО, сравнивают его с предыдущим и успешно начинают использовать, потому что для них разница и преимущества очевидны).

Это не цифровая трансформация!

Запомните! НЕ цифровая трансформация это…

... внедрить одну систему (CRM, ERP, PM, BPM…). Это отличный способ прокачать оперативную работу в компании и автоматизацию труда сразу нескольких подразделений, но это не цифровая трансформация, поскольку не происходит глубинных изменений всех процессов, продуктов и парадигм управления.

… купить сервер в офис, особенно если вы не понимаете, зачем вы его купили. Железо само по себе в принципе не способно менять подходы к управлению, это скорее элемент развития именно ИТ-инфраструктуры и в некоторых случаях хороший инструмент информационной безопасности.

… пользоваться крутыми гаджетами. Можно сделать электронные сенсорные табло бронирования переговорок, повесить экраны по всему офису, использовать подвесные столы на электроприводе и т.д., но при этом оставаться компанией из 90-х для которой вся эта электроника — понты. Если техника не встроена в общую концепцию цифровизации, она в принципе бессмысленна. 

…  завести системного администратора. Свой системный администратор — это грамотное решение с точки зрения экономии, безопасности и организации труда в компании. Но он сам по себе не закрывает ни одного вопроса, связанного с автоматизацией, цифрой и тем более с цифровой трансформацией. Более того, даже при наличии гипотетического бесконечного бюджета один сисадмин и даже ИТ-департамент с задачами не справится, поскольку трансформируются все процессы, а значит, изменения коснутся каждого сотрудника. 

… завести штатного программиста. Та же история, что и с сисадмином, с той разницей, что программист скорее всего не будет заниматься даже ИТ-инфраструктурой. 

… настроить и использовать крутой портал — рабочий или корпоративный. Опять же, отдельное программное обеспечение, даже если оно охватывает всех сотрудников, не имеет ничего общего с цифровой эволюцией процессов.

… иметь в штате CIO, CTO. А кто вам сказал, что назначение очередного директора по… что-то меняет? Нет, и здесь работает правило: один в поле не воин.

… использовать голосовых и физических роботов. Если ваших посетителей встречает робот, а на звонках и почте работают цифровые боты, это значит лишь то что а) у вас много денег; б) вы недооцениваете значимость человека внутри цифровизации; в) вам просто нужен такой маркетинг. 

… отслеживать цифровой профиль сотрудников. Это вообще шаг назад, если не знаете, почему, читайте здесь.

Думаю, дальше перечислять не надо, вы поняли принцип. Иметь всё перечисленное выше — круто и однозначно результативно. Но не называйте это цифровой трансформацией. Она будет тогда, когда руководитель, сотрудники, клиенты, партнёры почувствуют качественные позитивные изменения и будет интегральный результат во всей компании в целом. А собственно, вам и не нужно к ней стремиться — автоматизируйтесь и цифровизируйте в нужном вам векторе, исходите из потребностей и требований вашего бизнеса. Если вас утешит, я не встречал ни одного проекта завершённой цифровой трансформации, даже у гигантов и монополистов. Хотя эксперты и консультанты по цифровой трансформации, конечно, со мной поспорят.

Задайте себе три вопроса

Если вам вдруг пришлось встроиться в цифровую трансформацию, задайте себе и своим коллегам три главных вопроса.

Почему мы решили делать цифровую трансформацию?

Что у вас в компании мотивирует изменять ситуацию: резкое изменение профиля клиентов, необходимость менять продукты и стратегию продвижения, нужны постепенные улучшения или радикальное изменение всего управления и т.д.? Любые новшества — это стресс для коллектива и для системы управления в компании, и не нужно их внедрять только ради того, чтобы озвучить это в пресс-релизах. Чувствуете, что процессы встали и тормозят, обучайте сотрудников, внедряйте CRM-cистему, налаживайте RPA, но не ныряйте с головой в сложные интеграционные проекты — есть риск утонуть, не доплыв до окупаемости. Начинайте с базовой автоматизации и развивайте её. 

Как мы будем двигаться, что делать?

Поставьте цели и определите, как и с помощью каких инструментов и действий вы будете их достигать. Следуйте этому плану и не слушайте каких-то там привлечённых консультантов: вы в любом случае знаете, что нужно вашему бизнесу и знаете это в самых тонких нюансах. Пусть это будут медленные шаги, но они будут на нужном вам пути.

Кто нам поможет?

Пока бизнес-процессы переходят на цифру, главную роль продолжают играть люди. Процесс цифровой трансформации (равно как автоматизации и цифровизации) требует огромных человеческих ресурсов и слаженной работы команды, в которой к тому же появляются новые временные участники.

  • Лидеры - люди в компании, которые будут early birds всех изменений, примут их, станут внутренними экспертами и смогут погрузить в новую реальность других сотрудников.

  • Критики и аналитики - профессионалы, которые будут задавать много вопросов, тестировать пилотные проекты, работать с требованиями и рефакторингом процессов.

  • Сотрудники - для успешного проекта каждый должен принять цифровые изменения именно на своём месте и для себя. Без этого интегрального эффекта не будет. Особая ответственность ложится на менеджеров среднего звена.

