Схемотехника ламповых усилителей обманчиво проста. Каждый каскад состоит всего из нескольких компонентов: собственно лампы, двух-трёх-четырёх резисторов и пары-тройки конденсаторов. Выходной каскад лампового усилителя может быть однотактным (SE) и двухтактным (PP) и обычно содержит трансформатор.

В этой публикации мы рассмотрим особенности работы однотактных и двухтактных выходных каскадов, узнаем о режимах работы ламп и обсудим применение мощных триодов в однотактных выходных каскадах ламповых усилителей.

Чтобы заложить основу для понимания процессов, протекающих в выходных каскадах ламповых усилителей, обратимся к хрестоматийной схеме школьного радиоузла, которая выдержала пять переизданий в книге В. Борисова «Юный радиолюбитель». Впервые конструкция была опубликована в первом издании 1951 года, в третьем издании 1959 года в главе, посвящённой усовершенствованию конструкции, была описана переделка однотактного (SE) выходного каскада в двухтактный (PP), в четвёртом (1966) и пятом (1972) изданиях в варианты конструкции введены пальчиковые лампы.

▍ Схема с однотактным выходным каскадом


Проведём анализ схемы школьного радиоузла, в качестве выходных ламп рассмотрим канонические 6П3С. Схемы, описания и графики возьмём из пятого издания, как наиболее проверенные несколькими поколениями радиолюбителей.



Выходной каскад собран по схеме с автоматическим смещением. Напряжение на выводе 3 лампы Л3 (анод) указано +270 В, напряжение на выводе 8 (катод) указано +14,5 В. Эти напряжения измерены относительно общего провода. Относительно же катода получаем напряжение анода UА = 270 – 14,5 = +255 В, а напряжение смещения на управляющей сетке лампы UС = 0 – 14,5 = –14,5 В. Номинал катодного резистора R15 = 200 Ом. Ток через катодный резистор 14,5 / 200 = 72,5 мА. Блокировочный конденсатор C12 служит для предотвращения отрицательной обратной связи по переменному току.

Сравним с паспортными данными лампы 6П3С. При напряжении на аноде и экранной сетке +250 В ток анода лампы 6П3С должен быть в пределах (72 ± 14) мА, а ток экранной сетки не должен превышать значения 8 мА. Рекомендуемое значение напряжения смещения на управляющей сетке – минус 14 В. При токе анода IА = 72 мА и токе экранной сетки IЭ = 8 мА номинал катодного резистора должен быть UС / (IА + IЭ) = 14 / 0,08 = 175 Ом.

Режим работы лампы выходного каскада, в принципе, соответствует указанному в паспорте. Заявленная выходная мощность усилителя – 5 Вт, что тоже соответствует паспортным характеристикам 6П3С. Схема выходного каскада – каноническая однотактная «класса А» на пентоде с автоматическим смещением.

▍ Схема с двухтактным выходным каскадом


Мощности 5 Вт для усилителя радиоузла может быть недостаточно. Поднять выходную мощность предлагается заменой однотактного выходного каскада (SE) на двухтактный (PP). Для этого из исходной схемы исключается выходной каскад, и вместо него подключается одна из схем, приведённых ниже:


Схема стала значительно сложнее: вместо одного каскада на одной лампе теперь включено два каскада на трёх лампах.

На лампе Л1 собрана схема фазоинвертора, преобразующая входной аналоговый сигнал в два выходных противофазных. На «верхнее плечо» выходного двухтактного каскада подаётся сигнал с фазой 0°, а на «нижнее плечо» – сигнал с фазой 180°.

В выходном каскаде теперь две лампы 6П3С. Заявленная выходная мощность усилителя 15-20 Вт. По идее, добавление в выходной каскад второй лампы мощностью 5 Вт дало бы прирост мощности усилителя на эти 5 Вт, т.е. в два раза. Почему выходная мощность выросла в три-четыре раза, разберём позже.

Изменилась конструкция выходного трансформатора: сечение магнитопровода увеличилось, чтобы увеличить габаритную мощность, а первичная обмотка имеет отвод от середины.

