Мы перевели текст Райана Лэмби «The Top 12 Virtual Reality Movies of the 1990s», который он написал для Den of Geek в 2017 году, когда был заместителем главного редактора этого портала. Сейчас Райан — редактор ежемесячного журнала про видеоигры, а ещё автор гида про научно-фантастические фильмы.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/5e0/6c3/d90/5e06c3d903e390a426cbd06db0cbdf0c.jpg)
В начале 1990-х нам казалось, что мы стоим на пороге технологического прорыва. Возможно, вдохновленное десятилетиями научной фантастики от Рэя Брэдбери до Уильяма Гибсона, нечто под названием «виртуальная реальность» обещало увести нас в цифровые миры, более красочные и захватывающие, чем наш собственный.
В начале десятилетия внимание средств массовой информации привлекла система под названием Virtuality. Надев громоздкий шлем и управляя джойстиком, вы могли играть в такие игры, как Dactyl Nightmare, 3D-шутер, где внезапно появлялся динозавр и пикировал над вашей головой. Технология, казалось, захватила воображение писателей и кинематографистов по всему миру. В кинотеатрах появились «Газонокосильщик» и «Разоблачение». Каждый из них представлял нам, как виртуальная реальность может изменить то, как мы взаимодействуем друг с другом, или то, как мы смотрим на окружающий мир.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/505/3f1/1d2/5053f11d2e2dbd846fc8434f6eecb1af.jpg)
12. Газонокосильщик 2: За пределами киберпространства (1996)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/74c/2e1/569/74c2e1569799815d8c7f5cd625568505.jpg)
Звезда оригинального фильма Джефф Фейхи был достаточно благоразумен, чтобы отказаться от этого безвкусного сиквела. Его заменили на Мэтта Фрюэра, известного тем, что он в конце 80-х сыграл Макса Хэдрума, — это искусственный интеллект в образе саркастичного мужчины, которого в итоге назвали «первым компьютерным телеведущим».
К сожалению, на этом креатив от создателей фильма закончился. По сюжету главный герой, Джоуб, вынашивает еще один (это же он делал и в первой части) план захвата киберпространства. Единственная правильная связь с предыдущей частью — молодой актер Остин О'Брайен, который вернулся, чтобы сыграть подростка Питера Паркета, соседа Джоуба. Секс, насилие и шимпанзе с оружием в оригинале — всё это было вычеркнуто из второй части, которую продюсеры решили сделать более дружелюбной к детской аудитории. В результате «Газонокосильщик 2» лишился своего очарования, что хотелось сказать про фильм, — это «так плохо, что даже хорошо».
11. Сканирование мозга (1994)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/2e6/958/826/2e695882671849926be9e9889203ae10.jpg)
Мои воспоминания об этом ужастике немного туманны. Возможно, потому, что годы увлечения видеоиграми в 90-х превратили мой мозг в кашу. На самом деле фильм как раз предупреждает игроманию. Эдвард Ферлонг играет Майкла — подростка, одержимого видеоиграми, который в итоге пробует новую виртуальную игру. «Мы предлагаем вам испытать самую страшную игру на этой планете», — говорится в рекламе игры (она так и называется «Сканирование мозга»). — Дайте волю темной стороне своей души! Войдите в игру более реальную, чем ваша жизнь!»
Майкла затягивает в виртуальное царство, которое выглядит почти так же, как пригород, в котором он живёт, — за исключением того, что здесь в вымышленном мире, он играет роль серийного убийцы в перчатках и с ножом. Подстрекаемый невидимым рассказчиком он входит в дом, чтобы убить человека. Майкл в страхе выходит из игры, но в то же время понимает, что испытывает восторг от полученных ощущений. Однако чуть позже он замечает, что по соседству с ним произошло жуткое убийство, напоминающее то, что планировалось в игре.
Если сюжет звучит очень мрачно, то это потому, что к сценарию приложил руку Эндрю Кевин Уокер, который затем создал триллеры «Семь» и «8 миллиметров». К сожалению, в его материал для «Сканирования мозга» перед съёмками внесли правки, пригласив ещё одного автора.
В результате мы получили в значительной степени не запоминающийся, ретроградный римейк ужастика «Видеодром» от Дэвид Кроненберга.
