С чего все началось?

Петербуржец Александр Атаманов решил воплотить мечту — создать летающий мотоцикл.
Проект изначально замысливался Александром как некоммерческий и призван был в первую очередь вдохновить людей. «Мы представляли себе следующую картину: идет по улице молодой парень, а над ним проносится летающий мотоцикл. Вау! Круто! Я тоже хочу! — загорается Атаманов. — На этой волне у нас и сформировалась первая команда энтузиастов, и мы начали проект».

Когда в июне 2016 года несколько десятков участников конференции Startup Village в Сколково столпились у баскетбольной площадки, где проходила первая публичная демонстрация летающего мотоцикла Scorpion 1 от Hoversurf, зрелище нельзя было назвать захватывающим: ховербайк с пилотом под сдержанные аплодисменты несколько раз поднялся в воздух на высоту не более метра — но новость об этом имела самый большой охват за всю историю Иннограда.

ХОВЕРБАЙК (ОТ АНГЛ. HOVER — ПАРИТЬ) — электрический летательный аппарат, нечто среднее между квадрокоптером и мотоциклом, управляемый как в ручном, так и в автоматическом режиме.


Спустя год и $2 млн более совершенный Scorpion 3 пролетел по трассе Moscow Raceway, а затем поставил мировой рекорд высоты и скорости подъёма на испытаниях в Дубае.

Но чтобы продавать летающие мотоциклы, нужно решить юридические и инфраструктурные вопросы, запустить производственную линию — а для этого произвести экспертизу и привлечь инвестиции.

Три Скорпиона

По расчётам, на запуск массового производства ховербайков уйдет примерно $12 млн. Для таких инвестиций нужны прототипы. Первую модель (2015) — Scorpion 1 — проектировали больше года.  Детали привезли из США, где их помогли изготовить местные инженеры — электронщик и специалист по композитным материалам из Tesla Motors.
Помещения под производство арендовал в Технопарке «Сколково»

Scorpion 1 принёс компании грант в 10 млн рублей от "Фонда содействия инновациям" и предпосевные инвестиции.

На деньги инвесторов компания за год создала Scorpion 2 и Scorpion 3. Видео полёта Scorpion 3, выложенное на YouTube в феврале 2017, за неделю набрало 46 млн просмотров, потенциальные покупатели начали оставлять предзаказы на сайте, а компания снова привлекла инвестиции.

Летающий компьютер

А почему пилот сидит сверху?

«Для классических авиаконструкторов вынесение центра тяжести вверх — это нонсенс, — отвечает Атаманов. — Но наш аппарат гораздо устойчивее мотоцикла. Компьютер тысячу раз в секунду отрабатывает положение ховербайка. Для такого коптера центр тяжести вообще не важен — вы можете на него столб поставить, и он будет держаться. Этим компьютер отличается от пилота, для которого держать баланс — огромная работа».

Традиционно квадрокоптеры относятся к IT-проектам, что показывает, что самое главное ноу-хау лежит именно в области ПО. И программирование ховербайка составляет около 60% всех работ.

Для увеличения продолжительности полета Hoversurf работает над гибридной установкой FPE на базе линейного генератора, который не содержит ни одного подшипника, шатуна или коленвала и поэтому легче классического ДВС. Несколько мировых институтов и компаний уже представили свои прототипы линейных двигателей. Благодаря появлению микрокомпьютеров удалось внедрить в его концепцию обмотки генератора для создания компактного и легкого устройства с высоким КПД. Применение FPE-генератора позволяет увеличить время полета с 27 минут на аккумуляторах до двух часов. А работа на обычном топливе дает возможность использовать существующую инфраструктуру АЗС для дозаправки. При этом гибридная схема в платформах взаимозаменяемая: можно использовать или гибрид, или исключительно АКБ — в зависимости от задач.

Спецификации Ховербайк (Характеристики)

На текущий момент самым выдающимся экземпляром и, наверное, самым сильным можно назвать Hoversurf Scorpion 3 (S3). Вот некоторые спецификации:

  • Максимальная скорость Ховербайка - 96 км/ч (60 миль/ч или 52 узла).

