Здравствуй, Хабр. 

Меня зовут Николай. 

Так сложилось, что я довольно давно работаю с людьми, но не считаю, что мой опыт выходит за рамки обыденности и чем-то примечателен сам по себе. Потому я предпочел бы не рассказывать о своих регалиях, чтобы случайным образом не завоевать не существенный, а главное, совершенно лишний в контексте представленных мною материалов, авторитет. Это будет только мешать.

Потому, я останусь условным “инкогнито” в профессиональном плане и поделюсь своими мыслями относительно трудов одного из величайших полководцев в истории человечества, который описал очевидные не очевидные вещи. На истину и звание “первопроходца” также не претендую. 

Материал собран на основе личного опыта и наблюдений, без влияния бизнес-литературы. Повествование будет делиться по главам, согласно главам самого трактата. Разбор может быть интересен молодым (и не только) руководителям, а также всем сочувствующим. 

Цель публикации - открыть обсуждение тезисов Искусства войны и, возможно, найти для себя и сообщества что-то новое. 

Если у сообщества будут идеи о том, как сделать дальнейшие публикации более интересными, велком. 

Искусство войны. Сунь-цзы

Начальные расчеты

Сунь-цзы сказал: 
“Война - это великое дело государства, основа жизни и смерти, Путь к выживанию или гибели. Это нужно тщательно взвесить и обдумать”. 
“Поэтому определяй её со следующими пятью явлениями, измеряй её расчетами и ищи её подлинную природу. Первый называется Дао, второй - Небо, третий - Земля, четвертый - Полководец и пятый - Закон”.

Ключевой вопрос - что есть “война” в контексте бизнеса. Я бы определил её как фактор, который вносит в систему, стремящуюся к равновесию, дисбаланс, что заставляет систему работать. В жизни и бизнесе, войной могут быть разные явления, но общее у них одно - они заставляют шевелиться. Самый очевидный из них - конкуренция, на нем и остановимся. Конкуренция за целевую аудиторию, сегмент рынка, талантливого сотрудника, время на задачу, интерес, еду, воду, воздух и так далее. В этом контексте, война действительно становится основой жизни и смерти, ведь без неё не будет бизнеса как такового и его развития, динамики. И именно борьба на этой арене способна привести к выживанию и процветанию, либо, к увяданию и гибели. 
Это стоит тщательно взвесить и обдумать. 

В контексте данного тезиса, требование измерять её (конкуренцию и сопутствующие ей параметры) расчетами, искать её подлинную природу, суть, является вполне здравым и разумным. 

Могут ли помочь определения явлений, предложенных Сунь-цзы в этом? Попробую разобраться.

Оговорюсь, что у меня сложилось стойкое впечатление, что “Искусство войны” является своеобразным многослойным уроборосом, и чтобы его осознать и понять в полной мере, действительно необходимо его принять. Тем не менее, я постараюсь нивелировать этот “эффект”, чтобы упростить их восприятие как тобой, читатель, так и самому разобраться, расставив точки над i. 

“Дао (путь) заставляет людей быть в полной гармонии с правителем. Они будут умирать вместе с ним, они будут жить вместе с ним и не бояться опасности.”

Очевидно, речь идет о идее и целеполагании, ответственность за которые лежит на лидере, причем не имеет значения, формальный это лидер, или не формальный. Важно то, что в этом тезисе кроется ключ к цели лидера среди его коллектива и взаимодействия с ним: “Я хочу, чтобы мой коллектив был со мной в гармонии. Чтобы он был готов защищать мои интересы, как свои. Чтобы разделял мои идеи, начинания, и был во мне уверен, чувствовал себя защищенными мной”. 

“Небо заключает в себе инь и ян, холод и жару и порядок сезонов”

Речь идет о времени, о моменте, подходящем или нет, о своевременности. Очевидно, что действие наиболее эффективно, если оно совершено в подходящий для действия момент: нет смысла продавать еду тому, кто сейчас сыт. Следует дождаться, пока он проголодается. 

“Земля заключает в себе далекое или близкое, трудное или легкое, обширное или сжатое, смертельную или надежную местность.”

