Теперь, заходя в одну из сетей общественного питания, я беру кофе 200 миллилитров, а не 300. И каждый раз улыбаюсь себе с упреком, что «гуру» интерфейсных манипуляций понадобилось полгода, чтобы увидеть этот паттерн. Теперь этот пример украшает мои лекции, в основе которых два постулата: дизайн — это про деньги и хороший дизайн возможен только с фундаментальной научной базой. 

Для тех, кто проигнорировал стоимость на картинке: продукт объемом  0,3 стоит 109.99, а 0,2 — 59,99. Получается, стоимость 100 миллилитров дешевле в малом объеме. Что противоречит выработанному паттерну, что больший объем дешевле. Мне нравится называть этот пример «эффектом большой колы», ведь с постсоветского детства мы хорошо заменили, что кола в таре 2,25 куда выгоднее чем 0,33. 

Это реально существующая воплощение классической задачи про бейсбольную биту и мяч. Каждый может убедится в этом заглянув в общепит к стойкам самообслуживания. 

Этот пример хорош тем, классическая манипуляция грамотно подкреплена графическим дизайном: изображение стаканчика с объемом в 300 миллилитров по размеру больши в два раза чем стаканчик в 200, предпочтительный выбор обозначен цветовой кодировкой кнопки — зеленым, который в интерфейсе отвечает за продолжение действия. Оранжевый, близок к красному, который отвечают за отказ.

На этом история интерфейса «выбора» не заканчивается. Как я писал в своей первой статье Continuous design — Использование меняет поведение пользователя. Поэтому в «дизайне» нет готовых рабочих решений, есть только то, что работает здесь и сейчас на конкретные пользовательские привычки. Так в начале 2023 года, была изменена позиция предпочтительного товара — с его «законного» места справа, налево. 

Вне контекста, это выглядит как ошибка, тк предпочтительная позиция дальше от «тыка» правой руки и спорит с остальной логикой расположение кнопок. И здесь работают все те же манипуляции, но разрывая уже иной шаблон привычности (баннерной слепоты). 

Вполне вероятно, что такая дискоммуникация произошла между центральным департаментом управления точками продаж и региональным представительством заведующим локальным сайтом и мобильным приложением. В этих цифровых продуктах на территории РФ, данный паттерн нарушается. 

Однако он прекрасно реализован в других регионах. В отличие от точки продаж, на своем телефоне или ноутбуке, куда как больше времени разобраться с ценообразованием и сделать выводы. Поэтому в корректной реализации, например на британском сайте или штатах, вам не покажут одновременно ценник и на большой и на меньший объем. Только один — нечего тут считать! Я удивился, что паттерн в британии работает и на колу)

Трудно предположить, сколько бренд недополучает на такой локальной реализации заказа онлайн, но сумма должна быть впечатляющей. Однако, я не считаю это ошибкой команда проектировщиков или маркетинга, причина таких ошибок более фундаментальна и кроется в бизнес культуре, которую, как я уже писал в обзоре эволюции welcome блока страницы iPhone, стоит воспринимать через меметику Докинса. 

Темные паттерны не таки уж и темные, когда есть электроэнцефалограмма.

Эффективность темных паттернов строится на нашей биологии, нейробиологии. Что в свое время продемонстрировал Бенджамин Либет в своем знаменитом эксперименте и подхватил Даниэль Канеман.

В статье «Существует ли свобода воли» Либет пишет: «Я применил экспериментальный подход к этому вопросу. Действиям предшествует электрическое изменение в мозге — «потенциал готовности», который начинается за 550 мс до совершения действия. Испытуемые осознают намерение действовать через

350-400 мс после запуска RP, но за 200 мс до начала работы мышц.»

Подробнее об эксперименте можно почитать у моего коллеги по перу «200 миллисекунд свободы»

Простыми словами, мы осознаем наш выбор, после того, как решение уже принято. Естественно, в очень определенной среде и обстоятельствах. Так, что дилетантский вопрос «воли» в статье я не рассматриваю. А рассматриваю именно контекст в который погружен пользователь и дизайн интерфейсов. Которому в рамках примера с кофе, способствует еще один маленький нюанс — тайминг / ограничение времени. 

