Всем привет! Мы, команда Хабра и «ЭКОПСИ», провели исследование IT-брендов работодателей — 2021 и готовы поделиться итогами. Цель исследования — помочь с цифрами, фактами и инсайтами эйчарам, руководителям проектов, маркетологам, деврелам, PR-Tech специалистам, которые развивают свои компании и вливаются (или уже влились) в IT‑сообщество, а также айтишникам, которые хотят анонимно донести свои пожелания до работодателей. Считаем, что наш научный подход помогает всему IT‑сообществу, ведь компании, которые пытаются стать более привлекательными для айтишников, черпают вдохновение в нашей аналитике.
Итоги прошлогоднего исследования здесь (если лень читать, можно послушать выступление Артема Гринева).
В 2021 году лучшим IT-работодателем года вновь стала компания JetBrains, а весь топ-50 можно изучить в табличке ниже.
Итоги прошлогоднего исследования здесь (если лень читать, можно послушать выступление Артема Гринева).
В 2021 году лучшим IT-работодателем года вновь стала компания JetBrains, а весь топ-50 можно изучить в табличке ниже.
Методология исследования не изменилась с прошлого года. Если хотите подробней вникнуть в формулы, сделать это можно тут. В особенности полезно вспомнить про воронку бренда в основе опроса и её уровни. Здесь же кратко напомним формулу силы IT-бренда (по традиции на примере победителя — JetBrains).
Силища богатырская
1978 человек увидели компанию, из которых 1640 узнали JetBrains как работодателя. У JetBrains хорошая узнаваемость, хоть и ниже, чем у многих компаний, которые делают популярные B2C-продукты или услуги (но мы же силу бренда не по узнаваемости мерим).
Этих 1640 человек мы попросили выбрать от 1 до 4 лучших и столько же худших работодателей, которых они бы могли рекомендовать (или нет) своим знакомым в качестве места работы. Формула силы IT-бренда (она же привлекательность) для JetBrains следующая (разумеется, не все респонденты выбирали её лучшим или худшим работодателем):
Доверительный интервал оценки JetBrains лежит между 98,20 и 99,49 процента. В рейтинг мы берём только нижнюю границу доверительного интервала, итого сила IT-бренда JetBrains составляет 98,20 %.
Вот так (совсем вкратце) мы вспомнили, как строится рейтинг по силе IT-бренда: по доле выбора компании как лучшего работодателя (пропорция лайков и дислайков), а не просто по количеству лайков, которое измеряет скорее крупность компании, чем её привлекательность. Организаторы исследования (мы) перестраховываются в оценках и берут нижнюю границу доверительного интервала, чтобы нивелировать риск попадания в рейтинг компаний с малым количеством оценок.
Давай теперь поймём, сколько в нашем исследовании вообще было компаний для таких оценок и сравнений. Можно ли вообще доверять этим данным (выборке респондентов)?
Пул работодателей и поле респондентов
В контуре исследования в прошлом году у нас было почти 500 компаний, в этом году чуть больше 700. Список мы формировали ручками, ориентируясь на следующие метрики:
- компанию можно часто найти в разных IT-рейтингах;
- у неё активный наём (этот наём ведётся в РФ, и мы можем уверенно сказать, что там работает больше 50 IT-специалистов).
Полный список нынешних 700 компаний вот в этой гугл-табличке (если какой-то компании, удовлетворяющей этим критериям, тут нет — напишите нам в ЛС, будем разбираться). Мы посмотрели, про какие из этих 700 брендов сформировано хоть какое-то мнение на рынке труда, а про какие компании респонденты ничего сказать не могут. Традиционно мы ставим минимальное пороговое значение сформированного IT-бренда работодателя — 30 оценок на 3-м этапе воронки бренда (когда респондент может дать привлекательной или непривлекательной для него компании какие-то конкретные характеристики). Таких компаний оказалось всего 102, их мы и взяли в общий рейтинг (из него показываем топ-50 сильнейших IT-брендов). Теперь разберёмся с выборкой.