  • Сотрудники вендора (интегратора) - профессионалы, которые знают, что, хкак и с какими проблемами нужно сделать, чтобы компания стала по-взрослому цифровой. Как правило, это работники нескольких компаний и важно донести до команды, что их нужно принять как равноценных членов, а не как кого-то чужеродного.

А если вы сноб и считаете, что у вас всё прекрасно и ваша компания точно та, которая скоро напишет на Хабр статью: «Как мы провели успешную цифровую трансформацию», то ниже чек-лист на 7 пунктов — проверьте, всё ли так хорошо, как кажется.

7 слагаемых настоящей цифровой трансформации

  1. Есть комплексная стратегия с определёнными целями трансформации. Вы точно понимаете, чего хотите и какие шаги приведут к каждой из целей.

  2. Есть процессы, которые можно «перекладывать» на цифру и которые уже не нужно рефакторить. Процессы отточены, проверены, прозрачны и готовы к автоматизации или уже частично автоматизированы (например, в BPM-системе или в CRM-системе).

  3. Руководство выделило самых сильных сотрудников для реализации проекта. Только заинтересованные и опытные сотрудники могут двигать проект вперёд. При этом реализация цифровой трансформации невозможна в перекурах между основными рабочими задачами, у компании должен быть ресурс освободить сотрудников от рабочих вопросов на какое-то время.

  4. Руководитель (или топ-менеджеры) искренне заинтересованы в изменениях. Они вовлечённо участвуют во всех этапах проекта и трудятся наравне с подчинёнными, в зоне их отвественности находятся вопросы глобального планирования, прогнозирования и аналитики.

  5. Управление в компании стало гибким и сотрудники это ощущают. Не обязательно внедрять Agile и вбухивать в это ресурсы, важно, чтобы компания была готова к изменениям, несущим результат.

  6. Есть комплексный «дашборд» итогов трансформации, чёткие критерии оценки и системы мониторинга прохождения всех процессов. Это огромная и сложная задача: нужно выработать чёткие и грамотные KPI проекта, системы оценки результатов для каждого этапа, выстроить мониторинг для будущих результатов. Причём это нужно сделать так, чтобы коэффициенты и оценки не были самоцелью, а генерировались почти что в фоновом режиме и на основе единого надёжного источника данных.

  7. Все решения масштабируемы, есть возможности интеграции нескольких или всех решений внутри ИТ-инфраструктуры.

А вообще цифровая трансформация, ещё не успев встать на более или менее ровные рельсы и обрести стандарты, стала в айтишной среде мемом, обозначающим косность, неповоротливость и бюрократизм. А ведь классной штукой задумывалась! Но пока мы варимся в этой теме, появилось более общее и лично мне симпатичное понятие — бионические команды. Это команды, которые работают на основе диалога, сотрудничества человека и технологий (тех, которые оправданы в компании для решения задач бизнеса).

Мы (я, моя команда, вы, ваша команда, все) привыкли работать с процессами и делать всё, чтобы процессы становились эффективными и прозрачными. Казалось, эта музыка будет играть вечно и нет ничего лучше процессного подхода. Но нет — уже сейчас нужно формировать в командах культуру инноваций и эксперимента, приучать сотрудников к гибкому переключению на новые инструменты работы и работе на результат (а не действие), потому что завтра и послезавтра это нам всем очень пригодится — не за горами времена, когда компания без автоматизации, цифровизации и бионической команды будет выглядеть как привокзальный ларёк из 1998-го. И вряд ли клиенты к этой экзотике потянутся.

Алексей Суриков

Главный разработчик RegionSoft

➡️ RegionSoft CRM и другие наши сервисы для автоматизации бизнеса

Комментарии (51)


  1. Ilha
    13.09.2021 14:57
    +6

    Наконец это прям системно и по пунктам озвучено. Реально из каждого угла говорят о ЦТ, но реализации как не было, так и нет — где бюрократизм, где законодательство, где ещё что. Впрочем, плохим танцорам всё мешает, мы это проходили.

    За вытаскивание на свет термина «бионическая команда» гран мерси — не думал, что так скоро на Хабр заедет.


    1. Gryphon88
      13.09.2021 15:38
      +2

      Мне нравится, как было сказано в "Дюне": spice must flow! Поскольку у нас так не принято прямо говорить, приходится сначала придумывать новый грааль, а потом причины, по котором не получилось до него дойти. Имхо, кто хочет и понимает, тот внедряет гибкие методологии, цифровизируется и всячески упрощает себе жизнь, а кто не хочет - тот и так бы не работал, но уже по другому поводу.


  1. idGenderBender
    13.09.2021 15:15
    +7

    Цифровая трансформация — настолько пресное словосочетание само по себе, что мне даже не захотелось прочесть эту статью.


    1. RegionSoft
      13.09.2021 15:16

      Очень показательный комментарий. Про то и статья ;-)


    1. CrazyScientist
      13.09.2021 15:55
      +1

      Я вообще подумал по названию, что будет что-то про LP vs FLAC, или цифровую шимку для БП.


  1. ChePeter
    13.09.2021 15:27
    +3

    Мне статья не понравилась и вот почему

    цифровизация по сути это отображение реального мира в некий формализм ( скорее всего это векторы, тензоры, реляционные таблицы и т.д., которых, очевидно, нет в реальности) далее вычисления максимума, минимума, оптимума и прочих KPI, и далее отображение обратно в реальность. И в реальности происходят передвижение сверла, выставление оферты, погрузка груза и т.д.

