Предсказательная сила фантастов неодинакова. Гибсон оказался более прав, чем Булычёв: киберпанк неумолимо наступает, а вот полёт на планету Шелезяка всё так же неосуществим. Однако кое в чём ошиблись оба: в XXI веке закачка знаний напрямую в мозг всё так же фантастична. Приходится учиться с помощью всяких ретротехнологий типа интернета.
Онлайн-образование — не мнемокристаллы, но в чём-то даже интереснее. Никто из писателей прошлого не смог бы предсказать это явление во всей его полноте, все его экономические, социальные и культурные аспекты. Например, что общего у стран, где онлайн-курсы популярнее всего? Что, молчишь, Гибсон? То‑то же.
Привет, Хабр! Я Сергей Михайлов, управляющий партнёр в компании GetCourse, и я тоже своего рода футуролог. Будущее онлайн-образования очень интересно нашей компании, мы пытаемся его предсказать, а иногда немножко создаём. Под катом расскажу, как в 2022 году обстоят дела в онлайн-образовании в целом и в GetCourse в частности.
Онлайн-образование — не мнемокристаллы, но в чём-то даже интереснее. Никто из писателей прошлого не смог бы предсказать это явление во всей его полноте, все его экономические, социальные и культурные аспекты. Например, что общего у стран, где онлайн-курсы популярнее всего? Что, молчишь, Гибсон? То‑то же.
Привет, Хабр! Я Сергей Михайлов, управляющий партнёр в компании GetCourse, и я тоже своего рода футуролог. Будущее онлайн-образования очень интересно нашей компании, мы пытаемся его предсказать, а иногда немножко создаём. Под катом расскажу, как в 2022 году обстоят дела в онлайн-образовании в целом и в GetCourse в частности.
Моё хобби: экстраполировать
В конце 2020 года я пытался спрогнозировать рост рынка на следующий год. Две вещи были вполне очевидны:
- Рынок онлайн-образования в принципе имеет тенденцию расти.
- В условиях ковида, удалёнки и самоизоляции он будет расти быстрее.
Что не было очевидно, так это — насколько быстрее. Я прикинул, что два фактора выше должны дать рост порядка 75–80 %. К концу 2021 года мы поняли, что прогноз оказался не совсем точным: фактически продажи курсов выросли в два раза. Будущее умеет удивлять.
Удвоение рынка произошло не за счёт популярности какой-то отдельной тематики. У нас есть графики по типам продуктов, а также по нишам: фитнесу, психологии, дополнительному профессиональному образованию и т. д. На графиках видно, что, конечно, разные сегменты выросли чуть по-разному, но в среднем все примерно вдвое, и отклонение от среднего небольшое. Ни в одной нише не было роста меньше чем в полтора раза. Следовательно, речь идёт о популярности онлайн-образования в целом.
К сожалению, едва начался 2022 год, нам всем пришлось удивиться ещё раз. По нашей аналитике мы видим, что после всех событий этого года рынок откатился по объёму на уровень прошлого, и во многом это связано с перекрытием некоторых рекламных каналов. Потребуется перестройка путей, по которым компании будут добираться до потребителя, но, когда этот процесс завершится, мы ждём ренессанса. Так или иначе, онлайн-образование — это не краткосрочная модная история, а долгосрочный тренд, поэтому этот рынок точно останется и со временем возобновит рост.
А пока авторам курсов приходится учиться работать с клиентами более эффективно, стараться создавать новые продукты, чтобы уже привлечённому клиенту можно было продать что-то ещё, увеличив таким образом его LTV. Кстати, одним из решений в нынешнем рекламном коллапсе может стать наш маркетплейс онлайн-курсов, который мы запустили в прошлом году. Но об этом ниже.
Хождение за три моря
На рынке онлайн-образования наша платформа — это «лопата», которой участники рынка «гребут золото». И судя по статистике, лопата этой модели пользуется популярностью: по нашим расчётам, на GetCourse работают 70–80 % русскоязычных онлайн-школ. Это значительная цифра, едва ли она сильно вырастет в ближайшие годы.
Логичный следующий шаг — дать этот удобный инструмент предпринимателям в других странах, где онлайн-образование растёт так же быстро, а вместе с ним растёт и потребность в автоматизации связанного с онлайн-образованием микробизнеса.
Мы трезво оценили свои возможности, сравнив наши продукты с тем, что есть у конкурентов в других странах. Вердикт: да, вполне конкурентоспособны.