Речь идет о измеримых факторах. Метриках, параметрах, значениях. Все, что можно детализировать, оценить, измерить. Иными словами - цифры, внешние и внутренние ресурсы, всевозможные обстоятельства и факторы, которые являются данностью, на которые можно повлиять, на которые повлиять нельзя, но которые следует учитывать. В контексте бизнеса, это могут быть финансовые показатели, целевая аудитория, политические, рыночные силы, состояние сотрудников и руководителей, состояние конкурентов на арене конкурентной борьбы, условия и предложения поставщиков.. В общем, всё, что прямо или косвенно может повлиять на достижение поставленных целей в условно-материальном мире. 

“Полководец заключает в себе мудрость, доверие, гуманность, мужество и строгость”

Пожалуй, это один из самых простых, но в тоже время, один из самых емких тезисов Искусства войны, на мой взгляд. Все качества, которые обозначил Сунь-Цзы, могут корректно работать только вместе друг с другом, но никак не по отдельности. Мужество ничего не стоит без мудрости, так как становится опасным. Строгость без гуманности превращается в жестокость, а там, где имеет место жестокость, нет места доверию, равно как и мудрость не может реализовать себя без мужества. Но, обо всём по порядку. 

Несомненно, руководитель должен быть мудрым и достаточно умным, чтобы корректно интерпретировать влияющие на достижение цели факторы, а следовательно, нивелировать значение негативных, и усилить значение позитивных. Руководителю следует культивировать доверие к себе, а следовательно и к своим приказам, методам. Как можно добровольно и искренне подчиняться человеку, которому ты не доверяешь, в методах которого ты сомневаешься, чей авторитет для тебя недостаточно силен? Гуманность и великодушие - это те качества, которые подчеркивают силу личности, так как слабые люди лишены данных качеств: их цель изначально демонстрировать силу всеми способами, порой и очень жестокими, что усугубляется инструментом реализации данных комплексов: властью. Сильный же человек не нуждается в этом. Мужество. Согласно Карлу фон Клаузевицу, “мужество может уживаться с мудрым расчетом, но это – качества совершенно разного порядка, отражающие различные духовные силы человека; напротив, отвага, вера в свое счастье, смелость, лихость – не что иное, как проявление мужества, ищущего неведомого риска потому, что там – его стихия.”

Таким образом, я интерпретирую мужество как готовность к действию. По сути своей, мужество без прочих вышеупомянутых качеств удел сорвиголов и должно сдерживаться мудростью. Равно как и мудрость без способности к своевременному действию бесполезна. Иными словами, мужество, это способность к реализации собственной воли и готовность взять на себя за это ответственность. 

Строгость является одним из инструментов управления вверенными в подчинение руководителю людьми. Если руководитель слишком лоялен к подчиненным, они в какой-то момент сядут ему на шею. Если он будет слишком с ними суров, они от него разбегутся, не выдерживая давления. Посему, строгость должна находиться в гармонии с остальными качествами, которые присваивает Сунь-Цзы полководцу: гуманность, мужество, доверие, мудрость. Также следует держать во внимании тот факт, что руководителю следует проявлять строгость не только в отношении подчиненных, но и в отношении самого себя. Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что человек, который предъявляет к себе такие же строгие требования, как и к окружающим, вызывает куда большее уважение, чем тот, кто оказался “равнее равных”. 

“Закон заключает в себе организацию и предписания, Дао командования и снабжения.”

Речь идет о дисциплине, процессах, организации в целом и в частности, о субординации и внутренних ресурсах. 

Человек, обладающий пониманием этих пяти аспектов способен достигнуть цели. Вопрос о том, какая это будет цель - личный успех или общее благо, не имеет значения. Суть заключается в том, что “Искусство войны” - это набор тезисов, инструментов, при грамотном использовании которых, при понимании которых, путь и способы достижения цели становятся более ясными. 

Нет таких полководцев, которые не слышали бы об этих пяти. Те, кто понимает их, будут побеждать; те, кто не понимает их, не будут побеждать.
Поэтому, измеряя с помощью расчетов, ища подлинную природу, спроси:
Кто из правителей обладает Дао?
Кто из полководцев обладает наибольшими способностями?
Кто обрел [преимущества] Неба и Земли?
Чьи законы и приказы выполняются более тщательно?
Чьи войска сильнее?
Чьи командиры и воины лучше обучены?
Чьи награды и наказания понятнее?
Из этого я узнаю победу и поражение!