Кажется, смысл «Сканирования мозга» похоже только в том, что побег в мир комиксов, игр и тяжелого металла вместо того, чтобы, например, встречаться с друзьями, действительно превратит ваш мозг в кашу.
10. Аркада (1993)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/574/037/913/57403791331652f3fd5a59e1d703c245.png)
В этом научно-фантастическом триллере с его скромным direct-to-video бюджетом компьютерные эффекты и экшн больше похожи на игру в Sega Mega Drive, чем на то, как, например, дорого отрисованы динозавры в первой части «Парка Юрского периода». Однако в этой наивности спецэффектов в «Аркаде» есть что-то довольно милое. Похоже будто авторы фильма решили снять дешевый «Трон» в середине 90-х.
История такая — группа детей направляется в местный центр игровых автоматов, чтобы опробовать новейший VR-аттракцион, однако они попадают в ловушку внутри игры. Оказывается, что геймплей питается клетками мозга умершего ребёнка, чей призрак мучает любого, кто решит сыграть. После такой завязки ты начинаешь относится к фильму чуть теплее, не обращая внимания на сомнительную графику.
9. Газонокосильщик (1992)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/fdf/030/c59/fdf030c5980c4f7523e630a62bd6f7e3.jpg)
Уверен, вы догадываетесь, что вас ждет интересный опыт просмотра фильма, когда научно-фантастический триллер открывается сценой, снятой из глаз шимпанзе. Пирс Броснан играет Доктора Анджело, архитипичного безумного ученого, который думает, что человеческий интеллект можно расширить с помощью пьянящего коктейля видеоигр в виртуальной реальности и инъекций. К сожалению, его эксперименты приводят к тому, что шимпанзе бегает по лаборатории с пистолетом в лапе.
Ничуть не смутившись, Доктор Анджело продолжает свое исследование и переключается на умственно отсталого садовника Джоуба Смита. После нескольких недель на тренировочном режиме доктора (VR + инъекции) Джоуб появляется уже в виде суперинтеллектуального красавца без рубашки и в обтягивающих джинсах, на которого моментально обращает внимание соседка. Но по мере того, как интеллект Джоуба продолжает расти, его интерес переходит от дамы и кроссвордов Судоку к захвату всего мира.
Фильм имеет так мало общего с его первоначальной историей, что Стивен Кинг даже подал в суд, чтобы его имя было вычеркнуто из титров. «Газонокосильщик» — это квинтэссенция всех фильмов 90-х. В нем есть блестящая (и тогда очень дорогая) компьютерная графика, беспричинные кровавые и сексуальные сцены, а также множество очень забавных диалогов.
8. Виртуозность (1995)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/8bd/b1c/e43/8bdb1ce43b698e8b258937f4b9b0012d.png)
В этом фильме используются сразу две популярные темы в кино 90-х: это киберпространственный переход одного из героев, погоня за серийным убийцей. В итоге зритель видит, как опасный, психопатичный искусственный интеллект вырывается из границ виртуальной реальности, становится гуманоидным роботом и терроризирует население центрального Лос-Анджелеса. В это время опальный экс-полицейский Паркер Барнс выходит из тюрьмы. Ему гарантируют свободу в обмен на выслеживание ИИ-маньяка.
«Виртуозность» (кстати, фильм снял Бретт Леонард, который также поставил «Газонокосильщика») запоминается прежде всего своим превосходным актерским составом. Например, Дензел Вашингтон играет полицейского Барнса, а Рассел Кроу — ту самую машину для убийства по имени SID 6.7, что сбежала из виртуальной реальности. Стоит помнить, что Кроу попал в этот проект ещё до того, как привлек внимание «Оскара» за роли в таких вещах, как «Гладиатор», после чего он начал воспринимать себя слишком серьезно. В «Виртуозности» он ловкий и саркастичный как Джокер: носит мешковатые, блестящие фиолетовые костюмы, его волосы уложены гелем, и он выкрикивает килограммы насмешек в адрес героя Дензела Вашингтона.
7. Тринадцатый этаж (1999)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/2c7/01d/e25/2c701de252a145bef79037493baede8a.jpg)
Основанный на романе Дэниэла Фрэнсиса Галуйе «Симулакрон-3» 60-х годов, «Тринадцатый этаж» — это столкновение научной фантастики и фильма нуар.
