В четверг 8 октября в 15:00 однокурсница, друг и начальник (от имени которой я и публикую этот пост) поставила передо мной, историком по образованию, задачу написать статью для Хабрахабра о том, почему Хабрапользователи должны (!) отправляться работать в школу, нести разумное, доброе и вечное. И так, чтобы статья не выглядела рекламой (работы учителя?), а еще была бы со статистикой, чтобы побольше цифр и опоры на науку. В общем, при постановке задачи был задействован почти весь арсенал стереотипов о тех, кто тут обитает. Тем не менее, рассказать об этом именно здесь нужно.
Мы в проекте "Учитель для России", который запустился в этом году, хотим привлечь для работы в школу самых талантливых, лучших из лучших. Даже «Яндекс» с нами соглашается и приглашает одну из презентаций нашего проекта провести у них. Хабрахабр же славится своей аудиторией, и мы пришли сюда в поисках.
Итак. Мы набираем учителей в школы. Казалось бы, тем же самым сейчас занято Российское государство, но как вам без сомнения известно, есть свои нюансы.
Кто работает в системе школьного образования сегодня?
По данным Госкомстата в 2014-2015 учебном году в школах работало 1052 тыс. учителей.
81% из них – женщины.
84% – с высшим образованием.
Средний возраст – 52 года, притом, что средний возраст россиянина – 39,4.
Со средней заработной платой 17000–20000 руб. в месяц (за исключением Москвы). И это с учетом стажа более опытных педагогов и после начисления всех надбавок.
А это значит, что при всем уважении к людям, выполняющим одну из важнейших задач для выживания и существования нашего общества, в школе за небольшие деньги работают немолодые образованные женщины.
«Так было всегда» (на самом деле, нет). Почему это плохо?
Наши коллеги из «Продленки» уже писали здесь о том, как «digital immigrants» (учителя) учат «digital natives» (современных учеников). То есть в одном классе во время одного урока одновременно находятся люди из разных миров. Часто это ведет к тому, что у учеников и учителей – разная, но одновременно схожая цель – выжить (пережить момент совместного общения). Достижение этой цели, однако, не способствует реализации главной задачи системы образования, то есть самому образованию.
Согласно данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment / PISA), Россия в 2012 г. оказалась на 34 месте среди 65 государств по уровню математической грамотности. Вот более чем красноречивая картинка:
СССР был самой читающей в мире страной. По крайней мере, так говорила советская пропаганда. А что в России? По данным все той же PISA по уровню читательской грамотности наши школьники еще ниже – на 37 месте из 65. И судя по очередной картинке, они умеют искать информацию, но иногда затрудняются с тем, чтобы оценить найденное и применить на практике. То есть чтение ради чтения. Поиск ради поиска. Увлекательно, но не про развитие.
Это, кстати, связано с традиционным школьным вопросом: "Как геометрия/ алгебра/ история/ география пригодится в жизни?" С нынешним подходом — никак. То есть в рамках школьного образования ученики фактически привыкли не оценивать полученную информацию, не искать в ней практическую значимость, а заучивать.
Источник: Информационно-координационный центр по взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития
Не лучшим образом обстоят дела и с естественными науками. С. С. Бердоносов, доктор химических наук и учитель средней школы №171 (г. Москва) пишет в своей статье о кризисе школьного химического образования:
«Очевидно, что для успешного развития России в ближайшие десятилетия крайне важно обеспечить высокий уровень преподавания химии в школе и привлекать в научно-исследовательскую и производственную деятельность хорошо подготовленных выпускников средних школ».Источник: «Первое сентября».
И необходимо еще раз напомнить, что учителя, в большинстве своем немолодые женщины, имеющие богатый, но уже сложившийся опыт общения с учениками, а значит, их методы, в том числе и воспитательной работы, практически не меняются.
Источник: группа вКонтакте «Типичная училка»
Таким образом, нынешняя система образования, одним из ключевых составляющих которой является преподавательский состав, зачастую не понимающий своих учеников, медленно, но верно обеспечивает снижение уровня знаний, умений и навыков школьников во всех областях, что в свою очередь отражается на жизни всей страны и т. д. и т. д. и т. д.