Мы опросили 11 508 респондентов (в 2,5 раза больше, чем в прошлом году, и это мы ещё отсеяли кучу сомнительных заполнений) и существенно расширили географию. Помогли местные сообщества, конфы и другие наши партнёры (всех перечислили, смотри ниже). Что радует — опрос стали проходить респонденты, живущие не только в РФ. 476 человек были из других стран, но отметили, что работают на российские компании.
ФО показаны без учёта городов, указанных на графике
Ядром нашей выборки были IT-специалисты уровня middle+
Важно отметить: даже стажёры и учащиеся из нашей выборки респондентов указали в анкете, что имеют опыт работы и в данный момент устроены в той или иной компании (забегая вперёд — у нас есть и отдельная выборка по студентам IT-специальностей, и рейтинги их предпочтений при выборе работодателей мы опубликуем в следующий раз).
Возраст и пол — ну, тут распределение типично для IT, ни добавить, ни убавить
По специализации была возможность множественного выбора (11 508 респов в сумме не получится), ну и, как обычно, преобладают разработчики.
По языкам и технологиям тоже можно было выбрать несколько, результат вы видите
Что интересного мы отметили на рынке труда в целом
- У большей части IT-компаний на рынке не сформирован бренд работодателя. Выше мы отметили, что только 102 из 700 компаний более-менее портретно, с характеристиками, представлены у соискателей (по 102 и составлен рейтинг). Из оставшихся 600 почти у половины очень низкая узнаваемость. Ещё половина могла быть узнаваемой и даже привлекательной — вот только наши респонденты мало что могли про них сказать содержательного: «Знаю такую компанию, в целом отношусь позитивно, но ничего конкретного про них не поведаю».
- На рынке труда чаще выигрывают компании с сильным продуктом или услугой. Этот фактор для IT-специалистов является очевидным доказательством и профессионализма команды, и грамотного менеджмента, и инновационного подхода в решениях. Преимущественно это относится к b2b-продуктам, но и клёвые b2c-продукты, в которые душу вкладывают, очень помогают поднять привлекательность компаний.
-
У многих известных крупных компаний есть мощная поляризация имиджа в глазах соискателей. Известность компании и масштаб её деятельности на рынке очень часто приводят к тому, что у неё появляются не только поклонники, но и активные противники. А негативный шлейф восприятия со стороны части ЦА существенно снижает силу IT-бренда (мы ж учитываем дислайки в определении привлекательности). За год привлекательность крупных работодателей в среднем снизилась на 4 п. п. (процентных пункта) за счёт этой поляризации. Наши гипотезы про корни этого негатива ниже, будем рады, если поделитесь своими мыслями в комментариях:
- Размывание продукта. У крупных технобрендов много продуктов и услуг. Они поглощают множество компаний, у них куча разных «дочек»… Что в таком случае будет оценивать соискатель, какой продукт или услугу? Что будет ассоциироваться у него с IT-брендом работодателя? На пёстром фоне гигантских зонтиков-мультибрендов компании с монопродуктом выглядят для кандидата более понятным и последовательными, более цельными и аутентичными.
- Гибкость процессов. У крупных компаний есть свои устоявшиеся практики, политика и стандарты при работе с соискателями. Эти практики не всегда учитывают интересы и потребности конкретного человека — меньше скорости, меньше гибкости, меньше адресности во взаимодействии. В то время как компании поменьше чаще сохраняют индивидуальную настройку при работе с отдельным человеком.
- Небоскрёбы и динозавры. Крупные компании с большим количеством сотрудников, задач и продуктов мало чем отличаются от промышленного производства, где «всё такое большое, а я маленький винтик, значение моё невелико». Экспансия, охваты-захваты рынков-клиентов и прочая гигантская атрибутика становится своеобразным фильтром для потенциальных работников: такие масштабы многих пугают, как ни странно. Не всегда и не все люди готовы работать на 80-м этаже среди 1000 коллег — работники ищут что-то более уютное, обозримое, ламповое, где человек и его вклад в работу будет заметен.