Убит компьютерный гений по имени Хэннон Фуллер. Главный герой пытается доказать, что он этого не делал. Убийство расследует детектив. Вокруг туманный и темный Лос-Анджелес 30-х годов. Однако дело в том, что столица западного побережья США здесь — это компьютерная симуляция, часть системы виртуальной реальности, разработанной тем самым компьютерным гением, которого убили.
Относительно сдержанное использование CGI в «Тринадцатом этаже» и его ностальгическое воссоздание Лос-Анджелеса 30-х годов говорит о том, что этот фильм не такой устаревший, как несколько других картин в этом списке.
Однако в этом фильме есть ощущение, что некоторые из идей «Тринадцатого этажа» удивительно похожи на другие фильмы конца 90-х, которые преподнесли свои сюжетные и визуальные повороты более интересно и изящно.
6. Разоблачение (1994)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/e11/1b2/935/e111b2935d13bea97f24a4b1344f080b.png)
Общие впечатления и ожидания от виртуальной реальности были настолько высокими, что эта технология сумела просочиться даже в триллер о сексуальной дискриминации на рабочем месте. Фильм начинается, как довольно типичный эротический триллер 90-х («Роковое влечение» и «Основной инстинкт»). Майкл Дуглас предстаёт в роли Тома Сандерса, одного из боссов ИТ-компании, который переходит дорогу другому топ-менеджеру Мередит Джонсон (Деми Мур). В какой-то момент герой Дугласа получает повышение и становится на ступень выше своей коллеги — героини Мур. Мередит Джонсон решает расправиться с конкурентом и обвиняет Тома Сандерса в сексуальных домогательствах.
В третьем акте сюжет приходит к тому, где Сандерс, используя экспериментальное устройство, погружается в виртуальную реальность. Он использует базу данных в VR, чтобы раскрыть последний заговор Мередит Джонсон — она хочет добиться увольнения Джонсона.
Механические клавиатуры, ЭЛТ-мониторы и забавные VR-очки куда лучше говорят о годе создания фильма, чем мужские двубортные костюмы и ретро-начёсы у женщин. Более того, использование VR-гарнитуры для доступа к базе данных вызывает множество вопросов. Разве щелчок мышью по значку будет более быстрым процессом, чем блуждание по виртуальному пространству, похожему на католический собор?
5. Джонни Мнемоник (1995)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/843/2a5/f7a/8432a5f7a5da67c1a05f84171deb7db7.jpg)
За четыре года до того, как мы узнали о красной таблетке, Нео и Матрице, Киану Ривз снялся в триллере, написанном Уильямом Гибсоном. «Джонни Мнемоник» имеет один из самых интересных и эклектичных актёрских составов среди научно-фантастических фильмов: здесь японская суперзвезда Такеши Китано появляется вместе с реппером Ice-T, есть и герой боевиков 90-х Дольф Лундгрен, один из символов европейского кино Удо Кир и бывший фронтмен хардкор-панк группы Black Flag Генри Роллинс.
Сюжет переносит нас в будущее, где данные могут быть легко украдены хакерами (кажется, это время уже наступило). Джонни работает курьером, который доставляет конфиденциальную информацию, храня ее в собственной голове. Как-то Джонни соглашается взять в себя огромный груз данных, который настолько велик, что ему приходится стереть собственные детские воспоминания, чтобы расширить память. Когда информацию загружают в голову к Джонни, он сразу оказывается на прицеле у корпораций и японской мафии, которые хотят заполучить информацию в его голове.
С одной стороны, «Джонни Мнемоник» приятно напичкан причудливыми спецэффектами (блочная компьютерная графика, угловатые декорации с обильным синим освещением), с другой — это кино выглядит как пророческое высказывание. Как показывают ежегодные взломы и утечки данных, некоторая информация действительно слишком «чувствительна», чтобы свободно передаваться через сеть.
4. Матрица (1999)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/934/e76/d70/934e76d70f32f59a84a632aa8835e877.jpg)
С точки зрения кассовых сборов, вот он — главный фильм про VR 90-х. В то время «Матрица» с гладкими стрижками ее героев и их тонкими солнцезащитными очками выглядела настолько модно, что было легко не заметить, насколько безумной была концепция фильма. Вдохновляясь аниме, философией, классической литературой и героическими кровавыми гонконгскими боевиками, «Матрица» представляла собой коктейль из научной фантастики и зрелища для массового зрителя.
