Привет! Представляю продолжение статьи о типовых ошибках, которые допускают инженеры при подготовке публичных выступлений. Сегодня поговорим о подготовке презентаций.
Грамотная визуализация помогает воспринимать информацию. Недаром мы на митингах рисуем шаблоны процессов, а в документации — схемы сервисов. В выступлении также очень важна визуальная составляющая. Конечно, скучному или неструктурированному докладу не поможет даже самая яркая и стильная презентация. Но удачная визуализация поможет слушателям сформировать положительное впечатление и лучше запомнить доклад. Итак, поехали.
Нет номеров слайдов
В процессе выступления нумерация не очень важна. Но она незаменима при подготовке выступления. По моему опыту, на подготовку первого полуторачасового выступления требуется около полутора месяцев и десяток прогонов, иногда и больше. И на каждом из этих прогонов слушатели будут давать спикеру обратную связь. А теперь поставьте себя на место слушателя и представьте, что вместо лаконичного «13 — длинный заголовок» вам придется писать: «Заголовок „О дешевом способе генерации тестовых сценариев“ — слишком длинно». И таких комментариев будет очень много.
Иногда у меня получается 25—30 комментариев за прогон. И если нет номеров слайдов, каждый комментарий приходится как-то обозначать, чтобы дать спикеру адекватную обратную связь. А пока я думаю, как мне обозначить место в рассказе под комментарий, я пропускаю что-то важное. И спикеру приходится прогонять выступление снова и снова чтобы получить все релевантные замечания.
Что делать. Пожалеть тех, кто помогает вам с подготовкой выступления, и просто проставить номера слайдов. Благо почти в любой программе по верстке презентаций это можно сделать нажатием одной кнопки.
Презентация не в стиле мероприятия
Этот пункт относится скорее к сериям выступлений или мероприятий, связанным одной темой и единым стилем. Например, к финтеху, который проводит наша группа компаний. Или когда несколько спикеров выступают подряд со связанными темами.
Единый стиль в серии помогает слушателю обращать внимание не на оформление информации, а на ее суть. Представьте, что вы находитесь на сайте, оформленном в минималистичном стиле и серо-желтой гамме. Но в какой-то момент при переходе по ссылке — бац! — открылась зеленая страница с анимацией. На что вы обратите внимание: на контент или на визуальные изменения? В серии выступлений нужно, чтобы внимание было сосредоточено на контенте, а не на новом цвете или шрифте.
Единый дизайн может сократить время создания презентации. В серии выступлений часто приходится возвращаться к ранее рассказанному материалу. Если вся серия оформлена в едином дизайне, можно просто скопировать слайды из нужных презентаций и не переделывать их под свой стиль.
Также можно одинаково оформлять похожие сущности, чтобы слушателям было легче ориентироваться в информации.
Например, все определения и блоки вопросов мы оформляем на одинаковых слайдах. Так привычная картинка помогает быстрее сообразить, что нужно заскринить определение или написать вопрос в чат.
Что делать. Оформлять в едином стиле похожие сущности и серии выступлений.
Проблемы с выравниванием
Очень распространенная проблема — неряшливый вид презентации из-за съехавших отступов и выравниваний. И дело не в том, что спикеры сознательно не уделяют внимание отступам и выравниваниям. А в том, что люди, чья повседневная работа не связана с визуализацией, просто не замечают этих проблем. Их фокус внимания находится на контенте.
С одной стороны, они в чем-то правы: без грамотного контента не получится удачного выступления. С другой стороны, есть такое понятие, как трансцендентное качество продукта. Это некое состояние, эмоция, которую пользователь испытывает при взаимодействии с продуктом. Пользователь — это ваш слушатель, а продукт — ваше выступление. Так что же лучше: донести до пользователя ощущение четкости и аккуратности или неряшливости и несерьезного отношения к презентуемому материалу? Уверена, что первое.
