Самарская компания «Пегас-Агро» входит в топ-10 производителей сельскохозяйственной техники в России и включена в список системообразующих предприятий федерального уровня, обеспечивающих продовольственную безопасность страны. Завод производит самоходные машины для внесения удобрений и химической защиты растений. Технику линейки «Туман» используют как крупные агрохолдинги, так и небольшие фермерские хозяйства. Эти машины можно встретить и за пределами России: они работают в полях Казахстана, Узбекистана, Молдовы, Беларуси и Монголии. Инженеры «Пегас-Агро» проектируют машины, руководствуясь авиационными нормами и стандартами, а помогает им программный комплекс АСКОН.

О том, почему техника должна быть легкой, зачем компания обращалась в студию Артемия Лебедева и как в производстве применяются аддитивные технологии, рассказывает Анатолий Шляхно, начальник конструкторского отдела «Пегас-Агро».

Сначала мы летали

К самоходным машинам мы пришли через авиацию. Костяком будущего предприятия стали выпускники Самарского государственного аэрокосмического университета. Мы также занимались распылением удобрений, но опыляли поля с воздуха на дельталетах и самолетах. Это было сложно и временами рискованно. Поэтому мы решили спроектировать «наземную» машину, которая бы, тем не менее, сравнилась с авиационной техникой по скорости и качеству обработки или даже превзошла ее. Разработки вели по авиационным нормам, так как мы все были летчиками.

В результате этих изысканий в 2001 году сделали нашу первую машину. Уже тогда она с большой скоростью обрабатывала поля и была очень легкой.

Покорение рынка

Постепенно начали наращивать производство машин, вышли на серийный уровень. Но потребности рынка первая модель закрывала не полностью. Тогда мы взялись за разработку более грузоподъемной техники. С самого начала старались оснащать машины «Пегас-Агро» комплектующими от российских производителей. В той модели «родными» были уже даже двигатель и трансмиссия. Эта машина выпускается до сих пор и с успехом работает в полях.

Машина в транспортном положении
Машина в транспортном положении

Однако законы рынка требуют все новых модификаций: машина должна быть не только грузоподъемной и легкой, но и комфортной в работе. Она не может уступать по качеству зарубежным аналогам. Так результатом наших последних разработок стала модель «Туман-3», которая уже получила признание в отрасли и является одной из самых популярных машин в России в своем классе.

Как «Туман» появляется из «цифры»

Всего в компании работают около 400 человек, в конструкторском отделе нас восемь. Каждый ведет свое направление: проектирование агрегатных узлов, разработка общих схем или создание каталогов. Мы справляемся даже в таком ограниченном составе благодаря тому, что уже давно имеем дело с ИТ- инструментами и постепенно подключаем к «цифре» все больше технических отделов, в том числе производство.

Так, с 2009 года мы работаем с системой проектирования КОМПАС-3D, до этого использовали разные программы. Но как только близко познакомились с этой САПР, другие больше не применяли, а КОМПАС теперь обновляем, как только выходят свежие версии. И сами стараемся участвовать в развитии системы, отправляем заявки в ServiceDESK.

Модель детали
Модель детали

Например, мы очень ждали расширения возможностей для работы с поверхностями и обрадовались, когда в последних версиях эта функциональность получила развитие. Используя ее, мы можем выходить на новый уровень в разработке нашей продукции. То же самое касается проектирования трубопроводов, шлангов, тормозной и гидравлической систем — в последних версиях эти задачи решаются практически без каких-либо ограничений. Так что наши конструкторы пристально следят за любыми обновлениями в программе и сразу применяют их в работе.

Мы используем смешанный подход к проектированию. Например, кабина разрабатывается «сверху-вниз»: сначала формируем техническое задание, а уже после переходим к деталировке. Трансмиссия наоборот проектируется «снизу-вверх», потому что в узле мы используем покупные изделия и адаптируем под них изделие.

Несколько лет назад началась работа в системе управления инженерными данными ЛОЦМАН:PLM. Впервые познакомились с ней в 2016 году, но тогда успешного внедрения не случилось: с одной стороны, конструкторские и технологические подразделения не были готовы к единой базе инженерных данных, а с другой – сама программа еще была довольно молодой.

Модель одного из агрегатных узлов
Модель одного из агрегатных узлов

Тем не менее продолжать работать в сетевых папках, а всю документацию и дальше хранить на бумажных носителях было невозможно. У нас возникали проблемы с актуальностью и защищенностью версий. Так что со второй попытки нам удалось организовать внедрение ЛОЦМАН:PLM. В результате это позволило нам полностью исключить ошибки при передаче информации из конструкторского бюро в производство, добиться получения оперативной обратной связи в контуре системы. Статус документа полностью отслеживается, и коллеги могут проверять версионность в соответствии с их правами доступа к файлам. Мы работаем в очень напряженном режиме, но благодаря PLM-системе всегда сохраняем порядок в документации и во всех наших разработках.

