Как выбирают кино, ресторан и футбол и причем тут программист?

Надеюсь для вас не секрет, что поход в кино это не только про посмотреть фильм, обед в ресторане не только про еду, а поиграть в футбол с друзьями не только про спорт. Двигаясь по выбранному сюжету, мы всегда невольно отмечаем детали, которые порой составляют до 80% впечатления.

Удобно ли расписание сеансов? Вовремя ли начался фильм? Как много было рекламы? Насколько комфортны кресла? А какое качество звука? Повезло ли с соседями – или опять чавкали и шелестели чипсами?

В ресторане нас ждет уже другая линейка сопутствующих впечатлений: встреча, ожидание меню, подача блюд, расторопность официанта и его манера обслуживания.

Программист в ресторане
Программист в ресторане

На футболе: наличие мячей, качество паркета, удобства в раздевалке и в душе, наличие бара поблизости (это если давно не играли с друзьями ;)

Выбирая фильм, вы на самом деле выбираете кинотеатр. Удовлетворяя свою потребность в еде, выбираете ресторан, а желание поиграть в футбол сводится к выбору зала.

Почему я начал с таких аллегорий и как они соотносятся с работой программиста? Напрямую! Сосредоточенность на технических навыках профессии несомненно важна, но способностью оценить их обладают лишь 20% представителей бизнеса, которые нанимают вас на работу, привлекают к подряду или принимают иные ключевые решения.

Большинство ваших клиентов (в том числе работодатель) не понимают в коде НИ-ЧЕ-ГО. Они могут выбрать вас только после того как вы предоставите им результат. Если вы напрограммируете им хорошо и программа будет работать как ожидалось, значит, вас можно выбирать. Плохо сделаете – значит вас выбирать не надо.

Но так не бывает! Выбрать вас надо ДО того как вы проявите свои безупречные технические навыки. И это очень трудно! В игру вступают те самые косвенные признаки вашего профессионализма, о которых многие программисты почему-то забывают, а некоторые недооценивают их значимость или вовсе не учитывают.

Но что делать, чтобы среди всех претендентов на выполнение заказа или конкретную должность в корпорации выбрали именно тебя?

ТОП-7 soft-skills, которые поднимут вам зарплату и увеличат доход

Вы приветливы. Никто не требует от вас целоваться в десны с заказчиком, но базовые потребности в эмпатии есть у каждого человека. Если вы безынициативны и равнодушны - не рассчитывайте на то, что заказы будут литься рекой. Заказчику должно быть приятно с вами. Энергичный голос, приемы активного слушания и внутренний настрой на позитив помогут вам в этом.

Вы находитесь на связи. Ваша естественная вовлеченность в процесс работы помогает заказчику оценить мотивацию и принять решение в вашу пользу. Если до вас трудно дозвониться или вы чураетесь онлайн общения - получите минус. Это как смотреть фильм на плохом интернете. Сбой связи и позитивного настроя как не бывало. Не заставляйте заказчика сосредотачиваться на ваших поисках - просто будьте на связи. Это легко!

Вы действуете с позиции эксперта. Чем характерна эта позиция? В ней вы предлагаете решения. Пытаетесь найти их, даже если не знаете ответ прямо сейчас. Задаёте вопросы, рассуждаете, думаете за клиента и вместе с ним. Умеете объяснять свою позицию, но не держитесь за нее, если понимаете, что она ошибочна или просто не уместна в данном контексте. Вы СО-трудничаете: садитесь с заказчиком в одну лодку и плывете, преодолевая препятствия. При этом лодкой управляете вы.

Вы ответственны. Вы предупреждаете о сбоях, форсмажорах и других аномалиях в процессе обслуживания. В целом стараетесь не допускать отклонений, но если что-то пошло не так, то поставите заказчика в курс и постараетесь исправить ситуацию. Сюда относятся сроки, недооценка объема работ, проблемы с поиском решения (не получается, но вы пытаетесь). Если проблема есть, то вы ее не замалчиваете, а выносите на обсуждение как можно раньше. При наличии проблем вы стараетесь действовать по принципу минимизации потерь для заказчика.