Этот интерфейс включается через 20 секунд «отсутствия выбора». Те времени на анализ стоимости не так много. Если с двумя позициями еще можно справится на голодный желудок стоя в очереди среди гула, то стоимость стрипсов в бургере, равную стоимости стрипсов без бургера, мне удалось подсчитать уже только дома на сайте бренда. 

Особенность этого интерфейса заключается в том, что его невозможно избежать нажимая на экран вне кнопок. Т.е. Я то еще здесь, могу стоять тыкать в экран в свободном месте, но если это не кнопки, то через 20 секунд увижу сообщение, которое собьет меня со счета и погрузит в новые «стрессовые» условия, которых я раньше не предполагал.

Пара мыслей

Эксперименты Корнхубера и ДекеЛибета, взгляды Сапольски, Канеманевская модель мышления, наглядно разобранная на канале Veritasium, и описанная в его книге «Думай медленно, решай быстро», слишком стерильны в вопросе существования свободы воли. Но, что я точно знаю, конструирование несвободы выбора, моими руками и руками коллег по цеху, хорошо оплачиваются.

Комментарии (85)


  1. up40k
    00.00.0000 00:00
    +68

    - И так всё время... Берут по три арбуза два малых кофе и учат, как правильно торговать!


    1. edogs
      00.00.0000 00:00
      +10

      Зашли только что бы посмотреть не написал ли уже это кто-нибудь:)


    1. AndrewYaremko Автор
      00.00.0000 00:00

      Как эти вещи связаны? Быть может я ошибся в повествовании? или фотографии и скриншоты текущих интерфейсов не достаточны для аргументации? Напишите пожалуйста подробнее, я скоретирую публикацию или доказательную базу.


      1. IvanPetrof
        00.00.0000 00:00
        +52

        Предположим, что в меню вообще нет больной колы. Есть только стандартная 0.2л за 59.99р.

        Вы каждый день приходите в эту забегаловку и берёте стандартную колу. И вас это вполне устраивает.

        И тут в меню появляется "большая" кола 0.3л за 109.99р. Вы, быстро прикинув, что "большая" кола проигрывает в цене за милилитр, говорите себе - "что, я лох что ли?" и глядя с высока на остальных гуманитариев в очереди гордо покупаете две стандартных колы, заплатив на этот раз за свой обед на 9.99р больше чем обычно..

        Хозяин заведения радостно потирает руки. он продаёт ту же самую колу и даже дороже, но теперь "математики" стали покупать в 2 раза больше колы чем обычно по прежней цене, а "гуманитарии" стали покупать тоже больше, но ещё и дороже.

        P.s. Неблагодарное это дело - объяснять анекдоты


        1. AndrewYaremko Автор
          00.00.0000 00:00

          В этом случае все верно. Но не на русских сайтах нет сравнительных характеристик (в штатах дажже объем не пишут, в британии только энергитическую ценность по двум шкалам.)Так что описанный вами сценарий возможен, но не для конкретной сети.
          Не стоило писать про 2 кофе тк я просто очень много пью кофе 6-8 кружек каждый день и все покупаю, дома не варю и 400 мл для меня теперь самый подходящий объем. А когда паттерн первый раз увидел сначала перешел на 200мл.

          И все же я нахожу ошибку отечественной команды локализоторов сайта самой интересной в этом разборе.


        1. Tarakanator
          00.00.0000 00:00
          +8

          Что такое кофе 0.3? это кофе 0.2+100мл воды.

          Хозяин заведения радостно потирает руки


          1. iuabtw
            00.00.0000 00:00

            Так это не секрет. Вся варианты кофе собираются из шота эспрессо ~50мл и разных комбинаций воды/молока/пены


            1. Tarakanator
              00.00.0000 00:00

              А как-же двойной эспрессо?
              И если стоит кофеаппарат, к примеру, на работе то у нас пользуется популярностью кофе с водой\молоком\пеной + доп эспрессо в туже чашку.


            1. M_AJ
              00.00.0000 00:00

              Вся варианты кофе собираются из шота эспрессо ~50мл и разных комбинаций воды/молока/пены

              Зависит. Например той кофейне где я беру, большой капучино делают с двумя шотами, а в некоторых просто сильнее разбавляют.


              1. iuabtw
                00.00.0000 00:00

                Не всегда работает, к сожалению. Я встречал кофе-поинты, где отказывались делать капучино на двойном эспрессо.