«АСКОН-Самара разработал для нас несколько приложений, упрощающих работу в PLM-системе и интеграцию с другими продуктами. Например, был доработан модуль управления конструкторской работой. Теперь, после составления плана работ исполнитель "в одно касание" получает подробно описанные задачи и всю необходимую информацию для их выполнения.

Кроме того, был создан модуль загрузки сборок в ЛОЦМАН:PLM, что помогло интегрировать нашу базу данных в систему. Мы используем также модуль маркировки, но ждем его доработки.

ЛОЦМАН:PLM нужен не только конструкторам и технологам, но также снабженцам, специалистам отделов качества и испытаний: для этого тоже совместно с АСКОН-Самара была настроена интеграция ЛОЦМАН:PLM и 1С. Постепенно пользователей решения становится все больше, но выстроенная ИТ-инфраструктура справляется».

ведущий инженер-конструктор «Пегас-Агро»:

Андрей Политахин,

Дополнительно мы приближаемся к полномасштабному использованию системы управления нормативно-справочной информацией ПОЛИНОМ:MDM. Базу продукта дополняем собственными каталогами. В зависимости от задач производства в ПОЛИНОМ формируется библиотека, куда заносятся почти все изделия: как покупные, так и стандартные.

«В ходе внедрения PLM-комплекса мы поняли, что для сквозной передачи информации между инженерными подразделениями нам также необходима интеграция между ЛОЦМАН, ПОЛИНОМ и 1С. Ее наши ИТ-специалисты настроили совместно с сотрудниками АСКОН-Самара».

ведущий инженер-конструктор «Пегас-Агро»:

Андрей Политахин,

Сборка машины в цеху
Сборка машины в цеху

Аддитивные технологии спешат на помощь

Для создания небольших комплектующих мы прибегаем к аддитивным технологиям. Создаем в КОМПАС-3D модель, затем переводим ее в машинные коды. Далее распечатываем изделие на 3D-принтере для проверки собираемости. Для этого используются изготовленные ранее мастер-модели. Как правило, мы подключаем аддитивные технологии, когда требуется изготовить детали, к которым не предъявляются высокие прочностные требования и они могут быть сделаны даже из пластика.

В результате использование аддитивных технологий помогает уйти от производства неоправданно дорогих деталей. Для их изготовления не требуются пресс-формы, и с задачей вполне справляется 3D-принтер.

Сегодня наши машины практически полностью создаются в ЛОЦМАНе и КОМПАСе. Изделие проектируется в САПР, вся документация о нем отражается в электронном архиве и с производством не возникает никаких проблем. Хотя интеграция с ИТ-системой на производстве у нас еще не настроена, и мы только собираемся «подружить» разные продукты.

Легкий на подъем

Наши машины работают в полях, а русские поля — это не «полированный стол», приходится преодолевать овраги и траншеи, при этом не травмируя сельхозкультуры и почву. На предприятии работает много инженеров из Самарского университета, поэтому мы все еще стараемся производить технику по авиационным нормам. Так нам удалось создать довольно легкую машину, но и в такой машине самое сложное — найти компромисс между ее весом и работоспособностью.

Другой немаловажный фактор, на который тоже нужно ориентироваться, — это расход топлива на единицу времени работы машины. И снова, чем легче машина, тем он меньше. На эти характеристики обращают пристальное внимание наши заказчики, поэтому закрывать глаза на них никак нельзя.

Дизайн от Артемия Лебедева

Разрабатывая последний «Туман-3», нам хотелось получить не просто функциональную и удобную машину. Хотелось, чтобы у нее было свое «лицо» и чтобы она стала узнаваемой. Поэтому мы сформировали техническое задание на дизайн и обратились вместе с ним в Студию Артемия Лебедева. Результатом нашего сотрудничества довольны как в компании, так и заказчики. Получилась красивая и качественная машина, на которой действительно хочется работать.

Изображение с сайта Студии Артемия Лебедева
Изображение с сайта Студии Артемия Лебедева

«Машина едет прямо по растениям и обрабатывает их химпрепаратами. Из-за того, что колеса очень широкие и шины низкого давления распределяют нагрузку, растения совершенно не повреждаются!

Большинство корпусных деталей сделаны из формованных пластиковых панелей. Они гораздо легче металлических листов и снижают общий вес машины.

