Мозговой штурм – популярный способ собрать ворох нестандартных идей для решения задач и достижения целей. Правда, если проводить его абы как, вместо ценного списка рискуем получить сорванные голоса, раскрасневшиеся лица и зря потраченное время. Чтобы все получилось, важно заранее оговорить с участниками правила – говорить по очереди, не перебивать, записывать все приходящее в голову, чтобы не забыть и т. д. А раскрыть креативную чакру и получить больше гениальных идей помогут нестандартные подходы к мозговому штурму.
Поговорим об 11 техниках мозгового штурма на примере конкретной задачи – сформулировать гипотезы для продвижения нового продукта. Пусть это будет мобильное приложение – личный помощник для предпринимателя ;-)
Читайте, выбирайте, тестируйте. В конце – несколько советов, которые повысят шансы на положительный результат, хоть и не гарантируют его.
1. От обратного
При классическом мозговом штурме перед участниками стоит задача генерировать идеи, которые сработают – помогут решить задачу или достичь цели. Подход «от обратного» дает возможность заняться вредительством – предлагать идеи, которые вряд ли сработают или не сработают точно. Казалось бы, пользы мало, но неверные решения могут навести на ценные мысли, до которых вы бы никогда не додумались, идя классическим путем.
Пример. Для продвижения нового продукта, идя по классической схеме, команда будет высказывать стандартные идеи вроде рекламы мобильного приложения в Яндекс.Директе. Действуя от обратного, команда может предлагать и проговаривать то, что точно не поможет его продвинуть. Например, предложить ориентироваться на не ЦА или собрать недостатки продукта. Чем это может быть полезно? Развивая первый вариант, возможно, получится придумать, как ориентировать продукт на новый сегмент, второй – как отработать возражения клиентов, устранить недостатки или превратить их в достоинства.
Конечно, совсем отметать проверенные и рабочие способы продвижения тоже нельзя. Контекстная и таргетированная реклама – те каналы, которые в первую очередь тестируют и самостоятельные рекламодатели, и маркетинговые агентства. Напоминаем, у последних и у всех, кто настраивает контекст и таргет для клиентов, есть возможность повысить свой доход от этих направлений, подключившись к партнерской программе Click.ru. Профит – до 18% от клиентских бюджетов на рекламу.
2. Перекрестный мозговой штурм
Раздайте участникам листы бумаги и предложите тихонько наедине с собой записать все идеи по теме мозгового штурма, которые только придут в голову. Затем пусть они передадут свои листы соседу справа или слева. Теперь каждый должен просмотреть чужие записи и внести свои. Передавайте листы по кругу, пока не получите нужное количество вариантов. Просматривая чужие гипотезы, каждый член команды может придумать то, что никогда не пришло бы в голову само по себе. Правда, использовать этот подход в одиночку не получится.
Пример. Участнику в руки попадает лист с предложением использовать для продвижения продукта слоган. Он крутит его в голове и выдает свой вариант, который лучше передает свойства, назначение или пользу продукта. Слоган становится визитной карточкой вроде «Мечты сбываются» и повышает узнаваемость бренда.
3. Ролевой штурм
Предложите каждому участнику по очереди примерить на себя другую личность и подумать, как бы решил задачу этот человек. С таким подходом члены команды могут освободиться от личных устоявшихся суждений и установок, а значит придумать что-то совершенно новое и им несвойственное.
Пример. Команде продвижения цифрового продукта предложили представить, что они Билл Гейтс или Марк Цукерберг с их возможностями, бэкграундом и ресурсами. Посыпались предложения – поменять интерфейс на сине-белый, создать вокруг приложения для предпринимателей соцсеть, добавить фичи для онлайн-совещаний и работы с документами. Да, часть идей может быть сложно реализовать в реальных условиях или затраты ресурсов буду слишком велики, но крупицы золота в этой руде вы однозначно найдете.
4. Майндмеппинг, или карта пауков
Для организации мозгового штурма по этой технике используется специальный инструмент – ментальная карта, которую еще называют «концептуальной картой» или «картой паука». В центр помещается ключевая тема обсуждений – цель, задача или сам продукт. Идеи записываются вокруг нее в виде ответвлений или «ног паука». Если к какой-то гипотезе появляются дополнения или уточнения – рисуем ответвления уже от этого элемента.
