Intro
Прошедший 2022 год сильно повлиял на отечественных автопроизводителей. Появились антикризисные комплектации (а остальные исчезли). Произошли откаты на старые экологические нормы, вплоть до евро-2. Кто-то прогнозировал возврат к карбюраторным двигателям, чего, к счастью, не случилось. Люди в шапочках из фольги особенно рады, что из отечественных машин исчезла система ЭРА-Глонасс. Глупцы, она стала ненужной, потому что всех уже чипировали через вакцину.
Мы же c @andrey239 и всей командой RusEFI продолжали пилить свой ЭБУ* с преферансом, барышнями, открытым программным кодом и открытыми аппаратными реализациями.
ЭБУ
Электронный Блок Управления. В этом тексте подразумевается ЭБУ Двигателя Внутреннего Сгорания (ДВС). Хотя современные ЭБУ ДВС помимо самого ДВС управляют еще и кучей оборудования, так или иначе связанного с ДВС, начиная от генератора и заканчивая топливным насосом. Поэтому современный ЭБУ это устроство немного сложнее трамблера и карбюратора.
А оно поедет?
Кстати, да, на нем можно запустить ДВС. Даже V12. Нет, не взорвется. Да, есть те, кто ездят на нем. На повседнев. Конечно же только по частным дорогам.
А так как мы делаем “инженерный онлайн ЭБУ”..
инженерный и онлайн, о чем это?
Тут надо немного отвлечься и пояснить что есть “инженерный” и что есть “онлайн”. Когда-то давно ЭБУ было нельзя перешивать. Т.е. совсем. В них стоял проц с однократно-программируемой ПЗУ. “А как же патчи и хотфиксы?” спросите вы. Для этих целей рядом с процом иногда было место под внешнюю ПЗУ, запаяв которую, можно было обновить прошивку.
Вот, кстати, ЭБУ от моей любимой тестовой лошадки - Subaru SVX. Частично разобранный, чтобы найти, где у ней там неонка и немного пореверсить. В правом верхнем углу видно место для ПЗУ с патченной прошивкой.
Понятно, что место под ПЗУ сделано не для тюнеров, а для исправления потенциальных косяков. Но этим механизмом очень быстро начали пользоваться энтузиасты.
Поставив на это место кроватку и подкидывая в нее ПЗУ (с УФ стиранием, ламповые) в прошлом веке можно было модернизировать прошивку. Обычно это ограничивалось редактированием таблиц по которым работает ЭБУ: "навалить угла", "насыпать буста", "забеднить" или наоборот "залить". Это был уже “инженерный” блок, но еще не онлайн.
Hidden text
навалить угла - увеличить Угол Опрежения Зажигания. Да, смесь в цилиндре обычно поджигается до достижения поршнем Верхней Мертвой Точки, т.е. сжимается уже горящая смесь. Настройка УОЗ и состава смеси - главные методы получения дополнительных лошадиных сил на атмосферных моторах
насыпать буста - добавить давления наддува, актуально только для турбированных/компрессорных машин. Это основной метод поиска скрытых резервов на наддувных ДВС.
забеднить и залить - соответственно обеднить или обогатить смесь на определенных режимах. Бензин с воздухом в разных соотношениях горит (а иногда и не горит) с разной скоростью и КПД.
Потом к этому начали прикручивать “онлайн” - вместо ПЗУ ставили RAM, содержимое которой можно было менять на лету. Так же из этой памяти можно было читать интересующие тюнера параметры.
Сейчас паять ничего не надо. Прошить современный ЭБУ можно через диагностический разъем, благо там уже флеш память. На многие штатные ЭБУ есть патчи, позволяющие на время настройки переместить часть калибровочных данных в RAM с менять их на лету без необходимости при каждой правке перешивать флеш.
Так вот, мы тоже делаем и “инженерный” и “онлайн”. И с удобством для пользователя. Поэтому у нас для микроконтроллера, который этим всем рулит, специфичные требования, часто идущие вразрез с automotive требованиями. Тот же USB для связи с компом, интерфейс SD карты для записи логов.
Так же мы (команда RusEFI) любим GCC и не любим архитектуры с коммерческими/закрытыми компиляторами. Равно как не любим и микроконтроллеры с закрытой/NDA документацией.
Ну и больше половины нашей прошивки - это всякие плюшки связанные с настройкой ЭБУ, а не его прямыми обязанностями по управлению ДВС. Та же поддержка файловой системы для SD, драйвера интерфейса USB, протокола для связи с TunerStudio, куча осмысленных текстовых (!) сообщений об ошибках и параноидальные проверки.
Это уже не говоря про модный Lua для написания всяческих расширений. Например для отправки специальных CAN сообщений, чтобы осчастливить блок АБС, ЭБУ АКПП или контроллер климата.
Т.е. нам и памяти надо больше, чем есть в классических ЭБУ.
Поэтому все мечты о портировании RusEFI на какой-либо штатный ЭБУ разбивались если не об отсутствие документации или адекватного компилятора, то об отсутствие достаточных ресурсов микроконтроллера.
Так было до конца 2022 года. Пока мы не решили портануть DOOM RusEFI на УАЗ Буханку (в девичестве УАЗ 2206). Согласен, очень неожиданно...
Российские производители автоэлектроники внедряют чипы общего назначения
До 2022 года на конвейеры отечественных автопроизводителей шли блоки управления на базе специализированных микроконтроллеров. Например от Infineon или STMicroelectronics - в таких чипах больше специализированной автомобильной периферии, полная документация на такие чипы не всегда доступна и банально бесплатного компилятора часто нет.
Во второй половине 2022 года два (оба?) российских производителя электронных блоков управления двигателем внутреннего сгорания начали поставлять на конвейеры решения на базе микроконтроллеров общего назначения с ядром ARM Cortex-M4. Это очень заинтересовало нас и мы начали охоту на эти блоки.
Первым (и пока единственным) у нас на столе оказался блок от компании СОАТЭ. СОАТЭ поставляет на конвейер УАЗа блок управления S105. На ранних серийных номерах в них использовался stm32f407, на более поздних мы видим Geehy apm32f407. Насколько нам известно, apm32f407 это функциональный аналог stm32f407. А stm32f407 это тот микроконтроллер, с которого начинался RusEFI!
Картинка честно утащена с форума, где дядьки-УАЗоводы столкнулись с новым шайтаном, который по непонятным причинам окирпичился. Спасибо этим дядькам, без них мы бы не узнали об этих блоках.
Блок явно разработан с акцентом на доступные компоненты: дискретные MOSFET с внешней схемой ограничения тока, VR вход на компараторе, вместо специализированной микросхемы и так далее.
Geehy, кстати, первым в окрестностях анонсировал версию APM32A407 с автомобильной сертификацией AEC-Q100, хотя вероятно это всего лишь полная отбраковка по температуре. Мы очень надеемся, что внутри и он выглядит как stm32f407.
Второй интересный блок это М74.9 от ИТЭЛМА. В 2022 его начали ставить на две модели Нивы и он сделан на базе at32f435. at32f435 от Artery это вроде как тоже аналог другого микроконтроллера от STM - stm32f435 (не сильно отличается от stm32f407) и на нем мы тоже умеем RusEFI.
Удивительным образом рядом с микроконтроллером-клоном-аналогом от китайцев мы видим высоко-интегрированный специализированный автомобильный чип L9779 от одного из крупнейших производителей микроэлектроники STMicroelectronics. В этом плане ИТЭЛМА явно пошла другим путём и рискнула использовать чип, заменить который, случись чего, просто так не получится. Кстати, на краю ПП запаян разъём очень похожий на JTAG/SWD.
Про этот блок мы узнали от специалиста по турбированию Нив. Кто ездил на Нивах, тот понимает, почему машина прямо с завода поехала на установку турбины.
В канун нового года мы написали письмо Дедушке Морозу, запостили пару статей на Drive2 и накидали сообщений на тематических форумах, что мол, мы хорошо себя вели, документировали код, всегда тестировали изменения перед мержем и теперь очень хотим один из этих блоков. А лучше оба два.
Реверс
Блок S105 Дедушка Мороз доставил мне 28 декабря. Видимо Дедушка гоняет на УАЗ буханке. А уже 5 января мы запустили на этом блоке RusEFI и радостно помигали светодиодами, подключенными на выходы форсунок
Hidden text
Особо внимательные могут спросить "а фигли светодиоды всегда горят и только яркость меняется?". А это артефакт от схемы диагностики выхода - в ЭБУ по этим выходам помимо силовых полевиков стоят еще высокоомные делители и сигнал с них идет на процессор. Проц следит, чтобы при выключенном выходе на нем было напряжение аккумулятора (через достаточно низкое сопротивление форсунки). А при включенном выходе на нем должно быть около нуля вольт. Так он определяет обрыв цепи, неисправность выходного транзистора и с некоторыми извращениями, возможно, так же замыкание на +12В или землю.
Так вот сопротивления этого делителя оказалось достаточно для создания тока от которого светодиоды начинали тускло светить.
Пока это очень раннее демо, оно не дружит со штатным бутлоадером (я его пока тупо снес), общается только по CAN, не умеет K-line и так далее, но оно работает!
Это, конечно, не так впечатляет как Linux на калькуляторе или doom на тесте на беременность, но для нас это большой шаг в сторону пользователей. Поэтому хочется поделиться краткой историей этого реверса. Тем более, что реверс, зачастую, прекрасная возможность повысить свой скил. А реверс инженеринг железа - прекрасная возможность попробовать себя в embedded программировании без смс и регистрации, т.е. не тратясь на разработку своего железа. В ходе этого реверса паяльник пришлось брать в руки один раз. Но обо всем по порядку.
