Навигация в Арктических льдах гораздо сложнее простого прогноза погоды. На самом деле, она представляет собой безумно сложный и комплексный процесс, решение для которого нигде в мире еще не разработано. Над решением этой задачки работают специалисты Sitronics Group, и я в их числе. Сегодня я постараюсь увлечь и вас этой необыкновенной наукой.
В ноябре 2021 года сразу 24 судна оказались заблокированы во льдах в акватории Северного морского пути. Беды ничего не предвещало. Гидрометцентр прогнозировал «легкие ледовые условия», и капитаны решили отправиться в путь без сопровождения ледоколов. Но синоптики не предусмотрели резкого изменения погоды, и того, что ледообразование в этом году началось на две недели раньше срока.
Заказать сопровождение ледокола – недешевое удовольствие, плавать без них гораздо выгоднее. Но, как оказалось, скупой платит дважды. Вызволять суда пришлось усилиями атомного ледокольного флота, за аренду которого заплатили владельцы попавших в ледяной плен судов.
Эксперты тогда сошлись во мнении, что Севморпути не хватает ледоколов, приняв за данность главную проблему: неточный прогноз, основанный на исторических данных
Что кроме льда нужно учитывать, плавая по СМП?
Для того, чтобы спланировать рентабельный и безопасный маршрут по Севморпути, нужно учесть просто колоссальное количество данных. Их нужно собрать, оцифровать и регулярно обновлять. Что это за данные, помимо собственно ледового покрова?
Плавание должно быть не только безопасным, но еще и приносить прибыль. Например, если отправиться в путь в сопровождении ледокола, еще и выбирая самые дорогие для прохождения каналы, то плавание и вовсе может не окупиться. Таким образом, система, которую мы разрабатываем, рассчитывает не только самый легкий маршрут, но и самый экономически целесообразный.
Другой аспект навигации – так называемый «углеродный роутинг». Он определяет, где можно, а где нельзя идти на высокосернистом топливе. Для прохождения каналов необходимо иметь запас определенного типа топлива, иначе на них просто не пустят. Или повесят огромный штраф, если попытаться проскочить на высокосернистом топливе там, где это запрещено. Система должна учесть и это, заранее рассчитав, каким топливом и в каком порту можно заправиться.
Допустим, эти показатели относительно неизменны. Но есть множество динамических параметров маршрута, которые обновляются, буквально, каждый день. Постоянно присутствует риск появления новых навигационных опасностей и закрытия для мореходства целых зон прямо во время плавания. Судну необходимо постоянно иметь на борту обновленные навигационные карты, актуализацией которых занимается наша система.
Погода также постоянно меняется. У больших судов есть такой параметр, как парусность – это влияние ветра на способность удерживать курс. И ее тоже нужно не забыть учесть в расчетах.
На маршрут нужно наложить ареалы обитания и зоны миграции морских животных. Полностью полагаться на сезонную статистику здесь нельзя: изменения климата влияют на привычки животных, так что данные необходимо обновлять в реальном времени.
Собрать одну только эту информацию в единую, обновляющуюся в реальном времени систему, крайне нетривиальная задача. А что будет, если добавить в это уравнение еще одну
переменную? Встречайте – ЛЁД!
А теперь прибавьте к этому еще и лёд!
Что нужно знать про лед? Если коротко, он очень коварен. Вспомните историю про 24 застрявших во льду судов из начала статьи. У льда помимо толщины есть такие важные параметры, как сжатие и сплоченность.
Сжатие является одной из важнейших, хотя и малоизвестных, характеристик льда. Если коротко, она определяет, как лед будет себя вести после того, как его разбивает ледокол. Ледоколы необходимы для прохождения через «тяжелый» лед. Они забираются на него, раздавливая ледовый покров своим весом.
Такому льду присуща опасность сжатия, когда после прохода ледокола канал быстро закрывается за ним следом, как молния на одежде, зажимая идущее следом судно в тиски. Караван судов тогда не сможет пройти за ледоколом. Проскочить иногда успевает только одно судно, а следующее за ним зажимает сходящийся лед. Ледоколу приходится за ним возвращаться, а за это время во льду намертво встает первое судно. И так по кругу...
Дальше больше. Соленость и толщина влияют на прочность ледового покрова. Чтобы определить толщину льда, изучают его цвет на спутниковых снимках. Зная цвет льда и условия его формирования можно установить его возраст, а следовательно, его толщину.