Пример. В центре карты пауков – продукт, который нужно продвинуть. От него тянутся «лапки» – характеристики, преимущества и недостатки, целевая аудитория, конкуренты, УТП, способы и каналы продвижения. От каждой из них идут ответвления – идеи, мысли и гипотезы команды по каждому из направлений. Результатом такого штурма может стать большая разветвленная карта, отображающая полную маркетинговую картину продукта. На ней и без того может быть полно идей для продвижения, а имея возможность взглянуть на все сверху, участники смогут сгенерировать еще больше.
5. Смена места или времени
Суть метода проста – предложите участникам пофантазировать и представить, что стоящую перед ними задачу нужно решить так, как будто бы они живут в другом времени или другой стране. Такой подход помогает взглянуть на проблему с нового ракурса.
Пример. Задача продать виртуального личного помощника для предпринимателей людям из 1921 года, когда установилась советская власть и с бизнесом все было очень сложно, с одной стороны, может показаться невыполнимой. С другой – натолкнет на нестандартные мысли. Например, исходя их того, что онлайн-каналов в то время еще не было, команда может подумать про офлайн и предложить привлекать пользователей через объявления в местах, где часто бывает целевая аудитория. А поскольку живем мы все-таки в 21 веке, эта идея может трансформироваться в QR-коды на раздаточных материалах конференций и других бизнес-мероприятий. Почему бы и нет?
6. Случайный фактор
Выберите слово, изображение или понятие и предложите участникам строить свои рассуждения и генерировать гипотезы вокруг него. Чтобы мозговой штурм шел в нужном направлении, это может быть что-то максимально близкое к теме – ключевая суть проблемы или главное свойство продукта.
Пример. Продолжаем продвигать приложение для предпринимателей. Для этой задачи случайным фактором может стать ключевое свойство продукта, потребность, которую он закрывает, или просто понятие, ассоциирующееся с целевой аудиторией. Например, можно попробовать вести рассуждения вокруг слова «бизнес» и получить проблемы пользователей, недостающие функции приложения и идеи каналов продвижения.
7. Преувеличение
Представьте, что проблема, ради которой вы все собрались на мозговой штурм, в 10 раз сложнее, серьезнее или важнее, чем есть на самом деле. Возможно, команда посмотрит на задачу с другого ракурса и придумает варианты, которые в другой ситуации так и остались бы в недрах подсознания. Кстати, работает и обратный подход – преуменьшить задачу. Варианты, которые участники предложат для решения пустяковой проблемы, вполне можно масштабировать и превратить в гипотезы для тестирования.
Пример. Собирая команду на брейншторм, предложите искать способы не для продвижения мобильного приложения, а для глобального решения проблемы бизнеса в стране. Или наоборот – попросите найти способ продать продукт сотне или всего лишь одному пользователю.
8. Ограничение по времени
Суть метода проста – предлагаем участникам накидать как можно больше идей и вариантов за ограниченный период времени (5, 10 или 20 минут). Оговариваем правила, ставим таймер и начинаем. Как только таймер срабатывает, останавливаемся и начинаем обсуждать, критиковать и выбирать идеи.
Пример. Поставьте таймер на 5 минут и попросите участников штурма предлагать все идеи, которые придут в голову, без критической оценки, не отбрасывая даже самые, на первый взгляд, бредовые. Так среди действительно нелепых и бесполезных могут оказаться ценные мысли, которые в других условиях человек не решится озвучить. А гипотезы, которые окажутся непригодными сами по себе, могут навести на другие вполне полезные и реализуемые решения.
9. Ограничение по количеству
Такой мозговой штурм можно проводить по любой схеме: письменно или устно, онлайн или офлайн, с бурными обсуждениями и спокойными высказываниями по очереди. Главное – набрать заданное и озвученное на старте количество идей.
Пример. Перед началом мозгового штурма поставьте цель – собрать, например, 100 идей для продвижения приложения. Не останавливайтесь, пока не получится это количество. Смысл в том, что когда вы соберете первые 30–50 предложений, закончатся решения, которые лежат на поверхности. В ход пойдут креатив и нестандартное мышление, и вот тут вас может ждать клондайк неожиданных гипотез по каналам, креативам, коммуникационным кампаниям. Какие-то из них, конечно, отсеются как несостоятельные, труднореализуемые или слишком затратные по ресурсам. Но часть наверняка получится взять для тестов.
