Приветствую всех хабровчан и пилотов!
Сегодня мы поговорим о такой популярной штуке, как квадрокоптеры. Да, на хабре было уже много схожих материалов, но я постараюсь собрать всё воедино. Обсудим путь самурая к этому хобби и не только. Что творится на рынке и кто кого? Я поделюсь личным опытом полётов (более двух лет). Ну и как же без прогнозов. Устраивайтесь удобнее, полетели!
Как я пришёл к «дроноводству»
Я всегда был творческой личностью. Ботан, гуманитарий, поэт и мечтатель. Чем я только не занимался. Круг моих хобби огромен (фотография, спорт, рыбалка, поэзия, электроника, гейминг, путешествия). И вот, с появлением первого квадрокоптера, мой сон стал беспокойным. Ценники кусались на то время. С выходом первого дрона от именитых DJI (Phantom, 2013 год), я влюбился в этот аппарат. Первая птичка от этой компании не имела своей камеры и люди крепили сторонние. Самой популярной и качественной была GoPro.
То, что я видел в роликах, приводило меня в безудержный восторг! Ничего себе, думал я, это же теперь можно на всё взглянуть под другим углом! Но было одно «но» — это ценник. На тот момент я был менеджер среднего звена, плюс семья. Эти два фактора отсрочили покупку, как оказалось, на долгие годы.
Китайцы быстро спохватились (как всегда), и начали выпускать свои поделки, которые стояли в разы дешевле, но и качество было соответствующее. Без боли, на фото/видео всяких «жужиков» за 50$, невозможно было смотреть. Знакомые твердили мне: купи, хоть попробуй, твоё оно или нет. Я стойко держался, ибо «мы не так богаты, чтобы покупать дешёвые вещи». Несмотря на свои доходы, я всегда напрягался и покупал качественные вещи.
Долгожданная покупка
Шли годы, ниша квадрокоптеров стремительно развивалась. Последующие модели DJI уже обзавелись бортовой камерой отличного качества. Моё финансовое положение улучшилось, терпение заканчивалось, и случился взрыв! В конце 2019 года DJI выпустили самый доступный дрон их производства – Mavic Mini.
Я без малейших раздумий, бегло посмотрев обзоры, приобрёл этого малыша. Восторга было настолько много, что первое время от меня «шарахались» знакомые, хотя знали, как долго я мечтал о покупке.
Как и полагает всей качественной технике, а DJI имеет полное доминирование в нише квадрокоптеров по всем параметрам, кроме цены, всё было максимально понятно и доступно. Я, буквально за пару дней, освоил все нюансы и уже через неделю рассекал воздушное пространство. Так как я человек эмоциональный, было опасение, что наиграюсь, перегорю. Но не тут-то было. Аэросъёмка затягивала всё больше, открывались новые возможности.
На момент покупки, квадрокоптеры были у каждого второго. Особенно это заметно в больших городах и на какие-нибудь праздники. Небо усеяно, что звёздами. В этом был и огромный плюс. Комьюнити пилотов было развито, любые вопросы решались подсказками и советами товарищей по хобби.
Что я использую сейчас и что рекомендую?
Прошло более чем полгода, и я начал «вырастать» из малыша. Первый «миник» — отличный аппарат для того, чтобы понять, твоё это или нет. Но у него есть один, как для меня, огромный недостаток – это дальность полёта. Это и стало решающим фактором для смены борта. В мегаполисах он летал на 150 – 400 метров и терял связь. Высота тоже была не сильной его стороной. 150 – 250 метров и большой шанс, что отвалится сигнал. Плюсов много. Это вес, длительность полёта, зарядка от повербанка, компактность. Но мне хотелось большего. Когда я осознал, что это не временное увлечение и меня затягивает всё больше, я начал поиски замены.
Первый дрон был продан очень быстро. Модель популярная, проблем не было. И вот, в прошлом году (2021), пробежавшись по модельному ряду DJI и по своим счетам, я принял решение – купить Mavic Air 2
Сразу хочу обозначить. Часто фигурирующее название бренд DJI никак не связано с намеренной рекламой. Это, действительно, квадрокоптеры вне конкуренции
Почему выбор пал именно на Mavic Air 2? Всё просто. На 2021 год и под мои задачи/финансовые возможности – это был идеальный вариант. Отличная дальность полёта. В мегаполисе легко дрон преодолевает 1-2 километра и как штурмовик берёт высоту 500 метров в любой точке. Имеет самое длительное время полёта в линейке и вообще среди дронов DJI. Возможности фото и видеозаписи на голову выше «миника». Есть честные 4к/60фпс, профили «под покраску», 48 мегапиксельную фотокамеру.
