МойОфис поздравляет всех с наступающими праздниками и спешит рассказать, что для нас значил и чем запомнился уходящий год. Под катом основатель и генеральный директор МойОфис Дмитрий Комиссаров (@Komissarov) говорит о ключевых трендах 2021, важных событиях индустрии, а также наших достижениях. Среди затронутых тем — проекты цифровой трансформации, предустановка отечественного ПО, выпуск новых продуктов, актуальные угрозы информационной безопасности, влияние пандемии на ИТ-рынок и прогнозы на 2022 год.


Ситуация на рынке

2021 год — год осознанной цифровизации. В 2020, в условиях экстренного перевода сотрудников на удаленную работу, российским компаниям нужно было быстро адаптироваться к изменениям. Сейчас происходит возврат к процессам планирования использования ИТ-сервисов в соответствии со стратегией развития компании. Особенно это стало заметно при подведении итогов года — во всех случаях впереди оказались компании, инфраструктура которых способна быстро масштабироваться.

В 2021 году спала напряженность, компании де-факто обеспечили работу сотрудников в гибридном режиме, и освободились ресурсы для корректировки ИТ-стратегии с учетом изменившейся социально-экономической модели, в том числе и под давлением пандемии.

Продолжается активное развитие российского рынка облачных услуг. Согласно данным IDC, среднегодовые темпы его роста составляют более 20%, при этом к 2025 году 11% всех облачных услуг будут представлены решениями PaaS.

Ключевые технологические тренды

В связи с гибридной формой работы были размыты границы физического контура безопасности, что потребовало внедрения систем контроля доступа к данным и контроля их распространения. Наш спектр разрабатываемых технологий и поставляемых на рынок продуктов как раз решает эту категорию проблем — информационная безопасность заложена на уровне архитектуры продуктов МойОфис, что гарантирует вам контроль над данными и высокую защиту от утечек информации.

Работая не только на российском ИТ-рынке, мы отмечаем запрос на изменение приоритетов клиентов от экстренного внедрения разрозненных систем, включая эксперименты с масштабным использованием систем аудио-видео конференц-связи, к созданию комплексной глубоко интегрированной системы поддержки работы сотрудников. Под давлением пандемии и задач цифровизации компаний мы отмечаем усиливающийся тренд на использование технологий искусственного интеллекта во многих направлениях, включая машинное обучение, анализ данных и решение рутинных задач. Также мы согласны с оценкой Gartner о приоритетном развитии технологий Generative Artificial Intelligence и Decision Intelligence в 2022 году. Эксперименты с этими направлениями мы наблюдаем и в России.

Существенные результаты достигнуты в развитии технологий высокоэластичных, масштабируемых, самовосстанавливающихся после сбоев ИТ-систем (принципы Cloud-Native). Знаковым является устойчивый интерес к системам совместной/коллективной работы, включая подготовку, аннотирование материалов, централизацию таких систем. Это подтверждается растущим интересом, например, к нашему решению «МойОфис Частное Облако».

Еще одной растущей технологией, активно востребованной и развивающейся в России является технология создания цифровых двойников как отдельных ИТ-систем, так и предприятий в целом. Эта технология, к слову, также фигурирует в рамках проекта цифровой экономики.

Как поменялись ожидания клиентов

Очень многие компании стали готовы к экспериментам. Раньше все оглядывались на существующий опыт участников рынка, использовали наработанные практики и опасались становиться «первопроходцами». Теперь компании готовы пройти путь цифровизации почти «с нуля» и на собственной практике изучить альтернативные ИТ-инструменты и технологии, которые позволят оптимизировать не только бюджеты, но и бизнес-процессы. Также мы видим, что возросли требования к информационной безопасности со стороны заказчиков: начиная от защищённости продукта, заканчивая надёжностью самой компании-разработчика ПО.

Тенденции цифровой трансформации

В 2020-2021 годах устоялась новая роль в государственных и коммерческих компаниях – CDTO (Chief Digital Transformation Officer), задача которой заключается в оптимизации операционной эффективности, повышении конкурентоспособности компании и реализации инновационных продуктов.

Мы отмечаем, что усиливаются следующие тренды:

  • автоматизированный сбор, хранение и обработка информации;

  • роботизация процессов/операций и исключение непродуктивного ручного труда во всех областях производства и ИТ;

  • создание цифровых двойников и моделирование;

  • оптимизация задач управления;

  • интеграция технологий ИИ практически во все области деятельности компании.

