Современные коммерческие беспилотные воздушные суда (БВС) могут сближаться с объектом- целью со скоростью 20-40 м/с. При этом шум от них человек слышит в среднем на расстоянии менее 400 м в сельской местности и 100-150 м -  в городе.  Время на реагирование в этом случае составляет от 3 до 20 с.  Для неподготовленного человека, к примеру, сотрудника службы безопасности, не имеющего соответствующих средств мониторинга, это крайне малый срок.

Очевидно, что применение средств детекции в условиях высокой скорости развития ситуации позволяет заблаговременно обнаружить и идентифицировать элементы беспилотной авиационной системы - БАС.

Существуют различные способы обнаружения беспилотников и элементов их систем. Дрон и управляющего им пилота возможно обнаружить простейшими радиолокационными средствами. Дело в том, что наземная станция управления (пульт RC) и беспилотное воздушное судно ведут между собой постоянный обмен данными. Он важен настолько, что нарушение процесса обмена данными всего на 3 секунды у беспилотников DJI приводит к автоматической реализации сценария действий при потере связи между элементами БАС: прерыванию полетного задания, автоматическому возврату в точку взлета (Go Home), зависанию или посадке в зависимости от выбранных пилотом настроек.   

Спектральный анализатор

Позволяет по уровню сигнала спектральных составляющих определить азимут на элементы БАС,на удалении до 5 километров с точностью до 7 градусов.

Arinst SSA-TG R2.
Arinst SSA-TG R2.

Прибор и антенны к нему находятся в свободной продаже.

Спектральный анализатор.
Спектральный анализатор.

Aeroscope

Прибор детекции от компании-производителя беспилотников «DJI» идентифицирует большинство летающих в нашей стране беспилотников DJI. Помимо сигнализации о факте наличия элементов БАС в зоне мониторинга он способен точно определять ее серийной номер, отображать элементы на спутниковой карте с возможностью масштабирования и записывать характеристики, траекторию полета, координаты воздушного судна на протяжении всего полета, точку взлета (Home Рoint) и координаты места нахождения оператора (Рilot Рosition).

С помощью Aeroscope можно получать плановые координаты объектов, через которые проходит траектория полета БВС в реальном времени, приняв за основу отображаемые координаты беспилотника, находящегося над этими объектами.  Координаты также возможно получить позже из хранящегося в Aeroscope журнала полетов путем воспроизведения интересующего трека.

Инструментом определения геопозиции объектов в этом случае выступает ГНСС, преемник беспилотного воздушного судна, сообщающий данные Aeroscope через дешифрацию канала обмена данными с пультом управления RC.

При необходимости получения высотных данных об объектах по траектории полета вычислить их возможно, взяв за основу отображаемые прибором данные о высоте полета БВС. Полученные таким образом данные будут носить ориентировочный характер. 

Трек полета БВС записанный Aeroscope.
Трек полета БВС записанный Aeroscope.

До недавнего времени Aeroscope выпускался в двух модификациях: в стационарном (слева) и портативном (справа) исполнении.

Aeroscope. Стационарный (слева).  Портативный (справа).
Aeroscope. Стационарный (слева). Портативный (справа).

Портативный Aeroscope

Позволяет обнаруживать элементы беспилотной авиационной системы DJI в радиусе до 5 км. Портативная версия способна работать автономно и требует физического присутствия оператора.  Ввиду локализации всех процессов внутри небольшого переносного блока часто интегрируется в системы борьбы с БВС.

Портативный Aeroscope.
Портативный Aeroscope.
Портативный Aeroscope в составе комплекса противодействия беспилотным воздушным судам Ростех.
Портативный Aeroscope в составе комплекса противодействия беспилотным воздушным судам Ростех.

Несмотря на высокий спрос, компания «DJI» прекратила продажи портативной версии. В настоящее время выпускается и продается только стационарный вариант, требующий подключения к сети интернет и питания 220 вольт.

Стационарный Aeroscope

Позволяет обнаруживать БАС в радиусе до 30-35 км, состоит из радиоприемного устройства и Back end сервера. Такие приборы могут монтироваться на транспортные средства, часто устанавливаются на территории объектов, требующих контроля за использованием воздушного пространства беспилотными воздушными судами.

