В августе Московский метрополитен запустил тестирование виртуальной «Тройки» на Московском транспорте. Суть технологии в том, что для оплаты транспорта вы можете использовать смартфон на Android, в платежную систему которого занесена виртуальная транспортная карта «Тройка», которая эмулируется через платежные токены Google Pay. Смартфоны от Apple, естественно, не подходят для этой технологии (как, впрочем, до сих пор на них не работает возможность напрямую без желтого терминала пополнять «Тройку»).
Таким образом, оплата осуществляется как обычным бесконтактным платежом Google Pay, но по тарифам «Тройки»: достаточно активировать экран смартфона и приложить к терминалу, правда сейчас поддерживаются только крайние терминалы на станциях метрополитена. На других видах транспорта(автобус, трамвай) работает на всех терминалах.
С ноября число тестеров увеличилось- и теперь еще 5 тысяч человек могут пользоваться этой услугой.
Вкратце поделюсь своим опытом.
Добавление карты достаточно простое: нужно скачать специальную версию приложения «Метро Москвы», и там выпустить виртуальную карту «Тройка», после этого приложение предложит добавить ее в Google Pay. Процесс добавления занимает не более 5 минут, и при добавлении можно сразу записать безлимитный проездной на месяц со скидкой 50% всего за 1122 рубля. Для записи также доступны другие виды билетов, и не только безлимитных. К моменту запуска в открытое использование все билеты обычной «Тройки» будут добавлены.
Особенностью технологии является то, что «Тройка» может быть записана только на один смартфон, для перенесения уже выпущенной карты нужно удалить карту из Google Pay на предыдущем устройстве.
Интересным фактом является и то, что разработчики приложения специально ограничили пока список доступных устройств для добавления карт смартфонами, несмотря на то что Google еще летом обновила приложение Google Pay на часах и позволяет использовать часы на платформе Wear OS by Google в качестве проездного. И это даже гораздо удобнее смартфона на мой взгляд, так как часы всегда на руке и вероятность разрядиться у них намного меньше. Ждем, когда разработчики добавят намеренно исключенную поддержку часов.
Если говорить про стабильность и скорость, то тут она сопоставима с обычной банковской оплатой, из 20 проходов лишь один может быть не распознан с первого раза.
В целом, считаю даже в текущем варианте технологию очень революционной и удобной. Скорость, удобство и цены пластиковой «Тройки» (а сейчас для тестеров цены еще ниже) в смартфоне действительно удобны и дают пользователям Android много преимуществ.
Из минусов стоит отметить привязку лишь к одному устройству (а если телефон разрядился?), отсутствие выбора Google Pay на часах, и поддержка прохода только на не без того перегруженных крайних турникетах на станциях метро, а также ограниченный выбор билетов на текущий момент. Впрочем, последние два «Московский транспорт» обещает исправить уже до конца года.
А как вам новые способы оплаты? Что думаете про новые способы и удобство? Готовы перейти?
Комментарии (65)
aborouhin
28.11.2021 18:06+1Для записи также доступны другие виды билетов, и не только безлимитных.
Мне предлагает для виртуальной "Тройки" только абонементы на 30, 90 и 365 дней. Поскольку мне столько ездить не надо даже со скидкой - пробовать это нововведение, увы, не буду, дождусь релиза.
А так удобнее будет, да, чтобы ничего, кроме телефона, не доставать из карманов.
stork_teadfort
28.11.2021 19:11А ведь был Мобильный билет (специальная симка с апплетом Тройки), который дружно и без объявления войны похоронили с ноября. Осталось только у Теле2, но переходить к них ради этой услуги - перебор.
Удобная была штука - платит также быстро, как нативная Тройка (без тормозов *пэй приложений), можно проходить в любой турникет (а не только в крайний), можно было использовать в режиме кошелька с балансом, либо записывать проездные, да даже выключенным телефоном можно было заплатить. Зачем прикрыли?
nlykl
29.11.2021 03:30Причём анонсировалась возможность использования телефона без NFC, в таком случае специальная антенна подключалась прямо к симке. Полагаю, прикрыли из-за невостребованности, никто не хотел заморачиваться с заменой симки, которую ещё было не найти в салонах.
GooG2e
29.11.2021 09:02Скорее была в целом сложность и не все смартфоны поддерживали. Я в своё время специально обменял симку, но потом выяснилось, что мой mi5 не поддерживает эту штуку (на тот момент не поддерживал). Позже когда её добавили в прошивку, то выяснилось. что либо google pay, либо эта фича и вместе они существуют крайне негармонично - нужно ставить на дефолт симку, а при оплате через pay нужно включать google pay.
