Про электронные ценники ЭЦ (в английской аббревиатуре ESL – electronic shelf labels) для розничных магазинов пишут и говорят уже с начала 2000-х годов. За четверть века технология удешевилась, усовершенствовалась и сейчас это зрелое решение, которое предлагают несколько поставщиков на рынке.  

Поставщики ЭЦ убеждают ретейлеров, что основные преимущества, получаемые от их использования, это:

  • уменьшение объема трудозатрат на переклейку ценников;

  • «зеленая тема» — экономия бумаги для печати ценников;

  • повышение уровня удовлетворенности клиентов —покупатели не сталкиваются с ошибками в отображении цены товара;

  • выделение больше времени для внимания персонала на ключевые задачи работы в зале вместо замены ценников;

  • еще можно организовать динамическое ценообразование;

  • яркий светодиод на ценнике может облегчить сбор заказов из зала при процессах Click&collect;

  • а встроенный NFC позволит передать на смартфон клиента любую ссылку на нужную дополнительную информацию.

Казалось бы, так много плюсов — бери и используй! Но тут есть жирный минус: это очень существенная цена, которую нужно заплатить за такое решение. Высокая цена решения заставляет большую часть рынка продолжать клеить традиционные бумажки.

Для не продуктовой розницы часть рекламных плюсов также не отыгрываются, так как частота смены цен там не такая большая, как в «продуктах» (промо по товарным группам не так часто меняются).

Понятно, что если бы все было так, как пишут вендоры, то во всех магазинах ценники были бы электронными, однако, это пока не так.

И все же! Невзирая на противоречивость таких систем, мы решили попробовать для наших флагманских магазинов использовать это решение. Самый крутой формат магазинов «Спортмастер» — это формат Гипер Про. Тут используется все лучшее: и торговое оборудование, и имеется широкое представление ассортимента товара компании, и оказываются услуги консультирования профессионального уровня для наших клиентов, и крутой digital signage. Так что установка электронных ценников для такого магазина точно вписывается в его концепцию.

Мы договорились с бизнес-заказчиком, что про окупаемость такого проекта пока не говорим и рассматриваем его как инвестиционный — попробуем технологичность решения, удобство управления, пользу для покупателей, имиджевую составляющую.

Итак, мы начали

Встал вопрос: из чего будем выбирать. Все решения основаны на одинаковой технологии производства экрана — электронной бумаги (e-ink), которая поддерживает изображение с минимальным использованием энергии батареи, а заряд в основном тратится для коммуникации. Производители пытаются уменьшить энергозатраты функционала обмена данными для актуализации информации разными способами.

Сейчас на рынке присутствуют, пожалуй, две основные технологии — высокочастотная в диапазоне 2,4 гГц и инфракрасная. В первом случае в торговом зале размещаются точки доступа, которые коммуницируют с ценниками, например, по протоколу ZigBee (разработанному на базе стандарта IEEE 802.15.4). Это используется в системе компаний RainUs, SoluM, созданной выходцами из компании Samsung Korea, которая не стала совершенствовать данные разработки в рамках головного предприятия.

Инфракрасное решение успешно продвигает шведская Pricer.

Наиболее крупные производители электронных ценников, присутствующие на рынке РФ — это Hanshow и SES Imagotag. Отмечу, что периодически отечественные компании пытаются выйти на этот рынок, надеясь сделать более дешевый аналог. Однако, поскольку цена e-paper составляет существенную долю в производстве, а она ограничена в объемах выпуска мощностями имеющихся фабрик, то удешевить мало что можно и сколь либо заметного использования отечественных ЭЦ пока нет. В итоге мы остановились на производителе SES Imagotag.

Следующее, что требовалось выбрать – это цвет, который могут показывать ценники. В массовом сегменте — это выбор из двух вариантов наборов: черный, белый, красный или черный, белый, желтый. Здесь — решение точно за маркетингом. На техническую сторону реализации это не влияет. Мы выбрали набор с красным цветом, но через некоторое время маркетинг нас озадачил вопросом, а не можем ли мы ещё установить и ЭЦ с желтой составляющей. Замечу, что технически, конечно, можно, но встает операционный вопрос организации их физического различия для сотрудников, которые должны на определенные модели продукции поставить ЭЦ, которые с виду такие же, но светят другой палитрой.

Немаловажным определяющим фактором был внешний вид ценника и способ его крепежа — в продуктовой рознице и моде на это существует несколько разный взгляд. У нас нет «рельсов» на полках для подвеса ценников. В нашем случае дизайн корпуса должен был быть неброским и вписывающимся в интерьер, гармонично сочетаться с торговым оборудованием.

Крепления для разного вида торгового оборудования требовались совершенно разные. В итоге у нас вышло 10 видов креплений. Часть креплений придумали наши дизайнеры торгового оборудования и сразу предусмотрели необходимую опцию при его изготовлении.

Основные затраты на закупку сосредоточены в цене «плашки» ценника: чем больше ее площадь, тем дороже цена штучки. Поэтому нужно выбрать, что же подойдет оптимально. Если возьмешь маленький ценник, то не вместишь всю информацию, которую хотелось бы демонстрировать (разрешение у электронной бумаги 125 dpi). Мы для массового использования выбрали ценники с экраном 2.6”, для нескольких «специальных, особых» стеллажей с экраном 4.2”, а сейчас делаем расширение для использования групповых ценников с размером экрана 7.4” и для установки с манекенами — 12.2”.

Как всё работает

Управление всей системой строится через установку в магазинах точек доступа и сервера управления. Тут есть нюанс, что при размещении управления в облаке производителя можно взять один сервер и в нем завести все магазины, если же выбирается решение on-premises, то на каждый магазин требуется покупать свою отдельную серверную лицензию. В общем, мы под каждый магазин сделали свой виртуальный сервер на Ubuntu. 

Поскольку у нас в магазинах в качестве терминалов сбора данных используются устройства на базе iOS, то для автоматизации процесса привязки конкретного товара к ценникам нужно было либо взять приложение от производителя под Android и докупить какие-то терминалы для производства этой операции, либо сделать что-то под iOS. Мы решили при запуске использовать самое простое — работу через простейшую web-форму в Safari, а далее уже дописали нужный функционал в свое внутреннее мобильное приложение для сотрудников.

На сегодня мы используем решение с электронными ценниками уже в 10 магазинах формата Гипер Про. А это почти 50 000 ценников. По опыту эксплуатации могу сказать, что система очень надежная, вспомнить какие-то случаи отказов в ней трудно. Было несколько проблем, но они не относились к управляющей части самих ЭЦ, все ошибки крылись в части магазинной системы, отвечающей за цены.

Ну и напоследок, какая же ложка дегтя есть в этой бочке меда, какие проблемы возникают в работе? Основное — это вопрос учета самих плашек электронных ценников. Считаю, что это самый сложный вопрос в управлении. Конечно же есть случаи, что ЭЦ бьются и есть случаи, что они «исчезают» из магазина. «Естественная» убыль ценников из розничных точек происходит, и фиксация этого факта требует введения пересчета ЭЦ как плановой инвентаризации товара, а это новый процесс, который тянет за собой необходимость решения дополнительных управленческих вопросов.

Итого

Так какой же вывод можно на сегодня сделать?