После исследования многих направлений мы решили фокусироваться на четырёх странах — Бразилии, Индии, Испании и Германии. Однако события, которые принёс в мир первый квартал 2022 года, заставили нас отказаться от последней, а все «испанские» наработки переориентировать на испаноговорящие страны Латинской Америки. При этом наши планы на Бразилию стали ещё серьёзнее.
Выбирая направления, мы придерживаемся некоторых принципов. Чтобы быть перспективной для нас, страна должна быть:
- с большим населением;
- с большим разрывом между богатыми и бедными;
- не США и не Китаем.
Пройдёмся подробнее по пунктам. С населением, думаю, понятно: больше людей — больше потенциальных клиентов — больше доход. Чтобы войти на рынок страны, нужно вникнуть в её культуру, законы, прочие местные особенности, открыть локальный офис — в общем, тут большие константные издержки. Не хочется идти на них ради маленькой потребительской базы.
“
Второй пункт интереснее. По моим наблюдениям, онлайн-образование — это всегда попытка улучшить свою жизнь. Дополнительное профессиональное образование — чтобы найти более высокооплачиваемую работу. Фитнес — чтобы поддерживать себя в тонусе и работать эффективнее. Искусство и хобби — чтобы как следует отдохнуть от работы, а на следующий день взяться за неё с новыми силами.
Ну, разумеется, это утрированно: не всё сводится к деньгам. Однако общая тенденция такова. Даже вебинары по астрологии — в конечном счёте тоже попытка (пусть и несколько… своеобразная) улучшить свою жизнь.
Соответственно, люди более мотивированы получать образование онлайн там, где сильнее имущественное расслоение, где больше этажей, по которым можно проехаться на социальном лифте. Поэтому в стратегии международного развития мы делаем ставку именно на такие страны.
Осталось разобраться с третьим пунктом. США — весьма привлекательный рынок. И менно поэтому на нём уже много хороших продуктов и очень много денег в маркетинговых бюджетах. Попытка выйти на рынок США — игра с высокими ставками и непредсказуемым результатом. Мы люди неазартные и в такое играть не будем. Пока.
Китай — очень закрытая страна для внешних IT-продуктов. Там предпочитают импортозамещать и делают это на удивление успешно. Пробиваться на китайский рынок — всё равно что долбить Великую Китайскую стену. Можно попробовать, но эта цель точно не из топ-10.
Летаешь — значит растёшь
Наверное, все помнят тост про совпадение желаний и возможностей. За последние годы у нас выросли и возможности, и желания.
Если сравнивать GetCourse с растением, то мы сейчас — странный гибрид бамбука и укропа. С одной стороны, у нас идёт бурный вставочный рост: уже имеющиеся подразделения увеличиваются в размерах, приходят новые сотрудники. Чтобы устремляться ввысь, нужно наращивать живую массу. С другой стороны, на верхушке этого бамбука постепенно распускается «зонтик» из разных стран. В каждой стране, где мы планируем вести бизнес, должна быть некая локальная команда — skeleton crew, как говорят англичане.
Я уже говорил про международные планы, но, видимо, придётся сказать ещё немного. Разумеется, когда берёшься за такой амбициозный проект, хочется как можно меньше наступать на грабли и изобретать велосипеды. Поэтому ещё до того, как начать что-то делать в этом направлении, мы стали учиться на чужом опыте. Искали российские компании, которые уже вышли на международный рынок — успешно или не очень. Связывались с их основателями или менеджерами, просили поделиться опытом. Успели пообщаться, кажется, с семью отечественными компаниями, среди которых JivoSite, InDriver и Dostavista. Узнали очень много полезного.
“
В частности, что даже в век удалёнки важно физическое присутствие. Нельзя начать вести бизнес в другой стране, общаясь только через Зум. А если мечтаешь однажды увидеть там свой бизнес большим и процветающим, обязательно нужен маленький, но гордый локальный офис. Техподдержка, менеджер по продажам и ещё кто-то главный над всем этим — так сказать, кантри-менеджер.
Впрочем, одного кантри-менеджера на месте недостаточно. У него ещё должен быть двойник — кантри-менеджер в головном офисе, который с руководством и другими такими же «головными» кантри-менеджерами общается, обменивается опытом, прорабатывает стратегии. Вот такая у нас выработалась организационная структура после общения с представителями других компаний. И пока что она работает неплохо.
