21 век формально давно наступил. А фактически — дайте копию вашего паспорта без отметок, распечатайте этот документ, подпишите, отсканируйте и отправьте нам по почте, привезите нам справку, что вы не верблюд, заверьте у нотариуса, придите лично подписать. Что?! Стоп! Хватит это терпеть! Проталкиваем и бьёмся за будущее всеми доступными средствами! УКЭП и 63-ФЗ подходит и физическим лицам, чтобы не ходить ногами. В статье расскажу про непростой наш опыт перехода на электронный документооборот (ЭДО) при колоссальном сопротивлении многих контрагентов и даже наших сотрудников.
В начале нулевых я запретил отправлять факсы в нашей компании. Тогда просто мода была подписывать документы и по факсу слать. Офисный планктон любил страдать такой ерундой — запихиваешь бумажки в факс, вроде при деле, зарплата тикает. Для контрагентов прикрутили модем, который принимал факсы и складывал сразу на сервер. Естественно, мы эти факсы не читали, но это было проще, чем объяснять, что у нас нет факса.
Объективные плюсы ЭДО
Документ сложно потерять: он не сгорит, его не изымут маски-шоу, его всегда можно скачать в ЛК, достать из облака, из резервной копии.
Доставка документа мгновенная и бесплатная по электронной почте или через ЛК или API.
Создание документа автоматическое, мгновенное и бесплатное.
Быстрый импорт данных для XML-форматов.
Доверенность можно выписать без нотариуса для всех случаев, где в законе явно не прописано, что требуется нотариальная доверенность.
Минусы ЭДО
Маразм со счетами-фактурами в электронной форме (Приказ Минфина от 10.11.2015 г. № 174н и ст. 169 НК РФ).
Боязнь повысить свою квалификацию и освоить новое.
Искусственная сложность, глючность всяких КриптоПРО, Диадоков и им подобных.
Отсутствие открытого и бесплатного API в том же Диадоке, но он и не особо нужен.
Опасение за безопасность.
Далее разберём всё подробнее и покажем, что ЭДО может быть простым.
Сопротивление и проблемы
Уже несколько лет, как задумал внедрить у нас электронный документооборот (ЭДО). Конечно, мы давно подключились к Контур.Диадок. Но там и сейчас далеко не все. А в тоже время есть п. 1 ст. 6 63-ФЗ, который говорит, что:
“Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.”
Давно пора всё подписывать усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Проверить подпись элементарно!
На сайте Государственных услуг, выбираем раздел «— электронного документа. ЭП — отсоединенная, в формате PKCS#7».
Загружаем файл документа и файл подписи.
Нажимаем «Проверить» и смотрим результат.
Даже системы ЭДО типа Контур.Диадок по сути и не нужны. Мы сделали для клиентов специальный раздел ЭДО на сайте. В договор, ЛК, рассылки счетов и закрывающих документов мы добавили информацию про ЭДО. Это не помогало. Люди, а особенно бухгалтеры, консервативны. От нас всё равно требовали бумагу. Тогда мы пошли на хитрость. Мы разослали такое письмо, мол вы не против?! А народ пассивен, и вообще в массе забыл, как это — быть против.
Дорогой клиент!
С 1 июля для отслеживаемых товаров обязательно использовать электронные счета-фактуры. 43% наших контрагентов уже перешли на ЭДО, а в ближайшее время вынуждены будут перейти и остальные. Вместо отправки бумажных документов мы планируем рассылать по электронной почте и предоставлять для скачивания в ЛК все документы с УКЭП. Согласно п.1 ст. 6 63-ФЗ такие документы приравнены к собственноручной подписи.
Как проверить подпись: на https://www.gosuslugi.ru/pgu/eds выбираем “— электронного документа. ЭП — отсоединенная, в формате PKCS#7”. Загружаем файл документа и файл подписи. Нажимаем "Проверить" и смотрим результат.
Также можно обмениваться документами в ЭДО Контур.Диадок и других операторов.
Подробнее тут https://itsoft.ru/forclients/edo/
Если вы против перехода на электронный документооборот и заботы о природе, пожалуйста, напишите нам о причинах ответным письмом.
Давайте идти в ногу со временем вместе!
Веб-студия и дата-центр ITSOFT
И почти никто не сказал, что он против.
Самый большой проблемой был страх сотрудников перед клиентами. Неспособность реально оценить масштаб проблемы. Боязнь перемен. Собственные сотрудники постоянно боятся что-то менять, на основе требований одного клиента почему-то делают обобщение в отношении всех клиентов. Перемены — это боль и для них, и для клиентов, ведь был уже отлаженный процесс, а тут нужно по-другому. Один клиент требует счёт с подписью генерального. Хоть бы подумал, в состоянии ли генеральный тысячи счетов подписать. Другой сотрудник говорит: “Нельзя клиенту предложить документы в ЛК с откреплённой подписью, так как с ним ЭДО через оператора”. Утверждение ни на чём не основано и прямо противоречит 63-ФЗ, но вокруг просто море чеховских человеков в футляре: нельзя, как бы чего не вышло.
Это сопротивление приходилось прорубать, как Петру I окно в Европу.
С появлением 63-ФЗ давно уже можно было перейти на ЭДО. Однако до сих пор офисный планктон впадает в ступор когда присылаешь файл с ЭЦП. Особенно банковские работники. Получив файл с подписью, ссылкой на закон и методом проверки на Госуслугах, система у них зависает. Отказать они не могут, но и что делать не знают. Для них это как в первый раз увидели оплату телефоном. Шок!
Мы 1.5 года уже судимся с ВТБ. ВТБ решил, что может не признать моё письмо подписанное ЭЦП о закрытии счёта. Уже прошли первую инстанцию, апелляцию, развернули дело в кассации, опять проиграли в первой инстанции, в апелляции, сейчас кассацию снова ждём. Но мы до Верховного Суда дойдём и поставим точку в этом вопросе. Либо суду придётся признать, что 63-ФЗ и пункт 1 статьи 859 ГК РФ не действуют в РФ либо мы победим. Мы ступили в прошлой кассации, надо было там просить не возвращать дело на пересмотр, а выносить решение. Первая кассация возвращая дело фактически подтвердила здравый смысл и нашу правоту, но суд решил продолжать юлить. И дело пересматривала та же судья, что в первый раз. Мне казалось, после кассации она должна была исправиться.