    И нет никакого формализма по построению такого отображения почти нигде ( исключая сопромат и прочие физики/химии ) и ни в одной конторе никто не занимается таким отображением. Вот и получается, что задачи IT не связаны почти никак с реальным миром и реальный мир никак и нигде не формулирует задачи IT - они просто этому не учились, ни те ни другие.

    Все задачи автоматизации, что в последнее время выкладывают топ компании - по сути автоматизация работы бухгалтера, курьера, архива и секретарши. Это кажется смогли формализовать хоть частично. Представить одной громадной, богатой северной компании Норникель после красивого доклада о цифровизации с многомиллионными серверами на мой вопрос "кто определяет размер остатка болтов М12 на складе, человек или робот?" ответил "конечно человек" - вот вся его суперавтоматизация.

    Врачи не занимаются матаном, им для этого еще 5 лет нужно и те, кто знает матан, почти никто не знает где селезенка. ))

    Поэтому статья, также как и остальные такие же на эту тему, есть агитация и пропаганда, в стиле кота Леопольда - давайте жить умно!

    А как оно, это умно, никто не знает. И автор тоже.

    Но вопрос актуальный, нужный, полезный, автор прав, что он назрел и даже перезрел.


    1. Soorin
      13.09.2021 16:38

      «кто определяет размер остатка болтов» — человек. Потому, что для перекладывания этого вопроса на машину, машине нужно указать все (все!) места в условном «Норникеле», куда идут такие болты и их количества, нужно дать ей статистику по потреблению этих запчастей, нужно забить уйму данных. Данных, во-первых, нет во всей полноте, а во-вторых, забивать эти данные просто некому. В-третьих, если вдруг окажется, что болтов нужно немеряно, начнутся вопросы — а как жили раньше, а почему так много нужно, и вместо работы все будут носиться и искать ответы на неудобные вопросы. Потому что «ЦТ» компания может оплатить, а ввод данных — нет (ибо считает, что «из таблиц „Экселя“» эти данные туда вобьют всё те-же сотрудники «заодно» — они ведь знают, куда сколько болтов ннада).


      1. Scoper
        13.09.2021 23:38

        ТОиР? Не, не слышали


        1. Soorin
          14.09.2021 09:00

          Cлышали, внедрили аж целый модуль PM в SAP. Дорохо-бохато. Пустой. Никто будет набивать ассеты, никто — писать техкарты…


          1. fomenka
            14.09.2021 23:10

            позвольте поинтересоваться, вы видите это изнутри? откуда категоричность суждений?

            и кмк, компании, которые внедряют SAP, редко делают это на последние деньги. и критерии оценки у них несколько другие.


      1. E_BEREZIN
        14.09.2021 09:32

        «кто определяет размер остатка болтов» — человек.

        Необязательно человек, да и часто это не нужно. Прямо сейчас в информационной системе хранятся накопленная годами информация, которые нужно "извлечь" и "преобразовать" в данные, с которыми могут работать алгоритмы в автоматическом режиме.

        В зависимости от различных условий можно применять разные способы пополнения остатков на складе. Приведу примеры:

        1. "Мин-макс"

        2. Аварийный запас

        3. Средняя скорость потребления

        4. Плановые ремонты и обслуживание

        5. "Плечо" доставки при снижении запасов

        Иногда применяется сочетание нкскольких способов, например "мин-макс" для аварийного запаса (например, когда аварийный запас больше 1 единицы).

        Для определения тех же значений "мин-макс" не нужно привлекать людей, достаточно определить среднюю скорость потребления с учетом среднего "плеча" доставки (срока доставки) по историческим данным в информационной системе.


    1. Nehc
      15.09.2021 11:10
      +2

      С автором все просто — автор идею ПРОДАЕТ. Текст маркетинговый и его суть сводится к тому, что надо:
      1. Выделить большие бюджеты на долгий срок. Быть готовым вкладываться постоянно и не ждать отдачи прям сразу. Если не дождался и остановил финансирование — сам дурак.
      2. Надо покупать не конкретную систему, которая тебе нужна, а комплексно все сразу. Если купил что-то одно и оно не завелось — сам виноват.
      3. Если вы заложили бюджет, тратите деньги, заказали комплексно, но все равно в течении долгого времени не видите плюсов… Ну это потому, что у вас сотрудники плохие, вы не правильно понимаете трансформацию, не достаточно изменили мышление — нужное подчеркнуть.

      А на самом деле в России цифра развивается такими темпами, что если сравнить с «загнивающим западом»(с) то прям уф! ;) Тут уже скорее наоборот во многих сферах (типа банковской) иногда хочется и притормозить — до живого человека уже и не дозвонится: сплошь умные помощники… И таки да: местами задолбала цифровая трансформация…


  1. borovinskiy
    13.09.2021 16:59

    А где можно найти первоисточник определения "цифровой трансформации", на который потом можно ссылаться?


    1. RegionSoft
      13.09.2021 23:42
      +3

      Вообще нигде :-) На каждой конференции вокруг определения ЦТ и разграничения с автоматизацией и цифровизацией идут бои и эксперты никак не могут сойтись в едином мнении. В принципе, есть неплохая (де-юре) методичка Минсвязи, там про ЦТ всё по канонам и можно выбрать рациональное зерно.


