Минцифры изучает проблематику обеспечения доступности контента для инвалидов по зрению.
В 2006 году Генконференция ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов, которую спустя 2 года Россия подписала, а еще через 4 года ратифицировала. Присоединившиеся к Конвенции страны обязались принимать надлежащие меры к тому, чтобы поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.
Данное обязательство оказалось полной неожиданностью для Минцифры (в те годы – Минкомсвязи), которому потребовалось еще 3 года, чтобы разработать «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов по зрению официальных сайтов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети «Интернет», состоящий всего из 3 пунктов.
- нетекстовая информация и нетекстовые материалы должны присутствовать также в версии для инвалидов по зрению в виде краткого описания такой нетекстовой информации;
- графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, должны присутствовать также в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;
- наличие возможности изменения размеров текстовой информации до 200%, шрифта, интервала между буквами (кернинг), а также цветовой схемы.
В 2022 году, когда международному стандарту веб-доступности WCAG перевалило за два десятка лет и его прямо или косвенно адаптировали в качестве национального стандарта большинство развитых стран мира, Минцифры решило актуализировать свой Порядок, дополнив его новыми требованиями.
Результат подвига нормотворчества Минцифры и 10 соавторов, состоявший уже из 6 пунктов, был представлен на суд общественности в мае прошлого года. Согласно пояснительной записке, необходимость подвига была продиктована принятием ГОСТ Р 52872-2019 и WCAG 2.1 (за 3 и за 4 года до этого соответственно).
- обеспечение возможности внедрения систем текстового сопровождения видео- и аудиоинформации, учитывающих потребности людей с различными видами инвалидности;
- обеспечение дублирования файлов формата PDF, представленных на официальных сайтах органов государственной власти, в текстовом варианте;
- обеспечение возможности масштабирования не менее 200 % шрифта без появления горизонтальной полосы прокрутки;
- обеспечение текстовой версии, доступной для чтения программами экранного доступа, аудио или иной альтернативной версии кода, доступной для других видов восприятия пользователями с различными видами инвалидности, необходимого для подтверждения использования контента человеком, а не электронной вычислительной машиной;
- обеспечение возможности беспрепятственно получать доступ ко всей размещаемой на сайте информации используя только клавиатуру. Ограничения по времени нажатия клавиш должны отсутствовать;
- поддержка специального элемента интерфейса, соответствующего следующим параметрам:
- возможность выбора одного из как минимум трех размеров и двух типов шрифта;
- возможность выбора одной из как минимум трех цветовых схем;
- возможность выбора межбуквенного и межстрочного интервала;
- возможность отключения изображений, анимации и видеоконтента.
Кроме вышеперечисленных требований проект содержал отсылку к тому самому ГОСТ Р 52872-2019, которому также должны были соответствовать госсайты, и который якобы основан на WCAG 2.1, а на самом деле – на
«Перевод» в ГОСТ: синхронизированное медиа: Аудио или видео, синхронизированное с другим форматом представления информации и (или) с ограниченным по времени интерактивным компонентом, если это альтернативное медиа для текста, явно обозначенное в этом качестве
Прим автора: unless в данном случае – если не, т.е. имеет прямо противоположный смысл (правильный перевод – если это не альтернативное медиа).
Свои соображения, почему ГОСТ Р 52872-2019 не может быть не то что стандартом, а вообще не должен был появиться на свет, мы изложили в отзыве на проект новой редакции Порядка, который направили Минцифры и примкнувшим к нему на ниве нормотворчества Минтруда, Минобрнауки, Минпросвещения и Банку России.
Представим кульминацию комедии абсурда – прокуратура налагает штраф за сайт, не соответствующий кривому ГОСТу по доступности, и владелец сайта оказывается перед выбором: сделать сайт
Отреагировать соизволили только двое – Минцифры и Центробанк; ответ первого сводился к одному абзацу, ответ второго – к четырем страницам, но суть была той же: к
Разработка ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности» (далее — ГОСТ Р 52872-2019) находится вне компетенции Минцифры России. Свои предложения в отношении ГОСТ Р 52872-2019 Вы можете направить в адрес Росстандарта.
Еще тогда я имел сомнительное удовольствие поздравить Минцифры соврамши: несмотря на статус «не учтено» у нашего отзыва, ряд замечаний все-таки нашел отражение в доработанной версии проекта новой редакции Порядка, а в принятой редакции исчезла и отсылка к пресловутому ГОСТу по
- нетекстовая информация и нетекстовые материалы должны отображаться в версии для инвалидов по зрению в виде описания такой нетекстовой информации;
- графические файлы формата PDF, содержащие документы в графическом виде, должны отображаться в версиях для инвалидов по зрению в текстовом формате;
- наличие возможности увеличения размеров текстовой информации до 200%, увеличения интервала между буквами, а также изменения шрифта и цветовой схемы.
Прошло всего 2 месяца со дня вступления в силу нового старого Порядка, как Минцифры он снова разонравился и ведомство опубликовало проект на этот раз уже честно-честно новой-новой редакции из целых 12 требований. Согласно пояснительной записке, проект новой-новой редакции потребовалось срочно разработать в связи с принятием ГОСТ Р 52872-2019, ГОСТ Р 70176-2022 и WCAG 2.1.
Напомню, что принятием ГОСТ Р 52872-2019 и WCAG 2.1 объяснялась необходимость разработки предыдущей редакции, которой в итоге предпочли редакцию 2015 года, которая через 2 месяца после повторного вступления в силу опять разонравилась Минцифры (а еще через месяц, в апреле, выйдет WCAG в редакции 2.2, и у ведомства снова выступит нормотворческая сыпь).