Специфика менталитета Китая подразумевает, что человек действует только тогда, когда для этого есть подходящий момент. Если момента нет, он не действует. Принимая во внимание этот факт, будет ясно, что значительная часть усилий должна сосредотачиваться на внимании к окружающей среде и готовности мгновенно среагировать на её изменения, максимально сфокусировавшись на достижении цели в ограниченный момент времени с учетом имеющихся ресурсов.  

Если полководец следует моим расчетам и ты используешь его, он обязательно одержит победу, и его следует удержать. Если полководец не следует моим расчетам и ты используешь его, он обязательно будет разбит, поэтому, убери его.Усвоив эти расчеты, сложи их со стратегической мощью, дополненной боевой тактикой, отвечающей внешним обстоятельствам. Что касается стратегической силы, она использует боевую тактику  в соответствии с выгодой, которая должна быть

То есть, анализ окружающей обстановки и факторов, которые могут повлиять на результативность действия являются основой. Если же руководитель не обладает аналитическим складом ума и не способен корректно интерпретировать данные в пользу достижения цели, не видит и не ищет возможностей, то от подобного руководителя следует отказаться.

Война - это путь обмана.

Это так, но не совсем. Обман - это инструмент достижения цели, один из инструментов. Ни для кого не секрет, что лишение противника способности к анализу и информационной почвы под ногами довольно эффективное решение. Создать хаос, ввести в заблуждение, создать обстоятельства для противника, при которых его действия будут контрпродуктивны, во все времена будет хорошим решением, о чем говорят следующие строки: 

Поэтому, даже если ты способен, показывай противнику свою неспособность. 
Когда должен ввести в бой свои силы, притворись бездеятельным. 
Когда цель близко, показывай, будто она далеко; когда же она действительно далеко, создавай впечатление, что она близко.
Изобрази выгоду, чтобы завлечь его. 
Сотвори беспорядок в его силах и возьми его.
Если он полон, приготовься; если он силен, избегай его.
Если он в гневе, беспокой его; будь почтителен, чтобы он возомнил о себе.
Если враг отдохнувший, заставь его напрячь силы.
Если он объединен, разъедини его.
Нападай там, где он не приготовился.
Иди вперед там, где он не ожидает.
Таковы пути, которыми военные стратеги побеждают.
Но о них нельзя говорить наперед.

Все эти строки об одном - не дай противнику корректных данных для анализа, чтобы он не нанес сокрушительный удар, обрати его слабость в свою пользу и не показывай свои уязвимые места. В контексте бизнеса - анализируй, находи пути к поставленной цели, и не создавай почву для обстоятельств, которые могут этому воспрепятствовать. Создавай управляемый хаос, в котором противник будет слабеть. 

Тот, кто еще до сражения определяет в храме предков, что одержит победу, находит, что большинство обстоятельств в его пользу. 
Тот, кто еще до сражения определяет в храме предков, что не одержит победу, находит немного обстоятельств в свою пользу.
Если тот, кто нашел, что большинство обстоятельств говорят в его пользу, победит, а тот, кто нашел, что немного обстоятельств говорят в его пользу, будет разбит, то что говорить о том, кто не находит никаких обстоятельств в свою пользу?
Если я посмотрю на это так, победа и поражение будут очевидны.

Если перед совершением действия (под действием можно понимать всё, что угодно: запуск проекта, новой фичи продукта, деловую встречу и заключение контракта, презентацию своей работы заказчику итд), ты достаточно подготовлен и имеешь железобетонные аргументы в пользу своего успеха, он будет достигнут. 

В обратной ситуации, когда ты четко понимаешь, что успеха не будет, это тоже победа, так как ты четко осознаешь свои слабости, а значит, можешь их нивелировать, защитить себя, “перегруппироваться” и “ударить” там и тогда, где это будет действительно эффективно. Потому, даже в патовых ситуациях следует анализировать обстановку, так как скорее всего это позволит найти решение проблемы. В противном случае, что бы сделано не было, действие не принесет ничего, кроме вреда от потраченных на него ресурсов. 