Вы достигаете задач бизнеса. Завтра вы вдруг не улетите на Бали, бросив проект недоделанным, а утвержденное ТЗ будете трактовать исключительно с позиции достижения поставленных целей и реализованной потребительской ценности. Как показать заказчику, что вы владеете этим качеством ещё до начала работы? Дайте ему контакты ваших рекомендателей, покажите портфолио с реализованными проектами или кейсами по схожим задачам. Отправьте ссылки на репозиторий с исходными кодами ваших решений, покажите отзывы от клиентов. Они лучше и красноречивее расскажут о ваших заслугах, чем вы сами. И не пытайтесь все формализовать – у вас все равно не получится, но за IT-старовера и бюрократа сойдете.

Вы терпимы и выдержаны. Вы спокойно относитесь к вопросам о вашей квалификации. Избегаете чванливости, высокомерия и надменности по отношению к пользователям. С пониманием принимаете переживания бизнеса относительно результата работы и процесса разработки. Избегаете фраз «тупые бухгалтера», «неадекватное начальство» и верите, что любые вопросы поступают вам в качестве запроса на помощь, а не с целью потрепать вам нервы.

Вы неравнодушны. Как проявить это качество простому суровому мужику в клетчатых штанах с модной бородой? Ведь иногда так хочется отмахнуться от назойливого заказчика кипой ТЗ и спрятаться за монитором! Выясняйте проблематику, вникайте в детали и, по мере погружения в задачу, раскрывайте ваш опыт и отработанные практикой кейсы. Не бросайте заказчика после внедрения. Оставайтесь на связи, оказывая консультационные услуги и техническую поддержку – все это окупится вам повторными обращениями и рекомендациями.

Что с этим делать?

Хорошая новость для вас состоит в том, что каждое из этих качеств можно в себе развить. Ничего сложного здесь, по сути, нет. Еще одна хорошая новость в том, что многие программисты сознательно дистанцируются от развития этих навыков, считая это чем-то зазорным и/или неподобающим по отношению к профессии разработчика. Им удобнее занять позицию техно-гика, вынести за скобки все, что касается коммуникаций, самопрезентаций и всего вышеописанного.

Изображение из яндекс.картинки
Изображение из яндекс.картинки

Что ж – это их личный выбор. Гений программирования останется очередной посредственностью, если не сможет доказать обратное, тем кто готов оплатить его гениальность. Заказчик охотнее выберет ресторан с понятным ему меню, быстрым обслуживанием и приятным интерьером, ведь именно в таких заведениях, скорее всего, будет отличная кухня! А в кинотеатр без афиши даже не заглянет, впрочем как и в удаленный спортзал на окраине городе, куда не сможет дозвониться.

И в этой позиции есть преимущество для вас – всех тех, кто стремится к развитию и самосовершенствованию, кто открыт не только технологиям, но и понимает, что в конечном итоге, свою работу он делает для людей.


Автор и ведущий персонального блога "ПРО-продукт"

https://t.me/productmaster

Комментарии (13)


  1. vassabi
    14.12.2022 19:45
    +12

    ох чую - заменят-таки фронтдеск и первую линию клиентского саппорта нейронками !

    (а что? они приветливые и терпеливые, справляются любой типовой задачей)


    1. SpecPortal Автор
      15.12.2022 19:05

      Мы тоже так думаем)


  1. pavel_raskin
    14.12.2022 20:16
    +39

    Простите, но не удержался:

    Hidden text

    Необходимые качества {{anyProffession}} за которые платят

    Почему я начал с таких аллегорий и как они соотносятся с работой {{anyProffession}}? Напрямую! Сосредоточенность на технических навыках профессии несомненно важна, но способностью оценить их обладают лишь 20% представителей бизнеса, которые нанимают вас на работу, привлекают к подряду или принимают иные ключевые решения.

    Большинство ваших клиентов (в том числе работодатель) не понимают в {{anyProffessionResult}} НИ-ЧЕ-ГО. Они могут выбрать вас только после того как вы предоставите им результат. Если вы {{anyProffessionWork}} им хорошо {{anyProffessionResult}} и будут работать как ожидалось, значит, вас можно выбирать. Плохо сделаете – значит вас выбирать не надо.