Тренд на цифровизацию необходимо рассматривать комплексно, не ограничиваясь одним лишь процессом автоматизации процессов. Важным является направление цифровизации экономики. На государственном уровне проводится политика цифровизации управления, включая образование. Уже сейчас можно отметить повышение открытости и доступности данных, например, упрощается получение данных из государственных информационных систем, исчезают барьеры при коммуникациях.

Многие компании и корпорации рассматривают различные направления диверсификации бизнеса с использованием инновационных технологий. Например, «Газпром нефть» экспериментирует с майнингом криптовалюты, промышленные компании готовы выйти на рынок SaaS-услуг, предоставляя сервисы из собственных дата-центров. Государственные структуры делают серьезный акцент на клиентоцентричности и концентрируются на показателях удовлетворенности граждан сервисами.

Компании изучают возможность или уже приняли решение перейти на гибридный формат работы — с использованием внешних облачных ресурсов для некритичных данных и применением частных облаков для работы с чувствительной информацией.

Ландшафт угроз информационной безопасности

Риски информационной безопасности в этом году, безусловно, были в том числе связаны с пандемией. Серьезно выросло число кибератак на мобильные устройства и распространение вирусов-вымогателей. Так, из отчета Check Point Software следует, что в 2021 году в среднем каждая 61-я организация в мире еженедельно подвергалась воздействию программ-вымогателей, что на 9% больше, чем в 2020 году.

Также в этом году продолжился расцвет фишинговых атак, в сети распространялись фейковые новости о пандемии, вакцинации, рассылались мошеннические письма по компаниям. Наступившая эра контейнеров и стремительное развитие Cloud Native приложений активизировали внимание злоумышленников на уязвимостях микросервисов, которые применяются для запуска крупномасштабных атак на провайдеров облачных услуг.

Именно поэтому информационная безопасность должна обеспечиваться на всех уровнях жизненного цикла. Важно, чтобы ИБ-инструменты были интегрированы в разработку на самом раннем этапе, это позволяет обнаруживать уязвимости до выпуска продукта и приводит к уменьшению количества потенциальных угроз.

Влияние пандемии на ИТ-рынок

Гибридный режим работы существенно изменил отношение к коммуникациям и сетевой инфраструктуре. Произошел переход к качественному развитию ИТ-систем, в которых фокус внимания был направлен в сторону осознанной централизации и развития систем совместной работы.

Действительно, многие компании под давлением пандемии и изменившегося отношения сотрудников к форме занятости перешли на удаленный или гибридный режим работы. Поддержка нового тренда на уровне методологии по работе с сотрудниками, а также эксплуатации новых ИТ-систем — задача ближайших нескольких лет. В настоящее время подобных комплексных систем просто нет.

Оказалось, что построить внутренние сети передачи данных и коммуникаций недостаточно. В новых условиях возможность подключения и устойчивой работы множества удаленных сотрудников стала принципиальной задачей, для решения которой необходимы широкие, устойчивые каналы связи, а вместе с ними и системы защиты от сетевых атак. В тоже время такие традиционные элементы ИТ-ландшафта, как DECT- и VoIP-терминалы на рабочих местах очевидно теряют место.

В пандемию сформировался повышенный спрос на использование облаков для удалённых сотрудников. Вне всяких сомнений, в 2022 году рост этого сегмента ИТ-рынка продолжится, причем как в части технологий, так и в части методологии. Как показывают исследования, российские компании выбирают разные подходы к организации подобных систем. Так, крупный бизнес предпочитает создавать и запускать частные облака в собственных дата-центрах, а предприятия малого и среднего размера часто отдают предпочтение облачным сервисам доверенных партнеров.

Важным вопросом является и организация совместной работы сотрудников, которой в период до пандемии уделялось недостаточное внимание. Предполагаю что уже в 2022 году будут анонсированы новые подходы к работе с персоналом, поддержанные ИТ-решениями, в том числе и в отечественных продуктах.

Наиболее заметные достижения МойОфис в 2021 году

Контракты и сотрудничество

Прошедший год позволил МойОфис добиться больших успехов — мы заключили несколько важных контрактов с крупнейшими предприятиями России, включая госкорпорацию «Росатом», которая приобрела 20 тыс. лицензий МойОфис для сотрудников атомной отрасли. Отдельно упомянем нашу работу в сегменте КИИ и расширение присутствия в Африке.