Краткий итог главы: анализ - это основной инструмент и первый шаг к достижению цели, вокруг которого выстраивается всё искусство взаимодействия с окружающим миром. Анализ позволяет решить, что делать, зачем и как, в какой момент, а также поможет с целеполаганием.  

Самое забавное, что почти все живые существа анализируют окружающий их мир, для чего эволюция подарила им кучу вспомогательных инструментов в виде глаз, ушей, чувства температуры, равновесия, голода, жажды и прочих. Я могу ошибаться, так как это утверждение очень близко к софистике, но мне нравится так думать.

UPD: Друзья, я не претендую на истину и буду признателен, если получится развернуть дискуссию с обсуждением моей трактовки и моих выводов. Надеюсь на то, что взгляд со стороны поможет мне еще глубже погрузиться в тему, посмотреть на неё под новыми углами и в дальнейшем готовить более качественный материал для читателя.

Комментарии (32)


  1. Breathe_the_pressure
    05.02.2022 17:21
    +1

    Книжка конечно занимательная, но позвольте, она написана ещё до нашей эры. С тех пор настолько многое изменилось, да и не воюем мы ни с кем в бизнесе, как они воевали. Бизнес везде настолько разный, пытаясь туда внедрить эти принципы, уверены что не будете выглядеть "солдафоном"?


    1. deserett Автор
      05.02.2022 17:41
      +1

      Подход к ведению бизнеса разный у разных компаний. Кто-то воспринимает конкуренцию как дружеское соревнование, а для кого-то это поле боя, где воюют не на жизнь, а на смерть. Да, я согласен, что изменилось многое, однако считаю, что основные мотивы остались прежними, в отличии от инструментов их реализации.

      Что до внедрения данных методов в инструментарий бизнеса - "Искусство войны" это не готовый фреймворк, который можно брать и внедрять, адаптировав под себя. Это скорее наблюдения за вертикальной коммуникацией между подчиненными и руководителями и взаимодействия группы людей с агрессисвной и не стабильной окружающей средой. Опять-таки, это и не устав, который требует строгого его соблюдения, хотя некоторым армейская дисциплина пошла бы на пользу. А вот узкий кругозор и слепое следование уставу напротив, будут вредить, посему ярлыка "солдафон" я не боюсь)


    1. eimrine
      05.02.2022 19:21
      +1

      она написана ещё до нашей эры

      Вы говорите как это что-то плохое :) Меня в своё время поразило высказывание о том что даже боги не могут предсказать исход сражения. Как атеист, я считаю эту книгу древнейшим упоминанием атеистической агенды из-за одного единого высказывания. Правда я не до конца уверен то ли это артефакт пересказа или перевода, то ли в V веке до нашей эры топовые умы уже вовсю понимали что это всё сказочки вопрос требует большей доказательной базы.

      Впрочем, как предприниматель, я всё-таки сомневаюсь в применимости этой книги к бизнесу, мой опыт говорит что там больше сотрудничества и прочего конструктива, чем вражды и конкуренции.


      1. deserett Автор
        05.02.2022 21:26

        Я привык жить по правилу военных летчиков. Это, в свою очередь, уберегло меня от многих ошибок, пусть не фатальных, но в перспективе довольно драматических. "Искусство войны" я не рассматриваю как призыв к противостоянию, и тем более к агрессивной форме войны, но как умение в этом противостоянии находиться с минимальными потерями и максимальной пользой. Опять-таки, заключение договора - это тоже противостояние в каком-то смысле.

        Тем не менее, допускаю, что это когнитивное искажение. "Когда в руках молоток, всё вокруг кажется гвоздями".


        1. lkzcgfvf
          05.02.2022 22:45
          +1

          @deserett не поделитесь что за правило и как оно звучит?


          1. deserett Автор
            05.02.2022 22:47
            +2

            Услышал в сообществе мотоциклистов, а звучит как "все хотят меня сбить" =)


        1. eimrine
          06.02.2022 00:54
          +2

          Я понял о чём вы. @lkzcgfvf Если ты знаешь себя и знаешь своего противника то можешь пережить с ним 100 схваток и ни одной не проиграть. Если ты знаешь себя но не знаешь противника, или знаешь противника но не знаешь себя - то будешь выигрывать попеременно. Если не знаешь ни себя ни противника то из 100 схваток 100 проиграешь. Вот та мудрость (в моём неточном пересказе), которая применима и к бизнесу.


