Роботы, трудящиеся на заводах, кажутся нам вполне банальным атрибутом современного производства. И если в мировых масштабах это практически так, то российская робототехника развивается с учётом местной специфики, которая притягивает промышленную роботизацию далеко на восток.
Пока по городским улицам начинают кататься беспилотные роботы-курьеры, именно промышленная робототехника в России слегка буксует из-за исторических барьеров. Но уточним, что здесь мы не о беспилотниках широкого применения, которые применяются очень успешно (в том числе у нас), а именно про индустриальные машины.
Полномасштабному внедрению роботов на заводах мешают, например, нехватка специалистов по робототехнике, дешёвый неквалифицированный труд и довольно скромное число российских производителей и интеграторов. А из-за того, что их мало, нет и узкой специализации – один интегратор вынужден разбираться сразу в 10 различных отраслях и понемногу, вместо одной и на высоком уровне.
Всё это замедляет реализацию и окупаемость каждого проекта, а потому роботы становятся менее привлекательными с точки зрения инвестиций. К примеру, если мы говорим о роботе, который укладывает мешки с сырьём на паллеты, то с учётом дисконтирования срок его окупаемости получается такой, что проще нанять на эту работу человека.
Разумеется, есть и роботы, которые быстро окупаются и успешно внедряются на предприятиях. Но зачастую это результат удачного стечения множества факторов – от опыта интегратора и ставок персонала в регионе до сложности задач, под которые внедряют робота. Последнее особенно заметно в отраслях вроде металлообработки или автомобильной промышленности, где роботы окупаются всего за несколько лет благодаря тому, что внедряют их для относительно сложных операций.
На более зрелых рынках ситуация обстоит иначе. К примеру, на Китай, Японию, США, Южную Корею и Германию приходится около 76% от общемирового числа установок роботов. В этих странах объёмы производства и внедрения роботов в сочетании с накопленным опытом специалистов позволяют стандартизировать решения, делать их надёжными и безопасными. А интеграторы, которые внедряют роботов на предприятиях, накапливают опыт и специализируются на конкретных областях применения – отсюда и более высокое качество услуг, и меньшие сроки внедрения.
Вас вряд ли удивит, что лидер по объёмам внедрения роботов – Китай, где число установок в 2020 году превысило 168 000. Но просто представьте: это на 58% больше, чем общее количество установок в Европе, Северной и Южной Америке вместе взятых! А к 2025 году Китай вообще собирается обеспечить собственное производство >70% комплексов, которые внедряются на предприятиях.
Нашей промышленной робототехнике приходится развиваться в догоняющем режиме. Помимо упомянутых барьеров, есть и положительные факторы, которые дают этому развитию дополнительный пинок импульс. Один из них – плотность населения, которая усложняет привлечение персонала. К примеру, в Дальневосточном федеральном округе на один квадратный километр приходится менее 2 человек. Простая релокация специалистов не сможет удовлетворить потребности крупномасштабного производства, поэтому компании вроде нас ищут решения, чтобы предприятия полноценно работали при относительно небольшом штате.
И вот здесь роботы уже начинают окупаться. Когда на предприятии мало людей, высокий уровень автоматизации особенно важен. А если роботы ещё и позволяют управлять предприятием удалённо и минимально задействовать работников на месте, их инвестиционная привлекательность возрастает в разы.
Мы видим это на конкретном примере Амурского газохимического комплекса (АГХК), который будет запущен в 2024 году. Технологии на нём должны быть современными на момент их запуска, поэтому при проектировании рассматриваются в том числе экспериментальные роботизированные решения. К примеру, AGV – беспилотные погрузчики, которые забирают паллеты. Или если взять более сложный процесс – осмотр контейнеров – то сейчас в случае дефектов их отбраковывают специально обученные люди, а на АГХК мы внедрим инструменты технического зрения для автоматического осмотра и отбраковки.
Так что формула «инвестиционный потенциал Дальнего Востока + низкая плотность населения = высокая автоматизация работы предприятий», на наш взгляд, способствует оптимизму для всех, кто переживает за российских промышленных роботов. А вы что думаете на этот счёт? Будем рады узнать в комментариях.
Бонус — публикуем небольшую подборку роботов (как зарубежного, так и отечественного производства), которые могут быть интересны для российской промышленности в ближайшие годы.
1. Робот-инспектор Taurob
Этот робот на гусеничной тяге, похожий на WALL-E, может исследовать потенциально газоопасную среду на безопасность. И не только – мы, например, видели, как на него крепили пожарные гидранты и даже тушили пожары с его помощью. На конечности с 5-ю степенями свободы прикреплён тепловизор высокого разрешения, который позволяет выявлять утечки, а в основании конечности располагается сканирующий лидар с круговым обзором и ещё одной HD-камерой.
