Ноу-хау – это информация, которая обладает коммерческой ценностью, но неизвестна другим. Чем так примечательно ноу-хау, почему отличается от патента и можно ли защитить данные при помощи ноу-хау – об этом всём в этой статье.

Отличие от патентования

Оговоримся сразу, что «ноу-хау» и «секрет производства» - это равнозначные понятия, поэтому будем в статье использовать и то и другое наименование.

Итак, если вы разработали новый способ производства, рецепт, компьютерную программу и др., то у вас есть два пути:

  1. Получить патент. Однако нужно учесть, что соблюдены все условия патентоспособности (т.е. то, что вы придумали, можно запатентовать);

  2. Засекретить всю информацию и использовать ее только у себя в компании.

Оформить патент 1) не очень просто, 2) долго и дорого, 3) а самое главное – ваше изобретение станет известно абсолютно всем. И конкурентам в том числе. Только они не смогут использовать его без вашего согласия, пока действует патент. Пройдет 20 лет и ваше изобретение уже станет как бы и не вашим – правовая защита закончится. Оно перейдет во всеобщее достояние и вот теперь его использовать смогут все.

А что с ноу-хау? У него нет срока действия. Данные охраняются, пока они неизвестны третьим лицам. Весь смысл ноу-хау – это полный режим секретности, чтобы никто не узнал то, что вы решили скрыть. Именно поэтому зарегистрировать секрет производства никак не получится, так как при регистрации обязательно пришлось бы раскрывать информацию.

Давайте рассмотрим на конкретном примере и представим такую ситуацию

Сергей является владельцем небольшой компании и придумал новый состав средства для пропитки салфеток. Они очищают мониторы телевизоров, экраны планшетов, ноутбуков и смартфонов. Фишка его изобретения в том, что грязь удаляется с первого раза, без разводов, и на поверхность еще несколько дней не оседает пыль.

Состав чистящего средства – это секрет производства Сергея. Он решает сохранить его в тайне и успешно продает готовый раствор компаниям, которые занимаются производством товаров для уборки, и получает с этого прибыль. На предприятии он вводит режим коммерческой тайны и ограничивает доступ лиц к составу раствора.

Сколько времени Сергей будет успешно продавать свое средство – 2 года, 5 или 15 лет – неизвестно. До тех пор, пока будет спрос или кто-нибудь не изобретет подобный раствор с лучшим эффектом. В итоге компания Сергея неплохо зарабатывает на производстве и продаже средства.

А теперь другой вариант развития событий все с тем же Сергеем и тем же раствором для пропитки салфеток. Сергей решает получить патент. Он собирает все документы, оплачивает пошлины и направляет их в Роспатент – ведомство, которое выдает патенты. При этом скорее всего он обращается к патентным поверенным, которые грамотно оформляют заявление и ведут все делопроизводство. Ждёт примерно год и на руках у него заветный документ.

В этом случае он тоже сотрудничает с компаниями по производству средств для уборки, но проходит 19 лет и действие патента прекращается, так как всего он действует только 20 лет. Теперь фирмы просто создают у себя на производстве точно такой же раствор, и им не нужно тратить деньги на его покупку у Сергея. На этом история успешной продажи средства заканчивается.

Вывод: ноу-хау на протяжении всего срока действия секретности информации защищает ее от посторонних (в нашем случае, от конкурентов Сергея), а патент выдается на ограниченный срок, но при этом привлечь нарушителя к ответственности легче.

Как же сведения охраняются ноу-хау, если его нельзя зарегистрировать? Только возможной мерой ответственности, начиная от административной и заканчивая уголовной.

Но если ваш секрет производства будет раскрыт, то ноу-хау сразу перестает действовать, потому что один из ее принципов – секретность – будет нарушен. Поэтому хоть нарушитель и выплатит вам компенсацию, но секретом смогут уже пользоваться все, так как он стал известен, и вряд ли уплаченная сумма покроет будущую прибыль.

Я могу засекретить любую информацию?

Нет и полный перечень данных, которые нельзя скрывать, указан в ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне». Например, это информация, которая содержится в учредительных документах вашей компании и включает данные о составе имущества, численности работников и задолженности по заработной плате.