В теории мне больше нравится реализация яблока, где для транспорта добавляется отдельная крата, которой можно платить без разблокировки даже. Жду когда мир или мостранспорт договоряться о добавлении.
balu736
28.11.2021 19:07-3Учился в советском вузе. Прививали любовь к экономике. Учили подсчитывать выгоду от разработки, экономическую эффективность.
Какая специальность у меня? - электроэнергетика, электроснабжение.
Приезжал раньше в Москву, заходил в метро, бросал на турникете копеечки и ехал. Потом пошел прогресс - покупал билетик в метро на десяток поездок и не чувствовал неудобств.
Интересно, вот сегодняшние технологии насколько эффективнее экономически против прежних. Буду благодарен, если найдутся читатели, способные прикинуть прибыль от внедрения последней технологии.
Даю наводку (не путайте с "даю на водку"): раньше были турникеты с монетоприемниками, теперь стоят турникеты без оных, но появились устройства считывающие со смартфонов, работает ПО, создана сеть, передающая инфу, смонтированы сервера, N-ое количество персонала все это обслуживает.
AlexBobovnikov Автор
28.11.2021 19:12Тут достаточно лишь упомянуть что несколько тонн пластика в год будет экономиться на производстве физических карт "Тройка". А также сократится нагрузка на кассы по пополнению и продаже карт, а это сотни человекочасов.
vorphalack
28.11.2021 19:44есть «мой умный город», который умеет тройки пополнять в оффлайне уже не первый год, кто хочет — скорее всего уже давно им пользуется.
лично я от этой виртройки вижу ровно одну пользу — хрен ты ее потеряешь.
UdarEC
28.11.2021 20:26Ну если честно, больше кажется, что тут просто налицо рост разделения труда. Ожидать, что расходов в итоге будет меньше точно не стоит.
Так что тут речь не про эффективность, а про "модно" и "современно".
balu736
29.11.2021 06:40-2То есть, метрополитен готов работать себе в убыток в этом сегменте ради моды?
vorphalack
28.11.2021 20:04при текущей цене поездок турникеты с баблоприемником будут собирать километровую очередь…
balu736
29.11.2021 06:43-3Получается, что метрополитен готов ради сокращения очередей идти на убытки?
vorphalack
29.11.2021 07:19а вы предлагаете менять каждый турникет на оборудованный И купюро- И монетоприемниками? ради чего?
PanDubls
29.11.2021 01:06Даже если экономия выходит нулевая, то, во-первых, по заветам старика Кейнса эта система - рабочие места и вливание в экономику, а во-вторых - есть еще более сложно монетизируемая часть баланса, а именно удобство, выигрываемое юзером благодаря реформе.
balu736
29.11.2021 06:49+1В данном случае о нуле речи не идет - к старому оборудованию "пришпондоривается" новая технология. Неужели никто не догадается, кто на этом зарабатывает?
vorphalack
29.11.2021 07:48откуда там старое оборудование-то?
balu736
29.11.2021 07:59-1Вот попросил прикинуть экономику новых технологий и получил кучу вопросов, не имеющих отношения к вопросу. Как удивительно устроен мозг у некоторой части популяции.
delfphe
29.11.2021 10:07На эту тему, стоймость обслуживания монетоприемника кажется гораздо выше чем считывателя nfc тем более что с распространеннием технологии они дешевеют и количество специалистов которые могут их поддерживать возрастает.
e-zig
28.11.2021 19:50+3Если бы они реально заботились об удобстве пассажиров, то слелали бы на всех турникетах оплату по банковским картам. Но им это не выгодно, ибо авансовая система оплаты заметно прибыльнее.
AlexBobovnikov Автор
28.11.2021 23:39Как написал в статье, до конца года планируют это сделать-оснастить все турникеты в метро терминалами для оплаты картами.
Archemagus
29.11.2021 12:46А объясните мне не понятливому - в чем сложность?
Все турникеты уже оборудованы NFC ридерами, которые используются в тех же *пеях все турникеты подключены к сети (глобальной или локальной, но билеты то проверяются).
Так в чем проблема ввести на всех турникетах поддержку банковских платежей? Разве это не вопрос чисто софта? Так ведь софт уже есть на тех самых "крайних" турникетах.
Единственную проблему для внедрения я вижу как раз в МИРе. Ужасная вещь, которая вытягивает чисто на заманухе скидками, а так на разных терминалах и в магазинах, и в билетных киосках, и на турникетах ведет себя отвратительно, но просто открытие GPay (и использование другой платежной системы) творит чудеса. Самое смешное, что пару раз удавалось "убивать" турникеты МИРом, он кидает ошибку и на следующий день, грустный инженер вешает яркий красный колпак "автомат отдыхает". Но это прям очень редко, за полгода ежедневного использования было раза 2.
Так, отвлекся. В чем сложность добавления поддержки банковских платежей на хотя бы половине турникетов прямо сейчас?
