Приветствую всех! Сегодня я хочу рассказать, как не столкнуться с мошенниками, которые хотели бы опустошить ваши банковские счета. Есть несколько часто использующихся мошеннических схем и я опишу одну из них.

Начнем с того, что у любого программного обеспечения есть слабые места. Каким бы навороченным ни было бы ПО, исчерпывающее большинство проблем возникает по причине человека. 

Мошенники чаще всего получают всю интересующую их информацию от своей жертвы, используя методы социальной инженерии. Им не нужно пытаться взламывать программу, похищать смартфон или совершать прочие трудоемкие проступки - достаточно просто начать беседу с гражданином. И я сейчас говорю не про цыганку на рынке, предлагающую якобы бесплатно погадать по руке или снять порчу, которая на вас лежит и очень портит жизнь. 

Схемы обмана всегда разные. Преступники подстраиваются под конкретную жертву и стараются сломать ей мозги. Жертва может быть любой возрастной категории и любого социального статуса. Обманывают всех - от доверчивых пенсионеров до прогрессивной молодежи.

В качестве примера я взял один из самых популярных мошеннических кейсов. Из-за него люди часто теряют деньги. Я приведу сценарий общения с мошенником, чтобы показать, как правильно себя вести, чтобы остаться при своих честно заработанных. 

Внимательно и вдумчиво изучите информацию ниже, поделитесь ей с теми, кем вы дорожите. Мошенники будут давить на самое больное, они отлично работают с пороками человека, выводят на эмоции и заставляют принимать поспешные решения. 

Обратите внимание! Мошенники могут звонить с любых номеров, менять голос и его тембр во время звонка, представляться родственниками, сотрудниками правоохранительных органов и различных финансовых учреждений. Они используют функцию обратного звонка на подменный номер. Если вы перезвоните на номер, который высветился на телефоне, трубку поднимет мошенник. 

Итак, на ваш смартфон поступает звонок. Определитель от Яндекса покажет на экране вашего телефона номер. Он определится как “Главное управление экономической безопасности МВД России по Москве”. Вы поднимаете трубку.

Собеседником оказывается молодая приятная девушка. Она представляется старшим лейтенантом, назовет свои ФИО и должность, а также номер удостоверения. Если у вас возникнут сомнения, можете проверить на сайте ведомства.  Все вызывает доверие - номер телефона совпадает с тем, что указан на официальном сайте, а собеседница знает ваше имя и отчество.

Девушка спросит, получали ли вы повестку о явке в столичное отделение полиции по месту вашей прописки и знаком ли вам гражданин Петров Николай Николаевич. Вы ответите отрицательно, так как повестка вам не приходила, а Петрова вы знать не знаете.

Как только собеседница получит отрицательные ответы на свои вопросы, она даст пояснение. Незнакомка скажет, что гражданин Петров на днях посетил некое банковское отделение с интересным документом. Это была нотариальная доверенность от вашего имени. У Петрова были данные о вашем лицевом счете и намерение оформить кредит на огромную сумму наличными. 

Работники банка конечно же насторожились. Они стали уточнять, кем именно приходится вам гражданин Петров и на каком основании он собирается оформлять кредит в ваше отсутствие. Петров выкрутился и сказал, что вы в больнице и готовитесь к серьезной и дорогостоящей операции. Как раз на нее и нужны деньги. 

Мошенница в телефонной трубке будет давить на вас психологически. Она расскажет о подозрительном поведении Петрова в банковском отделении, о том, что пришлось даже вызвать службу безопасности банка. Это испугало Николая Николаевича, и он сбежал. Как оказалось, Петров - серийный кредитный мошенник и находится в федеральном розыске. Он якобы выбрал вас своей следующей целью и ваши деньги в опасности. 

После того, как девушка расскажет эту историю, она вежливо попрощается, скажет вам ждать звонка из службы безопасности банка и положит трубку. Ей якобы больше ничего и не нужно - вы же ничего не знаете о господине Петрове.

Подобные звонки заставляют понервничать. Неприятно осознавать, что ваши личные данные могут быть у незнакомца с преступными намерениями. В большинстве случаев возникают сомнения в искренности телефонного собеседника. Но в списках сотрудников МВД, который находится в свободном доступе, можно будет найти свою собеседницу. Но телефонные мошенники довольно часто выбирают себе имена реальных сотрудников, чтобы втереться в доверие жертве. 