Загадочный ментор Морфеус (Лоуренс Фишборн) проводит опытного хакера Нео (Киану Ривз) в мир иллюзорной реальности — Матрицу. И Нео узнает, что его уютная и скучная реальность на самом деле — компьютерная симуляция. Машины уже давно захватили планету, превратили человеческую расу в батареи и создали Матрицу — имитированную версию конца 90-х, которая держит всех милыми и пассивными, в то время как энергия постепенно высасывается из них.
Вооруженный этим знанием Нео присоединяется к группе сопротивления людей. Он узнает, что, по сути, смотря на новую реальность как на видеоигру, он может использовать ее сбои, чтобы стать в ней супергероем.
После выхода на экраны фильм стал сенсацией. Однако сегодня некогда передовые спецэффекты «Матрицы» являются ее самым устаревшим аспектом. Мне кажется, что блокбастер Вачовски не был лучшим фильмом о виртуальной реальности 90-х годов. Тем не менее, этому фильму всё же удалось зашить интересную киберпанковскую историю в кино для массового зрителя. На момент выхода «Матрицы» такой трюк пытались провернуть многие режиссёры, но удавалось это далеко не всем.
3. Тёмный город (1998)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/43c/fea/8e6/43cfea8e68ef0e472c28752e10c3ae12.jpg)
Сначала я не хотел включать «Темный город» в этот список, поскольку в нём вы не найдёте громоздких VR-шлемов, тактильных перчаток и других атрибутов типичного триллера о виртуальной реальности в 90-х. Технология в этой картине не выставлена на всеобщее обозрение, она все же затрагивает те же проблемы, что и многие другие фильмы, упомянутые в этом топе. Например, как и «Тринадцатый этаж», это научно-фантастический нуар, но клаустрофобическая атмосфера «Темного города» и его кошмары выделяют этот фильм и делают его особенным, не похожим на другие.
Джон Мердок, сбитый с толку амнезией, просыпается в гостиничном номере, расположенном в грязном, тёмном мегаполисе. Мердок понимает, что только что кто-то совершил жестокое убийство, и всё указывает на то, что это он. Убегая с места преступления, главный герой преследуется группой людей, состоящей из лысых и бледных загадочных мужчин, которые называют себя Незнакомцами.
Великолепно срежиссированный, прекрасно снятый «Темный город» на год опередил «Матрицу» и может считаться ее более вдумчивым и глубоким по содержанию кузеном. Фильме еле-еле отбил бюджет в прокате, но при этом стал культовой классикой. Причём вполне заслуженно.
2. Странные дни (1995)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/555/597/9d6/5555979d645d6d52ede3ed481e5033ef.png)
У этого дорогого для 1995 года научно-фантастического триллера была просто фантастическая родословная: сценарий, который Джеймс Кэмерон в соавторстве с Джейем Коксом написал для своей бывшей жены — Кэтрин Бигелоу, которая, в свою очередь, выступила режиссёром фильма. Но как и многие интеллектуальные, мейнстримные фильмы 90-х «Странные дни» не смог найти свою аудиторию и провалился в прокате. Сюжет картины исследует вуайеристские, вызывающие тревогу возможности технологий будущего.
ФБР разработало устройство, которое позволяет его пользователям почувствовать и пережить записанное на это устройство человеческое переживание: от оргий до грабежей и убийств. Рэйф Файнс играет Ленни Неро — неряшливого, дилера, который продаёт на чёрном рынке дискеты с определёнными чувствами. В какой-то момент у него оказывается дискета, где содержатся переживания о жестоком убийстве. Так он втягивается в запутанную историю, напоминающую заговор.
В отличие от многих других фильмов, где изображается ближайшее будущее 90-х годов, Лос-Анджелес в видении Кэтрин Бигелоу выглядит обоснованным и реалистичным, а её версия виртуальной реальности показана без излишнего использования спецэффектов, — всё это говорит о том, что «Странные дни» выглядят менее устаревшими, чем большинство других триллеров этого списка.
В своем обзоре 1995 года покойный Роджер Эберт предсказал, что «Странные дни» станут культовым фильмом. Если это еще не так, то, безусловно, картина заслуживает этого. Фильм Бигелоу — это одна из немногих картин 90-х годов, которая успешно показывает то, как на самом деле может выглядеть мир с технологией VR.