Безопасность
Противники ЭДО, они же сторонники бумажных документов, часто начинают говорить про безопасность, что деньги воруют с банковских карт, с помощью ЭЦП уже и недвижимость переоформляли. Можно подумать с бумажками такого никогда не было. Технология — это лишь способ взаимодействия. Технологии меняются, жулики остаются. Правда, жуликам приходится повышать квалификацию. С повышением квалификации проще зарабатывать деньги честным путём. А некоторые технологии ликвидируют виды преступлений или существенно снижают их количество.
Как должно быть
В 2005 году Велихов проводил конференцию в Курчатнике по случаю 15 летия Рунета. Самой зажигательной лекцией, до сих пор не потерявшей актуальность, была лекция Анатолия Левенчука про госуслуги и выдачу паспорта, за который нужно ещё и заплатить. Сейчас паспорт можно выдавать бесплатно и виртуально как банковскую карту. Паспорт и любой документ — это просто запись в открытом реестре. В реестре часть данных закрыта, но по всем данным возможна сверка. Сверка может проходить даже не по самим данным, а по их временному хешу. Банкам и прочим организациям не нужны сами паспортные данные. Их интересуют сверки:
действительный ли паспорт, документ;
есть ли какие-то ограничения;
количественные характеристики связанные с документом, сколько кредитов уже набрал;
cудимости, переболел ли COVID и т.п..
Ещё очень важно иметь не много документов, а один. Совершенно же непонятно почему есть обычный паспорт и загран, да ещё у загранпаспорта раньше срок был 5 лет, а сейчас 10, при том, что у обычного от 20 до 45 лет и от 45 и до старости.
Важно не иметь возможности их потерять.
Владелец документа может в приложении либо авторизовывать запросы, либо нет. А сами запросы могут идти только в объёме установленном законом и зашитом в протокол обмена данными, чтобы никакой клерк или пограничник не мог ознакомиться с группой крови, семейным положением, количеством детей и прочим, что к нему никак не относится.
И, конечно, всё это должно быть доступно на любом языке.
Налоговая должна по API принимать закрывающие документы, онлайн-чеки, а не морочить бизнесу голову аппаратными кассами, фискальными накопителями, ОФД, операторами ЭДО.
Как всем перейти на ЭДО
Не люблю большевиков, но в 1918 году они просто проехались по типографиям и изъяли лишние буквы. Пора принтеры отбирать у бюрократов. :) Это, конечно, не наши методы. Остаётся пулять в бюрократов файлами с ЭЦП и требовать на основании закона принимать такие документы. Нужно ставить динозавров перед фактом. Нужно проталкивать перемены вокруг себя.
ЭДО — это просто, как внедрили мы автоматическое подписание документов
Основная нагрузка у нас на закрывающие документы. В дополнение к ним: акты сверки, доверенности, счета на оплату. Договор у нас является офертой, поэтому с ним проще.
Распечатать документы, подписать, упаковать в конверты, отправить — в реальности дурацкая и никому ненужная работа. Переводится масса бумаги, гробятся миллионы человекочасов в масштабах страны. Нулевая добавочная стоимость. Потом вся эта макулатура выкидывается на помойку, даже во вторсырьё не попадает. Поэтому начали мы именно с закрывашек.
Для работы с ЭДО необходимо иметь действующий сертификат квалифицированной электронной подписи (КЭП). Его можно получить с 1 июля 2021 года в налоговой бесплатно, а ранее за деньги в удостоверяющем центре. Вопрос получения КЭП сводится к звонку или заполнению онлайн заявки, оплате счета (обычно не более 5тыс за одну подпись) и разовому посещению филиала УЦ. При этом, у некоторых УЦ есть услуга выезда тех. специалиста на дом для сверки вашей личности. То есть вам даже из дома выходить не надо.
Далее устанавливаем КриптоПро CSP https://cryptopro.ru/products/csp/downloads Скачиваем linux-amd64_deb.tgz
tar -xvf linux-amd64_deb.tgz && cd linux-amd64_deb
sudo ./install.sh
Добавляем файл сертификата ЭЦП
/opt/cprocsp/bin/amd64/certmgr -install -pfx -file ecp.pfx -pin 6493
При отправке документов по почте вместе с файлом отправляется и отсоединённая ЭЦП. Генерится ЭЦП просто:
/opt/cprocsp/bin/amd64/cryptcp -sign -dn "INN=007730588444" file_path sig_path
-pin "crypto_pro_container_pwd"
Крипто Про на редкость рукожопный софт. Попытка собрать модуль под PHP — это адский квест. Одной командой просто поставить модуль нельзя. Но и с консоли работает, и этого достаточно.
Для всех документов, кроме счетов-фактур, можно использовать такой способ подписания. Но и счёт-фактуру в pdf не лишним будет подписать.
Маразм со счетами-фактурами и УПД со статусом 1
Счета-фактуры стоит отметить отдельно. В соответствии со ст. 169 НК РФ счета-фактуры в электронном формате могут формироваться, только если обе стороны согласны с этим. В тоже время потихоньку обязывают всех быть согласными. Так, декларация по НДС уже для всех в электронном виде. Для отслеживаемых товаров для всех обязательно использовать счета-фактуры в электронном виде, ну и скоро это будет для всех, как плавно всех обязали сдавать отчётность по НДС в электронном виде.
В соответствии с Приказом Минфина от 10.11.2015 г. № 174н, счета-фактуры нужно оформлять по формату, регламентированному ФНС, и передавать только через оператора. Вот это требование оператора бредовое отчасти. Понятно, что оператор удостоверяет факт отправки и проверяет валидность XML, но зачем это делать обязательным для всех?! Лучше бы обязали те же банки принимать у граждан документы в электронном виде, и не выносить мозги.
У счета-фактуры строго регламентированный формат, как в XML, так и в бумажном виде. XML-формат регламентирован Приказом ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820@
Печатная (бумажная) форма регламентирована Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137.
На данный момент операторы ЭДО своевременно обновляют как XML, так и печатные формы счетов-фактур в соответствии с выходящими поправками в законах. Так что в этом смысле, можно не беспокоиться относительно правильности использования той или иной формы. Если ваш формат будет устаревшим, оператор об этом предупредит и предложит функционал для оформления документа в новом.
Составлять книгу покупок и книгу продаж можно как в электронном, так и в бумажном виде. (п. 1 Правил ведения книги покупок и п. 1 Правил ведения книги продаж, утв. постановлением № 1137)
Хранить счета-фактуры, подписанные ЭЦП, в электронном виде рекомендуем вместе с протоколами отправки и получения (технологическими документами). Дабы иметь на руках документы, в случае, если доступ к ЛК оператора будет невозможен. (Технические работы, отсутствие подключения к интернету и .т.п.)