Прежде всего ЭЦ – это действительно система, автоматизирующая и устраняющая «тупой» процесс переклейки ценников в магазинах, что не может не радовать сотрудников магазинов, особенно в период колебаний цен. ЭЦ — это удобно для покупателей и дает возможность онлайн показать информацию о наличии нужного размера в магазине, чего раньше мы сделать не могли. ЭЦ — это же современно и элегантно, это отличный элемент маркетингового оформления зала.

И все эти прелести можно получить, если у вас есть возможность потратить деньги, не ожидая быстрого и явного их "возврата", так как окупаемость решения в реальной перспективе здесь не видна.

Комментарии (143)


  1. DMGarikk
    16.06.2022 12:32
    +14

    Мне интересно. а существует такой кейс, по которому постоянно ругань и споры в продуктовом, когда взял банку тушенки за 100р. а на кассе она 300р, и Галя бежит за ценником чтобы 'пробить по ценнику'?
    Тут может получится интересная ситуация, взял ботинки по 5000р, пока шел к кассе они стали 10000р?


    1. GennPen
      16.06.2022 12:46
      +8

      Или взял и перепрограммировал самостоятельно ценник. На сколько помнится, по закону цена на ценнике имеет бОльший приоритет. Кстати, как там дела у них от взлома?


      1. ru_mainstream Автор
        16.06.2022 17:04
        +1

        если хочется глубоко посмотреть, то вот ссылочка на один из протоколов обмена, используемый в ЭЦ https://habr.com/ru/post/158355/


      1. dravor
        16.06.2022 19:55
        +1

        Кстати, как там дела у них от взлома?

        Как и у всего протокола Zigbee: достаточно одного недовольного уволенного админа и можно хоть все 50к ценников перепрописать.
        Вообще ребята переплатили, как мне кажется, учитывая, что достаточно малинки с usb-свистком координатором, чтоб отправлять в сеть нужные пакеты.


      1. Smartprice
        18.06.2022 10:04

        у всех лидеров рынка электронных ценников шифрованный трафик, да и протоколы проприетарные.

        прецедентов взлома ценников не встречали, думаю это бессмысленно.


    1. Busla
      16.06.2022 12:47
      +5

      Раньше на ценнике должна была стоять печать и подпись.

      Потом было несколько итераций ослабления законов. Интересно, как сейчас защищены права покупателей.

      P.S. Почему-то думал, что e-ink ценники пассивные/офлайновые.


    1. MockBeard
      16.06.2022 12:56
      +37

      Это первый шаг к динамическому ценообразованию. Взял товар и пошел к кассе - значит скорее всего купишь. С каждым шагом к кассе - цена немного увеличится ))))


      1. panzerfaust
        16.06.2022 14:30
        +14

        Еще акселерометр с датчиком влажности поставить. Если бежит вприпрыжку с мокрыми ладошками - драть с него двойную цену!


        1. vikarti
          16.06.2022 18:41
          +4

          Вы забыли про проверку MAC'а устройства пользователя. Просто знать и учитывать производителя. И косвеннно по нему — платежеспособность.


    1. OEM_Prod
      16.06.2022 13:04
      +6

      Доказываешь кассиру, что на ценнике цена меньше, а он ведет и тычет тебя носом в 10 тысяч )) Ну а по хорошему изменения цен должны происходить либо после закрытия торговой смены, либо до ее открытия.


      1. DMGarikk
        16.06.2022 13:06
        +2

        Ну а по хорошему изменения цен должны происходить либо после закрытия торговой смены, либо до ее открытия.

        только в реальности, когда бумажные ценники. на кассе висит бумажка 'идет переоценка, цены уточняйте на кассе'… никто не мешает традицию оставить


        1. Dolios
          16.06.2022 13:19
          +2

          на кассе висит бумажка 'идет переоценка, цены уточняйте на кассе'

          На кассе может висеть хоть 10 разных бумажек, но продать обязаны по той цене, которая написана на ценнике.


          1. DMGarikk
            16.06.2022 13:36
            +2

            это понятно, я про принцип «должны происходить либо после закрытия торговой смены, либо до ее открытия.» — он происходит как получится, что и вызывает появления таких бумажек и маюгов на кассе


            1. Popadanec
              16.06.2022 17:15
              +2

              Одна фотография ценника и магазин попадает на крупный штраф. Я думаю такие хитровывернутые быстро переведутся.


              1. DMGarikk
                16.06.2022 19:18

                я чет сомневаюсь, в мелких магазинах и так ценообразование на глазок как было так и остается, а в крупных… вон в пятерочке до сих пор по ценнику пробивают… довольно часто такое вижу.
                а чтобы фоткать ценник. надо чтобы на нем дата была (а она вроде должна быть, хотя на фото из статьи её нет)


                1. Popadanec
                  17.06.2022 11:02

                  Телефон обычно дважды дату сохраняет(в названии и внутри файла).


                  1. DMGarikk
                    17.06.2022 11:44

                    я уже писал в другом комменте
                    'меняю дату на завтра, фоткаю, прихожу завтра, требую продать по вчерашней цене мотивируя что фоткал сегодня'


                    1. Iv38
                      17.06.2022 12:43
                      +2

                      Это же мошенничество. Магазин может заявить, что у него все ходы записаны, цены не менялись в указанном промежутке времени, а на записи с камер торгового зала нет вас, фотографирующего ценник в указанное время. Слишком сложная и опасная схема, чтобы сделать себе небольшую скидку.


                      1. DMGarikk
                        17.06.2022 13:09

                        Это же мошенничество.

                        смену ценников онлайн и разные цены на бумажных ценников на кассе тоже можно мошенничеством посчитать.
                        цены не менялись в указанном промежутке времени

                        честно честно
                        , а на записи с камер торгового зала нет вас, фотографирующего ценник в указанное время.

                        можно подойти и 'сфоткать'
                        Слишком сложная и опасная схема, чтобы сделать себе небольшую скидку.

                        зато тут в комментах на полном серьезе обсуждают что супермаркеты специально делают на кассе другие цены и 'Галя" прячет или отнимает ценники с низкой ценой
                        но если ты покупатель то сложная и опасная схема, ага
                        ==
                        в супермаркетах вообще довольно большой процент воровства (типа переклеить этикетку, переложить дорогой товар в коробку дешевого и т.п.), вполне будет и процент любителей такую халяву устроить.
                        Людям конечно хорошо доверять, но както однобоко, не находите? то магазин только и ждет как обмануть, а покупатель весь такой белый и пушистый, ага


                      1. Popadanec
                        17.06.2022 15:08

                        Потому многие магазины ставят камеры. Они сейчас вместе с регистратором копейки(для бизнеса) стоят. А спорные ситуации на раз решают. И получит переклейщик наклеек отметочку в деле(а то и условку), если будет упорствовать или если добьётся «правды», жалобой в роспотребнадзор.


    1. Arioch
      16.06.2022 14:00
      +1

      Не просто существует, а именно его почти прямым текстом и рекламируют для владельцев магазинов (не для покупателей).

      • повышение уровня удовлетворенности клиентов — покупатели не сталкиваются с ошибками в отображении цены товара;

      Галя у вас кто, кассирша или покупательница?

      На мой взгляд, в рекламе прямо указан примерно такой юзекейс:

      Покупатель: у вас была указана совсем другая цена!

      Кассир: быть такого не может, "у нас всё точно"

      П: Сходите и посмотрите!