                @Tarakanatorотвечу Вам тут же

                В среднем всё-таки классическая тройка американо/капучино/лате делается на одном шоте. А дальше можно как угодно упарываться с количеством ингридиентов, кому как нравится.


              1. nafikovr
                00.00.0000 00:00
                +5

                Ну, допустим, но полтора пакетика в чай 300мл вам точно не положат


                1. zuek
                  00.00.0000 00:00

                  Мне значительно больше импонируют заведения, где горячая вода в свободном доступе, т.к. одного пакетика чая на стандартный стакан "многовато", да и стандартного стакана на обед - "маловато"... жаль, что подобный формат в последнее время практически не встречается (сохраняется, пожалуй, только в столовых, да всяких пунктах быстрого питания на горнолыжных склонах), а так, даже мой дед любил вспоминать: - "Раньше на всех станциях кипяток бесплатный был"...


          1. shushu
            00.00.0000 00:00

            Предлагаю новый вариант, кофе 0.5, со льдом...


        1. 631052
          00.00.0000 00:00
          +1

          кмк, тут уместнее предположить, что я покупаю каждый день в "Бургер Кинге" (скриншоты именно оттуда, не понимаю, почему автор это решил скрыть, слова вроде не матерные) не один, а два по 0.2 за 60 рублей, по двум причинам: других объемов не предлагают, и 0.2 - ну что там пить-то.

          и вот тут появляется 0.3 за 110, иии... я продолжаю покупать 2 по 0.2.

          ведь так оно дешевле, а я не лох.

          так что тут я "купил три арбуза" не "вместо одного", а просто вот купил три арбуза, как и планировал.

          а умеет ли Рабинович торговать - не мое дело.


          1. echo10
            00.00.0000 00:00

            Есть ли вариант покупать колу дешевле в супермаркете и приходить в кафешку с фастфудом со своей бутылкой? Получается третий вариант - с дисциплиной покупать заранее при возможности вместо выбора с рассчетами - что лучше^ 0.2 или 0.3?


            1. iig
              00.00.0000 00:00
              +1

              Так можно дойти и до идеи экономического кафе (привет от Незнайки на Луне). В счёте отдельным пунктом появится аренда столика, каждого стула и посуды. Ну, и приходить со своим столиком будет запрещено правилами ;)


      1. Dmitry_Dor
        00.00.0000 00:00
        +34

        Как эти вещи связаны? Быть может я ошибся в повествовании?.. Напишите пожалуйста подробнее
        Это из анекдота:
        Рабинович продаёт на Привозе арбузы с табличкой

        Подходит мужик и покупает арбуз за три рубля, потом ещё один арбуз по три рубля, потом ещё один арбуз по три рубля — и на прощанье радостно говорит Рабиновичу:
        — Смотри, я купил три арбуза, а заплатил только 9 рублей! Не умеешь торговать!
        Рабинович смотрит ему вслед:
        — И вот так всегда — берут по три арбуза вместо одного, а потом учат меня коммерции…


        1. AndrewYaremko Автор
          00.00.0000 00:00

          Понял о чем вы. по этой причине я никогда не беру комбо или что-либо содержащее в наборе колу. Я просто очень много пью кофе и оптимальный объем для меня 400 (2 американо) или 500 мл (американо и капучино). Спасибо что показали этот кейс. Я скорректировал начало. тк изначально я действительно брал только 200 и мне хватало. Теперь, увы нет.


        1. rexen
          00.00.0000 00:00

          Какой-то дурацкий анекдот. С точки зрения математики и адекватного человека. И непонятно, почему хихикают над примером с Кофе/колой. Я если продукты покупаю, то килограммами, а не "штуками". В том смысле, что если беру те же арбузы - то беру 5 кг - мне этого достаточно - я не буду брать 15 кг только ради того, чтобы "объегорить" продавца.


      1. DirectoriX
        00.00.0000 00:00
        +5

        1х300 мл = 110 руб; ~0.37 руб/мл
        2х200 мл = 120 руб; 0.30 руб/мл


        Если перед вами стоит цель взять побольше и подешевле, то да, ваши рассуждения абсолютно верны.
        Однако из повествования выходит, что вы берёте 2 маленьких стакана не потому что вам не хватает одного большого, а чтобы… чтобы что, проучить маркетологов?
        Да, покупая два маленьких стакана вы платите меньше за единицу объёма, но если вам необходимо и достаточно 1 большого стакана — вы не только берёте ненужные вам 100 мл, но ещё и дополнительно платите 10 рублей за них. А если бы брали только 1 достаточный большой стакан — не платили бы.
        Попробую нагляднее: представьте, что в меню есть литровая банка кофе за 200 рублей — брали бы её? Там единица объёма ещё дешевле, жалкие 0.20 руб/мл?