AlexBobovnikov Автор
29.11.2021 12:48+1Основная сложность в том, что для реализации банковской оплаты через эти модули NFC требуется замена головной части турникетов, так как банковские платежи требуют наличия соответствующих микропроцессорных систем в головной части. С помощью софта это не добавить
balu736
29.11.2021 06:45Хороший ответ. Только осталось уточнить, что для нас это аванс, а для метрополитена - беспроцентный кредит, выдаваемый нами.
sshikov
28.11.2021 19:56-1(как, впрочем, до сих пор на них не работает возможность напрямую без желтого терминала пополнять «Тройку»)
А можете пояснить, в чем тут засада? Когда я пополняю Тройку через Сбербанк Онлайн, мне тоже приходится к желтому терминалу подходить. При этом у меня андроид.ipswitch
28.11.2021 20:37В том, что на Андроиде есть приложения, позволяющие писать прямо на карту "Тройка", прикладывая Тройку к спинке телефона с включенным NFC.
https://play.google.com/store/apps/details?id=by.advasoft.android.troika.app
Никакой сбербанк, как и любое отложенное / непрямое пополнение этого не позволит сделать.
Смысл именно в прямом пополнении с непосредственной записью прямо на Тройку.
sshikov
28.11.2021 20:39Понял, спасибо. А айфону что тут мешает? Неполная поддержка NFC?
ipswitch
28.11.2021 20:40Да, как результат усилий Apple по сдерживанию возможностей доступа к периферии и общей политики того что можно и нельзя.
AlexBobovnikov Автор
28.11.2021 23:35+2Мешает отсутствие нужных технологий, на которых Apple экономит, в частности, NFC Mifare Classic
ContR
28.11.2021 22:39Если пополнять или покупать билеты онлайн через приложение Метро Москвы, например, можно записывать пополнение или билет напрямую смартфоном
AlexBobovnikov Автор
28.11.2021 23:36На смартфонах Apple это не работает, ввиду отсутствия нужных технологий в железе
AlexBobovnikov Автор
28.11.2021 23:41Вы можете скачать приложение "Метро Москвы" на смартфон Android и пополнять карту Тройка напрямую, без жёлтого терминала. Для этого достаточно приложить карту к смартфону и купленный билет будет записан.
GooG2e
29.11.2021 09:06Ну тут кстати странная история - иногда оно не работает. В том плане, что не предлагает записать, а говорит идите к терминалу, хотя телефон вполне себе поддерживает NFC.
Сначала работало, работало, потом вдргу перестало. Подумал спецом фичу отрубили. С другой стороны вообще необходимость запись на тройку билета это некий атавизм. С точки зрения технологии, но за него держатся, потому что в тройку уже столько вбухано, чт проще пиарить костыли.
neznaju
28.11.2021 20:34А картой Мир со смартфона, даже с яблока, поездка стоит 26 р. В тройке не вижу необходимости поэтому.
JerleShannara
29.11.2021 00:39Это если не очень часто ездить. Если на работу, да и с пересадками, то выгоднее единый на год купить.
GooG2e
29.11.2021 09:10+1Странная у вас математика - 19500 стоит годовой единый. Если учитывать только стоимость на метро, то это 750 поездок т.е. 375 пар.
Но это если метро с добавлением автобусов и трамваев самом собой уже не так вгыодно по миру ездить. Плюс с учётом всяких удалёнок, локдаунов и т.п. всё таки лучше иметь гибкую возможность не платить)Но тут каждый сам для себя выбирает)
Ninil
28.11.2021 21:01+4Верно же я понимаю, что без персонализации Тройки все новые фишки не работают? Если да, то «Фтопку» их... Сомнительное удобство «здесь и сейчас» может потенциально обернутся в будущем куда бОльшими проблемами...
AlexBobovnikov Автор
28.11.2021 23:45Да, всё верно. Для выпуска виртуальной карты "Тройка" Вам нужно войти под собственным аккаунтом в приложении "метро Москвы". Более того, сама карта привязывается к вашему Google Pay через Google аккаунт.
Dima954
29.11.2021 12:20Про скорость оплаты сказано уже много, могу только подтвердить, что при оплате картой пройти турникет не останавливаясь не удалось ни разу. При проходе по тройке только немного замедляю шаг.
И по поводу удобства карты на часах ещё дополню, что множество людей носит часы на левой руке, а прикладывать их надо к турникету справа, то есть при проходе придется перед собой размахивать левой рукой, как дирижёру в оркестре, ещё и выкручивая запястье "часами вниз". На мой взгляд, не особо удобно. Тут напрашивается фишка с возможностью вместе с записью билета запрограммировать - открывать турникет слева или справа от считывателя. Но скорее всего это утопия.
