В нашем постиндустриальном обществе в первую очередь ценятся: уровень образования, обучаемость, профессионализм и способность творческого подхода в решении задач. Так как большинство современных профессий, в той или иной мере, связано с компьютерной техникой и автоматикой, то вполне логично, что при обучении детей особое внимание необходимо уделять компьютерной грамотности. При должном подходе к обучению и интересе, со стороны ребенка, стоит обратиться к углубленному изучению информационных технологий и программированию в частности.

С каждым годом возможности компьютерной техники непрерывно растут и даже взрослому тяжело обучаться программированию, что же говорить о детях? Как их к привлечь к программированию? Давайте разбираться в этом.

У большинства людей, когда они слышат слово - программист, перед мысленным взором сразу же возникает образ быстропечатающего человека, сидящего перед экраном монитора по которому пробегает множество непонятных букв и символов. Но это только отчасти правда. Действительно, даже не большая программа может занимать несколько десятков печатных страниц кода. Но программирование это не всегда рутина, особенно заметно на этапе обучения.

Давайте подумаем как обычно можно заинтересовать ребенка какой-либо профессией? Конечно же через игры и игрушки, соответствующие изучаемой профессии. Если для обычных профессий вполне подойдут конструкторы или наборы инструментов, то при обучении программированию без компьютера и специализированных программам практически не обойтись.

Давайте найдем специализированные программы, применяемые для обучения детей программированию.

Scratch


Одним из лучших инструментов для обучения детей и подростков программированию считается Scratch (Скретч) — визуальная событийно-ориентированная среда программирования. Он появился в 2007 году и завоевал миллионы поклонников по всему миру. Скретч специально разработан для обучения программированию. Однако в первую очередь он ориентирован на создание визуальных проектов в самом приложении. Например, интерактивных видео и игр. В части управления роботами и программирования конструкторов приложение поддерживает исключительно конструкторы Lego и micro:bit.

Однако наиболее популярной базой, для большинства роботизированных конструкторов, является Arduino и ардуино-совместимые платы. Поэтому нам нужно найти универсальную среду программирования или хотябы совместимую с Arduino платами.

Scratch for Arduino (S4A)

Scratch for Arduino, или как чаще ее называют S4A - модификация среды Скретч позволяющая работать с платами ардуино. Давайте найдем и изучим ее.

Прямых ссылок с официального сайта Скретч на нее нет. Идем в поиск. По запросу «S4A» поисковик уверено выдает нам сайт s4a.cat.

Официальная страница Scratch for Arduino (S4A).
Официальная страница Scratch for Arduino (S4A).

Изучение сайта наводит на мысль о его заброшенности: версия сайта 2015 года, последняя статья выложена в феврале 2016, версия программы для Windows датирована концом 2014 года.

Установка и запуск


На сайте предлагаются версии программы для:

  • Win OS (версия 1.6);

  • Mac OS (версия 1.6);

  • Linux (Debian) (версия 1.6);

  • Linux (Fedora) (версия 1.5);

  • Raspbian (Debian для RaspberryPi) (версия 1.5).

Архив занимает 27МБ, а после установки программа займет 53МБ дискового пространства.

Интерфейс программы Scratch for Arduino (S4A).
Интерфейс программы Scratch for Arduino (S4A).

Для привязки платы к программе потребуется установить Arduino IDE и загрузить на плату скетч S4AFirmware16.ino (размещен на сайте). S4A переведена на 40 языков, в том числе и на русский. Имеет простой и понятный дизайн с минимальным функционалом. Программа не имеет дополнительных библиотек с блоками управления. Однако есть библиотеки примеров, звуков и спрайтов низкого качества.

Программа работает только в онлайн режиме, то есть скетч выполняется на компьютере, а Ардуино выполняет посылаемые ей команды. Это означает, что записать программу на плату и использовать ее в автономном режиме не выйдет.

Однако, S4A не всегда корректно ведет себя при работе с неоригинальными платами.

Snap4Arduino


Если Скретч – разработка массачусетского технологического института, то Snap! (или BYOB) – это его модификация выполненная Университетом Беркли. Ключевым нововведением стало добавление в программу возможности создания пользовательских блоков. Это позволило разработать сообществом множество библиотек для управления различными модулями и платами.

По запросу «Snap4Arduino» и нам выдает ссылку на сайт snap4arduino.rocks.

