За время праздников я подготовил для вас вторую порцию предсказаний по развитию цифровых камер на ближайшие годы. Если пропустили первую часть, почитать её можно здесь. Итак, продолжим.

Больше «кубиков»

Я большой адепт модульного дизайна. Камера-кубик позволяет быстро менять конфигурацию в зависимости от задач, будь то штатив, плечевой риг, гимбал или дрон. Эргономика – вещь индивидуальная, и модульный дизайн дает пространство для кастомизации. И на более личном уровне, модульный дизайн позволяет оператору в некотором смысле самовыразиться, построив свой персональный «идеальный» риг.

Думаю, что все больше производителей будут переходить к форм-фактору кубика. Но с модульным дизайном есть проблемы. Во-первых, он маскирует истинную стоимость камеры. Да, RED Komodo стоит $6000, но чтобы превратить его в рабочую камеру понадобится еще 2-4 тысячи долларов (в зависимости от притязаний), а RED ох как любит драть три шкуры за любой проводок и переходник.

Вторая проблема – наличие продуктовой экосистемы вокруг камеры. Какой смысл в модульном дизайне, если нет модулей? Чтобы развивать экосистему было коммерчески оправдано, между поколениями камер должна быть преемственность форм-фактора, как у ARRI (Mini => Mini LF). Отдельно хочется похвалить китайских Kinefinity - у них шикарный выбор аксессуаров и модулей для камер Mavo. А вот Sony и Canon в этом плане пока отстают: каждая новая камера – новый форм-фактор. Японцы консервативны, но рано или поздно все равно реагируют на мировые тренды, так что ждем больше «кубиков».

Так может выглядеть следующая компактная кинокамера от Canon, если верить патенту, зарегистрированному недавно в Индонезии. Возможно это EOS C5, т.е. переосмысленная C50, которая так и не вышла из-за ковидных перебоев в цепочках поставок.
Так может выглядеть следующая компактная кинокамера от Canon, если верить патенту, зарегистрированному недавно в Индонезии. Возможно это EOS C5, т.е. переосмысленная C50, которая так и не вышла из-за ковидных перебоев в цепочках поставок.

Камеры научатся у смартфонов

Меня трудно назвать апологетом смартфонного видео. На сегодняшний день оно выглядит паршиво и никакой угрозы для профессиональных камер не представляет, просто ввиду законов физики. Тем не менее это совсем не значит, что камеры во всем лучше смартфонов. Производители гаджетов научились вычислительными методами маскировать и преодолевать недостатки крошечных сенсоров. Смартфоны в реальном времени склеивают множественную экспозицию, анализируют изображение, выделяя лица и объекты, картируют глубину, накладывают AR-эффекты, встраивают 3D-объекты в пространство – все это помимо автофокуса и стабилизации, которые отрабатывают порой лучше, чем в профессиональной камере.

Не могу сказать, что в камерах нам необходимы AR-масочки и фейковая глубина резкости. Но как, например, насчет возможности поправить промашку по фокусу на посте? Или воссоздать информацию, потерянную в световом пятне? В камерах появится больше сенсоров – как минимум, лидары, гироскопы и акселерометры уже интегрируются прогрессивными производителями (DJI Ronin 4D). Данные с этих сенсоров помогут обеспечить работу нового поколения систем автофокуса и стабилизации. Думаю, что все эти «умные» функции начнут появляться сначала снизу, в самом массовом сегменте. Но даже элитным производителям стоит начать прокачивать не только железо, но и софт своих камер.

Удаленный контроль камеры станет удобнее

UI и UX – это еще одна область, в которой камерам стоит поучиться у смартфонов. Интерфейсы камер безбожно устарели. Они тормозят, они нелогично структурированы, они некрасивые, текст слишком мелкий, менюшки слишком длинные, настроек слишком много (говорю как человек, который любит настройки). Это справедливо в разной степени для всех брендов. Из современных камер только BMPCC обладает адекватным интерфейсом. Правда, ради него пришлось пожертвовать эргономикой, но тачскрин – правильное направление мысли.