Кстати, ещё одна причина, по которой нужно иметь локальный офис, — это доверие. У бизнес-партнёров из другой страны неизбежно возникает вопрос: а можно ли с этими людьми иметь дело? Если есть локальный офис — это сразу +20 очков доверия. Потому что хотя бы ясно, где искать виноватых, если что-то пойдёт не так. Шутка (но не совсем).
Помимо «международных» отделов, быстрее всего у нас растут техподдержка и отдел разработки. Техподдержка растёт пропорционально количеству клиентов, отдел разработки — пропорционально числу планируемых продуктов, фич и доработок. В 2021 году отдел разработки вырос в два раза. В 2022-м мы планируем снова его удвоить. Если задуматься, ботаническая аналогия со вставочным ростом была не самой удачной. Возможно, лучше подошёл бы митоз.
«А можно всех посмотреть?»
Недавно мы запустили очень важный продукт — маркетплейс онлайн-курсов. Прежде мы предоставляли авторам всё необходимое, чтобы они могли создавать и продавать свои онлайн-продукты, однако последние существовали как бы сами по себе: у каждого отдельный сайт и отдельная рекламная кампания. А теперь будет единый хаб, где любой человек, который уже решил учиться, но ещё не определился чему и у кого, может выбрать курс по душе.
Для школ, которые в прошлые годы столкнулись с подорожанием трафика, а в этом и вовсе лишились основных рекламных каналов, маркетплейс может стать отличным новым способом привлекать клиентов, причём гарантированно рентабельным. Авторы онлайн-курсов размещаются на нём бесплатно и только отдают процент с тех учеников, которые пришли с маркетплейса и совершили покупку. Получаем win-win: у школ сходится экономика, а ученики получают удобный инструмент для выбора.
Впрочем, не только ради маркетплейса удваивается наша команда разработчиков. Менее заметная, но даже более важная задача — масштабирование существующих сервисов. Растут клиентская база и нагрузка, увеличивается географическое разнообразие. Наши разработчики неустанно трудятся над буквами C и A из CAP-теоремы, чтобы петабайты данных могли как можно быстрее и надёжнее дойти до адресатов.
Свой 1С с блэкджеком и блок-схемами
Откуда у нас берутся петабайты данных? Основная часть контента — разумеется, видео. Записи вебинаров и прочий видеоконтент занимают примерно 60 % файлового хранилища, и это только исходники: видео, нарезанное на чанки, хранится отдельно. Менее очевиден другой тип контента, занимающий огромный объём, — домашние задания студентов. Отдельно взятое д/з может быть не таким уж большим, но студентов много.
Впрочем, объём не главная проблема. Есть категория данных, которая занимает не так много физической памяти, однако ставит перед нашими разработчиками много интересных (и сложных) задач. Это данные CRM-процессов. Там огромное количество записей, прирастающее на 80–100 миллионов в сутки, и их нормализованное хранение и обработка — тот ещё челлендж.
Клиенты говорят, что GetCourse «неисчерпаем, как атом». Наша система менеджмента курсов очень мощная и гибкая, возможно, в чём-то даже избыточно. Когда мы анализировали потенциальных конкурентов за рубежом, обратили внимание, что многие из них обладают лишь очень небольшой долей возможностей GetCourse. Но при этом им удаётся как-то удовлетворять запросы клиентов и вполне успешно вести бизнес.
“
Наша же система создана с таким расчётом, чтобы удовлетворять любой запрос клиента. Есть и собственный видеохостинг, и файлхостинг, и свой сервис почтовых рассылок, и стриминговый сервис, и конструктор сайтов. И разумеется, CRM-система.
Этой системой мы особенно гордимся в плане мощности и гибкости. Точнее, как хорошие родители, мы гордимся всеми своими детищами, но конкретно об этом интереснее всего рассказывать. В нашей СRM есть визуальный редактор, где можно создавать сколь угодно сложные процессы взаимодействия с клиентами в виде блок-схем. Есть готовые блоки для базовых операций (например, отправка электронного письма), из которых строятся алгоритмы. Есть блоки для организации ветвления, циклов и прочей «Тьюринг-полноты». Фактически это язык визуального программирования.
Забавный факт: благодаря GetCourse появилась целая новая профессия. Как вы уже поняли, система достаточно сложная, и многие авторы курсов не хотят разбираться в ней самостоятельно, а обращаются за помощью к специалистам. И у нас есть собственный курс, где готовят специалистов, которые потом помогают авторам настраивать процессы для их курсов. Такая вот рекурсия.