        Вот если бы раньше брали 2 больших, а теперь 3 маленьких (одинаковый объём) — тогда да, стали меньше тратить.


        1. AndrewYaremko Автор
          00.00.0000 00:00

          раньше я брал один большой и доходил с ним до «Буханки» и брал маленький уже в ней. По началу я перешел на просто кофе 200. а теперь беру 2 по двести и в буханку не захожу. Просто безмерно много кофе пью. Но в статье я описал и приложил скриншоты британцев на которых нет сравнительных характеристик по миллилитрам только по калориям. На американсом сайте вообще объемы не указаны. так что это не кейс по арбузы)) иначе и ворлдвайд он был бы распространен. Надо изменить начало.


          1. Dmitry_Dor
            00.00.0000 00:00

            Надо изменить начало.
            Угу, сейчас начало статьи по смыслу совпадает с ответом «хитрого» мужика из анекдота про Рабиновича (см мой пост чуть выше)


          1. acsent1
            00.00.0000 00:00

            Тут скорее вообще ситуация другая. Привлекают посетителей дешевым кофе, а кто-то может и еще чего возьмет. Сейчас например акция по 35 р за капучино 200мл


      1. up40k
        00.00.0000 00:00
        +2

        Конкретно в приведённом случае (два малых кофе вместо одного большого) ваш чек вырос на 9.99 р, за которые вы получили 0.1 л кофе. Я не знаю, какая себестоимость кофе в данной сети общепита, но если она меньше 99.9 р/л, вы с этого чека принесли сети больше прибыли, чем если бы взяли один большой кофе.
        А вообще, не воспринимайте всерьез, это просто шутка. Наверняка вы правы и на больших числах там получается упущенная прибыль и всё такое.
        Кстати, не заметил паттерна (ну или не понял вас) на скриншотах с британского сайта, там удельная стоимость большой порции колы ниже, чем у средней.


        1. AndrewYaremko Автор
          00.00.0000 00:00
          -1

          Моя ошибка. я не рассказал как много я пью кофе. по британии я пересчитывал на калькуляторе дважды. Где ошибся? они объем не показывают а только энергитическую ценность а тк у колы она не меняется те по этим двум показателям и считал.


          1. up40k
            00.00.0000 00:00

            Средняя - 1.17 фунтов за ккал. Большая - 0.96 фунтов за ккал.


            1. AndrewYaremko Автор
              00.00.0000 00:00

              ого. Вот это я ошибся, спасибо что посчитали корректно. переписать статью придется и таки найти кофе. у немцев чтоли или у французев. Подумаю как быть с публикацией, но это прям косяк косясный))


    1. 631052
      00.00.0000 00:00

      в анекдоте там не просто два, три, а именно "вместо одного", это существенная деталь.

      только в этом случае Арбуз-мен имеет моральное право усмехаться за спиной покупателя.


  1. SadOcean
    00.00.0000 00:00
    +3

    Странно, Я впервые вижу такое.

    Дело в том, что для этих выборов без выборов характерен сдвиг в пользу большего лота.

    Это лот-урод, призванный быдть заведомо и явно невыгодным.

    Но он не потому, чтобы продать тебе колу рентабельнее, а просто чтобы сделать чек побольше.

    В рентабельности колы вообще пофиг на ее объем - стоимость стакана и колы мизерна по сравнению со всем прочим, включая обслуживание.

    Сложно сказать, реально ли люди берут 2 средних.

    В общем я бы эту проблему охарактеризовал так - магазин предлагает тебе 2 колы по цене одной.

    А тебе вообще не нужно колы...


    1. AndrewYaremko Автор
      00.00.0000 00:00

      Вы верно подметили про рентабельность колы. Ее себестоимость ничтожна при любом ценнике и маржинальность сетов и спец предложений строится как раз на этой разнице. Мы привыкли к тому что больший объем дешевле и как потребители и как специалисты. И вот одно исключение где нас ловят на этом шаблоне восприятия. Из известных мне сетей, только одна пользуется описанным паттерном. В ином случае он перестанет работать.


