Привет, на связи Олеся Гумененко и Тимофей Контанистов. Мы отвечаем за дизайн продукта в СберМаркете. Расскажем, как создавали новые иллюстрации для приложения, наступали на грабли и делили апельсин.

Начнём с истории компании. Она влияла на визуальный стиль продукта — и на иллюстрации тоже.

Сначала мы были Instamart — небольшим, но гордым стартапом. Уже тогда работали по простой схеме: покупатель заказывал товары из магазина, сборщики их собирали, а курьеры привозили.

В 2019 года вошли в экосистему Сбера и сменили название на СберМаркет. Заказов стало больше в сотни раз, и нужно было переделывать приложение под новые масштабы и задачи. Заодно решили заняться иллюстрациями — чтобы соответствовать большому бренду и при этом найти собственный стиль, который можно масштабировать. На всё у нас была пара месяцев.

С этого места поподробнее.

Легаси, с которым мы жили

Конечно, в приложении Instamart были иллюстрации. Даже несколько: сборщик выбирал товары с полок, домохозяйка их разбирала и экономила время.

Этих иллюстраций хватало для онбординга в приложении и других коммуникаций
Этих иллюстраций хватало для онбординга в приложении и других коммуникаций

А ещё у нас был апельсинчик. Его придумал и нарисовал Боря Чубин, глава дизайна ещё в Instamart. Апельсинчик появлялся на оценке заказа и в письмах.

Вот с такими иллюстрациями мы стали СберМаркетом. Понятно, что нужны были новые, чтобы адаптироваться к новым ситуациям, экранам и масштабам.

Подход 1. Адаптация старого и масштаб, за которым трудно угнаться

В начале мы пересобрали существующие иллюстрации в новом стиле. Нарисовали сборщика, курьера и девушку с котиком.

Попытались их адаптировать к стилю экосистемы Сбера, сделать чуть современнее.

Первые наброски от иллюстратора Любы Дроновой. Cборщик собирает товары, курьер привозит, девушка на кухне их разбирает, рядом сидит милый кот
Первые наброски от иллюстратора Любы Дроновой. Cборщик собирает товары, курьер привозит, девушка на кухне их разбирает, рядом сидит милый кот

Когда эти иллюстрации появились в цвете и с деталями, нам показалось, что это то, что нужно. Тут были новые фирменные цвета, логотип и история.

Вот что получилось в цвете
Вот что получилось в цвете

Эти иллюстрации появились на экранах в сторах. Для нас, дизайнеров, это значило, что маркетинг всё принял и одобрил. А это уже большой шаг вперёд.

Показали, как работаем и, по традиции, цифры
Показали, как работаем и, по традиции, цифры

Тут начались проблемы. Эти иллюстрации рисовали не только для продукта, а всего сразу. Чтобы их адаптировать для разных форматов и экранов приложения, нужны время, силы и небольшая армия иллюстраторов. А у нас этого не было.

При этом иллюстрации со сборщиком, курьером и девушкой уже разошлись по отделам контента, маркетинга и продукта. Ресурсов на прорисовку не было, и получалось странное.

В каких-то коммуникациях курьер превратился в офисного сотрудника, а женщина теряла апельсины. Глубина, история и детали пропали
В каких-то коммуникациях курьер превратился в офисного сотрудника, а женщина теряла апельсины. Глубина, история и детали пропали

Конечно, такой расклад нам не нравился. И мы стали искать другие решения.

Подход 2. Возрождение фруктов и безликие руки

Мы стали рисовать иллюстрации точечно под приложение. Потому что разработка шла вовсю и откладывать дальше уже не получалось.

И тут вспомнили про апельсинчика. Идея с персонажем-маскотом нам понравилась: его можно адаптировать под разные экраны и ситуации. Поэтому мы попробовали прорисовать апельсинчик и даже придумали ему подружку-грушу.

Чтобы сразу примерить иллюстрации в приложение, сосредоточились на zero-скринах. Во-первых, на них можно показать наши ценности. Во-вторых — сгладить впечатление от ошибок или тупиковых сценариев.

 Вместе с zero-скринами прорисовали варианты для профиля, оценки, ошибок, раздела «Любимые» и других
Вместе с zero-скринами прорисовали варианты для профиля, оценки, ошибок, раздела «Любимые» и других

Получилось мило, но плохо сочеталось с образом крупного СберМаркета. От этой идеи пришлось отказаться.

Следующим подходом рисовали руки. Казалось, что идея подходит. Приложение живёт в телефоне, телефон держат в руках.

После недолгих обсуждений поняли, что эта идея тоже плохая. Слишком уже обезличенная, и от рук не было никакой пользы. Думаем дальше.

Подход 3. Маленькие помощники, которые живут в телефоне

В конце концов мы решили поселить в приложение помощников. Они помогают собрать и доставить заказ в оффлайне. Пусть и в онлайне тоже у покупателя будет личный помощник.