“
Чем-то наша CRM похожа на 1С: есть платформа и специальные люди, которые её конфигурируют для конкретных задач. Но есть большая разница: с 1С работают люди, которые понимают, что они программисты. А те, кто работает с нашей платформой, фактически занимаются программированием, но зачастую сами того не осознают. Для них это построение диаграмм из блоков.
Ещё один забавный факт: в CRM-системе есть блоки, выполнение которых производится людьми. Когда алгоритм доходит до такого блока, менеджеру по работе с клиентами автоматически ставится задача — допустим, позвонить кому-то. Он выполняет её, а затем вводит в систему результат. Таким образом, человек оказывается формальным исполнителем алгоритма, как черепашка в turtle graphics. Если это не киберпанк, то что тогда киберпанк?
Впрочем, шутки шутками, но мы осознаём тот факт, что сложность наших систем поначалу может дезориентировать автора курсов. И активно работаем над тем, чтобы сделать системы более дружелюбными к начинающему пользователю.
Кот Шрёдингера: вид изнутри
Есть вопросы, на которые невозможно ответить «да» или «нет» без каких-то дополнительных данных. Например, нельзя узнать, жив или мёртв пресловутый кот, не открыв коробку и не ознакомившись с её содержимым. Ещё один такой вопрос: интересно ли у нас работать? Ответ на него также зависит от содержимого коробки. А именно — черепной коробки разработчика.
Мидлы, особенно начинающие, часто любят играть с технологиями и архитектурами. Место своей работы они рассматривают как полигон, где можно опробовать что-то новенькое. Говорят, что учёные — это люди, которые удовлетворяют собственное любопытство за счёт налогоплательщиков. В каком-то смысле разработчик — это человек, удовлетворяющий своё любопытство за счёт работодателя.
В GetCourse мы подходим к разработке с разумным консерватизмом. Мы открыты для нового, но только в том случае, если уверены в его необходимости. Мы не станем переводить проект на микросервисы, просто чтобы посмотреть, что получится, и использовать новый язык из-за того, что о нём вышла статья на Medium. Наш основной стек (PHP/MySQL) тот же, что и в год основания компании. Правда, поверх этого успели добавиться Kafka, ClickHouse и прочие RabbitMQ — но опять же только тогда, когда в них появилась необходимость.
С технологиями можно поиграть во многих местах, а у нас есть другие, более редкие игрушки. Во-первых, это интересные и разноплановые задачи. Разработчики часто идут к нам, а не в крипту или бинарные опционы, потому что у нас есть задачи и проекты на любой вкус: и уже упоминавшаяся CRM-система с её визуальным редактором, и конструктор сайтов, и хостинги, и аналитика — выбери своего покемона.
Вторая игрушка, которая есть не у каждого, — это масштабы и нагрузки. Любой язык программирования можно опробовать дома, но не у каждого дома есть петабайты видео, которые надо оперативно обрабатывать. С выходом на международный рынок добавились ещё некоторые интересные вещи — например, интеграция с десятками платёжных систем по всему миру. Как показывает практика, именно такие игрушки интереснее сеньорам и опытным мидлам, которые уже достаточно экспериментировали с технологиями и теперь хотят экспериментировать с решениями.
“
Если слегка удариться в философию, то наш общий принцип — не усложнять без необходимости, но при этом не упрощать до такой степени, чтобы это аукнулось в будущем. Мы ничего не делаем «на вырост», но всегда предусматриваем саму возможность роста. Не влезаем в технический долг, а берём «технический кредит» на максимально выгодных условиях. И когда приходит пора изменить архитектуру или использовать новый инструмент, это, разумеется, больно, но мы стараемся сбалансировать эту стратегически неизбежную боль тактическими выгодами.
К рабочим процессам мы этот принцип тоже применяем. В разработке используем не очень модную, но простую и эффективную методологию «Пиши код». Вместо того чтобы тратить время на ежедневные митапы и пляски у канбан-доски, разработчики тратят его непосредственно на написание кода.
Ещё у нас нет многоуровневых собеседований, головоломок в стиле Google и тестовых заданий на дом. Час, максимум полтора — и мы делаем оффер. Или не делаем, но в любом случае говорим об этом сразу, никаких «мы вам перезвоним». Мы ценим своё и чужое время.
Резюме можно отправлять на recruiting@getcourse.ru
И про онлайн-образование в целом, и про опыт нашей компании можно рассказывать бесконечно, однако поля этой рукописи слишком узки. Напишите в комментариях, о чём бы вы хотели узнать подробнее из нашего следующего поста.