  1. apapacy
    13.09.2021 17:02

    Скепсис бизнеса по отношению к цифровизации не случаен. Как не случно и то что господствовашее в прошлом веке слово автоматизация заенила слово цифровизация. Очень показательно это. Никто уже не обещает что будет автоматищировано, а более обтекаемо — будет цифровизовано, а то что это может потребовать не меньше, а больше персонала — это уже подрбоности. Например любой разраотчик ERP может рассказать как будет всем хорошо, если в будет автоматизирован учетдвижения всегда модно будет узнать что и где находится и на какой операции. Но я был свидетелем того что такой проблемы вообще у произволства не существует они и так это знают. (Если кто-то хочет поспорить пусть ответ ит а как это сейчас работет если никто не знает что и где нахзодится). А вот сколько нужно затрат чтобы организовать этот учет никто (с хронометражом и расчетами) на моей памяти не делал. Вспоминается торлиинг автоматизаии в фильме "КОролева бензоколоники"


    • А это бензоколонка образца 1965 года — автоматическая (ну и дальше ускоренная съемка)


  1. beerchaser
    13.09.2021 17:11
    +4

    Странная дефиниция:

    "цифровая трансформация — это когда

    1) меняешь в компании процессы, продукты, стратегии, мозги сотрудников

    2) внедряешь и используешь передовые цифровые технологии (не одно только программное обеспечение!!)

    3) а потом у тебя растёт выручка и падают издержки."

    <имхо>

    Непонятно, что дефинируется - процесс или конечное состояние. Если верить данной статье - процесс.

    Первый пункт не имеет отношение к цифре. Второй не связан с первым и не следует из него. Третий не связан с первыми двумя и не следует из первых двух.

    Причем следует отметить, что в определении следование этих пунктов поставлено с ног на голову. Целеполаганием (задача процесса) должно быть снижение издержек. Для этого (стратегически) рассматриваются возможные пути достижения цели. Путь делится на этапы с контрольными точками /критериями их достижения. Далее (тактически) выбираются средства. Это может быть что-то (или все), что указано в пунктах 2 и 3. Причем использование компютеризации не является решающим фактором: канбан и системы управления качеством появились раньше персональных компьтеров, но также позволили повысить эффективность и снизить издержки.

    </имхо>


    1. apapacy
      13.09.2021 17:18

      С точки зрения молотка все проблемы это гвозди. С точки цифровой компании все решения цифровые.


  1. vtal007
    13.09.2021 17:43
    +2

    Так что такое "цифровая трансформация?"


    1. E_BEREZIN
      14.09.2021 07:13
      +1

      Если продукт создаётся для пользователей, то это новый опыт взаимодействия в цифровой среде.

      Например, сейчас я могу читать книги без помещения библиотеки или её покупки в книжном магазине, а в мобильном приложении. Мы не перестали читать книги, просто стали это делать по-другому, в цифровой среде - в мобильном приложении на своём смартфоне.

      Если продукт создаётся для исключения из процессов сотрудников, то это новый опыт для компании с использованием цифровых помощников.

      Например, создать личный кабинет покупателя, чтобы убрать менеджеров из процесса приема и размещения заказов клиентов в системе. Компания продолжает принимать заказы, только покупатели их размещают в цифровой среде - в своём личном кабинете на сайте или в мобильном приложении.

      Цифровая трансформация - это новый и более удобный способ удовлетворения привычных потребностей с использованием информационных технологий.

      Масштабы цифровой трансформации могут быть разные.


    1. borovinskiy
      14.09.2021 07:38
      +1

      Тоже искал ответ что есть цифровая трансформация и нашел тот, что близок к пониманию автора поста.

      Лучше рассматривать вот так:

      1) Информатизация - это когда процессы переносятся в цифру не меняя самих процессов (например раньше документооборот был на бумаге, теперь в системе документооборота, но сами процессы в принципе не поменялись, все также Word-файлы и согласования).

      2) Цифровизация - процессы переходя в цифру в принципе меняются. Были одни, а стали другие.

      3) Цифровая трансформация организации - в организации цифровизовали (поменяли) столь большое количество процессов, что организация существенно изменилась.

      В том определении, которое я привожу, есть слова про рост эффективности труда. Нет существенного роста производительности труда - нет цифровой трансформации. Но это дискуссионное ограничение.

      Здесь ниже приводится определение цифровой трансформации органов власти. Хочу отметить, что в различных контекстах даются другие (отличные определения) цифровой трансформации. Думаю, что это отчасти потому, что не все организации действительно хотят в кардинальное изменение процессов и в рост производительности труда, так как это означает ликвидацию части отделов, перетасовку работников и их задач в существующих отделах, создание новых отделов, а значит и риски изменений. Различные ИТ-бизнесы вводят удобное им определение, чтобы подчеркнуть как их продукты важны в цифровой трансформации -). На это покупаться не надо, а надо видеть в "цифровой трансформации" не только "цифровое", но и "трансформацию организации".


      1. Al_Pollitruk
        14.09.2021 23:10

        Очень похоже по формулировкам на когда-то модный реинжиниринг бизнес-процессов.


        1. dushinYu
          15.09.2021 10:40

          Нет не похоже. Реинжиниринг - это радикальная оптимизация, и связан с изменением целей субъекта. Например, вчера выпускали табуретки, а завтра надо выпускать колбасу или средство массовой информации.