А как же педагогические вузы?
Педагогические вузы бывают замечательные. Например, Московский педагогический государственный университет или Российский Государственный педагогический университет им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. Но в целом, картина печальная. Как правило, в такие вузы поступают слабые выпускники школ, только 5% из них хотят в действительности работать в школе. И только 20% выпускников этих вузов приходят в школы. В общем, пока педагогические вузы не помогают решать проблему омоложения учительского состава.
Что предлагают?
В 1863 г. Н. Г. Чернышевский написал книгу, в качестве заголовка которой взял один из извечных русских вопросов: "Что делать?". Государственные органы России тоже попробовали ответить на этот вопрос относительно развития системы школьного образования. В государственной программе "Развитие образования" на 2013 – 2020 годы среди «принципиальных изменений», которые должны произойти до 2020 г., названы:
- «качественное изменение содержания и методов преподавания с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся, формирование полноценной системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, опережающее обновление программ обучения математике, технологии, иностранным языкам, социальным наукам…;
- омоложение и рост профессионального уровня педагогических кадров…;
- существенное повышение масштаба и эффективности использования ресурсов неформального (за рамками организаций дополнительного образования детей) и информального образования (медиасфера, сеть Интернет)».
Что делаем мы?
О том, насколько эффективной окажется государственная программа, мы сможем судить только в 2020 г., когда срок, на который она рассчитана, подойдет к концу. Однако в проекте "Учитель для России" мы сами задались вопросом, чем можем помочь, чтобы упомянутые «принципиальные изменения» произошли.
Для решения этой проблемы мы обратились к международному опыту – проекту Teach for all, опыт которого и лег в основу его российской локализации. Подобные проекты существуют в 36 странах мира: Великобритании, Германии, Швеции, Австралии, Индии, Китае и др. В них включены более 15 тыс. учителей по всему миру.
Источник: Teach for All
Например, в Великобритании статистика сдачи GSCV (британского аналога ЕГЭ) в школах, куда пошли работать участники проекта (на островах он называется Teach First), относительно других школ (0% на графике) значительно улучшилась.
Источник: Teach First
Согласно исследованиям департамента образования США, учителя математики, пришедшие в американские школы в рамках подобной программы (Teach for America), оказались эффективнее, чем их коллеги.
Источник: Teach for All
Там же, в США 50% участников программы после ее завершения продолжают работать в школах. Более того, они сами открыли 800 школ по всей стране.
А вот статистика из другой части света. Индия.
- 98% директоров индийских школ, участвующих в программе Teach for India, считают, что в ее рамках применяются инновационные методы проведения уроков, более интересные для учеников, чем методы традиционные.
- 92% тех же директоров рекомендовали методы участников нашей программы другим учителям.
Как это получается?
1. Отбор лучших выпускников вузов для школ-участниц программы. Если отправлять случайных людей в случайные места, может получиться совершенно случайный результат. Именно поэтому мы проводим четырехступенчатый отбор всех участников проекта, предлагая заполнить анкету, пройти skype-интервью и поучаствовать в Центре оценки. Последний этап отбора – Летний институт. Обучение в нем является непосредственной подготовкой к выходу в школу, практикой. По его итогу и мы, и участники программы окончательно принимаем решение о готовности идти к детям в качестве учителей с 1 сентября.
Таким образом, мы отбираем тех, кто хочет сделать школьное образование лучше, готов вкладывать в это свои знания и умения, развивать навыки. И неважно, имеют ли участники программы педагогическое образование. Для нас важен личный интерес каждого, способность неординарно мыслить, готовность нести ответственность за свои слова и поступки.
В прошлом году к нам на программу поступило 489 заявок, после первых двух этапов отбора осталось – 98. На работу в школы Москвы, Воронежа, Московской и Воронежской областей вышли – 42 молодых учителей.
Вот, что они говорят:
2. Интенсивная педагогическая подготовка. Мы не отправляем молодых учителей к детям не подготовленными, чтобы не травмировать в первую очередь самих детей.
