В прошлый раз мы рассказали о формате MQA, цель которого — предоставить студийное качество звукозаписи при меньшем размере файлов. Сегодня продолжим тему стандартов и поговорим о протоколе MIDI. Точнее, о его обновлении, вышедшем почти 40 лет спустя. Обсудим изменения и мнения о них.
Многолетняя подготовка
1983 год оказался богат на музыкальные события — Metallica выпустила дебютный студийный альбом Kill 'Em All, свою карьеру начали Red Hot Chilli Peppers, а на MTV вышел 14-минутный клип Майкла Джексона на Thriller. Но одно из событий повлияло на музыкальную индустрию сильнее других — релиз MIDI 1.0.
Это — протокол, который стандартизировал работу электронных муз. инструментов. Диджеи и саунд-продюсеры получили возможность с одной клавиатуры управлять зоопарком синтезаторов разных типов и фирм-изготовителей. Новый стандарт также позволил композиторам записывать кусочки треков, а затем микшировать их, не используя студийные микрофоны. Неудивительно, что авторы MIDI 1.0 получили премию «Грэмми» за технические достижения в музыкальной сфере.
Стандарт быстро завоевал популярность и стал «обрастать» дополнительными возможностями. Но долгие годы его принципы работы оставались неизменными — например, ограничение в шестнадцать каналов для воспроизведения тембров, проблемы с таймингами и односторонний обмен данными между устройствами.
Спустя десятки лет MIDI Manufacturers Association, в которой состоят крупные производители аудиооборудования, решили исправить ситуацию и в 2020 году выпустили вторую версию протокола — MIDI 2.0. Над ней также трудились инженеры Google, Apple и Microsoft. Новый продукт получился спорным. Он разделил муз. сообщество на два лагеря. Одни отмечают, что протокол упростил воркфлоу композиторов, а другие — что он не сильно и нужен.
Что добавили, что изменили
Прежде чем перейти к обсуждению мнений, пару слов о том, какие изменения внесли разработчики стандарта. MIDI 2.0 поддерживает двунаправленную передачу сообщений по кабелю. Теперь устройства могут общаться друг с другом, проводить автоматическую настройку и при необходимости работать по старой версии протокола. Такой подход обеспечивает обратную совместимость.
В новый протокол также включили поддержку полифонической экспрессии (MIDI Polyphonic Expression). Технологию реализовали еще для первого поколения [в 2019 году]. Она позволяет лучше имитировать звучание муз. инструментов. Но в неё внесли некоторые улучшения. Теперь можно менять высоту нот по отдельности.
Разработчики также расширили количество доступных каналов до 256, которые разбили на группы. В распоряжении музыкантов 16 виртуальных кабелей, каждый из которых работает еще с 16 инструментами. Наконец, авторы заменили 5-пиновый DIN-разъем на USB. Новая шина имеет большие возможности в плане пропускной способности. Также появились метки времени, позволяющие бороться с джиттером при передаче цифровых сигналов.
Есть ли перспективы
Новый стандарт тепло встретили саунд-продюсеры. По их словам, теперь контроллеры с MIDI 2.0 не уступают возможностями по извлечению звука физическим муз. инструментам. Стандарт упрощает написание треков, где задействованы струнные и духовые инструменты, и позволяет работать с микротональной музыкой. В ней используют микротоны — интервалы, не совпадающие с полутонами.
Специалисты также ожидают, что стандарт получит более широкое распространение за пределами музыкальной сферы. Например, в управлении световым оборудованием и даже аниматрониками.
Но несмотря на то, что с релиза MIDI 2.0 прошел год, не все согласны, что протокол ждет светлое будущее. Есть мнение, что в новой версии протокола не было необходимости — достаточно было ужесточить требования первой спецификации. Один из пользователей отмечает, что проблемы с джиттером и таймингом — это результат недостаточно строгой спецификации.
Один из резидентов Hacker News в тематическом треде также отметил, что MIDI 2.0, наоборот, усложнил подключение устройств друг к другу. Теперь для этого необходим посредник в виде компьютера. Автор комментария убежден, что пока ситуация не изменится, большинство профессиональных и независимых музыкантов так и останутся на MIDI 1.0.
Аналогичной точки зрения придерживается другой пользователь площадки. По его словам, новый протокол действительно может упростить звукозапись, но в MIDI 2.0 нет ничего, что коренным образом изменило бы подход к созданию музыки в широком смысле. Как подобные настроения отразятся на будущем протокола, станет видно в будущем.
Дополнительное чтение — в нашем «Мире Hi-Fi»:
Комментарии (3)
Daddy_Cool
23.01.2022 22:13+2"теперь контроллеры с MIDI 2.0 не уступают возможностями по извлечению звука физическим муз. инструментам".
По-моему это с конца 80-х слышно - "теперь благодаря /ПОДСТАВИТЬ НАЗВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ/ электронные инструменты не уступают физическим".
Но сейчас это не особо важно - при помощи электронных инструментов нынче можно сделать очень приличную демо-запись, а дальше при необходимости найти живых музыкантов.
Интересно было бы детальнее и с примерами про MIDI 2.0
shiru8bit
Конечно многие так и останутся на MIDI 1.0, потому что от принятия стандарта 2.0 он в устройствах, выпущенных за 40 лет до этого, не появится. А много ли новых MIDI-устройств появляется сейчас, которые ну никак не заменить компьютером - это большой вопрос. Разве что какие-нибудь очень экзотические контроллеры.
Наибольшие перспективы для нового протокола вероятно найдутся в области управления виртуальными синтезаторами. Но вряд ли его прикрутят к VST2/3, скорее всего понадобится изобретать VST4 или нечто совершенно другое, на замену VST в целом. А VST3 до сих пор, за 14 лет существования, не смог набрать достаточной популярности.