Для автоматизации нужен открытый и бесплатный API, но Контур.Диадок API нам не дал.
Как можно создавать ЭЦП ручками
1. Через Оператора ЭДО. (Самый популярный вариант среди коммерческих организаций)
Позволяют подписать документ внутри системы и направить контрагенту через эту же систему. На документе при печати есть оттиск “Подписано ЭЦП”. Нужно купить подписку у оператора ЭДО. Например, Контур.диадок. Подходит ли обмена формализованными документами, формат которых регламентирован: счет-фактуры, накладные, акты, УПД и т.п.
Минусы — платно, сложность обмена документами между разными операторами.
Плюсы — проверка документов на соответствие текущим обязательным форматам. Возможность интеграции с 1С, по API
Есть проверка действия КЭП. Статус-бар сразу видно в интерфейсе. Уведомление при недействительной КЭП.
Внимание! Оператор не имеет информации о полномочиях подписанта. Эту информацию нужно запрашивать у контрагента. Доверенность лучше хранить у себя.
2. С помощью плагинов, установленных в Word, Acrobat Reader
Позволяет подписать документ сразу в редакторе. После подписания документ недоступен для редактирования. Тут же возможно быстрая проверка действительности КЭП. Вшита в сам документ.
Нужно установить дополнение/плагин к программе (редактору). Подходит для:
подписания (визирования) документов внутри компании;
оперативной отправки документов контрагентам;
подписания договоров;
подписания документов, отправляемых в гос. органы.
Минусы: платно и не универсально.
Плюсы: если вы работаете преимущественно в одном редакторе — просто и быстро в использовании. Есть проверка действия КЭП. Кнопка проверки на статус-баре.
3. С помощью специальных программ
Позволяет выбрать документ и подписать его КЭП на компьютере оффлайн. Подпись формируется отдельным файлом. При изменениях в самом файле, к которому относится КЭП, сама ЭЦП становится недействительна. Нужно установить отдельную программу. Например, КриптоАРМ.
Подходит для всех случаев из предыдущего раздела.
Минусы: платно. Достаточно сложно в использовании. Малопопулярно, часто требуется дополнительно давать инструкцию контрагентам о том, как с этим работать.
Плюсы: Нет привязки к онлайн-сервисам. Не нужна регистрация/авторизация.
Наша инструкция: https://www.dropbox.com/sh/7h12dkdemcy65ep/AAArAS_dTL-bh2nXzfQD1RMja?dl=0
Нет проверки действия КЭП. Требуется проверка через КриптоПро..
4. С помощью онлайн-сервисов
Позволяет выбрать документ через интерфейс и подписать его КЭП. Подпись формируется отдельным файлом. При изменениях в самом файле, к которому относится КЭП, сама КЭП становится недействительна. Например, Контур.крипто
Подходит для всех случаев из предыдущего раздела.
Минусы: малопопулярно, часто требуется дополнительно давать инструкцию контрагентам о том, как с этим работать.
Плюсы: просто в использовании. Бесплатно.
Проверка действия ЭЦП: Нет. Требуется проверка через КриптоПро.
Результаты
У нас просят документы на бумаге менее нескольких процентов клиентов.
Все документы кроме счетов-фактур можно отправлять с откреплённой ЭЦП по email, или выкладывать в ЛК в автоматическом режиме.
Для счетов-фактур придётся использовать оператора ЭДО.
Если у вас где-то просят доверенность или документ на бумаге, то подписывайте его УКЭП и отправляйте через сайт или по email. Кстати, проверено с госорганами, например, ФАС, принимают.
Дата-центр ITSOFT — размещение и аренда серверов и стоек в двух дата-центрах в Москве. За последние годы UPTIME 100%. Размещение GPU-ферм и ASIC-майнеров, аренда GPU-серверов, лицензии связи, SSL-сертификаты, администрирование серверов и поддержка сайтов.
Комментарии (79)
Kwisatz
11.10.2021 08:13+1Вы во многом правы, но унивицированные документы должны ползать в машиночитаемом формате, PDF даже подписанный я бы тоже отклонил. На самом деле те же ЭДО это не более чем перекладывание бумажек в электронном виде, хоят естьв се возможности для автоматизации (ну кроме просто умопомрачительных веселий со шлюзованием между операторами)
itsoft Автор
11.10.2021 08:21Машиночитаемый — XML. На мой взгляд. PDF прочитать и распарсить нельзя.
voxiferus
11.10.2021 08:32PDF прочитать и распарсить нельзя.
Вполне себе парсим. Государственные ведомства (не Россия) шлют документы исключительно на емейл в PDF. И это ещё хорошо, до 2018 отправляли только по факсу.
itsoft Автор
11.10.2021 08:37Да и рукописный скан можно, но всё же это не одной функцией конвертится в объект. И не 100% вероятность распарсивания. Если в документе всё как задумано, то распарсите, а вот если там что-то за поля выехало или добавили колонку или строку, которую вы не ждали, то уже проблема с распрасиванием. А в XML можно без проблем напихать новых атрибутов и узловых элементов, и все парсеры информацию считают.
voxiferus
11.10.2021 09:55+1А в XML можно без проблем напихать новых атрибутов и узловых элементов, и все парсеры информацию считают.
Боюсь, вы исходите из такого (наивного) предположения, что по ту сторону монитора сидит свой брат-программист, который не попытается вас обмануть.
К сожалению, попытается. И машино-читаемый формат оставляет намного больший простор для confusopoly. Детализованный биллинг в XML от крупной корпорации пишется по чудовищно переусложненной, плохо документированной схеме, и может потенциально содержать любую подставу, как минимум лишние платежи. А судиться по XML - это что-то совершенно невероятное. Если только в 22-м веке.
По итогу, даже при наличии XML исследуется в первую очередь PDF, и подписыватся именно последний. Дешевле выйдет.
Вообще, затронутая вами проблема обширнее, чем кажется. Стопроцентно электронный документооборот потребует жесткой стандартизации счетов, форм и дороговоров, автоматизированного арбитража, а пожалуй и экспертного сообщества для судебных разбирательств.
AndyKorg
11.10.2021 08:44+4Ну вы блин даете! Основа всех основ это Excell :)
vesper-bot
11.10.2021 09:27+4Там должна быть иконка от 95го экселя, а не от 365го.
orthoxerox
11.10.2021 11:03+1Стоит виртуалка, на ней вин 98 эс-е, в ней эксель 95, в нём неподдерживаемый уже десять лет плагин, а в нём смерть Кощеева, которая требует дискету с лицензионным ключом для работы.
