Прошу не судить строго, так как это моя первая попытка писать что-либо, кроме комментариев под мемами.
Предыстория
Для начала давайте познакомимся. Зовут меня Митя, мне 24 года и на сегодняшний день я являюсь .NET Senior Engineer в компании EPAM. Довольно рано начав свою карьеру в it и не окончив универ (чему до сих пор несказанно рад), я успел поработать в нескольких средних компаниях в различных ролях, пока в конце концов не остановился на бэкенд разработке. На тот момент у меня были разногласия с работодателем и неожиданно для меня появилась рекрутер белорусской компании. Мило пообщавшись и пройдя пару этапов собеседования, интервьюеры оценили мой уровень как middle+ и уверенно сообщив, что спустя год-полтора я смогу претендовать на senior уровень мне предложили офер. Почитав про стереотипы белорусов и прикинув стоимость жизни в Минске, я согласился на предложение, собрал необходимые документы, свой узел и отправился в путь.
Onboarding
Между строк я должен отметить, что все происходящее я воспринимал с неописуемым восторгом. Процесс интервью, вежливость собеседников (было приятно и непривычно, что мне не тыкают, как это происходило в севастопольских компаниях), организация переезда, логистики и жилье на первое время - что же еще нужно для счастья двадцатилетнему ребенку? Даже фотошку приложу:
Придя на оформление в главный офис, подписав необходимые документы и получив положенный мерч, я отправился в офис на другом конце города, в котором мне предстояло непосредственно работать. Здоровенный офис в 15 этажей с кухнями, столовыми и игровыми комнатами - волей-неволей чувствуешь себя деловой колбасой и что жизнь у тебя удалась. Пройдя экскурсию по офису я был усажен на рабочее место, которое было уже полностью готово(оборудование, доступы, пароли, инструкции) я впал в культурный шок повторно. Остаток дня я провел настраивая все под себя, и с предвкушением ожидал когда я начну работать над проектом.
На следующий день я познакомился со своим ресурсным менеджером, который является человеком, что отвечает за твое развитие как инженера и прикрепленность к проекту и в конце знакомства мне было сказано, что он начинает устраивать интервью на проекты. Тут тип шока у меня был другой, потому что понимание, на какой черт проходились все эти этапы интервью, если по приезду необходимо повторить это все по новой, не приходило. Получив ответ, что тогда меня проверяли на пригодность к культуре компании, а теперь необходимо подтверждать пригодность перед заказчиком; вздохнув и вспомнив пункт про компенсацию затрат на релокацию, если проработал в компании менее года, я стал ждать интервью.
Знакомство с кровавым enterprise
Спустя пару интервью я таки нашел проект, немного удивлялся скромности и неуверенности текущего лида, хотя как выяснилось позже, таким способом он пытался намекнуть мне, мол, парень, беги отсюда. Проект и команды были просто огромными - 25 человек в моей команде, еще с десяток команд со стороны компании и приблизительно столько же со стороны заказчика. Судя по обсуждениям во время проектных интервью в мои обязанности должно было входить доработка и сопровождение одной изолированной интеграционной фичи, по сути отдельно от всей команды, но периодически коммуницируя с ней, и естественно с заказчиком. Должность называлась гордо - key-developer. Ощущения, что я деловая колбаса, усилились.
Ведро холодной воды
С остервенением я погрузился в кодобазу, процессы и архитектуру. У меня был где-то месяц на изучение всех этих вещей, пока разработчик, который за все это отвечал, работал на проекте и в стране. Видя энтузиазм с моей стороны и желая уйти с проекта с чистой совести он потратил уйму сил и времени, чтобы подготовить достойную замену.
Спустя месяц, после замены ко мне пришел заказчик и сказал, что мы пересмотрели расходы, проанализировали перспективы и решили имплементировать этот стрим абсолютно другим способом и надобность в этом направлении в текущей команде отпадает, мол, извини парень, но это просто бизнес. Столкнувшись с моим, мягко говоря, негодованием, меня поспешили успокоить и сказали, что я продолжу работу как разработчик в текущей команде и вообще все будет супер здорово. Так как я сидел со всей командой, и видел чем они занимаются, а конкретно сумасшедшего размера монолитом, процентов 70 которого на visual basic, самописной ORM и кучей подобных велосипедов, желания я не изъявлял от слова совсем. Собственно я так и сказал заказчику, мол, ребята, договоренность была о другом, а в этом участвовать я никак не хочу. Понадобилось потратить полторы недели на многочасовые созвоны, чтобы донести это, но таки донес (сошлемся на американский менталитет). Спустя это время ко мне пришел менеджер и мягко донес, что очень не вежливо слать заказчика на х****р, и вообще его приоритеты превыше всего, да и вообще, если хочу стать сеньором - помидором, не стоит устраивать парад непослушания в первые месяцы работы, придется потерпеть. Кривляясь, я согласился потерпеть. Этот маленький манёвр стоил мне 2 года.
