Мое внимание привлекла фраза, которая прозвучала в нескольких видео, приуроченных к анонсу Alexa 35. Посыл был в том, что новая камера проектировалась не только под потребности производства высокобюджетных кино и сериалов. ARRI пытались создать камеру, которая будет удобной и для документальных проектов, и для соло-операторов, и даже для производства контента, к примеру – корпоративных видео или кулинарных шоу.

На фразе про кулинарные шоу я немного поперхнулся. Да и в плане корпоративного видео (на котором специализируется мой продакшн), с трудом могу представить себе проект с бюджетом и притязаниями, который потребовал бы аппарат калибра Alexa 35. Но с другой стороны, все относительно. Кулинарное шоу с Гордоном Рамзи для Netflix – не то же самое, что YouTube-канал про пирожки тёти Люды, а презентация нового продукта Apple с замороченной сценографией и спецэффектами – это ведь тоже, строго говоря, корпоративное видео. Поэтому оставим за скобками вопрос бюджетов и попробуем трезво оценить, насколько Alexa 35 может вписаться в любой съемочный процесс.

Удаленькая, да не особо маленькая

Последние два поколения камер ARRI выходили в двух версиях – полноценная Alexa со всеми входами-выходами и более высокими частотами кадров и маленькая и адаптивная Mini. ARRI неоднократно говорили, что ошеломляющий успех Alexa Mini был для них неожиданностью. В ней был ограниченный функционал и коммутация по сравнению с большой Alexa, но как только она вышла – все хотели снимать только на Mini. ARRI недооценили, насколько люди ценят маленький размер и вес. Alexa 35, судя по всему, ставит крест на подходе "большая и маленькая камеры" – это первая полноценная кинокамера ARRI в миниатюрном форм-факторе. Это правильное и логичное направление развития: никто не хочет выбирать между функционалом и размером/весом. 

Хотя Alexa 35 слегка больше Mini во всех направлениях, общий объем построенной камеры стал компактнее за счет крепления батареи непосредственно к телу. В прошлом поколении приходилось выносить батарейную площадку дальше назад, чтобы не закрывать вентилятор. С одной стороны, это позволяло проще балансировать длинные объективы, но затрудняло построение компактных сетапов и мешало упереть камеру батарейкой в тело оператора. Alexa 35 спроектирована с новой вертикальной шахтой охлаждения, что позволяет крепить батарею непосредственно к камере и делает весь сетап короче и монолитнее. RED были пионерами такого дизайна, и я не могу представить конфигурации удобнее.

Маленькая камера ARRI – это все равно большая камера. Несмотря на компактный дизайн, Alexa 35 однозначно нельзя назвать маленькой камерой. По сравнению с тем же RED V-Raptor она очень даже крупногабаритная, а вес 2,9 кг (только тело) делает весь сетап слишком тяжелым, чтобы уверенно снимать с рук без какой-либо поддержки. 

Новое поколение фильммейкеров, выросшее на супер компактных камерах, привыкло снимать на уровне груди, держа камеру перед собой, уперев в тело и глядя в монитор. Или даже "от бедра", держась за верхнюю ручку. Под такой стиль съемки традиционно подходили компактные и модульные камеры RED. Alexa 35 же реалистично может снимать только с плеча, глядя в видоискатель (что и называлось раньше "с рук") или с разгрузки Easyrig. Съемка с плеча подразумевает использование видоискателя и несколько ограничивает вертикальную мобильность камеры и выбор угла съемки, что не всем по душе. А Easyrig, хоть и прекрасен в качестве разгрузки, тоже не всегда удобен и уместен, т.к. добавляет оператору габаритов и заметности. 

Alexa никогда не была идеальным вариантом для съемки в стиле "run & gun". Alexa 35 вряд ли что-то поменяет в этом смысле. Размеры и вес – одна из основных причин, по которым контент-мейкеры верхнего эшелона, такие, как MKBHD и LTT, исторически выбирают RED. Другие факторы – высокие разрешения, сжатый RAW и существенно более низкая стоимость по сравнению с ARRI. Будет любопытно посмотреть, купит ли кто-то из "тузов" YouTube себе Alexa 35, пусть даже в качестве флекса и инфоповода. 

Ммм, модульный дизайн

В полном соответствии с трендами, которые мы рассмотрели ранее, ARRI сделала новую камеру модульной. Представлено пока только два  электронных модуля, которые крепятся непосредственно к задней стенке Alexa 35, а также два комплекта механических аксессуаров – Production set и Lightweight set. 

