Как усовершенствовать процедуру оценки соответствия и допуска продукции на внутренний рынок? Этого, по мнению, инициаторов новых правил, можно добиться ужесточением требований к уровню квалификации персонала, техническому оснащению аккредитованных лиц.
В фокусе внимания — главные исполнители, то есть лица, принимающие решения. Это работники органов по сертификации — руководители и эксперты (эксперты-аудиторы). В последние 2–3 года принято два очень значимых, но в то же время весьма спорных нормативных акта в этой сфере.
Постановление Правительства РФ №1236 от 21.09.19 и №2080 от 29.11.21
Первый документ, ПП1236, ввело порядок внесения сертификационных органов в Единый реестр ЕАЭС, а точнее, в национальную часть реестра. С 2020 года именно это стало условием для начала или продолжения ведения деятельности на рынке сертификации ЕАЭС.
ПП 1236 устанавливает критерии, которым должны соответствовать претенденты для включения. Соответствовать надо всем 12 установленным критериям, которые, по мнению разработчиков документа, свидетельствуют о компетентности, добросовестности и стабильности органов по сертификации и их работников.
Второй документ, ПП 2080, полностью касается вопроса получения статуса эксперта-аудитора — в нем перечислены правила, процедуры и особые требования к кандидатам на эту должность.
Какие сотрудники должны работать теперь в органах сертификации?
Для руководителя ОС и заместителя требуется:
высшее образование по направлению подготовки, точно или частично совпадающим с областью аккредитации (слово «сертификации» в документе об образовании может не упоминаться);
Именно этот пункт вызвал наиболее бурную критику и возражения в профессиональном сообществе. Многие посчитали, что такое строгое требование к образованию для руководителей — излишнее. В качестве доводов приводили факт назначения на должности министров лиц из абсолютно другого «мира»: в Минстрой — социального психолога и даже режиссера, а непосредственным руководителем Федеральной службы по аккредитации — юриста по образованию.
И как реализовать данное требование для органов по сертификации, которые работают на рынке уже много лет? Например, руководитель органа по сертификации, аккредитованного на 10 технических регламентов, не имеет профильного образования (возможно, он юрист или управленец), но работает в сфере более 10 лет и неоднократно проходил периодические процедуры подтверждения соответствия. Что должно сделать в таком случае аккредитованное лицо? Если прямо следовать новому порядку, то придется уволить руководителя ОС с десятилетним стажем? А как же Трудовой кодекс? Где взять руководителя, имеющего высшее образование по всем направлениям деятельности ОС или сколько должно быть заместителей, чтобы перекрыть всю область ОС по образованию?
стаж по всей области оценки соответствия не меньше 5 лет за последние 10.
Что на практике является подтверждением стажа? Просто записи в трудовой книжке о работе в органе по сертификации с точки зрения авторов постановления будет недостаточно. Необходимо представить все дела по сертификации за соответствующий период, в которых кандидат подписывал документы в качестве эксперта. При этом на практике руководитель ОС редко выступает в качестве эксперта, т. к. утверждает документы и подписывает СС как руководитель ОС.
Для экспертов:
определенный уровень образования и квалификации, соответствующей области деятельности эксперта-аудитора при проведении работ по обязательной сертификации (высшее, дополнительная переподготовка, ученая степень);
опыт работы по обязательному подтверждению соответствия продукции в аккредитованных в национальной системе аккредитации органах по сертификации не менее 3 лет;
повышение квалификации в области оценки соответствия, в том числе в части правил и процедур обязательной сертификации продукции по профилю деятельности эксперта-аудитора, не реже одного раза в 3 года;
общие знания терминов, законодательства, основ деловой этики;
профессиональные навыки для выполнения всех мероприятий, предусмотренных процедурой сертификации;
успешно сданный экзамен на присвоение статуса эксперта-аудитора.
Когда правила аккредитации были только проектом, то содержали много противоречивых положений. Заинтересованные специалисты указали на непрозрачность некоторых процедур, на расплывчатые условия аккредитации, недостаточно полный и объективный порядок определения компетентности, то есть проведения экзамена. Ряд требований к экспертам показался специалистам завышенными или даже невыполнимыми.