Такая подготовка начинается еще летом на уже упомянутом Летнем институте, где будущие учителя в течение 5 недель, иногда по 12 часов в день проходят интенсивное обучение у лучших педагогов страны, коучей, специалистов в сфере образования, получая большой объем теоретических, и в первую очередь практических, знаний.
Сейчас принято повторять, что образование должно быть непрерывным. Это касается и учителей. Участники нашей программы на протяжении всего своего участия в ней проходят тренинги, участвуют в мастер-классах и не перестают совершенствоваться. Кроме того, они работают с коучем, не связанным с педагогикой напрямую, а также с педагогом, являющимся специалистом по предмету, который они преподают.
3. Мы ожидаем, что за два года, пока длится программа, произойдет профессиональное развитие наших учителей. Учителя из первого набора начали свою работу в школах 1 сентября 2015 г., поэтому данный пункт пока является нашим ожиданием. Мы делаем все, что от нас зависит, чтобы планы исполнились. Во второй год участники программы разработают свой собственный социальный проект с возможностью получения гранта на его реализацию.
С опорой на эту методику мы пошли вперед. Нашими партнерами стали «Сбербанк России», «Высшая школа экономики», «Яндекс», о котором уже писал выше.
Верим ли мы, что у нас все получится?
Верим. Понимание ситуации, в котором находится система образования в нашей стране, и тот путь, который прошли страны в рамках программы Teach for All, порождает не просто веру, а уверенность в правильности того, чем мы занимаемся.
Все это позволяет не только внедрить в школы современные образовательные методы и технологии и создать иной образ успешного учителя. Отправляя молодых учителей в первую очередь в областные школы, мы стремимся решить проблему неравного доступа к качественному образованию. Уже многократно упомянутое выше исследование PISA ясно свидетельствует о том, что уровень преподавания в школах городов-миллионников и всех остальных школах России принципиально отличается.
Изменить это важно для нас. И надеемся, что для вас тоже.
Алексей Столяров
Комментарии (25)
worldmind
20.10.2015 20:50Чтобы нанять в школу кого-то нового нужно уволить кого-то старого, а это непросто, при том что сейчас дефицит детей по причине низкой рождаемости и нужно сокращать, а не набирать.
Спрашивал в своём ВУЗе — не нужен. В школу ещё не дошёл, но школа пугает бюрократией и зарплатой.byria
21.10.2015 09:49Пробуйте ЦМИТ'ы, КЮТ'ы, дома пионеров и д.р. для преподавания курсов, дополнительного детского образования. Там вы сами договариваетесь о курсах ( что преподавать) сами видите, что нужно преподавать в процессе, а не по гос. указу и минус писанина. Сами несете актуальную информацию детям. Никакой писанины, свой график, и цена. Цена конечно же будет зависеть от региона и от желающих идти именно на ваши курсы.
alionamarkovich
21.10.2015 10:58Все же ситуация в вузах и школах сильно отличается. В вуз, действительно, устроиться сложно, так как там сейчас идет процесс оптимизации. А вот в одной из школ, в которой работают наши учителя (Бутурлиновка Воронежской области) в мае 2015 г. не хватало 17 (!) учителей. Мы лишь немного улучшили это положение.
Бюрократия в школе, действительно, существует. Но цель и философия этой работы, как нам представляется, бюрократию если не перевешивают, то хотя бы уравновешивают.
Про зарплату. Тут, скорее, зависит от школы, от Вашей работоспособности. Можете также попробовать подать заявку на нашу программу. В течение двух лет зарплата учителей, участвующих в ней, составляет 44-50 тыс. руб. (зарплата учителя + стипендия). После двух лет, когда нарабатывается стаж, повышается категория и сама учительская зарплата.
scratch_book
21.10.2015 10:48Про дома пионеров Вы шютите? Зарплата педагога дополнительного образования 40% от того, что заплатят дети. Кружки стоят примерно по 2000р с ребенка. (40% от 2000 будет 800р) для того, чтобы заработать хотя бы 40000, надо пропустить через кружок 50 детей в месяц. Найти такую толпу детей — нереально.
ilyinovk
23.10.2015 01:02А можно работать как ИП или НКО — а не как педагог дома пионеров? Найти единомышленников и по договору субаренды у того же дома пионеров снимать помещение.
worldmind
21.10.2015 10:55Кстати, как организован этот летний институт — обучение проходит удалённо? Гражданин РБ может участвовать?
alionamarkovich
21.10.2015 11:01Летний Институт — очный. На 5 недель выезжаем из Москвы (место для следующего ЛИ пока не определено). Подробнее тут.