Выше упоминались принципы ноу-хау, и секрет производства должен полностью им соответствовать, иначе просто не будет признан секретной информацией в случае споров.

Итак, признаками ноу-хау являются (проведем параллели с указанным выше примером):

  1. Финансовое преимущество – ваша информация обязательно должна обладать коммерческой ценностью, то есть вы получаете прибыль от использования ноу-хау, внедрения его в производство. Например, Сергей регулярно получал доход от продажи раствора.

  2. Недоступность третьим лицам – кто угодно не может получить доступ к информации. Для этого используют сейфы, систему видеонаблюдения, средства шифрования, ведут записи о лицах, которые взаимодействуют с секретными данными. Хотели ли конкуренты получить состав средства, который придумал Сергей? Да, конечно, чтобы самим его производить и не покупать у него.

  3. Предприняты все законные меры для сохранения секретности. Для того чтобы обеспечить сохранность данных Сергей ввел режим коммерческой тайны. Введение такого режима секретности не является обязательным, но все же желательно, так как вам необходимо доказать, что вы предприняли все действия для сохранения данных в тайне.

Самые распространенные виды ноу-хау

  • Результаты исследований в области науки – чаще всего ими владеют институты и ВУЗы.

  • Технологии, которые нельзя запатентовать.

  • Рецепты.

  • Программы для компьютеров, смартфонов и базы данных.

  • Новая модель техники или деталь для автомобиля (или другого транспортного средства).

  • Клиентская база.

  • Порядок управления производством в компании.

Коммерческая тайна и ноу-хау – это одно и тоже?

Нет, к коммерческой тайне относятся любые сведения, которые ценны для владельца и неизвестны третьим лицам, в том числе и ноу-хау. Можно сказать, что секрет производства является частью коммерческой тайны, если принадлежит компании. Но владельцем ноу-хау может быть как компания, так и человек, а обладать коммерческой тайной – только юридическое лицо. Именно в компании вводится режим секретности.

Второе отличие – это источник появления информации. Ноу-хау возникает в процессе мыслительной, творческой деятельности человека или группы людей. А коммерческой тайной может быть и какой-то особо важный список или порядок действий, например, сведения о клиентах и поставщиках. При создании такого списка явно особых умственных действий не потребовалось. Чего не сказать, например, о рецепте, ведь чтобы его придумать, повар задействовал все свое воображение и опыт.

Законодательно секрет производство и коммерческая тайна регулируются главой 75 Гражданского кодекса России и Федеральным законом «О коммерческой тайне».

Как защитить свой секрет производства?

Вы, как обладатель конфиденциальной информации, должны принимать все меры, чтобы сохранить ее в тайне и это ваша обязанность. Иначе, если информация не была защищена должным образом, а режим секретности будет нарушен, то привлечь нарушителя не получится.

Краткий список мер, о принятии которых, вам следует позаботиться.

  • Составляете список документов, которые относятся к ноу-хау. Например, порядок приготовления блюда и ингредиенты, если ваш секрет – это рецепт.

  • Подготавливаете документ, в котором подробно описываете, как использовать информацию и кто будет иметь доступ к ней. Например, пишите, что готовить определенное блюдо будет только шеф-повар Иванов.

  • Составляете Положение о коммерческой тайне.

  • Доводите до сведений сотрудников под подпись о режиме коммерческой тайне, а также включаете соответствующий пункт в трудовой договор (желательно путем подписания дополнительного соглашения, дублируя перечень информации, неподлежащей разглашению). Ваши работники должны знать, что определенные сведения секретны и разглашать их никому нельзя.

  • Дополнительно можете наложить на документы гриф «Секретно».


Задействованные источники

Глава 75 Гражданского кодекса РФ

ФЗ «О коммерческой тайне»

Комментарии (10)


  1. Shaman_RSHU
    16.06.2022 13:37

    Дополнительно можете наложить на документы гриф «Секретно»

    Не можете, см. Закон РФ "О государственной тайне" № 5485-1. В случае разбирательства Вас привлекут к уголовной ответственности. Лучше ставить гриф "КТ", но обязательно этот процесс утвердить в актах.


