Привет, Хабр! Это снова Вадим Райский. Сегодня поговорим о том, как мы в Fix Price запустили специальную экосистему для найма сотрудников на работу, что позволило значительно упростить и ускорить процесс трудоустройства. Далее я подробно расскажу о каждом инструменте экосистемы и, конечно же, о технических моментах реализации.

Создание лендинга

Раньше после получения оффера будущий сотрудник должен был принести в офис, магазин или склад (если речь идет о линейном персонале) свои документы (паспорт, СНИЛС, ИНН, трудовую книжку). Предоставленные данные сотрудники HR‑отдела переносили в договор и другие внутренние документы, необходимые для оформления в штат. Этот процесс занимал определенное время, обычно около 1–3 дней.

Даже несколько дней в ожидании оформления документов могут оказаться решающими, особенно с учетом того, что некоторые работодатели готовы принять будущих сотрудников практически в одночасье, без официального трудоустройства. В нашем случае это создавало отток кандидатов. К тому же время, которое было потрачено на оформление документов, руководство магазина могло использовать более продуктивно. Мы думали над тем, как можно ускорить и упростить этот процесс для всех сторон. В итоге решением этой задачи стало создание специального лендинга для трудоустройства, благодаря которому будущий сотрудник может сам оформиться на работу, не выходя из дома. Вот как это работает:

  • После успешного собеседования и получения оффера будущему сотруднику отправляется уникальная ссылка в мессенджеры на страницу с онлайн‑анкетой для оформления в штат, на которую человек может зайти с любого устройства.

  • Будущий сотрудник вносит в форму необходимые данные, прикрепляет сканы или фото требуемых документов. Если какие‑то поля не заполнены, система не даст завершить оформление.

  • После успешного заполнения форма отправляется на проверку менеджеру по персоналу.

  • Система создает кадровую документацию принятого сотрудника в корпоративных базах данных и приложениях (например, в программе «БОСС‑Кадровик»).

Техническая реализация проекта по лендингу

Для проверки корректности введенных данных мы используем DaData. Она безопасна и не имеет проблем с интеграцией. Кроме того, функционал сервиса нас полностью устроил: есть проверка ФИО, паспортных данных, подсказки для пользователей, которые помогают людям вводить данные быстрее.

Вопрос с безопасностью данных также решен. Она обеспечивается за счет принятых стандартов разработки и с помощью встроенных в процесс разработки инструментов. Добавлю, что все данные хранятся на стороне SAP. Кроме того, лендинги имеют ограниченный жизненный цикл: как только создаются профили в нужных базах (того же «БОСС‑Кадровика»), соответствующая страничка удаляется. Это значительно затрудняет подбор ссылок, но даже при успешном подборе такой ссылки злоумышленник увидит только пустую форму.

Шаг второй: как выстроено взаимодействие с кандидатами 

Большинству наших потенциальных кандидатов удобнее пользоваться мессенджерами в качестве основного инструмента взаимодействия. Проанализировав все варианты, мы разработав специальный сервис, который позволяет приглашать пользователей заполнить анкету в любом мессенджере, который удобен будущему сотруднику.

Каких целей нам позволила достичь экосистема?

Внедрение лендинга позволило нам решить сразу несколько задач. Вот чего мы добились:

  • Сократили время оформления новых сотрудников с 2-3 дней до 20-30 минут (при условии, что все нужные документы у человека под рукой). Раньше оформление могло затянуться из-за того, что соискатель, к примеру, принес неполный комплект документов. Теперь оформлением можно заниматься дома, а значит, с легкостью найти все необходимые документы, сделать фото или скан.

  • Минимизировали отток кандидатов. При долгом оформлении человек мог передумать и устроиться на работу в другое место. Существенное сокращение времени оформления позволило свести показатель оттока фактически к нулю.