Предсказательная сила фантастов неодинакова. Гибсон оказался более прав, чем Булычёв: киберпанк неумолимо наступает, а вот полёт на планету Шелезяка всё так же неосуществим. Однако кое в чём ошиблись оба: в XXI веке закачка знаний напрямую в мозг всё так же фантастична. Приходится учиться с помощью всяких ретротехнологий типа интернета.
Онлайн-образование — не мнемокристаллы, но в чём-то даже интереснее. Никто из писателей прошлого не смог бы предсказать это явление во всей его полноте, все его экономические, социальные и культурные аспекты. Например, что общего у стран, где онлайн-курсы популярнее всего? Что, молчишь, Гибсон? То‑то же.
Привет, Хабр! Я Сергей Михайлов, управляющий партнёр в компании GetCourse, и я тоже своего рода футуролог. Будущее онлайн-образования очень интересно нашей компании, мы пытаемся его предсказать, а иногда немножко создаём. Под катом расскажу, как в 2022 году обстоят дела в онлайн-образовании в целом и в GetCourse в частности.
Онлайн-образование — не мнемокристаллы, но в чём-то даже интереснее. Никто из писателей прошлого не смог бы предсказать это явление во всей его полноте, все его экономические, социальные и культурные аспекты. Например, что общего у стран, где онлайн-курсы популярнее всего? Что, молчишь, Гибсон? То‑то же.
Привет, Хабр! Я Сергей Михайлов, управляющий партнёр в компании GetCourse, и я тоже своего рода футуролог. Будущее онлайн-образования очень интересно нашей компании, мы пытаемся его предсказать, а иногда немножко создаём. Под катом расскажу, как в 2022 году обстоят дела в онлайн-образовании в целом и в GetCourse в частности.
Моё хобби: экстраполировать
В конце 2020 года я пытался спрогнозировать рост рынка на следующий год. Две вещи были вполне очевидны:
- Рынок онлайн-образования в принципе имеет тенденцию расти.
- В условиях ковида, удалёнки и самоизоляции он будет расти быстрее.
Что не было очевидно, так это — насколько быстрее. Я прикинул, что два фактора выше должны дать рост порядка 75–80 %. К концу 2021 года мы поняли, что прогноз оказался не совсем точным: фактически продажи курсов выросли в два раза. Будущее умеет удивлять.
Удвоение рынка произошло не за счёт популярности какой-то отдельной тематики. У нас есть графики по типам продуктов, а также по нишам: фитнесу, психологии, дополнительному профессиональному образованию и т. д. На графиках видно, что, конечно, разные сегменты выросли чуть по-разному, но в среднем все примерно вдвое, и отклонение от среднего небольшое. Ни в одной нише не было роста меньше чем в полтора раза. Следовательно, речь идёт о популярности онлайн-образования в целом.
К сожалению, едва начался 2022 год, нам всем пришлось удивиться ещё раз. По нашей аналитике мы видим, что после всех событий этого года рынок откатился по объёму на уровень прошлого, и во многом это связано с перекрытием некоторых рекламных каналов. Потребуется перестройка путей, по которым компании будут добираться до потребителя, но, когда этот процесс завершится, мы ждём ренессанса. Так или иначе, онлайн-образование — это не краткосрочная модная история, а долгосрочный тренд, поэтому этот рынок точно останется и со временем возобновит рост.
А пока авторам курсов приходится учиться работать с клиентами более эффективно, стараться создавать новые продукты, чтобы уже привлечённому клиенту можно было продать что-то ещё, увеличив таким образом его LTV. Кстати, одним из решений в нынешнем рекламном коллапсе может стать наш маркетплейс онлайн-курсов, который мы запустили в прошлом году. Но об этом ниже.
Хождение за три моря
На рынке онлайн-образования наша платформа — это «лопата», которой участники рынка «гребут золото». И судя по статистике, лопата этой модели пользуется популярностью: по нашим расчётам, на GetCourse работают 70–80 % русскоязычных онлайн-школ. Это значительная цифра, едва ли она сильно вырастет в ближайшие годы.
Логичный следующий шаг — дать этот удобный инструмент предпринимателям в других странах, где онлайн-образование растёт так же быстро, а вместе с ним растёт и потребность в автоматизации связанного с онлайн-образованием микробизнеса.
Мы трезво оценили свои возможности, сравнив наши продукты с тем, что есть у конкурентов в других странах. Вердикт: да, вполне конкурентоспособны.