Проблема в том, что на современных камерах все меньше и меньше жилплощади доступно под экран, ведь камеры становятся компактнее. Уже и кнопок-то толком нет на теле, а когда камера загрипована на какой-нибудь головке крана, троса или на коптере в небесах, то и возможности её потрогать нет.

RED задает высокую планку для других приложений контроля камеры.
RED задает высокую планку для других приложений контроля камеры.

Каждый раз пользуясь приложением Sidus Link для управления светильниками Aputure, я думаю – «почему такого нет для моей камеры»? Полноценные приложения сейчас есть только у RED и, как ни странно, у Z Cam. Sony и Canon нужно срочно взяться за ум и выпустить современные приложения, дающие полный контроль над всеми функциями камеры. Если тренд на «кубики» сохранится, то на теле камеры останутся лишь первостепенные настройки, а основное меню будет постепенно вытесняться в приложение для смартфона.

Беспроводной мониторинг и трансляции будут интегрированы

Нормальная реализация приложения для смартфона невозможна без стабильной беспроводной передачи сигнала с камеры, иначе теряется весь смысл. Сегодня 5-гигагерцовые передатчики стали такими маленькими, что вполне могут быть интегрированы даже в «кубики». Конечно, это не отменит необходимость во внешних решениях, если требуется передача сигнала на большие расстояния или в сложных условиях. Но по крайней мере потребности оператора и фокус-пуллера в удаленном мониторинге без задержки камера вполне может закрывать сама.

Еще одна вещь, которая элементарна для смартфона, но отсутствует в камере – трансляция по протоколу RTMP. Возможно, добавлению в камеру sim-карты и антенны для подключения к сетям LTE/5G препятствуют какие-то сертификации регуляторов. Но хотя бы трансляция через смартфон (опять же, через приложение камеры) должна стать стандартной функцией современной камеры. Всё это возможно и сегодня при помощи сторонних решений, но производители камер могли бы интегрировать этот функционал нативно и заодно реализовать его более изящно.

32-битное аудио будет встроено в камеры

32-битное аудио – это божественно. Это одна из тех функций, которая колоссально упрощает жизнь работающего профессионала, не создавая ему дополнительных проблем. Для тех, кто не в курсе, это формат записи звука в сверхвысоком плавающем динамическом диапазоне, что на практике означает две вещи: 1) аудио практически невозможно «обрезать» по громкости и 2) наоборот, даже самый тихий сигнал можно поднять, не поднимая шумовой порог. Иными словами, эта функция избавляет от необходимости контролировать уровни записи в процессе съемки.

Это вполне могло бы быть интегрировано в камеру.
Это вполне могло бы быть интегрировано в камеру.

Честно говоря, недоумеваю, почему этого до сих пор нет в видеокамерах. Судя по крошечным 32-битным рекордерам, которые вышли за последнее время (например, ZOOM F2) эта технология не требует ни повышенной вычислительной мощности, ни принципиально большего объема памяти (по сравнению с видео, увеличение аудио файлов даже на треть не играет особой роли). Также мне неизвестно про какие-либо патентные и лицензионные ограничения, которые бы препятствовали имплементации этой технологии в камерах. Особенно в камерах, рассчитанных на соло-операторов - линейки PXW от Sony и Cinema EOS от Canon были бы отличными кандидатами.

Спасибо, что читаете блог SHAGRAL Video Production! Меня зовут Григорий Шаханов, и каждую пятницу я публикую здесь свои наблюдения о трендах в отрасли и делюсь секретами коммерческого видеопроизводства. Подпишитесь, чтобы получать новые заметки!

Комментарии (14)


  1. GennPen
    07.05.2022 15:35
    +4

    32-битное аудио – это божественно.

    Это не божественно, а бесполезно. Даже самый хороший студийный микрофон редко переваливает за 120 дБ динамического диапазона, а у 24 бит примерно 144 дБ, что хватает с хорошим запасом.


    1. skymal4ik
      07.05.2022 16:02

      Но аудио - это не только один микрофон. Это могут быть как несколько микрофонов с разным покрытием спектра, так и программно сгенерированный в любой частоте сигнал. Мне кажется 32 бита с большей вероятностью смогут перекрыть весь диапазон от разных источников, разве не так?

      PS я от аудио далёк, могу ошибаться в принципиальных вещах.