Далее вам позвонят с номера, который определитель идентифицирует в качестве номера Центрального банка России. Собеседник представится сотрудником службы безопасности Центробанка. Вы услышите ФИО и должность. Можно будет проверить - такой сотрудник действительно будет работать в аппарате регулятора. Мошенники учитывают все нюансы. 

По телефону вам напомнят, что вышеуказанный Николай Николаевич в розыске. Это тот, кто пытался взять на вас кредит. Все в порядке, на него уже заведено уголовное дело по факту мошенничества. Вас будут затягивать в игру, в которой для вас уже отведена особая роль - роль свидетеля. Захочется воскликнуть: “Вот это поворот!”, но не все так просто, дорогой читатель.

Должно появиться подозрение: почему банковский работник говорит о таких вещах и откуда он знает такие нюансы. На этом этапе можно понять, что звонит мошенник и прекратить общение. 

Если не положить трубку, то собеседник будет дальше вовлекать вас в общение. Он спросит, были ли вы на подозрительных сайтах, брали ли микрозаймы, делали ли ставки на спорт и прочее. Главное для него - поддерживать беседу, проникать в доверие. Вас будут заваливать информацией, специально дезориентировать. Целью собеседника является усыпить вашу бдительность. 

Внезапно звонящий скажет, что мошенник может находиться прямо в банке. Нужно только его найти и наказать. Вас будут просить о содействии и о том, чтобы вы никому не рассказывали о звонке и попытке открыть на вас займ. Все данные якобы будут предоставлены в Следственный комитет. Вам скажут, что ситуация взята на контроль, и попрощаются.

Вам не дадут передышки - почти сразу же поступит звонок из Следственного комитета. На экране мобильного высветится, что звонят именно из этого ведомства. В трубке будет уверенный мужской голос, а ФИО и должность совпадут с теми, что отмечены на сайте ГУ СК России. 

Мужчина представится подполковником и будет давить на то, что нужно сменить единый лицевой счет. Это якобы защитит ваши кровно заработанные. Будет долгий разговор о мошенниках, о том, как у честных людей похищают миллионы. К вам будут втираться в доверие. Общение с “подполковником” будет дружеским - он просто дает вам советы. Затем он попрощается и скажет, что с вами еще свяжутся сотрудники Центрального банка России. 

Для тех, кто никогда не сталкивался с сотрудниками МВД, поясню: у них очень много работы, вне зависимости от должности. Никто с вами не станет беседовать просто так длительное время. Возможно, есть исключения, но это редко.

Сразу после беседы с “подполковником” поступит звонок из регулятора. Собеседник сходу заявит, что является вашим доверенным лицом из Центрального банка России, и скажет, что нужно переоткрыть единый лицевой счет. Для этого требуется вывести со старого счета все деньги, положить их на резервный счет и затем перевести на другой. Вас будут уверять, что деньги с резервного счета мошенники не тронут. Якобы доступ к этим средствам открыт только для вас. 

Собеседник будет уверять, что вы сможете поймать преступника (того самого Николая Николаевича), который обманул сотни граждан. Также он даст слово, что ваши деньги в безопасности, ведь он несет финансовую и юридическую ответственность за их сохранность. 

Звучит убедительно, после таких слов у многих не остается сомнений в порядочности телефонного собеседника. 

Если согласиться, жулики передадут инструкции и потребуют их соблюсти в точности. Тут есть разные варианты: вам могут прислать подробный гайд в мессенджеры или на электронную почту. Или могут манипулировать вами по телефону. Мошенникам нужны ваши личные данные, чтобы похитить ваши деньги или взять на вас кредит. А еще они могут заставить вас самостоятельно отправить средства на их счет. Злоумышленники действуют по ситуации - кто-то запугивает, нагнетает обстановку, а другие пытаются вести себя с вами как добрые друзья. Но от бобра бобра не ищут. Не все, кто с вами ведет себя вежливо и мило, можно ожидать добра. Возможно, он просто затеял какую то пакость.

Если вы сомневаетесь, в доказательство могут прислать плохо подделанные документы. Это будет подтверждение правдивости слов мошенников. На тех, кто продолжает сомневаться, оказывается психологическое давление. 

