Термин «выгорание» вошёл в мою жизнь как-то неожиданно. Работал я. Работал много лет: сначала кодил, потом свои проекты делал, команды собирал, бизнес налаживал… И тут — Бац! Куча мемов на эту тему во всех связанных с IT-ресурсах. Не знаю, то ли я в какой-то тундре жил, то ли тундра жила во мне. Но да ладно: мемы почитал, поржал и забыл. А тут неожиданно этот термин вошёл в обиход моих ребят. Где-то как бы в шутку, где-то в серьёз. А мы все знаем: в каждой шутке есть доля шутки, а остальное — чистая правда. 

Это начало влиять на рабочий процесс. Простые задачи стали требовать больше ресурсов, некоторые затягиваться на ровном месте. Люди начали чувствовать себя дискомфортно. При этом я заметил, что чем моложе команды (в плане рабочего стажа), тем больше тема выгорания поднималась и тем активнее в них стали развиваться проблемы. 

Признаюсь, поначалу я закипел. Для меня было очевидно, что проблемы элементарны. Время и ресурс, которые уходят на разговоры про выгорание, можно было потратить на их решение, и проблем бы просто не было. Для меня это выглядело так: люди сами себе создали проблемы, а теперь говорят, что им дискомфортно. Накатил типичный сеньорский снобизм: 

«Вот я в своё время по 10 часов работал без выходных и отпусков. Скучные проекты пилил, ночью на проде хотфиксил и т.д. и т.п. У ребят же условия другие: график нормированный (авралы, конечно, бывают, но всё в рамках), переработки оплачиваются х1,5-х2 (всё по ТК), проекты интересные. Премии! Отпуска! Работа, блин, командная! Не как дурак сидишь и всё в одного пилишь, а в коллективе ответственных товарищей. Какое, мол, выгорание? Я вам сейчас расскажу про выгорание!» Ну и прочая блажь в том же духе.

Впрочем, внутренняя сеньорская обезьяна перебесилась, и включился мозг. На всякий случай перепроверив график отпусков, выплаты зарплат и всякие наши бонусы (а то вдруг я чего-то не знаю) и убедившись, что интересные проекты никуда не делись, я затаился и начал пристально наблюдать за этим явлением. 

Пока я наблюдал, ещё успел проявить экспертность :) и посёрфил интернет. Естественно, я наткнулся на всякую блажь вроде «40 инсайтов противодействия выгоранию» и прочую инфоцыганщину. Товарищи, ответственно заявляю: любой мануал на эту тему, где заботу о выгорании предлагают поручить HR или ИИ (он же Искусственный Идиот) — надо срочно сжигать! Ниже я объясню почему. 

Но всё же выгорание включено в Международный Классификатор Болезней, который выпускается ВОЗ, а значит, это дело и профессиональных сообществ. Я изучил как первые работы (инфоцыганские), так и профессиональные труды, и сопоставил их со своими наблюдениями за коллективом. А также успел провести практические опыты и получил важную практику, которой хочу поделиться с тимлидами и менеджерами проектов. 

Начнём с инфоцыган

Для начала определяем, что статья «цыганская». Как? Очень просто! Вас будут убеждать, что выгорание — это про усталость, обесценивание и токсичность атмосферы. Чем больше подобных терминов, тем более глупой кажется каждая такая статья. В качестве выхода из выгорания они будут предлагать: больше отдыхать и ходить на массаж. К сожалению, такая постановка вопроса не просто бесполезна в практическом плане, но и напрямую вредна. На всякий случай поясню: я только «за», чтобы люди больше отдыхали и ходили на массаж, но мои практические наблюдения говорят, что это не помогает. Я несколько раз наблюдал, как выгоревшие или близкие к этому сотрудники ходили в полноценный отпуск, где их никто не трогал, но возвращались в ещё большем стрессе. То есть проблемы вроде перегрузки, несомненно, способствуют выгоранию, но, на мой взгляд, не являются его причиной. При этом, если сотрудник нашёл в «цыганской» статье обоснование своего стресса через обесценивание или токсичность, он… будет искать это во всём, даже если в реальности этих явлений нет. А не найдя ничего, он будет создавать эти явления самостоятельно, тем самым увеличивая свой стресс и создавая его для окружающих. Доходить может до смешного: похвала одного сотрудника воспринимается как обесценивание работы другого. Начитались умных слов, блин :)

Гораздо более полезную информацию я нашёл в научных работах (какая неожиданность!). Мне очень понравилась одна диссертация[1]. Можно даже сказать, что я нашёл её эмпирические подтверждения в своей компании. Простая магистерская некого Вейбера Н.Ю. устанавливает прямую корреляцию между конфликтной компетенцией и выгоранием в командах. И из моего опыта: элементарное разъяснение сотрудникам термина «Рабочий конфликт» и объяснения простейших методов работы с ним снимает выгорание, как зелёнка микробы. Итак, перейдём, наконец, к практике и инструментам.  

Что такое рабочий конфликт, и как он влияет на выгорание?