Аноды выходных ламп подключены к крайним выводам первичной обмотки, источник анодного напряжения подключён к средней точке. Половины первичной обмотки включены таким образом, чтобы противофазные токи в половинах первичной обмотки вызывали токи одного направления во вторичной обмотке выходного трансформатора. Соответственно, синфазные анодные токи во вторичной обмотке друг из друга вычитаются.

Номинал катодного резистора на схеме – 220 Ом. По постоянному току лампы в двухтактном каскаде включены параллельно, соответственно, через этот резистор протекает значительно больший ток, чем протекал бы через катодный резистор того же номинала в однотактной схеме, следовательно, и модуль напряжения смещения на управляющих сетках рассматриваемого двухтактного каскада будет больше.

▍ Режимы работы усилительного каскада на лампах


Режим работы усилительного каскада на лампах определяется напряжением смещения на управляющей сетке. Наглядней и проще это продемонстрировать на графике анодно-сеточной характеристики триода:


Наибольший интерес на кривой вызывает отрезок между точками «б» и «в». Это линейный участок анодно-сеточной характеристики при отрицательном напряжении на управляющей сетке. Крестиком на кривой отмечена середина этого участка, т.е. «рабочая точка» каскада при работе в режиме A.

Если установить напряжение смещения UС на сетке триода минус 4 В, ток покоя IА будет 4,5 мА. Каскад при таком смещении сможет без искажений усиливать входной сигнал с амплитудой до 4 В. При подаче на вход сигнала с большей амплитудой напряжение на сетке может выходить за пределы линейного участка, что приведёт к нелинейным искажениям.

Нужно отметить, что при положительном потенциале сетки относительно катода между ними возникает т.н. «сеточный ток» IС, что эквивалентно включению диода между управляющей сеткой и катодом. Этот эффект нашёл широкое применение в радиотехнике, но при усилении звука он нежелателен, т.к. вносит в сигнал заметные искажения.

Работа в режиме А, когда напряжение на сетке не выходит за пределы участка «б-в», обеспечивает минимальные искажения, но неэффективна энергетически: лампа в этом режиме работает без «отсечки», через неё всегда протекает ток, и большая часть энергии уходит на нагрев анода. Коэффициент полезного действия усилителей класса А не превышает 25-30%.

Начинаем смещать «рабочую точку» в сторону точки «б». В какой-то момент времени начинается «отсечка» (ток через лампу не течёт) части отрицательной полуволны входного сигнала. Усилитель входит в режим AB. Коэффициент полезного действия в этом режиме – 50-60%.

Однотактный (SE) усилитель при переходе в режим AB начинает вносит в сигнал заметные искажения. Искажения, вносимые в сигнал двухтактным (PP) усилителем в режиме AB, заметны значительно меньше.

Искажения, вносимые в сигнал двухтактным усилителем, становятся заметными при сдвиге «рабочей точки» за точку «б» на графике. В точке «а» усилитель переходит в режим B с «отсечкой» ровно половины синусоиды и коэффициентом полезного действия 80% и выше.

При сдвиге «рабочей точки» левее точки «а» на графике усилитель переходит в режим C с «отсечкой» более половины синусоиды, когда большую часть периода входного сигнала ток через лампу не течёт, и коэффициентом полезного действия 90% и выше.

В усилителях звуковой частоты лампы работают или в «чистом классе А» (независимо от схемы включения), или в режиме AB в двухтактных схемах.

Чтобы понять, почему добавление лампы в двухтактный выходной каскад даёт не удвоение, а утроение, или даже учетверение, выходной мощности, вспомним, что выходной трансформатор суммирует по модулю противофазные анодные токи ламп выходного каскада, что в идеале приводит к удвоению амплитуды выходного тока, что и даёт в итоге выигрыш в 4 раза по мощности даже при работе выходного каскада в режиме A.

При работе двухтактных каскадов в режиме AB есть другая особенность. Разберём её на примере работы выходного двухтактного каскада с характеристиками ламп как на графике выше. Для этого вводим каскад в режим AB, установив напряжение смещения минус 8 В. Каскад теперь может без искажений усиливать входной сигнал с амплитудой до 8 В, т.е. в этом режиме можно подать на выходной каскад напряжение «раскачки» в 8 / 4 = 2 раза больше, что при прочих равных условиях опять приводит к увеличению выходной мощности в 4 раза.