- На силу IT-бренда работодателя оказывает значимое влияние отраслевая принадлежность компании, этакий общий имидж отрасли. Средний бенчмарк по силе бренда у компаний из «чистого айти» (в основном это монопродуктовые компании с чётким брендом) — 74 %, и он увеличился на 9 п. п. за год. Для ретейла этот показатель равен 48 % (без изменений за год), для банков снизился за год с предыдущего исследования на 14 п. п. — до 35 %. А у промышленных компаний привлекательность составляет в 2021 году 31 % (рост на 3 п. п.). Самая низкая привлекательность — у телекома, 20 % (минус 6 п. п. за год). Здесь нам тоже интересны ваши версии и гипотезы, хотя многие моменты очевидны.
В следующей статье мы расскажем про критерии — что для IT-специалиста важно при выборе работы, на что он обращает внимание. А пока ещё раз благодарим всех, кто участвовал в опросе и стал соавтором нашего рейтинга. Также спасибо партнёрам, которые помогли привлечь к опросу своих резидентов и подписчиков:
- Конференции ОНТИКО, РАЭК, ProductSense.
- Профильные сообщества для IT-специалистов: krd. dev, Open Data Science, Московский клуб программистов, Values Value.
- IT-кластеры и профильные университеты: Иннополис, Академпарк, ИТМО, Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ, МАИ, НГУ, ТюмГУ, Высшая IT-школа ТГУ (HIT'S).
Всем привет! Мы, команда Хабра и «ЭКОПСИ», провели исследование IT-брендов работодателей — 2021 и готовы поделиться итогами. Цель исследования — помочь с цифрами, фактами и инсайтами эйчарам, руководителям проектов, маркетологам, деврелам, PR-Tech специалистам, которые развивают свои компании и вливаются (или уже влились) в IT‑сообщество, а также айтишникам, которые хотят анонимно донести свои пожелания до работодателей. Считаем, что наш научный подход помогает всему IT‑сообществу, ведь компании, которые пытаются стать более привлекательными для айтишников, черпают вдохновение в нашей аналитике.
Итоги прошлогоднего исследования здесь (если лень читать, можно послушать выступление Артема Гринева).
В 2021 году лучшим IT-работодателем года вновь стала компания JetBrains, а весь топ-50 можно изучить в табличке ниже.
Итоги прошлогоднего исследования здесь (если лень читать, можно послушать выступление Артема Гринева).
В 2021 году лучшим IT-работодателем года вновь стала компания JetBrains, а весь топ-50 можно изучить в табличке ниже.
Методология исследования не изменилась с прошлого года. Если хотите подробней вникнуть в формулы, сделать это можно тут. В особенности полезно вспомнить про воронку бренда в основе опроса и её уровни. Здесь же кратко напомним формулу силы IT-бренда (по традиции на примере победителя — JetBrains).
Силища богатырская
1978 человек увидели компанию, из которых 1640 узнали JetBrains как работодателя. У JetBrains хорошая узнаваемость, хоть и ниже, чем у многих компаний, которые делают популярные B2C-продукты или услуги (но мы же силу бренда не по узнаваемости мерим).
Этих 1640 человек мы попросили выбрать от 1 до 4 лучших и столько же худших работодателей, которых они бы могли рекомендовать (или нет) своим знакомым в качестве места работы. Формула силы IT-бренда (она же привлекательность) для JetBrains следующая (разумеется, не все респонденты выбирали её лучшим или худшим работодателем):
Доверительный интервал оценки JetBrains лежит между 98,20 и 99,49 процента. В рейтинг мы берём только нижнюю границу доверительного интервала, итого сила IT-бренда JetBrains составляет 98,20 %.
Вот так (совсем вкратце) мы вспомнили, как строится рейтинг по силе IT-бренда: по доле выбора компании как лучшего работодателя (пропорция лайков и дислайков), а не просто по количеству лайков, которое измеряет скорее крупность компании, чем её привлекательность. Организаторы исследования (мы) перестраховываются в оценках и берут нижнюю границу доверительного интервала, чтобы нивелировать риск попадания в рейтинг компаний с малым количеством оценок.
Давай теперь поймём, сколько в нашем исследовании вообще было компаний для таких оценок и сравнений. Можно ли вообще доверять этим данным (выборке респондентов)?