  1. SerjV
    13.09.2021 18:20

    Я бы еще сказал, что
    автоматизация != цифровизация != цифровая трансформация

    упрощённо говоря:

    автоматизация — это когда «всё как и было, но и использованием компьютеров и программного обеспечения»

    цифровизация — к автоматизации добавляется реинжениринг бизнес-процессов

    цифровая трансформация — «бесконечный цикл» (по аналогии с СМК, когда её делают не для галочки) по внедрению цифровизации для повышения эффективности бизнеса (снижение издержек и/или повышения прибыли) в условиях динамически изменяющихся внешних (по отношению к предприятию) факторов.

    Соответственно, разные критерии успешности — не «выполнение ТЗ», а достижение/поддержание показателей эффективности бизнеса…

    И вот тут-то всё и поплыло:
    — как правильно определить эти самые показатели? (прибыль собственника иногда вступает в противоречие с развитием бизнеса, парадокс, но так тоже бывает)
    — и как это спроецировать на ИТ, которое в любом случае будет выполнять ТЗ, а не напрямую показатели накручивать?..

    Никто ничего толком не понял, но раз «партия приказала» — надо делать вид, что что-то делают…


    1. apapacy
      13.09.2021 19:55

      Ну это такое сильно заидеализщированное представление. В реальной жизни при автоматизации ставили вопрос сколько можно убрать бухгалтеров, технологов и т.п. если купить один компьютер и спрограммой (ответ нисколько) При цифровизации такой вопрос даже не ставится а сразу говорится что нужно прикупить на 7-8 значных цифр программного обеспечения и железа и создать новое управление с не слабым штатом.


      1. SerjV
        13.09.2021 21:26

        Ну не надо ж путать модели as is и to be, и что есть и что получилось на самом деле :) Где-то классная картинка была с деревом и качелями на тему «что было в ТЗ — … — что получилось в итоге — что на самом деле хотел заказчик».

        Т.к. и раньше люди занимались цифровизацией, не называя это цифровизацией (просто потом пришли «новые манагеры» и захотели новые термины, старые им по маркетинговым соображениям не нравятся), и сейчас под видом цифровизации занимаются освоением бюджета и раздуванием штата для повышения собственной значимости…


      1. vsh797
        14.09.2021 12:55

        сколько можно убрать бухгалтеров, технологов и т.п. если купить один компьютер и спрограммой (ответ нисколько)

        Я конечно понимаю, что вместо автоматизированной работы появляется куча новой. Но все-таки ответ как-то неинтуитивен. Неужели производительность труда с автоматизацией вообще не растет?


        1. dushinYu
          14.09.2021 15:30

          Неужели производительность труда с автоматизацией вообще не растет?

          Растет, но не все так просто. Если автоматизировать рабочее место, то вырастет производительность труда на этом рабочем месте, но производительность бизнес-процесса может не измениться. Поэтому лет двадцать назад мир перешел на автоматизацию бизнес-процессов. Это не только эффективно, но и единственный способ обеспечить абсолютное качество данных.

          Собственно, цифровая трансформация - это комплексная автоматизация ВСЕХ бизнес-процессов. Именно всех! Тогда получается синергетический эффект.


          1. Zrobon
            04.12.2021 11:29

            +


    1. RegionSoft
      13.09.2021 23:44

      К автоматизации ЦТ никто не приравнивает, а вот с цифровизацией как раз идут споры. Но ваше высказывание про бесконечный цикл определённо симпатичное.


      1. SerjV
        14.09.2021 00:32
        +1

        Честно сознаюсь, что идея не совсем моя ;)

        Постановление Правительства РФ от 10 октября 2020 г. № 1646 “О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами”:

        "мероприятия по информатизации" - предусмотренные мероприятиями программ мероприятия государственных органов, направленные на создание, развитие, эксплуатацию или использование информационно-коммуникационных технологий, а также на вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

        "цифровая трансформация" - совокупность действий, осуществляемых государственным органом, направленных на изменение (трансформацию) государственного управления и деятельности государственного органа по предоставлению им государственных услуг и исполнению государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в свою деятельность в целях, указанных в пункте 16 настоящего Положения;

        16. Показатели результативности цифровой трансформации формируются с учетом следующих целей цифровой трансформации:

        а) повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством;

        б) снижение издержек государственного управления, отраслей экономики и социальной сферы;

        ...

        Плюс довольно неплохое видение толкает Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации на базе Высшей школы государственного управления РАНХиГС. Они же двинули идею различать автоматизацию, цифровизацию и цифровую трансформацию.

        А бесконечный цикл - это же в чистом виде СМК. Если можно применять процессный подход, значит выплывает цикл Деминга-Шухарта, иначе это не деятельность, а профанация (исключение - разовые неповторяющиеся акции, к ним процессный подход неприменим за отсутствием процессов).

        Но поскольку деятельность предприятия или организации таки предполагает наличие процессов и как внешние, так и внутренние, факторы никто не замораживал - добро пожаловать в бесконечный цикл...


    1. Zrobon
      04.12.2021 11:26

      Если бы автоматизация -это тоже как было только с применением компов и ПО (по вашему), то вообще зачем это нужно. Или ошибаетесь или лукавите, господин, понимая что это не так.