      1. edogs
        00.00.0000 00:00
        +1

        Этот шаблон "больше дешевле" давно уже поломан. В магазине может стоять рядом бутылка 1 колы и стоить дешевле чем 0.5л. Потому что первую партию завезли по одной цене, а вторую по другой. Да и к фаст-фуду относится, спасибо фуд-кортам, которые сводят разные фуд-лавки в одно место.


        1. AndrewYaremko Автор
          00.00.0000 00:00

          В каком смысле поломан? Все скриншоты и российские и интерфейсы британского сайта сделаны сегодня. Как он может быть поломан если вот он применяется здесь и сейчас. В том то и дело, что он работает и работает он в определенном контексте. Суть которого сводится к тому, что это единственная сеть с таким ценообразованием и в голове потребителя нет такого примера. И стоя у стойки самообслуживания нем мы не думаем, а заведомо принимаем решение, чему способствуюет графическое оформление и тайминг. Зайдите сегодня и посмотрите сами. У вас есть возможность убедится в этом уже сегодня.


          1. vadimr
            00.00.0000 00:00
            +3

            Он поломан в том смысле, что само правило “больше дешевле” неприменимо в современной розничной торговле. Каждый раз надо считать.

            Европейцы поэтому заставляют магазины на ценниках писать удельную стоимость.


            1. Spaceoddity
              00.00.0000 00:00

              Иногда и посчитать в принципе не получится - в некоторых заведениях кофе вам и бесплатно могут предложить. Лишь бы вы подольше задержались в этом заведении со всеми вытекающими...


  1. dyadyaSerezha
    00.00.0000 00:00

    Каждый может убедится в этом заглянув в общепит к стойкам самообслуживания. 

    За всю жизни ни разу не видел такого. Всегда чем больше объем, тем дешевле милилитр. Автору, видимо, надо было ну очень постараться, чтобы найти такие исключения. Следовательно, никакой это не эффект, а чистое раздоблайство тех, кто устанавливал ценники.


    1. AndrewYaremko Автор
      00.00.0000 00:00
      +3

      Возможно вы просто не обращали внимание, поэтому я и описал этот паттерн. Он встречается только в одной сети — это одна из крупнейших мировых сетей. В статье я привел скриншоты как с русской сети, так и с британской. Аналогичные паттерн и у немцев. Так что, это не ошибка тех, кто утанавливал ценники.
      Ведь он то и работает только потому, что вы пишите «За всю жизни ни разу не видел такого. »
      Никто не видел, а если сделать это незаметно то и не увидит. Зайдите в обитель королевских бургеров;) и убедитесь сами


    1. anka007
      00.00.0000 00:00

      Не, в таких крупносетевых такое периодически встречается, причем в разных сетях на разные позиции и меняется с изменением цен. А вот если пойти в крупный магазин, то там ситуация когда больший объем дороже типична, а учитывая разнообразие развески, а для бытовой химии еще и расхода, то расчет оптимального варианта по цене тот еще квест.


      1. format1981
        00.00.0000 00:00
        +1

        Недавно хотел купить креветок. Но с ценниками была, как всегда, беда. Для пачки 300г - ценник был. Для пачки 700г - ценника не было. Я решил так: лучше (дешевле в расчете рублей за грамм) взять одну большую пачку, чем 2 маленькие. Но я бдительный, и в первую очередь на кассе спросил стоимость большой пачки. Оказалось что стоит она как 3 маленьких.


        1. Markscheider
          00.00.0000 00:00

          Потому и ценник убрали. По моему опыту ценники специально убирают с самых дешевых и с самых дорогих позиций. С первых - чтобы ушлые покупатели сразу не расхватывали, а с вторых - чтобы взяли, а на кассе в лом отказываться


          1. edogs
            00.00.0000 00:00
            +1

            По моему опыту ценники специально убирают с самых дешевых и с самых дорогих позиций.

            Тут все же скорее "бритва хэнлона". В магазинах не хватает персонала следить за ценниками. Продавцы после смены их расставляют и меняют. А если ценник неправильный - им штрафы. Проще снять неактуальный ценник, чем выискивать и ставить новый вместо старого. Дешевые и дорогие могут чаще быть без ценника, т.к. на них цены чаще меняются (то скидка, то наценка).