  • Создали единый профиль кандидата. До внедрения лендинга нам было трудно отслеживать путь кандидатов, который они проходили при трудоустройстве. Теперь на основе лендинга формируется единый профиль со всей необходимой информацией о работнике, начиная с момента его отклика на вакансию. У компании появилась возможность отслеживать полный путь сотрудника и делать выводы об эффективности затрат на рекламу на различных площадках вакансий (например, HeadHunter, Avito).

А благодаря рассылке в мессенджеры мы теперь можем:

  • рассылать сообщения кандидатам при трудоустройстве для заполнения формы-лендинга;

  • рассылать персонализированные сообщения бывшим потенциальным кандидатам в случае, если открывается аналогичная вакансия в другом магазине.

В настоящее время к процессу оформления через лендинг подключены все российские магазины Fix Price, однако пока у них сохраняется альтернативная возможность использования старого метода трудоустройства и часть из них так и делает. К лету самостоятельное оформление будет доступно всему линейному персоналу в России, включая распределительные центры, а также сотрудникам центрального офиса в Москве.

Что в планах

В настоящий момент проверку актуальности вводимых работниками данных заведующие и менеджеры по персоналу частично выполняют вручную. Поэтому главная задача на ближайшие месяцы — автоматизация верификации данных за счет распознавания изображений и обращений к открытым источникам различных баз данных (МВД, ФНС, Пенсионного фонда).

Также в разработке процесс маркировки данных, чтобы проверяющий сотрудник сразу понимал, с какими конкретно сведениями возникли проблемы при автоматической проверке. А еще мы работаем над внедрением алгоритмов распознавания рукописного текста, который встречается в некоторых документах. Кроме того, мы планируем модернизировать UX-дизайн сайта.

Буду рад, если в комментариях поделитесь опытом внедрения подобных экосистем. И конечно,с удовольствием отвечу на вопросы!

Комментарии (22)


  1. zbot
    00.00.0000 00:00
    +6

    существует вероятность, что если бы вы нормально платили и не выжимали из людей все возможное вам не пришлось бы работать над упрощением процесса трудоустройства.


    1. KateKate89
      00.00.0000 00:00
      +5

      Какая связь вообще? Не заполнять гору бумажек при трудоустройстве в магазин как раз то, что облегчает людям жизнь и экономит силы и время. По поводу зарплат - вопрос не к работодателям, а к экономике в стране.


      1. zbot
        00.00.0000 00:00
        +1

        связь простая она называется "текучка кадров".
        Не смешите, гору бумажек не заполняют даже при поступлении на работу в "Алмаз-Антей", а уж ваш "Фикс-прайс" и подавно.


        1. KateKate89
          00.00.0000 00:00

          Вы вероятно давно никуда официально не трудоустраивались.


          1. zbot
            00.00.0000 00:00

            К сожалению в силу некоторой специфики мне приходится каждый год перезаключать контракт с выше названной организацией с заполнением горы бумаг в количестве 3х листов формата а4 в число которых большей частью входит анкета на получение группы допуска. А сколько требуется заполнить бумаг у вас в "фикс-прайсе"?

            P.S. КатяКатя89 ну реально, повеселите меня скажите, что у вас при поступлении на работу надо было больше бумаг написать.


  1. E_BEREZIN
    00.00.0000 00:00

    Не верю!

    Авито: 1280 вакансий в регионах

    hh.ru: 2158 вакансий в регионах

    Суперджоб: 1164 вакансии в регионах

    Все это обычные звонки, письма, отклики и ад кадровиков.


    1. mariyamikh23
      00.00.0000 00:00
      +1

      ну обязанности провести собеседование с кадровика вроде как эта система не снимает. только бумажная работа при оформлении. но и на том спасибо))


      1. E_BEREZIN
        00.00.0000 00:00

        Тогда это нельзя называть "упростили процесс трудоустройства", п только упростили процесс предоставления документов.

        С другой стороны, при наличии памятки с чек листом, потенциальный сотрудник способен принести все документы нарочно с первого раза)


        1. KateKate89
          00.00.0000 00:00
          +2

          Ага, только между "принести документы" и заполнить онлайн-форму дома, сидя на диване, есть все-таки разница.