После исследования многих направлений мы решили фокусироваться на четырёх странах — Бразилии, Индии, Испании и Германии. Однако события, которые принёс в мир первый квартал 2022 года, заставили нас отказаться от последней, а все «испанские» наработки переориентировать на испаноговорящие страны Латинской Америки. При этом наши планы на Бразилию стали ещё серьёзнее.
Выбирая направления, мы придерживаемся некоторых принципов. Чтобы быть перспективной для нас, страна должна быть:
- с большим населением;
- с большим разрывом между богатыми и бедными;
- не США и не Китаем.
Пройдёмся подробнее по пунктам. С населением, думаю, понятно: больше людей — больше потенциальных клиентов — больше доход. Чтобы войти на рынок страны, нужно вникнуть в её культуру, законы, прочие местные особенности, открыть локальный офис — в общем, тут большие константные издержки. Не хочется идти на них ради маленькой потребительской базы.
“
Второй пункт интереснее. По моим наблюдениям, онлайн-образование — это всегда попытка улучшить свою жизнь. Дополнительное профессиональное образование — чтобы найти более высокооплачиваемую работу. Фитнес — чтобы поддерживать себя в тонусе и работать эффективнее. Искусство и хобби — чтобы как следует отдохнуть от работы, а на следующий день взяться за неё с новыми силами.
Ну, разумеется, это утрированно: не всё сводится к деньгам. Однако общая тенденция такова. Даже вебинары по астрологии — в конечном счёте тоже попытка (пусть и несколько… своеобразная) улучшить свою жизнь.
Соответственно, люди более мотивированы получать образование онлайн там, где сильнее имущественное расслоение, где больше этажей, по которым можно проехаться на социальном лифте. Поэтому в стратегии международного развития мы делаем ставку именно на такие страны.
Осталось разобраться с третьим пунктом. США — весьма привлекательный рынок. И менно поэтому на нём уже много хороших продуктов и очень много денег в маркетинговых бюджетах. Попытка выйти на рынок США — игра с высокими ставками и непредсказуемым результатом. Мы люди неазартные и в такое играть не будем. Пока.
Китай — очень закрытая страна для внешних IT-продуктов. Там предпочитают импортозамещать и делают это на удивление успешно. Пробиваться на китайский рынок — всё равно что долбить Великую Китайскую стену. Можно попробовать, но эта цель точно не из топ-10.
Летаешь — значит растёшь
Наверное, все помнят тост про совпадение желаний и возможностей. За последние годы у нас выросли и возможности, и желания.
Если сравнивать GetCourse с растением, то мы сейчас — странный гибрид бамбука и укропа. С одной стороны, у нас идёт бурный вставочный рост: уже имеющиеся подразделения увеличиваются в размерах, приходят новые сотрудники. Чтобы устремляться ввысь, нужно наращивать живую массу. С другой стороны, на верхушке этого бамбука постепенно распускается «зонтик» из разных стран. В каждой стране, где мы планируем вести бизнес, должна быть некая локальная команда — skeleton crew, как говорят англичане.
Я уже говорил про международные планы, но, видимо, придётся сказать ещё немного. Разумеется, когда берёшься за такой амбициозный проект, хочется как можно меньше наступать на грабли и изобретать велосипеды. Поэтому ещё до того, как начать что-то делать в этом направлении, мы стали учиться на чужом опыте. Искали российские компании, которые уже вышли на международный рынок — успешно или не очень. Связывались с их основателями или менеджерами, просили поделиться опытом. Успели пообщаться, кажется, с семью отечественными компаниями, среди которых JivoSite, InDriver и Dostavista. Узнали очень много полезного.
“
В частности, что даже в век удалёнки важно физическое присутствие. Нельзя начать вести бизнес в другой стране, общаясь только через Зум. А если мечтаешь однажды увидеть там свой бизнес большим и процветающим, обязательно нужен маленький, но гордый локальный офис. Техподдержка, менеджер по продажам и ещё кто-то главный над всем этим — так сказать, кантри-менеджер.
Впрочем, одного кантри-менеджера на месте недостаточно. У него ещё должен быть двойник — кантри-менеджер в головном офисе, который с руководством и другими такими же «головными» кантри-менеджерами общается, обменивается опытом, прорабатывает стратегии. Вот такая у нас выработалась организационная структура после общения с представителями других компаний. И пока что она работает неплохо.