Минимальный (и достаточный) набор аппаратного хакера в 2022
1. Визуальный осмотр
Разглядываем, списываем все маркировки, качаем даташиты.
На этом этапе по маркировке не удалось определить только два одинаковых чипа в soic-8. Но по их расположению, наличию больших конденсаторов в обвязке, да и просто методом исключения, стало понятно что это LDO.
Понятно, что разглядывать каждый резистор сейчас не стоит. Равно как и всякие мелкие sot-23 и тому подобные компоненты. Их назначение, в большинстве случаев, станет очевидно, когда разберетесь с "большими" компонентами.
На этом этапе желательно распечатать распиновки всех "больших" микросхем. Прямо на этих распечатках будем отмечать, что и куда идет.
2. Поиск документации
В случае ЭБУ - это схемы электропроводки соответствующих машин. По схемам удалось выяснить куда ему подавать питание. Это знание лучше подтвердить тестером. Ну и подавать питание в первый раз стоит от лабораторного блока питания с разумным ограничением по току (в моем случае 50..100 мА).
3. Берем в руки тестер
Мне не терпелось проверить свое предположение о том, что добрые разработчики вывели на незапаянную гребенку отладочный интерфейс SWD. Распиновка проца известна, где у него SWD тоже. Делов на 5 минут.
Удача! В рядок идут SWDIO, GND, SWCLK, VDD (3.3). И еще пара сигналов, которые меня пока не интересуют.
4. Цепляем отладчик
Следующим этапом надо было проверить, а есть ли возможность подцепиться к процессору отладчиком. Если отладка заблокирована фьюзами, это усложнит работу. Вероятно, пришлось бы пересаживать на плату другой, не заблокированный, процессор. Или танцевать с режимами загрузки и пытаться стереть проц и фьюзы через rom загрузчик. Честно говоря, даже не знаю, есть ли такая возможность на STM32, или они безвозратно блокируются.
Вот тут единственнный раз пригодился паяльник. На отсутствующее место была запаяна гребёнка контактов. В качестве SWD отладчика я используют STlink, встроенный в stm32f4discovery. Неубиваемая штука. Цепляем 4 проводка, подаем питание на ЭБУ. запускаем openOCD, снова удача:
$ openocd -f interface/stlink.cfg -f target/stm32f4x.cfg
....
Info : Target voltage: 2.905487
Info : stm32f4x.cpu: Cortex-M4 r0p1 processor detected
Info : stm32f4x.cpu: target has 6 breakpoints, 4 watchpoints
....
Трясущимися руками цепляемя телнетом и пробуем слить прошивку. Третья удача подряд - прошивка оказалась не залоченной. Прошивка пригодится нам на следующих этапах, когда мы захотим разобраться с бутлоадером - негоже пользователей заставлять вскрывать ЭБУ и паять SWD.
Кстати, беглый просмотр полученного бинаря hexdump'ом показал, что бутлоадер занимает аж 64К в начале флеша. В RusEFI мы используем OpenBLT и для него зарезервировано 16Кб.
5. Уроки рисования
Теперь, когда понятно, что прошить железку можно, начинается нудная часть - срисовывание схемы. Тут есть пара советов:
Если на плате нет шелкографии (а зачем она на серийном устройстве?) - пронумеруйте все большие компоненты. Кто-то делает фото и расставляет обозначения на фото. Я беру лист А4, на нем схематично разрисовываю большие компоненты и нумерую их. Точность не нужна, главное примерно соблюсти взаимное расположение. Чтобы через неделю можно было соотнести рисунок и плату.
Поиск одинаковых паттернов. В ЭБУ куча силовых выходов и куча аналоговых входов. Эти блоки выполнены однотипно. Все различия в номиналах всяких там делителей напряжения, подтяжках и так далее. Достаточно срисовать по одному такому блоку, выяснить каким концом он идет на разъем, а каким к процессору и можно начинать прозванивать.
Вот схема управления и диагностики катушки зажигания. Таких блоков на плате 2 (еще 2 опционально).
6. Прозваниваем
Я использую древний тестер в режиме прозвонки диодов и пищалки. При этом на диоды (и другие pn переходы) он не пищит. Тут не стоит опасаться что-то сжечь. Во всяком случае в устройствах типа этого.
С процом сейчас повезло, он не BGA, поэтому ставим один щуп на интересующую нас цепь, а второй скользим по ножкам проца, без особого усилия. Моему тестеру хватает контакта на долю секунды чтобы пискнуть (есть задумчивые тестеры - ими прозванивать неудобно). После того как услышали писк - возвращаемся и начинаем считать ноги от ближайшего угла.
На этом этапе надо иметь распечатку с пинаутом проца. На ней уже должны быть вычеркнуты все ножки питания, кварцы и тому подобные пины с однозначной функцией. Каждый найденный сигнал отмечаем на этом пинауте и параллельно вписываем в таблицу. На пинауте я использую разные цвета для разных типов цепей: выходы, входы, интерфейсы. Параллельно вычеркиваем или другим образом помечаем все вызвоненные компоненты на общем плане. Задача - вычеркнуть/пометить как можно больше компонентов на общем плане. На пинауте процессора этого не факт что можно достичь - могут быть неиспользуемые ноги. Но их тоже желательно найти - вдруг потом захочется добавить светодиод или консоль или еще что.
Если у вас BGA процессор - этап усложняется. Если устройств много и не жалко уничтожить одно - сдувайте проц и прозванивайте. Если жалко - придется писать тестовую прошивку, которая будет ставить интересующие нас ноги в нужное положение или постоянно дергать их туда сюда, а по плате уже тыкаться щупом осциллографа.
На выходе получаем Такой "набор документации".
Тут не до аккуратности т.к. в одной руке один щуп, в другой второй, третьей рукой вы придерживаете плату и ногой записываете результаты.
7. Анализируем штатную прошивку
Этап не всегда доступен. Прошивку может быть невозможно слить, она может быть уничтожена в процессе "разлочки" проца и так далее. Но если уж повезло, то тут кто на что горазд. Можно расковырять ее дизассемблером (аж передернуло, как вспомнил ночи за IDA и состояние измененного сознания под утро).
В моем случае устройство достаточно простое, поэтому я с помощью дебагера с рабочей железки дампнул регионы памяти с настройками GPIO и сравнил с таблицей что получил на этапе прозвонки. Сильных расхождений не выявил и успокоился. Паралельно разобрался, что для полного открытия полевиков (а им для этого не хватает 3.3В) проц ставит соответствующие ноги с режим Open-Drain, а на плате присутствуют подтяжки к +5В.
К ковырянию в штатной прошивке еще придется возвращаться, когда буду изучать бутлоадер и тогда я так легко уже не отделаюсь.
8. Льем свой код
К этому этапу я накопил достаточно данных, чтобы поправить нашу прошивку под железо и попытаться запустить.
С чем столкнулся (мнение выжившего, бла-бла-бла, в следующий раз будут совершенно новые грабли):
В этом ЭБУ процу не доложили кварцев, хотя места под оба кварца (HSE, LSE) есть, надо переключить настройки PLL на использование внутреннего генератора.
Проц управляет вторым LDO, который делает 5В для нескольких потребителей, в числе которых CAN трансивер. Это я не вызвонил. Штатная прошивка, похоже, не включает этот источник пока не будет какой-то внешней активности - например, сигнала зажигания. Так что те настройки GPIO, что я дампнул с рабочей прошивки мне тут не помогли. Потратил некоторое время тупо не понимая почему сигнал не проходит через CAN трансивер, пока не догадался встать щупом ему на ножку питания.
Ну и кучка мелких нюансов, связанных с нашим кодом, который еще ни разу не запускали на проце настолько стесненном в объемах flash памяти.
Вместо заключения
А дальше надо это попробовать на реальной машине. Как показывает опыт - сразу всплывает куча неожиданных нюансов.
Надо разбираться с загрузчиком. Ведь пользователь не будет вскрывать блок ради подключения SWD и прошивки. И, вероятно, часть пользователей захочет вернуться на родную прошивку.
Надо из родной прошивки выковырить все таблицы по которым управляется двигатель, конвертировать их в наш формат и сделать "консерву", чтобы машина могла передвигаться на нашей прошивке "из коробки" не хуже, чем на оригинальной.
И куча других веселых активностей. Об этом расскажу в следующей статье.
А еще
Теперь очень хочется сделать то же самое на М74.9 от ИТЭЛМА. Там прикольная микросхема L9779. Мы ее рассматривали как альтернативу нашей любимой TLE8888, которую мы ставим на MicroRusEFI
Но пока вариантов купить такой ЭБУ не представилось. Видимо кто-то из нас все же сломал прод в том году.
Hidden text
Может нас здесь прочитает кто-то из ИТЭЛМА или может быть кто-то уже списал свою новую Ниву?
Надеюсь, кому-то эта статья покажется интересной. Возможно, кто-то даже встанет из-за компа и пойдет разбирать какую-то железку, устройство которой его всегда интересовало.
Может кто-то захочет влиться в нашу дружную команду и помочь нам с разработкой. Или у кого-то есть идеи как это все монетизировать. Ведь как говорится "Выбери себе работу по душе, и тебе не придётся работать ни одного дня в своей жизни. Кушать ты тоже будешь редко".
Понимаю, что статья получилась сумбурная и без подробностей, поэтому с удовольствием отвечу (в меру своей компетенции) на вопросы в комментариях.