▍ Особенности работы двухтактных схем


Применение двухтактных схем с режимом работы AB даёт значительный прирост выходной мощности при повышении коэффициента полезного действия. Двухтактные схемы имеют меньший по сравнению с однотактными коэффициент нелинейных искажений за счёт лучшего подавления чётных гармоник.

Качество выходного сигнала двухтактных схем с режимом работы AB обеспечивается симметричностью: лампы выходного каскада должны подбираться парами по идентичности характеристик; половины первичной обмотки должны иметь идентичные амплитудно-частотные и фазовые характеристики во всём диапазоне рабочих частот усилителя; каскад фазоинвертора должен обеспечивать точность сдвига фаз во всём амплитудно-частотном диапазоне усилителя.

▍ Особенности работы однотактных схем


Однотактные схемы работают только в режиме A и имеют по сравнению с двухтактными схемами на тех же лампах меньшую выходную мощность при меньшем коэффициенте полезного действия. Спектр выходного сигнала однотактной схемы содержит, помимо прочих, практически равные по уровню, вторую и третью гармоники.

Однотактные схемы не требуют подбора ламп. Конструкция трансформатора для применения в однотактных каскадах гораздо проще. За счёт работы лампы в режиме A магнитопровод выходного трансформатора постоянно подмагничен, что значительно ухудшает его линейность.

▍ Парадокс «триодного звучания»


Необходимость добавления в триод дополнительных сеток была вызвана неустойчивой работой триодов на высоких частотах. Пентоды имеют по сравнению с триодами меньшие межэлектродные ёмкости и гораздо устойчивей работают на радиочастотах. На той же площади анода пентод обеспечивает большую выходную мощность.

По всем паспортным характеристикам применение пентодов, а особенно их разновидности – лучевых тетродов, в выходных каскадах усилителей звуковой частоты предпочтительней. В советской аппаратуре до перехода на полупроводники в выходных каскадах УЗЧ обычно применяли однотактные схемы на лучевом тетроде 6П3С или выходном пентоде 6П14П. На выходе трансляционных усилителей применялись двухтактные каскады на мощных лучевых тетродах Г807 или 6Р3С.

Можно было бы сделать вывод, что пентоды лучше, но оказалось, что есть нюансы…

При переходе на транзисторы был обнаружен эффект «транзисторного звучания». Транзисторные усилители превосходили ламповые по многим параметрам, в частности по коэффициенту нелинейных искажений, но звучали «как-то не так».

Сопоставимый с лучшими транзисторными усилителями коэффициент нелинейных искажений обеспечивали двухтактные выходные каскады с «ультралинейным» включением выходных пентодов. Аутсайдерами по этому параметру в семействе ламповых усилителей традиционно являются триодные «однотактники».

В конечном счёте, эксперты выяснили, что эффект «транзисторного звучания» вызван наличием в спектре выходного сигнала транзисторных усилителей нечётных гармоник. Нечётные гармоники придают звучанию «металлический» окрас.

Затем эксперты пришли к парадоксальному открытию, что однотактный выходной каскад на триоде настолько плох, что чрезвычайно хорош: высокий уровень второй гармоники в спектре триодного «однотактника» маскирует наличие в спектре третьей, т.к. человеческое ухо лучше слышит чётные гармоники. Из-за наличия в спектре чётных гармоник звук кажется мягче и объёмней.

Кроме того, триод в качестве усилителя имеет значительно более узкий частотный диапазон, и в спектре «однотактника» на триоде уровень высших гармоник ниже по сравнению со схемой на пентоде.

Вот так из недостатков и сложились достоинства однотактных схем на триодах.

К несомненным достоинствам однотактных каскадов нужно отнести тот факт, что они не требуют подбора ламп. При изменениях анодного напряжения или потере эмиссии однотактный каскад с автоматическим смещением, скорее всего, так и останется в «чистом классе А».

▍ От автора


Основой моего домашнего аудиокомплекса с 1991 года является ламповый усилитель «Прибой 50УМ-204С» с акустическими системами «Союз 130АС-002».

В выходных каскадах усилителя используются двухтактные схемы на мощных лучевых тетродах 6Р3С. Акустические системы подключены к усилителю недорогим акустическим кабелем китайского производства. Все соединительные шнуры – самодельные. Есть коллекция «винила», но обычно я слушаю музыку с CD.

