Всем привет! Хочу рассказать о том, как в мире хаоса и бардака упорядочить жизнь,  сохранить/повысить продуктивность, успеть сделать многое, не разочароваться, оглядываясь назад, систематизировать свою жизнь и с уверенностью смотреть в будущее. Делюсь опытом 15 лет жизни по системе тайм-менеджмента.

источник фото: https://omskzdes.ru/society/78146.html
источник фото: https://omskzdes.ru/society/78146.html

Вступление

“План, что и говорить, был превосходный: простой и ясный, лучше не придумать. Недостаток у него был только один: было совершенно неизвестно, как привести его в исполнение.” Алиса в стране чудес

Последние несколько лет я живу в Москве, что уже, наверное, достижение. Живу один, работаю, занимаюсь бодибилдингом, читаю всякие интересные штуки. Вообще, очень люблю жизнь. С системой управления временем я познакомился, когда был подростком, примерно 15 лет назад из американских книжек. Когда ты подросток, хочется все успеть: и учиться, и с друзьями встречаться, и стремиться к своим целям, и заниматься ерундой. И на всё это нужно время. Вот тогда тайм-менеджмент и прижился в моей жизни. И мне понравилось. С тех пор у меня многое получается, при этом моя жизнь интересная, разнообразная, и в ней всегда есть место приятным неожиданностям. 

Для начала кратко о том, что такое тайм-менеджмент. Представьте яичную клетку, бумажную коробку с ячейками для транспортировки яиц. Во всех супермаркетах встречаются клетки на 10 или 30 яиц. Такая яичная клетка - подходящая метафора тайм-менеджмента или того, как мы заполняем пустые ячейки времени различными делами. Или не заполняем) В нашем случае ячеек может быть несколько: 24 ячейки для часов, 7 и 30 для дней и т.д. Каждая ячейка - это час или день, в которые мы "укладываем" наши дела.  Принцип яичной клетки помогает понять принцип распорядка дня, то, как мы живем и как распоряжаемся своим временем.  

Распорядок дня важен для человека поскольку, вся наша жизнь, начиная от огромной вселенной и заканчивая букашками в палисаднике - это система. Наш организм тоже системен и не любит бардак. Порядок для него - это большая радость. Как только у вас наладится режим дня, вы сразу же почувствуете перемены: вы будете чаще высыпаться и реже болеть, будете больше отдыхать и меньше беспокоиться о пустяках, у вас улучшится здоровье, появятся много новых идей и планов, которые захочется реализовать! 

Конечно, многое зависит от того, чего вы хотите достичь. Если вы желаете достичь определенной цели в жизни, то жизнь нужно упорядочить. Некоторые вещи достигаются только системно, например похудение или набор мышечной массы, образование или карьерный рост и т.д. Если ваша цель “спонтанности” - то тогда тайм-менеджмент не ваш метод. В общем, истина где-то там, somewhere in between.

Сезонность года и город, в котором вы живёте  

Да, это влияет на наш распорядок дня. Жизнь в Москве суетлива, все вечно спешат и торопятся, а времени ни на что не хватает. Летом в Москве глушь, ибо - сезон отпусков. Жизнь в глухой провинции у моря наоборот, более размеренная, тихая и спокойная, где всегда можно найти часок другой чтобы почитать или поспать. Наверное)

Социальный контекст 

Контекст нашей жизни также следует учесть. Здесь некоторые вещи будут зависеть от того, как вы живёте и с кем. Мужчина, который живет один, и пара с детьми - это две разные истории, но принципы планирования будут одни в обоих случаях. Это следует иметь ввиду, не равняться на других, но и не оправдываться. Нет ничего невозможного.