Сразу скажу, что я не конфликтолог. Всем, кто хочет научной теории, необходимо обратиться к профессионалам в этой сфере. Я же всего лишь делюсь личными идеями, наблюдениями и практическими выводами.

И я определяю рабочий конфликт как конфликт, который возникает между двумя и более людьми, находящимися в функциональных ролях. То есть это конфликт не между Машей и Петей, а между разработчиком Петей и менеджером Машей. При этом Маша и Петя могут быть друзьями, вместе ходить на тусовки и играть в онлайн игры, но конфликтовать именно как разработчик и менеджер. 

Хочу заметить, что личные дружеские отношения могут только усугубить рабочий конфликт. К примеру, Маша может постесняться указать Пете на недостатки в его работе именно из-за дружеских отношений или тем более лишить части премии. Как так-то? Они ведь друзья! При этом, если руководитель вроде тимлида или менеджера работает в парадигме «начальник — подчиненный» и может просто «держать дистанцию», то каждому сотруднику это не объяснить.

Соответственно, в моём понимании личный конфликт — это уже конфликт непосредственно между Машей и Петей. При этом каждый нерешенный рабочий конфликт со временем перерастает в личный. Как отличить? Очень просто. Пока конфликт ещё рабочий, Петя будет говорить «у нас плохой менеджмент». Когда конфликт личный, Петя скажет «Маша дура!». 

Очень интересным способом рабочий конфликт превращается в личный, если Маша и Петя — друзья. Тогда они совместно решат, что дурак, к примеру, технический директор. Будучи вообще не замешанным в этой истории, он может очень удивиться :)

Разберём, как это работает на конкретном примере: Вот у нас есть два разработчика в молодой небольшой команде человек на 5-10. Один, допустим, бэкендер Иван, другой фронтендер Миша. Фронтендер осуществляет интеграцию с API, которое сделал бэкендер. Говоря по-простому, работа Миши зависит от работы Ивана. Менеджер на обоих давит по срокам выполнения работ. Иван под давлением сроков выпускает свою часть работы с набором ошибок. То есть в целом всё работает, но то тут, то там нужны небольшие исправления. И Иван такой говорит Мише: «ты обращайся, если что, я поправлю». И всё бы хорошо, только такой расклад дел повлияет на работу Михаила. И из-за этих «правок» он не успеет сдать свою работу вовремя. И тут возникает рабочий конфликт:  либо Михаил возвращает работу Ивану, и тогда получается, что Иван не справился, либо уже не справится Михаил.

Ну во-первых, Иван вообще не должен так поступать. Если ты по каким-то причинам не можешь справиться с задачей, это необходимо выносить на менеджера или старших товарищей, а не перекладывать свои проблемы на других. Но если уж Иван так поступил, Михаил не должен начинать свою работу в такой ситуации. Уже Михаил может вынести это на менеджера, и они могут найти несколько решений. К примеру: увеличить срок для Михаила, вернуть Ивану на доработку, разобраться, в чем трудность у Ивана с тем, чтобы сделать работу качественно, и так далее. Да может быть, просто оценка задач была сделана неверно! 

Но если они не умеют адекватно разрешать такие ситуации, может возникнуть несколько плохих сценариев. Самый плохой из них как раз возникает тогда, когда Михаил молча берёт это всё в работу, потому что не хочет конфликтовать с Иваном. Тогда такой конфликт становится скрытым (о нём не знает никто, кроме Ивана и Михаила). Эту историю может пропустить даже опытный менеджер, не говоря уже о неопытном. Когда в команде накапливается множество таких скрытых конфликтов, вся работа превращается в сплошные переработки и прочий производственный ад. То есть, на мой взгляд, те проблемы, о которых пишут в статьях про выгорание, являются симптомами, и лечить их бесполезно. Заливать их деньгами и бонусами — это просто удерживать человека в дискомфортных для него условиях. А причина — это именно такие вот скрытые рабочие конфликты, которые могут сделать нерабочим любой, даже самый лучший процесс. 

Дисклеймер для Эффективного Менеджера Совы: платить людям хорошие деньги и организовывать различные бонусы обязательно надо! Люди должны чувствовать отдачу от своего труда, тогда вы с ними будете работать долго и счастливо. Но заливать деньгами нерешенные рабочие конфликты — это значит надежно закрутить крышку скороварки, которая потом обязательно взорвется.

Итак, ещё раз. Для команды было бы гораздо полезнее, если бы Михаил открыто поругался с Иваном. Тогда к этой проблеме было бы привлечено внимание, и появился бы какой-то шанс её решить. Но надо ли ругаться с коллегами из-за рабочих конфликтов? Нет! И ещё раз нет! Давайте поговорим, как их решать.

Как решить рабочий конфликт?

Рабочий конфликт необходимо решать в двух плоскостях. В организационной и в личной. Именно поэтому вы не можете переложить их решение на HR. Грамотный отдел HR, который занимается не только рекрутингом, но и работой с коллективом, может поддерживать общую атмосферу, не более (но и не менее). 

