Задумывались ли вы, во сколько вашему бизнесу обходятся ошибки в справочниках компании? По данным Gartner — ведущей мировой исследовательской компании, неверные данные о клиентах могут стоить компании 30% ее годового дохода. С точки зрения информационных технологий, данные о клиентах относятся к мастер‑данным или, как они еще называются, — основным данным.
Поделюсь тем, что такое мастер‑данные, почему ими важно управлять и как с помощью внедрения стратегии управления мастер‑данными (master data management — MDM) сократить потери бизнеса.
Потребность в разработке стратегии MDM тесно связана с назревшей необходимостью цифровой трансформации бизнеса. Этот процесс сопровождается накоплением и умножением десятков, иногда сотен различных приложений и систем, которые генерируют и используют данные. Сведения передаются от отдела к отделу, от бизнеса к бизнесу и в конечном итоге фрагментируются, повреждаются, дублируются…
В таких обстоятельствах использование данных становится все более трудным, если не сказать — невозможным. Причем это касается не только сложных проектов! Даже выявление наиболее прибыльных клиентов или высокомаржинальных продуктов является невыполнимой задачей, если не научиться управлять мастер‑данными.
Что такое основные данные и для чего ими управлять?
Основные данные — это данные, содержащие ключевую информацию о бизнесе: о клиентах, товарах, поставщиках, сотрудниках, персонале, технологиях и других объектах, без которых предприятие не сможет работать. Главным отличием мастер‑данных от оперативных, транзакционных данных является их относительное постоянство.
Управление мастер‑данными — это набор процессов, инструментов и стандартов, регулирующих целостность, непротиворечивость и качество основных данных, призванный помочь предприятиям получить комплексное видение своего бизнеса и извлекать пользу из своих данных.
Чтобы понять, что представляет собой управление основными данными, представьте водопровод в доме. Система спроектирована таким образом: существует единый источник — водохранилище, и из него вода беспрепятственно течет в краны вашей кухни, ванной комнаты и других мест, где она требуется.
Также и с данными: к единому справочнику (хабу данных) подключено множество каналов и линий: программное обеспечение, информационные панели, базы данных и т. д. Как вода попадает в разные помещения дома, данные попадают в различные подразделения компании: к руководству, HR, производству, маркетологам и финансистам. Основываясь на данных, сотрудники решают самые разнообразные задачи:
Планирование маркетинговых кампаний
Анализ эффективности продаж
Бюджетирование и прогнозирование
Сокращение расходов
Запуск нового бизнеса или продуктовой линейки
Новые инициативы в области взаимодействия с клиентами
Сила мастер‑данных заключается в том, что их можно беспрепятственно использовать, но изменять можно только в одном месте — в хабе. Таким образом, мастер‑данные любого уровня являются унифицированным источником достоверной информации, которая не дублируется.
Почему управление мастер-данными критически важно для успешного бизнеса?
Очень часто из‑за недостатка опыта и компетенций организации допускают ошибку, рассматривая управление мастер‑данными в основном как ИТ‑проект. Однако данные больше не являются исключительно ИТ‑активом. Это организационный актив, способный повлиять на бизнес в целом.
Компании, которые не используют MDM, рискуют столкнуться с серьезными трудностями при развертывании стратегии работы с информацией: фрагментация данных, ухудшение их качества, дублирование сведений, ведущее к резкому росту затрат на хранение, ошибки интерпретации и отсутствие координации при принятии решений между различными командами. Без доступа к надежным данным каждый отдел в организации будет бороться с некачественной аналитикой, неэффективными рабочими процессами и очень недовольными клиентами.
Лучшие практики управления мастер-данными
Для эффективного внедрения проекта MDM вам необходимо:
#1 – Согласовать цели MDM с целями компании
Чтобы проект по управлению мастер‑данными полностью реализовал свой потенциал, он должен быть разработан в соответствии со стратегическими целями компании. Не распыляйтесь сразу на все процессы, сосредоточьтесь на тех данных, которые имеют решающее значение для результатов бизнеса.
#2 – Обеспечить качество и согласованность данных
Регламенты уберегут бизнес от дорогостоящих ошибок. Чтобы стратегия MDM имела долгосрочный эффект, важно установить стандарты качества данных, закрепить пошаговый порядок ввода нового SCU (stock keeping unit — учетная единица) и сроки актуализации сведений, а также проводить обучение по качеству данных для людей, ответственных за внесение, хранение и изменение информации.
#3 – Внедрять культуру работы с данными среди сотрудников
Если справочниками занимается исключительно узкая группа (например, ИТ‑отдел), может быть упущена важная для бизнеса информация. Только владельцы данных точно знают контекст и нюансы своей информации. При распределении ролей по работе с данными с самого старта проекта вовлекайте сотрудников отделов, которые применяют эти сведения (маркетологи, HR, логистика, отдел продаж).
#4 – Интегрировать управление данными в бизнес-процессы
Компания собирает новые данные или обогащает имеющиеся в процессе своей деятельности. Чтобы сразу получать сведения в нужной стандартизированной форме, определите организационную структуру данных и порядок их получения. Это обеспечит надежное администрирование информации на протяжении всего ее жизненного цикла от сбора до удаления и поможет избежать неэффективного использования.
#5 – Заранее подумать о масштабировании
Выверять справочники и нормализовать информацию в них удобнее, используя программные средства. Поскольку количество источников основных данных и объем записей растут в геометрической прогрессии, при выборе инструментов сразу ищите те, которые позволили бы автоматизировать обнаружение и каталогизацию новых данных без ручного труда.