Что делать. Настроить в своем редакторе линейки и выравнивать по ним все элементы, по вертикали и горизонтали. И обращать внимание на межстрочные интервалы в тексте — они везде должны быть одинаковыми. Для лучшего понимания можно прочитать какой-нибудь гайд по созданию презентаций, я пользуюсь уроком по базовым принципам дизайна Articulate 360.
Разные сущности выглядят одинаково
Обычно инженеры в своих выступлениях раскрывают достаточно сложный контент. И для его иллюстрации приходится использовать много сущностей на одном слайде. Так вот, золотое правило: одинаковое должно выглядеть одинаково, а разное — по-разному!
Что делать. Визуально отделять сущности друг от друга. Можно цветом, как на примере выше. Можно формой и размером. Также не стоит забывать про расположение. Например, если у элементов какая-то иерархия, хорошо бы показать ее визуально.
Очень много текста
Еще одна распространенная ошибка — дословно записывать свою речь на слайд. Так делать не стоит. Когда зритель видит много текста, он автоматически начинает его читать. То есть он с вашего голоса переключается на свой внутренний. И потом ему тяжело вернуть внимание к спикеру и войти в поток рассказа.
Слайды должны дополнять ваше выступление, а не отвлекать от него. Поэтому на них должен быть необходимый минимум текста. Только тезисы. Ничего лишнего.
Что делать. Советую после создания всех слайдов пройтись по презентации и попробовать переформулировать все в два раза короче. Как минимум убрать все вводные и связующие слова.
Все на слайде появляется сразу
Не только длинный текст делает слайд перегруженным, отвлекающим и сложным, но и обилие элементов в принципе. Но, если контент выступления сложный, разнести элементы на разные слайды удается не всегда.
Что делать. Добавить анимацию появления элементов или раскадровку. То есть любую сущность стоит показывать, только когда вы начинаете о ней говорить. Это относится и к блокам схем, и к пунктам списков.
Раскадровка надежнее, ведь в ней для появления элементов используется сам механизм переключения слайдов. Но презентацию с анимацией удобнее использовать слушателям как шпаргалку после выступления. Ведь на каждом слайде будет виден весь нужный контент.
Под анимацией я подразумеваю только простое постепенное появление элементов на слайде. Не стоит добавлять всякие сложные вылетания, выползания и вращения. От них наоборот предостерегают создатели конференций — и правильно предостерегают: вся эта мишура ужасно тормозит и отвлекает от спикера.
Размер элементов не соответствует их важности
Любой более-менее современный интерфейс обязательно использует размер элементов для привлечения внимания пользователя к определенным вещам. Да даже в договорах тонкости в них всегда печатают мелким шрифтом, чтобы не бросался в глаза. А рекламу и бонусы — максимально крупным.
Этот прием я очень советую использовать в презентации. И не только для привлечения внимания, но и для иллюстрации важности одних элементов относительно других.
Например, если вы на одном слайде и показываете этапы разработки, и рассказываете об их особенностях, названия этапов стоит делать крупнее.
Что делать. На каждом слайде продумайте иерархию элементов и сделайте самые важные элементы крупнее. Для усиления эффекта можно выделять важное не только размером, но и цветом.
Авторы не пользуются встроенными возможностями редакторов
Редакторы для создания презентаций могут сильно упростить жизнь и повысить эффективность работы над визуальной частью выступления. Если, конечно, использовать все их возможности. Не использовать возможности редактора — это как программировать без IDE: возможно, но для большинства долго и неудобно. Так что очень советую изучить хотя бы базовые функции выбранного вами редактора. И больше никогда не собирать списки из палочек.
Заключение
Отнеситесь к выступлению так же, как вы относитесь к своему продукту. Подумайте, кто ваша целевая аудитория, какие эмоции вы хотите вызвать у нее и какую пользу принести. Постарайтесь сделать процесс разработки своего продукта максимально эффективным: не изобретайте велосипеды, пользуйтесь готовыми инструментами и помощью коллег. И, конечно, моей статьей и краткой инструкцией:
Пройдите краткий обучающий курс по инструменту, в котором будете работать.
Пройдите обучающий курс по дизайну презентаций.