Официальная страница Snap4Arduino.
Официальная страница Snap4Arduino.

Этот сайт выглядит свежее. Однако здесь язык сайта также только английский, но найти ссылки на скачивание программы, примеры и форум сообщества не составляет сложности.

Актуальная версия программы на сайте 6.2 от 09.01.2020.

К установке предлагаются версии для:

  • Windows (32-bit и 64-bit);

  • Mac OSX (64-bit);;

  • GNU/Linux (32-bit и 64-bit);

  • портативная версия для Windows;

  • плагин для Chrome и Chromium.

Мобильная версия для Android представлена «сырым» дистрибутивом и его разработка временно приостановлена.

Установка и запуск

Установка не примечательна и заострять внимание на ней нет смысла. Дистрибутив для 64-битной версии Windows «весит» 163МБ до установки и 350МБ – после.

Для работы с программой нам понадобится плата с встроенной прошивкой от Firmata. Если такой нет, то придётся воспользоваться Arduino IDE для загрузки прошивки в плату. Для этого скачиваем и устанавливаем программу с официального сайта www.arduino.cc. По окончании установки подключаемся выбрав в соответствующем меню тип платы и порт.

Окно выбора типа платы и порта подключения. Программа Arduino IDE.
Окно выбора типа платы и порта подключения. Программа Arduino IDE.

Далее открываем вкладку «Library Manager» или проходим в меню Tools – Manage Libraries… Набираем в поиске Firmata и устанавливаем библиотеку «Firmata by Firmata Developers».

Вкладка Library Manager. Программа Arduino IDE.
Вкладка Library Manager. Программа Arduino IDE.

Теперь во вкладке «Уроки» находим нужный скетч: File → Examples → Firmata → StandardFirmata

Выбор скетча во вкладке «Уроки». Программа Arduino IDE.
Выбор скетча во вкладке «Уроки». Программа Arduino IDE.

Открывшийся скетч загружаем в нашу Arduino-плату и по окончанию установки открываем установленный ранее Snap4Arduino. Выбираем вкладку "Arduino", кликаем по кнопке "Подключится к Arduino" и выбираем порт. Если все прошло успешно, то вы увидите соответствующие уведомления.

Информационные окна. Программа Snap4Arduino.
Информационные окна. Программа Snap4Arduino.

Для проверки работоспособности пишем простую программу мерцания встроенным светодиодом, расположенном на 13 пине нашей платы.

Интерфейс программы Snap4Arduino.
Интерфейс программы Snap4Arduino.

Нажимаем на зеленый флажок и наблюдаем работу скетча.

Работа скетча на плате Arduino UNO.
Работа скетча на плате Arduino UNO.

Все отлично работает.

К особенностям работы с Snap4Arduino можно отнести:

  • поддержка работы платы только в online-режиме;

  • возможность замедления работы выполнения скетча, что позволяет отследить работу программы и выявить наличие ошибок;

  • возможность сохранения скетча как в облаке, так и на ПК;

  • возможность копирования как одного, так и нескольких блоков скетча;

  • есть несколько примеров программ для работы с сенсорами и графикой.

Также в программу включено множество библиотек с блоками для:

  • итерационных и композиционных вычислений;

  • работы со списками, текстом, музыкой и координатами;

  • работы с базами данных, диаграммами и анимацией;

  • частотными распределениями, веб-сервисами (https) и другие.

К сожалению программа не имеет офлайн режима, дополнительные блоки не русифицированы, а графический интерфейс давно не обновлялся и выглядит скудно. Меню программы не интуитивно и часть настроек не ясна.

Однако множество учебников, примеров и иной обучающей информации делают Snap4Arduino достаточно привлекательной платформой. При этом программа поддерживает работу с платами SP8266 и NodeMCU, а также Picaxe, micro:bit, Lego WeDo, Boost и ряд других конструкторов.

Программа вполне подойдет для дистанционного управления ардуино-совместимыми роботами, конструкторами и собственными проектами на их базе.

МакеBlock

Заглянем на официальный сайт mBlock.

Официальная страница МакеBlock (mBlock)
Официальная страница МакеBlock (mBlock)

Сайт производит более приятное впечатление. Отличный дизайн в спокойном детском стиле. Присутствует анимация. Отдельно стоит отметить возможность выбора языка сайта. Доступны английский, китайский и японский языки.