  1. ihouser
    16.06.2022 14:02

    «ноу-хау» != «секрет производства»

    Это - изобретение, может быть патентованная. Патент с "ноу-хау" дает не просто защиту предприятию, оно дает явное преимущество перед конкурентами и позволяет выгодно выделится в рынке.

    Пример: Segway.


  1. HemulGM
    16.06.2022 14:21
    +1

    Не рассказывать о ней на Хабре)


  1. DrPass
    16.06.2022 14:58

    Но владельцем ноу-хау может быть как компания, так и человек, а обладать коммерческой тайной – только юридическое лицо

    Ноу-хау — это частный случай коммерческой тайны. Понятие коммерческой тайны распространяется на широкий круг информации, в том числе и на ноу-хау. Без коммерческой тайны понятие «ноу-хау» в разговорном смысле употребляется, но в коммерческом смысла не имеет, хотя бы в том плане, что без этого вы не обладаете вообще никакими правами на это знание/изобретение, и любой имеет право его воспроизвести, и даже запатентовать в обход вас.


  1. Nbx
    16.06.2022 16:34

    уникальную технологию
    Проблема в том что в подавляющем большинстве случаев «уни» никогда и не было, а была только вторая часть.

    Посмотрите на канале у Joerg Sprave про патентирование изобретения, там очень хорошо всё рассказано.

    Ну конечно те кто занимается продажей лопат, тем кто хочет на стеночку себе патент повесить, они будут рассказывать как это правильно и важно вовремя патент купить.


  1. kolbaskinmax
    16.06.2022 18:53
    +4

    По примеру с раствором для салфеток такой вопрос: если конкурент сумеет раскрыть секрет моющего средства (спектральный анализ или посчитает пропорции по количеству закупаемых Сергеем ингредиентов или еще каким-то образом ) и запатентует первым формулу этого средства. Не окажется ли Сергей в пролете и не придется ли ему платить роялти конкуренту за производство средства которое он сам же изобрел но не запатентовал?


    1. DrPass
      16.06.2022 20:16

      Окажется и придётся, но у него будет возможность оспорить патент, предъявив доказательства, что он уже давно выпускает состав с такими правами. Естественно, хозяйственный судебный спор — за свой счёт.


  1. Rampages
    16.06.2022 23:09
    +1

    Хмм, а как проверить свое ноу хау на индивидуальность? ну то есть кто-нибудь уже мог произвести его в другой стране и даже не запатентовать, но допустим при выходе на мировой рынок возникнет конфликт интересов... Вообще коммерческая тайна и патенты в разных странах различаются, имеет ли силу патент выданный в другой стране или как доказательство? Допустим в такой сложной стране как КНР или США (В США говорили можно патентовать не реализацию идеи, а саму идею, что кажется слегка абсурдным).


    1. DrPass
      18.06.2022 23:01

      Хмм, а как проверить свое ноу хау на индивидуальность?

      Никак. Ноу-хау не подразумевает индивидуальности. Если кто-то другой производит что-то такое же, вы просто будете конкурентами, только и всего.
      имеет ли силу патент выданный в другой стране или как доказательство?

      Патент имеет территориальную привязку. Вы можете патентовать в какой-то конкретной стране, где вы ведёте бизнес, можете в нескольких странах, можете во всём мире. Разница в сумме, которую вы готовы вложить в защиту вашего продукта. Соответственно, если ваш конкурент оформил патент на территорию своей страны, вы можете на него не обращать внимание. Если он оформил международный патент, тогда придётся обращать.


  1. Ermak
    18.06.2022 22:55

    действие патента прекращается, так как всего он действует только 20 лет

    Патенты можно продлевать. Зависит от патентного законодательства конкретной страны / организации. Хотя патентное законодательство требует полной воспроизводимости патентуемого об-екта (нет у меня твердого знака :) , на самом деле это никак не контролируется. Так что все что может помочь воспроизвести патентованный об-ект, и есть know how :)