Результат 10-тилетних попыток Минцифры изобрести стандарт доступности веб-контента для госсектора укладывается в 3 абзаца корявого текста. Как гора рожала мышь и каковы ее творческие планы на ближайшее будущее?


Минцифры изучает проблематику обеспечения доступности контента для инвалидов по зрению.

В 2006 году Генконференция ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов, которую спустя 2 года Россия подписала, а еще через 4 года ратифицировала. Присоединившиеся к Конвенции страны обязались принимать надлежащие меры к тому, чтобы поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.

Данное обязательство оказалось полной неожиданностью для Минцифры (в те годы – Минкомсвязи), которому потребовалось еще 3 года, чтобы разработать «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», состоящий всего из 3 пунктов.
Требования к доступности госсайтов, разработанные в результате титанических усилий Минкомсвязи в 2012-15 гг.
  • нетекстовая информация и нетекстовые материалы должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации;
  • графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;
  • наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы.

В 2022 году, когда международному стандарту веб-доступности WCAG перевалило за два десятка лет и его прямо или косвенно адаптировали в качестве национального стандарта большинство развитых стран мира, Минцифры решило актуализировать свой Порядок, дополнив его новыми требованиями.

Результат подвига нормотворчества Минцифры и 10 соавторов, состоявший уже из 6 пунктов, был представлен на суд общественности в мае прошлого года. Согласно пояснительной записке, необходимость подвига была продиктована принятием ГОСТ Р 52872-2019 и WCAG 2.1 (за 3 и за 4 года до этого соответственно).
Требования к доступности госсайтов, разработанные в результате титанических усилий Минкомсвязи и Ко в 2015-22 гг.
  • обеспечение возможности внедрения систем текстового сопровождения видео- и аудиоинформации, учитывающих потребности людей с различными видами инвалидности;
  • обеспечение дублирования файлов формата PDF, представленных на официальных сайтах органов государственной власти, в текстовом варианте;
  • обеспечение возможности масштабирования не менее 200 % шрифта без появления горизонтальной полосы прокрутки;
  • обеспечение текстовой версии, доступной для чтения программами экранного доступа, аудио или иной альтернативной версии кода, доступной для других видов восприятия пользователями с различными видами инвалидности, необходимого для подтверждения использования контента человеком, а не электронной вычислительной машиной;
  • обеспечение возможности беспрепятственно получать доступ ко всей размещаемой на сайте информации используя только клавиатуру. Ограничения по времени нажатия клавиш должны отсутствовать;
  • поддержка специального элемента интерфейса, соответствующего следующим параметрам:
    • возможность выбора одного из как минимум трех размеров и двух типов шрифта;
    • возможность выбора одной из как минимум трех цветовых схем;
    • возможность выбора межбуквенного и межстрочного интервала;
    • возможность отключения изображений, анимации и видеоконтента.

Кроме вышеперечисленных требований проект содержал отсылку к тому самому ГОСТ Р 52872-2019, которому также должны были соответствовать госсайты, и который якобы основан на WCAG 2.1, а на самом деле – на криво переведенном перевранном WCAG 2.1, многократно и грубо исказившем смысл оригинального текста Руководства по обеспечению доступности веб-контента.
Пример «перевода» WCAG, ставшего в России государственным стандартом
Оригинальный текст: synchronized media – audio or video synchronized with another format for presenting information and/or with time-based interactive components, unless the media is a media alternative for text that is clearly labeled as such

«Перевод» в ГОСТ: синхронизированное медиа: Аудио или видео, синхронизированное с другим форматом представления информации и (или) с ограниченным по времени интерактивным компонентом, если это альтернативное медиа для текста, явно обозначенное в этом качестве

Прим автора: unless в данном случае – если не, т.е. имеет прямо противоположный смысл (правильный перевод – если это не альтернативное медиа).