Моя работа как key-developera
Как ни странно, спустя кучу матов и первую активность, которая началась со слов "we do not know what we need to do here exactly". Пару месяцев и я обнаружил, что все не так уж плохо, начал понимать специфику проекта, "философию", почему здесь так, а там так, обнаружил, что проект не стоит на месте, а так же что есть компоненты, которые активно переписываются, есть миграции в облако, есть новые фичи и тд. Размер команды меня все еще смущал, а так же попытки называть все это скрамом тоже, но я же этим не управлял, пока, да и ладно. Сидел, пилил какие-то штуки изолированные и все были довольны, иногда лида тралил, что он какой-то убитый.
И вот я лид
Спустя приблизительно год пройдя официальную церемонию компании, я таки стал сеньором - помидором. Радости были полные штаны. Совпало это так все с тем, что лид стал выглядеть не просто убитым, а убитым в край. Не знаю было ли связанно лично для него с процессами в команде или с токсичностью конкретного разработчика, но в конце концов товарищ сказал классическое "я устал, я ухожу" и вместе с ним мы попрощались еще и с конкретным разработчиком. Естественно это происходило заранее, монотонно и даже периодически обсуждалось (в enterprise так принято). Суть в том, что во время всего этого процесса на его позицию был номинирован я. Деловая колбаса возгордилась еще сильнее и конечно же согласилась. Проведя несколько тех интервью на места выбывших, так как по мнению заказчика команда состоящая из менее чем, 25 человек - не команда, да и бюджет был уже заложен. И вот я принялся за дело.
Первые полгода столь быстрый карьерный рост очень сильно мотивировал, заставлял писать код и думать о развитии команды и процессов одновременно. Из-за четкого представления технического уровня команды и понимая, что стек проекта как таковой не очень то и привлекает новых кандидатов было потрачено уйму времени и сил на организационные сессии, освещению событий на проекте, технологии которые мы собираемся применять, что лучше почитать, что улучшить и тд. Были попытки донести кастомеру, что команда уж больно большая и хорошо бы разбить состав на более маленькие части, чтобы сократить время звонов, что agile != scrum и менять требование в конце спринта не есть хорошо, но спустя полгода обнаружил, что лучше ничего особенно и не стало, более того, есть еще и куча претензий к лиду со стороны некоторых разработчиков. После долгой и мучительной попытки решить конфликт (а точнее попросту убрать из команды недовольных по вполне адекватным техническим причинам) настало и мое время сказать "я устал, я мухожук". Благо я уж очень захотел в страну потеплее и заказчик не хотел платить за меня больше денег.
Выводы
После описания моей многострадальной жизни хотелось бы подвести итоги, почему так сложилось, что я ушел с такого проекта и не хочу больше никогда брать на себя подобные обязанности.
Из плохого:
В модели опенсоурс, в огроменных проектах, что существуют десятилетиями, тем более, где часть команды состоит из сотрудников со стороны заказчика лиду до невозможности сложно, что-то изменить, наладить, а тем более на что-то повлиять. Уж очень много времени нужно на это потратить, а далеко не каждый готов заниматься этим десятилетиями
Любой, абсолютно любой вопрос отнимает кучу времени
Невозможно собрать команду, которую хочешь ты - проблемы с полугодичными увольнениями некомпетентных сотрудников, ведь нужно привести кучу аргументов менеджменту сразу двух компаний. Вдобавок новые сотрудники не очень то жаждут работать на таком стеке (а в enterprise проектах он почти всегда старый как мир)
В outsource модели в первую очередь идет забота, что человек занимает позицию и за него платят деньги, а не качество происходящего (кастомер превыше всего)
Это банально тяжелая, не очень благодарная работа, за которую не очень то много и доплачивают (у лида просто отсутствует мотивация напрягаться и что-то улучшать)
Из хорошего:
Год считается за два, очень быстро набираешься опыта и мудрости
Навыки коммуникации прокачиваются неимоверными шагам, вы даже не представляете как хорошо я матерюсь на английском
Очень хорошее и стабильное место работы для людей привыкших и готовым планомерно и по чуть-чуть вносить изменения в устоявшеюся систему (я говорю о десятилетиях)
Поработать в команде белорусов, как человек поживший во всех трех странах могу с уверенностью сказать - белорусы, вы замечательные.
Учиться на ошибках быстрее обычного (можно четко видеть как делать не стоит)
Зачем я все это пишу?