Когда жертва соглашается сделать все, как говорят в трубке телефона, ее направят в ближайший банкомат или попросят назвать код из SMS. Это нужно для получения доступа к мобильному банку жертвы.

Обычно требуется сделать следующее:

  • снять со счета все деньги в банкомате (не в банке);

  • внести их на “специальный” счет, который назовут мошенники.

В телефонной трубке будут говорить, что есть страховка от Центрального банка России на случай ЧП, что деньги меченые, поэтому преступник будет пойман в считанные часы и прочую подобную ерунду. Идти в банк  точно не посоветуют - якобы там могут работать пособники того мошенника Петрова. Будет выбран конкретный банкомат, ближайший к вашему дому. Тут, думаю, никому не нужно пояснять, что банкомат никак не может деньги сделать мечеными.

Как же быть в данной непростой ситуации?

Если вы ранее не сталкивались с правоохранительными органами, их звонок может оказаться пугающим. Важно не паниковать, держать себя в руках. Никого никуда посылать не нужно - бывают ситуации, когда действительно звонят полицейские. Ваш номер, теоретически, может набрать и сам глава Следственного комитета - кто знает? Но и он не будет поднимать личные и, тем более, секретные темы по телефону. Вас должны пригласить на встречу. Помните, что вы - не преступник, вам нечего бояться.

В случае, если у вас есть сомнения в честности телефонного собеседника, потребуйте направить вам уведомление заказным письмом на почту под роспись. Или, если есть такая необходимость, пусть вам организуют сопровождение участковым полицейским. Не стоит бояться правоохранительные органы - они действуют корректно и по справедливости с добропорядочными гражданами.

Вам часто звонят из банка и говорят, что с вашим счетом что-то не так? Вряд ли. Обычно банковские работники пытаются вам что-то продать, а не расследуют дела по поимке мошенников. Жуликов ловят уполномоченные органы, а не банкиры.

Как быть, если ваши деньги украли?

Если ваш счет опустошен и вы поняли, что совершили ошибку, немедленно обращайтесь в ближайшее отделение банка. Нужно написать заявление о случившемся. Придется потратить время и описать положение дел в двух копиях. Одна останется вам, а вторая - банку. В банковской организации, кстати, могут отговаривать писать заявление в первые часы после происшествия, якобы это бесполезно. Никого не слушайте и пишите.

Также понадобится написать заявление в полицию. Это делается как можно скорее. Сотрудники полиции могут отказываться брать заявление - настаивайте и берите талон. После этого, спустя несколько дней вас вызовет следователь. Он задаст уточняющие вопросы. Не стесняйтесь, рассказывайте честно об инциденте, пусть вам за него и стыдно. Не выдумывайте и не преуменьшайте - все нужно рассказывать так, как это было. Если вы будете говорить неправду, это легко вскроется дополнительными вопросами от следователя или другого сотрудника полиции.

Для чего это делается?

В разных банковских организациях защита от подобного мошенничества работает по-разному. Есть вероятность, что деньги еще не дошли до жуликов, их могли заблокировать. Их в таком случае заморозят и вернут вам, если это возможно. Нужно только успеть оповестить местные службы безопасности, что вас обманули.

Вместо вывода

Данная статья призвана научить вас разбираться в видах мошенничества, определять, кто с вами разговаривает по телефону и чего ему нужно. Если вы поняли, что звонят мошенники - бросайте трубку, блокируйте их номера, не тратьте время. Расскажите о полученных знаниях родственникам и близким людям, особенно пожилым. Детей и подростков держите подальше от банковских карт, в частности, затратных - они также могут оказаться жертвами мошенников. Несовершеннолетними довольно просто манипулировать.

Если вам понравилась эта статья, расскажите об этом в комментариях. Хотите разобрать другие виды мошенничества и социальной инженерии? Пишите свои пожелания, обсудим.

Комментарии (31)


  1. ebogdanov
    23.05.2022 16:45
    +2

    До начала СВО этим промышляли группы из Украины. Сейчас "связность" между государствами сильно сломана и таких звонков стало сильно меньше - так как и у них инфраструктура сломана, и как заводить деньги отсюда туда тоже не очень понятно :)

    Ну а если вы токсичный айтишник то вопросы-маркеры вроде: А расскажите чей Крым по вашему мнению и руководства вашей организации, ну или "как вы относитесь к заявлениями администрации Херсонской области" – сразу раскроет личность с другой стороны.