Кстати, ещё одна причина, по которой нужно иметь локальный офис, — это доверие. У бизнес-партнёров из другой страны неизбежно возникает вопрос: а можно ли с этими людьми иметь дело? Если есть локальный офис — это сразу +20 очков доверия. Потому что хотя бы ясно, где искать виноватых, если что-то пойдёт не так. Шутка (но не совсем).
Помимо «международных» отделов, быстрее всего у нас растут техподдержка и отдел разработки. Техподдержка растёт пропорционально количеству клиентов, отдел разработки — пропорционально числу планируемых продуктов, фич и доработок. В 2021 году отдел разработки вырос в два раза. В 2022-м мы планируем снова его удвоить. Если задуматься, ботаническая аналогия со вставочным ростом была не самой удачной. Возможно, лучше подошёл бы митоз.
«А можно всех посмотреть?»
Недавно мы запустили очень важный продукт — маркетплейс онлайн-курсов. Прежде мы предоставляли авторам всё необходимое, чтобы они могли создавать и продавать свои онлайн-продукты, однако последние существовали как бы сами по себе: у каждого отдельный сайт и отдельная рекламная кампания. А теперь будет единый хаб, где любой человек, который уже решил учиться, но ещё не определился чему и у кого, может выбрать курс по душе.
Для школ, которые в прошлые годы столкнулись с подорожанием трафика, а в этом и вовсе лишились основных рекламных каналов, маркетплейс может стать отличным новым способом привлекать клиентов, причём гарантированно рентабельным. Авторы онлайн-курсов размещаются на нём бесплатно и только отдают процент с тех учеников, которые пришли с маркетплейса и совершили покупку. Получаем win-win: у школ сходится экономика, а ученики получают удобный инструмент для выбора.
Впрочем, не только ради маркетплейса удваивается наша команда разработчиков. Менее заметная, но даже более важная задача — масштабирование существующих сервисов. Растут клиентская база и нагрузка, увеличивается географическое разнообразие. Наши разработчики неустанно трудятся над буквами C и A из CAP-теоремы, чтобы петабайты данных могли как можно быстрее и надёжнее дойти до адресатов.
Свой 1С с блэкджеком и блок-схемами
Откуда у нас берутся петабайты данных? Основная часть контента — разумеется, видео. Записи вебинаров и прочий видеоконтент занимают примерно 60 % файлового хранилища, и это только исходники: видео, нарезанное на чанки, хранится отдельно. Менее очевиден другой тип контента, занимающий огромный объём, — домашние задания студентов. Отдельно взятое д/з может быть не таким уж большим, но студентов много.
Впрочем, объём не главная проблема. Есть категория данных, которая занимает не так много физической памяти, однако ставит перед нашими разработчиками много интересных (и сложных) задач. Это данные CRM-процессов. Там огромное количество записей, прирастающее на 80–100 миллионов в сутки, и их нормализованное хранение и обработка — тот ещё челлендж.
Клиенты говорят, что GetCourse «неисчерпаем, как атом». Наша система менеджмента курсов очень мощная и гибкая, возможно, в чём-то даже избыточно. Когда мы анализировали потенциальных конкурентов за рубежом, обратили внимание, что многие из них обладают лишь очень небольшой долей возможностей GetCourse. Но при этом им удаётся как-то удовлетворять запросы клиентов и вполне успешно вести бизнес.
“
Наша же система создана с таким расчётом, чтобы удовлетворять любой запрос клиента. Есть и собственный видеохостинг, и файлхостинг, и свой сервис почтовых рассылок, и стриминговый сервис, и конструктор сайтов. И разумеется, CRM-система.
Этой системой мы особенно гордимся в плане мощности и гибкости. Точнее, как хорошие родители, мы гордимся всеми своими детищами, но конкретно об этом интереснее всего рассказывать. В нашей СRM есть визуальный редактор, где можно создавать сколь угодно сложные процессы взаимодействия с клиентами в виде блок-схем. Есть готовые блоки для базовых операций (например, отправка электронного письма), из которых строятся алгоритмы. Есть блоки для организации ветвления, циклов и прочей «Тьюринг-полноты». Фактически это язык визуального программирования.
Забавный факт: благодаря GetCourse появилась целая новая профессия. Как вы уже поняли, система достаточно сложная, и многие авторы курсов не хотят разбираться в ней самостоятельно, а обращаются за помощью к специалистам. И у нас есть собственный курс, где готовят специалистов, которые потом помогают авторам настраивать процессы для их курсов. Такая вот рекурсия.