Я очень люблю ламповую технику и меня сильно огорчают беспредметные споры на тему, что лучше «винил» или CD, лампы или транзисторы, триоды или пентоды и т.п. Надеюсь, моя публикация поможет внести какую-то ясность в предметную область и ввести часть этих дискуссий в конструктивное русло.

Комментарии (35)


  1. BiosUefi
    06.12.2021 12:28
    +4

    Приятное, добротное ретро. Это почти как научить сына/внука проявлять, пленку и печатать фотографии.

    Все ли компоненты , для данных вами радиосхем, доступны на Амазоне?


    1. INSTE
      06.12.2021 13:12
      +2

      Если покупать все детали для ламповой техники на амазоне, то можно прослезиться от цен. Все же проще и дешевле (особенно для обучения) брать какие-то детали из сломаной техники. А потом, когда уже потребуется найти хорошо подобранные экземпляры, скажем, EL34 для PP, то можно и на амазон пойти.


      1. BiosUefi
        06.12.2021 13:19

        //Все же проще и дешевле (особенно для обучения) брать какие-то детали из сломаной техники

        это смотря где живёшь, в эскUSSR может действительно и проще


        1. INSTE
          06.12.2021 13:22
          +4

          На барахолках в той же Германии наверняка можно найти старые ТВ и радиолы. Как минимум трансформаторы лучше сразу взять готовые, потому что начинать изучать ламповую технику с их намотки — это верный путь прикончить хобби в зародыше, толком и не начав.


    1. dmitriyrudnev Автор
      06.12.2021 13:15

      На Амазоне, я думаю, комплектующие для этих схем не найти.
      Лампы можно найти здесь: http://istok2.com/catalog/1/
      Трансформаторы можно подобрать здесь: http://istok2.com/catalog/10/
      Самостоятельно изготавливать трансформаторы не рекомендую!

      Конструкция для публикации была выбрана исключительно из-за наглядности доработок SE в PP. Для повторения в домашних условиях я бы порекомендовал другую конструкцию лампового усилителя В. Борисова, опубликованную на стр.52-55 журнала Радио №3 за 1976 год: http://archive.radio.ru/web/1976/03/057/
      Эта схема считается канонической для начинающих, её многократно повторяли и дорабатывали. Подробности "народного творчества" по этой схеме можно найти по поиску: "усилитель Борисова на 6Ф5П"


      1. INSTE
        06.12.2021 13:20

        Трансформаторы можно из ламповых ТВ взять для начала. Вполне себе ТС-180 хватит как силового, а для выходного вполне можно использовать готовые ТА/ТАН: www.radiostation.ru/home/usilitel-tan.html, www.radiostation.ru/home/usilitel-tntv1.html Имхо вот эти статьи про ТАН и «строчные» лампы в УМЗЧ в PP — лучший вариант для начинающих, потому что все остальное слишком глубоко идет в холиворы насчет того каким материалом нужно обмотки перекладывать чтобы звучало хорошо. Начинающим это не нужно, на их уровне на качество всегда работает «схема и режим включения», а не «реализация детали».

        А когда опыт прибудет, можно и на заказ трансформаторы мотать.


  1. sim2q
    06.12.2021 12:41

    А почему их общей ООС не охватывают?


    1. INSTE
      06.12.2021 13:10

      А смысл? Для радиоточки КНИ в 2-3-5% вполне приемлем, особенно если это ведет к увеличению выходной мощности. А локальная ООС там и так в каждом каскаде есть из-за резисторов в катодах.

      Если мы говорим про Hi-End, то тут уже в обратную сторону идут рассуждения.
      ООС часто становится частотозависимой, что ухудшает линейность. В лучших ламповых усилителях даже от межкаскадных конденсаторов стараются уйти, потому что их ФЧХ вносит искажения.


      1. Serge78rus
        06.12.2021 13:19

        А локальная ООС там и так в каждом каскаде есть из-за резисторов в катодах.
        Так как эти резисторы зашунтированы конденсаторами достаточно большой емкости, то эта ООС действует только по постоянному току. То есть она стабилизирует рабочую точку, но никак не влияет на КНИ.


