Всем привет! Хочу рассказать о том, как в мире хаоса и бардака упорядочить жизнь, сохранить/повысить продуктивность, успеть сделать многое, не разочароваться, оглядываясь назад, систематизировать свою жизнь и с уверенностью смотреть в будущее. Делюсь опытом 15 лет жизни по системе тайм-менеджмента.
Вступление
“План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.” Алиса в стране чудес
Последние несколько лет я живу в Москве, что уже, наверное, достижение. Живу один, работаю, занимаюсь бодибилдингом, читаю всякие интересные штуки. Вообще, очень люблю жизнь. С системой управления временем я познакомился, когда был подростком, примерно 15 лет назад из американских книжек. Когда ты подросток, хочется все успеть: и учиться, и с друзьями встречаться, и стремиться к своим целям, и заниматься ерундой. И на всё это нужно время. Вот тогда тайм-менеджмент и прижился в моей жизни. И мне понравилось. С тех пор у меня многое получается, при этом моя жизнь интересная, разнообразная, и в ней всегда есть место приятным неожиданностям.
Для начала кратко о том, что такое тайм-менеджмент. Представьте яичную клетку, бумажную коробку с ячейками для транспортировки яиц. Во всех супермаркетах встречаются клетки на 10 или 30 яиц. Такая яичная клетка - подходящая метафора тайм-менеджмента или того, как мы заполняем пустые ячейки времени различными делами. Или не заполняем) В нашем случае ячеек может быть несколько: 24 ячейки для часов, 7 и 30 для дней и т.д. Каждая ячейка - это час или день, в которые мы "укладываем" наши дела. Принцип яичной клетки помогает понять принцип распорядка дня, то, как мы живем и как распоряжаемся своим временем.
Распорядок дня важен для человека поскольку, вся наша жизнь, начиная от огромной вселенной и заканчивая букашками в палисаднике - это система. Наш организм тоже системен и не любит бардак. Порядок для него - это большая радость. Как только у вас наладится режим дня, вы сразу же почувствуете перемены: вы будете чаще высыпаться и реже болеть, будете больше отдыхать и меньше беспокоиться о пустяках, у вас улучшится здоровье, появятся много новых идей и планов, которые захочется реализовать!
Конечно, многое зависит от того, чего вы хотите достичь. Если вы желаете достичь определенной цели в жизни, то жизнь нужно упорядочить. Некоторые вещи достигаются только системно, например похудение или набор мышечной массы, образование или карьерный рост и т.д. Если ваша цель “спонтанности” - то тогда тайм-менеджмент не ваш метод. В общем, истина где-то там, somewhere in between.
Сезонность года и город, в котором вы живёте
Да, это влияет на наш распорядок дня. Жизнь в Москве суетлива, все вечно спешат и торопятся, а времени ни на что не хватает. Летом в Москве глушь, ибо - сезон отпусков. Жизнь в глухой провинции у моря наоборот, более размеренная, тихая и спокойная, где всегда можно найти часок другой чтобы почитать или поспать. Наверное)
Социальный контекст
Контекст нашей жизни также следует учесть. Здесь некоторые вещи будут зависеть от того, как вы живёте и с кем. Мужчина, который живет один, и пара с детьми - это две разные истории, но принципы планирования будут одни в обоих случаях. Это следует иметь ввиду, не равняться на других, но и не оправдываться. Нет ничего невозможного.
Подготовка и наблюдение за собой
С этого нужно начинать, если вы никогда не занимались тайм-менеджментом и не составляли распорядок дня. Сперва просмотрите ваш день и вашу неделю. Сколько времени занимает дорога от дома до работы/спортзала/ТРЦ по системе “от двери до двери”? Сколько времени требуется чтобы утром собраться? Сколько времени уходит на встречи с друзьями, общение с подружками по телефону, приготовление ужина? Чтобы лучше понять временные затраты на вот такие дела, лучше использовать еженедельники горизонтального, прямоугольного формата с разбивкой на семь дней и на часы. В них очень удобно фиксировать время на сон, утренние сборы, работу, время домой, ужин, хобби/учебу, отдых и т.д. Просто выделите время, именно выделите, а не ждите, пока оно само появится - это большая разница, и заполните дни в дневнике. Так вы сможете увидеть картинку целого, картинку ваших дней, на одной странице еженедельника. Спустя пару недель, вы поймете, что на какие-то вещи можно урезать временные затраты и высвободить больше времени на что-то более полезное, например чтение, курсы, спортзал, медитации и т.д.