Первые наброски помощника в приложении (aka курьер и сборщик)
Первые наброски помощника в приложении (aka курьер и сборщик)

Сначала думали про одного персонажа. Но потом нарисовали двоих — парня и девушку. Это честно, ведь сборщиком и курьером может быть кто угодно. Да и работать в паре проще и веселее.

(Небольшой спойлер: именно с этих персонажей начались подходы к гендерной нейтральности во всём продукте. Потом мы начали прорабатывать иконки и текст. Но об этом расскажем в других статьях).

Наброски, чтобы посмотреть иллюстрации в контексте
Наброски, чтобы посмотреть иллюстрации в контексте

Наброски получились живые, и мы решили добавить цвета. Но в первых цветных экспериментах потерялась пластичность и динамика. Пришлось сделать несколько подходов, пока не нашли свой стиль.

Проработка деталей и цветов — в этом варианте пропала жизнь. Ищем дальше
Проработка деталей и цветов — в этом варианте пропала жизнь. Ищем дальше
А вот тут уже хорошо. Есть фирменные цвета, динамика и стиль
А вот тут уже хорошо. Есть фирменные цвета, динамика и стиль

Иллюстрации по настроению совпали с основной аудиторией покупателей — это молодые люди 20–35 лет. Они покупают онлайн, часто пользуются доставкой и не любят сложности. И мы стараемся им отвечать с заботой и уместным юмором. Например, если что-то ломается, показываем сборщика с головой-ананасом. А у девушки есть перо: она же следит за списком покупок и расписанием доставок, такое лучше записывать.

На этих иллюстрациях решили остановиться. Они подходят по стилю, передают наши ценности и хорошо масштабируются.

Цифры и исследования

Любые изменения в приложении мы всегда тестируем. Так же поступили и с новыми иллюстрациями.

Конечно, нам они нравились. Но понравятся ли большинству пользователей — вопрос хороший,поэтому решили провести side-by-side для основных экранов с иллюстрациями. Сравнивали новые со старым апельсинчиком, безликими иконками и просто текстом (такое у нас тоже встречалось).

Задача простая — нужно выбирать иллюстрацию, которая нравится больше, и сказать почему.

 Персонажи выиграли у безликой иконки. Люди замечали, что они стильные и красивые
Персонажи выиграли у безликой иконки. Люди замечали, что они стильные и красивые
 Здесь вперёд вышел апельсинчик. Респонденты писали, что он интереснее и милее
Здесь вперёд вышел апельсинчик. Респонденты писали, что он интереснее и милее
А вот здесь снова лидирует картинка с маленькими помощниками. 87% из 100%!
А вот здесь снова лидирует картинка с маленькими помощниками. 87% из 100%!

Почти во всех тестах выиграли новые иллюстрации с помощниками. Поэтому мы решили катить их в приложении.

 2 из 3 респондентов отмечали, что новые иллюстрации красивее, привлекательнее и душевнее
2 из 3 респондентов отмечали, что новые иллюстрации красивее, привлекательнее и душевнее

Вместо выводов

Наши иллюстрации появились в СберБанке Онлайн и пару раз засветились в экосистемных проектах. Значит, работу признали, и это приятно.

Конечно, для нового приложения мы сделали не только иллюстрации. Про иконки, организацию дизайн-системы и другие дизайнерские темы — то, что позволяет нам быть самими собой, — расскажем в следующих статьях.

Кстати, если хотите присоединиться к нашему дизайн-комьюнити, присмотритесь к вакансиям. Мы ищем дизайнера в Demand и самовывоз.

Комментарии (13)


  1. vis_inet
    07.02.2022 19:41
    +10

    Скажите, а эти все иллюстрации действительно так уж нужны в приложении?


    1. alexmay
      07.02.2022 23:11
      -1

      Спасибо. Даже и не знал, что в приложении есть иллюстрации... ????


    1. Vorchun
      08.02.2022 09:36

      "нажмите на сердечко", "заглянуть в каталог" - это такое заигрывание с молодой аудиторией. Доброта, нежность, няшность.

      Иллюстрации по настроению совпали с основной аудиторией покупателей — это молодые люди 20–35 лет.

      Вот выше по тексту.

      Пока еще не наигрались.

      С другой стороны, иллюстрации - это оформление. Если не мешает считыванию (прочтению) информации, то почему нет?


      1. Neikist
        08.02.2022 10:06
        +1

        Черт его знает, я и по возрасту вроде ЦА, и по мировосприятию. Но иллюстрации подобные раздражают. Изо всех щелей лезут. В статьях, приложениях…


        1. Vorchun
          08.02.2022 10:18

          Ну вот такая волна. Значит есть запрос от аудитории или маркетологи ошиблись, или пришли молодые продакт оунеры. Фиг его знает. Но ведь там метрики и исследования ) А нам остается дышать глубоко и "keep palm". Я с вами согласен, в целом.


    1. kontanistov Автор
      08.02.2022 10:50
      +1

      Для нас главное, чтобы приложение было рабочим и через него можно было делать заказы. Иллюстрации в нем не ключевой элемент. Мы делаем его для широкой аудитории и хотим уйти от серых, технических экранов, добавить эмоции и лишний раз рассказать о наших ценностях. Поэтому иллюстрации — только одно из возможных решений продуктовой задачи.