        1. INSTE
          06.12.2021 13:20

          Все верно, по поводу ООС по переменке тоже написал, что похоже что для этих схем искажения маловажны.


    1. INSTE
      06.12.2021 13:16
      +1

      Кстати сейчас посмотрел справочный листок на У-100, который упомянули ниже. Там как раз все эти соображения и подтверждены: диапазон рабочих частот 50...10000 Гц, КНИ от 2,5 до 4%. Для трансляционной сети лучше и не нужно.


    1. 027
      07.12.2021 04:30
      +1

      А почему их общей ООС не охватывают?

      По банальной причине недостатка коэффициента усиления.


      1. sim2q
        07.12.2021 05:27
        +1

        Да, похоже на то.
        ps в детстве был ламповый усь от ЧБ телика 2-(3?) каскада,вход триод, на выходе пентод 6П14(5)П, схему с ходу не нашел, но по аналогичным выход с трансформатора вполне себе идёт на катод первого каскада.


        1. drWhy
          07.12.2021 10:59

          Были схемы переделки АРУ ламповых телевизоров на выход звукового тракта — было актуально при большой удалённости от телецентра.


  1. drWhy
    06.12.2021 12:49
    +4

    У-100 не так элегантен внешне как Прибой, зато был гораздо шире распространён. А также достаточно надёжен даже для использования пионерией.
    Выходной трансформатор заметно излучал — трансляцию удавалось прослушивать на приёмнике от системы радиоуправления игрушками с подключённым динамиком в нескольких метрах.

    У-100


    1. sim2q
      07.12.2021 05:36
      +1

      У нас такой в радиорубке пионерлагеря был. Радист боялся нас оставлять там из за высокого анодного (лето, кожух открыт, жарко из за трёх 6Р3С на выходе)
      Потом уже сам где то добыл такой. Пиратил по ночам музон в радиосеть - там был удобный выход для этого - 120V сразу на фидер. Но потом на узле стали оставлять на ночь включенный усилитель без сигнала..эх) И его ООС https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/592239/comments/#comment_23790311 уже прекрасно справлялась, а выход на ГУ-80 не оставлял шансов :) Позже наигравшись - задарил начинающим металлистам:)
      ps И пользуясь случаем хочется передать благодарность прекрасным всем наставникам!


  1. Int_13h
    06.12.2021 15:16
    +2

    Полупроводников кризис вижу я.
    Только хотел избавиться от старых справочников по ламповой радиотехнике, а теперь придется их приберечь?


    1. drWhy
      06.12.2021 15:23
      +4

      Говорят, изготавливать радиолампы вручную проще, чем транзисторы или микросхемы.

      Заголовок спойлера


      1. Int_13h
        06.12.2021 15:46
        +2

        Теплое ламповое видео. Теперь я видел все!


      1. GospodinKolhoznik
        06.12.2021 17:44

        Говорят, что транзистор вручную сделать ещё проще - 2 иголки приложить к полупроводнику.


        1. INSTE
          06.12.2021 18:11

          Если почитать статью в вики о том, как «изобретали транзистор», то там много интересного можно почерпнуть о воспроизводимости результатов «прикладывания 2 проводников к полупроводнику». Включая даже то, что то, что изначально считали за «первый в мире точечный транзистор» воспроизвести и описать теоретически не удалось, и фактически его переизобрели заново спустя 10 лет.


        1. drWhy
          06.12.2021 18:11

          Особенно если есть готовый полупроводник с правильно легированными зонами, желательно размеченными ;)


          1. GospodinKolhoznik
            06.12.2021 19:58
            +1

            Там одна зона нужна - для базы. Роль эмиттера и коллектора выполняют иголки. Но да, работать такой транзистор будет это очень и очень нестабильно.


      1. Vilos
        07.12.2021 13:20
        +2

        Руки старого человека....думаю в прошлом это технолог или главный инженер какого-нибудь лампового завода...тех процесс очевидно ему знаком не по наслышке.

        И в видео вообще не понял как он откачал воздух при этом запаяв герметично трубку. В одном кадре вижу насос который похоже откачивает, а в другом (отдельно) как запаивается трубка...но запаивается она не в откачанной среде как я понял, а в воздухе; тогда почему разгоряченное стекло не провалилось внутрь трубки и не всасало внутрь...непонятно.