Не успел я купить МА2, как спустя пару месяцев DJI выпускают его улучшенную версию – Mavic Air 2s. В новой модификации уже дюймовая матрица, а это не слабый аргумент для ночной съёмки.
На момент написания материала, я рекомендую к покупке именно Mavic Air 2s – это самый сбалансированный дрон от компании DJI. Естественно, все квадрокоптеры берите в комплекте fly more combo, т.е. с двумя дополнительными батареями и прочими плюшками.
Разновидности дронов и их целевое предназначение
Теперь перейдём к более глубоким вещам и изучим, что же там вышло за много лет.
Никому не в обиду, но я сразу опускаю лютый китайпром в виде всяких Сим, Зино и вообще ноунеймов. Единственный, кто подбирается к компании DJI – это фирма Autel c их топовой «птичкой» Autel EVO II Pro. Компания, основным профилем которой есть диагностическое оборудование для авто, решила создать конкуренцию в нише квадрокоптеров. У неё это неплохо получается, но пока ещё всё сыровато. Хотя, за границей довольно большое комьюнити. В странах же бывшего СНГ, дронами данной фирмы пользуются единицы
Начиная с 2013 года, компания DJI запустила свой первый Phantom. Это массивный дрон со своими плюсами и минусами. Следующая версия этой линейки уже имела более длительное время полёта и функцию возврата домой. Начиная с Phantom 2 Vision, дроны компании DJI уже имели свою собственную камеру. С каждой новой версией в этой линейке, добавляли новые технологические улучшения. На текущий момент, последней версией является Phantom 4 Pro.
Свою новую линейку более компактных дронов – Mavic, компания DJI начала выпускать с 2016 года. Дроны этой линейки характеризовались большей компактностью и мобильностью. На данный момент в конце 2021 года вышел новейший аппарат – DJI Mavic 3
Третьей линейкой квадрокоптеров DJI являются «птички» Mini. Это компактные дроны, весом до 250 грамм и с приятным ценником. Рассчитаны для любительской съёмки и знакомства с продуктом.
Есть линейка DJI Inspire – это премиальный сегмент. Наряду с DJI Mavic 3, данные дроны предназначены для профессиональной съёмки. У DJI Inspire съёмные объективы, он огромен. Это дрон не на каждый день, а исключительно для работы.
Как же не упомянуть про FPV дрон от DJI. Это очень нишевая вещь ибо FPVшники – реже встречаются в мире пилотов. FPV дроны – вещь не долгоживущая в силу их супер подвижности. Вот тут есть смысл начать с китайских малышей за 200 $, а уже потом пересесть на FPV от DJI. Лично для меня, это пока слишком сложно. Погружение классное, надев очки, ты – глаза дрона, но там нужна реакция Брюса Ли.
Самая специфическая линейка – это агродроны и промышленные дроны. Они появились относительно недавно. Основная задача агродронов – орошение полей.
Промышленные дроны с тепловизорами выполняют различные технические работы (поиск людей и прочее).
Если подытожить модельный ряд, то выходит следующее. Как вы могли убедиться, выбор огромный. Каждый сможет подобрать под свои потребности и кошелёк квадрокоптер. Для начинающих я рекомендую линейку Mavic Mini, с плавным переходом к Mavic Air 2s.
Для тех, кто станет на путь коммерции, стоит присмотреться к старичку (2018 год выпуска) Mavic 2pro, с последующим апгрейдом до DJI Mavic 3 и потом уже DJI Inspire 2
Сразу хочу сделать акцент. Самая свежая новинка — DJI Mavic 3, вышла довольно неоднозначной. За тот ценник, который просит DJI – довольно спорное решение. На хабре присутствует много технически грамотных людей и по аналогии с мобильной оптикой и оптикой зеркальных фотокамер – чудес не бывает. Так и в случае с DJI Mavic 3 По заявлению DJI, матрица у DJI Mavic 3 такая же, как и у премиум серии Inspire. Вот только там дрон как птеродактиль и с объективами с пивную банку, а DJI Mavic 3 имеет скромных два глазика. Неоплаченные обзоры подтверждают опасения. Поэтому, стоит задуматься, а покупать ли DJI Mavic 3, имея народный Mavic 2 pro и неповоротливого, но с обалденными возможностями DJI Inspire 2?