В моем случае утром на сборы уходит около 1,5 часов! Зимой чуть дольше. Что сюда входит? Как только встал с кровати иду на кухню ставлю варится яйца. Пока моя плита прогреется, пока вода закипит, я успеваю сходить в душ, умыться, привести бороду и усы в порядок. Потом иду на турники на 5-7 минут - они напротив дома. На это уходит примерно 25 минут. После подтягиваний возвращаюсь на кухню, готовлю завтрак и собираю контейнеры с едой в офис - это три пластиковые банки набитые доверху курицей, крупами и овощами, плюс фрукты, творог и зефирка. Вся еда в офис готовится вечером накануне. Далее собираю спортивную форму на тренировку. На это уходит другие 25 минут. Далее идет сам завтрак - примерно 20 минут. Съедаю две тарелки еды, плюс фрукты и чай. Успеваю посмотреть и послушать видео любимых блогеров или любимую музыку. После остаётся 15-20 минут на переодевание и прочие утренние мелочи: летом на это уходит немного времени. До офиса я еду ровно 45 минут от двери до двери. Для жителя Москвы это большое счастье. Как-то так. И это только утро)
Принципы планирования
Принцип яичной клетки в целом понятен. Есть ещё один момент: принцип “ешь слона по кусочку”. Ставим цели, делим их на части, и “едим” по одной. От общего к частному и от частного к общему. Конечно здесь ещё влияют приоритеты, что делать в первую очередь, на что отводить время, но это уже субъективные вещи, и о них написано много книг.
Инструментарий
Для долгосрочного планирования и поэтапного "путешествия" к цели потребуется самый простой квартальный настенный календарь. Это очень простая и полезная вещь, поскольку дает общую картинку на 3 месяца вперед. В нем же можно делать пометки, что-то планировать, и всегда держать перед глазами статистику побед. Бумага всегда эффективнее, поскольку она “включает мозг” в отличии от современных приложений и гаджетов, который с легкость засыпят вас функциями и данными, но постоянно держать их перед глазами возможности нет, да и голова от них перестает думать. Также я не рекомендую органайзеры и еженедельники-книжки. Они выглядят стильно и солидно и подходят для коротких записей на работе, но контекст недели они не дают. Повторюсь, важно видеть контекст целого: день в масштабе недели, неделю в масштабе месяца, месяц в масштабе сезона.
Составление плана
Для начала определяемся с целью, со "слоном". Если вы новичок, то не нужно ставить себе глобальные цели, начинайте с малого: режьте слона смело. Ваша задача - продержаться три недели. Столько времени нужно организму, чтобы сформировать привычку. Но для начала ваша цель ещё меньше - это одна неделя. Например, цель - неделю вести ежедневник, тот, что был описан выше, и записывать туда все то, чем вы занимались в течении дня. На это нужно около 10 минут в день. После этого отметьте галочкой день в настенном календаре, что вы выполнили задание. И так на протяжении недели. Легко? Легко. Справитесь? Справитесь. Так работайте три недели.
После этого отмечаем галочками следующие, вторые, три недели - в сумме уже шесть недель. Здесь уже можно усложнить задачу и добавить утреннюю зарядку и отжимания или другие упражнения. Начните с 10 минут зарядки и 10 отжиманий. Далее прибавляйте по одному отжиманию два раза в неделю, один день, в субботу или в воскресенье, можно отдохнуть и не заниматься. Всё отмечаем в календаре, и так за 1,5 месяца у вас накопится небольшой ряд статистических наблюдений, маленьких ежедневных побед, по улучшению своей жизни. ещё через 3 недели, уже девять недель, вы будете отжиматься больше 20 раз, что для многих является рекордом. Ваше тело скажет вам спасибо за зарядку и появится понимание того, на что вы тратите ваше время. Таким образом можно сформировать привычку к тайм-менеджменту, отжиманиям по утрам или избавится от любой вредной привычки. Этим можно заняться в любое время года и не зависеть от сезонности.