      К: не могу, разве вы не видите какая за вами очередь? Принесите мне ценник, посмотрим. А пока - будете оплачивать? Нет? Хорошо. Следующий!

      ....

      П: Вот снова я. Я принесла ценник!

      К: дайте посмотрю... (проносит ценник над "размагничивателем" типа NFC или BT4LE) ...но тут вообще ничего не написано!

      П: как это не написано? Дайте сюда!!! ... Тут было написано!!! Было!!!

      К: Не было... Не нужно кричать, все ошибаются, иногда я, иногда вы. Давайте не будем задерживать очередь. Оплачивать будете?

      Помнится, при покупке кофе в "Эльдорадо" у меня несколько раз пытались бумажный ценник из рук вырвать. А тут вырывать ничего не надо. Рядом с кассой не окажется сразу несколько "лишних" ценников (скорее всего - вообще никаких не будет, в зоне действия BT4LE. Но если будет - то легко отфильтровать те, которые уже были до начала рабочего дня). . Соответственно, любой ценник, который "вдруг" принесли к кассе - это именно тот, который надо "размагнитить".


      1. DMGarikk
        16.06.2022 14:07
        +3

        Галя у вас кто, кассирша или покупательница?

        Галя — это администратор магазина, который бегает отменять чек обычно… (я чёт думал этот мем все знают)
        p.s. В какойнить пятерочке зачастую сам кассир бегает за ценником (во всяком случае там где я живу)


    1. ru_mainstream Автор
      16.06.2022 14:08
      +2

      Здесь даже 2 кейса: 1-й - это когда в магазине хотят сделать переоценку / "динамическое ценообразование", причем прямо в течение рабочего дня. Проблема , которая возникает понятна, посмотрел на цену, когда брал, было 1000р, пока шел , стало 1200р. Поэтому просто не надо так делать, что бы не нарываться на обиженных покупателей.

      2-й кейс - это уже когда возник сбой, например, в софте. Поскольку есть интеграция между кассовой программой и программой управления ЭЦ , то теоретически в этом звене может быть ошибка. Ну тут уже разбирайтесь с программистом, который накосячил.


    1. KapasMordorov
      16.06.2022 14:16
      +5

      Будем решать проблемы как в ЖКХ. Даже мусорщики фотографируют пустые контейнеры после забора мусора в кузов.

      Переносную камеру на лоб на время нахождения в магазине. С отсылкой видео на госуслуги.


      1. TsarOrgasmatron
        17.06.2022 09:26

        Проблема зафиксировать дату.


        1. Popadanec
          17.06.2022 11:06

          Большинство телефонов фотиков сохраняют файл с датой и временем, плюс многие дополнительно в exif фотки эти данные дублируют.
          Будет регулярное явление, добавят в то же гос. приложение «проверка чеков» возможность загрузить или сфоткать ценник.


          1. DMGarikk
            17.06.2022 11:43

            Большинство телефонов фотиков сохраняют файл с датой и временем,

            меняю дату на 'завтра' и фоткаю, прихожу завтра и требую продать по вчерашней цене

            вы не сможете запретить менять дату в телефоне,


            1. Popadanec
              17.06.2022 15:11

              Магазин поднимает логи, идёт в суд и хитровысранный получает штраф, отметочку в деле и требование оплатить судебные издержки.


        1. Tarakanator
          17.06.2022 14:45

          съёмка одним куском. В съёмку войдёт и общение с кассиром и вызов полиции.


    1. Smartprice
      18.06.2022 10:02

      ровно то же самое может произойти и с бумажным ценником, не так ли?

      порядок действий с электронным ровно такой же.


  1. WicRus
    16.06.2022 12:44
    +2

    Интересная идея ценники на батарейках. Чем старые добрые провода не угодили? Ценник же никуда не движется, при обесточенном магазине не используется, вокруг него проложены другие провода, например подсветки. Уровень разработки железа дипломная работа студента.
    Ну и с таким ценником придётся делать его фото, а то мало ли окажется, что ценник не работает и на нём «застыла» предыдущая цена.


    1. DMGarikk
      16.06.2022 12:48
      +11

      Чем старые добрые провода не угодили?

      посчитайте сколько километров проводов в какомнить ашане надо разложить и сколько блоков питания поставить


      1. iShrimp
        18.06.2022 20:50

        Ну допустим, если среднее расстояние между ценниками 50 см, и они подключены к общей шине, то на 1000 ценников нужно 500 м шины и чуть больше 1000 коннекторов (в т.ч. запас для изменения конфигурации шины при перестановке полок). Этот вариант вполне может конкурировать с тысячей беспроводных модулей.

        Блок питания, как ни странно, может понадобиться всего один, и большую часть времени он будет выключен.


    1. Djels
      16.06.2022 12:54
      +2

      1. Магазины имеют большие площади, соглашусь с@DMGarikk

      2. Торговое оборудование не прибито к полу, его периодически двигают.


      1. dem0crypt
        16.06.2022 13:35
        +1

        Мне интересна возможность встроить панельку солнечную как на калькуляторах, в тандеме с внутренним ионистором например.


        1. Djels
          16.06.2022 13:54
          +3

          Внутрь магазина не попадает солнечный свет)


          1. unC0Rr
            16.06.2022 14:02
            +2

            Там вполне достаточно искусственного.


          1. dem0crypt
            16.06.2022 14:37
            +1

            Как заметили до меня, искусственного света в магазинах достаточно. Калькуляторы, на моей памяти, от освещения в комнате вполне себе работали.


            1. Andy_Big
              16.06.2022 15:22

              У калькулятора потребление ниже плинтуса, а ценник за один сеанс связи может выжрать всю энергию, накопленную за месяц небольшой солнечной панелькой в условиях освещения магазина :)


              1. dem0crypt
                16.06.2022 16:14

                Что-то я сильно сомневаюсь, что сеанс связи по ZigBee будет сильно больше потреблять энергии чем калькулятор с ЖК индикацией


                1. Djels
                  16.06.2022 16:23

                  1. Калькулятор 24/7/365 не работает

                  2. Калькулятор по сути экран + простая плата, а у ценников кроме этого есть и связь (zigbee)


                  1. dem0crypt
                    16.06.2022 16:38
                    +1

                    У калькулятора не было и ионистора внутри, с вытащенной батарейкой работал только на фотоэлементе. А тут предлагают вставить ионистор, который даже на короткое время движки электрические может питать, а по запасенной энергии не сильно хуже часовой батарейки. На плату которая больше 99% времени находится в состоянии глубокого сна и заряжает этот самый ионистор фотоэлементом, должно за глаза хватить.


                    1. nixtonixto
                      18.06.2022 08:07

                      У ионистора ток утечки доходит до миллиампер — это больше генерируемого маленькой панелькой тока. Поэтому он вообще никогда не зарядится.

                      На 1 сеанс связи хватит и электролита, мне 2200 мкФ хватало на 40...50 пакетов с подтверждением nRF24L01.


                  1. Tarakanator
                    17.06.2022 14:48

                    А зачем ценнику работать 24/7? пусть раз в сутки ценник обновляет. Ну или по нажатию кнопки, если внезапно надо ошибку поправить.