Пул работодателей и поле респондентов
В контуре исследования в прошлом году у нас было почти 500 компаний, в этом году чуть больше 700. Список мы формировали ручками, ориентируясь на следующие метрики:
- компанию можно часто найти в разных IT-рейтингах;
- у неё активный наём (этот наём ведётся в РФ, и мы можем уверенно сказать, что там работает больше 50 IT-специалистов).
Полный список нынешних 700 компаний вот в этой гугл-табличке (если какой-то компании, удовлетворяющей этим критериям, тут нет — напишите нам в ЛС, будем разбираться). Мы посмотрели, про какие из этих 700 брендов сформировано хоть какое-то мнение на рынке труда, а про какие компании респонденты ничего сказать не могут. Традиционно мы ставим минимальное пороговое значение сформированного IT-бренда работодателя — 30 оценок на 3-м этапе воронки бренда (когда респондент может дать привлекательной или непривлекательной для него компании какие-то конкретные характеристики). Таких компаний оказалось всего 102, их мы и взяли в общий рейтинг (из него показываем топ-50 сильнейших IT-брендов). Теперь разберёмся с выборкой.
Мы опросили 11 508 респондентов (в 2,5 раза больше, чем в прошлом году, и это мы ещё отсеяли кучу сомнительных заполнений) и существенно расширили географию. Помогли местные сообщества, конфы и другие наши партнёры (всех перечислили, смотри ниже). Что радует — опрос стали проходить респонденты, живущие не только в РФ. 476 человек были из других стран, но отметили, что работают на российские компании.
ФО показаны без учёта городов, указанных на графике
Ядром нашей выборки были IT-специалисты уровня middle+
Важно отметить: даже стажёры и учащиеся из нашей выборки респондентов указали в анкете, что имеют опыт работы и в данный момент устроены в той или иной компании (забегая вперёд — у нас есть и отдельная выборка по студентам IT-специальностей, и рейтинги их предпочтений при выборе работодателей мы опубликуем в следующий раз).
Возраст и пол — ну, тут распределение типично для IT, ни добавить, ни убавить
По специализации была возможность множественного выбора (11 508 респов в сумме не получится), ну и, как обычно, преобладают разработчики.
По языкам и технологиям тоже можно было выбрать несколько, результат вы видите
Что интересного мы отметили на рынке труда в целом
- У большей части IT-компаний на рынке не сформирован бренд работодателя. Выше мы отметили, что только 102 из 700 компаний более-менее портретно, с характеристиками, представлены у соискателей (по 102 и составлен рейтинг). Из оставшихся 600 почти у половины очень низкая узнаваемость. Ещё половина могла быть узнаваемой и даже привлекательной — вот только наши респонденты мало что могли про них сказать содержательного: «Знаю такую компанию, в целом отношусь позитивно, но ничего конкретного про них не поведаю».
- На рынке труда чаще выигрывают компании с сильным продуктом или услугой. Этот фактор для IT-специалистов является очевидным доказательством и профессионализма команды, и грамотного менеджмента, и инновационного подхода в решениях. Преимущественно это относится к b2b-продуктам, но и клёвые b2c-продукты, в которые душу вкладывают, очень помогают поднять привлекательность компаний.
-
У многих известных крупных компаний есть мощная поляризация имиджа в глазах соискателей. Известность компании и масштаб её деятельности на рынке очень часто приводят к тому, что у неё появляются не только поклонники, но и активные противники. А негативный шлейф восприятия со стороны части ЦА существенно снижает силу IT-бренда (мы ж учитываем дислайки в определении привлекательности). За год привлекательность крупных работодателей в среднем снизилась на 4 п. п. (процентных пункта) за счёт этой поляризации. Наши гипотезы про корни этого негатива ниже, будем рады, если поделитесь своими мыслями в комментариях:
- Размывание продукта. У крупных технобрендов много продуктов и услуг. Они поглощают множество компаний, у них куча разных «дочек»… Что в таком случае будет оценивать соискатель, какой продукт или услугу? Что будет ассоциироваться у него с IT-брендом работодателя? На пёстром фоне гигантских зонтиков-мультибрендов компании с монопродуктом выглядят для кандидата более понятным и последовательными, более цельными и аутентичными.