Здесь также найти вкладки «Download» и «Community» не затруднительно.

Страница со ссылками на дистрибутивы программы mBlock.
Страница со ссылками на дистрибутивы программы mBlock.

Установка и запуск

Авторы предлагают к установке следующие варианты дистрибутивов:

  • Win OS (для версий Windows 7 - Windows 10 (64-bit);

  • Mac OS (версия 10.12 и старше);

  • веб-версия (для работы с ней требуется предварительная установка драйвера mLink);

  • версия для Chromebooks;

  • Windows XP;

  • для мобильных устройств (для Android 6.0 и выше (только ARM) и iOS 10.0 и выше).

Последняя версия программы для Windows - 5.3.5 от 18.06.2021 занимает 250МБ, а после установки - 888МБ.

При установке программы нам предлагают установить драйвер, для поддержки плат на базе контроллеров CH340/CH341.

Интерфейс программы mBlock.
Интерфейс программы mBlock.

mBlock предлагает набор библиотек для почти 150 видов плат, конструкторов и роботов. По умолчанию установлено расширение для приставки CyberPi, но можно ее удалить и добавить ту или иную плату из множества доступных.

В программе доступны к выбору один из 27 языков, в том числе и русский. Многие, наиболее популярные, библиотеки полностью переведены на русский. Остальные - на английском и китайском языках.

Ключевой особенностью mBlock является возможность работать с платами в двух режимах: онлайн – «Жить» и офлайн – «Загрузить в». Для работы в онлайн-режиме программе требуется установки прошивки (скетча) на плату, однако эта процедура выполняется без необходимости установки Arduino IDE.

Подключаем плату к компьютеру через USB кабель. Выбираем порт. При этом появляется желтая кнопка: «Обновление». После нажатия которой нам предлагается обновить прошивку на плате, т.е. загрузить на нее управляющий скетч.

Информационные окна программы mBlock.
Информационные окна программы mBlock.

После загрузки скетча повторно подключаем нашу плату и проверяем ее работу.

В режиме «Жить» пишем простую программу мерцания встроенным на плате светодиодом. Затем нажимаем кнопку «Загрузить», внизу экрана, и любуемся результатом.

Особенности работы с mBlock:

  • отличный дизайн;

  • отсутствие необходимости установки Arduino IDE;

  • возможность копирования нескольких блоков скетча (выбранного и последующих за ним);

  • возможность программирования как блоками, так и в классическом виде;

  • возможность просмотра составленной блоками программы в формате языка С (только режим «Загрузить в»);

  • возможность сохранения скетча как в облаке, так и на ПК;

  • комментарии к блокам;

  • большая база примеров и расширений.

ArduBlock

Еще один представитель программ блочного программирования ArduBlock. Разработана российским инженером программистом Петровым В.Н. Программа абсолютно бесплатна, имеется сообщество в ВК, Instagramm и канал на YouTube. Автор активен: выкладывает уроки и обеспечивает поддержку.

Переходим на официальный сайт:

Официальная страница ArduBlock.
Официальная страница ArduBlock.

Сайт выполнен в традиционных цветах ардуино. Предлагается два языка на выбор: русский и английский.

Здесь же автором размещено: справка, ссылки на модули (Aliexpress) и его же учебники.

Установка и запуск 

К установке предлагаются варианты дистрибутивов:

  • Windows 8…10;

  • Mac OS;

  • веб-версия.

Актуальная версия программы 2.0. По ссылке на WinOS версию скачивается архив на 262МБ в котором включены все необходимые программы:

  • Arduino IDE 1.8.5;

  • драйвер CH341SER, для китайских плат;

  • скрипт Elevate для соединения ArduBlock с Arduino IDE;

  • сама программа ArduBlock.

Последовательность установки описана в текстовом файле находящимся в скачиваемом архиве. Сама программа ArduBlock не требует установки и замает 400МБ дискового пространства. Взглянем на ее.

Интерфейс программы ArduBlock.
Интерфейс программы ArduBlock.

Из особенностей стоит отметить:

  • приятный дизайн;

  • простое меню;

  • полная русификация программы;

  • справка для каждого блока со схемами и маркой подключаемого модуля;

  • монитор порта;

  • отображение кода программы с возможностью его сохранения в формате *.ino.