Свои соображения, почему ГОСТ Р 52872-2019 не может быть не то что стандартом, а вообще не должен был появиться на свет, мы изложили в отзыве на проект новой редакции Порядка, который направили Минцифры и примкнувшим к нему на ниве нормотворчества Минтруда, Минобрнауки, Минпросвещения и Банку России.
Пара слов о якобы необязательности государственных стандартов (ГОСТов)
Существует опасное заблуждение, будто ГОСТ – дело добровольное, но органы прокуратуры придерживаются противоположной точки зрения и охотно штрафуют за несоответствие сайтов (причем, не только государственных) ГОСТу по доступности, а суды занимают сторону прокуратуры.

Представим кульминацию комедии абсурда – прокуратура налагает штраф за сайт, не соответствующий кривому ГОСТу по доступности, и владелец сайта оказывается перед выбором: сделать сайт недоступным соответствующим ГОСТу и избежать повторного штрафа, либо оставить его несоответствующим ГОСТу доступным, но регулярно платить штрафы за то, что обеспечивается доступность, а не соответствие ГОСТу!

Отреагировать соизволили только двое – Минцифры и Центробанк; ответ первого сводился к одному абзацу, ответ второго – к четырем страницам, но суть была той же: к пуговицам проекту Порядка претензии есть? А ГОСТ, на который он ссылается, и тем более перевод WCAG – не наша епархия, жалуйтесь в Спортлото и ЮНЕСКО Росстандарт.
Полный текст ответа Минцифры
Разработка ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности» (далее — ГОСТ Р 52872-2019) находится вне компетенции Минцифры России. Свои предложения в отношении ГОСТ Р 52872-2019 Вы можете направить в адрес Росстандарта.

Еще тогда я имел сомнительное удовольствие поздравить Минцифры соврамши: несмотря на статус «не учтено» у нашего отзыва, ряд замечаний все-таки нашел отражение в доработанной версии проекта новой редакции Порядка, а в принятой редакции исчезла и отсылка к пресловутому ГОСТу по недоступности. Последнее, впрочем, неудивительно: утвержденная Минцифры в конце прошлого года «новая» редакция Порядка оказалась все той же старой, разработанной Минкомсвязи еще в 2015 году (как мы знаем, общественно-экспертное обсуждение проектов НПА не означает, что утвердят обсужденную версию).
Требования к доступности госсайтов, утвержденные в результате титанических усилий Минкомсвязи и Ко в 2015-22 гг.
  • нетекстовая информация и нетекстовые материалы должны отображаться в версии для инвалидов по зрению в виде описания такой нетекстовой информации;
  • графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, должны отображаться в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;
  • наличие возможности увеличения размеров текстовой информации до 200%, увеличения интервала между буквами, а также изменения шрифта и цветовой схемы.

Прошло всего 2 месяца со дня вступления в силу нового старого Порядка, как Минцифры он снова разонравился и ведомство опубликовало проект на этот раз уже честно-честно новой-новой редакции из целых 12 требований. Согласно пояснительной записке, проект новой-новой редакции потребовалось срочно разработать в связи с принятием ГОСТ Р 52872-2019, ГОСТ Р 70176-2022 и WCAG 2.1.

Напомню, что принятием ГОСТ Р 52872-2019 и WCAG 2.1 объяснялась необходимость разработки предыдущей редакции, которой в итоге предпочли редакцию 2015 года, которая через 2 месяца после повторного вступления в силу опять разонравилась Минцифры (а еще через месяц, в апреле, выйдет WCAG в редакции 2.2, и у ведомства снова выступит нормотворческая сыпь).

ГОСТ Р 70176-2022 Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Файлы формата PDF. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности интересен, в частности, тем, что опубликован на официальном сайте федерального органа государственной власти (Ростехрегулирования) в недоступном для людей с ограничениями по зрению формате – графического файла, причем с защитой от его распознавания средствами OCR (это отдельная история). Но еще интереснее, что за свежий национальный стандарт выдают перевод ISO 14289-1:2014 Document management applications – Electronic document file format enhancement for accessibility – Part 1: Use of ISO 32000-1 (PDF/UA-1), принятого 8 лет назад (здесь некоторые подробности).