Перспективы развития квадрокоптеров
Как и в любой нише техники, дроны не исключение. Маркетологам невыгодно давать быстрый прогресс и радовать нас прорывами индустрии. Маленькими шагами, нам преподносят по крупицам улучшения. То датчики добавят, то камеру улучшат в плане видео, но ухудшат в плане фото.
«Дроноводство» стало очень массовым хобби и не только. Каждый второй блогер и «большой ребёнок» имеет или имел дрон. Ситуация, немного, схожа с самокатчиками, которые сейчас везде. Только они нагрянули резко, а дронщики постепенно. От этого и начали ужесточать законы относительно воздушного пространства. На территории стран бывшего СНГ ещё можно более-менее свободно летать. Если взять Европу, США – там всё сложнее. Надо получать лицензии, разрешения, много запретов.
Народные умельцы легко обходят ограничения той же высоты полётов в 500 метров, взлетая за облака. В сети есть ролики, где дрон повредил крыло самолёта. Так же, много случаев в городской среде, где люди часто забывают о банальных правилах безопасности.
По моему скромному мнению, данный вид техники будет стремительно развиваться, ибо есть спрос и доступность. Технологии не стоят на месте. Главное, летайте с умом!
Буду рад ответить на интересующие вас вопросы по материалу.
Комментарии (45)
katletmedown
04.02.2022 15:17-1FPV дроны – вещь не долгоживущая в силу их супер подвижности.
Не очень понятно, что такое fpv-дрон в вашей классификации, видимо, любой самосбор от фристайла до агродронов, но они, конечно, умеют летать не только в акро режиме, но и со стабилизацией в режиме домохозяек.
victory404 Автор
04.02.2022 15:24+3FVP - First Person View. К агродронам никакого отношения не имеют. Про самосбор - верно подметили. Я и рекомендую в статье, начать со самосборов. Они дешевле для практики. Покупая FPV дроны, мало кто на них прогуливается. Все неистово гоняют.
katletmedown
04.02.2022 15:37-1Тогда возникает вопрос, зачем потом покупать dji, и есть ли такие люди? Если нужна камера, так они есть на рынке, и дальнобойные радиосистемы в изобилии, подозреваю, если зажать расходы, то и время полета станет сопостовимым, ну и выбор аккумуляторов под разные задачи.
victory404 Автор
04.02.2022 15:52+2Самосборы популярны среди FPVшников в силу ранее описанных факторов (ремонтопригодность). Остальные же дроны из линейки - это потребитель получает всё из коробки и надлежащего качетсва. Далеко не каждый сможет собрать дрон вручную.
alexzeed
05.02.2022 14:38Под FPV обычно подразумеваются какие-нибудь вот такие штуки
www.youtube.com/watch?v=YaNxnuH4xHk
www.youtube.com/watch?v=nsI2eMFEvkc
www.youtube.com/watch?v=bBb_kSO3vTo
Т.е. это совсем другие дроны, к ним другие требования — и наверное сильно дорогим он быть не должен, потому что когда-нибудь обязательно разобьется, и не один луч треснет в одном месте, а совсем-совсем разобъется.
kox
04.02.2022 15:26+6Купил в 2017 году DJI Mavic. О, как я его хотел.
Полетал, понял, что видеосъёмка это не моё и перегорел к нему. Занялся фристайловыми дронами, в 2019 и к ним перегорел и пересел на FPV самолёты. В 2021 перегорел к FPV самолетам. Теперь имею в активе кучу всего для FPV хобби, а так же запылённый Mavic. Продавать не хочу, знаю, что может накрыть в любое время и опять с энтузиазмом займусь этой темой.
Demonium
04.02.2022 15:36Поменялся с коллегой на авито. Китайский коптер-самосбор на стоковый самолёт TB-20.
Первый полёт - краш. Сломал винт. Зимой починил. Жду возможности взлететь снова.
Налетал на тренажоре часов 40 ;) Появилась уверенность в себе.
victory404 Автор
04.02.2022 15:54Уважаю FPVшников, сейчас этот тип дронов набирает популярность. Но я пока не такой быстрый, да и больше синематик люблю.
Demonium
04.02.2022 15:27+32 года летаю на DJI Mini 2. Полностью им доволен.
Дал управлять пьяном другу на своём ДР. Упорол в сосну - поломался до состояния кишки наружу. Ремонт обошёлся в 8тр. Летаю дальше.