    1. Segrey646 Автор
      23.05.2022 16:56

      Спасибо за комментарий, похоже что операторы связи что то поправили у себя, поскольку таких звонков стало гораздо меньше.

      Мой товарищ с такими мошенниками любит разговаривать включая дурака говорит "Чем больше времени они потратят на меня, тем меньше народу смогут обмануть"


      1. Olmeor
        23.05.2022 17:55
        +1

        Cкорее не операторы связи, а операторы пусковых на Калибрах.


  1. tvr
    23.05.2022 17:06
    +6

    Не стоит бояться правоохранительные органы — они действуют корректно и по справедливости с добропорядочными гражданами.

    Да, да, да! Дядя Стёпа и все-все-все!
    Вот только понятия о корректности и справедливости у них, зачастую, свои, очень особенные.


  1. Tzimie
    23.05.2022 17:30
    +1

    Спасибо кэп


  1. ifap
    23.05.2022 17:39
    +11

    Никто с вами не станет беседовать просто так длительное время.

    С вами вообще никто не будет беседовать, если что-то пойдет не так с банковским счетом - его просто заблокируют и где открывали - туда и топайте для выяснения. Лично, ножками, с паспортом в кармане. На этом ликбез по противодействию телефонному мошенничеству можно было бы и закончить.


    1. ZhilkinSerg
      23.05.2022 20:18
      +1

      Я бы еще сюда добавил, что ЦБ РФ не работает с физическими лицами.


      1. Segrey646 Автор
        23.05.2022 21:49
        +1

        скажу даже больше ЦБ РФ даже не со всеми юридическими лицами работает, а только с банками


  1. berez
    23.05.2022 18:14
    +4

    Какая-то слишком сложная схема у вас описана. Целая карусель из звонков, номера пробиваются, имена сотрудников пробиваются — ну прям шпионские игрища.

    В реальности все проще. Звонит мрачный молодой человек «из службы безопасности» и начинает затирать какую-нибудь дичь про «финансовый номер телефона» или «необычную транзакцию». А дальше его цель — вызвать панику и выудить сведения о том, сколько денег с вас можно поиметь.
    Номер звонящего — левый (обычно московский), свои фамилию-имя он называет от балды. Все рассчитано на рядового пугливого обывателя.

    Из нескольких десятков звонков мне только один раз позвонила «приятная девушка». И та начала заикаться и характерно «хэкать», когда я начал с ней во всем соглашаться: да-да, это я добавил второй номер телефона; да-да, на имя Петрова Сидора Матрасыча; да-да, все верно, я уверен.


    1. askharitonov
      24.05.2022 00:36

      Мне полгода назад звонили, представляясь сотрудницей полиции (к которой якобы должен был прийти как свидетель по поводу попытки мошенничества с банковским счётом). Начало совпадает.


  1. avelor
    23.05.2022 18:27
    +1

    Ну а ещё из погалок (особенно для любителей поболтать с жуликами и похохмить) может записываться голос и потом использоваться в преступных целях. От идентификации банками, до звонков родственникам, нейронки чудеса творят.

    Так что если хочется похохмить - лучше делать это с акцентом :D


    1. randomsimplenumber
      23.05.2022 20:30
      +1

      "может записываться голос и потом использоваться в преступных целях"

      Для записи голоса можно придумать 100500 совершенно безобидных скриптов. Соцопрос по поводу петиции по поводу усыновления котиков например. Или удовлетворены ли вы работой коммунальщиков и почему.


      1. avelor
        24.05.2022 12:47

        поэтому можно на любой звонок с незнакомого номера отвечать изменённым голосом (писклявым, с акцентом:) ), и если не по делу - сворачивать диалог


    1. Samogonshik
      24.05.2022 10:53

      Я бы не стал хамить особо усердно, если люди могут подделать телефон МВД, то они так же могут и подделать ваш номер, и, например, позвонить в какой-нибудь ТЦ и сообщить о бомбе. Угадайте к кому приедет полиция? Конечно вы докажете что не звонили, но геморроя на день-два обеспечено.