          1. iig
            00.00.0000 00:00
            +1

            С первых - чтобы ушлые покупатели сразу не расхватывали,

            Слишком сложно. И в чем выгода для персонала? Ну, расхватали.

            а с вторых - чтобы взяли, а на кассе в лом отказываться

            Скандалы на кассе, "галя-отмена", больше нагрузка на кассира и работника зала.


  1. Tolledo
    00.00.0000 00:00
    +2

    У нас обязаны на любом ценнике писать ещё и цену за кг, литр, метр. Решает проблему подсчёта выгодности. Польша.


    1. AndrewYaremko Автор
      00.00.0000 00:00

      А у вас прям разброс. За инфу спасибо. и сайт очень отличается в мелочах. Видимо есть куда еще копать.


      1. Tolledo
        00.00.0000 00:00

        Видать все же не на всех ценниках. Хотя почитал в законе, и "мак" так же обязан указыать цену за литр или 100 грамм. Почему не указывают я даже не знаю.
        Штраф не маленький там.
        На скрине ценники из онлайн магазина.


        1. Tolledo
          00.00.0000 00:00


    1. Tarakanator
      00.00.0000 00:00

      Хз как у вас, но это спасает не полностью.
      К примеру шринкфляция молочки в россии дошла до того, что иногда продаётся 1 кг молока, вместо 1 литра.


      1. anka007
        00.00.0000 00:00

        О, самая интересная ситуация со средствами для стирки, там объемы вообще совершенно разнообразные, и к выбору оптимального по цене надо еще расход добавлять. Причем не полениться, посмотреть не просто "на сколько стирок хватит пачки", но и в какой жесткости воды, на какой объем и степень загрязненности. Возможно, что этих 110 стирок можно обеспечить, только если стирать по одной практически чистой футболке.


  1. Furriest
    00.00.0000 00:00
    +6

    "Теперь, заходя в автосалон, я беру две лады калины вместо одного лэнд крузера и улыбаюсь".
    А поскольку "всё это про деньги" - "я иду к мусорному баку у пятерочки и бесплатно отбираю там несгнившие картофелины из вчерашнего выброшенного, а не стою в очереди на кассу, чтобы как дурак заплатить за пакет чистой картошки".

    Это всё намеки, что не только стоимостью миллилитра определяется выгода для клиента. В случае одного большого стакана вместо двух маленьких — им банально удобнее пользоваться.


    1. AndrewYaremko Автор
      00.00.0000 00:00

      Я уже в нескольких комментариев написал, что очень много пью кофе зря не уточнил это сразу.


    1. AndrewYaremko Автор
      00.00.0000 00:00

      Объем и удобство критически важно и в каких то моментах определяющее даже не смотря на ценник. Но это не объясняет изменение позиции справо на лево.


      1. Furriest
        00.00.0000 00:00

        Вряд ли существует единое объяснение всех событий одновременно. И даже Оккам нервно дергается, сопоставляя причины и следствия происходящего в этом мире.

        Уверен, что если вы встанете на входе в вашу любимую едальню и будете каждому приходящему на ушко нашептывать, что два маленьких стакана дешевле, чем один большой, сдвиг в сторону покупки маленьких произойдет, конечно, но не подавляющий.


        1. AndrewYaremko Автор
          00.00.0000 00:00

          на счет точки продаж с вами соглашусь. но если в интервейсе сайта и приложения эти вещи поправить, по прибыль точно увеличится.


  1. Web_Diva
    00.00.0000 00:00
    +1

    Проектировщики несвободы воли ???? это настолько ужасно, что даже вызывает восторг. Объяснили про стакан колы отлично: понравилось, что не только на пальцах показали рассчет, но и учли психологию покупателей (мало времени на принятие решения в условиях очереди, к примеру).


  1. panzerfaust
    00.00.0000 00:00
    +20

    Темные Паттерны

    Сперва подумал про Синглтон Ужаса, Фабрику Кошмаров и Прокси В Ад.


    1. Sau
      00.00.0000 00:00
      +15

      Фасад Преисподней, Адаптер Сатаны, Итератор Мук.


    1. Andruh
      00.00.0000 00:00
      +1

      Декоратор боли, компоновщик страхов, цепочка ответственности.


