Продавать хостинг - дело замысловатое, это не пирожки горячие, которые разлетаются в миг, тут период принятия решения от 0 до 30 дней, а длина последовательности от 12+ касаний перед покупкой. Разберемся в процессе. Что вы делаете перед выбором? Смотрите характеристики, изучаете отзывы, рейтинги, думаете, сопоставляете, спрашиваете знакомых, каким они доверяет сервисам, услугам, где живут их сайты. И это понятно, хостинг не перчатки, переход порой дается с трудом.
Кроме всего прочего, рынок хостинга - очень высококонкурентный, вот прочтете вы эту статью и увидите десяток новых предложений, рекламные технологии не спят, анализируют не только ваши запросы, но и контент, который вы изучаете. От этого никуда не деться, а паранойя - штука неприятная, порой можно и позволить системам заглянуть чем вы увлекаетесь, что уж тут, ведь без патогенной микрофлоры - никуда, надо смириться, что она существует здесь и сейчас.
Чем более развитый рынок, тем выше конкуренция, тем больше предложений, скидок, акций, программ лояльности, это говорит о зрелости маркета: цены снижаются, качество растет - все счастливы. Есть правда, партизанский маркетинг, незаконные методы покупки отзывов, управление репутацией, когда конкуренты специально пишут негатив друг на друга и прочее и прочее, такое тоже имеет место быть в период роста и падения конкретных компаний. И это тоже свидетельствует о высокой конкуренции. Итак, попробуем разобраться, на каком этапе своего развития находится рынок России и для сравнения, рынок Беларуси, посмотрим общедоступные косвенные и прямые метрики, указывающие на данный процесс. А также на какие услуги спрос растет, на какие падает и спрогнозируем ближайшее будущее в мире хранения данных. Проанализируем цены в РБ и почему они такие разные.
Что продают хостинговые компании? Сам хостинг, собственно, VPS или VDS - что по сути одно и то же, серверы, домены, лицензии, иногда конструкторы сайтов, которые вряд ли являются собственной разработкой данных компаний, просто дополнительный продукт для увеличения семантического ядра и спроса. Поэтому конструкторы мы рассматривать не будем, особенно когда в мире существует Тильда, домены - тоже, это разовая покупка, на которой не строится бизнес, и на ней зарабатывают лишь монополисты, которые не участвуют в рыночных соревнования. Остаются: Хостинг, Сервер и VPS, рассматриваем Беларусь в том числе и из-за того, что рынки близкие по сути, продвижение строится одинаково с большего, менталитет пользователей однокоренной так сказать, да и многие компании представлены на двух рынках.
Годовая статистика GoogleTrends, как в РБ, так и в РФ, показывает нам рост запросов “Сервер” и относительно ровный график по ключам “Хостинг” и “VPS”, с разной степенью выраженности пиков, эти колебания связаны с объемом данных, который строится на емкости рынка, чем больше данных, тем более сглаженный график. Логично, что в России график будет более стабильный и ровный.
Россия:
Беларусь:
Далее рассмотрим историю запросов “Хостинг” по Яндексу.
Россия:
Видим сильное падение после взлета, есть шанс, что рост будет скоро, бесконечно же график падать не может, да и некуда, а судя по тому, что падение было очень сильным, то стабилизируется рынок в ближайшей перспективе, как минимум перестанет падать и выйдет на ровную прямую. А если состояние на сегодня сравнить с концом предыдущего года, то мы видим, что запросов было чуть меньше, можно сделать вывод, что, к сожалению, рынок сильно сужается, падение на 10% - это очень много, ведь по логике, по сравнению с прошлым годом он должен планомерно расти. И на это уже влияют не законы маркета, а мировые события, которые непреодолимы на данный момент для рынка.
Беларусь
В Беларуси мы видим по Яндексу однозначную тенденцию падения, и оно сильнее, чем в России, так и случается в относительно маленьких странах, спад тут намного сильнее и выбраться из него будет сложнее, количество запросов сильно стремится к нулю. Прибыли и роста по данной услуги нет ни у кого на данном рынке, развивать его тоже нет особого смысла, надо сохранять что есть и параллельно открывать новые направления бизнеса, чтобы остаться на плаву.
В Гугле динамика похожая, что подтверждает все вышесказанное.
Графики Яндекса и Гугла могут незначительно отличаться, но сравнить мы можем только динамику, так как Гугл Тренд указывает не количество запросов, а баллов, Яндекс же показывает конкретную сумму вводимых пользователями ключевых слов.
В России Яндекс более популярен и статистика Wordstat-а более репрезентативна, в Гугл Трендс особых изменений за год не наблюдается. Учитывая различия графиков, обратим внимание на степень популярности поисковиков.