Переходить на что то более дорогое не хочу.victory404 Автор
04.02.2022 15:55Вторая версия миника хороша. Усилили сигнал и дальность полёта, 4к камера.
4eyes
04.02.2022 15:51+2В сети есть ролики, где дрон повредил крыло самолёта.
Рендеры, если говорить точнее: https://youtu.be/GS3nb4bwHKQ
Zantiago
04.02.2022 15:53+3Китайцы быстро спохватились (как всегда), и начали выпускать свои поделки
DJI это китайская фирма, если что
Da-Jiang Innovations (大疆创新; 'Great Frontier Innovations'
У меня кстати мавик мини 2, идеален как дрон для поездок
victory404 Автор
04.02.2022 16:00+5Сейчас почти всю технику делает Китай, но Китай Китаю рознь. Это как сравнивать сяоми и айфоны.
Zantiago
04.02.2022 16:55+2DJI это китайская фирма, так же как Xiaomi, причем тут айфон?
evoq
04.02.2022 17:46+3И айфон в китае делают. Автор мне кажется по верхам иде, даже не пытается копнуть. Сам судя по всему не один коптер не собирал. Экскурс в дроны когда у каждого десятого дрон. У айтишника у каждого второго наверное. В общем я не понял зачем эта статья, в ней ничего нового.
AjnaGame
04.02.2022 16:15+8Ожидал что статья будет про самосборы: мозги, контроллеры, передатчики, двигло, прошивки и вот это вот всё. А тут реклама DJI...
Вот тут есть смысл начать с китайских малышей за 200 $, а уже потом пересесть на FPV от DJI.
Смысл начинать как раз с того чтобы самому собрать дрон и при крашах ремонтировать отдельные детали за небольшие деньги, чем купить никчемное корыто от DJI FPV или темболее "китайского малыша" и просто выкинуть деньги на ветер при первом же краше.
intelligentpotato
04.02.2022 21:23+2Лениво увлекаюсь ебакоптерами года эдак с 2014, слежу так и вовсе с 2011-2012. Застал популярность трикоптеров, Ardupilot, заливаемый руками на голые платы, появление позиционирования по GPS. Во времена, когда у DJI был только Фантом (второй, кажется), а у TBS появилась рама Discovery - да, на мой взгляд, стоило собирать своё, потому что Фантом стоил столько же, но из-за конструкции типа "пластиковое корыто" был адски подвержен парусному эффекту и летал совсем печально. Потом формы Фантома подпилили, добавили отличные камеры, получился уже неплохой коптер. Сейчас же, сравнивая ТТХ Мавиков с DIY, мне кажется, что DJI вне конкуренции. Получить те же ТТХ за те же деньги практически невозможно. T-Motor стоят по 100 баксов за штуку, хорошая аппаратура - от 200, цифровой видеолинк покупай у тех же DJI. Плюс БДСМ с балансировкой моторов, пропеллеров, виброразвязкой.
Все видные представители российкого коптерного сообщества десятых годов сейчас либо уже наигрались, либо ушли в промышленное применение коптеров, при этом держа для души какой-нибудь DJI, либо угорают по рекордам времени/дальности, а там совсем хардкор с выкраиванием граммов, сборкой Li-Ion банок и прочее. DIY-коптеры как хобби, на мой взгляд, умерли. Вернее, остались только в сегменте гоночного FPV.AjnaGame
05.02.2022 23:56Стартер кит обойдётся примерно в 1к$, сравнивать с DJI, в целом, вообще нет смысла, фпв дроны не нужны для съёмок, это больше как кайф от полёта, полного присутствия, сумашедшей скорости разгона, визга пропов, кружения головы от флипов и вот это вот всё, а DJI это очень скучно и как по мне то нужны только чтобы делать фотки с целью заработка ну или около того. Помимо гоночного сегмента всё же есть фристайл, который мне одинаково в кайф. То что мне нравится что здесь требуется как немало технических скилов так и собственно само мастерство пилотирования, и оно не бутофорское а очень даже реальное. Кстати, всяческие балансировки и тд лично для меня не встали проблемой и достаточно быстро всё стало просто и понятно.
А DJI свой продал через неделю, не понял для чего мне то корыто))
Ну и на закуску отличный пример мастерства пилотирования, кайф который получает пилот ни с чем не сравнить:
avgurus
04.02.2022 17:16Промышленные дроны с тепловизорами выполняют различные технические работы (поиск людей и прочее).