  • Безопасная высота полета - 5 метров над землей (16 футов).

  • Мощность двигателей - 33 кВт каждый.

  • Батарея - литий марганец никель(LiNiMnCoO2).

  • Емкость аккумулятора - 12,3 кВт-ч.

  • Фактическое время полета - от 10 до 25 минут.

  • Зарядка - портативное домашнее устройство, восстанавливающее запас батареи за 2,5 часа.

  • Безопасность - система тройной защиты: электронная (аварийная посадка, система звукового и визуального оповещения, защита от помех), механическая (выключатель защиты) и пассивная (встроенные зоны деформации, силовые ограждения и защитные элементы для пилота из карбона с усилением)

Сколько стоит "летающий мотоцикл"?

Цена Ховербайка Скорпион 3 - $ 150 000. Однако, чтобы сделать заказ, нужно внести предоплату в размере 10% ($ 15 000) от полной стоимости, после чего придется ждать доставки аппарата в течении 2-6 месяцев. К тому же, чтобы управлять летающим мотоциклом необходимо пройти обучение, которое стоит $ 10 000 для жителей США.

В полёт?

Но можно ли прямо сейчас сесть на Scorpion-1, Scorpion-2 или новый Scorpion-3 и полететь?

«Технических препятствий нет, — говорит Атаманов. — Главная проблема в законодательстве, которое пока никак не регулирует эту область. Второе — инфраструктура, посадочные места и трассы. Но все эти вопросы решаемы. Поэтому пройдет совсем немного времени, вы даже не представляете, насколько мало, и мы все начнем не ездить, а летать. В прямом смысле этого слова».

Комментарии (60)


  1. vagon333
    13.09.2022 05:06
    +23

    Ноги рядом с лопастями?
    Может у меня зашкаливает инстинкт самосохранения, но размещение лопастей напрягает.


    1. Jian
      13.09.2022 06:03
      +4

      Остаться без руки — тоже ничего хорошего. :(


    1. Popadanec
      13.09.2022 08:04
      +9

      Это меньшая из проблем, т.к. шансы выжить при разрушении лопасти на скорости, стремительно приближаются к нулю.
      Если мотоциклист в полной черепахе просто тормозит об асфальт, без потери здоровья, то тут будет именно неуправляемое падение и в лучшем случае множественные переломы.


      1. Bedal
        13.09.2022 08:57
        +2

        Да ладно, с пяти метров на 100км/час — и в землю? Делов-то, даже испугаться не успеет. А вот находиться в практически зоне максимального звукового давления — это достанет быстро. К счастью, оно летает только 10 минут.


      1. vconst
        13.09.2022 13:19
        +3

        Если мотоциклист в полной черепахе просто тормозит об асфальт, без потери здоровья
        Дай угадаю — категория А не открыта и на мотоцикле даже не сидел?


        1. Popadanec
          13.09.2022 13:44
          +1

          На мотоцикле ещё с первых классов школы. Тогда он был с коляской. И пока родители отмечали, я катал остальных детей. Самое сложное было завести, т.к. был только кик стартер, на котором нужно было прыгать двумя ногами.
          Естественно пример с мотоциклистом я привёл сильно упрощённо. На тех скоростях где мотоциклист выживет, водитель данного «коня» гарантированно склеит ласты.


          1. vconst
            13.09.2022 14:02
            +5

            Совковые колясычи не в счет — это не мотоциклы, а я хз что

            Мотоциклист падает не в чистом поле, а среди других машин, рядом с отбойниками. Машины на него наезжают — фатально, стойки отбойников перемалывают его как мясорубка — обломки костей в мясном мешке.

            Мотоциклист останется здоровым, целым и вообще выживет, при падении на хорошей скорости — только при крайне удачном стечении обстоятельств и если на дороге нет других участников движения. Это не упрощенный пример — а фантазия


    1. agat000
      13.09.2022 08:08
      +2

      Что то похожее на защиту там есть - пластины на уровне винта. Однако при желании залезть ногой можно. Значит кто то обязательно залезет.