Комментарии (174)
Pyhesty
07.01.2023 18:25+1чет льда похоже в ЭБУ не доложили?... =)
а так ледорубы вам в помощь =)
и ждём продолжения!
Dron_Gus Автор
07.01.2023 18:52+4Спасибо! Лед доставил некотрые неудобсва, да.
Pyhesty
07.01.2023 19:07+4=) прорубаться сквозь хороший лед всегда интересно, самый подлый из простых аппаратных, что я встречал - это напаянные поверх одних резисторов - другие с отчетливо различимой маркировкой, по крайней мере это сбило с толку при перерисовке схем моих коллег =)
Dron_Gus Автор
07.01.2023 19:19+5Честно говоря, я думал под термином "лёд" Вы подразумевали лак, которого на этот ЭБУ не пожалели. Теперь же я теряюсь в догадках о смысле этого термина.
Slonosvin
07.01.2023 19:55+9Подразумевались различные способы по усложнению реверс-инжениринга (Intrusion Countermeasure Electronics). Кстати, отечественные разработчики серийных ЭБУ этим обычно не заморачиваются, т.к. у них практически всё цельнотянутое.
acc0unt
10.01.2023 03:36Много кто не заморачивается, следуя старому-доброму принципу: "если это попадёт на стол к компетентному хакеру, то все наши извраты выиграют нам три дня времени". Чаще встречаются сложности со странными узкоспециализированными компонентами, каждый из которых нужно вкуривать отдельно.
Вот у китайцев этого "льда" бывает навалено часто - как минимум в виде спиленных маркировок на чипах. У них тоже всё цельнотянутое - но они явно не хотят стать следующими в цепочке стягивания всех у всех.
vladkorotnev
10.01.2023 09:35Из расковырянного в последнее время — на удивление заморачиваются японские производители слот-машин. Не-кастомная максимум всякая рассыпуха типа драйверов моторов на рулетках, всё остальное даже по гуглу не пробивается, кроме как на форумах таких же любителей. А уж коннекторы-то! Явно видно, что азартные люди делали — играли в бинго с каталогом у молекса, кто соберёт на своей части схемы всю номенклатуру, выигрывает премию %)
Pyhesty
07.01.2023 20:33+10Гибсон. Нейромант
а так в сфере чип-тюнинга ЭБУ есть известный в узких кругах Ледокол и его прошивки, тот же отсыл ICEbreaker =)
киберпанк, который мы заслужили =)
screwer
07.01.2023 23:14+5Этот "лёд" скорее от In Circuit Emulator. Аппаратные отладчики. В пику которым был назвал легендарный SoftICE, кстати
Akon32
09.01.2023 21:23+2ICE - "электронные средства противодействия вторжению", из "Нейромант" Гибсона.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Intrusion_Countermeasure_Electronics
zurabob
07.01.2023 21:01+2На ютубе видел видео ремонтников грузовиков - там лак снимают смывками для краски. Но обязательно защищают скотчем пластик и не каждая смывка годится. https://www.youtube.com/watch?v=NCk8krvW3VQ&t=95s
drugdug
09.01.2023 13:40+3Довольно неплохо снимет лак Flux-Off (очиститель от флюса), при этом гарантированно не повреждается пластик микросхем.
dayroon
08.01.2023 00:25+3Видимо, Гибсоновский ICE (Intrusion Countermeasures Electronics)
"Чёрный лёд. Не надо об этом думать. Чёрный лёд. Каких только легендарных историй не услышишь в "Джентльмене-Неудачнике". И рассказы про Чёрный лёд - тоже из их числа. Это лёд, созданный убивать. Он действует незаконно, ну а кто из нас может сказать про себя другое? По сути, это какая-то новая система оружия, основанного на принципе нейронной обратной связи, с которым ты вступаешь в контакт всего только раз, но и этого раза хватает. Что-то вроде страшного заклинания, которое разъедает твой мозг изнутри. Словно приступ эпилепсии, который все длится и длится, пока от тебя не остается уже совсем ничего..." (c)
Gor40
07.01.2023 18:26+3Теперь очень хочется сделать то же самое на М74.9 от ИТЭЛМА. Там прикольная микросхема L9779. Мы ее рассматривали как альтернативу нашей любимой TLE8888, которую мы ставим на
https://chiptuner.ru/forum/showthread.php?t=111261 сообщение №2 в теме не пойдёт? А если нужно физически пощупать, то нужен точный артикул от купивших его, чтоб у поставщиков найти. И это с пересылкой к вам выйдет наверно дорого.
andrey239
07.01.2023 18:40+1Верхние цифры наверное самые важные? Кажется нас интересует 8450086873 или 8450086874
Щупать точно хочется реальный ЭБУ. Автор статьи живёт в Санкт-Петербурге, только это секрет!
Zhuikoff
07.01.2023 18:28Лет 10..15 назад следил за одним проектом интересным, squirrel кажется. Контроллер инжектора самопальный. А потом раз - и сайт пропал. И никаких следов...
andrey239
07.01.2023 18:41+2На https://github.com/rusefi/rusefi для этого есть кнопка "Fork" - её нажали 178 раз уже, есть 178 копии :)
3cky
07.01.2023 19:11Надо только иметь в виду, что на гитхабе в случае удаления основного репозитория удаляются и все его форки.
andrey239
07.01.2023 21:30+1это не так для публичных репозиториев
3cky
08.01.2023 12:37+3В случае административного удаления (например, по запросу госрегуляторов или правообладателей) форки публичного репозитория тоже будут удалены. Из сравнительно недавних случаев можно вспомнить инцидент с youtube-dl, и хотя там все закончилось хорошо, но осадочек всё равно остался.
rusEFI
09.01.2023 12:58+2Нет, не удаляются для публичных репозиториев. https://docs.github.com/en/pull-requests/collaborating-with-pull-requests/working-with-forks/what-happens-to-forks-when-a-repository-is-deleted-or-changes-visibility
Javian
08.01.2023 13:37Примерно тогда же следил за отечественным открытым проектом МПСЗ SECU-3.
ЭСУД / МПСЗ SECU-3 это комплексный проект, который включает в себя множество средств и решений для тюнинга двигателя внутреннего сгорания (ДВС), от простой микропроцессорной системы зажигания (МПСЗ) и до полнофункциональной электронной системы управления двигателем (ЭСУД). Разработки, представленные на сайте, будут полезны тем автолюбителям, которые захотят модернизировать систему питания и зажигания двигателя, а также тем, у кого вышла из строя родная МПСЗ/ЭСУД или по каким-либо другим причинам ее работа не устраивает владельца. SECU-3 позволит реализовать уникальные и нестандартные возможности управления двигателем, которые недоступны в серийных блоках управления. За годы(с 2006) существования проекта автором было разработано уникальное программное обеспечение и различные версии блоков управления, а также вспомогательных устройств.
zurabob
07.01.2023 18:52+1Очень интересно про реверс, особенно узлы с номиналами. Не могли бы вы выложить еще куски схем узлов? Особенно интересно конечно, чем ключи интеллектуальные заменили.
Dron_Gus Автор
07.01.2023 19:12+7Это, конечно, не полноценная замена интелектуального ключа. И тут процессор должен следить за состоянием выхода.
Кстати, мы планируем всю схему срисовать в KiCAD, так что, надеюсь, я скоро перестану пугать людей такими картинками.
zurabob
07.01.2023 20:43Спасибо, не заморачивались авторы особо. Но не хватает супрессора для выбросов на индуктивной нагрузке, в интегральном решении он встроен. Интересно, в чем смысл 3к в затворе - попытка задавить возможный ВЧ колебательный процесс при ограничении?
Pyhesty
07.01.2023 20:58+1предположу фантастический вариант "обратной связи", типа при увеличении тока через шунты 1R приоткрывается биполярный транзистор и перетягивает подтяжку 5В. Если порт STM быстро переключить в режим чтения, то можно получить сигнал превышения тока (как низкий уровень при чтении), если это делать быстро, то 3кОм на затворе не даст закрыться транзистору на время опроса. Но это мистика какая-то, хотя при недостаточном количестве портов, наверное, такое возможно...
zurabob
07.01.2023 21:08+1Ничего фантастического тут нет. Для включения ключа надо освободить вход процессора и можно при этом считывать напряжение АЦП. НО, в нормальном режиме напряжение на ножке процессора больше 3.3В и возможна утечка на другие аналоговые выходы, поэтому лучше не использовать входы аналогового мультиплексора в подобных схемах. Вроде они и не 5В толерантные у stm, но точно не помню.
Dron_Gus Автор
08.01.2023 01:14+1Большая часть ножек у stm32 5В толерантна. При правильной настойке, конечно же.
Brrastak
09.01.2023 13:22+1Как раз аналоговые, насколько я помню, толерантными не бывают
Dron_Gus Автор
09.01.2023 13:47Пины, на которых доступен АЦП - 5В толерантны, пока не включен аналоговый режим, кроме тех, на которых доступен еще и ЦАП - эти всегда не 5В толерантны. Но это только про stm32f4**, у других может быть по-другому.
Brrastak
09.01.2023 13:21Это кажется немножко бессмысленным. Ведь вывод, судя по всему, и так настроен как open drain, соответственно режим чтения никак не повлияет
Misaka10032
07.01.2023 21:02Предположу, что для ограничения пикового тока вывода при переключении, ведь затвор MOSFET ведёт себя как конденсатор.
zurabob
07.01.2023 21:12Возможно, но этот ток ограничивает 360 Ом, при больших токах h21 сильно падает.
