image
Осознание факта, что, если рабочий день хорошо расписан и структурирован, я не лишаю себя свободы и предпринимательского духа, обрести которые я так долго хотела, работая в офисе, пришло ко мне не сразу.

Идея работать из дома засела в моей голове так давно, что, когда я все-таки стала фрилансером (практически год назад), я не смогла отказаться от мечты и признать, что у нее есть свои “незапланированные” недостатки.

Я буквально чувствовала, что, если я сделаю свой день более структурированным, то потерплю поражение, сделаю шаг назад, предам мечту, ведь я всегда хотела максимальной свободы и гибкости в принятии решений.

Поэтому, очевидно, я боролась с планированием как могла.

Однако, хотя я и “работала” весь день, назвать этот процесс качественной работой было сложно. Я попалась на удочку привычек, которые появляются у большинства фрилансеров: я просыпалась и, не передеваясь в дневную одежду, принималась за работу… иногда в пижаме я день и заканчивала. (Не судите меня строго.)

Мой день начинался типично: проверка почты, чтение новостей, Facebook, Twitter и т.п. Потом я доходила до списка дел и начинала работать. Однако очень скоро я отвлекалась и находила, чем заняться по дому.

Сначала было весело, и особых проблем не возникало. Но, если с отвлекающими факторами не бороться, они никогда не закончатся. А плохие привычки формируются крайне быстро.

Я постоянно отвлекалась, рабочий процесс не был структурирован и расписан. В результате, я “забывала” о самых тяжелых и неприятных задачах. Я прыгала с одной задачи на другую, и, как можно догадаться, прогресса не было ни по одной.

Мало того, что работать с клиентами по нашим SaaS продуктам было нелегко, я еще пыталась научиться программировать (а это, как известно, занимает целую кучу времени), начала блог (никогда этим раньше не занималась), пыталась наладить сеть контактов по SaaS (я практически никого не знала). Список на этом не заканчивался. В общем, я разрывалась по всем направлениям сразу.

Планирование задач превратилось в фарс, и, в результате, качество работы упало. Такое впечатление, что меня выбросили в море различных задач, не указав, куда плыть и где, собственно, берег. Я начала экономить время на общении с друзьями, потом перестала заниматься спортом, потому что мне (а) было стыдно, что я трачу ценное время на себя; (б) я слишком уставала. Я проигрывала сражение. Рутина победила.

Я думала, что смогу избежать рутины, однако сама себе ее создала. Причем, моя была не лучшего сорта.

Когда я наконец признала поражение, пришло время делать небольшие шаги к выстраиванию рабочего процесса заново. Однажды меня осенило:
Порядок — не враг свободы, это путь к ней.

Я также поняла, что жить по расписанию чертовски сложно. Однако, как и во всех случаях, когда ты хочешь достигнуть чего-нибудь, надо практиковаться, позволять себе делать ошибки, пробовать другие варианты и выяснять, что работает для тебя, и снова практиковаться.

Вот 10 полезных советов, которые я выработала, пытаясь организовать рабочий процесс заново:

  1. Просыпайтесь в одно и то же время — и делайте это рано. Если вы сова и не привыкли вставать рано, начинайте привыкать. Ставьте будильник на 5 минут раньше каждые несколько дней, и ваше тело привыкнет к новому порядку. Просто попробуйте.
  2. Начинайте день с одних и тех же действий. Может показаться, что этот совет не важен, однако практика показывает, что рутинные задачи помогают войти в рабочий процесс, так сказать, на автопилоте.
  3. Завтракайте. Это реальный совет, а не шутка.
  4. Выполняйте самые важные и сложные задачи первыми. Не стоит начинать день с проверки почты или чтения новостей в Facebook и Twitter. Если вы, как и я, утром больше всего сфокусированы и готовы к творческим задачам, пишите, программируйте, занимайтесь дизайном или решением каких-то важных задач именно в это время. Чем дальше в день, тем меньше вы будете сфокусированы. Оставьте второстепенные задачи на вторую половину дня.
  5. Разбейте день на смысловые блоки по 1-2 часа. Очевидно, что сконцентрированно работать над одной задачей весь день не совсем реально. Особенно, если это творческая задача. Поэтому разбейте день на смысловые блоки по 1-2 часа с перерывами между ними. Примите каждый блок за один спринт и ставьте на каждый одну выполнимую за этот промежуток времени задачу. Главное — не проверять почту и не заходить в социальные сети, пока спринт не завершен. Запомните, что спринт — это специально выделенное время; не стоит отвлекаться. Вы удивитесь, как много можно сделать, если работать не отвлекаясь.
  6. Планируйте перерывы. Между спринтами можете зайти в Twitter или Facebook, посмотреть несколько видео на YouTube, приготовить что-нибудь или отлучиться из дома по делам. Вам не нужные выдуманные причины для того, чтобы взять и временно прервать работу, ведь перерывы уже запланированы в вашем расписании. В конце концов, хотите вы или нет, но перерывы в работе есть всегда, так что подойдите к вопросу по уму.
  7. Выделите время на спорт. С людьми происходят загадочные вещи, когда они говорят: “Я займусь спортом позже”. Как правило, это значит, что они не займутся спортом никогда. Поэтому выберите удобное для вас время в течение дня и поработайте физически. Соблюдайте расписание и занимайтесь спортом всегда в одно и то же время. Просто сделайте пометку в календаре, и, когда приходит время, вставайте со стула и вперед. Замечу, что я занимаюсь физическими упражнениями после первого двухчасового спринта.
  8. Делайте покупки заранее. Когда в холодильнике пусто, в обед произойдет неминуемое — вы отправитесь пообедать в какую-нибудь закусочную по соседству. Сначала вы будете собираться, потом стоять в очереди, потом выбирать, что поесть, потом будете есть и т.п. В общем, вы не только потеряете время, но и съедите что-нибудь не совсем полезное. Так что поступайте как взрослый человек — купите еду заранее.
  9. Выходите из дома. Найдите какое-нибудь место, где вы могли бы работать вне дома. Местная кофейня или коворкинг отлично подходят. Главное, чтобы там был хороший wi-fi. Смена обстановки делает чудеса и позволяет сконцентрироваться.
  10. Спите ночью. Когда вы устали, то, как ни старайся, хорошей работы не выйдет. Работая по ночам, вы крадете у завтрашнего себя. Так что знайте, когда надо пойти спать, а когда проснуться.

Начав жить по плану, я обнаружила, что теперь я не только могу сфокусироваться на работе 8 часов, но у меня еще и остается куча времени на другие дела в течение дня.

Если бы я просто садилась за компьютер и пыталась работать 8 часов нон-стоп, то, я уверена, у меня не было бы и шанса выполнять задачи так же сфокусированно и качественно, как когда я работаю спринтами. В этом нет ничего удивительного — люди так устроены.

Вы наверняка думаете, что жесткий план — это, конечно, замечательно, но в жизни все бывает.

Я нашла способ, как с этим бороться: работайте с каждым спринтом как с независимой и отдельной частью вашего дня. В конце концов, каждый день происходят разные события, и вы просто можете, например, заменить спринт встречей или пойти прогуляться с другом. Просто убедитесь, что вы все хорошо спланировали. В какие-то дни у вас будет перерыв от занятий спортом — используйте дополнительное время с умом. Экспериментируйте и не зацикливайтесь на чем-то одном.

Смешно, но то, что, как мне казалось, может лишить меня свободы, позволило мне быть свободной.

Сейчас я меньше нервничаю и успеваю гораздо больше. У меня появилось время и на семью, и на друзей, и на спорт, и на здоровое питание. Теперь я могу посмотреть любимые шоу, почитать книгу и, в конце концов, хорошо выспаться.

Планирование освободило меня от рутины. Кто бы мог подумать!

Над переводом работали: greebn9k(Сергей Грибняк), silmarilion(Андрей Хахарев)

Комментарии (0)