    1. avg
      06.02.2022 12:35
      +2

      Камасутра тоже давно написана и чо?
      Некоторые вещи не меняются


      1. Breathe_the_pressure
        06.02.2022 13:52
        +1

        Ну тогда желаю успеха применения её в бизнесе и проектах :)


  1. dph
    05.02.2022 17:40
    +2

    А по какому переводу цитаты приведены? Это и не Малявинский и не Конрада, больше похож на перевод с английского (весьма неудачная).
    Вообще, советую почитать именно Конрадовский перевод с его же комментариями, там очень и очень много всякого интересного - от тонкостей перевода и до понимания отдельных фраз в разные эпохи и разными комментаторами.


    1. deserett Автор
      05.02.2022 17:51
      +1

      Да, действительно, это перевод с английского.

      Текст публикуется по изданию "У-цзин. Семь военных канонов Древнего Китая"
      Перевод с китайского и комментарии Ральфа Д. Сойера, 1993
      Перевод с английского Котенко Р. В., 1997, 2001
      Издательская группа "Евразия", 2001

      Благодарю за рекомендацию и наводку) Возможно, в дальнейшем буду работать с одним из предложенных вами вариантов.


      1. dph
        06.02.2022 00:26
        +1

        Ага. Просто в результате ты комментируешь не действительно один из основопологающих текстов по стратегии (сравнивать можно разве что с Лиддел-Гартом, да с Триандафилловым), а плохой перевод с плохого перевода с перевода, сильно упрощенный относительно оригинала, еще и без комментариев. Потому и рекомендую прочитать Конрада и уже потом вернуться к комментированию. А лучше кроме Конрада еще и комментарии Малянова почитать и другие комментарии к Сунь-цзы, благо их очень много.
        Ну и про применение Сунь-цзы к современной реальности (от военной стратегии до бизнеса) написано дофига книг (правда, про переводы не слышал). Все-таки хорошо упакованная стихийная диалектика легко применима к текущим проблемам, да и многие другие принципы вполне универсальны.


  1. aixx
    05.02.2022 18:12
    +2

    Надо наверное больше примеров в бизнесе. Раз уж есть такой интерес к этой теме. Пока сильно явный контраст между цитатами книги, где все концептуально, и вашими комментариями, где не всегда понятно о чем.

    Но вцелом тема очень интересная.

    Читал давно очень интересную книгу Технология жизни. Книга для героев. | Тарасов Владимир Константинович


    1. deserett Автор
      05.02.2022 18:16

      У меня были мысли вставлять кейсы, но для первого захода решил обойтись без них, так как иначе, статья ждала бы публикации довольно долго. Плюс ко всему, с определенной точки зрения, кейсы могут восприниматься как натягивание совы на глобус, что также стало причиной отказа от них.

      Но пожелание учту, спасибо. Также постараюсь в дальнейшем писать более однозначно.


      1. aixx
        05.02.2022 18:17

        вспомнил, дописал в сообщение


    1. deserett Автор
      05.02.2022 18:19

      Спасибо, что указали название. Забавно, что мой черновик называется "Искусство жизни" =)

      Хотя, на сколько мне известно, Искусство войны и 36 стратагем Сунь Цзы в своё время были популярны среди тайных сообществ в Китае, которые воспринимались как руководство по достижению благополучия. Но, кто знает, что было на самом деле, времени много прошло..

      А книгу добавлю в список "что прочесть")


    1. Refridgerator
      07.02.2022 08:09

      «Книгу для героев» перечитывал раз 100 и она перевернула мою жизнь. Написана как раз под впечатлением от «Сунь Цзи», и это чувствуется по форме подачи. По мне, так эта книга сильно недооценена — но может, оно и к лучшему. Тайное знание и должно быть доступно лишь избранным, даже если это знание находится а общем доступе.


      1. deserett Автор
        07.02.2022 10:54

        Порой, что бы спрятать что-то, достаточно положить это на самое видное место, а затем обесценить в глазах общественности.