10. Теневой штурм
Команда делится на три группы:
первая обсуждает вопрос публично;
вторая слушает и записывает все, что приходит в голову в ходе обсуждения первой группы;
третья экспертно оценивает все сгенерированные гипотезы и может предлагать свои варианты.
Такая техника позволяет максимально задействовать в процессе людей с разными типами характера, если предложить экстравертам обсуждать вопрос вслух, а интровертам – молча записывать свои варианты.
Пример. Когда вы разделите людей на три части, участники «теневой» группы, конечно, будут генерировать свои идеи, на которые их натолкнут предложения «открытой». Однако в их списках наверняка окажется гораздо больше докрученных и усовершенствованных гипотез, услышанных от других членов команды. Например, «открытая» группа предложила протестировать офлайн-каналы продвижения приложения в местах, где часто бывает целевая аудитория. А один из участников «теневой» трансформировал эту идею в предложение разместить QR-коды на материалах бизнес-мероприятий.
11. Игра в слова
Эта техника напоминает популярную игру в ассоциации. Нужно выбрать какое-то одно слово, которое будет связано с темой и целью мозгового штурма. Затем необходимо поочередно записать ассоциации, которые вызывает это слово у каждого участника. За первыми ассоциациями потянутся другие, и мы получим разветвленную карту, похожую на ментальную.
Пример. Вернемся к нашему приложению. Здесь в качестве слова, к которому участники должны предлагать ассоциации, можно выбрать, например, основной сегмент целевой аудитории – предприниматель. В качестве ассоциаций можем получить – планирование, бизнес, деньги, загруженность, сотрудники, налоги и т. д. Каждая из них натолкнет участников на те или иные решения для продвижения продукта: на площадки для публикации PR-статей, аудитории для таргетированной рекламы, УТП, креативы и слоганы.
7 советов для эффективного мозгового штурма
Задайте тему или направление. Когда люди собрались обсудить что-то абстрактное и неопределенное, они вряд ли смогут выдать что-то, что потом можно будет использовать на практике для решения конкретной задачи. Поэтому первое правило эффективного мозгового штурма – четкая тема, цель или направление.
Заранее оговорите правила. Каждый участник должен понимать, по какой технике будет проходить штурм и что нужно делать: говорить наперебой, высказываться по очереди, молча записывать идеи в блокнот. Так вы потеряете меньше времени на недопонимание и сможете рассчитывать, что штурм пройдет продуктивнее и быстрее. Кстати, если мозгоштурм запланирован в разговорной форме, обязательно назначьте секретаря, который будет записывать тезисы.
Фиксируйте даже самые нереалистичные идеи. Частая ошибка мозговых штурмов – с ходу отбрасывать то, что кажется бесполезным и неприменимым на практике. Записывать надо вообще все, потому что идея может отлежаться и оказаться лучше, чем казалось на первый взгляд, или навести на другие полезные мысли.
Старайтесь сгенерировать как можно больше гипотез. Тут все просто: чем больше идей, тем больше шансов найти интересный, неизбитый и наиболее эффективный способ решить задачу. Кроме того, скомбинировав несколько предложений друг с другом, можно получить готовое решение.
Не критикуйте. Озвучьте это правило среди других условий мозгового штурма, чтобы участники не критиковали мысли – ни свои, ни чужие. Это поможет уйти от стереотипов, включить креативное мышление и собрать больше гипотез.
Развивайте чужие идеи. Если кто-то уже озвучил предложение, это не значит, что к нему больше нельзя возвращаться и нужно выдумывать что-то принципиально новое. Развивая даже нереалистичные гипотезы, можно сформулировать усовершенствованное решение, которое окажется наиболее ценным и приемлемым.
Соберите разнообразную команду. Если проводите мозговой штурм внутри команды разработки продукта, не стоит ожидать разнообразия и нестандартных решений. Чтобы получить много разноплановых идей, позовите на совещание продавцов, маркетологов, дизайнеров, специалистов по трафику и программистов. Эти люди мыслят по-разному и смогут взглянуть на задачу с разных ракурсов.
Успешных вам мозгоштурмов! Если у вас есть другие интересные варианты их проведения, делитесь в комментариях.