    1. JDBiber
      13.09.2022 08:37
      +2

      Ничего страшного не произойдет, ведь аппарат расчитан "для пилота из карбона с усилением"


      1. agat000
        13.09.2022 18:09
        +1

        Интересный вопрос. Винты наверное тоже из карбона или аналогичного по прочности. Натурные испытания покажут.


    1. aset_bukerov
      15.09.2022 18:24

      помоему в дубае при призентации человек упал, сомнительная технология


  1. addewyd
    13.09.2022 05:24

    не взлетит, пока антигравитацию не придумают. а антигравитацию не придумают никогда.


  1. Green111
    13.09.2022 06:15
    +15

    В своё время мы купили парамотор (это такая громкая штука с большим пропеллером на спине) у человека, который неудачно упал с ним на спину, и пропеллер перебил ему на одной из ног сухожилие, которое выпрямляет стопу. Из-за этого ему было трудно ходить и, уж тем более, пользоваться парамотором (летать). А парамотор оснащён очень развитой защитой против попадания конечностей в пропеллер, в отличие от сабжа. И то человеку удалось...


  1. Rsa97
    13.09.2022 07:41
    +5

    А что будет при отказе одного из двигателей? При поломке лопасти? Удержится ли этот агрегат в воздухе или клюнет носом в землю на скорости 96км/ч?
    Как дотолкать его до заправки? Ведь никакого колёсного шасси не предусмотрено.
    Ну и, при времени полёта до 25 минут это не транспорт, а игрушка. У нормального транспорта запас хода должен составлять хотя бы пару сотен километров.


    1. Jian
      13.09.2022 08:48
      +2

      что будет при отказе одного из двигателей?

      Хороший квадрокоптер (при хорошей электронике) отказ одного из четырёх двигателей — выдержит (два винта по диагонали будут держать вес, третий винт — держать равновесие).
      Но, в статье есть схема как он устроен: у него один единственный двигатель, так что он просто рухнет, потому что не имеет авторотации.
      При поломке лопасти?

      Лопасть может прилететь в ногу, или ещё куда. :(


      1. Rsa97
        13.09.2022 09:05
        +4

        Хороший квадрокоптер отказ одного из четырёх двигателей — выдержит.
        Для этого он должен уметь летать на двух двигателях, то есть иметь двукратный запас мощности. Кроме того, отказ может быть разный, как механическое заклинивание, так и обрыв или кз обмотки, сбой датчика оборотов, неисправность в контроллере двигателя. Каждую из неисправностей надо уметь обнаруживать и реагировать соответственно.
        у него один единственный двигатель
        Нет, это мотор-генератор один. Каждый винт приводится своим электродвигателем. На случай отказа генератора должен быть резервный аккумулятор.
        Лопасть может прилететь в ногу, или ещё куда. :(
        А может и в соседний двигатель. Как тут уже писали, попадание лопасти в ногу при скорости 100км/ч на высоте 5м — это наименьшая из проблем для здоровья пилота.


        1. sshikov
          13.09.2022 14:18
          +1

          >двукратный запас мощности
          Если бы у бабушки… оно бы летало вдвое больше.


  1. HiMem-74
    13.09.2022 08:10

     Hoversurf работает над гибридной установкой FPE на базе линейного генератора, который не содержит ни одного подшипника, шатуна или коленвала и поэтому легче классического ДВС.

    А можно подробней про линейный генератор? Очень интересует тема.

    ЗЫ: Девушка на КДПВ хороша...


    1. dragonnur
      13.09.2022 08:35
      +1

      Мне кажется, это четырёхтактный "штоковый боксёр" без коленвала, вместо него линейный электрогенератор. Не вполне понимаю, что в качестве механизма газораспределения и где привод, возможно - "гильзовая" машина.


      1. HiMem-74
        13.09.2022 08:44

        Зовём в тред @Cryptani для пояснений ))


      1. Bedal
        13.09.2022 08:58
        +1

        Тойота уже несколько лет назад анонсировала такой движок в качестве удлинителя для гибридов. Но про массовый выпуск пока не слышно.


      1. YMA
        13.09.2022 09:57
        +1

        А как там с вибрацией бороться, делать 8 поршней и чтобы работали 1+4-2+3? Так размеры будут...