  1. CopterSpace
    05.02.2022 19:37
    +2

    Для понимания Сунь-Цзы, имхо, важно и общее понимание отличия китайской ментальности от русской, оно весьма большое.
    Например, в китайском язвке нету слов, привычных нам - структур типа приставка-корень-суффикс-окончание. Вместо слов - неизменяемые лепетные паттерны, которым соответствуют иероглифы.
    Вот пример китайского стихотворения, состоящего из одних звуков «ши». Вот как оно читается реальными китайцами.
    я долго не мог понять – а как они воспринимают это на слух?

    Ответ: да никак не воспринимают. Если мы попросим китайца объяснить, о чём стихитворение, со слуха – он скажет: дай мне текст с иероглифами, и я прочитаю.

    Поэтому у них иероглифы идут субтитрами, практически, везде. Иероглифы – это не слова и не буквы. Иероглифы – это визуальное представление лепетных паттернов с дополнительной смысловой нагрузкой. Одних совершенно разных паттернов, звучащих как "ши" в китайском языке - более 200 (!) штук. Лев - это "ши", десять по-китайски - "ши" , мастер - тоже "ши", аналог английского is - тоже "ши", и т.д.
    Второй момент - в китайском языке строго важен порядок слов: субъект-действие-объект. "Wo-ai-ni" - это "я люблю тебя", а "ni-ai-wo" - это "ты любишь меня". Нету никаких суффиксов, падежей - смысл строго определяется порядком следования паттернов в предложении.

    Вся сложности китайского языка заключается в иероглифах. В их когнитивной системе намного сильнее задействован визуальный канал. Иероглиф - это комбинация несложных черт. Но комбинаций - очень много, со сложными и интересными принципами. Они любят комбинировать. Ну и плюс трудолюбие, конечно...
    То, что у русских выражается короткой поговоркой "обманка - друг чекиста" - Сунь-Цзы разворачивает на 2 тома стратагем...


    1. deserett Автор
      05.02.2022 20:40

      Полностью согласен, с тем, что менталитет восточной культуры и в целом, образ мышления, очень сильно отличаются от нашего и западного. Я не являюсь китаистом, однако предполагаю, что в основу формирования их образа мышления лег способ познания. Восток познал себя через познание окружающего мира, запад и мы, в свою очередь, познали мир через познание себя. По крайней мере, данная гипотиза кажется мне вполне правдоподобной и достаточной для минимального понимания восточной культуры.


    1. rg_software
      06.02.2022 01:08

      Довольно странно соотносить менталитет народа с особенностями письменного литературного языка, который на протяжении веков был уделом узкого слоя элиты. Да и непонятно, как именно он на голове отражается (если не заниматься чистой спекуляцией типа "наверно все трудолюбивые, раз уж иероглифы освоили).


      1. deserett Автор
        07.02.2022 10:56

        Полагаю, речь идет о образовании специфических нейронных связей.


        1. rg_software
          07.02.2022 19:07

          У кого -- той сравнительно неболшой группы людей, взявшей на себя труд выучить иероглифы, и жившей/управлявшей гораздо более многочисленной группой, у которых этих связей не было?

          Не исключено, что менталитет человека типа Сунь-Цзы отличался от типичного солдата его армии в большей степени, чем мой от среднего современного китайца.


          1. deserett Автор
            08.02.2022 10:43

            Да, вы верно меня поняли


    1. tsurugi-no_ken
      07.02.2022 07:02
      +1

      Вся сложности китайского языка заключается в иероглифах.

      А как же тона?

      Для меня выучить иероглиф намного легче, чем произнести правильным тоном.


  1. andreyverbin
    05.02.2022 19:40
    +2

    Это натягивание совы на глобус. Таким же примерно образом эту книгу можно применить к любому взаимодействию людей. Но это не книга так хороша, это метод натягивания хорош. Он позволит вообще любую книгу на любое явление натянуть.


    1. deserett Автор
      05.02.2022 21:02
      +2

      Вода мокрая, небо синее, "Искусство войны" универсально. На мой взгляд, на столько же универсально, как agile или waterfall, но на другом уровне взаимодействия.

