Беспилотники, искусственный интеллект и космос — коммерческие технологии наращивают военную мощь в Украине
Привет Хабр. Хочу представить перевод небольшой заметки с сайта Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне. Оригинал заметки Across Drones, AI, and Space, Commercial Tech Is Flexing Military Muscle in Ukraine
Ранние этапы вторжения России в Украину вызвали значительное восхищение качеством и эффективностью военных технологий Соединенных Штатов и оборонной промышленности, которая их производит. Успех Украины в использовании американских противотанковых боеприпасов Javelin настолько вездесущ в новостях и мемах в социальных сетях, что «Javelin» приближается к статусу нарицательного имени. Между тем, низкая надежность и точность российского оружия служит новым доказательством того, что военно-промышленная база России настолько поражена коррупцией, что инвестиции чаще идут на строительство нового роскошного дома для бюрократов, чем на функциональные объекты или оружие.
Однако было бы ошибкой со стороны американского сообщества национальной безопасности рассматривать украинский конфликт как свидетельство того, что с оборонной промышленностью США всё в порядке. Хотя доступ к высокоэффективным американским военным технологиям сыграл огромную роль в успехе Украины, так же как и изобретательность Украины в быстром превращении коммерческих технологий в военный потенциал. В сфере беспилотников, искусственного интеллекта (ИИ) и космоса коммерческие технологии задействуют военную мощь в большей степени, чем когда-либо после окончания холодной войны. Министерство обороны (МО), которое запустило десятки различных инициатив, связанных с коммерческими технологиями, с ограниченным успехом, должно взять это на заметку.
Беспилотники: Украинские войска используют 3D-принтеры для добавления хвостового оперения к советским противотанковым гранатам. Эти дешевые и простые боеприпасы могут пробить относительно слабую броню крыши российских танков и других машин, если их сбросить с беспилотного летательного аппарата. Это инновационное сочетание дешевых коммерческих и военных технологий предлагает полезный потенциал, способный уничтожать российские машины стоимостью в сотни тысяч или миллионы долларов по цене гранаты за 100 долларов и беспилотника за 1000 долларов.
ИИ: Любой, кто имеет опыт использования Amazon Alexa или Apple Siri, знает, насколько хорошо современный ИИ справился с распознаванием голоса. Воспользовавшись тем, что Россия широко использует незашифрованную связь, компания Primer, занимающаяся разработкой искусственного интеллекта, модифицировала свою коммерческую службу расшифровки и перевода речи с помощью искусственного интеллекта, чтобы прослушивать перехваченные российские сообщения и автоматически выделять информацию, имеющую значение для украинских войск, в текстовой базе данных с возможностью поиска. Несмотря на то, что ИИ не так хорош, как военный лингвист-эксперт, системы с поддержкой ИИ могут работать со скоростью и масштабом, которые потребовали бы тысяч аналитиков, за ничтожную долю стоимости. Primer пока не захотела прямо заявить, используют ли украинские военные их систему, а украинские военные отказались комментировать вопросы об использовании ими других коммерческих ИИ. Тем не менее, техническая демонстрация Primer заслуживает внимания.
Космос: С начала войны Михаил Федоров, вице-премьер-министр Украины, в Твиттере неоднократно обращался с настоятельными просьбами о прямой помощи к руководству коммерческих космических компаний дистанционного зондирования и спутниковой связи. Оказанная ими поддержка сыграла решающую роль в предоставлении своевременных разведданных о передвижении российских войск и поддержании работоспособности украинских военных коммуникационных сетей. Конфликт стал драматической иллюстрацией того, насколько далеко продвинулись коммерческие космические компании в предоставлении возможностей, которые раньше были ограничены самыми передовыми военными и разведывательными космическими программами. Следует отметить, что Министерство обороны США сообщило, что оно оплачивает некоторые из коммерческих услуг космической съемки и связи, используемых Украиной.
Уроки для руководителей политики национальной безопасности США
Дорогие, сложные военные системы не всегда лучше дешевых коммерческих.
Американская оборонная промышленная база в значительной степени перекошена в сторону дорогих, сложных систем, где приоритетом является высокая производительность. Планировщики оборонного бюджета часто и громко жалуются на растущую стоимость военных технологий, но обычно они делают это после того, как Министерство обороны уже написало системные требования, которые гарантированно будут дорогими. Конечно, больно, когда системы вооружения, рассчитанные на 2 миллиарда долларов каждая, в итоге обходятся более чем в 4 миллиарда долларов, но украинские военные доказывают, как многого можно добиться с помощью инновационного использования коммерческих технологий, которые стоят тысячи долларов, а не миллиарды. И Соединенные Штаты не единственная страна, которая обращает на это внимание: согласно отчету бывшего шефа китайского бюро Nikkei, украинский конфликт «пошатнул» уверенность китайского флота в своих многомиллиардных инвестициях в авианосцы.
Стоимость некоторых наиболее известных военных беспилотных летательных аппаратов США составляет десятки, а иногда и сотни миллионов долларов. Эти военные системы несут гораздо более тяжелую и высокопроизводительную полезную нагрузку и могут работать на гораздо больших расстояниях и в течение гораздо большего периода времени, чем коммерческие беспилотники. Тем не менее, такие системы настолько дороги, что военные руководители часто не хотят использовать их в миссиях, где они подвергаются значительному риску. Использование Украиной гораздо более дешевых коммерческих беспилотников позволяет относиться к ним скорее как к боеприпасам, чем как к самолетам, что радикально расширяет возможности для тактических инноваций. Даже военные беспилотники, которые использует Украина, такие как Bayraktar TB2 турецкой сборки, невероятно дешевы по сравнению с американскими альтернативами. По сообщениям, Украина заплатила за каждый из них около 5 миллионов долларов.