 К недостаткам:

  • отсутствие спрайтов и работы с графикой в программе;

  • отсутствие примеров;

  • работа с платами только в офлайн режиме;

  • поддержка только плат Arduino.

 ВЫВОДЫ

Родоначальником всех рассмотренных нами программ является Scratch и хотя, на первый взгляд, все они достаточно похожи все же давайте составим сводную таблицу из их ключевых особенностей, а затем дадим общую оценку каждой программе.

 

S4A

Snap4Arduino

mBlock

ArduBlock

Язык сайта

Английский

Английский

Английский, китайский, японский

Русский, английский

Язык программы (в том числе русский), шт.

40

44

27

2

Справка по работе с программой

Английский

Английский

Английский

Русский, английский

Необходимость установки Arduino IDE

Да

Да

-

Да

Формат работы с платой

Прямое управление

Прямое управление

Загрузка скетча /Прямое управление

Загрузка скетча

Возможность программирования роботов и конструкторов

Только на базе Ардуино

Да

Да

Только на базе Ардуино

Возможность работы со спрайтами/графикой

Да

Да

Да

Нет

Поддержка устройств:
- Web-версия
- Win OS
- Linux 
- Mac OS  
- iOS 
- Android          



-
Да
Да
Да
-
-



Да
Да
Да
Да
-
В разработке



Да
Да
Да
Да
Да
Да



Да
Да
-
Да
-
-

Хранение скетчей:

ПК

Облако / ПК

Облако / ПК

ПК

Отображение скетча на языке С

-

-

Да

Да

Формат файлов

*.sb, *.arduinosprite

*.xml

*.mblock, *.json, *.sb2, *.sb3

*.ardublock, *.ino

Функция снимка экрана

Да (*.gif)

Да (*.png)

Да (*.png)

Да (*.png)

Пошаговое выполнение программы

Да

Да

-

-

Копирование нескольких блоков

Да

Да

Да

-

Комментарии

-

-

Да

Да

Наличие примеров

Да

Да

Да

-

Подведем итоги.

S4A – хоть и устарела, но не теряет своей актуальности. Преимуществом станет – малый размер, полный русский перевод, огромное комьюнити, множество текстовой и видео информации по программированию. Минимальный функционал достаточен для начального обучения.

Snap4Arduino – практически идентична S4A, но обладающая: большей базой библиотек, что позволяет программировать устройства на различных платформах. Спрайты и звук более высокого качества Поддерживает множество устройств, помимо ардуино.

Обе программы обладают возможностью создания визуальных проектов, и онлайн взаимодействия с платами. Однако для проектирования самостоятельно работающих проектов данные программы не подойдут. Также нет возможности представления программы с классическом текстовом виде.

mBlock больше подходит для начального обучения программированию. Связано это в первую очередь с тем, что здесь есть:

  • поддержка около 150 видов плат, конструкторов и роботов;

  • поддержка операционных систем Win, Мас, Linux, iOC и Android;

  • возможность онлайн и офлайн программирования конструкторов;

  • перевод основных библиотек и блоков на русский;

  • большая база фонов, спрайтов и звуков;

  • возможность отображения программы на языке С.

Однако стоит помнить, что при совместном использовании графики и внешней платы программу придётся делить на части и размешать их в отдельных окнах. Отдельно для устройства, персонажа и фона. При этом обеспечить связи между ними через блоки событий.

ArduBlock стоит немного в стороне от своих собратьев. Его неоспоримым преимуществом являются:

  • полностью русский интерфейс и справка;

  • простой и удобный интерфейс;

  • оригинальный дизайн блоков и их функционал;

  • возможность отображения программы на языке С и сохранения в формате *.ino;

  • возможность онлайн и офлайн программирования плат.

Однако отсутствие возможности создания визуальных проектов однозначно подымает возраст вхождения минимум до 10-12 лет.

Спасибо за прочтение.

Ссылки на официальные сайты программ:

Конструктор брался здесь.

Комментарии (30)


  1. trokhymchuk
    05.11.2021 10:22
    +1

    <jokeMode>

    Позвольте, а как же метапрог?

    </jokeMode>

    Если серьёзно, почему не была рассмотрена ксод?


    1. aol-nnov
      05.11.2021 10:32
      -2

      "шутки с лора за триста" ;)


    1. GeMir
      05.11.2021 16:16

      почему не была рассмотрена ксод?

      Потому что оно явно не для детей того возраста, когда подойдёт Scratch?