Температура влияет на сжатие ледового поля за счёт расширения ледовой массы. Также нужно не забывать про айсберги и стамухи. Они могут доставить неудобства даже ледоколу.
К тому же, ледовый покров крайне неоднороден. Сейчас ты движешься по тонкому льду, который может без посторонней помощи разбивать твое судно, а уже через несколько километров натыкаешься на стоящие непреодолимой стеной торосистые поля. Отправляться в плавание без актуальных данных со спутника – все равно, что идти в глухой лес без карты и компаса.
Как будто всего перечисленного недостаточно, ледовые поля еще и дрейфуют. На дрейф льда влияют ветра и течения. Скорость дрейфа может достигать 40 миль в сутки. В связи с
этим очень важны регулярно обновляемые спутниковые данные. Если коротко, то у России с ними сейчас большие трудности.
Про суда
Система динамически рассчитывает маршрут, учитывая помимо окружающей среды еще и класс судна, а также тип сопровождающего его ледокола. У судов есть ледовый класс. В некоторых местах суда ледового класса могут пройти самостоятельно, если лед там тоньше 140 сантиметров. В тяжелой ситуации такое судно может развернуться кормой вперед, и двигаясь таким образом рубить лед винтами.
Переход на движение кормой вперед также нужно предусмотреть, ведь просто развернуться на месте корабль не может: нужно пространство, определенная скорость и свободная от льда зона. Такой маневр нужно планировать за несколько километров до появления «сложного» льда.
В связи с этим остро встает проблема дефицита ледоколов – и кадров для них. Интересный факт: в мире живут с нами всего 10 капитанов атомных ледоколов. Возможно, это самая редкая в мире профессия. Их точно меньше, чем космонавтов. При этом есть задача от правительства, сделать навигацию по Северному морскому пути круглогодичной. Это потребует, в том числе, ввода в эксплуатацию новых ледоколов.
Все суда априори не могут ходить в сопровождении ледоколов. Их просто не хватит на всех желающих. Каждый ледокол привязан к области акватории, в которой он сдается в аренду грузовым судам. К тому же, это недешевая услуга. Как правило, услуги колки льда покупает целая колонна кораблей, так как стоимость проходки может достигать 6 миллионов рублей в сутки.
А где взять данные?
Сейчас, когда я пишу этот текст, на дворе еще только осень. Как ситуация обернется в марте, когда навигация становится по-настоящему тяжелой, представить сейчас просто невозможно.
Раньше данные поступали от зарубежных спутников (в основном, канадских). Снимки делались во время случайных прохождений спутников над СМП. Специально для Севморпути спутниковые группировки никогда до этого не создавались.
Наша компания разработала и уже презентовала спутниковую платформу, способную делать субметровые снимки поверхности Земли. Их основное назначение – мониторинг СМП. Как раз сейчас готовится материал с одним из разработчиков спутников на эту тему. Подпишитесь, если хотите узнать, из чего состоит день космического инженера ????
Комментарии (17)
sunsexsurf
17.10.2022 08:37+4Вопрос по анализу данных. А в открытом виде «ледовые» датасеты где-то есть? Очень хочется поупражняться с «погодными» задачами. Ну или с удовольствием прочел бы статью о том, как вы сами эти данные обрабатываете.
Спасибо.
alexd88 Автор
18.10.2022 10:54+1Источники ледовых данных конечно же есть, в России их предоставляют на коммерческой основе ФГБУ "ААНИИ", Weathernews Inc. (эксклюзивный представитель в России - ООО "Ситроникс АйТи"), ФОНД "НАНСЕН-ЦЕНТР". Бесплатные есть, но качество данных оставляет желать лучшего. Например, Generalized ocean color inversion model.
Над статьей по обработке подумаем, спасибо за идею.sunsexsurf
18.10.2022 12:55Было бы искренне интересно узнать, какие модели и как вы используете, как предобрабатываете данные, насколько много ML внутри ваших моделей, в общем, все то, что называется "анализ данных". Спасибо огромное. Если у вас есть "сопутствующие" основной задаче проекты, которые потенциально могли бы быть (или уже являются) опенсорсными - тоже было бы здорово узнать.
Спасибо вам за ответ, это одна из интереснейших статей тут в последнее время. Вы делаете отличное дело и решаете потрясающе интересную задачу, удачи вам!
alexd88 Автор
18.10.2022 17:10Спасибо!
По поводу используемых нами моделей - это все хотят узнать, т.к. это коммерческая тайна :)sunsexsurf
18.10.2022 17:16я не про NDA, я, скорее, про выделение признаков и предикт. Ровно поэтому и написал про то, имеются ли вокруг вас открытые проекты, в которых могли бы поучаствовать исследователи, например.