Dotarev
11.10.2021 08:27+2Либо суду придётся признать, что 63-ФЗ и пункт 1 статьи 859 ГК РФ не действуют в РФ либо мы победим
Вот где корень проблемы. Подпись на документе выполняет свою функцию тогда, когда есть третья сторона - арбитр, готовый подтвердить подпись и действительность подписанного документа. В России, как и во всём мире, это суд. А наши суды к такой работе не готовы, что подтверждает опыт Ваших взаимоотношений с ВТБ.
На сайте Государственных услуг, выбираем раздел «— электронного документа. ЭП — отсоединенная, в формате PKCS#7»
А это вторая часть проблемы, и тоже далеко не техническая. В электронном виде ЭП должна быть неразрывно связана с подписываемым документом, точно также как это происходит и с бумажным, иначе получается...как обычно. Только представьте, в бухгалтерию от контрагентов (один из контрагентов - Вы) прислали тысячу файлов договоров, и пятьсот файлов электронных подписей. Пятьсот - потому что (а) Договора переделывались/согласовывались, и подписан только окончательный вариант. (б) Счета кто-то подписывает ЭЦП, кто-то высылает скан бумажного документа с подписью и печатью. (с) Кто-то из контрагентов накладную подписал ЭЦП, но файл подписи прислать забыл :=( А самое главное, у каждого контрагента свои понятия об системе наименования файлов. Зачем бухгалтерии этот гемморой?
ЭЦП может пойти в массы, если государство возьмет на себя роль оператора ЭДО, создав государственного оператора электронного документооборота, который будет гарантированно выполнять функции:
Подписанный государственным оператором документ признается всеми судами
Для подписи и проверки подписи передается файл в зашифрованном виде, без возможности расшифровки со стороны государственного оператора. Для подписи передается файл, дополнительно подписанный ЭЦП контрагента
Государственный оператор осуществляет контроль действительности ЭЦП контрагента с учетом времени действия и списков отзыва.
Проверка документов всегда бесплатна, подпись - ограниченно бесплатна (например, с ограничениями количества подписей в месяц/год)
Процедура подписи и проверки не сложнее процедуры получения денег в банкомате
itsoft Автор
11.10.2021 08:51Да, проблемы есть. Но рано или поздно они решаться. Это как спор на кобыле пахать или на трактор пересаживаться.
То что накрутили много ненужной сложности сейчас и ПО глючное — это факт.
DSergeev
11.10.2021 09:34Вторая часть проблемы решается очень просто, использованием формата ЭЦП XAdES - в этом случае данные и подпись хранятся вместе, плюс много других возможностей. Этот же стандарт использует Word, Excel
denilenko
11.10.2021 08:34+1Его можно получить с 1 июля 2021 года в налоговой бесплатно, а ранее за деньги в удостоверяющем центре
Только руководитель или ИП. И если в организации ЭП используется более чем в одном отделе (а если это какое-нибудь ООО или АО приличных размеров, то и говорить не о чем), то для удобства нужно получать (уже за деньги, как и ранее) сертификаты на обычных физлиц, которые по машиночитаемой доверенности будут работать от имени руководителя. И это не говоря о том, что директора лично надо как-то один раз отправить в налоговую, для получения этой подписи. Короче, все не так однозначно с этими бесплатными УКЭП.
snakers4
11.10.2021 09:44+1Договор у нас является офертой, поэтому с ним проще.
И почти никто не сказал, что он против.Когда вводили эту оферту, я указал, что в ней нет хотя бы разрекламированных обязательств с сайта по сути (например — заявленная "быстрая" техническая поддержка или аптайм). А по сути в ней есть просто общие слова, мол если непонятно читаем ГК.
Мне ответили, что мои замечания учтут. И конечно этого сделано не было. Поэтому как минимум это лукавство, а как максимум выдаваемое желаемого за действительное. Ну грубо говоря, если все молчат, то на бумаге мы сделаем так, что мы ничего никому не должны. Плохо разве, нет хорошо!
Стремление вынести мусор и пункты ГК из оферты и перейти на ЭДО похвальны, но как показала практика, качество обслуживания — скорее коррелирует с качеством (и количеством фактов халатности) линейного персонала. А отсутствие каких-либо понятных регламентов в юридически значимых документах по сути ведет к подведению юридической базы под такую халатность.
И почти никто не сказал, что он против.
Основная нагрузка у нас на закрывающие документы. В дополнение к ним: акты сверки, доверенности, счета на оплату. Договор у нас является офертой, поэтому с ним проще.Никто ничего не сказал. С одной стороны это может в моменте действительно означать, что закрывающие документы никому не нужны и впустую изводится бумага. С другой стороны — может есть другая гипотеза и все придут перед закрытием квартала и года.
Строить выводы на отсутствии чего-либо это порочная практика как со стороны логики, так и со стороны партнеров (так можно доказать наличие невидимых летающих слонов).
Мое личное мнение — правильный анализ надо скорее было бы начать с анализа организационных форм, численности и налогового режима ваших контрагентов. Если 95% ваших контрагентов ИП на упрощенке или физики, то неудивительно, что закрывающие документы им не нужны. А оставшиеся 5% крупных клиентов, приносящие 80% выручки, могут вспомнить про вас в самый неудобный момент. Опять же, раньше закрывающие было в основном нужны для доказательства НДС.
Не поймите меня неправильно, с всеми руками за ЭДО и понимаю всю абсурдность бумажек (сканы подписей в вотсаппе особенно). Просто в данной статье вы неверно строите выводы и выдаете желаемое за действительное, попутно не освещая никак невыгодные вам моменты.
Несмотря на это все, статью я плюсанул, так как несмотря на все недостатки и преимущества (недостаток — большой брат будет еще больше лезть к вам в дела), дело перехода на ЭДО и популяризации его — благое и долгосрочно несет только win-win для всех, кроме жуликов, при наличии своевременного развития и главное желания борьбы с ними.
itsoft Автор
11.10.2021 10:03-1Как вы сложно и неконкретно пишите, у меня мозг взрывается.
Готов дать ответы на конкретные вопросы. А так я не знаю, что вам ответить на такой объём общего текста про наши недостатки.