      1. trokhymchuk
        05.11.2021 18:38

        Следующий шаг после скретча.


        1. GeMir
          05.11.2021 20:26

          Minecraft + Python скорее следующим будет, за ним — Greenfoot, к примеру.


    1. sychidze Автор
      08.11.2021 07:25

      Потому, что действительно, как уже Вам ответили, он мало подходит детям.
      Как минимум нужна база.
      Если я не прав - поправьте.


  1. sshikov
    05.11.2021 11:09

    даже взрослому тяжело обучаться программированию, что же говорить о детях

    Совершенно непонятно, откуда такой вывод? Как правило бывает наоборот — детям проще осваивать новое, главное чтобы им это было интересно. То есть, у взрослых обычно лучше с мотивацией (нужно найти новую работу, скажем), а у детей как раз с усвоением новых знаний.


    1. sychidze Автор
      08.11.2021 07:22

      Здесь имеется в виду человек не знакомый с программированием вообще.
      При этом предполагается, что у него, как и у ребенка, нет жизненной необходимости в изучении программирования.

      Естественно, что склад ума, начальные навыки программирования или уже знакомство с каким-либо языком, а тем паче наличие стимула - ведут к лучшему освоению новых языков.


  1. monane
    05.11.2021 11:28
    +1

    На взгляд дилетанта (быдлокодера/погромиста) набор софта в вашей статье относится скорее к инженерии, это не программирование в чистом виде, это инженерия. Сферы рядом, но не одно. Тогда уж прикладное программирование. Хотя безусловно заинтересовать творить это дорогого стоит,а там что захочет.


    1. sychidze Автор
      08.11.2021 07:03

      Согласен, что переход с кода на блоки - это верх извращения (хотя XOD`еры могут обидеться. но я не про них.)

      Проблема ведь в том, что доступность разнообразного софта и игр не стимулирует детей к изучению программирования. Поэтому и растет поколение потребителей.
      И если раньше дефицит программ и игр рождал потребность в изучении программирования, то теперь этого практически нет.
      Ребенку нужно показать, что он сможет сам написать программу и, что это достаточно просто. И желательно это сделать как можно раньше. Так как здесь есть куда расти и развиваться.

      Как вариант - привлечь программированием в Майнкрафте. Хотя я перспектив здесь не вижу. Поэтому считаю, что программы на основе Скрэтча больше подходят.


  1. Xop
    05.11.2021 11:31
    +1

    Если совсем для начинающих (и возможно еще не умеющих читать) - очень неплохо заходит lightbot - игрушка на телефоне про робота, которого надо программировать, чтобы он ходил и зажигал лампочки. Объем памяти для команд ограничен, на более сложных уровнях появляются подпрограммы, рекурсия и условное выполнение.


    1. sychidze Автор
      08.11.2021 06:17

      Спасибо за инфу.
      Если родится статья под мобильные - обязательно оценю lightbot 


  1. gameplayer55055
    05.11.2021 15:49

    Почему не упомянули xod?

    Там блоки не как в скретче, а более интересные


    1. sychidze Автор
      08.11.2021 06:15

      Потому, что XOD: не интуитивен, нет русского и слишком функционален для детей.
      Это лично моё мнение.


  1. GeMir
    05.11.2021 16:10
    +2

    Вы studio.code.org забыли. Minecraft «заходит» почти всем.

    Ну и makecode.microbit.org опять же (особенно при наличии micro:bit v2).

    Playgrounds на iPad прекрасны, но не уверен, что есть версия на русском.


    1. Celsius
      05.11.2021 16:46

      В играх от Zachtronics очень красивое программирование, хотя скорее там на оптимизацию упор. Самый классный мод с визуальным программированием на Minecraft это Psi, из не визуального — OpenComputers.


    1. sychidze Автор
      08.11.2021 06:08

      makecode.microbit.org - не плохое решение, но как я писал ранее - он одноплатформенник. И код адаптировать под другие платформы - не просто.
      Но признаю, что она очень неплоха, с учетом широкого функционала micro:bit

      studio.code.org неплох для изучения логики. Блочная структура, уроки, просмотр кода.
      Но к сожалению не вижу перспектив программирования в Minecraft.
      Привлечь детей - да. Хороший вариант.
      Но я бы потом пересадил на "железо" - роботы/конструкторы.