Misaka10032
07.01.2023 21:13Так 360 Ом стоят в базе биполярника же, а вопрос был про 3к в затворе.
zurabob
07.01.2023 21:19+1Биполярник это усилитель тока и ограничивая ток базы, ограничиваем и ток коллектора.
Misaka10032
07.01.2023 21:25+1Биполярник здесь предназначен для того, чтобы закрывать MOSFET при превышении тока.
При переключении затвор MOSFET ведёт себя как конденсатор. Соответственно, при переключении пиковый ток может быть довольно большим, и этот ток здесь ограничен последовательным резистором 3к в затворе и тремя 1Ом в параллели.
Dron_Gus Автор
08.01.2023 00:31Прошу прощения. Диод на питание там, конечно же, присутствует. Точнее он присутствует на большинстве выходов. Кроме выходов на форсунки. Вероятно, наличие такого диода затянет закрытие форсунки.
qwerty1023
07.01.2023 23:31+2Схема какая-то глупая и вряд ли рабочая. Защита от тока превращается в стабилизацию тока на уровне +/- 2А. При этом полевик находится в активной области рассеивая 25-30Вт и непонятная перспектива измерения напряжения на затворе. Оно конечно будет меньше, но может здорово плавать от температуры.
zurabob
08.01.2023 00:29+1Там же есть цепь diag, с ее помощью можно определить обрыв, КЗ, оценить ток и приблизительно определить начало активной области и не допустить перегрева. Не хватает только TVS ограничения самоиндукции при управлении индуктивной нагрузкой. Но возможно он просто не показан.
acc0unt
10.01.2023 03:47+2Я сейчас в реверсе плат схему изначально фигачу в KiCad. Там же можно примерно воспроизводить и расстановку основных компонентов на плате чтобы не запутаться что где. Советую.
Aspadm
07.01.2023 19:54+4Крутой проект! Особенно понравился реверс на бумаге :)
Хотелось бы посоветовать Target 3001!, в нём есть достаточно удобный режим ручной трассировки схем, куда можно подложить фото или скан платы. Для двухслойной платы с головой хватило бесплатной версии для PCB-pool (нам же не нужно экспортировать, а только составить схему).
Ждём продолжение с реверсом прошивки. Тут надеемся на Ghidra SRE, возможно, она понравится больше IDA'ы ;)
Dron_Gus Автор
08.01.2023 01:18Спасибо, что накидали интересных названий. Моё профессиональное развитие как схемотехника/трассировщика закончилось на P-CAD 2006. Для хобби позже освоил KiCAD.
А IDA это вообще мимолетное увлечение :)
ArpaXops
08.01.2023 01:21-2Коммерческое использование возможно при создание своей схемотехнике. Очевидно это будет дешевле- чем отдавать
"за идею"готовую прошивку за бесплатно и + немалые деньги за соответствующий ЭБУ. Разве видов AVR — так мало? Имхо- даже восьмибитный микроконтроллер способен справиться с задачей. алгоритм ЭБУ - электронное зажигание с коррекцией угла опережения. Задается просто табличкой. Входными данными собираем по CAN-шине... Дальше - больше, инжекторы, датчик вакуума в впускном коллекторе и еще одну табличку - и теперь у нас электронный впрыск, добавляем лямбда-зонд (или удаляем- дешевле чем езда "в аварийном режиме"), и теперь у нас есть обратная связь по составу смеси.... Есть похожие блоки управления на atmega с бюсби, блютузом и вай фаем... купить их проще и дешевле чем соответствующий "заводской" ЭБУ. В идеале разные версии разъемов под "штатную" проводку впаивать в блок (или распаивать переходник) и конечно нормальный корпус на 3д принтере. Впрочем многие производители заливают свои блоки в алюминиевые профиля эпоксидкой )))Dron_Gus Автор
08.01.2023 01:26+5У нас есть много (даже через чур много) своих схемотехник и блоков.
К сожалению, даже те, что идут pnp под определённый автомобиль не всегда пользуются спросом.
Основной аргумент в РФ "зачем я буду столько платить, я лучше на разборке куплю Январь". Январь это ЭБУ от жигулятора. Правда никто не учитывает, что под январь надо поменять все датчики и перелопатить часть проводки. Главное, что дёшево.
Мы надеемся, что блоки из статьи будут достаточно массовыми и будут доступны на вторичном рынке за разумные деньги. Когда то.
ArpaXops
08.01.2023 01:40-1Юзабили так себе, откусывать разъем и прикручивать новый под термоусадку или так подпаять? "Январь" стоит от 1000 руб. В нормальное состояние- 2500. Нет гарантии что в процессе перепайки блок выживет. Прошить под требуемый конфиг это еще 2500 руб. На авито ЭБУ "Январь Спорт" с какими то цифрами стоит уже 10 000 руб. Рынок сбыта- есть в лице таксистов. Купил блок, открыл капот, синул разъемы- поставил закрыл. Все, мастер! Появилось 3 режима- эко, норм, спорт ))) в первый 2-3 месяца блок окупился, ибо в режиме "эко" расход падает на литр на 100 км. пробега ) дальше профит для водилы- повышения ресурса двигателя, коробки передач )
johnP92
10.01.2023 15:03Что вы несете? Зачем менять датчики для установки ЭСУД Январь 5.1? В данной ЭСУД задаются тарировки всех необходимых датчиков, существуют блоки сопряжения с ЭДЗ.
Dron_Gus Автор
10.01.2023 15:05МАФ с ШИМ или частотным выходом можно затарировать? А реперный диск отличный от 60-2? :)
andrey239
08.01.2023 01:27у rusEFI конечно же есть своя схематехника https://github.com/rusefi/rusefi/wiki/Hardware
Maccimo
08.01.2023 01:29+1«Корпус на 3д принтере» скорее для штучной самоделки подходит, а не чего-то коммерческого.
ArpaXops
08.01.2023 01:43главное чтоб вид был не колхозный. дизайн тема открытая. стоит оно- по себестоимости 1 грамм- 1 рубль... не думаю что будет весить больше 200 грамм. зато будет 3д модель для определенной марки, версии автомобиля.
Dron_Gus Автор
08.01.2023 02:03+1ЭБУ под определённые марки и модели мы стараемся делать совместимыми с родным корпусом. Чтобы пользователю пришлось только переставить плату (и опционально сделать отверстия для доп разъемов)
А для MicroRusEFI мы нашли хороший корпус у китайцев. При стоимости, сопоставимой с парой-тройкой чашек кофе, алюминиевый корпус выглядит намного лучше печатанного
ArpaXops
08.01.2023 02:19ЭБУ есть в которых разъемы подводятся с низу. Есть высоки, низкие, длиные узкие...
алюминий можно и в России купить купить. У меня вопрос- для работы двигателя нужное соотношение топлива формируется за счёт управления временем открытия форсунок , исходя из количества воздуха, измеренное датчиком массового расхода воздуха. Но лямба зонт 100% вносит свои коррективы. Если получить данные по оборотам двигателя и эмулировать "идеальные" показания от датчиков лямба зонта- можно добиться смены режимов работы? Ибо следить за миливольтами 2х датчиков или грешить на неполное сгорания топлива в катализаторе- то еще удовольствие...
engine9
08.01.2023 11:58Верно ли понимаю, что эти замечательные рёбра непросто использовать как радиатор из за конструкции корпуса и креплении платы в паз путём её заталкивания с торца?
ArpaXops
08.01.2023 12:41Конфигурации сия профилей бывают разнообразные.
Я бы залил не разборный профиль эпоксидной, ибо современная элементная база позволяет уместить все хотелки в пачку сигарет.
Dron_Gus Автор
08.01.2023 15:45Алюминий в России купить, конечно же можно, готовый корпус с вырезом под разъем и идеально прилегающую крышку - это уже сложнее и дороже.
Не совсем понял вопрос про эмуляцию показаний? Какая задача?
venanen
08.01.2023 02:27+2А подскажите, верно ли я понимаю, что по сути своей ЭБУ - это железка (в голом виде, если не учитывать всякие климаты, фары и т.д.), которая просто управляет инжекторным зажиганием. Иными словами, в общем случае ее методы работы одинаковы вне зависимости от автомобиля, нельзя ли сделать программируемый блок (один) для всех автомобилей, запасти кучу разъемов как раз для периферии ЭБУ, продавать этот единый блок, а для конкретной машины уже отдельный переходник по пинам и прошивку, или в чем-то подвох?
ArpaXops
08.01.2023 02:36ЭБУ за счет инжекторного впрыска держит соотношения воздух- топливо. "инжекторное зажиганием" или электронное еще на карбюраторе начали использовать...
andrey239
08.01.2023 03:33Короткий ответ - всё так. Просто ездить в режиме таксиста на атмосферном четырёхцилиндровом двигателе с механической дроссельной заслоной и МКПП более чем просто. Интересны только 1% рынка, где начинается координация с АКПП или стратегии турбонаддува например.
ArpaXops
08.01.2023 02:34-2На форумах пишут что меняют лябу, МАП датчик, чистят форсунки, режут катализатор и расход падает с 13 чуть ли не до 7, машины перестает рычать, нет проблем при запуске на морозе ... За 500 рублей можно собрать устройство и по вай- вай вносить коррективы по датчикам, видеть реальный, ежеминутный расход топлива (время открытия форсунок) с любого телефона. ЭБУ остается на месте, легко установить- проводка не дракониться ) По трем датчикам увеличиваем или уменьшаем расход. Евро 7 не будет, но девайс вроде годный.