  1. IvanGo82
    00.00.0000 00:00
    +4

    Всегда удивлялся реакции на подобные маркетологовские темы. Ведь по сути это своего рода мошенничество. Все они примерно в таком ключе: мы придумали как манипуляциями заставить тебя купить то чего тебе не нужно, что бы у какого то неизвестного тебе капиталиста стало ещё больше капитала. И все ему хлопают и говорят давай есчё


    1. AndrewYaremko Автор
      00.00.0000 00:00

      Меня больше всего поражает однобокость и скупость материалов исследований/научных работ, которые фигурируют в проектах по регулированию таких вещей. Помните историю с лутбоксами 2019? Ни одино исследование не рассматривало финансовую сторону вопроса.
      Сегодня системы манипуляции более того — патентуются. такие патенты есть у EA и Близард, еще я знаком с патентами Tinder и Bumble.


  1. Markscheider
    00.00.0000 00:00
    +1

    В случае с большим стаканом чая дельта стоимости - это только плата за дополнительный объем кипятка, т.к. в обоих случаях дают один чайный пакетик :).

    Оффтопик: качество обслуживания в кафе (обычных, не сетевых) я определяю по реакции персонала на просьбу залить заварку зеленого чая в чайнике свежей (дополнительной) порцией кипятка. Варианты от: "это за дополнительную плату" до "конечно, без проблем".

    ЗЫ: Я не нищеброд, просто хороший зеленый чай лучше заваривается со второго раза.


    1. AndrewYaremko Автор
      00.00.0000 00:00

      Ни разу не сталкивался с таким хамством — "это за дополнительную плату"


    1. Tarakanator
      00.00.0000 00:00

      т.к. в обоих случаях дают один чайный пакетик

      просто хороший зеленый чай лучше заваривается со второго раза.

      Хороший зелёный чай в пакетике... так бывает?


      1. iig
        00.00.0000 00:00

        В чайнике же ;)

        Воще это хороший способ сломать моск официанту. Кипятка в меню нет. В счёт его не добавишь. Чаевые? Нет, не слышал.


        1. Markscheider
          00.00.0000 00:00
          +4

          Воще это хороший способ сломать моск официанту

          Мне однажды попался такой поломанный. Отказался доливать кипяток наотрез, (в т.ч. за деньги). Ну то есть нельзя и все.

          А моск его сломался потом, когда я с чайничком подошел к бармену и он мне безо всяких церемоний долил кипяточку.

          (Кафе "ПирОГИ", нулевые)


      1. gatoazul
        00.00.0000 00:00
        +1

        Бывает и почему-то гораздо чаще, чем хороший черный.


    1. DaNNteSparda
      00.00.0000 00:00

      Даже не помню случая, чтобы хоть раз отказали в кипятке.


  1. czz
    00.00.0000 00:00
    +3

    Там этой колы в стакане примерно на рубль. Она делается из концентрата, который почти ничего не стоит. Раньше в KFC вообще кола была бесплатная. То есть, 60 или 100 рублей вы платите не за колу. Поэтому не следует ожидать, что цена должна быть пропорциональна объему.


    1. czz
      00.00.0000 00:00
      +1

      Сорри, я не разглядел, что вы считаете по кофе. Но к кофе это тоже относится.


      1. zuek
        00.00.0000 00:00
        +1

        У кофе стоимость 1 грамма зерна - примерно 1 рубль; на 1 порцию расходуется 5-10 грамм (не в зависимости от порции, а в зависимости от настроек/техники формирования "шайбы"); стоимость дешёвой бутилированной воды - порядка 10 руб/л, т.е. 100 мл стоят около 1 руб.; стаканчик стоит около 2 руб. Итого, без учёта затрат на оборудование и заведение/персонал, себестоимость 200 мл кофе - порядка 10 рублей, 300 мл должен стоить примерно на рубль дороже (т.к. кофемашина что 50, что 200, что 300 мл заваривает на одной шайбе), но на практике разница всегда значительно больше, и маржинальность по кофе всегда растёт с увеличением объёма.


  1. WinLin2
    00.00.0000 00:00

    Думаю всем известны про подлости отечественных сетевых магазинов: фантастические зачеркнутые цены при проведении разнообразных акций; "невыгодная" большая упаковка, как у Колы; ценники от других товаров; на кассе узнаешь - "ценник не успели поменять".

    Всегда интересовало, можно ли привлечь продавца за зачеркнутые цены.