Гражданин РБ может участвовать, как и граждане Казахстана.worldmind
21.10.2015 11:10Но подразумевается что работать он потом должен в какой-то школе в РФ?
alionamarkovich
21.10.2015 11:12Да. Работа в школе в России.
worldmind
21.10.2015 19:13А если будет желание не распределяться в российскую школу, а получить свободный диплом, то сколько будет стоить обучение?
Понятное дело я предполагаю, что кандидат соответствует вашим требованиям, но хочет обучиться не будучи привязанным.
xsash
21.10.2015 11:10+3У меня несколько поколений работало/работает в школах, и сам проработавший в школе не один год скажу одно емкое матерное слово. Но, так как мы в публичном месте придется дать развернутую мысль
— в школу идут молодые, увлеченные. Но столкнувшись в реалями бюрократической жизни народ бежит не оглядываясь.
Несколько лет, как ввели электронный журнал. Мало того, что в разных школах/регионах это разные сервисы, так никто не отменил ведение бумажного журнала.
— оплата. Чтобы получить нормальную зарплату и содержать семью, надо пахать. Нет, надо ВПАХИВАТЬ. И не на одной ставке. Все с зомбоящика говорят какие крутые средние зарплаты. Только никто не акцентирует, что во-первых это среднее (у тебя 9 яблок, у меня 1, а в среднем у нас по 5 яблок), во-вторых что народ работает больше чем на 1-ой ставке
— время. Свободным временем в школах, гороно, районо и прочие "-оно" любят распоряжаться. Митинги-уйтинги (учителяи и врачи). Всякие наблюдатели. Конференции и олимпиады. Неделю назад — была какая-то проверка типа среза (хз), учителей отправили в другую школы для проверки работ учеников. Встреча в 11 утра. Все приходят — «ой! а работ еще нет, вы погуляйте пока часа 2-3, их подвезут и мы начнем». И это не единичный случай. Такое сплошь и рядом, только меняются даты, люди, места. Только учителя те же.
— опять оплата. Учитель получает разную сумму за проверку работы ЕГЭ в разных регионах (и тем более в Москве). Это вообще не понимаю. Работа, на стандартном бланке, стандартного объема, проверка неким стандартным учителем.
— разные требования. В той же мск давно отменили бумажные журналы. Где единый стандарт образования. В регионах требуют от учителей собирать кучу макулатуры для «портфолио», у знакомых (да-да, в том же дефолт сити) подобных требований тупо нет!
— бюрократия и тупизм. Девочка-дура перебегала дорогу хрен знает где, НЕ во время уроков. Ее задевает машина. А давайте натянем учителей, вдруг они не объясняют ПДД. Или мелкий балбес бежит по коридору школы и встречается с дверью (опять же после уроков), ну вы поняли?
Про родителей, которые, ну вы позанимайтесь с ним, он умненький, но НЕ ПОНИМАЕТ. 29 человек понимают, а один НЕ понимает. Может быть он не тянет в лицее?! Нет, ну вы позанимайтесь вне уроков (ну да, просто так). Или придти после уроков, после рабочего дня учителя, «я не смогла придти на род собрание». Не смогла — твой ребенок — твои проблемы. У Вашего педагога свои дети дома сидят!
И еще много-много факторов, моментов, тем для разговоров на кухне. Эта тема поднимается стабильно на хабре (теперь уж тут) раз в год — полгода. Надо исправлять первопричины, а не заманивать калачомxsash
21.10.2015 11:16+2Кстати, про школы, курсы… У меня бывший коллега, приехал. Проработал физиком/информатиком хз уж сколько лет. Потом 3-4 года при посольстве РФ. Сейчас приехал, устроился значит… Пошел на курсы. А до этого курсы повышения (ну есть такая традиция в школе, раз в Н лет подтверждать категорию, доказывать, что тебе не просто так дали отраслевую награду, доказывать, что ты не верблюд) прошла мама (выс.категория, награды, грамоты...)