Заметные события происходили и в области нашего сотрудничества с партнерами. Так, МойОфис адаптировал свои приложения под KasperskyOS, разработку «Лаборатории Касперского», с учетом кибериммунного подхода к безопасности. Это позволило нам сосредоточиться на функциональности, не расходуя ресурсы на интеграцию средств защиты информации.

Среди других совместных решений и интеграций, которые мы осуществили в 2021 году:

Год ознаменовался активным сотрудничеством МойОфис с учреждениями образования в регионах. Работа в этом направлении привела к следующим результатам:

Продукты

В 2021 году мы выпустили четыре крупных обновления продуктов МойОфис — всего наши приложения получили более 1800 улучшений.

Быстрая адаптация к новым условиям позволила не только сосредоточиться на развитии наших основных продуктов, но и запустить несколько новых: корпоративную почту Mailion, приложение «МойОфис Аналитика», бесплатные редакторы для частных лиц. Наши успехи не остались незамеченными — мы получили престижную премию CIPR Digital и стали финалистами международной премии We Are Together.

В этом году инициированные проекты заказчиков, огромный интерес рынка к анонсированной почтовой системе Mailion, а также запросы на обучение от наших клиентов по системам совместной работы потребовали от нас решить задачи масштабирования бизнеса и роста, — при существенном дефиците кадров на рынке. Так что 2021 год был крайне интересен для нас.

Предустановка отечественного ПО

Начиная с апреля 2021 года, в рамках программы предустановки отечественного ПО мы начали распространять продукты МойОфис для частных пользователей. Речь о настольных редакторах «МойОфис Стандартный. Домашняя версия», которые также можно скачать на нашем сайте, в сервисах Microsoft Store и Mac App Store. Предустановленные приложения не содержат рекламы и бесплатны для потребителей на весь период эксплуатации приобретенного устройства. 

Стоит отметить еще один продукт МойОфис для частных лиц — мобильное приложение «МойОфис Документы». К концу 2021 года количество его скачиваний превысило отметку в 7 млн, а число ежедневных установок выросло в 18 раз.  Если в 2020 году, до начала программы предустановки, число ежедневных скачиваний приложения «МойОфис Документы» не превышало 1,5 тыс. человек, то к началу октября 2021 показатель достиг 28 тыс. установок в день. В ноябре и декабре 2021 года прирост числа ежедневных установок продолжился и сейчас этот показатель превышает 30 тысяч в день.

При этом важно, что непосредственных пользователей не просто становится больше — наша аудитория еще и стабильно высоко оценивает качество продукта МойОфис. Оценка приложения держится на уровне 4.6 и 4.7 в Google Play и AppStore соответственно.

Ожидания от 2022 года

Уже сегодня мы наблюдаем зарождение новых рыночных тенденций: развитие тренда на консолидацию инфраструктуры и развитие продуктов на микросервисной архитектуре. Полагаем, что рынок частных облаков и платформенных облачных решений ждет уверенный рост. Это отразится на годовом росте всего ИТ-рынка, который в объеме может вырасти до 20%, в том числе и за счет увеличения доли консалтинговых и облачных услуг. Говоря про МойОфис, отметим, что в 2021 году мы запустили несколько важных продуктов, которые способны привести к качественным изменениям в сложившейся рыночной ситуации уже в 2022 году.

Следите за нашими новостями на сайте МойОфис и в социальных сетях. Узнать же о деятельности нашей команды, в том числе подробности о разработке продуктов, вы всегда можете здесь — в блоге компании на Хабре.

Комментарии (5)


  1. OlegZH
    28.12.2021 11:00
    +2

    Пресс-релиз — дело хорошее, но хотелось бы прочитать о том, что именное технологичное предложено, почему это лучше, чем старое, и какие у этого всего перспективы.

    Например, на сайте описываются в самых бщих чертах ВОЗМОЖНОСТИ МоегоОфиса для работы с документами и рецензированием:

    • Работайте с текстовыми файлами всех популярных форматов.

    • Используйте шаблоны для создания типовых документов.

    • Защищайте документы с помощью паролей.

    • Мгновенно открывайте документы, с которыми недавно работали.