Радиоприемная часть Aeroscope.
Радиоприемная часть Aeroscope.
Схема стационарной версии Aeroscope.
Схема стационарной версии Aeroscope.

В этой версии оператор Aeroscope обращается к его серверу через интерфейс из любой точки земного шара, он может обслуживать целую сеть из приемных модулей, антенн Aeroscope и передавать заинтересованным лицам данные о действиях БВС и о месте нахождения наземной станции управления (пульт RC).

 Сервисы Aeroscope.
Сервисы Aeroscope.
Варианты стационарной установки.
Варианты стационарной установки.
Варианты мобильной, временной установки.
Варианты мобильной, временной установки.

Дальность обнаружения Aeroscope зависит, в первую очередь, от открытости рельефа в месте установки, уровня помех в районе мониторинга, степени усиления сигнала (ненаправленная антенна = 0дБ, G8 = 8дБ), направленности антенны, типа протокола передачи данных (OCUSYNC, LB, WiFi), используемого беспилотным воздушным судном.

Оценка дальности детекции.
Оценка дальности детекции.

Еще один немаловажный фактор, влияющий на дальность обнаружения, — это удаление между БВС и наземной станцией управления (пульт RC). Дело в том, что DJI использует адаптивную систему регулировки мощности своих передатчиков, поднимая ее по мере удаления элементов беспилотной авиационной системы друг от друга.

Комментарии (15)


  1. sergeyns
    29.03.2022 16:55
    +1

    Короче, если хотите нормальный квадрокоптер, до собирайте его сами.

    А вообще даже не верится что аэроскоп что-то там анализирует, имхо в самом обмене между дроном и пультом есть вся информация. Неужели она не перехватывается?


    1. Barov Автор
      29.03.2022 17:15

      По первому, в точку!
      Аэроскоп получает данные и при выключенном пульте управления. Он читает ее именно из пакетов обмена между элементами беспилотной системы.


      1. DanilinS
        29.03.2022 19:26

        А можно поподробнее про перехват обмена по шине I2C или SPI на беспилотнике? На дистанции в 5 км.


        1. vadimk91
          30.03.2022 14:15

          Так имеется в виду обмен в радиоканале от дрона


  1. lab412
    29.03.2022 17:19
    +5

    у DJI есть коммерческие дроны и военные в том числе. одна из фишек таких дронов - план полёта + режим радиомолчания. то есть он взлетает и дальше не передаёт сигнал пока не облетит всё и не вернётся. такие используются скажем для контроля ЛЭП и всяких труб с нефтью. последний дрон так вообще имеет док-станцию и сам как пылесос приходит домой чтобы подзарядиться...

    вопрос в том, зачем делать защиту от устаревших дронов, причем исключительно любительской серии? почему всё что я вижу в борьбе с терроризмом всегда основано на идее что террористы тупы как пробка? дрон на сегодня можно сделать из готовых комплектующих, причем дешевых. причем это делают каждый день любители гоночных дронов. бьются часто и заменяют детали. в итоге детали дешевые, качество высокое. режим полета по заданию сделать вообще не проблема на ardupilot. так я возвращаюсь к вопросу - зачем защита от дронов которые уже устарели и более того от дронов которые НЕ передают сигналов во время полёта? вы серьезно считаете что терорист придёт в магазин дронов, купит его и прицепит к нему ____ (вставить нужное)? или всё таки он без палева соберёт кучу дронов с программой куда лететь тихо и с нужным грузом? я молчу о том, что грузоподъемность мавика мала и им скорее как летающим кирпичом можно травму нанести нежели прицепить ___ (вставить нужное)

    если же вы говорите что это защита ___ (вставить нужное имя) от слежки. то тоже глупо - дроны такие шумные что с расстояния когда его не слышно - он ничего и не увидит сам... а если у тебя в метре от окна висит мавик - шума будет столько что ты не секреты будешь обсуждать а искать кто шумит.