Масштаб: год/сезон/месяц/неделя
В качестве примера разделки “слона” на кусочки могу привести такие насущные проекты как поступления в университеты, сдача важных экзаменов типа IELTS и т.д. Через них проходили многие, в том числе и я. Как правило, подобные вещи имеют строгие дедлайны в масштабе года. Следовательно, если в вузе начало приёма документов в середине июня, то, например, вы должны подготовить все документы к концу мая, сдать IELTS или любой другой языковой тест. Следовательно сдать экзамен вам нужно в начале мая, а подготовку начать заранее, например в феврале. Значит до нового года стоит подумать о репетиторе, а осенью начать откладывать на всё это деньги. Таким образом, в феврале вы начинаете планировать ваш график на неделю. Допустим у вас занятия с репетитором по воскресеньям. На неделе вы отводите вторник и четверг на самостоятельную работу и домашнее задание, сокращаете время на встречи с друзьями, просмотр сериалов и т.д.
Хотя сериалы можно смотреть на английском языке и совместить приятное с полезным. В итоге у вас уходит 12 недель на подготовку. Согласитесь, звучит отрезвляюще, чем 3 месяца. В эти 12 недель у вас 12 занятий с репетитором и 24 самостоятельных занятия. Последние можно разбить на тематические блоки. В каждый из этих дней вы также можете фиксировать на сколько хорошо вы занимаетесь. Так вы сможете себя подготовить к любому экзамену и твёрдо выступить без паники и без напряжённой работы в последнюю ночь. Метод работает. Сам проверял много раз за 15 лет.
Минусы
Главный минус системы планирования - это рутинизация. Периодически отдыхайте и переключайтесь. Также следует помнить, что не всё в этом мире зависит от нас, и не всегда провал в достижении целей является результатом плохой подготовки. Жизнь гораздо сложнее, чем наши планы в календарях. И если вы не поступили в университет с первого раза, не сдали IELTS, вас не взяли на работу или повысили вашего коллегу, а не вас, возможно это и к лучшему. Но и сдаваться не нужно: часто достижение цели - это результат не силы, а упорства.
Отношение к себе
Не корите себя, если что-то не будет получаться с первого раза, и если через неделю у вас пропадет запал вести “новую жизнь”. Такое бывает. Вы же никогда не занимались тайм-менеджментом раньше. Подождите, Москва не сразу строилась. Со временем вы привыкните. Помните, эффект дают постоянные вещи, а не весомые вещи: лучше делать мало, но системно, чем много и спонтанно.
Вдобавок, можно вести небольшой дневник с записями. Записывать туда свои мысли и наблюдения, ощущения, цели. В блокноте можно подвести какие-то итоги, а потом, спустя год, с интересом перечитать и с гордостью похвалить себя за пройденный путь. Там же можно рисовать какие-то моменты, например изобразить какую-то простую схему года своей жизни и расставить на ней события, которые с вами произошли и победы, которых вы достигли. Так формируется качественная самооценка, меняется отношение к себе и своей жизни, своему времени, меняется система ценностей, все расставляется по полочкам. Да и можно просто помедитировать вечером под джаз, наслаждаясь процессом письма. Лучше любого думскроллинга.
sanchovy
Тайм менеджмент хорош, когда у тебя достаточно энергии (хотя бы на ведение графика) и тебе её надо просто грамотно направить в нужное русло. А у меня не хватает сил даже на расписание дел, особенно после нескольких дней без сна
Caraul
Это верно, но только несколько дней без сна сами могут быть следствием отсутствия планирования.
elve
Если не предпринять усилий, то "бег в колесе" не прекратится.