    • Настраивайте параметры печати или используйте быструю печать.

    • Включайте режим записи исправлений: просматривайте правки других, принимайте и отклоняйте изменения.

    • Работайте с текстовыми и аудиокомментариями.

    Сразу возникает куча вопросов.

    1. Зачем так, уж, нужна поддержка "всех популярных форматов" и в чём эта поддержка заключается? Если пользователям хотят предложить новую экосистему, то имеет смысл говорить об обратимой конвератции популярных форматов в собственный формат хранения документов. Здесь принципиально важно предложить свой собственный формат.

    2. Какие могут быть типовые документы? На практике всё наоборот: имеются задачи и допустимые действия пользователя, а текстовый документ — это фиксация совершения выполненного действия. Неужели Ваш продукт предлагает срества автоматизации для ведения бизнеса?

    3. Какие есть ещё режимы работы, кроме режима записи исправлений. Как в целом организована работа над документом?

    Лично для меня крайне интересно вот это:

    • Добавляйте и редактируйте математические выражения в формате LaTeX, изменяйте их размеры и положение.

    1. Насколько сложные формулы можно использовать? Что будет, если взять статью? полностью набранную в LaTeX'е и преобразовать в новый документ? А обратно можно сделать?

    2. Каковы средства редактирования фомул? Простой набор команд LaTeX'а? Существует ли возможность поменять обозначения сразу в нескольких формулах?

    3. А как решается вопрос с нумерацией формул и ссылками на формулы?

    Ну и, конечно, крайне интересно узнать: как МойОфис предлагает работать со библиографическими описаниями?


    1. myoffice_ru Автор
      28.12.2021 11:17
      +4

      Спасибо за интерес к нашим продуктам! Мы подготовим для вас ответы и вернемся с ними чуть позже.


    1. myoffice_ru Автор
      28.12.2021 19:08
      +4

      Олег, подготовили ответы на ваши вопросы. Ниже ответы на первый и второй блоки вопросов:

      1. В России в качестве ГОСТ принят формат документов ODF, но корпоративные банки документов преимущественно содержат документы в формате OOXML, а старые документы могут до сих пор хранится в устаревших бинарных форматах. В основе наших редакторов именно формат ODF, но мы обеспечивает широкую совместимость со сложившейся инфраструктурой.

      2. Наши клиенты оформляют множество документов на корпоративных бланках, зачастую – по утвержденным в делопроизводстве формам. Такие бланки и становятся шаблонами (templates). Это востребованная функция во всех редакторах.

        Что касается автоматизации – наши редакторы содержат как внутренние инструменты (макросы для документов), так и поддерживают внешние (через надстройки и SDK), что позволяет интегрировать их с системами документооборота и другими ИС.

      3. В настольном редакторе Текст при работе с локальным документом вы можете редактировать документ либо в обычном режиме, либо в режиме записи исправлений. Во втором случае вы можете переключать режимы просмотра исправлений, чтобы увидеть исходный или конечный вариант текста. Больше о функциях редактора можно узнать посмотрев наши обучающие ролики на нашем канале на YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCuyJKhQUK-CAf4vfmjyhqfA При подключении к корпоративному серверу МойОфис Частное Облако настольный редактор позволяет совместно редактировать документы, размещенные в облаке.

      Ответы на второй блок вопросов:

      1. Данная функция предназначена для отображения отдельных формул, а не статей.

      2. Каждая формула в документе – независимая. Формула редактируется в отдельном диалоговом окне, в котором отображается в синтаксисе LaTeX.

      3. Перекрестные ссылки мы планируем добавить в редакторы в одном из следующих релизов
        Нумерацию формул в настоящее время можно осуществлять только вручную.

      Что касается библиографических описаний, то их можно вносить в документы вручную.

      Мы передали ваши вопросы в службу развития продукта и команде разработки. Будем иметь их ввиду при планировании следующих релизов обновлений.


  1. alex___macleod
    28.12.2021 17:22

    Когда же уже будет МойОфис на Linux?

    Ждём-с...


    1. myoffice_ru Автор
      28.12.2021 17:22
      +4

      Приложения МойОфис для корпоративных пользователей уже доступны на Linux. Если речь о релизе на Linux для частных пользователей, то он запланирован на начало следующего года. Следите за нашими новостями!