это какая промышленность занимается поиском людей?)) тяжелые дроны скорее для профессионального применения, где съемка ведется для обнаружения/фиксации факта а не художественной подачи материала) подвесов там полно разных, да и тепловизор на мелких дронах тоже бывает штатный/колхозный. тут не колхозил ктонибудь на flir tau?)
stalinets
04.02.2022 17:21Я бы купил что-то простенькое, но с нашим запретительским законодательством (а порой и беззаконием) - не хочется связываться. За последние лет 10 у меня сложилось стойкое ощущение, что в России всеми силами давят те технологии, которые просто делают людей счастливее.
AAbrosov
04.02.2022 23:48Судя по названию застройщика на одном из фото - "Спецжитлофонд", речь идет о Украине.
Законодательство может заметно отличаться.
Да и Майдан Независимости на другой фотке вполне узнаваем.
Vsevo10d
05.02.2022 02:53Был недавно пост на тему законности, где в целом в каментах пришли к выводу, что это все компенсируется необязательностью исполнения.
Я бы вот приезжал на машине в какие-нибудь живописные места типа берега Волги в Костромской области, или на Онегу, и летал там - кто вообще про это узнает? Это же полицейский должен почему-либо заинтересоваться законностью полета, захотеть меня найти в радиусе пятисот метров, успеть найти пока я летаю, и вообще быть в этом районе, чтобы меня увидеть.
Не покупаю дрон, потому что пока что для меня это очень дорогой и сложный способ фотографировать, а меня уже подташнивает от собственной коллекции фотокамер (видеорегистраторы я уже боюсь считать). А просто летать, как по мне - неинтересно (и когда я успел стать таким черствым?).
PereslavlFoto
04.02.2022 22:36«Дроноводство» стало очень массовым хобби и не только. Каждый второй блогер и «большой ребёнок» имеет или имел дрон.
Как вы думаете, отчего в России так мало фотографий, которые сняты при помощи дронов и опубликованы по свободной лицензии? Почему фотографы, используя дроны, не публикуют своих работ для свободного использования?
Спасибо.katletmedown
04.02.2022 23:32-1А фотографы используют дроны? Видеографы иногда используют) Да и не так много дронов на руках, то что их покупают блогеры, создает впечатление что они есть у всех, упамянутый автором mavic air 2s стоит 80к, при том что снимает хуже чем беззеркалки семилетней давности, которые стоят вдвое дешевле)
Vsevo10d
05.02.2022 02:39+1Инстафотографы используют, поскольку инста все равно жмет фотки до качества цифровых мыльниц 2007-го. Хотя мне всегда было интересно, каковы чистые фотки с DJI мини, без перешарпа в лайтруме, ведь вроде бы там стоит хассельбладовская оптика.
MZinchenko
05.02.2022 02:27Скепсис на тему Zino не разделяю. Есть DJI mini и Zino Pro. Если полетать, то всё-таки это про Zino. 1.5км в Москве почти везде стабильная картинка и управление. Сопротивляемость ветру - супер. Последствия падений - терпимые. Софт - ужасен. Съёмка видео - ужасная. Но если хочется именно полетать, миник рядом не стоял. Пробовал второй миник - стало немного лучше, но все равно это просто дорогая игрушка, которую любой порыв ветра может впечатать в стену, дерево, трубу, провод.
Возможно, неправильно сравнивать настолько разные весовые категории и стоит попробовать прошку или Air, но с ними ещё веселей в плане того, что постоянно будет жаба душить и если полет рисковый, скорее всего вы не решитесь. Другое дело рисковать дроном за 15000₽.
MZinchenko
05.02.2022 02:36Ах да, тут ещё есть такой момент, что DJI очень законопослушная компания в плане соблюдения стандартов по мощности, высоте, зонам... Я не то чтобы прожженый преступник, но наличие процветающего бизнеса по снятию блокировок за деньги показывает, что не всем нравится настолько продвинутый подход к ограничениям. В то время как у не столь именитых китайских собратьев и мощность можно вывернуть и взлететь на столько километров, сколько батареи хватит
k7paul
05.02.2022 02:59Продал DJI Mavic Pro, купил Mavic 3. Первый весил 2кг в fly more combo, второй 6кг (а я спеки естественно не посмотрел заранее)... Вот теперь думаю попытаться его то ли продать здесь (в Аргентине), то ли отложить в сторону лишние батарейки и аксессуары и найти сумку поменьше и таскать пол-комплекта. Ибо 6кг к основному багажу это уже слишком, увы.