                1. Andy_Big
                  16.06.2022 16:46

                  Калькулятор потребляет микроамперы, Зигби - минимум на пару порядков больше, даже на прием :)


                  1. dem0crypt
                    16.06.2022 16:56

                    Я как бы не знаток зигби, но загуглил его потребление https://www.contractelectronica.ru/articles/11-elektronnye-komponenty/zigbee-v-voprosakh-i-otvetakh

                    Таким образом, 99,9% времени потребление тока ZigBee устройством минимально (единицы микроампер).

                    Хз насколько это правда, но точно знаю что зигби не находится все время в состоянии приема.


                    1. Andy_Big
                      16.06.2022 17:04

                      Я тоже хз как там все устроено в ценниках, но они должны быть готовы в любой момент принять информацию, поэтому если там приемник и не все время включен, то включается довольно часто, проверяя не пытаются ли ему что-то передать :)


                      1. dem0crypt
                        16.06.2022 17:13

                        раз в минуту сеанс связи это достаточно часто?

                        Hidden text

                        В своей документации разработчики ZigBee приводят несколько вариантов расчета потребления. Все расчеты конечно, исходят из сугубо теоретических предпосылок и идеальных условий работы, тем не менее, имеют право на жизнь. Давайте к примеру, рассмотрим такой случай. В каком режиме должно работать устройство, чтобы его источника питания хватило на 2 года эксплуатации? Предположим, что это будет микроконтроллер, периодически опрашивающий некий датчик и затем сообщающий результат в головное устройство.

                        В качестве элемента питания возьмем пальчиковую батарейку наиболее распространенного типа ААА. Расчет проведем последовательно:

                        1. Имеем: батарейка Duracell (алкалайновая), емкость 1,15 А·ч.

                        2. Желаемые 2 года работы переводим в часы и получаем 17 532 часа.

                        3. Среднее потребление устройства составит около 65 мкА (1,15 А·ч / 17 532 ч).

                        4. Учитываем далее, что на прием или передачу данных в среднем тратится порядка 15 мА, а в спящем режиме потребление составляет 1 мкА.

                        5. При таких условиях максимальный рабочий цикл устройства составит не более 0,43% ((0,065 мА – 0,001 мА)/15 мА x 100%) от времени работы, что удовлетворяет требованию стандарта ZigBee — не более 1%.

                        6. За один час работы (1 ч = 3600 с) устройство активно в течение 15,48 с (3600 с/100% x 0,43%).

                        7. Учитывая, что среднее время обмена составляет порядка 3 мс (чего обычно вполне достаточно для передачи небольшого объема данных), получается, что в течение 1 часа устройство будет активировано 516 раз (15,48 с / 0,03 с).

                        Итак, расчет показал, что при работе от одной пальчиковой батарейки, беспроводное устройство передавая информацию 516 раз в час, то есть примерно каждые 7 секунд, сможет проработать порядка двух лет (здесь не учитывается снижение электрических характеристик источника с течением времени, — Прим. ред.). Данный пример, даже не смотря на то, что расчет проведен сугубо теоретически, наглядно демонстрирует минимальность энергопотребления ZigBee устройств.

                        Это вот пример расчета для устройства которое раз в 7 секунд производит сеанс связи. Даже для такого случая потребление чрезвычайно низкое.


                      1. Andy_Big
                        16.06.2022 17:19

                        Ну в обще-то да :) Еще надо смотреть время, в течении которого приемник включен, ожидая данных в свой адрес :)


                      1. dem0crypt
                        16.06.2022 17:22

                        в том расчете, что я привел

                        среднее время обмена составляет порядка 3 мс

                        ожидать ничего не надо,проснулся, пинганул сервер, по ответу понял что делать дальше, спать или обновлять цену.


                      1. Andy_Big
                        16.06.2022 17:24

                        Среднее время обмена очень индивидуально для каждой задачи. В том расчете использован кейс с минимальным временем в идеальных условиях. А тут приемник может и 5-10 сек. оставаться включенным.


                      1. dem0crypt
                        16.06.2022 17:26

                        А тут приемник может и 5-10 сек. оставаться включенным

                        Это неправда. Вы в спецификации ZigBee нашли такие цифры? С чего бы ему оставаться включенным столько времени? данных для передачи минимум: айди и текущая цена


                      1. Andy_Big
                        16.06.2022 21:08

                        С того, что иначе приемнику нужно очень точно угадать время когда будут передаваться данные именно для него.


                      1. dem0crypt
                        16.06.2022 21:55

                        Вы читали мое сообщение выше? Ценник сам инициализирует диалог с сервером.


                      1. Andy_Big
                        16.06.2022 22:05

                        Ок, ценник пытается инициализировать диалог, а эфир в это время занят. Ложиться спать дальше? А если в следующий раз тоже занят, и в третий раз, и в десятый? Ценников-то несколько сотен вокруг, и все они пытаются периодически инициализировать диалог.


                      1. dem0crypt
                        16.06.2022 23:33

                        Вы думаете не разрулили такой момент создатели zigbee? В стандарте масса вариантов избежания коллизий.


                      1. Andy_Big
                        17.06.2022 00:43

                        Я знаю, что разрулили. Я просто думаю, что разруливание таких конфликтов уже никак не влезает в обещанные 3 мсек.


                      1. dem0crypt
                        17.06.2022 01:00

                        Ну в 15 мс влезет, ну никак не в 10 секунд. Там информации передавать байта 4.


                      1. Andy_Big
                        17.06.2022 02:49

                        Уф... Ладно, надоело спорить :)


                      1. Newbilius
                        18.06.2022 07:17

                        Тысяча ценников одновременно пошли на связь и конфликтнули. За раз сможет передать 1, оставшиеся 999 пытаются ещё раз... ну, тогда на единицы секунд такой процесс вполне может затянуться.


    1. Skigh
      16.06.2022 14:06

      Ценник же никуда не движется, при обесточенном магазине не используется, вокруг него проложены другие провода, например подсветки.
      Товарные стойки обычно модульные, и никаких проводов в них нет. А количество товара может достигать многих десятков на квадратный метр.


    1. Paskin
      16.06.2022 14:09
      +2

      Даже "слаботочку" нельзя бросать как попало - а проводка "по фен-шую" обойдется в приличную сумму. Плюс, как написали ниже - полки и стеллажи периодически двигают.
      На самом деле, батарейка - это дань маркетингу с его "приглушенным освещением". Калькуляторы прекрасно питались от фотоэлементов уже 30 лет назад...


      1. vladkorotnev
        16.06.2022 16:41

        Да и сейчас, емнип, для торговых холодильников есть контрольные термометры, работающие от фотоэлемента


  1. shadrap
    16.06.2022 12:46

    реальной проблемы с товарами за 1000 или 5000 или 10к руб нет, плотность размещения низкая, "цена ошибки" довольно высокая, и ее скорее всего быстро заметят. совсем другое дело когда мы говорим о йогуртах, где стоимость низкая , плотность размещения и волатильность цены очень высокая ...

    если в квадратном метре сконцентрировать 200 не важно каких радио- или тем более инфра-устройств плотность ошибок будет так же высока, меньше конечно чем у таджика, но все равно высокая. и если в последнем случае вопрос решится отправкой таджика с бумажкой, то в другом это привлечение высококвалифицированного специалиста, что еще более удорожает процесс...