    1. Kurochkin
      00.00.0000 00:00

      "Ценник не успели поменять" - в США крупная сеть сделала себе хороший PR, заявив "если в чеке цена выше ценника в зале - возвращаем 100% цены"


  1. 631052
    00.00.0000 00:00

    про Землю вокруг Солнца и биту основная засада не в том, что думать неприятно, а в том, что вопрошающий требует немедленного ответа.

    типа "ответь, только не думая".

    поэтому и я, и граждане на видео ответили бы верно, если б такого требования не было.

    касаемо "оптом дешевле", принцип не работает очень давно, и этот факт известен не только читателям "Хабра", а и тем, кто любит смотреть телевизор (таких ведь много, да?)

    да, много раз говорили именно об этом принципе.

    именно показывая пальцем в продуктовом магазине на мешок сахара 5 кг, который стоит дороже, чем 5 килограммовых пакетов. с калькулятором в руках.

    смотрите, мол, уважаемые домохозяйки и домохозяины, буржуи вас обманывают.


  1. alexei_ovsyannikov
    00.00.0000 00:00

    Интересно а что мы как пользователи можем сделать, чтобы не попадаться на подобные уловки?


    1. AndrewYaremko Автор
      00.00.0000 00:00

      Пожалуй ничего( разве что изменение общественного строя. Ждемс нейросети которые обеспечат нам вычислительное потребление.


  1. nmrulin
    00.00.0000 00:00
    +2

    Хитрости работают до поры до времени. Потом покупатель готов даже переплатить, но не связываться с жуликами, которые делают как с банками кофе. Если конечно есть возможность не связываться.


    1. edogs
      00.00.0000 00:00

      Почти доллар за 100мл разливной колы это уже жульничество. В каком это виде - 60р за 200мл или 110мл за 300мл - уже не важно. И всё равно покупают:)


    1. AndrewYaremko Автор
      00.00.0000 00:00

      Все верно - до поры до времени, поэтому позицию изменили справа на лево.


  1. Daddy_Cool
    00.00.0000 00:00
    +1

    Как-то увидел вообще интересный вариант ценообразования на колу (точные цены не помню, на суть будет ясна) :
    кола 0.5 л - 100 руб,
    кола 2 л - 90 руб.
    Ну а чего - кола продавалась в палатке в парке. Лето, жарко. Взять колу 0.5, ходить, пить - удобно, а таскаться с двухлитровой бутылкой - извините.
    Т.е. продавалась не кола, а услуга - удобство транспортировки сопутствующей тары. )


  1. Advocatt
    00.00.0000 00:00

    " Канеманевская модель мышления " - плохо гуглиться, может быть орфографическая ошибка? можно английское название добавить?


    1. AndrewYaremko Автор
      00.00.0000 00:00

      Канеман. психолог с нобелевкой


  1. rstr_pkr
    00.00.0000 00:00
    +1

    а еще 2 чизбургера дешевле чем один двойной, но у вас еще останется комплект булочек к тем бесплатным 100мл кофе :)

    правда это не в бургер кинге, а во вкусно и точке


    1. AndrewYaremko Автор
      00.00.0000 00:00

      Я вскользь упоминул о стрипсах в бургере и без них))))) Но это на любителя. с бургере они с огурчиком булкой и соусом по той же цене.


    1. anka007
      00.00.0000 00:00

      Ну так самый простой гамбургер/чизбургер самый выгодный вариант в этих забегаловках. Что-то добавить к стандартному бургеру и цена минимум в двое дороже.


      1. iig
        00.00.0000 00:00

        гренка не может стоить 8 долларов, а крутон — может


  1. Askalite
    00.00.0000 00:00

    Этот пример хорош тем, классическая манипуляция грамотно подкреплена
    графическим дизайном: изображение стаканчика с объемом в 300 миллилитров
    по размеру больши в два раза чем стаканчик в 200, предпочтительный
    выбор обозначен цветовой кодировкой кнопки — зеленым, который в
    интерфейсе отвечает за продолжение действия. Оранжевый, близок к
    красному, который отвечают за отказ.

    Брат тебя обманули. Кофе достаточно мало, чтобы ты купил второй стаканчик. Хотя да, маленькие стаканчики покупать выгоднее, но ты их купишь больше.


  1. Andruh
    00.00.0000 00:00

    Интересно, как Либет понял, что "потенциал готовности" - это и есть принятое решение?