Dron_Gus Автор
08.01.2023 15:48Видеть показания в реальном времени, это про ELM327.
Остальное звучит как сказка.
ArpaXops
08.01.2023 17:02-1Читать надо внимательнее. Штатному блоку управления по средствам ардуины эмулируются показания датчиков для коррекции его поведения. ВСЕ...
Dron_Gus Автор
08.01.2023 17:27+1Это называется Puggyback ECU и было популярно, когда было невозможно перешить ЭБУ. ИМХО тупиковая ветвь.
ArpaXops
09.01.2023 14:43-1Пиггибэк- гугль грит что это "топливный компьютер". Цены интересные- 20000, 28000 и 79000. на какой то нисан 596 000 руб. Я не об этом. Просто уйти от обманки лямбы, забить на катализатор, вывести ЭБУ в рабочий режим и отрегулировать соотношение смеси под стиль езды. Совершенно иной функционал.
ahdenchik
08.01.2023 04:42+1Если жалко - придется писать тестовую прошивку, которая будет ставить интересующие нас ноги в нужное положение или постоянно дергать их туда сюда, а по плате уже тыкаться щупом осциллографа.
JTAG это позволяет из коробки, ничего писать не нужно
Вопрос: попадались какие-то способы кодирования версии железа производителями? Например, чтобы прошивка могла как-то определить на чём её запустилиandrey239
08.01.2023 05:41+1не производителем, но у нас двумя пинами кодируется 256 кажется вариантов https://github.com/rusefi/rusefi/blob/master/firmware/config/boards/hellen/hellen_board_id.cpp используя один конденсатор и один резистор
ArpaXops
08.01.2023 12:58конечно здорово- когда можно выбрать токовый датчик или датчик напряжения. Цифровую шину или токовую петлю. Двумя контактами устанавливать "у нас двумя пинами кодируется 256 кажется вариантов"... Выбор диапазона датчиков, юстировка- по желанию корректировка для смены режима работы- через дружественный интерфейс блокнота?
Dron_Gus Автор
08.01.2023 15:54Да, JTAG умеет boundary scannig. А SWD, насколько мне известно, не умеет. Можно, конечно, скриптом просто писать по адресам gpio контроллера.
Мне попадалось (не на этом устройстве) кодирование версии железа подтяжками на gpio. При этом в одном случае эти gpio больше ни для чего не использовались, в другом на этих же gpio был RGB интерфейс дисплея. Т.е. процессор мог узнать версию железа только до инициализации дисплея.
tnt23
09.01.2023 14:57+1ну логично вроде бы определять железо до начала ногодрыга, а то можно ненароком что-нибудь не то замкнуть куда-нибудь не туда
OptimumOption
08.01.2023 08:20Хм, а почему нельзя было сделать ЭБУ на полностью отечественной элементной базе? Или у нас нет аналогичных решений? Ну а если на "рассыпухе"?
zatim
08.01.2023 10:52+4Самый первый вопрос - выбрать хотя бы один полностью отечественный процессор достаточной производительности. Чтобы он выпускался в пластике и был РЕАЛЬНО отечественным и выпускался хотя бы некоторое время. А то сегодня заложишься на один, а завтра его перестали делать на тайване или перестали поддерживать или еще чего. И все наработанное по - в топку, начинай по новой.
neochapay
08.01.2023 13:37К1986ВЕ92QI ?
zatim
08.01.2023 13:52+2Это миландр. У него есть свои фабрики где это производится?
Вопрос то ведь совершенно не праздный. Еще раз повторюсь, вы можете вложиться в определенный камень, в определенную архитектуру, заточить на него по, сделать под него железо. А потом хоба, камень не производится. И что делать?
OptimumOption
08.01.2023 21:09-2а STMки у нас постоянно доступны, да? а уж ежели отзывы на алиэкспресс почитать... бгг...
zatim
08.01.2023 22:11+3Если выбирать между плохо доступной stm со всеми доками, поддержкой и средами для разработки и недоступным миландром без внятных доков с непонятной поддержкой то логичнее выбрать stm. С ней реально проще будет, да и по параметрам она будет на 2 шага впереди. На крайняк, ее ушлые дельцы в кармане пальто привезут.
OptimumOption
09.01.2023 07:08+1То есть спецификация на К1986ВЕ92QI объемом примерно в 500 страниц вас совершенно не устраивает, или вам просто лень её читать?
На крайняк, ее ушлые дельцы в кармане пальто привезут
Да-да, в промышленных масштабах, конечно, угу...
zatim
09.01.2023 08:26То есть спецификация на К1986ВЕ92QI объемом примерно в 500 страниц вас совершенно не устраивает, или вам просто лень её читать?
Неа, не устраивает. Вот прям сейчас я не могу ее скачать, на сайте ее нет, как и упоминания этого процессора вообще. У меня, конечно, есть в загашниках все даташиты, но насколько они актуальны - это вопрос. И вы мне таки не ответили, повторяю свой вопрос: у миландра есть свои фабрики, где он сможет все это производить длительное время и с приемлимым качеством?
Да-да, в промышленных масштабах, конечно, угу...
Ну, вообще говоря, сейчас именно это и происходит. Иначе откуда и как в страну попадает санкционочка? Телепортов еще не изобрели.
Pyhesty
09.01.2023 11:26+1у миландра есть свои фабрики, где он сможет все это производить длительное время и с приемлимым качеством?
если вы задаете этот вопрос, то вы знаете с чем столкнулся Миландр и знаете, какие шаги они предпринимают, что бы возобновить производство.
для примера нашим коллегам из Китая, чтобы перенести производство из Японии, Кореи и ещё одной очень специфической страны в Китай (по причине той же что и Миландр - им начали вставлять палки в колёса) с 2018 года потребовалось четыре года и в итоге качество выросло. Ну значит Миландру потребуется несколько лет, чтобы решить свой вопрос.
ps: а чтобы получить актуальную документацию - просто поднимите трубку и позвоните... это так просто, намного проще, чем задавать вопросы на хабре, где гарантированно вы не получите ответ.
zatim
09.01.2023 11:47+2Вот это я и имею ввиду. Закладываться на этот процессор, когда он даже нормально не производится - такая себе затея. И я больше скажу, если не произойдет чуда, то даже 10 лет - весьма оптимистичный прогноз.
просто поднимите трубку и позвоните
Ну, вы же понимаете, как убого выглядит этот вариант? А может еще телеграмму послать? Письмо за двумя подписями? Приказ министерства выпустить чтобы элементарно предоставили документацию? У меня, например, есть все нужные контакты, я смогу ее получить при необходимости. А другие? Вот даже автор статьи сможет ее получить для своего проекта?
Кстати, попробуйте позвонить на завод Эркон, они делают резисторы. Я им как то неделю названивал - не берут трубку ни по одному номеру. Думал уже сесть на маршрутку и доехать до них.Pyhesty
09.01.2023 16:18Видимо вам это не нужно и без надобности, просто используйте атмеги и stm, не забивайте себе голову.
с доступностью документации не все хорошо, но и не так как пытаетесь представить вы, у меня, например, есть проблема: документации для sony, bmti, cmosis, cypress и многих других, которые не получить даже по NDA, а приехать к ним на маршрутке я не могу...
«Кто хочет действовать, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины.» (c)
OptimumOption
10.01.2023 06:41Простите, но я просто предположу, что у вас руки из одного места, а не из плеч. Почему у меня всё открывается, качается, и доступно? На сайте спецификации нет? Точно? А это тогда что?!
zatim
10.01.2023 08:36+1Нет, вы ошибаетесь. У меня открывается полупустая страница с тремя микросхемами. Перед тем как навешивать ярлыки, вы бы изучили вопрос. Там надо или зарегистрироваться или заходить с "правильного" айпи. С некоторых пор почти все отечественные производители убрали с своих сайтов или закрыли доступ к почти всей информации о своей продукции. Очень, видите ли, боятся санкций, которые нам на пользу.
ovn83
09.01.2023 22:05+14 года назад, делали на 91т процессоре от Миландра промышленное устройство, по нашим замечаниям вносили коррективы в даташиты. can в нём был но не работал, ждали 94т процессора с рабочим canом. С начала СВО, про Миландр можно забыть, он удалил всё с сайта.
Среда разработки Keil, с прости господи Говнокубом от stm не сравнима, там всё проще и быстрее.
ovn83
09.01.2023 21:58Только сегодня в руках была отладка. Думается остатки тайваньских чипов, вряд ли у нас Миландр производит чипы
Pyhesty
08.01.2023 13:39+7присматриваюсь к продукции НИИЭТ, производят по технологии 180 и 300нм на Микроне, заказали перед новым годом несколько десятков за 3кр штука, получили моментально (хотя обещали срок поставки сто дней, что меньше, чем некоторый импорт по 60-70 недель)
https://niiet.ru/product-category/chips/microcont/risc-32-bit/
кстати, зря исключительно пластик, металлокерамика выглядит вполне себе на плате =)))
ps: отправил в космос отечественный процессорный набор два года назад - пока замечаний к ЭРИ нет, да и на испытаниях и проверках ведёт себя адекватно, спалить и окирпичить довольно сложно...
считаю, что нет кардинальных проблем сейчас разрабатывать на отечке, нужна воля, желание и организация, ну и желание учиться новому, очень тяжело заставить себя уйти с avr и stm...
zatim
08.01.2023 13:45+3Металлокерамика, кроме того что стоит как самолет, еще и не допускает автоматического монтажа. Вам нужно будет посадить отдельную монтажницу, которая будет вручную формовать выводы, приклеивать к плате и паять. На военке со штучными тиражами это еще оправдано, на гражданке - точно нет.