    1. Paskin
      16.06.2022 14:15

      Эти устройства ничего не передают. В те, что я видел - через "док-станцию" (она же зарядка) программировался код товара и ключ. После чего они все работают только на прием пакетов вида <код товара><новая цена><подпись> - если код товара совпадает и подпись верифицируется с ключом, новая цена запоминается и показывается.


      1. shadrap
        16.06.2022 14:47

        возможно так , сути это не меняет - каким то способом ценник нужно обновить - следовательно будет рассылка где каждый юнит за своим номером должен поймать обновление. особенные "цирки" случаются , когда начинаются всякие не стандартные действия, типа бандлов, промо и тп, где уникальные юнит номера меняются , объединяются или трансформируются... Это не есть конечно прямая принадлежность к цифровому ценнику , но в данном варианте , "Галя, сегодня промо с Галактикой, поди поменяй цены на кефир...." работает с одинаковой надежностью.


    1. Dismal
      16.06.2022 15:40

      Самый простой выход на каждой полке по планшету на котором вместе несколько ценников отображаются или циклично сменяются, тут вам и цветное фото, и видео, и что хотите при минимальных затратах на железо и доработку софта.


      1. Daddy_Cool
        18.06.2022 14:39
        +1

        "...или циклично сменяются " - вот не надо нам такого! Стоять и ждать пока увижу цену на нужный йогурт...


  1. grvelvet
    16.06.2022 13:13
    +2

    Прежде всего ЭЦ – это действительно система, автоматизирующая и устраняющая «тупой» процесс переклейки ценников в магазинах, что не может не радовать сотрудников магазинов, особенно в период колебаний цен. ЭЦ — это удобно для покупателей и дает возможность онлайн показать информацию о наличии нужного размера в магазине, чего раньше мы сделать не могли. ЭЦ — это же современно и элегантно, это отличный элемент маркетингового оформления зала.

    Заикнулся как то раз об этом рег менеджеру - ответ был в стиле "денег нет". А бумажки с ценниками резать вам ничего не стоит.


    1. ru_mainstream Автор
      16.06.2022 14:12
      +2

      если резать приходится часто и еще расставлять правильно, да еще и на кучу полок, то уже выйдет, что это совсем не бесплатно


      1. Newbilius
        16.06.2022 14:37

        Так расстановкой занимаются продавцы, либо бесплатно, по окончанию рабочей смены, либо прямо во время работы, т.е. владельцу доп. затрат нет. Остаётся цена бумаги, но это наверное окупается только на ооооочень длинном периоде, да и окупается ли, учитывая цену устройств - вопрос...


        1. SergeyMax
          16.06.2022 15:02

          Окупаемость тут нужно считать не относительно стоимости бумаги, а относительно количества дополнительно привлечённых фишечкой покупателей.


          1. Newbilius
            16.06.2022 15:15

            Людей, идущий в условный продуктовый или магазин одежды ради того, чтобы посмотреть фишечку в виде электронного ценника, может быть достаточно для окупания ценником? На первый взгляд — очень сомнительно...)

            Впрочем, я сейчас говорю исключительно только о том, что бумажные ценники сейчас для продавца «условно-бесплатны».


            1. SergeyMax
              16.06.2022 15:21
              +2

              Ну тут много фишечек, например вымытые окна или стеклянные двери, чистый пол, и так далее.


              1. Newbilius
                18.06.2022 07:20

                Ну так это вещи разой степени весомости. Грязюка реально может оттолкнуть, в это верю. А вот что прикольные ценники станут аргументом придти - дико сомневаюсь :)


                1. Smartprice
                  18.06.2022 10:43

                  здесь скорее не "прикольные ценники", а "всегда правильные ценники" при общем адекватном уровне цен.

                  это может быть аргументом.


        1. DMGarikk
          16.06.2022 18:16

          , либо прямо во время работы, т.е. владельцу доп. затрат нет

          ну вообщето есть, человек вместо того чтобы товар расставлять или чемто нужным заниматься, бумажки тасует… буквально


          1. Newbilius
            18.06.2022 07:27
            +2

            Да просто отношения к работникам в рознице часто довольно бесчеловечное, обязанности навешиваются без оглядки, реально ли их все качественно успевать делать. "Не успевает одновременно расклеивать ценники, выставлять товар, работать на кассе, мыть пол и принимать товар на складе? Штрафанём, и работа станет бесплатной уже буквально." Увы.


      1. grvelvet
        16.06.2022 17:51
        +1

        Раз в месяц ценники полностью меняются, 1000 позиций, режутся утром и меняются в течении смены продаванами, у которых еще висит KPI, пакеты продаж и прочие прелести


  1. gro
    16.06.2022 13:21

    Было бы ещё можно позвонить на этот ценник, когда ищешь что-то и найти не можешь


    1. ru_mainstream Автор
      16.06.2022 14:12
      +1

      там есть лампочка - можно подсветить:)


  1. DenisITtop
    16.06.2022 14:12
    +1

    Довольно интересная тема, круто что вы готовы проверить этот проект как

    инвестиционный


  1. bot1215
    16.06.2022 14:13
    +1

    интересно что с процессом зарядки и питания. насколько хватает, как заряжаются в таких количествах?


    1. ru_mainstream Автор
      16.06.2022 14:15
      +1

      производители уверяют, что на 5 лет батарейки хватит. Предполагаем, что могут преувеличивать, но на 3-4 года должно хватить точно.


    1. Smartprice
      18.06.2022 10:01

      уже есть торговые сети, работающие более 5 лет на электронных ценниках. полет нормальный.


  1. IvanSTV
    16.06.2022 14:20
    +2

    Вряд ли народу это зайдет.

    Поле для мошенничеств с ценой огромное. Полагаю, что как с бензоколонками - раньше недоливали просто физически подкручивая гайку счетчика на месте, а сейчас это делают программными методами, и говорят, что на некоторых сетях заправок централизованно и директивно сверху, а вовсе не местная инициатива (благо для персонала код скрыт, и на месте не проверишь, но контрольные закупки постоянно палят умников).

    Возникнет соблазн менять цены в зависимости от наполняемости магазина - типа, вечером народа много - цены выше, днем мало - цены ниже, от спроса на продукцию, от остатков на складе и пр. Вечерние\утренние скидки уже есть у многих магазинов, но более гибкий инструмент приведет к гибкому одурачиванию покупателя. Ситуация с защитой прав потребителя и так аховая - фактически она малообеспеченному населению недоступна (суд, экспертиза - ни времени нет, ни денег), а тут еще доказывать, что ценник незаконно переобули в воздухе...


    1. DMGarikk
      16.06.2022 14:27
      +1

      Вряд ли народу это зайдет.

      я первый раз увидел такие ценники в сети супермаркетов 'карусель'… это в 2004 году было и до самой их продажи X5 в 2008 которые все выкинули и поставили бумажки

      и чтото я не помню чтобы были какието особые жалобы
      ==
      я это к тому что 'народ' никто не спрашивает ;)


      1. IvanSTV
        16.06.2022 17:37

        проблема скорей не в жалобах, а в том, что профита быстрого нет, его будут отбивать разными манипуляциями, а против них народ голосует "ногами".