      1. avelor
        24.05.2022 12:55

        так же могут и "ах он не ведётся на разводы, ну капец ему, телефон размещаем на форумах "продам айфон 25 про макс турбо супер за 15 тыщ рублёв" и на сайтах знакомств для фетишистов\ЛГБТК+, и заодно звоним с него куда попало.

        но хамить вообще не нужно, зачем? жулик довольно дубовый персонаж, пронять его матами и воплями не выйдет. только что для самоутверждения.

        хотя бывают исключения, личная кульстори. некоторое время назад были звонки "из сб банка", персонаж с характерным хэкающим говором, немного заикающийся. называли по ФИО (моим), разговор сворачивался. потом через пару дней снова звонок "из СБ банка bankname", тот же персонаж, называет по ФИО (не мои), допустим Иван Иванович. я говорю что ошиблись, вешаю трубку. через час ещё раз звонок, другой банк, персонаж тот же. спрашивает - Иван Иванович? я говорю "нет" и вешаю трубку.
        повторный звонок, поднимаю трубку, а мне вот так заикающимся слегка голосом - "пппид%ра ответ".
        я долго смеялся


  1. PereslavlFoto
    24.05.2022 01:45

    Уважаемый Segrey646. Как избежать мошенников, мы давно уже знаем. Теперь напишите, пожалуйста, как покарать мошенников и как вернуть деньги. Спасибо!


    1. randomsimplenumber
      24.05.2022 08:52

      Нужно всего лишь

      перевести оставшиеся деньги на специальный защищённый счёт. Оставьте контактный телефон и сотрудник с вами свяжется.


      1. Segrey646 Автор
        24.05.2022 09:58

        Отличная шутка, спасибо!

        @PereslavlFotoне могу ответить на ваш вопрос, я не служу в Полиции


    1. konst90
      24.05.2022 12:14

      Никак.

      Спасибо за внимание.


      1. PereslavlFoto
        24.05.2022 12:16

        То есть судьи и полиция — всё это зря, всё это не действует?


        1. konst90
          24.05.2022 13:03

          По делам такого типа в подавляющем большинстве случаев - нет.


  1. Almonah
    24.05.2022 09:55
    +1

    Серьёзно? На хабре теперь будем набившие оскомину мошеннические схемы обсуждать?


  1. aszhitarev
    24.05.2022 11:58

    Если вам звонят из банка, то вам звонят не из банка.


    1. tvr
      24.05.2022 12:55

      Если вам звонят из банка, то вам звонят не из банка.

      Справедливости ради, отмечу — Альфа звонит при совершении переводов иногда и уточняет детали, захолдив операцию. Прошлой осенью звонили мне.


      1. aszhitarev
        24.05.2022 12:57

        А с какого номера звонит?


        1. tvr
          24.05.2022 16:04

          +74999236697


          1. aszhitarev
            24.05.2022 16:07

            ├ Номер: 74999236697
            ├ Страна: Россия
            ├ Регион: Москва
            └ Оператор: Билайн

            ???? Возможные имена:
            └ Ип Ходос и еще 72 имени

            ???? Фотографии: найдены
            ???? ФИО: найдено
            ???? Вконтакте: найдено
            ???? Дата рождения: найдено
            ???? Email: найдено
            ???? Интересовались: 181 человек
            ???? Репутация: (0)???? (6)????
            ???? Социальная метка: ⚠️ СПАМ (5)
            ???? Расширенный поиск: 28.04.2021 17:05

            хм…


            1. tvr
              24.05.2022 16:28

              Что хмм, какой смысл мне врать? Последний звонок от них был 11.10.21, когда я переводил копейку малую за бугор. Запись разговора где-то лежит. История входящих звонков с этого номера у меня видна с мая 2016, все по поводу нетипичных операций.


              1. aszhitarev
                24.05.2022 16:30

                Я Вас где-то обвинял во вранье?


      1. trawl
        24.05.2022 13:53

        Мне они залочили карту (за попытку перевести на свой же киви), и пока я сам не позвонил, не разлочили. А ещё один раз пришлось топать в ближайшее отделение для анлока. Но сами они ни разу не выходили на связь


        1. dimsoft
          24.05.2022 20:13
          +1

          Может ещё от уровня обслуживания зависит, мне часто операцию "на холд подвешивают" и звонят - вы не вы, переводили или нет, спасибо, через 5 минут повторите.