Итак, приведем пример организационного решения описанного конфликта между Иваном и Михаилом:

  1. Самый простой вариант — «в лоб»: поставить между ними тестировщика, который проверял бы работу Ивана, прежде чем она пойдет дальше. Но мы находимся в рабочем конфликте, и это может быть недостаточно. Иван может легко перенести конфликт на тестировщика. 

  2. В дополнение к этому действию нужно проработать конфликт и с Иваном, и с Михаилом: элементарно объяснить Ивану, что он не должен провоцировать такие ситуации, и обязательно дать ему организационные решения его проблемы. Просто сказать «так больше не делай» не получится. Возможно, Ивану попали сроки, оцененные мидлом, а он — джун. Надо понять, как так получилось, устранить дальнейшую возможность повторения и объяснить, что в случае повторения проблемы он должен обращаться к тимлиду.

  1. Михаилу же необходимо объяснить, что если он будет брать такие задачи в работу, это:

  1. Медвежья услуга для Ивана.

  2. Губительно для проекта.

  3. Губительно для самого Михаила.

Проблема в том, что рабочие конфликты склонны складываться в цепочку. Пытаясь решить конфликт, мы можем выяснить, что Тимлид ведёт себя агрессивно по отношению к подчиненным, с ним невозможно обсуждать сроки. Что ж, похоже, у нас следующий конфликт. Переходим к нему :)   

Также важно понимать, что люди должны быть мотивированы на решение конфликта. Ивану может быть вполне комфортно в его ситуации. И вам придется ему объяснить:  так работать дальше не получится, потому что проекту нужен конечный результат, а не это вот всё с перекладыванием ответственности. Как определить, комфортно ли Ивану? Ведь он в любом случае будет рассказывать всем, как ему плохо. Очень просто — судите по делам, а не по словам. Если человеку плохо на рабочем месте, но он сопротивляется любым попыткам улучшения, значит, его на самом деле всё устраивает. 

Вывод

В общем, вас ждёт много, очень много one-to-one мероприятий. Или что, думали этим только HR должны заниматься? :) Разговаривайте с людьми — разговаривайте лично. С толпой в этом смысле говорить бесполезно.

Самое главное — это не злиться на людей. Всё, что я пишу выше, для меня давно очевидно. Но приходится объяснять очевидные вещи раз за разом — это жизнь. Поверьте, если хорошо подумать, вы поймете, что кто-то очевидные вещи объясняет вам :)

Но, если вы потратите достаточно усилий и распутаете большинство конфликтных цепочек, вы увидите как на работе станет спокойно, переработки резко сократятся, а люди станут чаще улыбаться :)

Выгорание, на мой взгляд, — это следствие накопившихся рабочих конфликтов. Они создают невозможные условия работы даже при внешнем благополучии. Переработки и прочие проблемы — это симптом. «Вылечить» его можно только системным устранением конфликтов.

Также очень важно понимать, что здоровая команда решает конфликты самостоятельно. Менеджеры и тимлиды нужны для настройки, но они не должны судорожно бегать по команде, решая те или иные проблемы. На худой конец, в запущенных случаях они могут выступать модераторами. Так что здесь ответственность совокупная: с одной стороны, руководитель должен организовать работу так, чтобы у команды были знания, как грамотно разрешить рабочий вопрос / конфликт; с другой стороны, команда должна ими активно пользоваться.

Всех благ и здоровых рабочих отношений! :)

P.S. 

[1] — Ссылка на диссертацию: clck.ru/bFsYs

Комментарии (39)


  1. dmitriyrudnev
    14.06.2022 12:20
    +1

    Хорошая и нужная публикация! В разделе «Как решить рабочий конфликт?» я бы предложил ещё ввести термин «медиация конфликта». По этому запросу можно найти много полезной информации по разрешению конфликтов


    1. mpudalov Автор
      14.06.2022 14:17
      +2

      Спасибо за тёплый отзыв! Медиация отдельная тема, я сейчас специальную практику тестирую в компании. Как будет подтвержденный результат - планирую рассказать.


  1. amarao
    14.06.2022 13:05
    +21

    А чем докажете, что это - не инфоциганщина?


    1. mpudalov Автор
      14.06.2022 14:19
      +3


    1. Hrodvitnir
      15.06.2022 13:04
      +1

      Цыганщина как правило оперирует абстрактными понятиями, которые ты просто так не проверишь. Типа "выпал из ресурса", а как обратно в ресурс сотрудника запихнуть не говорит, а если вдруг запихнул и не помогло, то значит не совет плохой, а запихнул не так. Еще как пример идут разговоры про всякие там обесценивания, и что выгоревший золотко, а кругом все дураки (ну как в статье примерно говорили).