AlexBobovnikov Автор
29.11.2021 12:44Как уже отмечалось ранее, скорость считывания зависит ещё и от модуля NFC в вашем смартфоне. Как показывает моя практика, европейские смартфоны очень хорошо спроектированы с точки зрения расположения этого модуля и качества его работы. В моём случае, Google Pixel 5 и Nokia 9 Pureview отлично справляются с работой модуля. А вот, например, в Oneplus 8 pro модуль расположен неудобно и часто срабатывание происходит с ошибкой или задержкой
corruptor
29.11.2021 12:38Я тоже записался в группу тестирования. В основном из-за скидки на проездной, конечно :). В этом плане хорошо. Но организация мне не понятна. Ожидал, что будет какая-то выделенная линия поддержки, типа чата, отдельного номера телефона или эл. почты. Ничего этого нет.
Я решил использовать Samsung Pay. С ним можно просто выключенный телефон к турникету подносить. Сделал все по инструкции, выпустил проездной, все появилось и... не сработало, ни в метро, ни в автобусе. Хорошо, специально, оставил пару дней от старого проездного, поэтому без доп. расходов обошлось. Читаю внимательно инструкцию, что делать, а там просят отправить отладку в самсунг, отправил. Задал вопрос на указанную на страничке тестирования эл. почту дептранса, что делать, если все сделал по инструкции, и не пускает, заходить за свой счет? В ответ на следующий день прислали инструкцию, не ответив по существу.
В итоге помогло мне удаление и добавление карты заново.
Основной недостаток - очень медленно срабатывает, 3 секунды минимум. Особенно в автобусе неприятно, когда надо бы быстро провести, что позволяет пластик, а не получается. Все смотрят и ждут тебя прогрессивного.
AlexBobovnikov Автор
29.11.2021 12:41Здесь зависит от платежной системы, в данном случае Google Pay гораздо более проработанная и развитая система в России нежели чем Samsung Pay. Мой выбор так же пал на Google Pay, так как он работает ещё и на часах.
Могу поделиться своим опытом, что при использовании Google Pay валидация проходит примерно за одну секунду на терминале.
Tim635
29.11.2021 17:31А мне 27.11 такой ответ пришёл)
"Здравствуйте! Отвечаем на ваш вопрос о работе виртуальной карты «Тройка». Виртуальную карту пока нельзя использовать на «умных» часах."
Правда, вопрос был касательно часов Samsung.
AlexBobovnikov Автор
29.11.2021 17:31Все верно, так как Samsung Pay имеет разную архитектуру на часах и смартфоне. Google Pay не имеет теперь дифференциации на часах и смартфоне с лета этого года.
stork_teadfort
Все в рамках кампании по персонализации Троек? Мэрии так сильно нужно дообогатить свою транспортную бигдату ФИО? Вообще турникеты в меторо - очень удобный способ привязать лицевую биометрию к ФИО, с учетом, что камеры уже на них развешены.
По поводу удобства - очень сомнительно (ну либо у меня так криво работает). Моя статистика далеко не "1 фэйл из 20 попыток" при бесконтактной оплате в крайних турникетах, а скорее - "каждый раз удается заплатить МИР.пэем со 2-3 раза".
AlexBobovnikov Автор
Точность срабатывания зависит от нескольких вещей:
Модуль NFC и его расположение в смартфоне.
Тип платежной системы. В данном случае Mir pay и Google pay-совершенно разные системы. Скорость срабатывания и точность тоже отличаются.
Тип операционной системы (наличие и тип оболочки на Андроиде и т.д.)
В моем случае тестирование проходит смартфоне Google Pixel 5 на чистой ОС Android 12.
Crazyvlad
Скорость оплаты очень низкая. Пока 1 чел с картой пройдёт - с обычной тройкой 3-5 человек проходит.
kravchukdv
Как не странно, но именно электронная тройка работает очень быстро, у меня карта тройка дольше читается, чем электронная на mi9.
Crazyvlad
Возможно. Но не раз наблюдал со стороны, что очень медленно. Да и у жены и детей через раз срабатывает, приходиться второй раз прикладывать.
в пиковое время , это сильно тормозит и нервирует.
kravchukdv
Если имеется ввиду именно оплата картой, то возможно, а вот электронная тройка меня пока ниразу не подвела, с первого раза и почти за 1 секунду считывается.
GooG2e
Не знаю как у вас, но на том же яблоке оплата миром срабатывает великолепно и с телефона, и с часов. Я бы сказал за весь мой опыт не было ни одного неудачного срабатывания (около месяца). С MirPay другая история - вот там реально бывает багает - есть истории, как свои, так и друзей - может подвисать. Лечится обычно включением/выключением NFC, но в целом не очень приятно. Возможно сейчас с интеграцией в Google Pay ситуация стала лучше - после интеграции не пользовался.
С другой стороны скидка в 20р на метро отчасти компенсирует текущие неудобства.