      1. GennPen
        07.05.2022 16:34
        +1

        При общей записи используются микрофоны с широким частотным спектром. Проще сделать один качественный микрофон, чем несколько и потом их согласовывать между собой, да и уровень шума это не уменьшит, скорее наоборот увеличит.
        Зачем программно сгенерированный сигнал переводить в аналог, чтобы потом его оцифровать?
        Зачем писать лишнюю информацию, когда 24 бит перекрывает хороший студийный микрофон более чем на 20 дБ. 20 дБ - это разница в 100 раз.


        1. ciuafm
          07.05.2022 16:52
          -2

          Зачем писать лишнюю информацию

          А вдруг нам нужен шум для генерации случайных чисел?

          ;-)


        1. sterr
          08.05.2022 17:25
          -1

          32bit floating point занимет меньше места, чем 24 bit integer. Да и привязка к 32 бит важна не только в этом. Все программы сейчас работают именно в 32 бит. Поэтому чем нативнее звук, тем меньше преобразований придется делать. Хотя современная электроника и не может обеспечить 32 бита по аналогу.


          1. GennPen
            08.05.2022 17:54

            32 бит меньше чем 24 бит? Сравнение целых чисел проходят в начальных классах, может вам стоит освежить свои знания?

            Да, программы обрабатывают в 32 бит, но именно записывать сигнал нет смысла больше чем в 24 бит.


      1. nixtonixto
        08.05.2022 07:43
        +1

        У ЦАП есть параметр ENOB — число «честных» бит, и у 24-битного ЦАП их может быть 18...20 (остальное — шум), а у 32-битного — 20...22. Из-за этого и складывается впечатление, что у 32-битных гораздо качественней звук, хотя по факту они даже до 24 честных бит не дотягивают.

        И в оцифровке аналоговых сигналов часто упираются в параметр PSRR — коэффициент подавления пульсаций питания, он редко бывает выше 120 дБ. А питание в камере очень грязное из-за кучи импульсников и контроллеров с прыгающим потреблением. Поэтому даже при очень хорошем микрофоне динамический диапазон обрезается нюансами схемотехники. Особенно это мешало на кассетных камерах, с монотонным воем от моторчика ЛПМ.


  1. RusikR2D2
    07.05.2022 16:53
    +3

    И соглашусь с вами и нет. Больше, правда, как пользователь фототехники. Но с камерами Sony, Canon, BM, RED и некоторыми другими также имеющий дело. А также с операторами и механиками кинокамер.

    Кубик-дизайн отличное решение. Очень жаль, что фотоаппарата не двинулись в том же направлении.

    А вот касаемо ухода от кнопок и приход к сенсорным меню - это спорно.
    Возможно, молодежь, привыкшая к смартфонам это и оценят. Но те, кто постарше ценят кинокамеры (в отличие от BM pocket) именно за кнопки. Одна\две кнопки - одна функция. Смартфон как "пульт" удобен для "удаленной" техники, типа на кране и т.п. Но именно как дополнение, а не замена.
    Кроме удобства, есть еще понятие совместимости. Не сможет производитель камеры гарантировать 100% совместимость со всеми смартфонами. И тогда появится список совместимых смартфонов, совместимых версий и т.п. А у каких-то смартфонов вообще не окажется магазина с нужным приложением.
    А еще для примера есть такой глюк со смартфонами. У 10й GoPro есть ограничение на кол-во подключений к смартфону - 10 разных. После чего она превращается в кирпич. Т.е. если один владелец и один-два смартфона - все ок. Но как только пользователей несколько и каждый подключается со своим смартфоном, то на 10й раз (к камере подключится 10й смартфон, не вместе, а просто по очереди) камера "окирпичится". Благо это лечится манипуляциями с прошивкой (нужно записать на карту памяти определенные отредактированные файлы). но GoPro до сих пор не исправили этот баг. И, возможно, не смогут.
    А представьте, что такой баг будет в процессе съемок какого-нибудь проекта с бюджетом в несколько миллионов. Может быть, баг 10го подключения и можно было бы отловить при тестировании, а если это будет 20й или 100й? А если его нельзя будет никак исправить, только в СЦ?