        Обычный смертный врятли сможет повторить.


        1. drWhy
          07.12.2021 13:53

          Клод Пайяр начал заниматься радио в пятидесятых.
          Далибор Фарни сотоварищи воссоздал технологию изготовления индикаторных ламп Nixie Tube, запустил мелкосерийное производство и предлагает лампы и готовые часы за скромный ценник от 135 евро.

          The Art of Making a Nixie Tube


      1. rrust
        08.12.2021 21:10

        не показано вакуумирование. И не видно геттера или металлического напыления на стекле


        1. drWhy
          08.12.2021 21:26

          Ну раз ВАХ снимают, значит работает и без геттера.


    1. INSTE
      06.12.2021 15:23

      Если только во имя «сохранения сакрального знания о проектировании ламповой техники».


  1. roach1967
    06.12.2021 19:31

    Глядя на картинку попытался вспомнить схемотехнику тех лет. Выходной лучевой тетрод 6П3С угадал сразу. В предусилителе, как мне казалось, стояли 6Ж3. На выпрямитель вообще подумал, что это какой-то двуханодный диод 6Ц**.
    Кстати, 6П3С стояли в большинстве в строчных развёртках очень стареньких ч/б телевизорах.


    1. sim2q
      07.12.2021 05:43
      +2

      На выпрямитель вообще подумал, что это какой-то двуханодный диод 6Ц**.

      О, особо упрт начинают и их подтягивать в изделие, даже находятся оправдания, в "мягкой характеристики" и что там ещё...

      Газотроны - хотя бы красивое!)


    1. INSTE
      07.12.2021 09:01
      +1

      6П3С в строчных развертках это все же какое-то исключение. В кадровых да, 6П3/6П6/6П3С/6П6С стояли. А в строчных в самом начале что-то навроде Г807 было, потом сразу 6П13С, а потом уже 31С, 36С, 44С ну и все такое.


      1. roach1967
        07.12.2021 09:05
        +1

        Точно! 6П13С и 6П36С. Мы ещё умудрялись в некоторых цветных вместо 6П45С ставить 36-е. 44-е быстрее сдыхали (от перегруза:-))


  1. sterr
    06.12.2021 19:33

    6Р3С довольно нестабильны со временем именно из-за неразъемной общей сетки. Поэтому 6П3С все-таки лучше. А 6П36С еще лучше, так как более распространена. Были у меня трансляционники на 6Р3С, за...лся лампы пачками менять. То одна калится, то другая. А вот на Г807 трансляционник более стабилен и более качественен. Я даже замерял параметры в RMAA, меня они порадовали, хотя я уже точно не помню цифры. Вроде бы диапазон был до 30кгц и КНИ был 0.1, а может меньше. Правда там и переделок хватало. Еще собирал на 6Ф3П/5П однотактник на ТВЗ-9. Он конечно поет, но до 100гц. И мощность всего 3 вт, но я никогда его не слушал на полную. Парадокс, но в ламповых усилителях никогда не нужна была большая громкость. Даже на S90. А еще я сравнивал с убогим Одиссеем 010 в рилтайме. Вот этот опыт я рекомендую пройти каждому и наглядно убедиться в ламповом превосходстве. Хотелось бы то же самое провернуть с УМЗЧВВ Сухова, но нет у меня такого. Убедиться в дифирамбах обожателей транзистора.

    А вот насчет лампового звука скажу более теоретично. Мне кажется десятки нелинейных полупроводниковых переходов с цепями, нивелирующими искажения в любом случае хуже трех линейных ламповых каскадов даже с трансформатором. Плюс емкости переходов. Сравните их у транзисторов и умножьте на количество. А это все обратные связи по переменке.


  1. Pilgrim54
    06.12.2021 19:41
    +4

    Прикольно, интернет-публикация из 50-х! Реально тёплый и ламповый.


  1. wAgo
    06.12.2021 19:54
    +1

    Теперь нужно рассказать как считать каскады на стержневых лампах, сеточный ток там еле еле виден, и схемы на этих штучках до сих пор представляются какой-то магией ;)