    ну и главное - защита "обычных людей" от случайного врезания в них мавика. вы ведь в курсе что в мавике уже лет как 6 есть система контроля столкновений? и она работает! причем круто работает! так что случайно никто ни в кого не врежется - я сам проверял и не раз. можно врезаться в тонкий столб тоньше руки и то если лететь не прямо на него а боком. можно врезаться в провода - их даже по картинке сложно увидеть, но достаточно осмотреться вокруг и не летать просто под ЛЭП...

    так против кого это устройство для устаревших моделей любительских дронов?

    скажите - вот такого вы поймать успеете? у таких дронов даже GPS нет вообще. и они куда быстрее - раза в 3-4 быстрее мавика. так что как минимум кинетическая энергия такого летающего кирпича будет больше

    https://www.youtube.com/watch?v=bBb_kSO3vTo


    1. vikarti
      29.03.2022 20:08

      Возможно потому, что проскакивало в новостях в разных местах что в одной стране используют в качестве военных разведдронов именно те DIJ с которыми Aeroscope работает а военные другой страны (в другом варианте новостей — власти независимого государства (по их мнению)/мятежного региона первой страны) используют Aeroscope для определения откуда стартовал такой дрон а потом с тем кто его запустил происходит что-то нехорошее.


      При этом у властей первой страны — еще и проблемы с использованием Aeroscope для себя (видимо те самые мятежные регионы тоже используют такие дроны).


      И много статей на английском как все возмущены действиями DIJ. А DJI отвечает что это фича, не отключаемо, и заблокировать они никому ничего не могут, а максимум могут поставить бесполетную зону над заданной территорией, но это будет для всех дронов что там летают и обходится наглым не скачиванием обновлений.


    1. uhf
      29.03.2022 20:27

      Это как антивирусы — от нового навороченного вируса нифига не защитят, но ведь покупают же.


    1. Le0Wolf
      29.03.2022 21:23

      На Украине в целях разведки и коррекции огня вполне себе используются мавики


    1. Stratum
      30.03.2022 09:38

      Действительно, против кастомного/военного дрона это оружие бессильно. Но такие системы как раз созданы чтобы игрушки не запускали около аэропортов и не наводили артиллерийский огонь. Энтузиасты в мастерской могут сделать себе дрон за месяцы и недели, а для тех кто уже сегодня воюет нужны простые и дешевые дроны здесь и сейчас. Тем более, пока наладишь самоделку - 10 раз разобьешь.


      1. TheCluster
        30.03.2022 10:45

        При наличии нужных компонентов, дрон собирается и настраивается за несколько часов, а не недель или месяцев.


      1. ChessKKV
        31.03.2022 17:03

        Вы придумали замечательную технологию получения водорода в полевых условиях! Хотел узнать а как делаете шар из пленки и регулируемый клапан? Спасибо!


    1. newkamikaze
      01.04.2022 14:29

      Предположу, что такое устрорйство использует наша эстонская полиция, чтобы детектить летунов и проверять у них наличие лицензии пилота. Был случай в декабре, когда летал в темноте из тихого закутка на окраине Таллинна и как только я закончил полёт и сложил вещи целенаправленно ко мне подъехала полиция и сразу завела речь о дроне. Место тихое, полиция там в принципе редкость.


  1. Al_Pollitruk
    30.03.2022 11:02
    +1

    Очень скромно написано. На профильных формах ходят дополнительные слухи (сведения) о возможностях данного устройства:

    1. Aeroscope способен подменять пульт управления обнаруженного дрона и перехватывать его, тем самым передавая управление оператору Aeroscope.

    2. Aeroscope способен нарушать каналы связи между пультом и дроном других популярных производителей.

    3. Существуют различные автоматические режимы работы указанного устройства, которые приводят, в том числе к немедленной посадке устройства, что при наличие крупных рек и водоемов практически гарантированно топит ваш дрон.


    1. Barov Автор
      30.03.2022 11:40
      +1

      Работаю с такой штукой. Ничего подобного пока не встречал.


      1. Al_Pollitruk
        30.03.2022 11:55

        Варианты следующие (в детали лучше не вдаваться):

        • это действительно только слухи;

        • существуют разные комплектации оборудования;

        • Aeroscope лишь часть комплексных решений, которые используют компетентные органы для защиты от дронов.