          1. E_BEREZIN
            00.00.0000 00:00

            Сам устанешь сканировать/фотографировать и прицеплять, чем принести и отдать. Не все же прекрасно владеют ИТ


  1. Redrik05
    00.00.0000 00:00
    +4

    950 рублей за суточную вахту для контроллера в МСК - вот ваша основная проблема))


  1. mrychagov
    00.00.0000 00:00

    с помощью создания лендинга и рассылки в мессенджерах

    То есть грамотно попали в целевую аудиторию


  1. wooden_flute
    00.00.0000 00:00

    некоторые работодатели готовы принять будущих сотрудников практически в одночасье, без официального трудоустройства.

    А как подтвердили данное утверждение? Был проведен анализ?

    У меня большое сомнение, что пройдя уже интервью, переговорив с руководителем и получив предложение остается проблема в 1-3 дня.

    Вероятно просто ваше предложение по ЗП ниже рынка? Или условия хуже?


    1. KateKate89
      00.00.0000 00:00
      +4

      Уровень зп указан в объявлении, если человек пришел на собеседование, то наверное ему ок.


      1. xaosxaos2
        00.00.0000 00:00

        ок это когда выбор есть, а когда его, да именно так. не все живут в больших городах, а моём 20 тысячнике его у большинства обывателей его нет, или ты госслужащий либо идёшь в пятерочку, магнит, фикспрайс... поэтому такая текучка народ пытается выбраться из омута в котором живет и бегает из одной конторы в другую. Вот у меня в местном магните пару лет назад было объявление на поиск уборщицы за 7к. Долго пустовало, потом месяц убирали, потом снова пусто. Люди идут потому что у них нет выбора, а есть надо каждый день и не только им а возможно у них еще и семьи.


        1. KateKate89
          00.00.0000 00:00

          Это все понятно, далее вопрос следует - кто виноват, жадные российские бизнесмены или все-таки другие причины низких зарплат в стране?


          1. xaosxaos2
            00.00.0000 00:00

            По моему диванному мнению, на этой вопрос, можно ответить однозначно, но как мне начинает возражать сестра, а он то тут причем. Так что тут скорее множество факторов, одно тянет другое, другое тянется за третьим, третье кусает первое... Возможно есть выход, я не знаю, ведь даже установленная сейчас минималка в 15к ру (если не ошибаюсь) не означает, что вам не будут платить меньше, потому что есть куча обходных маршрутов...


    1. mariyamikh23
      00.00.0000 00:00
      +2

      ну нет. кому-то проще устроиться работать в серую,если будут выплачивать,скажем, каждый день. и понятно,что если тебе предлагают идти работать вот уже сейчас,и получить выплату через пару дней - для кого-то это будет аргументный аргумент)) а ждать,пока тебя трудоустроят, бумажки эти собирать...ну такое)
      все-таки это не офисные работники,где критериев выбора места работы все-таки побольше


  1. LuggerFormas
    00.00.0000 00:00

    Почем базу продаёте потом? ФСТЭК еще не дал по сусалам за персоналочку?

    А скушнотень эту неинтересную оставьте.


  1. oksanahr82
    00.00.0000 00:00

    Могу согласиться с достигнутыми результатами, мне кажется, еще благодаря АТСкам можно достигнуть таких же результатов. Мы вот решили собственный лендинг не создавать, поскольку нашли на рынке достойный продукт. У нас основной запрос был на создание прозрачной и понятной системы найма с возможностью отслеживать всю воронку кандидатов. Мне кажется, если запрос в хорошей аналитике, лучше использовать АТСки.


    1. salahovrus
      00.00.0000 00:00

      Могли бы, пожалуйста, поделиться сервисом?


      1. oksanahr82
        00.00.0000 00:00

        Мы пользуемся Potok, сейчас называются Поток Рекрутмент. Для нас максимально удобный сервис с понятной аналитикой по кандидатам, автоматизированная рассылка по основным площадкам, автоматизированное принятие оффера. Могу их советовать, погуглите в интернете.