И еще, нужны таки гарантии от производителя что он их будет делать в обозримом будущем, а не прекратит "из-за отсутствия поставок иностранных комплектующих"
Pyhesty
08.01.2023 13:49+2поставьте пластик (у них он тоже есть), никто вас не ограничивает, просто мне нравится керамика. Если вы производитель авто и вам нужны тысячи штук, думается НИИЭТ вам любой перекорпусирует в пластик
ps: вот с гарантиями поставки вы просто с Китаем, Израилем, Корейцами не сталкивались, мы по большому количеству позиций сейчас имеем срок поставки 60-70 недель, при этом у всех импортных производителей бывают проблемы с качеством, начиная от температуры, кончая конкретной грязью на и в элементах.
pss: по цене за металлокерамику тут все преувеличено, получили радстойких десятки процов от НИИЭТ перед НГ за 3кр за штуку в керамике ("ОТК")... думаю для автоматики и для авто будет вполне по цене при партиях тысячи штук
zatim
08.01.2023 13:59А у них есть пластик индустриального (до минус 40) качества? Я вот что-то не уверен. Упаковать в пластик - не такая уж простая задача, в керамику на порядок проще. Нет проблем с температурными расширениями.
Pyhesty
08.01.2023 14:09+1посмотрите К1921ВК01Т, он видимо для работы в подкопотном пространстве, как раз под ЭБУ, судя по отсылкам в описании про контроль работы двигателя. Температура минус 45 плюс 85.
В CAN протоколе при передаче данных приемные узлы не адресуются, а указывается идентификатор передатчика. С помощью идентификатора указывается содержание сообщения (например, применительно автомобиля – обороты, температура двигателя и т. д.) и степень приоритета сообщения. Более высокий приоритет у идентификатора, имеющего меньшее бинарное значение.
Кстати, на документации Литера А - серийный, для отечки более характерна литера О и О1 (мелкая серия)
zatim
08.01.2023 14:28+1Плюс 85 - точно не для моторного отсека. Туда надо +125.
Плюс 85 только для салона пойдет.
Pyhesty
08.01.2023 14:47вот тут меня правильно поправляют, что ЭБУ ставят в относительно прохладное место и ЭРИ ЭБУ не требуется +125
https://habr.com/ru/company/selectel/news/t/668542/comments/#comment_24394848
Dron_Gus Автор
08.01.2023 15:59+3Многи производители ставят ЭБУ под капотом. И если тот же мерседес на некоторых машинах ставит его под жабо, где досточно прохладно, то на современных прямовпрыскных субару он насполагается прямо над двигателем. Видимо экономят на проводах. На современные моторы идет хорошая такая колбаса.
OptimumOption
08.01.2023 20:29А мне вот интересно, минусы лепят ура-патриоты или кто? Почему на простой вопрос нельзя ПРОСТО ответить? Или вас с ЛОРа (где любят предварительно вылить на тебя ушат дерьма, не особо в чем то разбираясь, и похерить тему) сюда принесло?
SGordon123
08.01.2023 10:33+5Интересно, авторы оригинального изделия тут бывают? Небось попивают чаек, посмеиваются ;-)
VL-endo
10.01.2023 11:21Ну почему обязательно чаёк... У нас в офисе и кофемашина имеется.
SGordon123
10.01.2023 11:42Вот , тогда рассказывай как дошел до такой
жистисхемотехники. А то был вариянт еще отдали китайцам на оутсорс :-)
esaulenka
10.01.2023 13:50Ну раз вы здесь, скажите, кто вас научил фигачить в прод код из-под кубо-хала?
Вот эта функция (название моё, естественно) вызывается примерно из каждого драйвера:
void Boot::AssertFailed(void)
{
disableIRQinterrupts();
do {} while( true );}
Загрузчик вачдогом пользоваться не умеет совсем (в основной прошивке какие-то отсылки есть. Не разбирался, насколько оно работает). Не, я понимаю, что владелец буханки не сахарный, сбросить питание всего этого поделия ему раз плюнуть. Но хоть чуть-чуть то надо голову применять, а?.. Люди ж смотрят...
VL-endo
10.01.2023 15:20Отслеживать активность реверс-инженеров и отвечать на их вопросы - две разные вещи. Устраиваетесь на работу в ИТЭЛМА, подписываете бумаги о неразглашении и узнаёте что и как (попивая чай/кофе). Мой ник известен руководству и проблем мне не надо...
Neom1an
08.01.2023 12:35+1Как, по вашему мнению, влияет на надёжность и безопасность автомобиля внедрение авто производителями чипов общего назначения взамен чипов стандарта автомотив?
zatim
08.01.2023 13:55Наверное, все же не общего назначения, а хотя бы индустриального? Он тоже до минус 40, что вполне допустимо.
А что может случиться с безопасностью? Максимум - мотор заглохнет. Это же не abs какой-нибудь.
Neom1an
08.01.2023 13:57Могу предположить, что неверные режимы работы движка могу привести к возгоранию. Но я не настоящий сварщик
Про abs или гур в статье не говорится, но почему бы производителям не заместить бошей и здесь
Pyhesty
08.01.2023 14:03+1возгорание невозможно, люди перепрошивают массово авто и там такие глюки вылазят, но все проблемы сводятся к тому, что мотор глохнет или не тянет, с учётом их опыта можно сказать, что отдельные глюки ЭБУ к физическому повреждению движка не приводят (если не насиловать).
Neom1an
08.01.2023 14:18+2Не могу назвать безопасной ситуацию когда твой движок глохнет при обгоне.
Или когда он глохнет посреди зимники в минус 50
Pyhesty
08.01.2023 14:24+2любой двигатель может заглохнуть и причина может быть банальная - перегорание предохранителя, катушки, свечи, топливо...
у меня была эпичная ситуация в студенчестве - зимой ехал на Оке и вырубилась электроника на спуске с моста, вырубилась магнитола, освещение приборов, поворотники... А двигатель работает... так я узнал, что двигатель у Оки полностью без мозгов =))) ps: перегорел предохранитель, думается сейчас при перегорании предохранителя машина встанет, так что заглохнуть машина может в любой момент по банальным причинам (топливо, предохранители, свечи, катушки и тп), это нужно учитывать при маневрах
Neom1an
08.01.2023 14:29Трудно не согласится с очевидным утверждением. Поэтому и прозвучал вопрос в моём первом комменте: как использование комплектующих стандарта не автомотив отражается на вероятности отказа устройства.
Pyhesty
08.01.2023 14:59+1если правильно располагать ЭРИ в автомобиле и не превышать температуру +85 градусов для индастриал, то никак - в большинстве случаев - это одни и те же чипы выполненные на одном и том же конвейере, возможно в другом пластике, стандартизированные для применения при температуре до 105 или 125 градусов (в зависимости от производителя). Если разместить электронику в месте, где температура не превышает 85'C (например ЭБУ в салоне автомобиля или в изолированном от моторного отсеке).
ps: мой опыт по ЭБУ говорит мне, что электроника дохнет от: плохого припоя/флюса и технологии примененных на этапе монтажа, от кислот, масла, тосола, испарений и влажности воздействующих во время эксплуатации... иногда в электронике отваливаются кварцы в кварцевых генераторах/резонаторах...
Neom1an
08.01.2023 15:12Чипы может и те же, но контроль качества каждой партии совершенно разный. Разное количество чипов тестируют для разных стандартов, а часто и разное количество тестов проводят
Neom1an
08.01.2023 15:14Наша миссия на Марс примерно также лет десять назад полетела в океан. Там в названии ещё слово грунт было. Выяснилось потом, что 54 процента микрух были индастриал, а не спейс. С предсказуемым результатом. Фобос-грунт
Pyhesty
08.01.2023 16:03вам пытаются объяснить, что все нужно проектировать с умом, а вы, когда аргументы закончились достаёте покойников из шкафа типа Гробос-Фунта... давайте рассматривать аргументы, когда ЭБУ с индустриальной элементной базой приводили к ДТП? жду примеры
ps: есть автомобильные стандарты они определяют температурный диапазон для ЭРИ под капотом и в салоне, если ставить ЭБУ в салон, то можно применять элементную базу индустриальную. Даже производители микросхем не разделяют автомобильные ЭРИ и индустриальные кроме как по диапазону рабочих температур.
Neom1an
08.01.2023 20:08+1Правильно я понимаю, что Ваш ответ на мой вопрос звучит, как "замена микросхем стандарта автомотив на чипы стандартного назначения надежность и безопасность автомобиля не снижает"?
Pyhesty
08.01.2023 23:40+2уффф... повторю ещё раз: есть стандарты проектирования РЭА, они все эти моменты предусматривают, в частности, предположим вам нужно использовать в блоке подкапотного пространства определенную микросхему или транзистор, которые не имеют автомобильной квалификации, то вы:
Проводите предварительную серию испытаний нужной вам ЭРИ, подтверждаете, что она может выдержать нужные вам ВВФ с нужным запасом.
Добавляете эту ЭРИ в схему.
Разрабатываете ТУ или любой технологический документ, предусматривающий испытания на соответствие всего блока требуемым ВВФ и характеристикам.
Добавляете в ТУ периодические испытания на каждые N изделий, которые бы позволили определить, например предел ВВФ и надежность (так называемый разрушающий контроль)
Добавляете кучу дополнительной документации жизненного цикла изделия, обеспечивающего входной, выходной и промежуточный контроль, а также контроль ответственных операций.