      А в статье же вам привели ссылку на исследования и дали вполне конкретные проверяемые вещи:)


  1. Lizardinius
    14.06.2022 14:07
    +9

    Позвольте высказать некомпетентное мнение непрофессионала.
    Как тут не выгореть, когда разработчики буквально живут своей работой и ничего кроме этого не видят и не хотят видеть, ведь час их жизни это столько то $ и лучше все возможное делегировать, а самому делать $, повышать эффективность, учиться новому (что безусловно необходимо, но в меру).
    Первый шаг, и возможно единственный требуемый — найти хобби кроме работы. Форд может и в чём то прав был, когда говорил что лучшая работа это оплачиваемое хобби, но если у вас только одно хобби и оно уже даже и не хобби вовсе, а утомительная рутина, то проблемы гарантированы и неизбежны.
    Если новое хобби на помогло, сходить к компетентному психологу, вдруг это не просто какое-то выгорание.


    1. mpudalov Автор
      14.06.2022 14:21

      Сходить к психологу и найти хобби - хороший совет. Сам так и поступаю :) Но условия в коллективе тоже необходимо обеспечить.


  1. shmelevdi
    14.06.2022 14:12
    +21

    Выгорание, на мой взгляд, — это следствие накопившихся рабочих конфликтов.

    Ой не всегда.
    Выгорание, на мой взгляд, чаще всего рождается из энтузиазма с которого нет отдачи, хронической усталости и стресса.

    Например: по кайфу с интересом закрыл спринт за день и все такие "а.. ну ок".
    Или когда таски ставят со сроком "вчера" и постоянно подгоняют, и ты даже сделал, а в конце "ну ок".
    Когда по 12-15 часов в сутки работаешь также по кайфу и дико устаешь, но не можешь соскочить с этого со словами "ща починю тут и потом спать, не засну пока не доделаю".
    В конце концов переутомление начинает давить на чувство "нереализованности" и ты больше не можешь ничего делать: ни лежать, ни сидеть, ни кодить, ни спать, ни есть.
    Мне кажется это так работает.


    1. mpudalov Автор
      14.06.2022 14:25
      +2

      Это правда, вы хорошо описали внутренее состояние. Но у меня как руководителя сразу вопросы к организации в команде - человек закрыл спринт за день, а ему "ну ок"? А где премия или повышение зарплаты? Где не материальные вознаграждения? Если всего это нет, - что-то явно не так.

      Про срок "вчера" вообще молчу. Здесь явно какой-то конфликт, к примеру с руководителем, который ставит такие замечательные сроки.

      Работа по 12-15 часов в сутки - это тоже трэшак. Как так получилось? А менеджер это нормально воспринимает?

      В общем я под описанным вами состоянием вижу как раз рабочие конфликты, проблемы в команде или на предприятии, которые и приводят к такому состоянию.


      1. Aprsta
        14.06.2022 17:48
        +6

        где премия или повышение зарплаты? Где не материальные вознаграждения? Если всего это нет, - что-то явно не так.

        Ну вот, выяснились еще две проблемы потенциально приводящие к выгоранию: невнимательный менеджмент и жадное руководство. Помножаем на работоспособного и непритязательного/скромного сотрудника и получаем выгорание. Или эту ситуацию тоже стоит воспринимать как рабочий конфликт? Если так, тогда термин мне кажется черезчур широким и включает в себя и некомпетентность сотрудников, и жадность руководства, и открытые конфликты, и вообще все рабочие проблемы)


        1. mpudalov Автор
          14.06.2022 20:44

          С моей точки зрения рабочий конфликт - это просто мыслительный инструмент. Его можно приложить к чему угодно, хоть к отношениям с кошкой. Вопрос в целесообразосности.

          В общем от жадного начальника просто стоит уйти. Но если ситуация сложнее - а на практике она часто сложнее - этот мысли-инструмент помогает решить цепочку взаимосвязанных проблем.


        1. zamsisadmin
          16.06.2022 08:45
          +1

          Работая в тех поддержке возможно столкнулся с таким, кажется что тоже выгорел, хотя не знаю.

          Задачи почти всегда однотипные, одинаковые практически. Нет понимания куда расти, и особо не дают этой возможности, как в техническом плане, так и по грейду, к примеру на позицию старшего. хотя показываешь готовность принять больше обязанностей. Остутствие каких либо нормальных условий для работы, особенно смотришь когда коллеги сидят в комфортном офисе со всеми условиями, а тебе приходится работать в каморке склада который зимой никак не отапливается, да я конечно понимаю что я не такой ценный сотрудник как разработчик или тестировщик и т.д. но ребят, нужно же хотябы чем-то покрывать эти издержки или создавать условия более лучшие (а у тебя даже ДМС урезанный по сравнению с другими). Когда говоришь что объеков которых ты обслуживаешь все больше и наймите еще хотябы одного человека, но тебя кормят завтраками. Когда просишь компенсировать траты на транспорт, а тебе в ответ: все включено в твою зп, хотя ты переходил на эту позицию с другой где нужно было работать в одном месте и зп не изменилась, график там был выматывающий, суточные дежурства. Да, потом на ревью сделали прибавку сказав что в нее включены затраты на транспорт(пару тысяч прибавили). Все привело к тому что мозг начал деградировать и я решил просто уйти, найдя другую работу. Но кажется что до сих пор не восстановился. Может конечно все дело и во мне, не знаю. Ощущаю порой себя не своем месте


      1. F0iL
        15.06.2022 09:25
        +7

        С точки зрения менеджмента, если человек закрыл спринт за день, то это означает, что сложность задач переоценили, и поэтому вместо повышения зарплаты и премии он просто получит больше работы в следующем спринте.