Гусеницы позволяют роботу перемещаться по большинству поверхностей, которые могут встретиться на предприятии. То есть, ему нипочём разнообразные настилы, гравий или грязь, даже под углом в 45° (чем чёрт не шутит). Кроме того, нейропроцессор в сочетании с техническим зрением и навигацией на основе ИИ позволяют роботу быть практически автономным, а API даёт возможность добавлять необходимые надстройки.
2. Комплекс MARTin для очистки резервуаров и ёмкостей
Этот робот российского производства может чистить резервуары объёмом от 200 до 120 000 кубометров. Он особенно подойдёт промышленным компаниям, чья деятельность связана с нефтью (то есть, вроде нас), так как весьма эффективно справляется с донными отложениями.
Ёмкости автоматически очищаются без присутствия в них людей, а извлечённые отложения сразу же разделяются на составляющие. В случае с резервуарами для нефтепереработки это кек, вода и нефть.
3. Swingbot 2000 – робот-клинер.
Несмотря на слегка гротескное название этого робота, он может стать серьёзным помощником в уборке промышленных помещений. По сути, это более навороченный «старший брат» роботов-пылесосов, которые уже убирают многие российские квартиры.
Помимо ёмкости в 90 литров для воды и очищающих средств, робот привлекает объёмами своей работы – к примеру, территорию в 1,2 км2 он может почистить примерно за час. А одного заряда ему хватает на 4 часа или почти на 5 км2.
4. Беспилотный грузовик Evocargo
Этот небольшой беспилотный грузовик выглядит не хуже Cybertruck! При этом он может перевозить грузы весом до полутора тонн. И мы не просто так упомянули творение Маска: грузовики Evocargo работают как электричестве, так и на водороде, а одного заряда хватает примерно на 20 часов, чего вполне достаточно для большинства задач внутренней логистики на предприятии. Таким грузовиком можно управлять прямо через мобильное приложение, если вдруг веб-интерфейс покажется недостаточно удобным.
5. Робот Sigma 200 для диагностики труб
Этот робот отечественного производства, конечно, выглядит не так хайпово, как танцующие творения Boston Dynamics. Ему и незачем – он просто сурово выполняет своё предназначение, а именно телеинспекцию трубопроводов нефтяных, газовых и других производств.
Выявлять возможные дефекты роботу позволяют видеокамеры высокого разрешения со 120-кратным увеличением и неограниченными углами вращения. Sigma 200 может работать при температурах от -20° до +60°, а все его элементы при необходимости можно сделать взрывозащищёнными (такая необходимость в промышленности бывает часто). Управляется робот с помощью сенсорного экрана и двух джойстиков, так что инспекция труб может стать для сотрудников не просто комфортным, но и вполне приятным процессом.
Комментарии (6)
ZekaVasch
08.02.2022 15:09Начали за здравие, закончили за упокой.
Роботы на заводах как замена человека в цеху, а на деле камера на колесиках и роботы пылесосы.
Давайте реальные примеры завода на дв и роботов там. Звезда, Прогресс, КНААЗ заводы которые делают чтото совоеменное и высокотехнологичное. Что там с роботами ?
4chemist
09.02.2022 08:58Применение роботизированой сборки можно окупить только на производстве очень крупной серии товара.
Как вы себе представляете применение роботизированной сборки на заводах выполняющих фактически штучное производство?
kingwizvrd
09.02.2022 15:32А где можно подробнее почитать про технологии на перечисленных заводах? Мб вы знаете. Сайты уже посмотрел, но они какие-то скупые на подробности)
ZekaVasch
09.02.2022 15:57На ютубе иногда бывают патриотические фильмы про эти заводы. Насколько они правдивы могу судить только по звезде. Они уже 2 или 3 парахода спустили по методике "всё делают в корее мы приварим нос" потосумчто в нем почти ничего нет. Но в видео рассказывают что полный цикл производства у них. Так что сложно судить насколько эти фильмы правдивы.
mskotyn
10.02.2022 20:23Слабенько как-то. Общие слова вроде правильные, а вот приведенные примеры - ниочем. Только для рекламы. Узкоспециализированные решения которые нужно обслуживать вручную - тупиковый путь. Для реальной эксплуатации нужны массовые универсальные решения. Например линейка самоходных платформ числом K, к ним линейка совместимого навесного/подключаемого оборудования числом L, вместе дают M моделей. К ним еще добавить стационарные пункты автоматизированного обслуживания, автоматизированной крупноблочной сборки/разборки. Ну чтобы не гонять бригаду на недельную командировку для обслуживания и ремонта одного-двух роботов в дальних ебенях. Тогда будет похоже на правду.
kasiopei
Обычно до расчета окупаемости не доходит. Даже купить денег нет.