Все части опрыскивателя визуально едины — из-за этого "Туман" выглядит технологично и современно. Дополнительный съемный бак не мешает доступу к лестнице и горловине основного бака, а ветровое стекло максимальной площади дает водителю удобный обзор».

Информация с сайта Студии Артемия Лебедева.

Навигация и управление

Машина почти полностью производится у нас на заводе. Но мы, например, не специализируемся на выпуске двигателей или трансмиссии, поэтому эти агрегаты закупаем у поставщиков, с которыми работаем уже давно. Некоторые покупные изделия «внедрить» в технику бывает непросто, так случалось с импортными GPS-системами. Сейчас мы занимаемся разработкой собственной системы навигации и управления «Пегас-Навигатор», которая позволяет точно позиционировать машину в поле.

Самое главное в обработке почвы – пройти там, где машина еще не проходила и не оставить непокрытых мест, а также избежать «перекрытий» и двойной обработки одного участка. В карты заданий у нас закладываются переменные нормы, что, в свою очередь, помогает экономить ресурсы: минеральные удобрения, посевной материал и прочее. В итоге заказчики стабильно поддерживают заданную форму внесения препарата и не тратят время на отладку и калибровку раздаточных дозирующих механизмов.

Изображение с сайта Студии Артемия Лебедева
Изображение с сайта Студии Артемия Лебедева

Сейчас мы много работаем над совершенствованием наших актуальных моделей: повышаем их качество, долговечность эксплуатации. Кроме того, много внимания уделяем организационным вопросам, в том числе процессам цифровизации, организации труда в каждом цехе. С одной стороны, это рутина, а с другой – такая работа и приводит постепенно к видимым результатам.

Как делают современные сельхозмашины. Интервью с инженерами «Пегас-Агро»:

Комментарии (15)


  1. REPISOT
    19.11.2022 11:24
    +3

    АСКОН, а когда вы сделаете возможность снять/поставить галочку «очистить фон» сразу у всех выделенных текстов? А не по одному.


    1. mphys
      19.11.2022 22:31
      +3

      Прикалываетесь чтоли? С 18-й версии можно если не ошибаюсь, уже 21-я давно.


      1. REPISOT
        19.11.2022 22:40
        -3

        И это надо покупать 21 версию или есть возможность обновить уже купленную?


        1. mphys
          20.11.2022 12:06
          +1

          Зависит от вашей лицензии наверное, не в курсе. У меня работодатель этим занимается.


  1. red_dragon
    19.11.2022 16:24
    +5

    Начинали с авиации а пришли к Лебедеву. Есть в этом некий сюр.


    1. trunya
      19.11.2022 18:02
      +5

      Сюр делать трактора по авиационным нормалям ...


      1. Neom1an
        19.11.2022 18:51

        Это, видимо, тот самый мирный трактор из анекдота. Как бы грустно это сейчас не звучало.

        С посылом комментария согласен - пахнет перебором


      1. alamat42
        19.11.2022 19:20
        +6

        Ну, авиапромышленность у нас не в самом лучшем состоянии, хоть где-то проектировщики самолетов смогли себя найти


        1. Sergeant101
          21.11.2022 07:13

          Одна беда: учёные как профессиональные спортсмены, им нужны постоянные тренировки, иначе компетенции в авиастроении просядут.


      1. VT100
        19.11.2022 20:34

        Всё то заветам: "Некрасивый трактор не ....."


      1. releyshic
        20.11.2022 04:31
        +1

        голову от пред=рассудков очистите

        нужна быстрая лёгкая машина, кому как ни авиационщикам её делать?


        1. Wesha
          20.11.2022 06:01
          +3

          нужна быстрая лёгкая машина, кому как ни авиационщикам её делать?

          Физикам-ядерщикам. Они тяжёлую воду уже делали — пускай теперь лёгкую сделают :)

          (Насколько я понимаю, самое тяжёлое в этой машине — цистерна с водой).


      1. Didimus
        20.11.2022 11:42

        Нельзя не вспомнить: https://www.anekdot.ru/id/994012


  1. CrazysAlien
    20.11.2022 13:24
    -3

    Так, мужики, давайте теперь наоборот - в авиацию, чтоб летало. А то чёт ни у кого не получается это дело, аж у Ирана покупают, у вас точно получится! Возвращайтесь в отрасль, мужики.


  1. Dr_Shack
    20.11.2022 20:13

    Следующий щаг- беспилотные трактора. Типа роботов от Яндекса. Экспериментировали с этим? Любопытно, противопехотная мина сработает от пневматика низкого давления?