      1. Maximov_psy
        16.06.2022 07:49
        +1

        Простите, а вам не кажется, что в процессе написания статьи (или проведения всего исследования), у вас проявился эффект Пигмалиона?

        Я по себе знаю, насколько велик соблазн впасть в очарование своего продукта, но тем важнее держать себя в трезвом уме и здравой памяти)

        Рабочие конфликты - это важный фактор, в этом нет сомнений. Но можно выгореть не только на работе. И можно выгореть даже на любимой работе. Не стоит отбрасывать иные сферы жизни.


    1. Alatena
      17.06.2022 10:32

      Вы описали работу в школе. :)

      Не то что "ну, ок", а ещё и родителям приходится доказывать, что все "ок", или то, что "не ок" - не твоя вина.


  1. grokinn
    14.06.2022 15:08
    +11

    Выгорание подобно паровозу без угля. С одной стороны вот тебе рельсы, шпалы и свободный путь, а с другой стороны без угля приходится толкать паровоз руками, а это тяжело и долго. И самое главное владелец рельсов мало чем может помочь, разве что смазать рельсы вазелином чтобы толкать было удобнее.


  1. raamid
    14.06.2022 15:12
    +3

    На мой взгляд, основная причина выгорания - внутренняя оценка результатов работы, когда при всей важности и нужности работы человек чувствует что если он будет сильно стараться, то будет "плохо", а если будет просто стараться то будет "очень плохо". В этом случае действительно опускаются руки и никакого желания что-либо делать.

    В свою очередь, негативная внутренняя оценка может быть результатом внешней оценки, когда человека только ругают и игнорируют все хорошее что он делает. А может быть результатом перфекционизма, когда все что не идеально == "очень плохо". А еще, человек может привыкнуть к внешней хорошей оценке и она перестанет вызывать у него эмоциональный отклик, необходимый для сохранения мотивации.

    Ну и естественно, не следует сбрасывать со счетов то, что внешняя оценка может быть объективной и это сигнал к тому, что есть над чем поработать в плане развития своих скиллов.


  1. FrolVII
    14.06.2022 15:56
    +4

    Проще говоря, если рассматривать "выгорание" в рациональном контексте, то оно, неожиданно, из какой-то эфемерной психологической проблемы превращается во вполне понятный и обоснованный выбор индивида.

    Отбросив мишуру (простите), вроде "командного духа", "чувства сопричастности результату", etc., можно утверждать, что человек ходит на работу лишь потому, что его устраивает соотношение зарплата/нагрузка; при этом нагрузка должна быть меньше какой-то критической величины, вне зависимости от зарплаты. Описанный вами конфликт всего лишь один из примеров повышения нагрузки на отдельно взятого сотрудника из-за сбоев тех или иных производственных процессов. Катализатором "выгорания" может выступать с таким же успехом все что угодно, причем даже оставив знаменатель в нашем соотношении неизменным, мы можем обеспечить "выгорание" уменьшением числителя. С помощью уменьшения (относительного) числителя, например, "выгорали" военные, врачи и учителя в 90-е (да и инженерные кадры тоже).

    Когда, кстати, подобные проблемы становятся системными для того или иного типа производств, и работник, сменив место работы, обретает на новом месте все тоже самое - в этом случае, разочаровавшись "во всем", он начинает искать уже не новое место работы, а варианты смены рода деятельности. Вплоть до строительства фермы в глухомани ).

    Та же проблема сроков может, кстати, оказаться следствием проблемы стоимости. А увеличение стоимости может сделать продукт/услугу неконкурентными. И тогда "выгорать" начнет уже сам хозяин бизнеса. И закончиться это может сворачиванием производства, либо, как вариант, организацией "текучки" на наиболее нагруженных позициях (усиливаем поиск новых работников, понимая, что они в любом случае "выгорят" через пол года - год) . И тогда у вас получится некая фабрика, за счет поставленного на поток "выгорания" сотрудников предотвращает ваше собственное "выгорание" )))


    1. Maximov_psy
      16.06.2022 07:53

      Оффтопиком напишу, что не стоит путать "продукт психологосодержащий" с научной психологией. То, что вы описываете, изучает психология труда и организационная психология, а также инженерная психология.

      При этом, подходить совсем сухой математикой тоже не корректно. В 19 веке к исследованию мотивации подходили подобным образом, думая, что человек просчитывает все переменные в своей жизни, выбирает наиболее выгодное для себя соотношение и это его мотивируют. Дальнейшие эмпирические исследования показали, что это не является истиной.