        Например, в "Пятерке" очень часты и системны фокусы с ценниками, хотя магазин и совсем рядом, захожу туда редко, за ограниченным набором продуктов, на которые либо не мудрят с ценниками, либо мне самому непринципиально


    1. Smartprice
      18.06.2022 10:00

      открою небольшой секрет - опросы в магазинах с электронными ценниками показали, что большинство респондентов даже не понимали, что ценники электронные: думали это рамочки для оформления бумажных ценников.

      народу все равно какие ценники, важно - что на ценнике написано.

      почему-то многие думают, что торговые сети будут наживаться, используя электронные ценники. в то время как сами сети ставят ценники в том числе для повышения уровня удовлетворенности клиентов, чтобы покупатели возвращались именно в этот магазин.

      пилоты по смене цен в зависимости от наполняемости показали, что подобные действия вызывают только негатив, поэтому никто в ближайшее время делать так не будет - иначе просто потеряет клиентов. а это никому не нужно.

      с точки зрения защиты прав потребителей электронный ценник ничем не отличается от бумажного. почему-то все думают про кейс "пока иду с товаром на кассу электронный ценник сменится" не думая о том, что ровно то же самое может случиться и с бумажным ценником.

      на самом деле торговые сети крайне редко делают массовые смены цен в течение рабочего дня, обычно это делается до открытия магазина. а течение дня приходят исправления ошибок ценообразования, если таковые были.


      1. Arioch
        18.06.2022 13:09

        не думая о том, что ровно то же самое может случиться и с бумажным ценником.

        Не может, потому что бумажный ценник пойдёт вместе со мной в кассу.

        Впрочем, тут уже говорили про приложения для смартфонов. У "Перекрёстка" довольно неплохое приложение, в котором можно составлять чек прямо по мере набрасывания товаров в корзину. И прям в телефоне оплатить, чтобы в очереди не стоять. И если на ценнике одна цена, а товар пробивается по другой - можно прямо в приложении запросить коррекцию.

        Минус - там с интернетом плохо, они обычно в подвале. Wi-Fi обычно не ставят, а 3G ловят плохо.

        сети крайне редко делают массовые смены цен в течение рабочего дня

        А это уже вопрос определений. Что такое "смена цел", поменять табличку в БД и подписать приказ - несомненно.

        Реально поменять/добавить бумажные ценники все до одного - ооочень часто заканчивают именно во время торгового дня, часто по "багрепортам" с касс и от покупателей. Но верю, что по формальной отчётности всё было закончено еще неделю назад, кому же охота себе на пустом месте штрафы поднимать.


        1. edo1h
          18.06.2022 13:16

          Не может, потому что бумажный ценник пойдёт вместе со мной в кассу.

          вы правда подходя к кассе с корзиной, полной продуктами, несёте с собой все ценники?


          1. Arioch
            18.06.2022 15:53

            Нет, но я могу вернуться к полке так же быстро, как кассир. И за это время, от "шухер, покупатель нашёл маленький ценник" до "я показываю ценник на кассе из своих рук" его оооочень вряд ли кто-то поменяет. А вот электронный ценник вполне может поменяться в любую секунду.


            1. Smartprice
              18.06.2022 19:24

              могу сказать по опыту эксплуатации электронных ценников в продуктовой рознице - у нас более чем на 1М (миллион) ценников в магазинах Пятерочка и Перекресток не было ни одного подобного случая (ценник поменялся по дороге) за последние несколько лет.

              было много других интересных кейсов, но с точки зрения рисков, сценарий "однако во время пути собака могла подрасти" крайне маловероятен при правильной организации процесса. ошибки, на самом деле могут возникать совсем при другом кейсе, но не о том речь.

              резюме: необходимо понимать, что 100% гарантию не дает ни одна автоматизированная система электронных ценников, но 99.99% при правильной организации процесса - вполне реально.


              1. Arioch
                18.06.2022 21:13

                при правильной организации процесса. ошибки, на самом деле могут возникать

                А если это не ошибка, а цель? С другой целью и "правильный процесс" будет другим.

                Вполне допускаю, что именно в вашем магазине этим не промышляют (как в старом анекдоте, "вас как, обсчитать или обвесить?"). Но в других - могут.

                Ещё раз напоминаю, как мне пытались не продать два килограммовых пакета кофе в "Эльдорадо" несмотря на бумажный ценник в руках, хотя казалось бы магазин не беднее вашего. Если бы не просьба родственников, бросил бы и ушёл.


                1. edo1h
                  18.06.2022 21:20

                  Вполне допускаю, что именно в вашем магазине этим не промышляют (как в старом анекдоте, "вас как, обсчитать или обвесить?"). Но в других — могут.

                  кассиру вообще всё равно почём пробьёт товар касса.


                1. Smartprice
                  18.06.2022 21:40

                  если это не ошибка - а цель, то здесь ничего не поможет. электронный ценник всего лишь инструмент, а как его использовать - решает торговая сеть.

                  честно говоря, не думаю, что в общем случае цель торговой сети - обманывать покупателей - так бизнес не построить.

                  скорей всего (и мы с этим часто сталкиваемся) - это безынициативность/ незаинтересованность персонала на местах, отклонение от прописанных бизнес-процессов, которые приводит к негативу со стороны покупателей.


                  1. Popadanec
                    19.06.2022 08:25

                    Разницу в ценниках(если продали дешевле) вероятно повесят на кассира, вот они и кочевряжатся.


  1. vis_inet
    16.06.2022 14:39

    А какова цена вашего решения?

    Сколько каждый ценник стоит?


    1. Smartprice
      18.06.2022 09:52

      диапазон цены большой и зависит от размера ценника. можно сказать, что от 7 долларов до 200 долларов сша, в зависимости от размера.

      стоимость решения - это стоимость: ценников, специализированных точек доступа, сервера, ПО, настройки и пусконаладки. если интересны детали - загуглите "электронные ценники спортмастер" и будет понятно с кем общаться.


  1. 3263927
    16.06.2022 15:04

    очень нравятся электронные ценники, сам хотел такой сделать. а вот интересно, нужно ли это в развитых странах где цены не скачут как ненормальные при каждом оргазме бешеного принтера? и есть ли связь между нестабильностью экономики и количеством технологических костылей которые делают вид что решают политические проблемы техническим путём?


    1. DMGarikk
      16.06.2022 15:05

      ну это как минимум экономия бумаги и уменьшение загрузки персонала непрофильной работой
      так что вполне нужно


    1. ganzmavag
      16.06.2022 15:27
      +1

      Мне в голову скорее всякие акции и распродажи пришли, они вроде не уникальное российское явление и с ними цены меняются чаще, чем от инфляции, даже при наших темпах.


    1. andreishe
      16.06.2022 17:35

      В США видел электронные ценники пару раз. Они были ЖК и им было плохо: дисплеи были в процессе смерти.


    1. ciuafm
      16.06.2022 21:55
      +1

      Могу рассказать про Чехию. Тут цены меняются пару раз в год. Но зато часто акции на продукты. Акции обычно длятся неделю. Переработки только за доплату - т.е. на ночь продавцов просто так не оставишь. Года 2 назад начали внедрять ЭЦ. Сначала крупные сети, потом мелкие. Сейчас почти во всех сетях ЭЦ, но на некоторые товары стоят бумажки. С точки зрения пользователя разницы практически нет, разве что ЭЦ немного сильнее бликуют - бумажки везде под пленкой.