Продуманные аксессуары. 90% камер ARRI заказываются в комплекте с родным обвесом. И операторы, и ренталы предпочитают, чтобы был некий стандартный минимальный обвес, который идет с камерой. Кроме того, аксессуары ARRI высококачественные и хорошо продуманы в плане удобства и совместимости. В случае Alexa 35 предлагается два комплекта на выбор – один для большого продакшена, другой – для соло/док работы. И тот и другой выглядят достаточно компактно, во многом – потому что теперь нет клетки как таковой. На самой камере множество отверстий, и многие элементы жестко крепятся вплотную, становясь с камерой единым целым. Из интересных особенностей могу выделить новый держатель-трансформер для EVF в Production наборе и новую верхнюю ручку из углепластика со специальным балансировочным крепежом под Easyrig в Lightweight наборе. Оба сета совместимы, и их элементы взаимозаменяемы. 

Модули питания и аудио. В плане электронных модулей можно выбрать между распределителем питания PDM-1 и куда более интересным аудио-модулем AEM-1. Аудио-модуль создан швейцарским брендом высокотехнологичного аудио-оборудования Sonosax. ARRI заявляет, что лучшего качества звукозаписи в камерах на рынке нет. Модуль AEM-1 оборудован двумя mini-XLR входами с чистыми предусилителями и фантомным питанием, а также цифровой коннектор AES, который позволяет писать еще два канала (итого четыре). Со стороны оператора имеется маленький экран и крутилки контроля уровней, которые можно утопить в модуль, чтобы случайно не задеть. Даже осталось место для пары дополнительных выходов питания и вход для наушников. Уверен, что у многих владельцев этот модуль будет перманентно жить на камере с первого дня. Интересно, что нельзя использовать оба модуля одновременно (хотя на вид кажется, что этому ничего не препятствует). ARRI говорят, что это связано с патентом некой компании.

Больше не нужна Amira? Аудио-модуль ставит интересный вопрос по поводу будущего ARRI Amira, "сестры" Alexa, предназначенной для соло-операторов / документалистов. С учетом наличия высококачественного бортового аудио, множества программируемых кнопок, встроенных ND-фильтров, лучшего на рынке EVF и оптимальной для съемки с плеча эргономики, Alexa 35, кажется, уже оптимизирована для соло-оператора. Кроме того, формат Super35, за счет дальности и относительно компактных зум-объективов, и так был идеален для документалистики. В общем, Alexa 35, кажется, поглотила не только "большую" Alexa, но и старушку Amira.

Обратная сторона лучшей картинки

17 ступеней динамического диапазона и более богатая палитра обойдутся недешево в плане батареек и картах памяти, ведь Alexa 35 – настоящий монстр по энергопотреблению и размеру файлов. Думаю, что многие упустили этот момент, будучи под впечатлением от красоты презентационных кадров.

Alexa 35 потребляет минимум 90 ватт при нормальной работе (это съемка 24 к/с + видоискатель). Стоит добавить монитор, пару моторов фокуса и беспроводной передатчик, и батарейки 150Wh будет хватать на час (в лучшем случае). Камера работает только от 24 вольт и имеет новый стандарт крепления батарей B-mount, преимущества которого мы обсуждали в статье с предсказаниями. Повышенное энергопотребление не представляет проблем при студийной съемке, но может существенно огорчить документалистов. Лично я бы не хотел тащить с собой в экспедицию в Арктику, например, десяток батареек на 150Wh. Ограничения авиалиний тоже пока никто не отменял. Ну и стоит сразу приплюсовать к стоимости камеры новый парк батареек B-mount.

Alexa 35 выдает даже более мощные потоки данных, чем Alexa LF. Терабайтного Codex Compact Drive (который, кстати говоря, стоит $2 350 за штуку) хватит на 28 минут ARRI RAW в 24 к/с в режиме Open Gate, самом жирном формате из 19 доступных. Но даже в более адекватном формате, скажем, 4.6K 16x9 ProRes 4444, камера заполнит терабайтный носитель за полтора часа съемки в 24 к/с.

Есть также плохие новости для ренталов и продакшенов, закупивших эти карты для Alexa LF – высокие частоты кадров на Alexa 35 в RAW доступны только при использовании новых, более быстрых 2-терабайтных носителей, отличающихся оранжевой полосой. 

Больше никаких лицензий. Из более позитивных изменений можно отметить, что ARRI наконец отказалась от архаичной модели лицензий, когда приходилось доплачивать (и немало) за разблокировку довольно базовых съемочных функций камеры. Alexa 35 может сразу из коробки снимать в RAW, open gate и Look Library тоже стала бесплатной. Никаких лицензий покупать не надо. 

Для крупнейших проектов все эти соображения не играют роли. При бюджете проектов в 100, 200, 500 миллионов долларов, "золотые" батарейки и карты памяти – это капля в море даже на уровне бюджета всего операторского цеха. Но ARRI позиционирует Alexa 35 как камеру для всех проектов, больших и малых. Думаю, что для многих такой расход амуниции станет серьезным камнем преткновения. С другой стороны, выступая адвокатом дьявола, можно сказать, что дороговизна носителя дисциплинирует съемочную группу. Этот аргумент работает и в пользу пленки.