  1. Newbilius
    14.06.2022 16:02
    +9

    TL&DR
    Q: Выгорание — блажь лентяев, заработок коучей или производственная проблема?
    A: Да.


    1. ionicman
      14.06.2022 16:52
      +1

      Это на самом деле в обе стороны работает - ибо лень по отношению к себе - это тоже лень)

      Лень переключаться, лень начать ходить в качалку, лень выйти прогуляться, лень не смотреть лайкосики и не читать ленты, лень найти хобби и тд.

      А потом ой.

      Но бОльшая часть людей, которые громче всех кричали про выгорание на мой памяти - это были либо лентяи либо коучи, на лени паразитируещие.


  1. FrolVII
    14.06.2022 17:09
    +1

    Но да ладно: мемы почитал, поржал и забыл. А тут неожиданно этот термин вошёл в обиход моих ребят.

    При этом, если сотрудник нашёл в «цыганской» статье обоснование своего стресса через обесценивание или токсичность, он… будет искать это во всём, даже если в реальности этих явлений нет. А не найдя ничего, он будет создавать эти явления самостоятельно

    Кстати, написав выше довольно объемный комментарий про выгорание, начал ощущать некое ... эмм ... выгорание, что ли... )

    "Если долго смотреть в бездну, то бездна начинает смотреть на тебя" - Ф. Ницше.


    1. dreesh
      14.06.2022 19:09

      По моему там больше было. Вот нашел:

      Кто долго сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому не стать чудовищем. И если ты долго всматриваешься в бездну, то бездна начинает всматриваться в тебя.


      1. thesun2003
        16.06.2022 01:17

        Убив дракона, ты сам становишься драконом.


  1. HellWalk
    15.06.2022 11:51
    +1

    Накатил типичный сеньорский снобизм: 

    «Вот я в своё время по 10 часов работал без выходных и отпусков. Скучные проекты пилил, ночью на проде хотфиксил и т.д. и т.п. 

    Это не снобизм, это дедовщина - «мы терпели и вы терпите»

    Сведение темы выгорания к конфликтам - тоже такое себе.


  1. ivanovdev
    15.06.2022 13:44
    -1

    Статья просто как будто написана инфоцыганином, в конце не хватает ссылки на тренинги только :)))

    1. Выводим на чистую воду своих конкурентов

    2. Добавляем толику "научности" с помощью диссертаций и статей

    3. Втираемся в доверие

    4. Предлагаем лечить не симптом, а "причину" выгорания!

    5. Опа, собираем деньги на тренингах :)

    На самом деле все эти изыскания можно опровергнуть, почитав "выгорашек". Они увольняются одним днем, отдыхают месяц, устраиваются на новую работу и сразу же на ней опять выгорают. Вряд ли к этому моменту могли созреть хоть какие-то конфликты.


    1. Stragbou
      16.06.2022 06:12

      Ммм, в статье большая доля истины. А конфликты не переходят в dev/null сразу, а остаются как гештальты. Я это исследовал на себе.


  1. itooljj
    15.06.2022 14:56

    Задело про инфоцыган))) если отбросить всю форму, в которую облекают это "инфоцыгане", то фундамент один и тот же. Основа одна и та же. Люби себя, нафиг! Услышь это, тебе говорят это разными словами, разными людьми, разными способами. Воспринимаешь форму научных работ-флаг в руки! Смотришь "ютуб", запивая пивом (дорогим/крафтовым/элем/*вставьте свой вариант), тоже вариант. Ходишь к психологу - хорошо. Основа одна и та же. Без развития - нет роста. Нет роста - скука, у каждого индивидуально появляется, разница - в количестве времени, которое пойдет на на появление этой скуки. Не растешь вверх - значит растешь в сторону. #Бла-бла-бла, можно вставить ссылку на поп психологию, можно развить ветку в сторону физиологии, учесть другие переменные в этом дифф.уравнении (географическое местоположение индивидуума, климат, особенности физиологии, темперамента, политику не забываем, исторические примеры, из культуры).


  1. fizteh147
    15.06.2022 15:28

    Выгорание, на мой взгляд, — это следствие накопившихся рабочих конфликтов. Они создают невозможные условия работы даже при внешнем благополучии. Переработки и прочие проблемы — это симптом. «Вылечить» его можно только системным устранением конфликтов.

    Как человек, знакомый с Джедайскими Техниками Дорофеева и Ненасильственным общением Розенберга, имею следующее мнение: вы натягиваете сову на глобус.

    Конфликты в команде и конструктивные способы решения конфликтов - это одно. Тут поможет техника ненасильственного общения Розенберга.

    Выгорание - это совсем другое. Обычно конфликты в команде мало влияют на выгорание. На выгорание гораздо больше влияет способность правильно организовать свой рабочий режим (и рабочий режим команды). Если вас действительно интересуют возможные причины выгорания и прокрастинации, то я рекомендую к прочтению книгу Дорофеева.