Подготовка и наблюдение за собой 

С этого нужно начинать, если вы никогда не занимались тайм-менеджментом и не составляли распорядок дня. Сперва просмотрите ваш день и вашу неделю. Сколько времени занимает дорога от дома до работы/спортзала/ТРЦ по системе “от двери до двери”? Сколько времени требуется чтобы утром собраться? Сколько времени уходит на встречи с друзьями, общение с подружками по телефону, приготовление ужина? Чтобы лучше понять временные затраты на вот такие дела,  лучше использовать еженедельники горизонтального, прямоугольного формата с разбивкой на семь дней и на часы. В них очень удобно фиксировать время на сон, утренние сборы, работу, время домой, ужин, хобби/учебу, отдых и т.д.  Просто выделите время, именно выделите, а не ждите, пока оно само появится - это большая разница, и заполните дни в дневнике. Так вы сможете увидеть картинку целого, картинку ваших дней, на одной странице еженедельника. Спустя пару недель, вы поймете, что на какие-то вещи можно урезать временные затраты и высвободить больше времени на что-то более полезное, например чтение, курсы, спортзал, медитации и т.д.

В моем случае утром на сборы уходит около 1,5 часов! Зимой чуть дольше. Что сюда входит? Как только встал с кровати иду на кухню ставлю варится яйца. Пока моя плита прогреется, пока вода закипит, я успеваю сходить в душ, умыться, привести бороду и усы в порядок. Потом иду на турники на 5-7 минут - они напротив дома. На это уходит примерно 25 минут. После подтягиваний возвращаюсь на кухню, готовлю завтрак и собираю контейнеры с едой в офис - это три пластиковые банки набитые доверху курицей, крупами и овощами, плюс фрукты, творог и зефирка. Вся еда в офис готовится вечером накануне. Далее собираю спортивную форму на тренировку. На это уходит другие 25 минут. Далее идет сам завтрак - примерно 20 минут. Съедаю две тарелки еды, плюс фрукты и чай. Успеваю посмотреть и послушать видео любимых блогеров или любимую музыку. После остаётся 15-20 минут на переодевание и прочие утренние мелочи: летом на это уходит немного времени. До офиса я еду ровно 45 минут от двери до двери. Для жителя Москвы это большое счастье. Как-то так. И это только утро)

Принципы планирования 

Принцип яичной клетки в целом понятен. Есть ещё один момент: принцип “ешь слона по кусочку”. Ставим цели, делим их на части, и “едим” по одной. От общего к частному и от частного к общему. Конечно здесь ещё влияют приоритеты, что делать в первую очередь, на что отводить время, но это уже субъективные вещи, и о них написано много книг. 

Инструментарий 

Для долгосрочного планирования и поэтапного "путешествия" к цели потребуется самый простой квартальный настенный календарь. Это очень простая и полезная вещь, поскольку дает общую картинку на 3 месяца вперед. В нем же можно делать пометки, что-то планировать, и всегда держать перед глазами статистику побед. Бумага всегда эффективнее, поскольку она “включает мозг” в отличии от современных приложений и гаджетов, который с легкость засыпят вас функциями и данными, но постоянно держать их перед глазами возможности нет, да и голова от них перестает думать. Также я не рекомендую  органайзеры и еженедельники-книжки. Они выглядят стильно и солидно и подходят для коротких записей на работе, но контекст недели они не дают. Повторюсь, важно видеть контекст целого: день в масштабе недели, неделю в масштабе месяца, месяц в масштабе сезона.

Составление плана 

Для начала определяемся с целью, со "слоном". Если вы новичок, то не нужно ставить себе глобальные цели, начинайте с малого: режьте слона смело. Ваша задача - продержаться три недели. Столько времени нужно организму, чтобы сформировать привычку. Но для начала ваша цель ещё меньше - это одна неделя. Например, цель  - неделю вести ежедневник, тот, что был описан выше, и записывать туда все то, чем вы занимались в течении дня. На это нужно около 10 минут в день.  После этого отметьте галочкой день в настенном календаре, что вы выполнили задание. И так на протяжении недели.  Легко? Легко. Справитесь? Справитесь. Так работайте три недели. 

После этого отмечаем галочками следующие, вторые, три недели - в сумме уже шесть недель. Здесь уже можно усложнить задачу и  добавить утреннюю зарядку и отжимания или другие упражнения. Начните с 10 минут зарядки и 10 отжиманий. Далее прибавляйте по одному отжиманию два раза в неделю, один день, в субботу или в воскресенье, можно отдохнуть и не заниматься. Всё отмечаем в календаре, и так за 1,5 месяца у вас накопится небольшой ряд статистических наблюдений, маленьких ежедневных побед, по улучшению своей жизни. ещё через 3 недели, уже девять недель, вы будете отжиматься больше 20 раз, что для многих является рекордом. Ваше тело скажет вам спасибо за зарядку и появится понимание того, на что вы тратите ваше время. Таким образом можно сформировать привычку к тайм-менеджменту, отжиманиям по утрам или избавится от любой вредной привычки. Этим можно заняться в любое время года и не зависеть от сезонности. 