Итак, в новой редакции Порядка Минцифра хочет утвердить попурри из 12 требований: 3 из редакции 2015 года, 3 из проекта редакции 2022 года и 6 новых, являющихся очередной попыткой пересказать своими словами хоть несколько из почти 80 критериев WCAG 2.1.
Проект требований к доступности госсайтов, разработанных в результате стремительных усилий Минкомсвязи и Ко в 2023 г.
  • наличие альтернативной версии размещаемой на официальном сайте нетекстовой информации, доступной для чтения программами экранного доступа, включая вспомогательные технологии;
  • документы формата PDF, а также иные документы, представленные ‎на официальном сайте, доступны для чтения программами экранного доступа, включая вспомогательные технологии, и размечены в соответствии с положениями национального стандарта или предоставлена альтернативная версия документа, доступная для чтения программами экранного доступа, включая вспомогательные технологии;
  • имеется возможность масштабирования текстовой информации, размещаемой на официальном сайте, не менее 200 процентов средствами ‎интернет-браузера и (или) клавиатуры без появления горизонтальной полосы прокрутки;
  • наличие альтернативной версии (аудио или иной версии, доступной ‎для инвалидов по зрению) кода, необходимого для подтверждения использования контента человеком, а не электронной вычислительной машиной, в случае ‎его применения на официальном сайте;
  • информация, размещаемая на официальном сайте, беспрепятственно доступна при помощи программ экранного доступа, включая вспомогательные технологии, ограничения по времени нажатия клавиш отсутствуют. Программы экранного доступа, включая вспомогательные технологии беспрепятственно считывают структуру и последовательность, в которой представлена информация ‎на официальном сайте;
  • заголовки страниц официального сайта и ссылки, размещаемые на таком официальном сайте, содержат описание, понятное для пользователей;
  • соблюдение критериев оптимальной контрастности информации, размещаемой на официальном сайте;
  • любые инструкции, описывающие процесс взаимодействия пользователя ‎с информацией, размещаемой на официальном сайте, или элементами интерфейса, ‎не опираются только на их характеристики, воспринимаемые органами чувств пользователей (форму, цвет, размер, визуальное расположение, ориентацию и звук);
  • для целей передачи информации, обозначения действия, запроса ‎на обратную связь или различения элемента интерфейса официального сайта помимо цвета используются другие средства;
  • наличие возможности контролировать (остановить, скрыть, изменить частоту) автоматически обновляемую информацию, размещенную на официальном сайте, в соответствии с критериями, предусмотренными национальным стандартом;
  • контекст, в котором представлены элементы интерфейса официального сайта, не изменяется при перемещении фокуса на такой элемент;
  • при наличии на официальном сайте форм, предусматривающих ввод информации, такие формы содержат описание в текстовом виде. При ошибочном заполнении формы уведомление пользователя об ошибке осуществляется доступным для пользователя способом и с описанием ошибки в текстовом виде.

Тут следует отметить, что нормотворческие порывы ведомства в рассматриваемой сфере ограничены законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который относит к компетенции Минцифры лишь инвалидов по зрению. Возможно, какой-то колясочник в детстве отнял у автора закона конфетку, или глухонемой увел жестами жену, а может он в силу своего невежества полагал, что сложности в пользовании веб-контентом возникают лишь у людей с ограничениями по зрению – мы можем лишь догадываться.
Пример ограничений, не связанных со зрением
WCAG 2.1, Критерий успеха 1.3.4. Ориентация

Контент полностью доступен при любой ориентации дисплея, если только строго определенная ориентация не является важной.

Прим: примерами, когда может быть важна определенная ориентация дисплея, являются отображение банковского чека, клавиатуры виртуального пианино, презентации на проекционном устройстве или телевизоре, или приложение виртуальной реальности.

Например, люди с травмами шейного отдела позвоночника не могут наклонять голову набок, а люди с травмами рук – легко менять ориентацию смартфона (портретный/ландшафтный режимы), чтобы лучше рассмотреть изображение с фиксированной ориентацией. Поэтому ориентация контента должна оставаться фиксированной (не изменяемой пользователем) только в тех случаях, когда это действительно необходимо.