    1. Zuy
      17.06.2022 03:00

      В США сеть Kohls на электронных ценниках. Вроде нормально, некоторые видно, что умирающие, но в целом вполне неплохо.


    1. Glays
      17.06.2022 11:51

      В 14-м году в Париже видел ЭЦ в сетевом продуктовом магазине. Думаю основной посыл в экологичности и снижении количества необходимого персонала. Ну и в принцпе развитых странах бывает сезонный/акционный ассортимент, а цены меняются по рыночным законам даже при низкой инфляции


      1. vis_inet
        18.06.2022 11:58

        Поясните, в чём заключается экологичность?


        1. DMGarikk
          18.06.2022 13:52

          тонны бумаги и тонера для принтера, в случае крупного супермаркета это реально тонны причем чутьли не в месяц


  1. AronSchnur
    16.06.2022 15:38
    +1

    дополнительное удобство дигитальных ценников для торговли состоит в возможности менять цены хоть десять раз на день. например, делать скидки и спецпредложения, которые действуют только по утрам или поздно вечером.


  1. alexandertsvetkof
    16.06.2022 15:40
    +1

    В РФ, насколько я знаю, ни одна из компаний так и не запустила ЭЦ в продакшн. Видел пилотные инсталляции в Магните, в Верном и еще в каком-то магазине электроники. Все это было за счет вендора и было потом демонтировано.

    Основная проблема не в цене электронных ценников, а в их интеграции с существующими процессами.

    В продуктовых магазинах наблюдал, что электронных ценников не хватает из-за изменений в ассортименте. Старое еще не вывели, а новое уже в продаже - в итоге появляется микс бумаги и электроники, тк быстро докупить в большой компании не получается.

    В продуктовой рознице люди, которые выставляют товар на полки и люди, которые следят за ценниками, часто не одни и те же. Потому проблема несоответствия ценника товару остается.

    Интеграция с кассовой или товароучетной системой несовершенна. Цены на кассах уже поменялись, а загрузка ценников еще идет - может занимать часы. В этом случае бумага надежнее.

    В помещениях ТЦ никто не разрешит портить потолок проприетарными роутерами или ИК-передатчиками.

    Во многих магазинах можно вовсе отказаться от ценников. Лучше использовать терминалы для проверки цены и проверку цены в приложении по штрихкоду. Ценники по действующему законодательству для многих товаров не обязательны.


    1. DMGarikk
      16.06.2022 15:53

      В РФ, насколько я знаю, ни одна из компаний так и не запустила ЭЦ в продакшн.

      так Карусель еще в 04 году использовала ЭЦ в продакшене
      Цены на кассах уже поменялись, а загрузка ценников еще идет — может занимать часы. В этом случае бумага надежнее.

      часы, а в ручную — сутки да еще и с ошибками — это норм?
      В помещениях ТЦ никто не разрешит портить потолок проприетарными роутерами или ИК-передатчиками.

      вообще за уши притянуто, учитывая что в продуктовых магазинах в ТЦ на потолке часто указатели висят, да и вообще много чего еще
      Во многих магазинах можно вовсе отказаться от ценников
      Ценники по действующему законодательству для многих товаров не обязательны.

      а можно цитату? очень странно звучит, чую это послабления для какогонить ИП на рынке
      Лучше использовать терминалы для проверки цены и проверку цены в приложении по штрихкоду.

      бабуле 70 лет как будете объяснять? я вообще заметил сокращение таких терминалов в магазинах… раньше их было больше, сейчас дай бог два… и то фиг найдёшь… и если они работают


    1. Smartprice
      17.06.2022 19:59

      Вы просто не в теме.

      Большое кол-во розничных сетей запустили ценники в продуктив, часть из них - внесли электронный ценник в стандарт для определенных форматов магазинов. Чтобы не указывать поставщиков/вендоров, загуглите "электронные ценники в Обойкин" или "электронные ценники в Теле2" - это примеры таких проектов.


  1. artemev
    16.06.2022 16:52
    +3

    Сейчас почти у каждого сетевого магазина есть свое моб. приложение. Почему бы не добавить туда распознавание товара (qr-код на худой конец) и показ актуальной цены? Тогда можно будет отказаться от доп. оборудования в виде сканеров, которые находятся в торговом зале (их трудно найти, они иногда не работают, а еще к ним бывает очередь).


    1. K0styan
      16.06.2022 17:20

      Лично такую штуку внедрял в апп. Именно по штрих-коду (не QR, а обычному товарному). Что привело к куче интересных случаев начиная от товаров по акциям с фишками (при их покупке кассир сканирует код не с упаковки, а из журнала), товаров с несколькими кодами и т.п.


    1. edo1h
      17.06.2022 06:42
      +1

      есть такое. но далеко не все покупатели пользуются мобильными приложениями, да и лишние действия: достал телефон, разблокировал, нашёл нужное мобильное приложение (а оно у каждого магазина своё, и если человек фанат этих мобильных приложений, то только приложений магазинов у него будут десятки), запустил, активировал сканирование, навёл камеру на qr-код.
      сравните с «проходя бросил взгляд на ценник».


    1. alex1478
      17.06.2022 21:07

      У Ленты есть такое


  1. Didimus
    16.06.2022 16:57

    У вас и правда есть фирменные кроссовки по 2+ т.р.?


    1. tvr
      16.06.2022 17:49
      +1

      Конечно.
      Вопрос лишь в размере вот этого самого "+".


  1. Firelander
    16.06.2022 17:14

    Когда изучал что там у китайцев с e-ink дисплеями, которые доступны самодельщикам, натыкался и на электронные ценники. Те, что я видел питаются напрямую от nfc при обновлении изображения. Правда время обновления какое-то очень уж долгое. С дополнительным цветом время обновления изображения запросто достигает 15 секунд и это ограничение именно самого дисплея из-за его физики. Может конечно у западных производителей с этим получше


    1. edo1h
      17.06.2022 06:42

      имеется в виду подносить телефон и обновлять им? уж быстрее бумажные ценники развесить


      1. Iv38
        17.06.2022 13:31

        Не знаю быстрее ли, но действительно не понятно в чём профит таких ценников кроме, разве что, экономии бумаги. Они так же занимают время одного или нескольких сотрудников торгового зала. Обновление цен происходит так же долго, не снижается период неконсистентности цен между полкой и кассой.


        1. Andy_Big
          17.06.2022 14:20

          Не, ну это все же удобнее, быстрее и ошибки персонала практически исключены.


          1. Iv38
            17.06.2022 14:45

            Что-то я не уверен, что удобнее. Допустим, в магазине разом обновились 10% ценников. В случае с бумажными, человек берёт их и идёт искать нужные товары. В случае с обновлением по NFC он либо поступает так же - идёт по списку обновлённых, и тогда бумажный ценник заменить даже быстрее. Либо сканирует все 100% ценников, авось какой-то обновится. Что из этого быстрее я не уверен.

            Ошибки да, снижаются. Но ошибки при обновлении ценников не так уж и опасны, они по сути ведут к тем же проблемам, что и медленное обновление ценников - неконсистентность между полкой и кассой.

            При этом магазину надо потратиться на ценники, на терминалы, на апгрейд информационной системы и на обучение персонала.