Они не сговариваясь сошлись в едином мнении, хватаясь за голову «кто нас учит». Людей, которым от 35+, у которых куча практического опыта рассказывают теорию только-только зеленые выпускники — типа молодые специалисты. Эти специалисты либо вообще не давали настоящих уроков, либо это ограничилось годом/двух.
Вспоминается сразу — кто не умеет — тот учит.
//Ничего личногоalionamarkovich
21.10.2015 11:23-2Согласитесь, чтобы стать специалистом 35+, нужно сначала стать молодым специалистом (в нашем проекте возраст участников от 21 до 31 года). И приход молодых людей в школы очень важен. Это новое видение, новое понимание системы образования. Системы, которой объективно нужно омоложение.
Кроме того, мы продолжаем обучать участников программы и поддерживать их. Поэтому точнее говорить: кто учится — тот учит.xsash
21.10.2015 11:28+3>>>Это новое видение, новое понимание системы образования. Системы, которой объективно нужно омоложение.
а это, простите, «блаблабла».
Ну почему, ну откуда у вас всех это «новое видение, новое понимание». Я же говорю — я не против, но начинать нужно не с этого. Либо надо все разрушить в ноль, либо исправить текущие ошибки.
Вы хотите наполнить дырявую канистру. Только теперь в воду добавим яркий оттенок оранжевого! Так же красивее, новое видение!
alionamarkovich
21.10.2015 11:28Про перечисленные проблемы полностью согласны. Нам представляется (основываемся на международной практике), что такая программа способна стать одним из факторов, меняющих систему в целом к лучшему.
Настоящие первопричины, как представляется, лежат в тех плоскостях, которые образовательные проекты изменить могут, но в отдаленной перспективе. Мы приняли решение, что лучше делать что-то конкретное, чем ждать изменения первопричин.xsash
21.10.2015 11:32В международной практике корупционеров сажают или стреляют.
А у нас после поиска плагиата в диссерах, верхушка как сидела так и сидит. Нами троечники и двоечники управляют.
teecat
21.10.2015 12:31Рыба гниет с головы. Проблемы школы не в учителях, а в отношении к ним со стороны чиновников от образования. Страшный перегруз из-за необходимости тянуть минимум полторы ставки — норма сидеть за тетрадями до девяти вечера. Необходимость присутствия в школе, даже нет необходимости, постоянные слухи о лишении льготной пенсии и просто море бумаг, включая электронные дневники, планы уроков, тонны ненужных отчетов.
И каждый год нагрузка растет, а зарплата почему-то нет
Вопрос конечно не к вам, но говорить о том что проблема школы — в учителях — минимум наивно. Работать более чем по 12 часов за зарплату ниже чему у уборщицы… Возможно если бы вы написали статью именно о фонде, не говоря о том, что учителя это главная проблема — то претензий бы не былоalionamarkovich
21.10.2015 13:08-2Мы не заявляем, что главная проблема — в учителя, но ведь проблема и в них тоже (при том, что в наших школах большое количество совершенно фантастических и замечательных учителей). Другие проблемы тоже существуют. С ними столкнулись в том числе и наши учителя, когда вышли в школу 1 сентября этого года.
Мы говорим о том, что проблема качества педагогического состава актуальна. И пытаемся ее решать. Если сможем продвинуться в ее решении, что представляется в перспективе посильной задачей (по крайней мере, хочется в это верить), то нужно это делать. Наверно, это лучше, чем говорить об абсолютной вине чиновников и не делать ничего.teecat
21.10.2015 13:30+2Понимаете. Я не учитель — описанные проблемы это от моей сестры. Но лично я постоянно наблюдаю аналогичную ситуацию с молодыми специалистами. Каждый год они приходят после ВУЗа с горящими глазами и желанием свернуть горы. Получают 15-20 тыс, видят, что проблемы ни их уровне не решаемы и через полгода плюну сваливают. Остаются единицы — в основном кто не способен ни на что.