Анализ проведён опытным путём. Письмо в мае рассылали мы, а сейчас октябрь. И всё сделано по уму. Кто промолчал, тому бумажки не шлём больше. Если кто попросит, то, конечно, вышлем.nukler
11.10.2021 17:19В том то и вопрос, кому Вы отправили уведомление? И с чего Вы решили что там поняли
Провели ли Вы анализ кто запрашивал документы? Потому как может теперь те кто промолчал просто теребонькают вас каждый месяц и каждый месяц просят документы (нет им не сложно поменять месяц в шаблоне письма, сам знаю, так как пишу каждый месяц в Ростелеком)
itsoft Автор
11.10.2021 17:43+1Я вижу весь поток обращкний в бухгалтерию. Там именно, что спад запросов.
qwazimord
11.10.2021 14:23Вот как раз жуликам - такое раздолье открывается, что просто жуть берет. На ничего не подозревающего человека оформляется ЭЦП, а затем с её помощью делается масса противозаконных операций, на него оформляются фирмы с очень нехорошими махинациями и т.д. А потом к человеку приходят уведомления с повесткой в суд, а иногда и сразу решения суда.
yukon39
11.10.2021 14:53+1Простите, но с бумагой все еще проще - поставить закорючку за вас может вообще кто угодно, а доказать, что это не вы весьма долгая процедура.
tsifra
13.10.2021 08:49Для бумаги требуется физическое присутвие где-то. А это вообще не проще совсем.
icq255300363
14.10.2021 00:09+1При работе с бумагой рано или поздно может встать вопрос подтверждения валидности подписи, то есть грубо говоря попросят прийти владельца и "показать паспорт", в то же время эцп подразумевает, что паспорт уже кому надо показан и других вопросов быть не должно.
ZhilkinSerg
11.10.2021 09:51Что делать, когда электричество кончится?
snakers4
11.10.2021 09:54+3КогдаЕсли оно кончится, отсутствие подписи будет меньшей из ваших проблем xDLopar
11.10.2021 17:18+1Наблюдал один крайне экзотический кейс, когда на объекте нет электричества, работы по восстановлению сделаны, но главный рубильник не будет поднят пока не подпишутся акты, приёмка, вот это всё. Очень продвинутые чуваки полтора часа искали злополучный сейф и ключ от него, в который закинули физическую печать фирмы за ненадобностью, ведь есть ЭЦП.
Gutt
12.10.2021 14:25А как можно принять работы на электросети, не проверив её под нагрузкой? Да и не верится, что у всех резко разрядились мобильники и ноутбуки.
Lopar
12.10.2021 14:31Я в менеджерском деле нифига не смыслю, но мне кажется, что факт наличия корпоративной ЭЦП на каждом личном и портативном устройстве любого сотрудника - это немножко дичь.
Gutt
13.10.2021 18:41А вот наличие носителя, к которому можно поставить драйвер на какой-нибудь ноут и использовать его там -- вполне обыденная ситуация. Впрочем, монтажникам, требующим принять работу без проверки, электронный документ будет не нужен. Им нужна бумажка с синей печатью.
Lopar
13.10.2021 19:43электронный документ будет не нужен. Им нужна бумажка с синей печатью.
Что требовалось доказать. :)
ifap
11.10.2021 12:16Но мы до Верховного Суда дойдём и поставим точку в этом вопросе. Либо суду придётся признать, что 63-ФЗ и пункт 1 статьи 859 ГК РФ не действуют в РФ либо мы победим.
Не обольщайтесь, есть еще третий вариант: просто идите нафиг, потому что… а вот не почему! См. решение того же ВС по поводу несоответствия постановления Правительства закону о доступе к госинформации.itsoft Автор
11.10.2021 12:40+2Посмотрим. Будет значит о чём на Хабр написать. Хотя в любом случае будет.
Но дорогу осилит идущий, если не упереться, то вслед за ВТБ и остальные начнут хамить и не признавать документ с УКЭП.ifap
11.10.2021 12:48Я Вас всецело поддерживаю в этом крестовом походе, просто предупреждаю и о такой вероятности.
nukler
11.10.2021 17:21При том что у банка целый этаж юристов, им все равно, бадатся с itsoft или физиком или вообще просто отписки писать, они на ЗП. А вот у itsoft так же?
itsoft Автор
11.10.2021 17:46Нет, конечно, но опыту лучше набираться на простых кейчас с втб, чем на дорогих контрактах. Цена вопроса несколько десятков тысяч рублей. Для опыта - нормально. Надеюсь отсудим.
SerjV
11.10.2021 12:22+1Мы ступили в прошлой кассации, надо было там просить не возвращать дело на пересмотр, а выносить решение. Первая кассация возвращая дело фактически подтвердила здравый смысл и нашу правоту, но суд решил продолжать юлить. И дело пересматривала та же судья, что в первый раз. Мне казалось, после кассации она должна была исправиться.
Так это нынче такая мода - уповая на то, что у нас право не прецедентное, игнорировать мотивировку кассации, вернувшей дело на пересмотр.
На уровне законодательства же прикол в том, что приравнять-то подписанные электроподписью документы к бумажным приравняли, но вот обязать принимать электронные документы - не обязали. Так что ваш процесс весьма интересен.
Плюс объективная проблема - если для чтения бумажных документов кроме оптической подсистемы, связанной с мозгом, и собственно мозга, особо ничего не нужно, то форматов электронных документов может быть овердофига и нет способа заставить все стороны иметь средства чтения всех возможных форматов.
Противники ЭДО, они же сторонники бумажных документов, часто начинают говорить про безопасность, что деньги воруют с банковских карт, с помощью ЭЦП уже и недвижимость переоформляли. Можно подумать с бумажками такого никогда не было.
Тут всё верно, а если директор не хочет пользоваться "компостером" и отдал свою электроподпись секретарю - это проблемы этого директора.
Но есть нюанс - при правильно составленном бумажном документе можно провести почерковедческую экспертизу, а вот поиск "левой" электроподписи уже превращается в детектив "откуда взялась доверенность на её получение?". Проще выдавать КЭП на физлицо в паспортном столе с обязательной личной явкой за получением, наверное.
Через Оператора ЭДО. (Самый популярный вариант среди коммерческих организаций)
А вот это самое ж главное в этом деле... Здравая часть проблемы - фиксация факта получения сторонами документов плюс единство форматов документов.
А главное потому, что это всё прежде всего не столько ради удобства потребителей, сколько ради зарабатывания денег продавцами услуги ЭДО.
Потому унификации и стандартизации, как и решения проблемы "сложность обмена документами между разными операторами" - ждать не приходится...