Тяжелый значит надежный

Просто царапина, док
Просто царапина, док

Серьезный аргумент в пользу Alexa 35 как камеры для всех проектов, это надежность даже в самых тяжелых условиях съемки. Если ориентироваться на опыт прошлых десяти лет, то камеры ARRI безотказны и неубиваемы. Одна даже пережила пожар лишь с косметическими потерями. У камер ARRI самый широкий диапазон гарантированных рабочих температур на рынке (от -20°C до +45°C), полностью изолированная электроника – ни пыль, ни влага не могут попасть в сенсорный блок через систему охлаждения. Каждая камера проходит жесткий стресс-тест перед отправкой, известный как “shake and bake”. Это своего рода симуляция первой недели работы на съемочной площадке, что позволяет отловить подавляющее большинство случаев производственного брака. Камеры ARRI не глючат и не требуют регулярной калибровки, так как сенсор поддерживается при постоянной температуре 40°C при помощи элемента Пельтье. Камеры ARRI просты в управлении, разобраться с ними куда проще, чем с беззеркалкой Sony. На сайте компании даже есть симулятор меню. Конструктив камеры делает ее ударопрочной – сенсор и байонет прикреплены к силовой раме, которая берет на себя всю нагрузку, когда камеру трясет и колошматит. К ней же крепятся клетка, верхняя ручка и нижняя платформа, так что вся конструкция супер-жесткая и ничего нигде не люфтит (ненавижу, когда что-то люфтит).

Сенсор расположен в центре силовой рамы, что обеспечивает одинаковое расстояние от верхних и нижних крепежных трубок.
Сенсор расположен в центре силовой рамы, что обеспечивает одинаковое расстояние от верхних и нижних крепежных трубок.

Слишком дорогая для соло-операторов

Камеры ARRI знамениты не только своей надежностью и качеством изображения, но и конским ценником. Alexa 35 стоит порядка $78 000, а с учетом батареек, карт памяти и байонетов, общая стоимость комплекта приближается к $100 000. Цена обусловлена понятными факторами: профессиональное оборудование для коммерческого использования, дорогостоящий и длительный период НИОКР, малосерийное высокотехнологичное производство, многолетний продуктовый цикл, высокая цена перепродажи, репутация на рынке и сеть постпродажной поддержки. ARRI в этом смысле не уникальна: любое профессиональное оборудование стоит очень дорого.

Учитывая цену и специфику кинопроизводственного процесса (группировку съемочных дней), камеры ARRI традиционно покупались лишь ренталами и киностудиями, способными загрузить камеру работой почти на каждый день. Операторов-владельцев мало, но они есть. Согласно ARRI, они получили куда больше заказов на Alexa Mini LF от частных лиц, чем когда-либо ранее. Для очень активно работающих на полных метрах и дорогих рекламах операторов камера ARRI – это хорошая инвестиция: камера окупает себя за год-полтора, после чего приносит чистую прибыль. А служат они и востребованы годами, как мы обсуждали выше.

Но для подавляющего большинства операторов Alexa 35 – запредельно дорогая камера. По моей оценке, ценовой потолок для владельцев – где-то до $30 000. За эти деньги сейчас можно взять б\у комплект старенькой Mini или Amira. Но куда более логичным вложением в данном ценовом сегменте будет RED V-Raptor. Сжатый RAW, компактные размеры и маленький вес, формат VV, высокие разрешения и частоты кадров делают красный бренд весьма привлекательным для операторов-владельцев. Особенно тех, кто преимущественно работает на рекламе и сериалах.

Элитная камера для элитных проектов

Сегодня можно снимать что угодно на что угодно – кино на айфон или кулинарное шоу на Alexa 35. Но "можно" и "оптимально" – две разные вещи. Учитывая стоимость владения, габариты, вес, энергопотребление и скорости записи, Alexa 35 вряд ли может стать "швейцарским ножом" съемочных проектов. Это по-прежнему большая камера для высокобюджетных проектов. Вряд ли она позволит ARRI существенно выйти за пределы традиционного для них рынка кинопроизводства, на котором они и так доминируют. У ARRI была одна проблема – 4К для Netflix. И Alexa 35 эту проблему решает. Задача завоевать рынок операторов-владельцев у них не стояла. И даже несмотря на это, в определенных рыночных условиях, операторы видят инвестиционный смысл в покупке камеры за $100 000. Для всех остальных был и остается рентал.


Спасибо, что читаете блог SHAGRAL Video Production! Меня зовут Григорий Шаханов, и каждую пятницу я публикую здесь свои наблюдения о трендах в отрасли и делюсь секретами коммерческого видеопроизводства. Подпишитесь, чтобы получать новые заметки!

Комментарии (0)