К чести Министерства обороны, оно увеличило поставки в Украину недорогих военных беспилотников: в недавно опубликованном информационном бюллетене о помощи Украине в области безопасности говорится о «более 700 тактических беспилотных летательных аппаратах Switchblade». Более крупная модель, Switchblade 600, представляет собой дистанционно пилотируемый переносной беспилотник-камикадзе, способный уничтожать российскую бронетехнику на расстоянии 25 миль. Цена Switchblade 600 не разглашается, но меньшая модель Switchblade 300 стоит всего 6 000 долларов.
Коммерческое участие в военных действиях чревато размыванием границ конфликта.
Основной заявленной причиной вступления Соединенных Штатов в Первую мировую войну было использование Германией неограниченной подводной войны против американских коммерческих судов, торгующих с Великобританией и ее союзниками. В зловещем отголоске этой истории Россия начала кибератаки как минимум против двух коммерческих космических компаний, SpaceX и Viasat, в качестве наказания за поддержку, оказанную этими компаниями Украине. С другой стороны, украинское правительство попросило китайского производителя дронов DJI заблокировать облачные сервисы для российских вооруженных сил, использующих дроны этой компании. Учитывая, что коммерческие компании остаются подключенными и предоставляют облачные сервисы и обновления программного обеспечения для аппаратных устройств в течение длительного времени после первоначальной покупки, руководители коммерческих компаний ежедневно принимают решения с военными последствиями, независимо от того, признают они это или нет.
Маневренность коммерческих технологий так же ценна, как и их возможности.
Хотя ИИ машинного обучения для распознавания голоса является зрелой технологией, эффективность ИИ зависит от данных, а большинство наборов данных для обучения не включают русский военный жаргон. Коммерческая система распознавания речи компании Primer не была бы столь ценной, если бы они успешно не переобучили модель машинного обучения с помощью новых данных, полученных в ходе конфликта. Аналогичным образом, компания SpaceX быстро обновила программное обеспечение на более чем 2000 действующих спутниках Starlink, продемонстрировав поразительную скорость в отражении российской кибератаки, что один из сотрудников Пентагона назвал «очковтирательством». В целом, коммерческие технологические компании, оказывающие помощь Украине, демонстрируют гибкость и оперативность, которые почти неслыханны для Министерства обороны, где сроки обновления программного обеспечения обычно занимают месяцы или годы, а не дни.
Заключение
Основные препятствия на пути более широкого внедрения коммерческих технологий в Минобороны носят бюрократический характер, а не потому, что коммерческие технологии не отвечают потребностям бойцов. Коммерческие технологические компании пытаются получить необходимые разрешения на работу, получить доступ к секретным базам данных Министерства обороны для использования в обучении моделей искусственного интеллекта и подключить свои облачные сервисы к сетям Министерства обороны. Казалось бы, все эти дорогостоящие и трудоемкие правила и процедуры направлены на обеспечение безопасности и сохранность технологий Министерства обороны, но украинские солдаты поняли, что пребывание на одном месте — это приглашение к российскому ракетному или артиллерийскому удару. Когда речь идет о безопасности и защите технологий, скорость и маневренность часто оказываются лучшей броней, чем бюрократия.
Грегори К. Аллен — директор проекта по управлению искусственным интеллектом (ИИ) и старший научный сотрудник программы стратегических технологий Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия.
Комментарии (6)
Peterbro Автор
18.05.2022 08:28+1Ну, если подходить упрощённо, то можно конечно и так сказать: Статья американского аналитика о превосходстве американского оружия
Но если включить голову, то мы тут видим очень интересные вещи, западные бюрократические системы способны, хоть и под давлением, но становиться гибкими и оперативными, они готовы взаимодействовать и сотрудничать с коммерческим сектором оперативно. А наши, готовы?
Готово наше МО оперативно решать вопросов дронов, собственного производства, с российскими производителями? А с разработчиками ПО?
На самом деле, заметка очень интересная. И есть над чем подумать.
markoni
18.05.2022 08:31+1Публиковать по такой щекотливой теме мнение "Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне" примерно то же, что разместить материалы Russia Today, или пресс-службы МИД РФ. Организация, финансируемая государством вряд ли публично скажет что-то против политики государства.
Peterbro Автор
18.05.2022 08:40Предлагаю обратить внимание не на политику, а на технические аспекты в данной заметке, а эти аспекты очень важны и об этих аспектах говорят очень многие наши специалисты, например в области связи. Не следил по данному вопросу за статьями на Хабре, а вот на других ресурсах можно найти заметки про то что: "в настоящее время следует обратить внимание не только на продукцию старых заслуженных КБ, но и на разработки молодых частных фирм.. есть интересные вещи, есть.. и даже если первоначально большинство комплектующих китайского происхождения, но само изделие очень интересное, то следует помогать такому предприятию, направить по пути импортозамещения (если это возможно), привлечь к решению данной проблемы другие предприятия, объединяя их в рабочие группы (решая сразу несколько проблем единого комплекса задач), направляя на тесный контакт с запросами из войск..", если что, это из Телеграма аккаунт Nerv
FLU911
Главное, чтобы хабр не забанили за такую статью)
Peterbro Автор
Сейчас жизнь такая, что бан - это не самое плохое что может случиться в нашей жизни. )))