Добавьте номера слайдов.
Узнайте, нужно ли использовать шаблон мероприятия, и придерживайтесь его.
Наполните презентацию контентом, не забывая все выравнивать.
Проверьте, что размер элементов соответствует их важности.
Проверьте, что одинаковые элементы выглядят одинаково, а разные по-разному.
Проверьте, что более важные элементы крупнее менее важных.
Максимально сократите текст на слайдах.
Добавьте постепенное появление элементов.
Полюбуйтесь стильной и понятной презентацией.
Удачных выступлений!
Комментарии (10)
FedorovDimulya
29.11.2021 12:49Так, не нашел запрета писать "Спасибо за внимание" в конце, продолжу так делать
PereslavlFoto
Ваши приёмы очень хорошо работают, когда доклад занимает 7 минут, а у докладчика есть 15 минут на выступление.
Но что же делать, если у докладчика есть ровно 6 минут на выступление, а доклад занимает 20 минут (минимум) или 40 минут (оптимум)? Какие решения вы рекомендуете для случаев, когда доклад очень длинный и плотный, времени на него выделено втрое меньше, чем необходимо, а сказать следует всё задуманное?
В частности, при этом не остаётся места ни для номеров слайдов, ни для стильности. А слушатели доклада хотят, чтобы в презентации, которую они получат у докладчика, был текст или хотя бы конспект доклада.
Потому что по этой презентации им потом надо будет выступать у себя.
Спасибо.
aik
Переписывать доклад так, чтобы он стал занимать шесть минут вместо сорока.
Слайды — это иллюстрации, а не конспект выступления.
PereslavlFoto
За шесть минут рассказать всё это невозможно.
В слайдах аудитория желает иметь не просто конспект, а подробный конспект для своих будущих выступлений.
aik
Никогда невозможно рассказать всё. Для этого и придуман регламент для докладчиков. У вас шесть минут — вот и выкручивайтесь, выкидывая лишнее.
Если вам надо раздать аудитории текст выступления — то раздайте именно текст. Причём тут слайды?
PereslavlFoto
Именно презентация позволяет за шесть минут рассказать 40-минутный доклад, если включить его текст в слайды, а не произносить вслух. Тогда останется прочитать вслух заголовки и дать минимальные комментарии к ним.
SoftCompany
Такие презентации лучше всего не показывать перед аудиторией, а отправлять/раздавать в качестве дополнительного материала. На слайдах во время выступления же акцентировать внимание на самых важных и критичных вещах.
Шанс того, что за 6 минут человек усвоит даже половину материала на 40 минут довольно невысок. А если ещё и "при этом не остаётся места ни для номеров слайдов, ни для стильности", то и подавно.
HiveTyrant89
В таких случаях инфографика наше все!
npokypatop
Мне кажется, что тут проблема скорее организационная.
Но если уж так случилось, то есть рецепт. Подготовьте презентацию на честные 6 минут, пусть это будет по верхам, но общая картина будет ясна. Предупредите слушателей, что материала много, но есть лимит времени. А на последнем слайде дайте ссылку на документ с полной информацией, с записанным текстом, развернутой презентацией. Ну или свой адрес, и оговорите, что есть еще полная версия, и кому интересно, пусть обращаются.
Если пытаться начитать часовой материал за четверть часа, то вряд ли будет положительный результат, никто ничего не поймет в сумбуре. И не оценит ваших стараний.
Selueen
Если доклад на 40 минут и ничего не сжать, а выступление на 6 минут - очевидно, что пользы от презентации будет мало. Более того, может быть и вред, если сжать информацию с потерей важных деталей.
Лучше уж тогда честно сказать, что охватить все за такой лимит времени невозможно, кратко основные идеи обозначить и дать более подробный материал для ознакомления. Ну там, ссылку на пдф или текст с полным докладом, или брошюру распечатать.
Это если обстоятельства вообще никак не изменить - и выступать обязательно, и больше времени не выбить, и вся информация действительно важная и ничего не сократить.