Spin7ion
05.02.2022 19:08+5Раньше на хабре по статье можно было бы понять как собрать или купить дрон. А тут восторженные отзывы о продукции одной компании, о которой любой, кто интересовался коптерами слышал. Очередная реклама?
Не рассказано про классы коптеров, про соревнования, про конкурирующие системы приемо-передачи управления и телеметрии, про системы аналоговой, цифровой и гибридной видеосвязи, а их много и они сейчас активно развиваются. Не рассказано про способы смотреть это видео. Где восторженный параграф об очках DJI FPV? Даже картинки нет.
Не рассказано про конкурирующие прошивки и полетные контроллеры.
И из последнего, почему рассказано только про квадрокоптеры, разве других видов дронов нет?
divanus
05.02.2022 19:35+1Моделизмом со школы увлекаюсь. Года с 1992-го. Были перерывы. Собирал свои самодельные летаблы года с 2005-го с рекордом автономного полёта около 40 минут (самолётного типа). Из магазинного есть фантом3.
Сейчас есть задумка грузовой собрать аппарат.
Делал автономную систему осмотра мачт с построением моделей. Но, в целом все эти ниши невостребованны в России .
Поэтому держу как некое хобби.
Sunny-s
06.02.2022 04:15+2Нерелевантное название статьи, автор, как и многие другие дроноводы, не видит дельше прекрасной, но все же далеко не единственной фирмы ДиДжиАй. Вообще ничего не сказано ни про дроны в других нишах (профессиональной АФС и других гео-задачах, кинематографический видеосъемки, даже про FPV просто упомянул, мол, вот есть такое чудо), но и даже внутри ниши любительской видеосъемки нет ни малейшего охвата. Вскользь упомянуто про других китайцев (они плохие, почему плохие? потому что плохие, вот почему), про основных китайских конкурентов Hubsan и Fimi вообще ни слова, абсолютно забыт тот же американский Parrot. В общем статья должна называться "как я люблю дроны DJI и какие они у меня были".
tsurugi-no_ken
А что хакерским применением? На Хабре была статья про взлом устройства на n-десятом этаже небоскрёба при помощи квадрокоптера.
И имеются ли на рынке предложения патрульных квадрокоптеров, которые при приближении к защищаемому объекту вылавливали бы чужой квадрокоптер?
victory404 Автор
Про такое не слышал. Знаю обратную сторону медали - глушилки. Они сейчас всё чаще применяются для препятствий полётам в нежелательных местах.
Про патрульные дроны не слышал тоже. Амазон пытался запустить доставку товаров дронами, но как-то оно не особо у них пошло. Что-то возят, но в плане тестов.
Промышленные дроны используют для спасательных операций - поиск людей и т.п.
MartinMiles
Глушилки то ладно, намного хуже аэроскоп. Если с глушилками может справшяться даже второй мавик про, то вот от аэроскопа для дронов DJI спасения нет.
MarksMan09
От этого - верно?
Руководство пользователя стационарного аэроскопа dji AS-F1800 - Руководства + (manuals.plus)
warner
А как он справляется с глушилками? Имеется ввиду возврат домой при потере сигнала от пульта? Я думал с глушилками очень часто ставят подмену gps и тогда без вариантов, ведь какой-нибудь инерциальной навигационной системы у dji нет, чтобы вылететь из зоны глушения тем же путем, что и залетели.
divanus
У меня сделано система автономная. Определяет беспилотник , сопровождает и глушит жестко (глушилка : генератор на лампе ГИ-7Б). Глушит вообще все при включении в спектре от 140 мгц до примерно 6 ГГц судя по расчетам . Так же можно стрелять по сопровождаемой цели. Но, нет столько халявных коптеров , чтобы ими пожертвовать ради настройки. Делал систему для установки у себя в доме . Задолбали любители поснимать .
aydahar
Было бы очень интересно почитать статью на эту тему с подробностями и конструктивом!
vova4ka_ua
значит есть что снимать, раз задолбали)
wAgo
Как глушилка поможет от любителей поснимать?
дрон прилетел "поводил жалом" управлясь по инерционным датчиком(без GPS), вернулся домой - зловред наблюдает картинку, причём даже онайн - заглушить приёмник зловреда на земле врядли удастся ... Да и поуправлять дроном можно на частотах гораздо ниже 140мгц. Итого имеем вредителя засоряющего эфир - а вдруг настоящий самолёт упадёт или сосед сериал по телеФизору не увидит, а настощему зловреду глушилка никак особо и не помешает )))