  1. vs74
    13.09.2021 19:56
    +1

    Задолбала!


  1. edejin
    13.09.2021 20:29
    +1

    Немного оффтоп, но напомнило изречение одного, моего знакомого, преподавателя кафедры радиотехники, лет 10 назад: у нас сейчас все либо "безопасность", либо "коммуникации". Жду кто первый будет заниматься "безопасностью коммуникаций" или "коммуникацией безопасности", чтобы максимально быть в тренде. (С) Максим Синьковский

    Я это к тому, что это происходит очень часто, люди хотят быть в тренде, не осознавая, значение слов.

    На этом стоят все субкультуры. Это субкультура, наверное, такая - "моднословники".


  1. dushinYu
    13.09.2021 21:15
    +2

    Заголовок и преамбула, в общем, понравились. Тема актуальная и я даже сам пытался об этом высказаться. Стал читать и стало скучно. Слишком все банальное и затертое – ничего нового.

    Но основная проблема Вашего выступления – отсутствие нормального определения этой самой трансформации. То, как Вы определили этот термин, совсем не «понятно и четко». Вы путаете термины «автоматизация», «цифровизация» и «ЦТ». Похоже, что для Вас (впрочем, и для многих комментаторов) это одно и тоже, а это неправильно.

    А раз нет ясного понимания объекта исследования, то и все рассуждения о нем становятся такими же мутными, или, как я уже сказал, банальными. Например, далее по тексту:

    «70% инициатив по цифровой трансформации не достигают поставленных целей»

    Ну, так это было всегда для проектов автоматизации, особенно для крупных.

    Далее, почему ЦТ – это «скорее смешно, чем успешно». Все проблемы, указанные Вами, - вечные! Точно такие же были 30 лет назад и более того – во всех других сферах деятельности.

    Например,

    «Недостаток финансирования», а когда денег хватает?

    «Узколобость и упрямство высшего руководства». Ну, это же очевидно! Так было и 100, и 1000, и миллион лет назад. Только помните, что, когда сами станете начальником, о Вас будут говорить тоже самое.

    Остальные пункты не буду перечислять – все это было ВСЕГДА! Т.е. и тогда, когда о ЦТ еще не было и речи. А некоторые пункты к тому же – это Ваши заблуждения:

    «Дефицит качественного, подходящего под задачи программного обеспечения — больной вопрос, особенно в России». В этой России мужики одним топором строили многоэтажные деревянные храмы. Ими весь мир восхищается! Оказывается, все дело - в каких руках топор!

    «Неграмотное внедрение» — ты такой замечательный, «но… сотрудники вендоров или интегратора всё проваливают». Даже комментировать не хочется!

    Ну, и далее – все в том же духе – ничего нового. Уж поверьте старикану. И даже Ваш пассаж про «моя команда» - в том же духе.

    Где выход? Там, где и вход: если ваша команда – профессионалы, то радуйтесь этим проблемам рынка. Значит вам есть где развернуться, обыграть конкурентов.

    Работайте!


    1. RegionSoft
      13.09.2021 23:48
      +2

      Так и в вашей статье ничего особенного: мы по практике, вы по ГОСТам. Ничто не ново под Луной, просто разные углы зрения на один и тот же вопрос.

      Вот если бы вы рассказали про реально реализованный проект ЦТ — это было бы круто, таких материалов днём с огнём не найдёшь, а если есть свои/чужие, то под NDA.


      1. dushinYu
        15.09.2021 10:32

        мы по практике, вы по ГОСТам. Ничто не ново под Луной, просто разные углы зрения на один и тот же вопрос.

        ГОСТы - это систематизированная практика. По крайней мере так должно быть. Поэтому у меня с Вами не разные углы зрения, а разное понимание проблемы.

        Впрочем, не такое уж и разное. С теми проблемами, о которых Вы написали, я согласен, они действительно есть на практике. Но это не проблемы цифровой трансформации, это проблемы реализации любого проекта автоматизации.

        Вот если бы вы рассказали про реально реализованный проект ЦТ — это было бы круто, таких материалов днём с огнём не найдёшь

        С описанием проектов ЦТ действительно напряженка. И не потому, что их нет, а потому, что, даже в этой нашей дискуссии, проявляется неопределенность термина "цифровая трансформация". И это позволяет каждому автоматизатору трактовать его в меру своей компетенции. В узком смысле - достаточно все ясно и понятно: ЦТ - это автоматизация всех бизнес-процессов субъекта в единой информационной системе, что и дает синергетический эффект. Что приводит появлению качественно нового состояния этого субъекта.

        ЦТ в широком смысле - это эпоха развития общества. Т.е. это понятие того же масштаба, что и капитализм, коммунизм и т.д. Последние - это механизмы распределения материальных и духовных благ между общественными классами, а ЦТ - это система автоматизации этих механизмов, при этом технологии стали иметь решающее значение.

        Для нас - технарей, главное понимать, чем эпоха ЦТ отличается от предшествующих? Отличие банально простое и очевидное - исчезает нецифровая информация. Она остается только в мозге человека. Как только человек начинает стучать по клавишам, она сразу становится цифровой. Задача автоматизатора сделать так, чтобы эта информация попадала в соответствующую информационную систему.

        Все просто, коллеги. Цифровой трансформации избежать невозможно! Ее можно только продолжить!