Gutt
12.10.2021 14:32На уровне законодательства же прикол в том, что приравнять-то подписанные электроподписью документы к бумажным приравняли, но вот обязать принимать электронные документы - не обязали.
Так и бумажные документы принимать не обязали. Так что тут всё упирается в доказывание факта получения (не принятия к сведению!) документа.
Проще выдавать КЭП на физлицо в паспортном столе с обязательной личной явкой за получением, наверное.
Так все УЦ так и должны работать. Инода дают по бумажной или подписанной действующим ключом доверенности, но тут ничего нового -- фактически это доверенность ставить подпись за руководителя, и электронность подписи тут мало на что влияет.
Кстати, есть замечательная контора "Белинфоналог", у которой есть УЦ, высылающий носитель с закрытым ключом просто по почте. С паролем для доступа к носителю, распечатанном на бумажке и приложенном к нему. Я два раза от них получал на нашего специалиста по таможенному оформлению, ржал в голос. Есть и преимущество: любой документ, подписанный с использованием этого ключа, можно будет оспорить, потому что нет гарантии того, что секретность ключа была соблюдена.SerjV
12.10.2021 15:08Так и бумажные документы принимать не обязали. Так что тут всё упирается в доказывание факта получения (не принятия к сведению!) документа.
Это с бумагой только "принят-не принят", с электронным еще "а нам его читать нечем".
Плюс бумагу-то в некотором смысле принимать обязали сочетанием обязанности вообще принимать документы и "обычаями делового оборота". Вот если вообще что-либо принимать не обязывали, и даже из договора такового не следует - тогда да, тогда ой.
Есть и преимущество: любой документ, подписанный с использованием этого ключа, можно будет оспорить, потому что нет гарантии того, что секретность ключа была соблюдена.
не настолько просто :) Доказывать-то придётся вам и именно то, что ключом воспользовались или могли по не связанными с вами причинам воспользоваться посторонние, а не Белинфоналогу, что кроме вас больше никто не мог воспользоваться ключом - в гражданском процессе нет презумпции невиновности, каждая сторона должна доказывать свои утверждения...
Gutt
13.10.2021 18:43Доказывать-то придётся вам и именно то, что ключом воспользовались или могли по не связанными с вами причинам воспользоваться посторонние, а не Белинфоналогу, что кроме вас больше никто не мог воспользоваться ключом
Именно. И, на мой взгляд, доказательств выше крыши. Также не думаю, что такая дичь предусмотрена регламентом их УЦ. Скорее всего, кто-то решил упростить слишком сложные вещи.
SerjV
13.10.2021 19:06И как вы докажете, что кто-то имел доступ к ключу (даже не важно, воспользовался им или нет) таким образом, что смог подписать конкретный документ уже после получения ключа вами?..
Не хитрые ходы типа "теоретически могли незаметно вскрыть письмо и заклеить обратно, тем самым нарушив тайну связи" (ибо другая сторона предъявит справки с почты и из полиции, что у них "таких заявлений не зарегистрировано"), а что именно имели такой доступ?
А в договоре я бы на месте Белинфоналога написал, что начав использовать электроподпись вы подтверждаете, что не выявили признаков того, что к ключу получили или могли получить доступ посторонние. Т.к. даже знание пароля от ключа без собственно содержания ключа ничего не даёт, особенно, если это не просто флешка, а токен, на которую закрытый ключ записан в режиме, исключающем возможность его оттуда считать (а без него - да, большой разницы с флешкой нет).
Да, у Белинфоналога косяк, конечно, но не факт, что так легко и просто получится сказать, что "я не я и задница не моя" в гражданском процессе.
А вот если получено с нарушением регламента - то, по идее, это даёт право потребовать устранить недостатки в проделанных работах/оказанных услугах (если не схитрили и не оформили лицензионным договором - тогда еще возникнет геморрой с доказательством настоящего предмета договора).
Gutt
14.10.2021 16:46И как вы докажете, что кто-то имел доступ к ключу (даже не важно, воспользовался им или нет) таким образом, что смог подписать конкретный документ уже после получения ключа вами?..
Нет необходимости доказывать, что документ был подписан после получения носителя. Или современные стандарты ЭЦП пишут в подпись и время, беря его со внутренних часов токена?
SerjV
14.10.2021 18:08Было сказано: "любой документ, подписанный с использованием этого ключа"
Например, в документе стоит ссылка на нормативный документ, который до передачи ключа не был принят - а потому не имел регистрационных реквизитов с номером и датой. Вряд ли суд поверит, что это был родственник Ванги и Нострадамуса и прозрел будущее...
Да и подписание до передачи ключа с паролем или возможность такого подписания - тоже вам же доказывать придётся. У противоположной стороны аргументация может быть что-то вроде "конверт не вскрывался до передачи вам, что вы сами подтвердили в соответствии с договором, начав пользоваться подписью".
Gutt
14.10.2021 19:31Согласен, возможности оспаривание весьма ограничены. Возможно, вариант с нарушением регламента УЦ при передаче ключа может позволить его инвалидировать, сделав тем самым все документы недействительными (но не ничтожными).
SerjV
14.10.2021 20:49Возможно, вариант с нарушением регламента УЦ при передаче ключа может позволить его инвалидировать, сделав тем самым все документы недействительными (но не ничтожными).
Если удастся убедить суд, что это вновь открывшиеся обстоятельства - то да.
А если вы приняли ключ, использовали, а потом вдруг решили задним числом передумать - то вы сами ж приняли соответствующие риски, используя ключ, т.к. знали либо должны были знать о его компрометации и должны были своевременно принять меры по его аннулированию...
glader
11.10.2021 16:21Соседняя новость про ЭЦП - "Электронную подпись встроят в SIM-карту" https://www.securitylab.ru/news/525410.php
nukler
11.10.2021 17:26Полная ерунда, пока номер не принадлежит гражданину, все это фикция.
tsifra
12.10.2021 04:22Тем не менее привязывать всё вокруг к сотовыми операторам это никому не мешает. У моего товарища недавно в Тинькове потеря телефона обернулась минусом на 250к. Деньги выводили ночью на киви-банк. Складывалось впечатление, что это было кому-то нужно и знаменитый антифрод "у нас всё под контролем" не сработал.
itsoft Автор
12.10.2021 05:12Про это у меня статья Банки не хотят внедрять многофакторную авторизацию и покончить с мошенничеством
Всё из-за того, что банки не хотят добавить аппаратный генератор кодов по требованию клиента. Был бы ещё и токен, где-нибудь в сейфе, то потеря телефона не критична.tsifra
12.10.2021 05:58Я старовер. Меня устраивали скретч-карты с одноразовыми кодами. Они полностью отвязаны от мира электронных устройств и сетей. Когда логином в банк начали становиться телефон и эмейл я был изрядно раздосадован. Подобрать-украсть связку логин-пароль - это уже задачка не для ленивых, а уж завладеть скретч-картой в дополнение к этому - так вообще из разряда фантастики.
itsoft Автор
12.10.2021 08:48Неважно что, важно иметь минимум три ключа, которые хранятся в разных местах: пароль, смс, какой-то одноразовый код.