“
Чем-то наша CRM похожа на 1С: есть платформа и специальные люди, которые её конфигурируют для конкретных задач. Но есть большая разница: с 1С работают люди, которые понимают, что они программисты. А те, кто работает с нашей платформой, фактически занимаются программированием, но зачастую сами того не осознают. Для них это построение диаграмм из блоков.
Ещё один забавный факт: в CRM-системе есть блоки, выполнение которых производится людьми. Когда алгоритм доходит до такого блока, менеджеру по работе с клиентами автоматически ставится задача — допустим, позвонить кому-то. Он выполняет её, а затем вводит в систему результат. Таким образом, человек оказывается формальным исполнителем алгоритма, как черепашка в turtle graphics. Если это не киберпанк, то что тогда киберпанк?
Впрочем, шутки шутками, но мы осознаём тот факт, что сложность наших систем поначалу может дезориентировать автора курсов. И активно работаем над тем, чтобы сделать системы более дружелюбными к начинающему пользователю.
Кот Шрёдингера: вид изнутри
Есть вопросы, на которые невозможно ответить «да» или «нет» без каких-то дополнительных данных. Например, нельзя узнать, жив или мёртв пресловутый кот, не открыв коробку и не ознакомившись с её содержимым. Ещё один такой вопрос: интересно ли у нас работать? Ответ на него также зависит от содержимого коробки. А именно — черепной коробки разработчика.
Мидлы, особенно начинающие, часто любят играть с технологиями и архитектурами. Место своей работы они рассматривают как полигон, где можно опробовать что-то новенькое. Говорят, что учёные — это люди, которые удовлетворяют собственное любопытство за счёт налогоплательщиков. В каком-то смысле разработчик — это человек, удовлетворяющий своё любопытство за счёт работодателя.
В GetCourse мы подходим к разработке с разумным консерватизмом. Мы открыты для нового, но только в том случае, если уверены в его необходимости. Мы не станем переводить проект на микросервисы, просто чтобы посмотреть, что получится, и использовать новый язык из-за того, что о нём вышла статья на Medium. Наш основной стек (PHP/MySQL) тот же, что и в год основания компании. Правда, поверх этого успели добавиться Kafka, ClickHouse и прочие RabbitMQ — но опять же только тогда, когда в них появилась необходимость.
С технологиями можно поиграть во многих местах, а у нас есть другие, более редкие игрушки. Во-первых, это интересные и разноплановые задачи. Разработчики часто идут к нам, а не в крипту или бинарные опционы, потому что у нас есть задачи и проекты на любой вкус: и уже упоминавшаяся CRM-система с её визуальным редактором, и конструктор сайтов, и хостинги, и аналитика — выбери своего покемона.
Вторая игрушка, которая есть не у каждого, — это масштабы и нагрузки. Любой язык программирования можно опробовать дома, но не у каждого дома есть петабайты видео, которые надо оперативно обрабатывать. С выходом на международный рынок добавились ещё некоторые интересные вещи — например, интеграция с десятками платёжных систем по всему миру. Как показывает практика, именно такие игрушки интереснее сеньорам и опытным мидлам, которые уже достаточно экспериментировали с технологиями и теперь хотят экспериментировать с решениями.
“
Если слегка удариться в философию, то наш общий принцип — не усложнять без необходимости, но при этом не упрощать до такой степени, чтобы это аукнулось в будущем. Мы ничего не делаем «на вырост», но всегда предусматриваем саму возможность роста. Не влезаем в технический долг, а берём «технический кредит» на максимально выгодных условиях. И когда приходит пора изменить архитектуру или использовать новый инструмент, это, разумеется, больно, но мы стараемся сбалансировать эту стратегически неизбежную боль тактическими выгодами.
К рабочим процессам мы этот принцип тоже применяем. В разработке используем не очень модную, но простую и эффективную методологию «Пиши код». Вместо того чтобы тратить время на ежедневные митапы и пляски у канбан-доски, разработчики тратят его непосредственно на написание кода.
Ещё у нас нет многоуровневых собеседований, головоломок в стиле Google и тестовых заданий на дом. Час, максимум полтора — и мы делаем оффер. Или не делаем, но в любом случае говорим об этом сразу, никаких «мы вам перезвоним». Мы ценим своё и чужое время.
Резюме можно отправлять на recruiting@getcourse.ru
И про онлайн-образование в целом, и про опыт нашей компании можно рассказывать бесконечно, однако поля этой рукописи слишком узки. Напишите в комментариях, о чём бы вы хотели узнать подробнее из нашего следующего поста.