    Но так не бывает! Выбрать вас надо ДО того как вы проявите свои безупречные технические навыки. И это очень трудно! В игру вступают те самые косвенные признаки вашего профессионализма, о которых многие сантехники почему-то забывают, а некоторые недооценивают их значимость или вовсе не учитывают.

    Но что делать, чтобы среди всех претендентов на выполнение заказа или конкретную должность в корпорации выбрали именно тебя?

    ТОП-7 soft-skills, которые поднимут вам зарплату и увеличат доход

    Вы приветливы. Никто не требует от вас целоваться в десна с заказчиком, но базовые потребности в эмпатии есть у каждого человека. Если вы безынициативны и равнодушны - не рассчитывайте на то, что заказы будут литься рекой. Заказчику должно быть приятно с вами. Энергичный голос, приемы активного слушания и внутренний настрой на позитив помогут вам в этом.

    Вы находитесь на связи. Ваша естественная вовлеченность в процесс работы помогает заказчику оценить мотивацию и принять решение в вашу пользу. Если до вас трудно дозвониться или вы чураетесь онлайн общения - получите минус. Это как смотреть фильм на плохом интернете. Сбой связи и позитивного настроя как не бывало. Не заставляйте заказчика сосредотачиваться на ваших поисках - просто будьте на связи. Это легко!

    Вы действуете с позиции эксперта. Чем характерна эта позиция? В ней вы предлагаете решения. Пытаетесь найти их, даже если не знаете ответ прямо сейчас. Задаёте вопросы, рассуждаете, думаете за клиента и вместе с ним. Умеете объяснять свою позицию, но не держитесь за нее, если понимаете, что она ошибочна или просто не уместна в данном контексте. Вы СО-трудничаете: садитесь с заказчиком в одну лодку и плывете, преодолевая препятствия. При этом лодкой управляете вы.

    . . . ну и далее по тексту


    1. SpecPortal Автор
      15.12.2022 16:09

      Простите, но не удержался:

      Да-да, мы именно об этом и пишем. Пункт "Вы терпимы и выдержаны".


    1. GreenDot
      15.12.2022 16:09

      ну так список soft skills обширный и они все применимы в той или иной степени к любой профессии, как раз и поднимается тема какие особенно востребованы для нас


      1. pavel_raskin
        15.12.2022 19:11
        +1

        Очень на астрологоический прогноз похожа статья - обо всём и ни о чём, но красиво и складно.


  1. starik-2005
    14.12.2022 22:16
    +4

    Ну если фильм ради прибухнувшей в ресторане тетки, то соглашусь, ибо тут на фимльм пофиг, как и на еду. Но я, лично, в кино хожу кино посмотреть, поэтому окружение я вообще не замечаю. Про ресторан не скажу - могу пельмешек забацать.


  1. semenyakinVS
    14.12.2022 22:29
    +2

    Паренёк из неплохого французского сериала "Киберсталкер" с картинки так-то далеко не всем перечисленным качествам соответствовал


  1. Mayurifag
    15.12.2022 01:33
    +1

    Не читал, но поиском по странице на нашлось «умение себя продать». Не знаю даже зачем я кликбейтнулся в ещё одну типовую статью с далекими от действительности пространственными рассуждениями.


  1. onets
    15.12.2022 06:46

    Да, статья поверхностная, но вопрос очень актуальный - как повысить свою стоимость на рынке? Кем нужно быть и как нужно работать на 3-5-10к в долларах/евро/фунтах в месяц?


    1. starik-2005
      15.12.2022 10:32

      ИМХО, стоимость от опыта. Сначала пашешь на ларек, потом на ларек побольше, потом добираешься до очень большого транснационального ларька, а потом уже ищешь максимальную сумму. Ну и не сидеть по 10 лет в одной конторе (по крайней мере до 40 лет - потом можно и осесть в теплом месте).


    1. tommyangelo27
      15.12.2022 11:19

      Один из возможных путей - быть экспертом в одной из востребованных на рынке технологий, плюс владеть английским на уровне В2+.

      В моём болоте - такой технологией может быть SAP Hybris плюс знание екоммерса в целом.


      1. SpecPortal Автор
        15.12.2022 19:09

        Да, английский совершенно точно нужен!