      1. vis_inet
        08.02.2022 11:01
        +2

        Посмотрите со стороны потребителя.

        Мне, например, от приложения нужна понятность, хорошая функциональность и стабильность работы.

        Какие-то эмоции и чьи-то ценности мне совершенно не нужны.


        1. Sourrr
          10.02.2022 09:14
          +1

          Рынок перенасыщен +/- одинаковыми по функционалу и удобству приложениями, сервисами, продуктами, брендами. Конкуренция зачастую выходит на уровень образов, настроений и ощущения. Иллюстрации один из инструментов. Когда их пилят, это делают не с целью, чтобы пользователь "Вау, какая классная иллюстрация". Это делают, чтобы пользователь скорее на уровне ощущений "Чет это приложение как-то повеселей, а это какое-то серое". И только то.

          Комментарии наподобие вашего часто исходят от разработчиков или людей технических профессий. Прям всю дорогу таки сквозит подобный снобизм. Одним из таких является мой старший брат, в возрасте около сорока лет. А как залезаю в его телефон, посмотреть чем он пользуется, сразу все встает на места)) Порой люди с вашим взглядом, даже не замечают, как окружают себя продуктами, против которых воюют, высказывая свой прагматичный взгляд на вещи.


  1. 907
    08.02.2022 12:20
    +1

    Для нас главное, чтобы приложение было рабочим и через него можно было делать заказы.

    Какое совпадение ! Нам , покупателям Сбермаркета , это тоже нужно...Только вот за эти три месяца , что вы рисовали рюшечки , программа совсем испортилась . Не могу выбрать в магазине Лента в приложении Сбермаркет свои любимые багеты.Это хлебный продукт , если кто не в курсе...Ну , нет его в программе , и все...Неоднократно звонил на центральную службу поддержки , их ответ стандартный - если нет в программе , значит нет и в реальности в магазине...Несколько месяцев назад было все нормально , был багет в программе . Правда иногда по цене 1200 руб за штуку , но был...))) Это кто-то ответственный за наполнение продуктов в программе устанавливал неправильную цену ...Сборщики потом при заказе исправляли косяк ...В магазине Ашан вашего же приложения багет есть , но нет салата Оливье .Вернее он есть только одного вида , с курицей...Хотя в реальности салаты делают несколько видов...С наполнением программы позициями продуктов у вас полный швах...Пожалуйста сообщите руководству об этом, службе поддержки все похрен...
    Еще вопрос.Почему в программе нельзя забить дисконтную карту , чтобы в итоге покупателю было чуть дешевле ? А в Ленте -онлайн это можно ! Руководство Сбера очень жадное? Почему в месяц только три бесплатные доставки обладателям подписки Сбер Прайм ? Еще в прошлом году все доставки были бесплатные...Вот поэтому-то я и ушел в Ленту-Онлайн...Там чуток честнее - и на карту бонусы капают и бесплатная доставка часто бывает доступна...Когда много заказов , делают платной иногда...И товары там чуть-чуть . но дешевле , чем в Сбермаркете...А вам я желаю наладить программу , чтобы она работала правильно .А рюшечки...Они не самые главные в этой жизни...


    1. kontanistov Автор
      08.02.2022 13:03

      Огромное спасибо за комментарий. Я обязательно донесу вашу проблему до продуктовых команд. Мы очень стараемся сделать приложение удобным для всех и постоянно работаем над тем, чтобы на витрине были актуальные товары.


      1. 907
        08.02.2022 15:38

        Спасибо !
        И , как я понял , это проблема не местной продуктовой команды, а именно проблема приложения.Набрал рандомный адрес в Москве , и тот же эффект - багетов в вашем приложении в магазине Лента г.Москвы нет...Показывает только пакетики сухариков , в названии которых есть слово багет...И сколько таких продуктов вы не указали в приложении - одному богу известно...


  1. podluzny
    09.02.2022 11:26
    +1

    Иллюстрации хорошие, но вместе с их заменой из приложения выкидываются не менее хорошие вещи.

    Вот о ценностях: в старом варианте, когда «ничего не нашлось» пользователю предлагали помощь, а в новом просто разводят красиво руками и все действия оставляют на откуп самого пользователя. Так сказать, оптимизировали нагрузку на службу поддержки и стали немного безразличнее. История с экраном про любимые товары тоже немного похожа: в старой версии он учил пользователя, в новой он в меньше на этом акцентируется и ушел в иллюстративность.


    1. kontanistov Автор
      09.02.2022 13:12
      +1

      Не соглашусь.

      Служба поддержки не может решить проблему пустых результатов поиска в моменте. Большинство нулевых запросов пользователи получают из-за опечаток. Мы только учимся работать с ними.

      Новый экран любимых товаров предлагает целых 2 варианта дальнейших действий: заглянуть в каталог и посомтреть последний заказ, старый экран был тупиком.