1. Экзистенция (1999)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/2e0/0aa/4ce/2e00aa4cee6958a52e5f275fb4e9471f.jpg)
Этот шедевр Дэвида Кроненберга — один из его последних настоящих боди-хорроров — имел несчастье появиться в течение нескольких недель после премьеры «Матрицы». Я до сих пор помню, как ходил в кино, чтобы посмотреть оба фильма. Один зал был битком, в то время, как другой, где показывали «Экзистенцию» был пустой, — за исключением меня и еще трех человек. Кстати, один из зрителей тогда встал в середине фильма и ушел, когда кому-то на экране прострелили щеку.
Несмотря на то, что и «Матрица», и «Экзистенция» вписываются в один и тот же дух времени эпохи игровых консолей PlayStation, эти фильмы так же различны, как мел и бензопила. «Матрица» — более гладкая и блестящая, тогда, как повествование в «Экзистенции» более ледяное, густое и тревожное.
«Экзистенция» — головокружительный, параноидальный триллер о легендарном геймдизайнере (Дженнифер Джейсон Ли), которая бежит вместе со своим стажёром (Джуд Лоу), когда фанатик на презентации новой VR-игры пытается убить главную героиню. С самого начала фильм погружает нас в мир, где все кажется немного кривоватым, странным — ни один из актеров не говорит со своим акцентом, игровые консоли выглядят как зародыши. Но по мере того, как главные герои уходят в виртуальную игру, которая, в свою очередь, запускает их в дальнейшую моделируемую реальность, они (и мы) начинают терять представление о том, что искусственно, а что нет.
Как и многие фильмы аналогичной тематики 90-х, «Экзистенция» рассматривает возможную ситуацию, когда игры становятся настолько реальными, что их нельзя отличить от повседневной жизни. Примечательно, что Дэвид Кроненберг видит в этом именно темные, страстные, даже эротические оттенки.
P.S.
Если вы дочитали наш перевод до конца, я хочу сказать, что очень этому рада и что можно обсудить этот текст, а также фильмы, упомянутые в нём, в комментариях. Более того, будет здорово, если вы напишите о том, какие ещё картины стоило бы упомянуть.
Комментарии (34)
v1000
04.01.2022 11:04+1блестящая (и тогда очень дорогая) компьютерная графика
Бюджет: $10 000 000
Честно говоря, немного удивлен, как они смогли это сделать с таким бюджетом.
quartz64
04.01.2022 11:38+2Только хотел возмутиться отсутствием ExistenZ в списке, как долистал до конца и увидел его на первом месте. Кроненберг, может быть, мало что понимал в модном киберпанке с VR, но у него был свой бодихоррорный аналоговый киберпанк, появившийся ещё в «Видеодроме».
CrazyOpossum
04.01.2022 11:45+9Незаслуженно пропущена Нирвана, которая на мой взгляд больше всех соответствует духу киберпанка.
Andrusha
04.01.2022 14:00+1Вот да, ожидал её увидеть хотя бы в пятёрке финалистов, а не увидел вообще. При этом, "Тёмный город", который, безусловно, один из лучших фантастических фильмов не только 90-х, а в принципе, к теме поста не относится.
Vcoderlab
04.01.2022 11:52Как-то смотрел фильм, но позабыл название. Может кто-то из присутствующих знает? Очень хочу найти.
Несколько человек приглашают на тест игры-стрелялки типа Couter-Strike, но в виртуальной реальности. Игроки прибывают в пустое многоэтажное здание, где на первом этаже им выдают не только шлемы и перчатки, а целые костюмы, позволяющие ощущать игру всем телом. Суть игры проста - для перехода на следующий уровень (следующий этаж в здании) нужно убить всех противников. Однако вскоре выясняется, что игрок, убитый в игре, умирает по-настоящему и в реальности. Узнав это, игроки пытаются выйти из игры, но путь назад отрезан, и единственная возможность выйти - этаж за этажом пройти всю игру...
Kolonist
04.01.2022 12:13Серия в Секретных Материалах.
Vcoderlab
04.01.2022 15:48А подскажите пожалуйста, какая именно серия.
Хотя я ни Скалли, ни Малдера в этом фильме не помню...