      С одной стороны, как я упомянул выше, это довольно универсальный труд, который можно применять во многих сферах жизни вполне эффективно. И это подтверждается куда более подкованными в ведении бизнеса людьми, чем я, да и стратегией экономического развития Китая (пожалуй, эта тема для отдельной статьи, которую я врядли осилю в ближайшее время).

      С другой, ваша правда - это действительно натягивание совы на глобус, описание очевидных истин, которые и так всем понятны. "Испытываешь жажду - пей, голоден - ешь, хочешь победить - вводи противника в заблуждение".

      Вопрос только в том, как "Искусство войны" воспринимать и как использовать. Лично я рассматриваю данный труд исключительно как еще один обучающий материал, который может быть полезен в определенных ситуациях. Также как и довольно объемные труды Карла фон Клаузевица, которые к своему стыду я до сих пор не осилил в полной мере. Также как PMBOK, KISS, DRY и YAGNY, "Империализм, как высшая стадия капитализма" Ленина или любой другой материал, где можно чему-либо научиться. Всё это чужой опыт, который может быть релевантен вашей ситуации, вашим кейсам, вашему опыту, а может и не быть. Тут уж каждому своё.

      И благодарю за высокую оценку моих скиллов по натягиванию сов) Без иронии и сарказма.


    1. kostyanoy
      06.02.2022 15:00
      +1

      Плюсуя к комментарию выше, скажу, что мне такие вот мысли напоминают попытки ответить на вопрос “как жить эту жизнь?”. Понятно, что алгоритма нет, и то тут, то там по различным поводам появляются некие наборы принципов, следуя которым, точно не ошибёшься, и вообще у тебя всё хорошо будет.

      Конкретно про искусство войны, если автору эти принципы симпатичны и помогают ему в работе/бизнесе/жизни, то почему нет. Используйте на здоровье. Однако с тем же успехом вы свои собственные принципы можете выдумать, которые ещё и лучше сработать могут.

      P.S. Имхо от взгляда на жизнь через призму военной тематики немножко веет искажением восприятия, но это неточно. Ничего плохого не подумайте, все мы не без этого)


      1. deserett Автор
        07.02.2022 11:08

        Призма военной тематики это лишь одна из граней, через которые на мой взгляд следует оценивать окружающий мир. Для объективности. А так, я за мир и гармонию)

        Тем не менее, фон Клаузевиц применял к войне следующие тезисы:

        Война, следовательно, является актом насилия, чтобы заставить нашего противника выполнить нашу волю

        Война — неотъемлемая часть конкуренции, такой же борьбы человеческих интересов и поступков

        Война есть продолжение политики другими средствами

        А политика, как сказал один из моих преподавателей в вузе - наложница (на букву "Ш") экономики.

        Для меня этих тезисов было достаточно, чтоб начать рассматривать свою работу от части как театр боевых действий, так как определенное сходство всё же есть. Или партию в шахматы, если угодно. Опять-таки, умение владеть оружием не делает из вас маньяка-убийцу. Ведь не делает же, правда?


  1. gonzazoid
    05.02.2022 23:57
    +1

    Ну раз уж вместо статьи обсуждаем книгу, мои два пенса - книга написана для князя Хо Люй государства У в период войны с государством Юэ. Что характерно, У войну проиграло. А выиграло Юэ, которое либо не тратило свое время на подобные книги либо смогло сохранить в секрете свои успешные стратегии.


    1. deserett Автор
      07.02.2022 11:13
      +2

      В защиту трудов скажу, что воюют не книги, воюют люди. Мы все в школе изучали математику, но многие ли из нас стали нобелевскими лоуреатами или вообще добились каких-то успехов на поприще точных наук?

      В защиту вашей позиции скажу, что действительно, доверять материалам, которые не принесли пользу их обладателям стоит с опаской.

      В защиту своей позиции скажу, что ряд методов Искусства войны могут быть нелепыми сегодня и совершенно не сочетаться с этикой и здравым смыслом. Только ряд методов это не вся книга. И что будет действительно полезным, каждый должен решать для себя сам. На свой страх и риск.


    1. dph
      07.02.2022 23:36

      Хм, если верить Сыма Цяню, то при Сунь-цзы княжество У все-таки выиграло несколько войн. Впрочем, текст трактата скорее всего более поздний, но там слишком много разных вариантов.