Масштаб: год/сезон/месяц/неделя 

В качестве примера разделки “слона” на кусочки могу привести такие насущные проекты как поступления в университеты, сдача важных экзаменов типа IELTS и т.д. Через них проходили многие, в том числе и я. Как правило, подобные вещи имеют строгие дедлайны в масштабе года. Следовательно, если в вузе начало приёма документов в середине июня, то, например, вы должны подготовить все документы к концу мая,  сдать IELTS или любой другой языковой тест. Следовательно сдать экзамен вам нужно в начале мая, а подготовку начать заранее, например в феврале. Значит до нового года стоит подумать о репетиторе, а осенью начать откладывать на всё это деньги. Таким образом, в феврале вы начинаете планировать ваш график на неделю. Допустим у вас занятия с репетитором по воскресеньям. На неделе вы отводите вторник и четверг на самостоятельную работу и домашнее задание, сокращаете время на встречи с друзьями, просмотр сериалов  и т.д.

Хотя сериалы можно смотреть на английском языке и совместить приятное с полезным. В итоге у вас уходит 12 недель на подготовку. Согласитесь, звучит отрезвляюще, чем 3 месяца. В эти 12 недель у вас 12 занятий с репетитором и 24 самостоятельных занятия. Последние можно разбить на тематические блоки. В каждый из этих дней вы также можете фиксировать на сколько хорошо вы занимаетесь. Так вы сможете себя подготовить к любому экзамену и твёрдо выступить без паники и без напряжённой работы в последнюю ночь. Метод работает. Сам проверял много раз за 15 лет. 

Минусы

Главный минус системы планирования - это рутинизация. Периодически отдыхайте и переключайтесь. Также следует помнить, что не всё в этом мире зависит от нас, и не всегда провал в достижении целей является результатом плохой подготовки. Жизнь гораздо сложнее, чем наши планы в календарях. И если вы не поступили в университет с первого раза, не сдали IELTS, вас не взяли на работу или повысили вашего коллегу, а не вас, возможно это и к лучшему. Но и сдаваться не нужно: часто достижение цели  - это результат не силы, а упорства. 

Отношение к себе

Не корите себя, если что-то не будет получаться с первого раза, и если через неделю у вас пропадет запал вести “новую жизнь”. Такое бывает. Вы же никогда не занимались тайм-менеджментом раньше. Подождите, Москва не сразу строилась. Со временем вы привыкните. Помните, эффект дают постоянные вещи, а не весомые вещи: лучше делать мало, но системно, чем много и спонтанно. 

Вдобавок, можно вести небольшой дневник с записями. Записывать туда свои мысли и наблюдения, ощущения, цели. В блокноте можно подвести какие-то итоги, а потом, спустя год, с интересом перечитать и с гордостью похвалить себя за пройденный путь. Там же можно рисовать какие-то моменты, например изобразить какую-то простую схему года своей жизни и расставить на ней события, которые с вами произошли и победы, которых вы достигли. Так формируется качественная самооценка, меняется отношение к себе и своей жизни, своему времени, меняется система ценностей, все расставляется по полочкам. Да и можно просто помедитировать вечером под джаз, наслаждаясь процессом письма. Лучше любого думскроллинга.

Комментарии (3)


  1. sanchovy
    17.08.2022 11:18
    +2

    Тайм менеджмент хорош, когда у тебя достаточно энергии (хотя бы на ведение графика) и тебе её надо просто грамотно направить в нужное русло. А у меня не хватает сил даже на расписание дел, особенно после нескольких дней без сна


    1. Caraul
      17.08.2022 14:27
      +1

      Это верно, но только несколько дней без сна сами могут быть следствием отсутствия планирования.


    1. elve
      18.08.2022 10:54
      +1

      Если не предпринять усилий, то "бег в колесе" не прекратится.