Kolonist
04.01.2022 15:52Ну что ж, давайте я погуглю за вас: https://en.wikipedia.org/wiki/First_Person_Shooter_(The_X-Files)
vvz732
04.01.2022 12:25+1малоизвестный фильм Виртуальный кошмар Virtual Nightmare, 2000 - ну, почти вписывается в рамки статьи.
NeoCode
04.01.2022 13:37+1Я бы Матрицу все-же поставил на первое место. Это шедевр, который - не побоюсь это сказать - может быть в истории любой цивилизации только один раз. Всё остальное на тему "наш мир на самом деле нереален" будет лишь повторениями с разной степенью приправленности спецэффектами.
Ну и "Газонокосильщика" я бы поднял в списке, у меня о фильме самые приятные впечатления. О "Газонокосильщике-2" кстати тоже, хотя он другой.
uoak
04.01.2022 14:19Ну, Матрица, при всей ее безусловной значимости и известности, тоже не первая в этом жанре. Например, есть потрясающий двухсерийный фильм Фассбиндера "Мир на проводе" 1973 года, где идея "наш мир нереален" уже по полной программе эксплуатируется за 25 с лишним лет до Матрицы. Если верить Википедии, это вообще первый фильм в жанре киберпанк.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мир_на_проводеphotino
04.01.2022 14:36Как раз недавно его посмотрел, действительно отличный фильм. Снят по тому же роману, по которому позже был снят упомянутый выше "13 этаж".
NeoCode
04.01.2022 14:44+1Ну первыми в этом жанре были еще Декарт с его "злым демоном". А вот по эффектности подачи иноформации, по шокирующему воздействию, от которого захватывает дух, Матрице нет равных.
DrGluck07
04.01.2022 15:58+3За все эти годы ни один человек так и не смог мне объяснить что же такого шедеврального в этом фильме. Мямлят там чего-то про придуманную философию и ложку, но никакого смысла так и не возникает.
NeoCode
04.01.2022 16:36+1Особая эстетика и атмосферность.
Во второй и третьей Матрицах атмосферность сохранили, хотя никакой философии не добавили - и фильмы были успешными.
А в четвертой Матрице атмосферность утратили, хотя явно попытались добавить и философии, и злободневности, и юмора. Но люди не этого ждали, и вот результат - полный провал.
DrGluck07
04.01.2022 17:06+1Существует довольно большое количество фильмов с особой эстетикой и атмосферностью. Но почему-то никто не называет их шедеврами «может быть в истории любой цивилизации только один раз». Да хотя бы последний Райтовский фильм уделывает Матрицу по эстетике и атмосферности. Но никто не говорит что это шедевр на века.
Матрица это какой-то странный культ. И даже сами культисты не могу объяснить чего там такого особенного. И это при том, что авторы ничего такого туда не закладывали и сами очень удивились результату. Пришлось во второй и третьей части что-то там городить, чтоб свести концы с концами. И это им не удалось.
p.s. Кстати в Матрице используются декорации из Тёмного Города. Получается Город ещё более эстетичный и атмосферный и шедевр на века, раз уж даже Матрица у него списывает?NeoCode
04.01.2022 22:15+3Атмосферность это не декорации. Они конечно важны, но тут работает связка всего, что есть в фильме. А также контекст, в котором он появился. Убери что-то одно - и будет уже не то...
Я сам удивляюсь этому феномену, но тем ни менее остаюсь фанатом.
O5e2e2
04.01.2022 21:52+1Как раз смысла там предостаточно. Как и мейнстримной философии. Этот фильм, как анекдот, если он вам не зашел, объяснять бесполезно.
DrGluck07
05.01.2022 16:11О, это мне матушка всегда так отвечала «ну если ты сам не понимаешь, то значит ещё рано, потом поймешь». Чаще всего это означало, что она сама не понимает, а признаться не хочет.
Nehc
04.01.2022 23:16Матрица доступно и красиво раскрывает тему «мы живем в симуляции». Да — идея не нова, но подача близка к идеалу. И я согласен, да, что сами авторы не вполне поняли, что и как они сделали. Как по мне — продолжения делать не надо было, ибо фейл.
