В хэллоуинском выпуске подкаста “Релиз в пятницу” ребята из команды Timeweb обсуждают страх №39456: искусственный интеллект совсем скоро заменит людей всех профессий. Так ли это? Разбираемся с Максом (dev teamlead) и Ваней (head of QA). Кира (head of HR) задает вопросы и выступает модератором встречи.



Где используется ИИ?


Макс: Многие люди воспринимают искусственный интеллект как аналог человеческого. Конечно в современных реалиях IT кто-то занимается разработкой подобных технологий, но чаще всего под ИИ подразумевают особо сложные алгоритмы или нейронные сети.

Сейчас, куда ни ткнешь пальцем, везде будет использоваться ИИ: научные и статистические исследования, бизнес и медицина. Например, появляется возможность оценивать диагностические данные человека без привлечения высокоуровневого эксперта: в онкологии нейронные сети по снимкам тела с большей вероятностью определяют наличие онкологии, чем специалист.

Есть ли в таком случае страх, что ИИ заменит людей? Обоснован ли он?


Ваня: Многих людей, наверное, пугает “Алиса”, которая реагирует на фразы, понимает нас. Кажется, что еще немного и произойдет восстание машин! На самом деле, существование ИИ без человека невозможно, пока у нас нет квантовых компьютеров, которые сами по себе обучаются и принимают решения. А до этого еще далеко!

Макс: Это всё из мира научной фантастики! Какие-то специальности будут пропадать, просто потому что будет меньше ручной работы, но ведь это порождает новые рынки. Например, бывшие бухгалтеры должны будут обучать нейронные сети. Страх поддерживается в основном в попсовой сфере (в фильмах и книгах), а вот в профессиональной сфере — нет, работы у нас много!

Сможет ли ИИ писать за людей код?


Макс: Написание кода — очень сложный процесс, в котором нужно учитывать много мелочей. Понятие “нейронная сеть” звучит как попытка имитировать нейронную сеть человеческого мозга, но в действительности это всего лишь неточный математический алгоритм. Бизнесмен, который хочет узнать, сколько продаст табуреток в следующем месяце, не получит ответ “453”. На основе Big Data он получит: “на 20% больше, чем в прошлом месяце” или “на 20% больше, чем в том же месяце год назад”. Это неточные данные, а код подразумевает, что должно быть написано что-то точное. Наверное, однажды мы сможем прийти к умной кодогенерации, но за этим будет стоять огромная предварительная работа.

Ваня: Крупные компании предпринимают попытки создать такую систему, которая бы и код писала правильно, и сама себя тестировала. Например, IBM Rational Rapsody, но эта разработка не взлетела из-за ограниченного в ней набора алгоритмов.

Мы сами не всегда понимаем, что хочет заказчик, а здесь нейронка должна будет решать бизнес-задачи. Хочу красиво! Если нейронке так сформулировать задачу, она обучится, но на своих критериях, которые уже были использованы раньше.

Как я вижу ИИ, который пишет код: ты пишешь диаграмму (то есть все равно нужен человек), выбираешь из списка нужные критерии (e-commerce, крупные розничные сети, продажи и др.). После чего нейронка сама дает тебе UML или рекомендации, как лучше написать диаграмму. Нажимаешь на кнопку, и у тебя уже есть код, готовое решение, которое запускается. До этого нам еще далеко!

Про no-code решения


Макс: Как я упоминал ранее, из-за развития технологий, происходит смещение рынка труда: низкооплачиваемых программистов становится все меньше, и многие бизнесы не могут себе позволить даже простую автоматизацию или написание сайтов. Крупный энтерпрайз начинает всё больше разрабатывать no-code решения как раз для таких случаев. Это тенденция не последних двух лет, она началась раньше — 6-7 лет назад с создания различных Wix, Tilda и других подобных решений. Это системы, которые позволяют даже с помощью визуального программирования накидать какое-то приложение. Конечно, у вас не получится делать кастомные решения, но можно решать простые бизнес-задачи быстро и сравнительно дешево.

Откуда тогда берется массовый страх, что машины заменят людей?


Ваня: Мне кажется, триггером стала пандемия. Пришло понимание, что ты легко можешь потерять работу, а твой ручной труд заменит автоматизатор. Плюс политическая обстановка, инфляция, экономика. Людям приходится переучиваться, появляется много онлайн-школ.

Макс: И этот страх поддерживается теми, кому это выгодно. Например, онлайн-школам и разработчикам систем.

Про эйджизм, зумеров и демографическую яму


Ваня: Технологический прогресс — это всегда про позитивные изменения. Для бизнеса — проще и дешевле решаются его задачи, экономия на сотрудниках. Для разработчика — расширение стека, повышение своей ценности на рынке.

Мне кажется, проблема эйджизма постепенно уходит, в 40-45 лет человек еще востребован, у него много знаний. Из-за развития технология и пандемии компании увидели, что IT и онлайн — будущее, стало больше потребностей в IT-специалистах.

Макс: Мы еще живем именно в тот момент, когда это все происходит у нас на глазах — резкий скачок и расширение IT-рынка. Да, ИИ развивается, но зумеров недостаточно, чтобы закрыть все вакансии. Тренд на рынке абсолютно другой, потребность в специалистах только растет.

Резюмируем


Глобально бояться, что ИИ заменит нас не стоит. В ближайшие 10 лет маловероятно, что это произойдет. Этот страх существует во многом из-за маркетинговой кампании производителей ИИ и поп-деятелей, которым нравится эта тема.

В IT-сфере бояться точно нечего, работы на нас хватит, можно пытаться содействовать развитию ИИ. Расслабляться не стоит, а вот поучиться новому — вполне!

Послушать полную версию подкаста можно здесь.


Комментарии (6)