Вкратце изложу свой опыт ремонта моторов.

Ситуация, при которой детки переламывают кабель моторов Lego WeDo 2.0, достаточно распространена. С переломанным кабелем моторы либо "глючат" (и надо найти правильное положение, в котором они работают) , либо вообще перестают вращаться.

Что делать? Покупать новый мотор? В наших реалиях - это дорого. Даже китайский аналог стоит порядка 15 единиц валюты.

Самое очевидное решение - попробовать отремотировать.

Так случилось, что у меня как раз надломился кабель рядом с основанием мотора. В этом случае - ремонт достаточно прост - достаточно перепаять кабели.

Итак, приступим.

ШАГ 1 - откручиваем винт

Фото мотора снизу
Фото мотора снизу
Открутили винт
Открутили винт

ШАГ 2 - снимаем кожух

Надо сказать, что по сравнению с WeDo 1.0 кожух на удивление легко снимается. На этот раз не нужно "подковыривать" защёлки - достаточно аккуратно подцепить очень тонкой отвёрткой в нескольких местах, постепенно ведя к защёлкам

Вставляем отвёртку и поддеваем крышку
Вставляем отвёртку и поддеваем крышку

Поддеваем кожух с одной стороны и немного отодвигаем:

Отодвигаем, но не снимаем полностью
Отодвигаем, но не снимаем полностью

Полностью не снимаем с одной стороны, чтобы не сломать защёлку с другой стороны - просто чуть поддеваем.

Переворачиваем

Точно также с другой стороны - начинаем с края и ведём к защёлке
Точно также с другой стороны - начинаем с края и ведём к защёлке

Также поддеваем с другой стороны, направляясь к защёлке.

Теперь можно снимать до конца - он действительно хорошо снимается.

Поддеваем с другой стороны
Поддеваем с другой стороны

ШАГ 3 - снимаем планетарный редуктор и вынимаем мотор

Всё легко отсоединяется. Мотор вынимал руками. Можно пассатижами за шпиндель мотора, если не получается руками

Сняли кожух
Сняли кожух
Сняли планетарный редуктор
Сняли планетарный редуктор
Вытащили мотор
Вытащили мотор

ШАГ 4 - Отпаиваем контакты

Все что делаем паяльником, делаем очень аккуратно, и желательно быстро - изоляция кабелей плавится под температурой паяльника, даже если отпаивать/припаивать только за металлические жилы.

Поэтому - пинцетом придерживаем кабель за изоляцию, а не за металл.

Важно: перед отпаиванием запомните в каком положении была фишка, которой подключается мотор в смарт-хаб.

Отпаяли
Отпаяли

Кабели довольно интересно перекручены, поэтому рекомендую сфотографировать перед тем, как вынимать их из крепления.

Я без сто грамм с первого раза не разобрался, и закрутил их неправильно.

Запоминаем как были закручены кабели
Запоминаем как были закручены кабели

ШАГ 5 - режем и вставляем

Отрезаем кабель на месте предполагаемого перелома. Обычно он прямо на входе в корпус мотора.

Затем делаем надрез по середине целого куска кабеля.

Чтобы узнать, сколько резать, достаточно приложить отрезанный участок, и сделать такой же надрез.

Делаем надрез по длине отрезанного куска
Делаем надрез по длине отрезанного куска

Теперь вставляем их в крепление. Вставлять нужно до конца места разреза.

Зачищаем концы кабелей, отгибаем металл друг от друга, чтобы получились "Куриные лапки"

Куриные лапки
Куриные лапки

Залужаем и наносим немного припоя.

Если кабели имеют трапецевидную форму, то лучше обрезать их до конусовидной формы, чтобы не было КЗ на плате.

Залудили куриные лапки
Залудили куриные лапки

Припаиваем кабели обратно к плате (убедитесь, что фишка стоит в то же самом положении, в котором стояла до этого - если смотреть на мотор сверху, то пазы будут внизу)

Как можно заметить, пайка у меня не очень профессиональная - но мотор работает хорошо.

Флюс не наносил.

После припаивания каждой тройки проходитесь по всем припаянным контактам тестером на предмет наличия КЗ.

Надеюсь, данное руководство было понятным, и поможет начинающим робототехникам чинить сломанные моторы.

Если остались вопросы - жду вас в комментариях.

P.S. Если у меня сломается ещё один мотор, постараюсь снять видео.

Комментарии (15)


  1. shtirlitz1945
    31.01.2022 19:18
    +42

    Статья на хабре "Как перепаять проводочки на мелком моторчике".
    Ууууух, захватывающее чтиво.


    1. farafonoff
      31.01.2022 20:09
      +3

      С другой стороны интересно посмотреть, лего это просто образец промдизайна.


      1. AlexNixon
        01.02.2022 11:12

        Отвратительный образец ввиду как раз данной проблемы с постоянным переламыванием шлейфа.


  1. SergeyMax
    31.01.2022 20:33
    +16

    Поэтому - пинцетом придерживаем кабель за изоляцию, а не за металл.

    В вашем случае нужно было делать прямо наоборот, тогда бы 1) пинцет отводил бы тепло от провода напрямую, а не через слой изоляции, и 2) не возникло бы такого месива расплавленной изоляции на концах проводников.


    1. vilgeforce
      01.02.2022 00:09
      +2

      Или нужно использовать паяльник с регулятором температуры, нормальный флюс и припой, тогда время нагрева помноженное на температуру сократится в разы


  1. REPISOT
    31.01.2022 20:56
    +9

    И флюс наносить-таки надо. Он не для красоты придуман. Хотя с ним пайка еще и красивее.


    1. vilgeforce
      01.02.2022 00:06

      Вот да, выглядит стремно. Надеюсь хоть качество пайки норм в итоге и "залужаем" делалось без паяльной кислоты и прочего источника ВЕСЕЛЬЯ


  1. amarkevich
    31.01.2022 23:30
    +2

    и в конце - укрепить место сгиба во избежание повторного облома


  1. Eddy71
    01.02.2022 10:46
    +3

    "флюс не наносил.." Блин, ну КАК? Нельзя паять без флюса. Даже "просто проводки к плате".
    зы. аж вспотел от эмоций. Меня б и расстреляли, если б на работе такое сделал.


  1. LexB
    01.02.2022 11:00
    -1

    Спасибо автору. Думаю что кому-то пригодится сделать первый шаг. Часто замечал что люди боятся ремонтировать подобные игрушки думая что все сложно. Как видите ничего подобного. Даже инструмент особо не нужен.


  1. AlexNixon
    01.02.2022 11:10
    +5

    Флюс не наносил. Пинцетом держал за изоляцию. Мер по предотвращению повторения неисправности не предпринял. Восхитительный мануал по тому, как не надо чинить моторчик. Ждем больше ваших чудесных инсайтов и экспириенсов.


  1. Error1024
    01.02.2022 12:11

    Смотрю на картинки и пытаюсь догнать, а зачем обычному коллекторному моторчику аж 6 проводов?


    1. Delsian
      01.02.2022 14:00

      Там два провода задействованы на детект подключаемого устройства.


  1. tumbler
    01.02.2022 17:15

    Ожидал решения самой главной проблемы - защелок. Старые technic-моторы ломаются так же, перегибом проводов, но при этом разобрать их почти не возможно, не повредив корпус вокруг защелок.


  1. ANDY129
    03.02.2022 13:19

    Флюс гораздо более важен для качественной пайки, чем даже паяльник.