-
Проводите выпуск малой серии, внесение корректировок, переходите к серии А, потом Б.
По завершению всех мероприятий разработки РКД и изделия у вас будет блок, который даже при использовании ЭРИ марки индастриал будет обладать надежностью блока собранного на ЭРИ марки автомобильная. Заметьте, что это требует значительной дополнительной работы на этапе разработки, но это вполне возможно.
ps: естественно, если есть возможность сразу приобрести ЭРИ нужного класса - то так и следует поступать. К сожалению, кроме ЭРИ существуют другие виды комплектующих - которые не имеют никакого разделения на классы и которые нужно испытывать отдельно на соответствие требованиям. Так получается, что ЭРИ нам более понятна и по этому мы её обсуждаем.
gabirx
09.01.2023 10:02На Уазе три раза заглох так ,что потом долго заводить пытался: 1. Перегорела спираль добавочного сопротивления, естественно в лесу и тестера с собой не было. 2. Зимой в мороз -33 перед соревнованиями УАЗ просто не завелся, пару недель ковыряний и оказалось пробило на массу бегунок трамблера. 3. Заглох при штурме горки перекрыв выезд с озера. Через час нашли что открутился желтый провод сзади трамблера. И это карбюраторный 421, без всяких мозгов.
Andrey2007
09.01.2023 11:43Ну насколько я помню , цепь зажигания не защищена предохранителем . В отечественных автомобилях с электронным зажиганием это было точно . По этому можно вынуть все предохранители , двигатель не заглохнет и продолжит работать .
zatim
08.01.2023 14:06К возгоранию - крайне маловероятно. Идинственное чем оперирует электроника в двигателе - длительность открытого состояния форсунки и момент подачи искры. Ну, еще фазами грм в импортных моторах.
Могли бы и заместить abs, но почему то даже на импорте не могут сделать. Сейчас все вазы идут без него. Наверное, дело связано с сертификацией, бюрократией и большой взяткоемкостью этого процесса как и все, что имеет хотя бы близкое отношение к безопасности.
SergeyMax
08.01.2023 14:43+1К возгоранию - крайне маловероятно
Можно отключить искру в одном цилиндре, форсунка нальёт топливовоздушной смеси в глушитель, и бахнет так, что весь глушитель разворотит)
zatim
08.01.2023 15:05Маловероятно. В глушителе нет свечи чтобы поджечь смесь. Кроме того, нужно постараться и создать условия для конденсации там бензина в достаточном количестве. Если даже он и вспыхнет от пламени выхлопных газов, как то дошедших до глушителя, то кроме баха ничего не произойдет. Для возгорания необходимо длительное горение открытым огнем вблизи достаточного количества горючих материалов.
hw_store
08.01.2023 22:14При позднем зажигании стреляет в глушитель, при раннем - в карбюратор. Как бывший автоэлектрик говорю. Да и вообще это общеизвестный факт.
Но насчёт "разворотит" - сильно сомневаюсьmmMike
09.01.2023 05:28Разрывает входной пластмассовый коллектор в клочья. Чуть глаз человеку не выбило.
Двигатель Ваз 126. До сих пор стоит у знакомого в гараже - ждет сборки обратно. Коллектор оказывается с ходу не купить и не тривиально снять/поставить.
Попытка завести замерзшую машину, затащенную на веревке в теплый гараж.
Причина взрыва не ясна. Но теоретически, скорее всего, смесь в цилиндре вспыхнула при открытом впускном.
hw_store
09.01.2023 16:24Ну, пластиковый может разворотить, да и расстояние от точки зажигания до него очень маленькое. В комменте же шла речь о разрыве глушителя, который в трёх метрах оттуда ))
tvr
09.01.2023 17:08+1Маловероятно. В глушителе нет свечи чтобы поджечь смесь. Кроме того, нужно постараться и создать условия для конденсации там бензина в достаточном количестве.
Но возможно — сам присутствовал при таком случае (шахид-глушитель)
Очень впечатлило — бедный уставшей Пыж 308 (загруженный по самые некуда — ехали мы в три лица на рыбалку, на пару дней), который заявил незадолго перед инцидентом -«Я устал и дальше не поеду. И, вообще, вы меня достали уже», а мы пытаемся уговорить его одуматься и дотащить нас в пункт назначения таки. В процессе уговоров глушак бахнул так, что аж подкинуло задницу многострадального пыжика — клубы пыли, мы в небольшомахерераздумье — то ли барахло из машины вытаскивать, то ли в лесополосу отползать, пока бак веселье не поддержал.
Но ничего, пыль рассеялась, кармагеддец не состоялся.
Утром, с первыми лучами солнца, путь на рыбалку мы продолжили на эвакуаторе с заездом в сервис.
Глушитель развернуло как консервную банку.
ovn83
09.01.2023 22:29+1Думается, не могут даже точную механику массово делать, АКПП и т.п. В Калининграде завод построили, но только штучные изделия для Ауруса.
Dron_Gus Автор
08.01.2023 16:08+1С кожалению, тут скажется не столько переход на другой grade, сколько переход на другую платформу. С потерей опыта, наработок и так далее.
botogen
08.01.2023 14:39+3Суперская статья, жаль я о вас не знал лет 5 назад. Тогда я участвовал в свапе на снегоход тайга, вместо штатного двухтактника ставили трехооршковый малолитровый движок suzuki k6a. Так как впускная трасса была очень изменена, было огромное желание перевести его с родных мозгов на январь, тогда цже начинал искать в ародаже 5.1 чтобы инженерник сделать, но самое большое разочарование было что из за развала шеек в 120 градусов никакая из оьщедоступных прошивок не подходила, толькт за деньги мне обещали сделать огрызок от прошивки для v6. Вобщем так я тогда эту идею и похоронил, а снегоход остался со штатными обманутыми мозгами. сейчас бы с радостью повторил тот опыт
Dron_Gus Автор
09.01.2023 12:52+1Кажется, с такой же проблемой сталкиваются владельцы Харлеев. И по той же причине у них такой приятный уху (не любому) звук. Но владельцев Харлеев, мы удволетворили.
stalker_316
08.01.2023 16:10Дед мороз с мешком эбу на буханке порадовал :)
Вот у меня делитантский вопрос. ЭБУ на машинах массово появились в 80-х годах, т.е. щёлкать форсами, искрить свечами и следить за лямбдами микросхемы в металлических коробочках умели уже 30+ лет назад. "Механика" двигателей с тех пор принципиально не поменялась, обороты не выросли и т.д. Т.е. эбу тогда и эбу сейчас "рулит" плюс-минус одинаковым железом. Но вычислительные мощности за почти четыре десятилетия как-никак немного выросли, а их стоимость упала на порядки. Почему нельзя, например, повесить вместо штатного эбу коробочку с цап-ацп, а всю остальную вычислительно-управляющую работу скинуть на самый затрапезный ноут? А там хоть нейронными сетями топливные карты оптимизировать онлайн. Менять прошивки и лезть в эбу нужно лишь тем 0.001%, кто хочет тем или иным образом надругаться над своей машиной) Ну там боком мимо столбов ездить, 402 метра низко пролетать и т.д. Т.е. здесь априори даже не пахнет какой-то стабильностью и долговечностью. Условный финкпад из второй середины 2000-х с кордвадуо на борту и стоимостью те же 2000 р с авито проработает дольше, чем построенный в гараже турбошестнарь, у которого на втором заезде шатуны с коленом покинут чат)))
Dron_Gus Автор
08.01.2023 16:23Вот тот штатный ЭБУ из 1990х, что я показал в статье, построен на проце с тактовой частотой 8МГц, 32К ПЗУ и 1280 байтах ОЗУ. В начале 2000ых они уже использовали SH7055/7058 c 1 Мб флеш и 48Кб ОЗУ. Но и двигатели на самом деле стали сложнее.
К тому же ЭБУ это не столько про вычисления, а про синхронизацию всего и вся. Т.е. к ноутбуку понадобится неплохой такой аппаратный интерфейс.
Paskin
08.01.2023 16:41+1С ноутом тяжело обеспечить стабильный и долговечный контакт. Большинство проблем с 10+ летними машинами - вызвано окислением контактов, потерей своих свойств изоляцией и тому подобными эффектами - USB же отвалится гораздо раньше.
В ноуте слишком много всего, влияющего на производительность (точнее, скорость реакции на события). Даже если запустить на нем версию ОС реального времени - трудно добиться стабильной реакции на события в заданных временных рамках.
Сам ноут - штука довольно хрупкая для автомобиля. Есть ноуты, сертифицированные для такого использования - но стоят они как чугунный мост.
stalker_316
08.01.2023 20:53По личному любительскому опыту ковыряния пары некронемцев (бмв 20+ и 30+) - электрика, к моему удивлению, это самое долговечное, что было в этих вёдрах. Даже когда кузов уже сгрызен бобрами, жгуты лежат в воде, как подводные кабели - инжектор заводится без проблем. Хотя у тех же мерседесов изоляция с проводки нередко осыпается в прямом смысле. Тут как повезёт. Но опять же, кастомные прошивки и блоки эбу - это не про надёжность и долговечность, это, скорее, про "конструктор".
Ну а если взять компьютерные игры - да те же "гоночки", там же всё "едет" в режиме онлайн... А для реального двигателя нужно всего лишь в такт сигналов датчика колена (для чего-то окологражданского это макс. около 100 тактов в секунду) открывать форсы и управлять зажиганием на основе показаний дюжины датчиков, большинство из которых "инертные" и меняются довольно плавно, определяя режим работы.