    Упрощение меню путем сокращения кол-ва настроек - тоже так себе вариант. Это вернет кинокамеры к варианту "автоматическая мыльница". Для кого-то подойдет, но остальным нужен выбор.

    За такое вот упрощение и сенсорный экран как раз таки ругают новые BlackMagic Pocket. По крайней мере те, кто привык снимать на "серьезные" камеры RED и Alexa

    Есть, правда, у BM большое "достижение", которое бы стоило перенять остальным производителям - а именно возможность записи на "обычные" SSD, а не на дорогие проприетарные карты памяти.
    Но, кажется, это лишняя статья дохода, от которой сложно отказаться.

    А встроенный видеопередатчик - это больше техническая сложность. Тот, что без задержек - он слишком большой, может быть даже больше камеры, особенно с антеннами. А тот, что компактный - пока с задержками, которые никак не устроят фокуспулера.

    Что касаемо звука, не знаю насколько нужны 32 бита, но в большинстве звук все же пишут на отдельные рекордеры. В том числе, как раз по причине необходимости записи со множества разных источников. А то, что пишет камера используют для сведения или чернового монтажа.
    Все равно звук обрабатывается отдельная группа людей на отдельном оборудовании - зачем им терабайты видео "тащить". А если писать в камеру отдельным файлом, то получится просто встроенный рекордер, который за счет большого кол-ва крупных разъемов будет "раздувать" корпус камеры.


  1. PereslavlFoto
    07.05.2022 20:47
    -1

    А ведь хорошая тема. Каждый, у кого уже есть цифровая видеокамера или (что важнее) цифровая фотокамера, купленная в последние десять лет, задаётся вопросом — чего ждать от этой своей камеры в ближайшие годы?

    Какие новые функции появятся в официальных прошивках, а какие в неофициальных?

    Какие прошивки для старых вспышек появятся в интернете?

    Какие программы от Canon, Nikon, Pentax станут свободным программным обеспечением?


    1. vorphalack
      08.05.2022 09:47

      вот так уж и каждый? как-то среди знакомой тусовки чаще задаются вопросом «чо там с матрицей в следующей камере будет?» чем «что еще мне в прошивку могут добавить».

      вопросы прошивок станут массовыми когда мы упремся в сенсоры, а там пока что поле еще даже целиком не вспахано. да и то, скорее всего, если вендор ВНЕЗАПНО решит дать доступ к прошивкам и их ковырянию, тогда камера станет стоить 30-40 тыщ баксов за штуку.

      и нафига вам обновления прошивок вспышек, особенно когда бОльшая часть оных требует похода в СЦ для обновления?

      НИКАКИЕ (да и хрен с ними — всё равно хлам, кроме редактора внутрикамерных кривых у никона). хотите СПО — есть RawTherapee, DarkTable и что там еще. не хотите — Capture One, Lightroom, DxO, да даже тот же цыганский табор по имени ACDSee еще трепыхался вроде.


      1. PereslavlFoto
        08.05.2022 11:32

        вопросы прошивок станут массовыми когда мы упремся в сенсоры

        Мы уже упёрлись в сенсор: один сенсор куплен, а другого вместо него не будет.

        Обновление прошивки вспышки нужно, чтобы вспышка работала с фотоаппаратом в режиме TTL.


        1. vorphalack
          08.05.2022 15:19

          «уперлись в сенсор» — это когда ничего нового на горизонте технологий нет. а пока что основная причина замена камер — именно что вышла матрица повеселее.

          а вы что, пытаетесь прикрутить вспышку 30-40летней давности к современной камере?


          1. PereslavlFoto
            08.05.2022 16:46

            «Уперлись в сенсор» — это когда деньги уплачены и сенсор уже имеется в фотоаппарате, заменить его невозможно.

            Я установил современную вспышку на современную фотокамеру. В инструкции указано, что они штатно работают. В реальной ситуации нужно корректировать прошивку вспышки.


            1. vorphalack
              08.05.2022 17:35

              «это когда деньги уплачены и сенсор уже имеется в фотоаппарате, заменить его невозможно.» — это не «уперлись в сенсор», еще раз, это «уперлись рогом в нежелание менять камеру».

              модели вспышки и камеры?