        Всем успехов на этом пути!


        1. Zrobon
          04.12.2021 11:39

          Полностью согласен.


  1. no_future
    14.09.2021 23:10
    +1

    Мне нравится понимание ключевой цели цифровой трансформации на моей работе: перевод продуктовых команд в прямое подчинение бизнесу с возложением ответственности за результат на бизнес, а не «эти айтишники опять накосячили».

    Причем нет, это не формализм, руководители бизнес-подразделений ходят на скрам митинги «своих» команд и активно учатся плотному взаимодействию с IT.


    1. SerjV
      15.09.2021 11:00

      Мне нравится понимание ключевой цели цифровой трансформации на моей работе: перевод продуктовых команд в прямое подчинение бизнесу с возложением ответственности за результат на бизнес

      Это конечно хорошо, но бизнес не в состоянии сформулировать задачу для ИТ без "переводчика". И тут либо продуктовые команды втягиваются бизнес, либо бизнес втягивается в ИТ, либо заводят "аналитика-переводчика" с языка бизнеса на язык ИТ. Но в любом случае критерий успешности цифровой трансформации - это не выполнение ТЗ на разработку ПО, а выполнение бизнес-критериев (связанных с удовлетворённостью клиентов, ростом прибыли, снижением издержек и т.д.).

      Вот только когда получилось - то победителей не судят, а вот в случае неудачи "вынь да положь" виноватых... Так-то "эти айтишники виноваты", на что айтишники отвечают "ничего не знаем, ТЗ выполнено", в итоге виноватых не найти, а в вашем варианте бизнесу придётся винить самому себя в постановке ТЗ, неадекватного его задачам. Не говорю, что это плохо - даже хорошо, но кому себе такое хочется вешать на шею?

      Причем нет, это не формализм

      Рано или поздно всё сводится к формализму и показателям ради показателей (причём сами показатели перестают отражать то, что они отражали до того, как на них стали ориентироваться). Например, какой процент тех же СМК внедрён реально, а не "на бумаге" ради сертификата для участия во всяких негосударственных тендерах? А СМК - это ж чисто про менеджмент, не про технологические процессы производства...


      1. dushinYu
        15.09.2021 11:11

        Согласен. Но два вопроса:

        1. Причем тут цифровая трансформация?

        2. Почему все так печально?

        Я считаю, что наша работа - самая веселая. В ней всегда есть возможность идти новым, непознанным путем. И чем больше непознанного или неожиданного, тем веселее!


        1. SerjV
          15.09.2021 12:05

          Причем тут цифровая трансформация?

          А вы считаете, например, что ЦТ не вписывается в ту же СМК (ISO/ГОСТ Р ИСО 9000), например?

          Да, указанные проблемы были всегда, но ЦТ предполагает ломку устоявшихся схем работы и в т.ч. "перекладывания" проблем с себя на обстоятельства или козлов отпущения.

          Почему все так печально?

          Было бы всё хорошо - в преамбуле статьи не писалось бы про "При этом для многих за этими словами скрывается что угодно, кроме первоначального, идейного смысла. На фоне этого проваливаются более 70% проектов трансформации по всему миру. "


      1. no_future
        15.09.2021 11:24

        либо бизнес втягивается в ИТ

        Это. Попробую переформулировать — IT команды становятся инструментом достижения бизнес-показателей в руках руководителя отдела, таким же инструментом, как логистика, продажи или маркетинг. И если цели не будут достигнуты, то накажут именно бизнес-руководителя, т.к. это теперь его обязанность — грамотно использовать свои IT команды для достижения бизнес-целей.


        1. SerjV
          15.09.2021 11:41

          IT команды становятся инструментом достижения бизнес-показателей в руках руководителя отдела, таким же инструментом, как логистика, продажи или маркетинг. И если цели не будут достигнуты, то накажут именно бизнес-руководителя,

          При этом бизнес-руководитель в не-ИТ бизнесе смотрит на ИТ-команду как на расходную строку бюджета. Продажи понятно - они приносят деньги. Маркетинг понятно - это инвестиция в рост продаж. Логистика тоже понятно - оно конечно издержка, но она включена в продажу, причём в каждую конкретную (даже если это закупка материалов для производства, а не только доставка товара).

          А куда с т.з. бизнеса девать ИТ, не делающего ничего для конкретной продажи? :) Отсюда и идеи типа "программисты не нужны" от некоторых, мол если уж потратиться на ИТ, то пусть нам всякие волшебные ИИ и бигдаты заменят работников - ИИ зарплату платить не нужно, а его участие можно привязать к каждой конкретной продаже...

          Ну или рассматривать любой бизнес как "в том числе ИТ бизнес", но к этому не всякий бизнес готов, плюс таки разделение труда никто не отменял...


          1. solntsepek
            15.09.2021 16:59

            Меня хорошо научил бывший руководитель как это побороть - нужно все расходы (на облака, сервера, хостинг и ПК) записывать на подразделения, которыю будут пользоваться


            1. SerjV
              15.09.2021 18:02

              Решение-то хорошее в плане распределения ответственности, но не сокращения расходов.

              Можно собрать свой ЦОД и засунуть в него ресурсы всех отделов (кроме того, что можно засунуть в облака… ну не всё, не все и не всегда готовы в облака засунуть), и сэкономить на капсах с опсами за счёт консолидации серверов и персонала. Но это еще и консолидация ответственности, и неочевидность «как эти расходы расписать на товары и услуги».