    1. mpudalov Автор
      15.06.2022 15:37

      Я хорошо знаком с творчеством Дорофеева и совсем немного с ним лично (пересекались когда-то на CodeFest). Мне кажется вы попали в ловушку его яркой личности. Скажите, как конкретно Джедайские техники решают проблему выгорания в доверенном вам рабочем коллективе?

      Просто я привожу в статье ссылку на конкретное исследование, о связи выгорания и конфликтов. Может быть у вас есть какие-нибудь материалы на этот счет?


      1. fizteh147
        15.06.2022 19:36
        +1

        У меня нет доверенного мне рабочего коллектива, поэтому опираюсь на собственный опыт. В этом смысле могу с вами пообщаться насчет индивидуального выгорания (когда проблемы у каждого свои и решаются индивидуально). Складывается ощущение, что вы хотите поговорить о командном выгорании. Когда у каждого члена команды всё ОК, но вместе они как команда выгорели. Причем с вашей точки зрения в этом виноваты исключительно софт-скилы.
        На вашем же примере:

        Говоря по-простому, работа Миши зависит от работы Ивана. Менеджер на обоих давит по срокам выполнения работ. Иван под давлением сроков выпускает свою часть работы с набором ошибок. То есть в целом всё работает, но то тут, то там нужны небольшие исправления. И Иван такой говорит Мише: «ты обращайся, если что, я поправлю». И всё бы хорошо, только такой расклад дел повлияет на работу Михаила.

        Джедайские техники помогут Ивану за счет повышения личной эффективности
        1) Правильно оценить сроки.
        2) Сделать задачу раньше срока.

        И всё, конфликта не будет. Он просто не возникнет. Ну либо завершится на этапе общения с менеджером (либо на ретроспективе, либо сразу в момент срыва сроков). С реальными аргументами о том, почему тут косяк планирования и что можно исправить, чтобы в дальнейшем Ивану ставили реальные сроки для выполнения задачи.

        Просто я привожу в статье ссылку на конкретное исследование, о связи выгорания и конфликтов. Может быть у вас есть какие-нибудь материалы на этот счет?

        Вот я читаю вашу статью, и мне кажется, что она подогнана под конкретное исследование конским подгоном. Типа раз в исследовании написано что выгорание надо лечить через устранение конфликтов в команде, значит должно быть так всегда и везде, и других причин для выгорания нет. А для подтверждения вы нам несколько частных случаев накидали. И сделали обобщение.

        Только вот у выгорания может быть гораздо больше причин. И чаще выгорание наступает из-за необходимости реагировать на все события в онлайне. Это требует частых переключений и не дает сконцентрироваться на задаче толком. В итоге происходит срыв сроков. Но вы пытаетесь лечить не причину, а симптом. И натягиваете сову на глобус.

        Я вам рекомендую убрать предвзятое отношение к творчеству Дорофеева и вдумчиво осознать его рекомендации к повышению личной эффективности. Этим материалов должно быть достаточно для того, чтобы каждый из команды мог на практике справиться со своим выгоранием.
        А там и результативность команды выровняется.


  1. romxx
    15.06.2022 19:13
    +3

    По-моему пресловутое "выгорание" - это просто отсутстие дисциплины и неумение организовывать свой труд.
    Слышали ли вы хоть когда-то про выгорание у столяра, сварщика или строителя? Чтобы токарь пришел с работы такой, и сказал бы жене за ужином: "Что-то я кажется выгорел, видеть уже этот токарный цех не могу!", а она такая: "Миша, надо тебе саббатикал устроить".
    Ну, то есть конечно слесари бывает устраивают "саббатикал", потом из него выводят, да. ;)
    Но я не об этом сейчас.

    Так получилось, что я принадлежу к старшему поколени IT, я "вошел в IT" по-настоящему уже взрослым человеком, и сейчас наблюдаю несколько молодых айтишников возраста моих возможных детей. Это просто в качестве некоего пояснения того, почему я смотрю на эту историю несколько "снаружи".
    Несколько моих знакомых в возрасте "до 30" (числом более двух, но менее пяти, достаточная выборка), которых я наблюдаю, я назвал про себя "дети, воспитанные компьютером" (Ну помните же "ребенка, воспитанного дятлами"?). Это, достаточно типичные ребята, которые сейчас "элита IT", но которые при этом для меня тащат на себе целую кучу поведенчческих и социальных проблем.
    Они безусловно высокопрофессиональны в своей области, в IT, в той узкой ее части, которой занимаются.

    Но за пределами этой области "общения с компьютерами" их навыки социальной коммуникативной практики - просто катастрофа. Они не умеют разговаривать с людьми, с коллегами, с руководством. Не понимают как говорить с живыми людьми, не умеют слушать и слышать других, не умеют понятно и правильно говорить с посторонними, особенно не принадлежащими к их "кругу".