Яндекс или Гугл?
График по Беларуси интереснее, начнем с него. Если посмотреть на график использования поисковых систем с 2015 г, в Беларуси прослеживается тенденция снижения популярности Яндекса и повышение количество пользователей в Гугле. Яндекс наиболее популярен только в России, а пользоваться Гуглом — это мировая, европейская традиция. На данный момент в Беларуси отношение 70% к 30% судя по графику, и большинство пользователей выбирает Гугл.
Системы работают по-разному, если мы ищем контент на кириллице, то Яндекс - выигрывает, этим пользуются журналисты, копирайтеры, а также те, у кого Яндекс установлен по умолчанию, и кто не задается вопросом в чем разница поисковых систем - эти пользователи и составляют основной процент. А вот товары и услуги, что составляют основную долю поисковых запросов, действительно удобнее искать в Гугле, алгоритм заточен под это и постоянно усовершенствуется. С этим связно и отличие в запросах, IT - сфера пользуется Гуглом, поэтому тренды IT-тематики и похожих запросов релевантно отслеживать в Гугл Трендс, но он не показывает количества.
В России картина другая, можно сказать, на сегодняшний день зеркально противоположна ситуации в Беларуси: примерно 63% к 36%, где Яндекс лидирует.
Сервер или VPS?
По запросу “Сервер”: и в РБ, и в РФ рынок в целом растущий, однако в России наблюдается падение и можно спрогнозировать тоже самое в Беларуси в скором времени. Почему так происходит? Во многом это объясняется тем, что ранее компании старались создать свою серверную комнату, установить в ней кондиционер, работающий круглосуточно, и обслуживать ее, в современном же мире необходимость в этом постепенно уменьшается. Суть обеспечения собственным серверным залом похожа на пользование собственным авто и каршерингом с такси, в первом случае надо платить за страховку, техосмотр, бензин, налоги, менять расходники, учесть износ, парковки и прочее, во втором же случае статей расходов значительно меньше. И при всех подсчетах выгоднее и надежнее когда ваше виртуальное пространство или автомобиль обслуживают специально обученные люди, и вы не беспокоитесь о том, что забыли что-то или не учли, один звонок в сервис и проблемы решаются быстро и качественно. И если к личному авто вы привыкаете и это является вашей собственностью, то сервер с собой в путешествие не возьмешь, подругу на нем на прокатишь, а при переезде он доставляет дополнительные хлопоты. Из этого вытекает логичный вывод, что спрос на серверы будет падать, нам этот вывод и подтверждает график рынка России, который на сегодня более развит белорусского.
Беларусь:
РФ:
VPS - тенденция будущего
По VPS рынок находится на этапе роста в Беларуси.
В России график слегка снижается, но это связано с большим пиковым периодом марта 2022 года и количество запросов еще не достигло даже летнего уровня 2021 года. Не смотря на особенность резкого скачка весной, некоторой погрешности запросов, ситуации в мире, которая сильно влияет на рынок, а также на популярность использования поисковиков, по сути мы видим растущие тенденции, что свидетельствует о том, что покупка VPS - будет востребована в ближайшем будущем, а вероятно и в долгосрочной перспективе.
Беларусь:
РФ:
Говоря простым языком, VPS (virtual private server) — это виртуальная машина, которую компания-провайдер предоставляет в аренду своим клиентам. VPS размещены на мощных физических серверах в различных дата-центрах. Для того, чтобы грамотно пользоваться оборудованием, необходимо разбираться в нем, правильно настраивать, и если мы видим повышение спроса на VPS, это говорит о том, что все больше и больше специалистов умеют это делать. В то же время и растет потребность в VPS, так как на данный момент это наиболее удачное по сути своей сочетание цены, получаемого объема пространства и качества.
Рост по запросу VPS будет диктовать и изменение стоимости, рассмотрим какие цены на данную услугу в Беларуси, просто для примера и дабы не задеть чьи-то интересы, ведь в России конкуренция намного выше, конфигураций больше, да и сравнительных характеристик тоже хватает.
Сравниваем цены VPS на рынке РБ у самых крупных игроков чтобы обратить внимание на разбежку цен развивающегося рынка. Похожая ситуация будет происходить и на других слоборазвитых рынках СНГ и не только. В РФ же игроков сильно больше и таких скачков быть не должно, а если и есть, он обусловлен технологиями или качеством услуг. На европейском рынке и подавно, где при выборе играет определяющую роль не стоимость, т.к. она относительно одинаковая на одни и те же услуги, а факторы, находящиеся на более высокой ступени иерархии ценностей.