DrGluck07
05.01.2022 16:29Раскрывает в начале, типа «смотри, Нео, ты в симуляции, айда мы тебя разбудим». Замечательно, прям жду не дождусь чего там будет в реальности. Но затем начались полностью бессмысленные пиу-пиу и слоумо в виртуальном мире. Алё, ребята, мы в симуляции, здесь нет машин, пуль и прочих вещей. Здесь есть только x, y, z, vx, vy, vz, и прочие параметры. Поэтому абсолютно пофиг кто там что делает, главное уметь изменять параметры объектов. И поэтому никакое виртуальное кунг-фу не нужно, как и пистолеты.
Вот если бы они как-то сумели показать, что кунг-фу не нужно, вот это было бы круто. Но им нужно было показать Киану, прыгающего на тросах, дабы пипл хавал и просил добавки. Такое чувство, что фанаты Матрицы вообще не читали никакой НФ, в которой это всё было описано задолго до в различных вариациях.Nehc
05.01.2022 17:38Ну… Я ж тоже так могу. ;) Типа: «такое ощущение, что вы никогда не имели дело с симуляцией». Любая MMORPG — такая «симуляция»! Если вы не захватили контроль над серверами, то «уметь изменять параметры объектов» вы не будете. В то же время получить некие «читерские» навыки/способности — вполне реально…
Но это все абсолютно неважно, потому, что никто не будет всерьез обсуждать «реалистичность» матрицы. ;) Ну нет разумного объяснения для «умираешь в матрице — умираешь в виртуальности»! Но все это и не требуется. Как не требуется объяснение световым мечам джедаев. Матрица — просто хорошее, зрелищное кино, которое интересно смотреть. Не без смысла и, что называется «по мотивам».
Вон в «Джон Уик» Киану просто всех крошит, без особого подтекста и пипл хавает. )
Или вот скажем нолановское «Начало» (которое Inception) — я в свое время глубоко заходил в тему осознанных сновидний, и понятно, что пиу-пиу тут еще менее актуально, чем в матрице, но… Мне очень зашло. Атмосферой зашло, спецэфектами. Какими-то пусть и перевранными напрочь, но осколками темы ОС… В общем, реалистичности еще меньше, но по духу — правильное кино! )DrGluck07
05.01.2022 19:26Не надо было упоминать Нолана при мне, ой не надо )
Я лучше вообще промолчу и про Довод, и про Начало, которое я пересмотрел после Довода.
kox
04.01.2022 15:06+3На мой взгляд был незаслуженно обделён вниманием фильм "13 этаж". Наверное как раз из-за "Матрицы".
Nehc
04.01.2022 23:19+3Да вовсе он не обделен. У него есть своя аудитория, но он же реально нудный, хотя может произвести впечатление, если человек думал, что «до/кроме Матрицы такого не снимали». ) Снимали. Идея не нова совсем. Но подача не менее важна, чем собственно идея.
GospodinKolhoznik
04.01.2022 18:46Пользуясь случаем, хочу
передать приветспросишь у уважаемого сообщества, кто ни будь помнит такой фильм - сюжет я не помню, помню лишь фрагмент, там злой компьютер, укусил(!!) мальчика. И по всему фильму сквозила какая то злоба и ненависть к компьютерам, что мол от них все зло, и вот был момент, когда пацан задремал, прислонился лбом к монитору, а комп его за лоб укусил до крови. По моему действие происходило где то в восточной Европе, Чехия или Польша, быть может Болгария, но это не точно.
kartvladek
04.01.2022 19:38+4Кристофер Ламберт в прекрасном фильме "Нирвана" — классике киберпанка
Год издания — 1997
https://ru.wikipedia.org/wiki/Нирвана_(фильм,_1997)
NeoCode
04.01.2022 22:45+1В 90-е компьютеры и IT в целом были явным мейнстримом. Самой бурно развивающейся технологией, на которую возлагали самые большие надежды. Поэтому, кроме фильмов о виртуальной реальности и киберпанке, еще можно вспомнить фильмы о хакерах: "Хакеры", "Сеть", "Тихушники" и т.д. Эти фильмы также оказали огромное влияние на целое поколение.
А вот интересно, что сейчас мейнстрим и какие фильмы определяют будущее современных школьников и студентов? По идее, это место должны занять биотехнологии, но пока что-то не особо заметно... Может еще время не пришло? Или феномен IT повторить не удастся?
denis-19
Эх. А Трон? Ах да — 1982 год…