      Playgrounds так же не плоха, но ... язык.
      Я понимаю, что английский - международный, но все же не готов оценить порог вождения детей на эту платформу.


  1. Siemargl
    06.11.2021 11:46
    +1

    1. sychidze Автор
      08.11.2021 06:12

      Вещь интересная. Признаю.
      Но ... русский.
      Детям нужен русский язык, на начальном этапе хотя бы. ИМХО


  1. FirstaAnta
    08.11.2021 04:32

    Единственное какого физуального редактора тут нету, это Pocket Code. Он доступен на многих языках и удобен в использовании на телефоне. Можно делиться своими проектами в сообществе Catrobat, а также скачивать другие.


    1. sychidze Автор
      08.11.2021 04:33

      Я думаю, что мобильные приложения требуют отдельной статьи для описания.


  1. kirill1321
    08.11.2021 04:53

    А LabVIEW?


    1. sychidze Автор
      08.11.2021 05:09

      Я считаю, что LabVIEW все же не для детей.
      Для подростков лет с 15 с хорошей базой - возможно,
      для пользователей LabVIEW - да.
      для первых шагов изучения логики программирования - нет.

      Я бы скорее обратился к Simulink чем к LabVIEW. Но это моё личное мнение.


  1. Siawa
    08.11.2021 05:10
    +1

    А как же tinkercad.com ???

    И Вы не раскрыли makeblock - там на scratch возможно по-быстрому накидать основу программы, а до ума довести на С++. Это идеальный вариант , особенно при присутствии конструктора из линейки makeblock, для перехода от графического языка программирования к традиционному.


    1. sychidze Автор
      08.11.2021 05:37

      Tinkercad - любопытная платформа. Однако, насколько я понял, она предназначена для 3д проектирования, а не программирования.

      Мне конечно импонирует, больше mBlock, чем остальные (описанные мной) программы. Здесь и дизайн симпатичный и игры/анимашки можно сделать и сторонние паты поддерживает.
      Но вот с адаптацией кода к С - сложнее. Без знаний структуры языка - не адаптируешь. В этом плане больше Ardublock нравится. Есть возможность сохранить программу в ino для "скармливания" ArduinoIDE, без "танцев с бубном".

      Есть вариант makecode.microbit.org. Здесь присутствует полноценная визуализация работы платы micro:bit . Но все завязано именно на этой плате. Она не плоха, но... альтернативы нет. Да и код специфичный получается. Его на другую платформу сложнее "переварить"


  1. Jyolando
    10.11.2021 05:18
    +1

    Работаю преподавателем детского программирования и как по мне самым лучшим вариантом для обучения детей является именно Minecraft. Майки очень позаботились создав образовательную версию своей игры. За время работы использовали и MakeCode (один из вариантов работы с Агентом (нашим ботом)) который поддерживает помимо визуального программирования еще и JS/Python (возможно было что-то еще, уже не вспомню).

    Если же говорить об основной Java-версии Майна, то для обучения визуальному программированию очень зашла черепашка из образовательной версии мода ComputerCraft. Интуитивно понятный интерфейс команд черепашки, возможность откатить последствия работы черепашки и работа с её личным инвентарем очень нравится детям.


  1. savostin
    12.11.2021 10:03

    Я так понимаю, кроме Scratch никаких идей/платформ больше нет?

    Тот же XOD, мне кажется более свежим, хоть, как правильно заметили, менее "детским".

    Странно, почему нет каких-то других идей визуализации программирования...


  1. Hasan81
    18.11.2021 20:32
    +1

    А у мне сначала показали assembler и basic, потом pascal и C, потом Delphi, потом java, а потом вообще как понеслось... Так с детства больше душу греет что-то низкоуровневое для работы с железкой напрямую, но работы и задач по жизни почему-то больше по высокоуровневым языкам, хотя и от них можно удовольствие получить.

    Вообще спасибо. Очень актуально и надо бы каждый год актуализировать. Ребенок у меня как раз дорос до нужного возраста и тут бац - ваша статья.


  1. speranskiyas
    08.12.2021 08:36

    Интересно ваше мнение о PictoBlox из Индии. Есть Русский, есть мобильная версия, поддерживает ардуино, ESP32, лего и др.


    1. sychidze Автор
      08.12.2021 08:37

      Спасибо за информацию.
      Очень похоже на клон mBlock.
      На досуге сравню.