Здесь также стоит обратить внимание на CPU - самое ценное и дорогое, что есть у хостеров. CloudVPS единственная компания, с первого взгляда, с 5-герцовыми процессорами (возможно, есть еще, надо искать лучше или делать запрос), которые способны обеспечить высокую скорость при больших нагрузках.
Почему в Беларуси такая разбежка в ценах?
В Беларуси никогда не было рыночной конкуренции среди хостинговых компаний, поэтому цены всегда ранее формировались по медийным внутренним принципам участников рынка, чем дороже, тем лучше. Но время меняется, и многие прогрессивные компании исходят при формировании стоимости услуг из окупаемости, ориентируясь на развитые рынки, не допуская демпинга.
На данный момент, себестоимость размещения в дата-центрах и другие профильные расходы в Беларуси почти сравнялась с Россией и СНГ, поэтому логично предположить, что и цены должны быть как в России и СНГ. Задачами компаний должно быть снижение расходов, чтобы цены были конкурентными.
Компаниям необходимо опираться на опыт работы высококонкурентного рынка России и не только, более 1000 компаний, в том числе такие гиганты, как Яндекс, Mail.ru, MTS и другие облачные провайдеры позволил снизить операционные расходы до максимального уровня, чего достичь на локальным рынке Беларуси - очень сложно. Но надо стремиться, иначе падение неизбежно.
VPN и VPS - братья по жизни?
Есть такое мнение, что многие пользователи покупают VPS, чтобы устанавливать на него свой личный VPN. Действительно, в последнее время, эта услуга становится все актуальнее, тем не менее, все же рекомендуется использовать проверенные зарубежные VPN сервисы, как например, snowd vpn, hotspotshield и другие, т.к. лимит трафика и скорость канала на VPS не может сравнится с обычным хостингом. Также не рекомендуется использовать дешевые ненадежные VPN провайдеры, т.к. в последнее время участились случаи кражи данных от социальных сетей этими же VPN провайдерами.
Итого
Уровень образованности растет, хотя многие умные люди, глядя на то, что происходит в мире, могут в этом и сомневаться, но это факт, как говорят нейробиологи, единственное чего не может мозг - это не развиваться. А общая образованность влечет за собой улучшение качества услуг, в разрезе сложных технологических продуктов, тут речь и о качестве потребления, что будут востребованы более технически сложные сервисы, и об уровне самого качества этого сервиса, его удобства, скорости и стоимости. Если обратиться к более развитым рынкам, европейским, например, то можно наблюдать сильную конкуренцию и наличие высокотехнического оборудования, казалось бы логичным, что к этому стремится рынок и у нас. Однако, этот процесс может сильно растянуться во времени. Но если в Европе относительно все налажено, то и расти сильно некуда, все развивается циклично по законам экономики, в постсоветском пространстве же есть куда стремиться. Из направлений востребованным будут VPS\VDS все больше и поэтому имеет смысл разобраться, как с ними работать, так как на VPS больше контроля, гибкости и нет соседей, что мешают спать.
Комментарии (8)
Javian
11.01.2023 01:33+1Имхо в ценообразование придут еще одни изменения, когда появится достаточно большое количество серверов на АРМ и софта для него. Эти серверы дадут экономию на энергии и кондиционировании помещений, что еще снизит цены.
HardHab
А в Беларуси как обстоят дела с предустановленными поисковыми системами и приложениями? Я так понимаю все смартфоны просто ставят Google и Chrome по-умолчанию?
Я помню в РФ на каком то этапе Google сильно стал расти именно за счет предустановки на мобильных девайсах. Даже было какое-то дело против них, причем в Европе тоже, что не давали производителям предустанавливать конкурентов в обмен на доступ к своим сервисам.
makovke Автор
Так же как и с России, и, наверное, во всем мире. Гугл форэва))
SoaringDeer
Думаю причина тому, что гугл имеет больше сервисов (YouTube, playMarket,...) Хотя любой приличный человек имеет и тот и тот аккаунт, просто не каждый рискнет скачать и установить яндексбраузер!)) Хотя как поисковик мне яндекс больше нравится, особенно если надо найти какую-то продукцию типа еда или карниз!0
makovke Автор
после того как Яндекс стал редиректить поисковик на дзен, не пользуюсь им вообще, хотя с кириллицей он и правда лучше работает.
HardHab
Причина в том, что большинство пользователей в силу природных причин пользуются тем, что им уже установили. В том числи браузер на телефоне или поиск в браузере. Отсюда всегда такая битва за предустановку.
AdminVPS
Остается надеяться, что сознательных пользователей будет становиться все больше и они не просто пассивно будут потреблять то, что предложат, а станут делать осознанный выбор и устанавливать только то, чем им действительно нравится пользоваться.