            1. Andy_Big
              17.06.2022 14:55

              Ну во-первых, 15 секунд - это все же какой-то крайний случай, обычно 2-цветные дисплеи обновляются 5-7 сек, а ч/б-дисплеи 2-3 сек :) Человек только искать нужный ценник в пачке обновляемых будет дольше. Так что может быть даже быстрее будет пройтись "обновлятелем" по 100 позициям для обновления 10 из них. Во-вторых, исключены ошибки типа установки ценника "икра красная искусственная" на позицию "икра красная лососевая" :)

              Но вот экономическая выгода от замены ценников на электронные - тут я дискутировать не готов :)


            1. Arioch
              17.06.2022 14:56

              Бумажные надо искать - на полке и в "стопке новых". Как-то вытаскивать из "рельсы" не рассыпав остальные. Не перепутав похожие.

              В случае NFC - просто ведёшь телефон/планшет вдоль прилавка. Запищал - останавливаешь руку. Пропищал её раз - ведёшь дальше.

              Учить надо будет "главного товароведа" и пару заместителей. Остальных наоборот учить не нужно.


        1. Smartprice
          18.06.2022 10:39

          загуглите "Денис Левченко Х5 Retail Group электронные ценники", там довольно хорошо разложено по пунктам в чем бенефиты, помимо экономии бумаги.


      1. Smartprice
        17.06.2022 19:54

        такие ценники (без батарейки, от NFC) действительно есть, но не получили широкого распространения. их имеет смысл использовать там, где кол-во ценников небольшое и исключительно с точки зрения экономии стоимости проекта (не нужны точки доступа и сервер).

        по факту все проекты в РФ делаются на ценниках на батарейках, где массовое обновление 6000 позиций занимает не более получаса.


  1. ifap
    16.06.2022 17:58
    +1

    есть случаи, что они «исчезают» из магазина

    А с ними связь односторонняя? Т.е. они не могут пискнуть "держи вора!" при перемещении через "ворота"?


    1. Smartprice
      17.06.2022 18:02

      Обычно для этой цели в ценники встраиваются RFID метки, которые дают возможность гейту (антикражным воротам) дать сигнал о выносе ценника.

      По факту же потери от кражи ценников на порядки меньше потерь при их эксплуатации (упал/разбился).


  1. nikolas78
    16.06.2022 22:32
    +1

    Локальные ценники — это промежуточное решение на пути к дополненной реальности, где можно отображать сразу минимальные цены / любимые марки/ и т.д.


    1. Popadanec
      17.06.2022 11:10
      +1

      К сожалению пока хоть сколько то годного(удобство/надёжность/цена/длительность работы) устройства ещё нет в продаже. Эппл который год пилит свои AR очки, как и куча других производителей, правда результат пока не подходит для массового применения.
      Но в целом да, ближайшее вероятное будущее за AR. Который вытеснит все или большую часть экранов(включая смартфоны/планшеты/ноуты в привычном виде), плюс добавит интерактива там где их не было.


  1. tabtre
    16.06.2022 23:32

    Вообще удвиляет почему не делаю ценники с ИК каналом
    Дешевле и потребляет меньше


    1. Arioch
      17.06.2022 00:10

      почему не делаю ценники с ИК каналом

      Меня это тоже удивляет.

      Вторая "глава" статьи, второй параграф, первое предложение:

      Сейчас на рынке присутствуют, пожалуй, две основные технологии — высокочастотная в диапазоне 2,4 гГц и инфракрасная.


      1. tabtre
        17.06.2022 01:48

        Да пропустил. Признаюсь)


  1. Iv38
    17.06.2022 01:25

    Очень хочется такие ценники применять как информер в умном доме, то есть выводить на него какие-то сведения. Ценники вроде купить можно, а как с ними работать я не нашёл.


    1. Smartprice
      17.06.2022 19:50

      Это дорогое удовольствие, т.к. к ценникам необходимо купить лицензию на сервер, сам сервер (неттоп), специализированную точку доступа. Если ценник 2.6 стоит 8-10 евро, то лицензии и оборудование потянут на 2-3 тыс. евро.


      1. edo1h
        17.06.2022 20:45

        очевидно, что ничего сложного в софте там нет, при наличии описания протокола рабочий прототип пишется за вечер.
        с железом может быть по-разному, но писали, что как минимум некоторые ценники используют стандартный zigbee, для него всё очень бюджетно.


        1. Smartprice
          18.06.2022 10:33

          ни один из лидеров рынка не использует стандартные протоколы (включая zigbee) по причине их недостаточной энергоэффективности.

          для примера, выдержка из технической документации SoluM: "RF INTERFACE​ 2.4 GHz SOLUM Proprietary​". И то же самое встретите у SES-imagotag, Zkong, Hanshow.

          поскольку протоколы закрытые (и никаких описаний их нет), то без покупки управляющего ПО от вендора не обойтись.

          единственный вариант сэкономить - использовать ценники без батареек, которые активируются от NFC смартфона. но смысл ценника для умного дома в такой конфигурации теряется.


          1. edo1h
            18.06.2022 12:59

            ни один из лидеров рынка не использует стандартные протоколы

            если покупать для дома, то можно и не ограничивать выбор «лидерами рынка».
            глянул на али, полно блютусных ценников с бесплатным android-приложением. думаю, что расковырять протокол вполне реально.


            по причине их недостаточной энергоэффективности.

            имею отношение к продуктовой рознице, и у нас присматриваются к электронным ценникам. если бы был выбор между «вендорлок и замена батареек раз в пять лет» и «zigbee, открытый протокол, замена батареек раз в два года», то я бы был за второй вариант. и уверен, что руководство бы меня поддержало.


            хотя да, насчёт zigbee ценников ru_mainstream, похоже, наврал исказил действительность. они существуют в природе, но явно не мейнстрим.
            кстати, в процессе гугления зигби-ценников наткнулся на прекрасное:
            https://dmitry.gr/?r=05.Projects&proj=29.%20eInk%20Price%20Tags


            1. Smartprice
              18.06.2022 13:37

              за ссылку спасибо, интересный опыт.

              надо сказать, что многие пишут про zigbee протокол, начинаешь копать - основа, действительно zigbee, но в частной (проприетарной ) интерпретации.

              по bluetooth - нет вопросов, но там та же история, сам по себе протокол энергозатратный (не про батарейки и 5 лет). пример - zkong, с проприетарным протоколом на базе BLE (насколько я помню).

              проще всего найти что-то с постоянным питанием (по проводам), тогда можно и по wifi обновлять, благо устройства такие есть.

              весь наш опыт говорит о том, что рознице глубоко все равно какие там протоколы у ценников, главное - цена первоначальных инвестиций и совокупная стоимость владения (при стабильно работающей технологии). смена батареек - затратное мероприятие, увы. стандартные протоколы не подходят банально по стоимости владения.


  1. Stas911
    17.06.2022 06:26

    А что не так с неправильными ценниками? В больших суперах их часто путают и это хороший повод прикупить товар подешевле. Или акция закончилась, а ценник забыли обновить - мелочь, а приятно.


  1. priwelec
    17.06.2022 15:33
    +1

    о, интересная тема, давно хотелось что-то такое почитать.

    А у вас ни разу не было ситуации, когда магазин из-за какого-либо сбоя был наполнен товарами с одинаковыми ценниками "error"? ))


    1. Smartprice
      18.06.2022 10:35

      не было, т.к. в ПО обычно встроена защита от подобных ошибок.