        1. Rsa97
          13.09.2022 10:01
          +4

          Самый простой способ — центральная камера с двумя поршнями, работающими в противоход.
          Посложнее — две оппозитные камеры.


          1. dragonnur
            13.09.2022 12:29

            Это для двухтактного, а тут на него не слишком похоже (либо гипертрофированный охлад).


            1. Rsa97
              13.09.2022 13:29

              Да вроде не особо сильное охлаждение.
              А у четырёхтактного FPE тоже два поршня в противоход, только они ещё и связаны через шестерню.

              Линейный четырёхтактник


              1. dragonnur
                14.09.2022 08:32

                Кросивое.

                Но:

                а) здесь нарисована "водянка",

                б) двойного действия (а значит - будут проблемы с штоками, с охлаждением и смазкой поршней и далее по списку),

                в) живучесть реечного синхронизатора не такая большая (на нём явно будут солидные нагрузки при передаче усилия для исполнения "холостых" ходов от одного цилиндра к другому;

                г) клапаны есть и явно управляются чем-то вроде пневмо-электроприводов,

                д) поршень для четырёхтактного бесшатунного даже и двойного действия нетипичен ибо избыточно толст - тут достаточно нести всего три или четыре кольца ("наружные" компрессионные, внутренние маслосъёмные). Можно те же пять, но всё равно устанавливаются они значительно плотней, а поршень превращается в "блинчик",

                е) видео совершенно не даёт ответа, где клапаны в верхнем моторчике, если на картинке видна свеча; и, да - как тут смесь воспламеняется, вообще не понятно.

                Былой ковид в нерадость, возраст в гадость: только на большом экране углядел, что там есть форсунки.


                1. Rsa97
                  14.09.2022 09:25

                  Ну, четырёхтактник по другой схеме особо и не построить. Если фазы выхлопа и сжатия можно обеспечить пружиной, то для фазы впуска нужен внешний привод к поршню, иначе как его отвести назад, расширив камеру?
                  Можно, в принципе, просто соединить эти поршни штоком, изменив порядок воспламенения в одной из половин. Но тогда для компенсации вибраций придётся ставить рядом второй четырёхтактник, работающий в противофазе.


                  1. dragonnur
                    14.09.2022 20:31
                    +1

                    Пружину лучше "газовую", кроме впуска внешний привод понадобится и для выхлопа, может осуществляться через обращение того же линейного генератора (временно в мотор - нужны какие-то суперконденсаторы как накопитель, эквивалент маховика в схеме с коленвалом). С вибрацией да, без второй дырчалки никуда.


        1. vconst
          13.09.2022 14:31

          У оппозита поршни в противофазе движутся


          1. dragonnur
            14.09.2022 08:33

            Оппозиты бывают разные, кстати.


  1. agat000
    13.09.2022 08:11
    +1

    Проект интересный, но рекламщика нужно поменять. Лозунг из 90-х "секс продает все" уже устарел. Девушка в мини и каблуках тут вообще не в тему. Хоть и красивая.


    1. YMA
      13.09.2022 09:09
      +5

      Правильно, должна быть бодипозитивная африканка в кроксах. ;)


      1. agat000
        13.09.2022 18:14

        Нет, должен быть брутальный мачо в киберпанковской аммуниции. Или еще сотня вариантов. Но не "секретарша". Если девушка, то все равно в стиле "футур".

        Например как здесь Современный рынок выставляет серьезные требования к дизайну и промоушену.


  1. Goupil
    13.09.2022 08:51
    +1

    Как в одном интервью говорил один опытный пилот истребителей ВВС США человек создан для ориентации в двумерном пространстве. Добавлю что как наши предки слезли с деревьев и перешли в плоскую как блин саванну они переприсобили центры мозга, ответственные за ориентацию в трехмерном пространстве, на другие нужды, в чем отчасти (вместе с ростом массы мозга) и таится секрет нашего быстрого поумнения. В результате мы хреново можем прыгать с ветки на ветку не промахиваясь, а кататься на таком инструменты это именно прыгать с ветки на ветку.


