Всем привет, на связи Антон Баташов, руководитель отдела интеграции и технической поддержки в компании XWAY. В предыдущей статье я рассказал о том, как мы готовимся к главной распродаже года 11.11, а сегодня — время подвести итоги и посмотреть, как все прошло.
В целом — распродажа удалась: есть примеры магазинов, которые за 11.11 продавали на 20 миллионов в час. Не обошлось, разумеется, и без обратной ситуации — никто не покупает на таких распродажах себе носки, поэтому у продавцов ходовых товаров продажи выросли незначительно. А вот магазины с техникой, предложившие хорошие цены, скидки и промокоды, оказались в большом плюсе.
Нам же надо было обеспечить это праздник онлайн-шоппинга, чтобы наши клиенты не потеряли ни одного покупателя. Если представить задачу как мишень, а наши действия по подготовке как выстрелы, то на взрослый разряд, а то и на мастера спорта — мы настреляли. Как минимум — побили все рекорды по прошедшим через нас заказам.
Codefreeze и всеобщее тестирование, мониторинг на лету — показали себя с самой лучшей стороны. Отдельно стоит отметить идею с созданием штабной ситуативной комнаты. Благодаря специалистам на боевом дежурстве, все шероховатости исправлялись за 5-7 минут, и процесс шел дальше. С уверенностью рекомендую эту практику коллегам. Побочный эффект: для расслабления дежурная смена устроила турнир по Worms, и теперь мы точно знаем, кто в коллективе самый взрывной.
Выстрел в девятку
В прошлом году трафик на пике вырастал в 10 раз. К такому росту мы и готовились — выделяли дополнительные мощности, проводили нагрузочное тестирование. Но в очередной раз убедились в справедливости тезиса, что ресурсов много не бывает — в этом году поток увеличился в 20 раз.
Очень помог наш микросервис, который контролирует заказы через AliExpress — сравнивает, есть ли они в нашем решении и дошли ли до внутренней системы. Микросервис ходит последовательно во все части и спрашивает, добрался ли заказ до 1С. При этом мы видим время доставки с маркетплейса до нашего коннектора. Если оно увеличивается, нужно как-то ускорять загрузку, подключать дополнительное железо.
Благодаря тому, что мы готовились к повышению нагрузки заранее, наша серверная структура справилась, но очередь получения заказов на пике растянулась на час. Основной причиной задержки стали маркетплейсы, особенно AliExpress, который стал безбожно «тормозить» в первые часы акции. Для покупателей не критично, но это в любом случае повод подумать, как можно уменьшить задержки. Так что «девять баллов».
Кстати, Ozon и WB работали штатно, но тут надо понимать, что исторически акция 11.11 принадлежит AliExpress — основные объемы распродаж идут именно там.
Рекомендации себе на будущее
В целом подготовка позволила нам пройти это испытание без эксцессов. Но всегда есть к чему стремиться. Первое и очевидное — в следующем году мы будем закладывать еще больший резерв по мощности. Кроме того, саму распродажу можно рассматривать как своеобразный стресс-тест, который помог нам выявить процессы, требующие оптимизации.
С вами был Антон Баташов, если о чем то забыл упомянуть — спрашивайте в комментариях, или напрямую в Telegram @anton_batashov