    При высоком профессионализме в их выбранной узкой области они совершенно инфантильны на бытовом уровне. И занимаясь любимым, без балды, делом, часто совершенно не могут себя ограничить какой-то трудовой дисциплиной, которая в их кругу считается чем-то чуть ли не позорным. Ходить в офис на работу, с 9 до 18?! В дресскоде?! Уходить домой в 18? Что это за каменный век?
    И в работе они выглядят как маленький ребенок, оказавшийся на кондитерской фабрике. Который будет есть конфеты, пока не покроется сыпью с ног до головы. Полнейшее неумение организовывать время, создавать условия труда, разделять рабочее и личное.

    Помню, как меня шокировало, как в компании эти ребята стали друг перед другом хвастать своим "трудоголизмом", считая это чем-то, чем стоит хвастаться. "- А я как-то проработал по 12 часов неделю! - Ну ты лох, а я 14 часов работал! - А я три хакатона подряд провел! - Ну ты крутооой!"
    А я хватался за голову, если честно. Потому что по мне трудоголизм не зря так звучит похоже на алкоголизм. И хвастаться объемами переработок, что просыпаешься ночью, чтобы до утра закрыть несколько лишних тасок, по моему это как хвалиться, какими способами и веществами ты еще попробовал убить свой организм.

    Ну и чему удивляться, что выгорание - вот оно.
    Слесарь-сборщик на конвеере, или строитель на стройке не выгорают, хотя, если без снобизма, их работа нисколько не менее, а чаще более важна для человечества, чем разработка очередной мобильной игрушки под Андроид. При том, что у тех ни слип-капсул, ни автоматов со снеками и кофемашин, ни теннисных столов и бесплатных обедов в их "офисе" нет.
    Почему? Ну потому что организация труда и дисциплина, прежде всего внутренняя, это не "каменный век" и придуманы совсем не для того, чтобы эйчары этим надоедали программистам.


    1. MTyrz
      16.06.2022 13:01

      Ну, то есть конечно слесари бывает устраивают «саббатикал», потом из него выводят, да. ;)
      Но я не об этом сейчас.
      И вы очень зря не об этом.
      Поскольку «фу, лентяй» относительно человека, работающего в основном головой, применительно к человеку, работающему в основном руками тождественно равно «фу, алкаш». Еще при Союзе, кстати, «фу, алкаш» был стандартным выходом при выгорании и для работников интеллектуального, так сказать, труда.

      Короче говоря, вы путаете две вещи: явление и идентификацию явления.


    1. sizziff
      16.06.2022 17:34
      +1

      "Слесари"(не операторы крутых ЧПУ, а простые слесари которые точат простые болты), как и остальное большинство офисного планктона, НЕ подвержены выгоранию потому что они почти с первого дня относятся к работе как к каторге. Для них не хотеть идти на работу - это естественное нормальное состояние.

      Например 100 или 200 лет назад никто не болел раком.


      1. romxx
        16.06.2022 22:21

        потому что они почти с первого дня относятся к работе как к каторге.

        Знаете, моя первая рабочая специальность в далеких 80-х была слесарь-сборщик на конвеере. Поэтому, полагаю, я знаю о рабочих специальностях непосредственно и не по страшным рассказам (как, видимо, у вас). В общем случае это не правда. И не думаю, что с 80-х что-то изменилось.

        Например 100 или 200 лет назад никто не болел раком.

        Это неправда. Не знаю, зачем вы это сейчас тут сказали.


  1. Vladimir_Chursin
    15.06.2022 21:27

    Свои 5 копеек добавлю.
    Выгорание (на мой взгляд) тесно связано как с техническим долгом, так и с ожиданием комплексных результатов труда - от материальной компенсации до уровня "признание достижений".

    Если техдолг растёт и/или комплексные ожидания так и остаются ожиданиями, то описанное в публикации явление уже где-то рядом.


  1. Torin_Asakura
    16.06.2022 10:26

    Автору гига-респект. Я примерно тож самое пытаюсь доносить до своего окружения, что "выгорание" - типичная инфоцыганщина, с которой раньше справлялись намного проще и разумнее, без всяких драм и "вынужденных отпусков"


  1. Aleks_ja
    16.06.2022 10:49

    Мне кажется, это просто частное мнение автора по одной из возможных причин выгорания. А есть ли впринципе такой научный термин "выгорание".

    У меня случилось очень сильная перегрузка именно из-за запуска своего проекта, однако команда и на основном месте работы (15 человек) и на своём (40 человек) были все заодно и абсолютно без конфликтов. Однако, если полгода спать по 4 часа, сначала позитивное мышление сходит на нет (а оттуда и вера в проект), а потом и производительность упала до 0. А негативное мышление начало сказываться и на пресс релизах. Сложилось впечатление, что в глубокой старости мозг так и будет работать на постоянной основе. Таким образом на коротких дистанциях такая взрывная производительность помогает, ведь можешь работать под 20 часов, однако потом это химические изменения в мозгу (просто моя теория).

    Не поверите, но и без инфоцыган стало ясно, что нужно больше спать. И конфликты были не причем (т.к. их просто не было).


  1. megacode
    17.06.2022 10:29

    Хотел почитать про выгорание, получилось про конфликты. Комментарии пользователей про выгорание статью дополнили