Без повышения престижа профессии — в первую очередь ее оплаты и гарантированности неких бонусов, создания комфортных условий для творчества — проблему не решить. Какие меры чиновники приняли в этом направлении за скажем последние 5 лет и как вы можете на них повлиять?
Да, приходить будут, но каков процент действительно талантливых останется. Я лично по знакомым зачастую вижу, что часто остаются жены, которым скучно дома сидеть, а муж зарабатывает достаточно. Это выход?alionamarkovich
21.10.2015 15:19-2Безусловно, когда молодой учитель чувствует себя в одиночестве в новой и в некоторой степени враждебной среде, у него увеличиваются стрессовые нагрузки. Эту проблему и опасность мы решаем двумя путями:
1) поддержкой коучей;
2) взаимодействием внутри команды молодых учителей, которые могут обсудить накопившиеся проблемы как между собой, так и с профессиональными педагогами, готовыми ответить на вопросы, поделиться своим опытом.
Про необходимость повышения престижа работы учителя согласны с Вами. Думаем, что увеличение количества молодых и успешных педагогов в учительской среде будет способствовать этому, по крайней мере, в отдельных аспектах. Хотя, конечно, мы не решим вопросов «оплаты труда и гарантированности некоторых бонусов».
По международному опыту после окончания программы в школах остается примерно половина ее участников. И, кажется, это не самый плохой результат. Какой процент наших выпускников останется в школах, мы узнаем в 2017 г.teecat
21.10.2015 15:31Учитель всегда работает во враждебной среде чиновники — родители — ученики. Ну да на общем фоне это уже не важно. Удачи!
SADKO
21.10.2015 19:07Вставлю свои три копейки, с появлением дочери задумался о саде и школе.
В итоге замутил группу по системе Монтессори, а вот раскачать такую школу видимо не потяну, приглядываюсь к методике Жохова, скорее всего организую такой класс или примкну к инициативным родителям…
По теме, с экономически-организационной стороны всё уже написано выше, и ваше стремление поставлять системе образования юных агнцев на заклание, ну не знаю ИМХО не очень этично это.
Но кроме выше озвученных проблем научная база современной педагогики не далеко ушла от средних веков, и в этом корень всех проблем!
После трёх уже поздно — писал Масару Ибука (один из отцов SONY), Мария Монтессори писала про то что поздно уже после шести месяцев, и это не просто маркетинговые названия книг, это работает и я тому свидетель. Дети вычисляют арифметические действия с многозначными числами уже в детском саду, понимают и оперируют с дробями и всё это достигается без какого-либо насилия…
… в обычной школе, эти же результаты достигаются дай-бог к пятому классу!
И беда отнюдь не только в образовании российском, у меня есть много интересных мнений от монтессорщиков из разных благополучных стран, и общее впечатление складывается, что системы образования по всему миру, как раз таки замечательно выполняют свои функции по образованию не слишком умных и свободолюбивых граждан :-)
teecat
22.10.2015 13:54бюджетные ассигнования на зарплаты педагогических работников федеральных учреждений будут сокращены на 24,1 млрд руб., на зарплаты медработников — на 9,218 млрд руб., и еще 919 млн руб. правительство сэкономит на повышении оплаты труда другим работникам соцсферы (по сравнению с параметрами, пред??усмотренными в законе о бюджете на 2015 год, где были показатели на плановый период 2016–2017 годов)
www.rbc.ru/economics/11/10/2015/5617d5a59a7947268ae2a278
teecat
Не упомянута проблема писанины, все более и более отнимающей время. И не понятно, на что должны жить, содержать семью(а работы для второй половины в регионах не всегда избыток) и платить за съемную квартиру специалисты, уехавшие в регион
alionamarkovich
Про неупомянутые проблемы полностью с Вами согласны. Но не хотелось писать только про проблемы.
Относительно того, насколько приемлем для него предлагаемый уровень заработной платы, каждый принимает решение сам. Прекрасно понимаем, что для кого-то предлагаемая сумма покажется недостаточной, а поиск работы для второй половины станет решающим фактором в принятии решения. Хотя у нас в проекте есть семейные участники.
Деньги на съем квартиры/комнаты в регионах проект предоставляет.