- Гибкость процессов. У крупных компаний есть свои устоявшиеся практики, политика и стандарты при работе с соискателями. Эти практики не всегда учитывают интересы и потребности конкретного человека — меньше скорости, меньше гибкости, меньше адресности во взаимодействии. В то время как компании поменьше чаще сохраняют индивидуальную настройку при работе с отдельным человеком.
- Небоскрёбы и динозавры. Крупные компании с большим количеством сотрудников, задач и продуктов мало чем отличаются от промышленного производства, где «всё такое большое, а я маленький винтик, значение моё невелико». Экспансия, охваты-захваты рынков-клиентов и прочая гигантская атрибутика становится своеобразным фильтром для потенциальных работников: такие масштабы многих пугают, как ни странно. Не всегда и не все люди готовы работать на 80-м этаже среди 1000 коллег — работники ищут что-то более уютное, обозримое, ламповое, где человек и его вклад в работу будет заметен.
- На силу IT-бренда работодателя оказывает значимое влияние отраслевая принадлежность компании, этакий общий имидж отрасли. Средний бенчмарк по силе бренда у компаний из «чистого айти» (в основном это монопродуктовые компании с чётким брендом) — 74 %, и он увеличился на 9 п. п. за год. Для ретейла этот показатель равен 48 % (без изменений за год), для банков снизился за год с предыдущего исследования на 14 п. п. — до 35 %. А у промышленных компаний привлекательность составляет в 2021 году 31 % (рост на 3 п. п.). Самая низкая привлекательность — у телекома, 20 % (минус 6 п. п. за год). Здесь нам тоже интересны ваши версии и гипотезы, хотя многие моменты очевидны.
В следующей статье мы расскажем про критерии — что для IT-специалиста важно при выборе работы, на что он обращает внимание. А пока ещё раз благодарим всех, кто участвовал в опросе и стал соавтором нашего рейтинга. Также спасибо партнёрам, которые помогли привлечь к опросу своих резидентов и подписчиков:
- Конференции ОНТИКО, РАЭК, ProductSense.
- Профильные сообщества для IT-специалистов: krd. dev, Open Data Science, Московский клуб программистов, Values Value.
- IT-кластеры и профильные университеты: Иннополис, Академпарк, ИТМО, Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ, МАИ, НГУ, ТюмГУ, Высшая IT-школа ТГУ (HIT'S).
Комментарии (6)
Xanderblinov
05.12.2021 12:21+1А почему так мало мобильных разработчиков? Если нужна помощь в проникновение в сообщество (тот же Android Dev Podcast или Android Broadcast), пишите в личку
alexey_girin
06.12.2021 14:24Уважаемые друзья.
Ваше исследование не является научным и использует плохой, негодный математический аппарат. Получаемая вами оценка не нормируется по количеству респондентов, не устойчива к возмущениям и сильно зависит от наличия анти-рекомендаций. Вы замеряете фазу луны, по сути. Называть то, что вы получаете - силой IT-бренда - неправильно.
Пожалуйста, исключите в следующий раз компанию ЕПАМ из списка компаний участвующих в рейтинге.Спасибо за понимание.
Loxmatiymamont
А почему нет столбика Не оценили как привлекательного работодателя?
Без него места выглядит странно. Берём, например, ред хат, который знают 1100 человек, а хочет работать в нём 110. Каждый десятый.
Строчкой ниже датаарт, где хочет работать уже каждый четвертый, кто знает эту компанию.
При сравнении в лоб каждый четвёртый это намного более хороший результат, однако тайный столбик должен был внести существенные коррективы, чтобы оказалось наоборот.
Artmanin
109 человек, это сколько выбрали лучшим или худшим. выбрали лучшим ред хат 109 * 0,93. 1114 - 109 = это столько людей никак не отнеслись к бренду компании, для них она нейтральна
VikKaN
Это легко считается, "тайный" столбик. Простая дробь. А на итоговый показатель влияет и доверительный интервал.