Могу ошибаться, но вотчина "кастомных" эбу - это, в первую очередь, турботюнинг, где по определнию сертификацией не пахнет :) Т.е. мозги нужны не для стабильной работы двигателя во всех режимах, а чтобы машина "валила" в определённом конфиге железа. При этом нужна именно гибкость в настройке. Я, конечно, понимаю, что с моего дивана очень хорошо раздавать советы, что там и куда нужно прикрутить, но мне (с дивана) видится, как будто идея разработки всех таких кастомных эбу по каким-то причинам тяготеет к промышленно-серийным решениям, типа а давайте сделаем блок управления на древнем микроконтроллере, потому что он дешёв и сертифицировано, и потом будем плясать с бубном вокруг него, но только не допустим никакой избыточности в решении.
В общем, всем мир :)
Dron_Gus Автор
08.01.2023 22:07+1в такт сигнала с датчика коленвала давать искру. только со смещением. с точностью до долей градуса (коленвала) желательно. а на 6000 об/мин это уже разрешение на уровне микросекунд. с форсами тоже желательно попадать в определенное окно (фазированный впрыск). с меньшей точность, но все же.
Paskin
09.01.2023 11:10В играх - FPS "плавает", но для глаза это вышен некоторого значения не очень заметно. Управление двигателем же - это как раз про точные тайминги, поэтому гораздо более дешевые микроконтроллеры справляются лучше - они на это изначально заточены.
По поводу ноутбуков - у меня знакомые занимаются автономным вождением и т.п. и говорят, что современные, особенно пластиковые ноутбуки закрепление в машине долго не выдерживают - трескаются платы от массивных систем охлаждения.
ToSHiC
08.01.2023 16:43+3У меня есть pdf на систему управления двигателем BMW N54, там около 8 тысяч страниц описаний алгоритмов работы. Начиная от вычисления потребного момента на маховике и заканчивается вся контролем температуры катализаторов.
Maccimo
08.01.2023 16:46+2Зачем использовать ноутбук там, где достаточно микроконтроллера?
SGordon123
08.01.2023 17:04Наверно, не такой уж и микро выходит контроллер, если нужны хитрые графики от многих параметров?
Maccimo
08.01.2023 17:25Микроконтроллер это устоявшийся термин. Прямой связи с производительностью или объёмом памяти нет.
SGordon123
08.01.2023 18:34дело не в названии а в возможностях .... Подходящий микронтроллер выйдет как нубук по возможностям :-))
YDR
08.01.2023 22:20+2это задача жесткого реального времени, ее должен решать процессор, почти необремененный посторонними задачами (хотя бы чтобы таймеры не вносили непредсказуемости).
сильно лучше, чем обычная "тюнингованная" прошивка сделать не получится, есть явные пределы возможностей.
Остается, как я понимаю, делать удобную свою+открытую разработку, адаптируемую под большое количество двигателей, для энтузиастов.
av-86
08.01.2023 20:23Когда-то в мечтах было такое... ЭБУ сделать универсальное (кто-то уже писал в комментах, что двигатели от машины к машине не отличаются сильно по управлению) Сам электронщик, но на вопросы по чип тюнингу ответить не могу - сплошная везде проприетарщина, и огороженность. И весь чип тюнинг это набор отреверсенных адаптеров и софтин и каждый свою денежку на каждой железке и софтинке заработать стремится. Думаю, не одного меня такое положение дел немного расстраивает. Идея такая - свободный софт и свободное железо (чтобы с разработкой сообщество помогало) а монетизация - продажа собранных готовых железок.
AKudinov
09.01.2023 08:03+2А мне было бы любопытно взглянуть на схему входной цепи питания у ЭБУ.
Некоторое время назад довелось проектировать автомобильное устройство с питанием 24В. И очень много проблем доставила защита цепи питания от load dump, при котором амплитуда импульса в цепи питания превышает 600В, а длится он сотни миллисекунд. Как от этого защищаются в ЭБУ?
И я не согласен с тем, что можно применять компоненты с температурой +85 градусов, если они "находятся в холодном салоне". Летом в машине, стоящей на солнце, в салоне может быть больше сотни градусов. И нужно ещё учитывать перегрев за счёт тепловыделение самих компонентов. И падение надёжности при приближении рабочих параметров к предельно допустимым. В нашем устройстве, где были "злые" ПЛИС и т.п., суммарная расчётная надёжность устройства страдала из-за... керамических конденсаторов. Потому, что их было много. Пришлось увеличивать запас по рабочему напряжению (типа 25В в цепях питания 3,3В).zatim
09.01.2023 08:40+1Извиняюсь, но я не припоминаю в госте на электропитание 24 В всплески 600 В, да еще на сотни миллисекунд. Это реально очень много и защититься от этого проблематично. А точно надо ли?
Проблему с конденсаторами мы решили по другому - изменив методику расчета. Этих конденсаторов действительно очень много и они портят весь расчет, но они все стоят в параллель по шинам питания, фактически дублируя друг друга. И можно принять, что выход из строя или ухудшение параметров одного конденсатора никак не скажется на работе всей схемы. Правда, остается вероятность такого события как пробой конденсатора, но это событие маловероятно и его можно посчитать отдельно.AKudinov
09.01.2023 09:18+1Вот, я даже немного освежил в памяти "дивный" мир стандартов. Действительно, 600В -- это не load dump, а индуктивные помехи в сети. Они короткие (1мс весь импульс), но амплитудой до -600В (например, ISO 7637-2-2015, импульс 1).
Load dump описан в ISO 16750-2, из него сделали ПНСТ 412-2020. Параметры импульса для сети 24В:151 В < Us < 202 В
1 Ом < Ri < 8 Ом
100 мс < td < 350 мсВот и получается, что полупроводниковый диод-ограничитель не выдержит энергию, которую ему придётся поглотить за 350мс, или будет просто огромных размеров.
Где-то видел решение с дополнительной защитой входа самовосстанавливающимся предохранителем. Но он срабатывает медленно (защитный диод уже умрёт), и рабочая температура у него только +85 градусов, что не есть хорошо.AveNat
09.01.2023 10:17+1Это смотря какой диод-ограничитель. Самый мощный, который можно купить это SM8S**A на 5кВт. Если одного недостаточно, то ф. Continental, например, в своих блоках использовала по 2 последовательно на половинное напряжение. По другому никак.
Но в связи с большим количеством электроники в автомобилях в последнее время ограничители ставят в генераторах и снижают степень жесткости в требованиях к конечным устройствам.
andrey239
09.01.2023 09:37+1пока S105 срисовывается - по ссылке одна из наших схеметехник ЭБУ https://github.com/mck1117/proteus/blob/master/export/v0.7/proteus_0_7_schematic.pdf
Dron_Gus Автор
09.01.2023 12:47Пока не срисовал, но на плате S105 точно вижу SMDJ24A.
В древнем субаровском блоке стоит конденсатор 100мкФ/63В, достаточно жирный выводной суппрессор (27 131 D) и еще один конденсатор 47мкФ/40В.
В блоке из 2000х стоит жирный суппрессор P6SMB27A
Я на все это посмотрел и свою версию ЭБУ поставил SM8S24A
На самом деле ЭБУ потребляет очень мало (если не управляет электронным дросселем, но под него, обычно, отдельный вход питания) и много помех можно подавить RC/LC цепями. Но надо еще давить выбросы, которые сам блок генерирует при управлении индуктивной нагрузкой.
Про конденсатор у меня тоже есть неприятная история. Кгода в последний момет нам заменили один партнамбер на аналогичный. Правда, ТКС оказался не тот. И пришлось мне в разграр жаркого лета ехать в Самару разбираться, что же случилось. А случилось +70 и выше в кабине грузовиков, куда мы ставили наше оборудование. И этот конденсатор потерял чуть ли не 40% емкости. И как назло он стоял во времязадающей цепи аппаратного вачдога. А в софте мы решили сделать лишь 33% запас по времени.
ArpaXops
09.01.2023 14:51Страшные дела творятся. Если в новых авто можно "прошить руль"- что бы он становился тяжелее на скорости или сделать что бы прикладываемые усилия не отличались на паркинге и трассе. Системы ABS, EBD, ESC, ESP… то же могут быть завязаны на ЭБУ. и тут владелец фуры ставит себе "колхозный" блок?
kolyandex
09.01.2023 21:21+3Если не сильно горит, могу помочь разобрать заводской загрузчик для заливки прошивки без jtag’а по кану, благо опыта в этих делах достаточно)
ovn83
09.01.2023 22:24+2Спасибо, хорошая статья. Надо отметить, что современные ЭБУ всё сложней и сложней, рулят всей машиной, вполне буквально.
Работал с чипами Миландр, основной кандидат на чип для отечественного ЭБУ, с начала СВО, о них не слуху не духу, думается, пекли их в Тайване и сейчас их нет. Risc v от Микрона ещё один мифический зверь.
Dron_Gus Автор
10.01.2023 00:31Говорят, современные ЭБУ уже используют нейронки - проще обучить нейронную сеть отдавать 20 выходных значений на основе 100 входных, обучив её, чем считать это математически.
Жаль, конечно, что наша микроэлектронника так отстала. Я начинал знакомство с микроконтроллерами с КР1878ВЕ1 по статье из Радио.
dlinyj
Очень интересно. Особенно часть по реверс. Могу пожелать удачи в ваших начинаниях.
Dron_Gus Автор
Спасибо!