    1. xsevenbeta
      13.09.2022 15:17
      +2

      С каких пор пилоты (даже опытные) могут знать для чего создан человек и что-то там про ориентацию в пространстве? Люди просто фантастически умеют приспосабливаться, в том числе и для 3д. Может быть птицы это делают и лучше, но нам ведь и не надо лучше всех.


    1. agat000
      13.09.2022 18:22
      +1

      Собственно пилоты ВВС как раз и есть самые приспособленные к 3Д. Возможно пилот был немного похавший по возрасту, раз такое сказал.

      А способность прыгать по веткам сильно зависит от тренированности. Посмотрите на гимнастов, акробатов, паркурщиков - это такие же Хомо Сапиенс по базе, что и мы с вами, но с детства тренированные на 3Д ориентацию.


  1. vectorplus
    13.09.2022 08:58
    +8

    Открытые лопасти выглядят опасно для пилота. Но еще более опасно они выглядят для окружающих. Что будет, если эта мясорубка спикирует в толпу?


    1. dragonnur
      14.09.2022 08:36

      Если толпа будет состоять из адвокатов, то как говорится в старом американском анекдоте: "...хорошее начало дня".


  1. Bedal
    13.09.2022 08:59
    +1

    Банальная поделка стартапа, каких множество и множество. Скучный аппарат, на самом деле.


  1. skyknight
    13.09.2022 09:04
    +4

    150 тысяч долларов за одноместный девайс, способный летать на одной зарядке 10-15 минут? Эмм...

    Для сравнения, Pipistrel Electro - легкий двухместный электрический самолет, который на рынке позиционируют как очень удобный вариант для аэрошкол - стоит (вместе с зарядной станцией) примерно столько же, но летает 40-60 минут. Его версия с ДВС - в два раза дешевле и раза в три больше по длительности полета.

    И что за чудо-генератор предлагается ставить на этот пепелац? Судя по тому, что "FPE Generator" даже толком не гуглится - только схемы из патента, ни одной даже рабочей модели еще не построено - считаю его даже не научной фантастикой, а сказкой.


    1. Rsa97
      13.09.2022 09:13

      И что за чудо-генератор предлагается ставить на этот пепелац?
      Тойота разрабатывала свой линейный генератор на 10КВт (КПД 42%, диаметр 21см, длина 61см), но дальше экспериментальных моделей он, вроде, не пошёл.


    1. agat000
      13.09.2022 18:31

      И что за чудо-генератор предлагается ставить на этот пепелац?

      Зато какой дизайн у генератора! 30% стоимости разработки модельеру ушло наверное.


    1. buldo
      14.09.2022 04:19

      Всё таки не стоит сравнивать самолет и квадрокоптер. Понятно, что самолет будет летать дольше, но коптер и самолет летают совсем по разному. На коптере можно творить совершенно сумасшедшие маневры, недоступные самолётам.


      1. Rsa97
        14.09.2022 06:57
        +1

        Но нужны ли безумные манёвры для массового транспорта, которым пытаются представить эту летающую табуретку в статье?


        1. Popadanec
          14.09.2022 08:45

          Массовому транспорту нужна сверхмобильность, простота управления и надёжность.
          Самолёт весьма габаритен и требователен к ВПП.
          Современные квадрокоптеры благодаря множеству датчиков и умному софту позволяют управлять ими без особых последствий, даже человеку впервые взявшего в руки пульт.


          1. Jian
            14.09.2022 09:22

            Я бы не доверил ему вести квадракоптер в потоке других квадракоптеров,


            уж лучше автопилот.


            1. Popadanec
              14.09.2022 11:49

              Авиатранспорт(на ручном управлении) я бы не доверил минимум 90% людей.
              Водители в 2D не успевают следить за ситуацией, в 3D и вовсе без шансов.
              Потому только автопилот.


          1. Rsa97
            14.09.2022 09:36

            Но эти датчики и умный софт не мешают людям с пультом в руках самим создавать ситуации, грозящие особыми последствиями. Например подводить коптеры поближе к самолёту, заходящему на посадку или гонять их над скоплением людей.