Так же, как и руководители ОС, эксперты должны иметь профильное образование и стаж работы по всем направлениям деятельности. Аттестация эксперта-аудитора проводится по каждой области деятельности и не реже, чем раз в три года. При этом сама процедура рассмотрения заявления и аттестации эксперта может занимать до 4 месяцев.
А в случае несдачи претендентом квалификационного экзамена (в том числе в случае неявки без уважительной причины) новое заявление можно подать только спустя 6 месяцев после принятия решения об отказе, т. е. 4 месяца первоначально + 6 месяцев нельзя подать заявление + 4 месяца заново сдать экзамен. Итого 14 месяцев эксперт не может работать.
Кроме того, у должностных лиц (и руководителей, и экспертов) — потенциальных участников единого реестра ЕАЭС проверяются судимости и привлечение к ответственности. Предполагается строго следить за взаимодействием с учредителями, персоналом и иными организациями, которые в недавнем прошлом были замечены в финансовых нарушениях.
ФСА проверяют эти данные в рамках взаимодействия с МВД России. Т. е. формально ОС не должен собирать справки об отсутствии судимости с сотрудников. Но учитывая, что из-за выявления такого факта о ком-то из сотрудников, орган по сертификации могут исключить из реестра, ответственные компании вынуждены проверять своих сотрудников. Примечательно, что критерием предусмотрено только отсутствие финансовых нарушений, а при наличии иных статей привлечения к ответственности сотрудник может занимать указанные должности.
Результаты практической реализации ПП 1236 за 2020-2021 годы и введения новых требований к работникам:
Более 30% аккредитованных органов по сертификации были исключены из национальной части Единого реестра по результатам переоценки по причине несоответствия сотрудников критериям. Особо следует выделить массовое исключение аккредитованных лиц 06.11.2020, которое получило название в профессиональных кругах «черная пятница в сфере сертификации». Это происходило на фоне финансового кризиса из-за пандемии. Кстати, ни одна из мер поддержки в этот период не распространилась на аккредитованных лиц.
Более половины исключенных организаций прекратили свою деятельность либо продали бизнес. Вопрос – кому продали?
Что стало с руководителями ОС и экспертами, которые не соответствуют критериям? Очевидно, кто-то «купил» документ о ДПО, а кто-то был вынужден сменить вид деятельности или пополнить ряды безработных.
При столь жестких требованиях к этим должностям возникли сразу 2 проблемы:
1) Нехватка квалифицированных кадров в «недобросовестных» ОС спровоцировала «перекупание» экспертов из других органов по сертификации и перекос в системе оплаты труда этих должностей.
2) Завышенная ответственность побудила многих компетентных экспертов сменить вид деятельности.
Также очевидны последствия для экспертов и руководителей ОС, которые в погоне за высокими зарплатами перешли в «недобросовестные» органы по сертификации. Они стали разменной монетой для таких организаций. Ведь в ПП 1236 есть пункт 4, по которому принятие в будущем в штат специалистов с таким послужным списком чревато для других организаций отказом в аккредитации. «Черная метка» может быть выдана, по сути, всему персоналу ОС, в которых за предыдущие 2 года были выявлены случаи необоснованной либо массовой выдачи подтверждений соответствия, а также другие очевидные правонарушения. А значит, после закрытия ОС за нарушения ее бывшие сотрудники рискуют остаться без работы на долгих 2 года!
Кроме этих очевидных выводов, есть еще одна реальная проблема для добросовестных органов по сертификации. Где брать соответствующие кадры? Мы видим реальное отсутствие профессионалов в сфере сертификации на рынке труда. За прошедшие 30 лет формирования системы сертификации была полностью разрушена школа подготовки специалистов. Выпускники факультетов «сертификация и стандартизация» не соответствуют новым критериям ПП 1236 в части образования. А в случае, если образование соответствует, то для подготовки эксперта необходимо еще 3 года стажировки в аккредитованном ОС. Программа подготовки кадров для подтверждения соответствия продукции фактически отсутствует.
Хочется надеяться, что в этот период, столь сложный для всех отраслей промышленности, государство все-таки обратит внимание на сферу сертификации. Она нуждается в поддержке не менее производственной, ведь от результатов деятельности ОС во многом зависит безопасность продукции на рынке.