Я просто хотел попробовать, что-то написать сюда, не все же только потреблять контент
Полезно переосмыслить иногда какой-то этап своей жизни (я так думаю)
Совсем забыл добавить, что все, что тут напечатал - мое личное мнение и я не хотел кого-либо оскорбить или дискредитировать. Но я уж год как живу в Испании, а тут вроде как свобода слова и демократия, вот и проверим.
Комментарии (12)
Gelren
01.12.2022 15:19-3Для первого раза очень даже не плохо
JuniorNoobie
01.12.2022 15:21+4Настолько неплохо, что нужно создавать новый аккаунт и писать комментарий?)
По поводу статьи сказать мне нечего: ничего интересного в ней не почерпнул.
mnenilin Автор
01.12.2022 18:38-1Статью я написал, так что панч не получился, но в следующий раз я обязательно постараюсь, чтобы вы что-то почерпнули.
lymes
01.12.2022 17:03+1После долгой и мучительной попытки решить конфликт (а точнее попросту убрать из команды недовольных по вполне адекватным техническим причинам) настало и мое время сказать "я устал, я мухожук".
Почему-то вспомнилось, - "Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло" (С)
mobilz
01.12.2022 17:35+2эх сколько "детских" надежд и амбиций разбила должность лида в подобных компаниях ) с годами понимаешь, что если и "еб*шить", то только либо над своим проектом, либо над интересным. никакие деньги, и тем более "должность" не покроют разочарования. опыт это хорошо, но представь, что ты так же год за два вырос, но в крутой, молодой команде, где ещё и конкуренция была за должность, а не передовалась она как гнилая картошка )
dyadyaSerezha
02.12.2022 09:21А не надо очаровываться, тогда не будет и разочарования.
mobilz
02.12.2022 16:03да как тут не очаруешься? я в веб разработку пришёл году в 2003, имея несколько лет опыта прикладной разработки под винду и дос. а тут тебе на, html учи, css учи (вместе с хаками), jscript и javascript учи (это были разные языки, хоть и похожие), серверное что-то типа php учи, субд человеческие учи. после километров мата и бесонных ночей невозможно не очароваться веб разработкой. в конечном итоге мне казалось, что я могу вообще всё )))
dyadyaSerezha
02.12.2022 23:06Вот поэтому я всегда с ужасом смотрел на веб-разработку, одна совместимость браузеров чего стоит.)
mobilz
03.12.2022 00:02пока ты молодой, интересно вообще всё, амбиции и очарование уходит с годами, когда некогда супер интересные исследования превращаются в рутину. те, кто застрял на условных битриксах и лэндингах вряд ли любят свою работу, но технологии настолько быстро развиваются, что скучать особо не приходится.
с должным подходом, двигайся куда хочешь. девопс, субд, приложения, корпоративная логика, iot, безопасность. и это только то, что меня очаровало. а ведь ещё куча штук типа ai/ml, ar/vr, opensource итп. и это только слой разработки, помимо него есть маркетинг, управление проектами, бизнес-слой с лончами проектов и инвестированием. ещё очаровываться и очаровываться. важно просто не сидеть на месте.у меня один из верстальщиков пришёл после вёрстки битрикса, хотел что-то делать, натаскали на бэкенд, фронтенд, подменял тимлида, пока тот был в отпуске, стал сначала тимлидом, потом cto, в итоге у меня ему стало тесно, сейчас разививает одно из бинес направлений озона.
Тигран Худаверян подменял Воложа младшего в я.такси, когда Лев решил заниматься овощными рынками, китом и другими проектами, 10 лет спустя Тигран сио яндекса.
и таких примеров миллион, как по мне, ИТ отличная площадка, которая даёт тебе возможность двигаться в любое направление, если тебе интересно. параллельно с этим я знаю много людей, которые сели на стул и дальше никуда не хотят и они тоже посвоему счастливы. Стив Возняк до сих пор посвящает время любимому делу, а не росту или званию. Товальдс продолжает писать Линукс.
совместимость браузеров, конечно, геммор. но, во-первых, "сегодня" его уже нет ) во-вторых, километры мата на ie и opera дают свои плоды, в какой-то моменты ты просто вдруг всё знаешь.
мне кажется я ещё недавно читал отчёт озона, которые сделали приложение и думали, что через него люди будут заказывать товары, а оказалось, что люди устанавливают приложение озона только для того, чтобы делать заказы в браузере и следить за статусом в телефоне. а уже "сегодня" приложение озона это не просто магазин, это прям инструмент, бизнес продажи книг разделился на площадку-агрегатор, склады и логистику.
funca
Вряд-ли вы имели ввиду разработку программного обеспечения с открытыми исходниками.
mnenilin Автор
Да, простите, опечатался