              Или там еще и какая-то методика распределения расходов между подразделениями была, у руководителя вашего?


  1. solntsepek
    14.09.2021 23:10
    +1

    Цифровая трансформация - это тот самый переход в постиндустриализм, который начался с развалом СССР, а сегодня уже, можно сказать свершился.

    Цифровая трансформация крупных предприятий или даже отраслей - это то же самое, что превращение в "платформу" (цифровую и программную), уберизация.

    Для мелких компаний это смерть - превращение в клиента облачного сервиса по сути и борьба с "искусственным идиотом" банков.

    Для конечного пользователя это конечно робот, не только отвечающий в чате или по телефону, но и настойчиво звонящий сам.

    Самое ужасное в цифровой трансформации - это то, что происходит в данный момент с государством РФ. По сути идёт отказ от суверенитета и исполнения гарантированных конституцией и федеральными законами обязанностей государства перед гражданами и превращение их в "услуги" на кривых и косых иностранных цифровых платформах. Трансгуманисты-цифровики открыто говорят о своих планах уничтожить всю социальную сферу, включая образование, заменив привычные государственные институты коммерческими иностранными эрзацами: ЦОС, Сферум, РЭШ, МЭШ, Яндекс.Учебник, СБЕРКласс - все те убийственные ужасы, о которых пишет РИА Катюша за два последних года стали повседневной реальностью. На госуслугах за бюджетников голосуют чиновники, мошенники берут на ваше имя кредиты, открывают "ваши" фирмы и продают ваши (без кавычек) квартиры. Премьер-цифровизатор новиоп Мишустян дружит с первыми лицами мировых ИТ-корпораций, Греф открыто говорит, что каббала не умеет управлять грамотными людьми, поэтому образование придётся уничтожить. Кашляющий дед приезжает в офис нидерландского Яндекса, а инфоцыгана Потапенко снимают с выборов за владение этого же Яндекса акциями. Вот что такое многонациональная РФ-янская цифровизация.


    1. dushinYu
      15.09.2021 10:54

      Самое ужасное в цифровой трансформации - это то, что происходит в данный момент

      Уважаемый, коллега! Вы явно перепутали сайт. Хабр - это площадка для общения IT-специалистов. И самое "ужасное" для Вас - это то, что Вы ничего не понимаете в этой самой цифровой трансформации.

      Лет 30 назад я послал бы Вас в газету "Правда", а сейчас даже не знаю куда. Цифровая трансформация, однако!


      1. solntsepek
        15.09.2021 16:58

        Я в 2010 году (больше 10 лет тому назад) работал в отделе "перспективных технологий" компании, которая уже трансформировалась к тому времени, т.е. полностью перешла от продажи услуг в филиалах сети к продаже услуг в интернете.

        Работал я сисадмином, отвечал за веб-сервисы, базу и бэкофис.

        И с тех пор непрерывно работаю по той же (с разными вариациями, как то DevOps, SRE и т.д.) специальности в полностью "цифровых" компаниях.

        Так что примеров в том числе удачной (замене посредников-паразитов на бесплатный сервис) цифровой трансформации повидал достаточно.

        Но и неудачной - тоже, чему достаточно примеров в том числе и на хабре, например о том, как предоставляя услуги почты/облака/маркетплейса (т.е. цифровизации) гиганты из FAANG/ЯТАМВ просто захватывают рынок своих мелких клиентов, срисовывая их товары или бизнес процессы и перекладывая их выполнение на нейросети и искусственных идиотов (ИИ).

        На хабре я впервые зарегистрировался что-то примерно в 2007 или 2008 году (ещё до появления инвайтов) и тогда он действительно был "площадкой для общения IT-специалистов" (сейчас он скорее фронт информационной войны для продвижения заукраинской ЛГБТиещёмногобукв-повестки).

        Про цифровую трансформацию "30 лет назад" с удовольствием послушал бы примеры.

        Я примеры "цифровой трансформации" государства РФ в кривую и косую зарубежную "платформу по оказанию услуг" привёл.

        https://regnum.ru/news/polit/3344609.html


  1. woo_hung
    14.09.2021 23:11

    Прочитал, поплакал, посмеялся.

    Я попал на ту сторону баррикад, где пришли сверху и сказали "трансформируемся!"


  1. Zrobon
    04.12.2021 12:05

    Много правильных мысле, только не понятно, почему система ERP, CRM, еще могут документооборот туда же. Ведь ERP включает в себя и документооборот (сквозной), чего у наших ПО, за очень редким исключение, нет и систему взаимодействия с кем бы то не было (CRM), один из составных модулей ERP. Вот так мы и создаем, а потом внедряем. А потом говорим про автоматизацию, чего и зачем. Если все системы (модули) сами по себе. Внедрим документооборот, затем эти данные кому то нужно вбивать в бух.проводки, кадры, в фин. управл.системы, еще куда то, вот и получается, что решают, какую автоматизацию бизнес-процессов решает эта система?


  1. igor_burenkov
    06.12.2021 16:44

    Не учтён важный компонент любой трансформации на перспективу - развитая защита частной собственности в стране. Без этого править бал так и будут короткосрочные инвестиции.