Здесь и далее приведен авторский перевод WCAG 2.1.

Как бы то ни было, все 12 требований из проекта новой редакции Порядка сводятся к 10 Критериям успеха WCAG 2.1:
  • 1.1.1. Нетекстовой контент
  • 1.3.3. Сенсорные характеристики
  • 1.4.1. Использование цвета
  • 1.4.3. Контраст (минимальный)
  • 1.4.4. Изменение размера текста
  • 2.2.2. Пауза, остановка, скрытие
  • 2.2.3. Без временных ограничений
  • 2.4.2. Заголовок страницы
  • 3.2.1. По получению фокуса
  • 3.3.6. Предотвращение ошибок (любых)
только их «творческая переработка» в исполнении Минцифры, как и в случае с ГОСТом, оставляет желать лучшего.

Сравним, например, такое требование: соблюдение критериев оптимальной контрастности информации, которое в оригинале (Критерий успеха 1.4.3) сформулировано однозначно, с указанием на конкретные значения:
Визуальное представление текста и изображений текста имеют контрастность не менее 4,5:1, кроме следующих случаев:
  • крупный текст: крупный текст и изображения крупного текста имеют контрастность не менее 3:1;
  • второстепенные объекты: текст и изображения текста, являющиеся частью неактивных компонентов интерфейса пользователя, использующиеся исключительно в декоративных целях, невидимые пользователю или являющиеся частью изображения, содержащего другой важный контент, могут не соответствовать этому критерию;
  • логотипы: текст, являющийся частью эмблемы или фирменного наименования, может не соответствовать этому критерию.

Отсылка в нормативных правовых актах (НПА) к оценочному суждению достаточно волов вместо конкретных целевых показателей чревата тем, что прокуратура сможет оценивать соответствие госсайтов не формальным критериям, а степени оптимальности контрастности (как ее понимает конкретный прокурор в данное время суток при данном настроении освещении), и кто поручится, что первым из несоответствующих не окажется сайт самого Минцифры? Это даже было бы смешно, если бы не было за наш с вами счет.

Комментарии (4)


  1. ivankudryavtsev
    00.00.0000 00:00
    +2

    Смотрите, главное, чтобы армию ваши инициативы не дискредитировали. Опасная затея нынче к законотворцам претензии иметь какие-либо...


    1. ifap Автор
      00.00.0000 00:00
      +5

      Я бы сказал, что здесь есть некоторые признаки ч.3 ст.20.1 КоАП, т.е. распространения в сети «Интернете» информации, выражающей неуважение к обществу, государству и органам, осуществляющим государственную власть, но не уверен, что имеется полный состав. Т.е. является ли публичное проявление нормотворческой импотенции в течении 10 лет неприличной формой?


  1. avf48
    00.00.0000 00:00
    +3

    Ну для начала, хотя бы есть что обсуждать (Стандарт)... Это уже плюс... То что ваша команда участвует в обсуждении, это тоже оч хорошо... Меня беспокоит настрой автора, как будто вы просто саботируйте работу над стандартом, хотя при ознакомлении с перепиской, так не показалось.

    То, что ГОСТы не обязательные -это общая беда...

    А то, что сейчас (в большинстве) выдают за сайты, даже для человека без особенностей, бывает нечитабелен, так что Стандарт должен быть, но работу по его совершенствованию прекращать нельзя.

    жалуйтесь в Спортлото и ЮНЕСКО Росстандарт.

    Ну тут они правы, это к Росстандарту... За стандартами и ТК они должны следить... я бы даже больше наседал именно на ТК, они должны между собой терминологию утрясти.


    1. ifap Автор
      00.00.0000 00:00
      -1

      Ну тут они правы, это к Росстандарту...

      Чтобы исправить стандарт - да, к Росстандарту, а чтобы исправить Порядок Минцифры - это таки к Минцифры. И пока стандарт вредительский, Порядок на него ссылаться не должен.