Wesha
13.10.2021 02:45С мошенничеством покончено не будет, пока в протоколе SS7 (по которому SMS-ки ходят) остаются дыры размером с паровоз.
tsifra
12.10.2021 04:09Уточните, пожалуйста, вы в итоге какие файлы отправляете контрагентам? Подписанный pdf или подписанный xml сформированный по ГОСТУ + pdf? Если второй вариант, то к какому файлу относится откреплённая подпись отправляемая вместе с ними?
В конце прошлого года возился с операторами ЭДО. Утомился порядочно и отложил до лучших времён. От необходимости верстать xml с кучей полей и атрибутов подгорело отдельно. На тот момент api был бесплатен только у https://ofd.ru/ Диадок со своими хотелками и ценами сразу был отвергнут. Очень рад был прочитать, что если не требуются счета-фактуры, то ЭДО можно делать без операторов совсем. Отсутствие единой среды обмена документами и транзакционные издержки "за каждый документ" вызвали у меня недоумение в тот момент. Информация для меня новая, но безмерно мотивирующая, так как весь бизнес построен на самописной учётной системе с отдельными интеграциями на бухгалтерию (rest вызовы к серверу web из 1C) для взаимодействия с госорганами. Если получится сделать обмен электронными документами без сторонних интеграций и абонентской платы, то это просто невероятно! Кучу услуг новых в торговле товарами b2b можно внедрить!
Не очень понял про отслеживаемые товары у вас в тексте. Если я правильно понял закон на момент изучения мной, то для передачи информации об отслеживаемых товарах (например, шинах) можно использовать электронный документы накладной торг-12 для контрагента и одновременно с этим передавать данные через одну из национальных систем прослеживания и маркировки товаров (по факту только Честный знак). Не пробовали с ней через php/python взаимодействовать?
itsoft Автор
12.10.2021 05:07С теми, с кем установлен обмен по ЭДО XML через систему ЭДО, кто-то через роуминг там получает.
С кем не установлен, то на почту pdf с откреплённой подписью.
Ну и те, кто просят, получают почтой России. :)
У нас услуги. Подробностей про товары не знаю. Мы использовали эту новость как аргумент, что пора переходить на ЭДО.tsifra
12.10.2021 05:40Если вдруг найдёте какие-то возможности поделиться наработками кода, то думаю многие спасибо скажут. Тем более, что начинает попахивать обязательным ЭДО для всех в ближайшее время.
itsoft Автор
12.10.2021 05:46Так базовый код в статье представлен. А дальше из любого языка программирования вызываете команду и подписываете то, что нужно.
Конечно, тут вопросы безопасности. Но они уже не только к коду, но и к архитектуре серверов, сетей. Это уже частный вопрос.tsifra
12.10.2021 05:53Я имел в виду ту часть, которая генерирует xml для ЭДО. Подписывать-то мы планируем через python получающий через oauth/rest данные из учётной системы на web.
Мы кстати сейчас рассуждаем как выложить в open-source обёртку поверх драйвера АТОЛ для касс. Тоже многим поможет не садиться на всякие ширпотребные решения вроде 1С.
itsoft Автор
12.10.2021 08:46А чего там сложного? Возьмите XML-шаблон и выведите в него данные. Задачка для школьника. Есть у нас этот код. На php. Но вам он всё равно не подойдёт как есть. Имена переменных в БД и структура объектов наверняка не совпадут.
tsifra
12.10.2021 10:00Да, разумеется, все структуры данных у нас будут разные, но мне, когда я работал над этой функцией, не удалось найти чтобы кто-то выложил бы готовое решение хоть в каком-то виде. Мой код для генрации xml делался на основе текста ГОСТа и ещё каких-то найденных экземпляров файлов. Выглядит просто отвратительно. Публиковать такое где-то смысла не видел, но если у вас что-то хоть чуть более красивое - буду очень благодарен.
$xml = new \DOMDocument('1.0', 'windows-1251'); $xml->formatOutput = true; $Fajl = $xml->createElement('Файл'); $Fajl = $xml->appendChild($Fajl); $Fajl->setAttribute('ИдФайл', 'str1234'); $Fajl->setAttribute('ВерсПрог', 'str1234'); $Fajl->setAttribute('ВерсФорм', '5.02'); $SvUchDokObor = $xml->createElement('СвУчДокОбор'); $SvUchDokObor = $Fajl->appendChild($SvUchDokObor); $SvUchDokObor->setAttribute('ИдОтпр', 'str1234'); $SvUchDokObor->setAttribute('ИдПол', 'str1234'); $SvOEDOtpr = $xml->createElement('СвОЭДОтпр'); $SvOEDOtpr = $SvUchDokObor->appendChild($SvOEDOtpr); $SvOEDOtpr->setAttribute('НаимОрг', 'ООО СМОКЕР'); $SvOEDOtpr->setAttribute('ИННЮЛ', '7715253980'); $SvOEDOtpr->setAttribute('ИдЭДО', '2PS'); ... $SodFHZH2 = $xml->createElement('СодФХЖ2'); $SodFHZH2 = $SvDokPTPrKrome->appendChild($SodFHZH2); $SvTov = $xml->createElement('СвТов'); $SvTov = $SodFHZH2->appendChild($SvTov); $SvTov->setAttribute('НомТов', '1234'); $SvTov->setAttribute('НаимТов', 'str1234'); $SvTov->setAttribute('ХарактерТов', 'str1234'); $SvTov->setAttribute('АртикулТов', 'str1234'); $SvTov->setAttribute('КодТов', 'str1234'); $SvTov->setAttribute('НаимЕдИзм', 'шт.'); $SvTov->setAttribute('ОКЕИ_Тов', '796'); $SvTov->setAttribute('ВидУпак', 'str1234'); $SvTov->setAttribute('Место', '123.45'); $SvTov->setAttribute('КолМест', '1234'); $SvTov->setAttribute('Брутто', '123.45'); $SvTov->setAttribute('НадлОтп', '123.45'); $SvTov->setAttribute('НеттоПередано', '123.45'); $SvTov->setAttribute('Цена', '123.45'); $SvTov->setAttribute('СтБезНДС', '123.45'); $SvTov->setAttribute('НалСт', '0%'); $SvTov->setAttribute('СумНДС', '123.45'); $SvTov->setAttribute('СтУчНДС', '123.45'); ... $content = $xml->saveXML(); $filename = 'DP_TOVTORGPR_2PS-00771823965502815018990049313958_2PS-00771525398007982442220043880624_'. $invoice->getCreatedAt()->format('Ymd') .'_'. $invoice->getInvoiceUuid() .'.xml'; $invoice->setXmlFilename($filename); $invoice->setXmlContent($content); $em->persist($invoice); $em->flush();
itsoft Автор
12.10.2021 10:37Я же вам написал, что у нас берётся шаблон и просто строки подменяются, в нём. У вас сильно больше кода. Может кому такой дедовский способ не кашерный почему-то, но он работает.