            1. vconst
              14.09.2022 11:23

              От коптера зависит. Многие фирменные не взлетят, если рядом впп


  1. ivanstor
    13.09.2022 11:22
    +1

    Анекдоты про мотоциклистов заиграют новыми красками.


    1. Jian
      13.09.2022 12:00

      Представил как неадекватный владелец летающего автомобиля, любящий бортануть «хрустика», попытается бортануть владельца летающего мотоцикла. :(


  1. ionicman
    13.09.2022 11:28
    +7

    О! Летающая мясорубка )))


  1. GeorgKDeft
    13.09.2022 12:44

    Что за система экстренного спасения на фото? Парашют? Катапульта?)


    1. TxN
      13.09.2022 16:01
      +1

      BRS скорее всего, парашют, который выстреливается небольшой ракетой. Ставят на легкие летательные аппараты, спасает весь аппарат целиком. Но минус - на высоте меньше 50-100 почти наверняка не успеет сработать и полностью раскрыть парашют. А на таких штуках почти наверняка будут гонять именно что низко и быстро, чтобы адреналину хапнуть, потому что для полетов на большой высоте есть более подходящие аппараты.


  1. oleginsite
    13.09.2022 13:17

    Головы себе поотрезайте этими лопостями, и закончим на этом.
    Это говно по дорогам ездить не умеет, а они ещё летать вздумали.
    Отстреливать будут, как пить дать.


  1. OptimumOption
    13.09.2022 16:12

    Принцип «запретить и не пущать» убивает все инновации. Достаточно вспомнить ужесточение правил полета для квадриков. А ведь с начала пандемии коронавируса эта отрасль могла получить такой офигенный пинок и развитие, что даже Илон Маск бы удавился от масштабов… Но увы и ах… «Запретить и не пущать!» Мир свободы и демократии с ограничениями и запретами, ахахахаха…


  1. ebelozerskiy
    14.09.2022 11:51

    Много лишнего веса и габаритов, аэродинамика и дизайн сделаны вдохновлённые рохлей, которая не попала в кадр, но является неотъемлемой частью данного транспорта.

    CopterPack выглядит практичнее. В будущем жду его с небольшими крыльями для улучшения лётного качества и стабильности.
    https://www.youtube.com/watch?v=PRfV5TvRjEA

    Для кайфа, МЧС, либо военных целей JetWing хорош в категории реактивных
    https://www.youtube.com/watch?v=nj-Iwv5NJKg

    Ну а дрон уже много раз делали и в виде мотоцикла, и в виде машины. Можно сделать и в виде котёнка. Это всё баловство либо маркетинг.


  1. Chelidonium
    14.09.2022 11:52

    как концепт штука просто вроде как чумовая, прекрасная
    но пока со стороны видится перспектива как аттракциона
    причём опасного, так как винтами окружающих можно попилить
    что касается практической эксплуатации, то тут масса вопросов
    где и над чем и куда летать, а главное зачем и почему
    над дорогой летать стрёмно, над пешеходами просто опасно -
    реакция пешеходов даже на велики и самокаты агрессивная, ведь
    те юркают между детьми, беременными и прохожими инвалидами
    т.е. нужны специально выделенные трассы этапов полёт/приземление
    причём с учётом всяких там столбов, проводов ЛЭП, и прочего
    во всяком случае просто так грубо говоря в гастроном не слетаешь )
    а в туалет захочется, оставить его среди чужих, потом надежды на
    благополучный полёт дальше уже нет, неясно что они тебе попортили
    т.е. постоянный персонал нужен для ТБ и охраны таких полётов.


  1. GvrKonstantin
    14.09.2022 13:03

    защиту винтов можно придумать разную, это не проблем ...

    это похоже вообще версия для инвестиций.

    а вот почему у него под каждым потпятником приличных колесиков нет , мне лично непонятно.

    удобно же было перемещать по земле. а если крепление винтов еще могло поворачивать немного, тогда можно было и по земле ездить ... до дома до заправки :)


    1. Rsa97
      14.09.2022 13:08
      +2

      А если на колёсики ещё электродвигатели поставить… и винты убрать, чтобы не мешались…