HiMem-74
17.10.2022 13:14+5Если движение ледовых полей такая важная и непредсказуемая штука, то почему не сделать некие простые и дешевые маячки с GPS приемником на борту, которые бы несколько раз в сутки просыпались и отдавали бы свои и "соседские" координаты береговым станциям по протоколу типа MESH? В начале сезона "засеивать" акваторию по сетке, в конце сезона собирать выжившие маячки. По мере дрейфа добавлять унесённые льдом локации.
Наверняка такая идея уже выдвигалась, неужели дорого выходит?alexd88 Автор
18.10.2022 17:07На самом деле, эта идея не только приходила кому-то в голову, но даже используется. Но много так не разбросаешь. Площадь морей в СМП более 3 миллионов квадратных километров.
Sarjin
17.10.2022 21:20+2беспилотные транспортные подводные лодки возможно могли справиться со льдами
alexd88 Автор
18.10.2022 10:56Интересно, такая идея тоже выдвигалась во время освоения СМП. Но проект был признан таким же фантастическим, как и разворот Гольфстрима. А атомные подводные лодки, к тому же, запрещено передавать в гражданское пользование. Беспилотная подлодка - еще более футуристичный проект...
Sarjin
19.10.2022 18:23Сегодня да, завтра может и сделают
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Orca_(%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0)
kisaa
18.10.2022 02:49+4Можно, добавлю пару слов про спутники?
Снимки делались во время случайных прохождений спутников над СМП. Специально для Севморпути спутниковые группировки никогда до этого не создавались.
Насчет «случайных» прохождений — они не то чтобы случайны, существующие метеорологические/гидрологические спутники обычно используют полярную орбиту с наклонением около 98 градусов, на которой они делают около 14 витков в сутки, в том числе через полярные области. Другое дело, что если нет договора на поставку данных, то приходится «довольствоваться» теми удачными прохождениями, когда спутник передает интересующую нас картинку в реальном режиме времени и в то же время пролетает над нашей станцией приема; да чтобы еще и освещение (время суток) было подходящее, и облачность не мешала… Есть и наши спутники ДЗЗ, но оперативность наблюдения оставляет желать лучшего (14 витков в сутки над всей планетой превращаются примерно в 6 витков в сутки над данным районом, при этом половина из них — ночные).
Для того, чтобы обеспечить самих себя необходимыми данными, в последние годы Россия разрабатывает и запускает орбитальную группировку «Арктика», в состав которой, помимо прочего, входят спутники ДЗЗ с высокоэллиптической орбитой типа «Молния» (апогей около 40 тыс.км). Они должны обеспечить непрерывное (с дискретностью порядка 15 минут) наблюдение над полярными районами. Первый спутник серии Арктика-М уже летает и обеспечивает съемку на двух 6-часовых рабочих участках в сутки. Чтобы перекрыть оставшиеся 12 часов, в следующем году планируется запуск второго аппарата; в планах — еще не менее двух.
Было бы очень интересно почитать про вашу разработку, ее характеристики и перспективы!Razoomnick
18.10.2022 10:56А спутники передают картинки без шифрования? Насколько это распространенная практика?
kisaa
18.10.2022 16:00+1Обзорные данные обычно без шифрования (ну или ключ давно утек в интернет и не меняется), и формат передачи подробно описан (например, для геостационаров, или данные низкого разрешения для нашего Метеора; для представления, можете погуглить "CCSDS"). Посмотрите ещё https://github.com/sam210723 - товарищ любительскими способами принимает данные с разных спутников (конечно, на относительно низких частотах; 8 ГГц "на коленке" не принять).
Если идёт съёмка каких-то узких районов - этим данные обычно сбрасываются на конкретную приемную станцию в хорошее её видимости, и там идёт шифрование, и этот формат оператор спутника не раскрывает.
alexhott
В итоге когда все заработает сможете гарантировать проход без ледокола?
Olegun
Этот вопрос стоит задавать "потеплистам".
alexd88 Автор
Задача не в том, чтобы обеспечить проход без ледокола. Это в принципе невозможно. Хотя в начале века была популярная фантастическая теория на этот счет -- развернуть Гольфстрим и весь лед растает)))
Задача в том, чтобы рассчитать самый экономически целесообразный маршрут, на котором ледокол будет нужен минимальное количество времени. Потому, что очень дорого, а ледоколов мало.