0xC0CAC01A
12.10.2021 12:07Я так и не понял... до сих пор физику бесплатно ключ ЭЦП сгенерировать негде?
LevOrdabesov
15.10.2021 11:37Даже юрику теперь можно, за один визит в налоговую. В Москве, правда, придётся переться в 46ую (по состоянию дел на август).
0xC0CAC01A
15.10.2021 12:08Вы хотели написать "даже физику..."?
LevOrdabesov
15.10.2021 12:120xC0CAC01A
15.10.2021 12:13Кто может обратиться за услугой по выдаче квалифицированной электронной подписи (ЭП) в Удостоверяющий центр ФНС России:
- Юридические лица (подпись выдается лицам, действующим без доверенности от имени организации);
- Индивидуальные предприниматели;
- Нотариусы.Спасибо, кэп, но тогда это ни разу не ответ на мой вопрос
yaguarundi
23.10.2021 16:50Такой вопрос. ЭП имеет срок действия. Например, я подписал документ. Через несколько лет, когда срок ЭП истёк, понадобилось проверить его подлинность. Клиент или кто угодно сможет это сделать?
vesper-bot
24.10.2021 17:41Да.
1) Правильность подписи проверяется публичным ключом, который по-хорошему не удаляется даже после истечения срока действия ЭП. Как раз на такой случай. А иногда ещё и передается прямо вместе с подписью для целей проверки.
2) В подписи содержится ещё и таймстамп, т.е. конкретная подпись на конкретном документе не теряет давности вместе с ключом.
knutov
04.11.2021 13:35Про апи диадока - неправда. Только что спросил их в чате - прислали развернутый ответ с сслыками на все варианты апи, включая хттп рест - https://api-docs.diadoc.ru/ru/latest/
itsoft Автор
04.11.2021 14:46Вы попробуйте интегрироваться. Для примера сравните с описанием API Revoulut банка.
Конечно, может что-то поменялось у них, но беглый взгляд говорит, что всё очень непонятно. И потом окажется что API есть, только вот предназначается оно для производителей крупного софта типа 1С. Нам они не дали интегрировать наш софт с ними.
j_aleks
Я развлекался в свое время ЭЦП сгенерированным и лежащим на УЭК, потом этот гранд проэкт благополучно зачах, новую же подпись получить можно только за денешку... плюс постоянная мутота какая-то происходит с удостоверяющими центрами, порядку нету...
itsoft Автор
Со следующего года налоговая будет бесплатно давать. Не знаю касается ли это физиков. Но станьте самозанятым, если хотите бесплатно получать. А может и физикам бесплатно дают.
Опять ж, можно стать самозанятым, получить бесплатно подпись, и перестать быть самозанятым. Вряд ли подпись аннулируют.
Ag47
Со следующего или
?
itsoft Автор
Да с этого. Это я спутал с тем, что со следующего года уже только вроде в налоговой и при личной явке. А курьером в офис только до конца этого года.
Ag47
Спасибо! А в ответе «только в налоговой» это что значит, скажите, пожалуйста?
itsoft Автор
Вроде нельзя будет УКЭП получить уже курьером в офис. Мне так бухгалтерия наша сказала.
FireWind
Получал неделю назад бесплатно(ИП). Еще потребовалось приобрести "железный" носитель ключа Рутокен Лайт за 1000 руб (можно использовать еще кучу всего, в том числе Jacarta). ЭЦП записывают только на защищенные носители. Т.е. просто так прийти с флэшкой или email - не получится.
Пришел в налоговую, минут за 15 оформили документы, записали ключ на Рутокен, проверили. Правда для использования потребуется еще и КриптоПро CSP покупать (речь веду о Диадок-е - до Нового Года можно использовать их облачную подпись, а уже после НГ - будь добр "бесплатную" налоговскую + КриптоПро CSP за денюжку ) - на год 1350 или без ограничений 2700 руб (в рамках 5 версии, пока ее не обновят). Пока действует старый ключ, новый лежит про запас. Думаю, покупать КриптоПро тогда, когда понадобится
tsifra
Подскажите, пожалуйста, вы КриптоПро в какой операционной системе используете? Если я правильно понял тарифную политику, то linux у них трактуется как серверная операционная система и цена там уже далеко не 1350р. На момент изучения вопроса было что-то вроде 27 000 рублей. Покупать лицензию на винду и ставить её на виртуалку - вариант достаточно неадекватный. Изучал вопрос год назад.
FireWind
Использую Windows. Про Linux ни чего сказать не могу.
j_aleks
в налоговой и сейчас ЭЦП для граждан есть, но только внутри самой налоговой...
а на счет стать а потом не стать, ЭЦП ротухнет быстрей...
alexleo
А смысл переставать быть самозанятым, если уж зарегистрировался? Никаких обязательств, никаких левых платежей типа 40 тыс в год в ПФР, зато возможность с нулевыми затратами легализовать практически любые доходы (кроме тех, с которыми не согласен уголовный или налоговый кодекс). В сравнении с кошмаром, который называется ИП даже на 6%, это редкостная халява. Не знаю, что будет, когда закончится мораторий на изменения, но сейчас с трудом верится, что у нас в области налогов смогли придумать что-то настолько продуманное и простое для людей.
itsoft Автор
Никакого по-моему, но почему-то многие этого бояться.