ГОСТ Р 70176-2022 Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Файлы формата PDF. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности интересен, в частности, тем, что опубликован на официальном сайте федерального органа государственной власти (Ростехрегулирования) в недоступном для людей с ограничениями по зрению формате – графического файла, причем с защитой от его распознавания средствами OCR (это отдельная история). Но еще интереснее, что за свежий национальный стандарт выдают перевод ISO 14289-1:2014 Document management applications – Electronic document file format enhancement for accessibility – Part 1: Use of ISO 32000-1 (PDF/UA-1), принятого 8 лет назад (здесь некоторые подробности).
Итак, в новой редакции Порядка Минцифра хочет утвердить попурри из 12 требований: 3 из редакции 2015 года, 3 из проекта редакции 2022 года и 6 новых, являющихся очередной попыткой пересказать своими словами хоть несколько из почти 80 критериев WCAG 2.1.
- наличие альтернативной версии размещаемой на официальном сайте нетекстовой информации, доступной для чтения программами экранного доступа, включая вспомогательные технологии;
- документы формата PDF, а также иные документы, представленные на официальном сайте, доступны для чтения программами экранного доступа, включая вспомогательные технологии, и размечены в соответствии с положениями национального стандарта или предоставлена альтернативная версия документа, доступная для чтения программами экранного доступа, включая вспомогательные технологии;
- имеется возможность масштабирования текстовой информации, размещаемой на официальном сайте, не менее 200 процентов средствами интернет-браузера и (или) клавиатуры без появления горизонтальной полосы прокрутки;
- наличие альтернативной версии (аудио или иной версии, доступной для инвалидов по зрению) кода, необходимого для подтверждения использования контента человеком, а не электронной вычислительной машиной, в случае его применения на официальном сайте;
- информация, размещаемая на официальном сайте, беспрепятственно доступна при помощи программ экранного доступа, включая вспомогательные технологии, ограничения по времени нажатия клавиш отсутствуют. Программы экранного доступа, включая вспомогательные технологии беспрепятственно считывают структуру и последовательность, в которой представлена информация на официальном сайте;
- заголовки страниц официального сайта и ссылки, размещаемые на таком официальном сайте, содержат описание, понятное для пользователей;
- соблюдение критериев оптимальной контрастности информации, размещаемой на официальном сайте;
- любые инструкции, описывающие процесс взаимодействия пользователя с информацией, размещаемой на официальном сайте, или элементами интерфейса, не опираются только на их характеристики, воспринимаемые органами чувств пользователей (форму, цвет, размер, визуальное расположение, ориентацию и звук);
- для целей передачи информации, обозначения действия, запроса на обратную связь или различения элемента интерфейса официального сайта помимо цвета используются другие средства;
- наличие возможности контролировать (остановить, скрыть, изменить частоту) автоматически обновляемую информацию, размещенную на официальном сайте, в соответствии с критериями, предусмотренными национальным стандартом;
- контекст, в котором представлены элементы интерфейса официального сайта, не изменяется при перемещении фокуса на такой элемент;
- при наличии на официальном сайте форм, предусматривающих ввод информации, такие формы содержат описание в текстовом виде. При ошибочном заполнении формы уведомление пользователя об ошибке осуществляется доступным для пользователя способом и с описанием ошибки в текстовом виде.
Тут следует отметить, что нормотворческие порывы ведомства в рассматриваемой сфере ограничены законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который относит к компетенции Минцифры лишь инвалидов по зрению. Возможно, какой-то колясочник в детстве отнял у автора закона конфетку, или глухонемой увел жестами жену, а может он в силу своего невежества полагал, что сложности в пользовании веб-контентом возникают лишь у людей с ограничениями по зрению – мы можем лишь догадываться.
WCAG 2.1, Критерий успеха 1.3.4. Ориентация
Контент полностью доступен при любой ориентации дисплея, если только строго определенная ориентация не является важной.
Прим: примерами, когда может быть важна определенная ориентация дисплея, являются отображение банковского чека, клавиатуры виртуального пианино, презентации на проекционном устройстве или телевизоре, или приложение виртуальной реальности.
Например, люди с травмами шейного отдела позвоночника не могут наклонять голову набок, а люди с травмами рук – легко менять ориентацию смартфона (портретный/ландшафтный режимы), чтобы лучше рассмотреть изображение с фиксированной ориентацией. Поэтому ориентация контента должна оставаться фиксированной (не изменяемой пользователем) только в тех случаях, когда это действительно необходимо.
Здесь и далее приведен авторский перевод WCAG 2.1.
Как бы то ни было, все 12 требований из проекта новой редакции Порядка сводятся к 10 Критериям успеха WCAG 2.1:
- 1.1.1. Нетекстовой контент
- 1.3.3. Сенсорные характеристики
- 1.4.1. Использование цвета
- 1.4.3. Контраст (минимальный)
- 1.4.4. Изменение размера текста
- 2.2.2. Пауза, остановка, скрытие
- 2.2.3. Без временных ограничений
- 2.4.2. Заголовок страницы
- 3.2.1. По получению фокуса
- 3.3.6. Предотвращение ошибок (любых)
Сравним, например, такое требование: соблюдение критериев оптимальной контрастности информации, которое в оригинале (Критерий успеха 1.4.3) сформулировано однозначно, с указанием на конкретные значения:
Визуальное представление текста и изображений текста имеют контрастность не менее 4,5:1, кроме следующих случаев:
- крупный текст: крупный текст и изображения крупного текста имеют контрастность не менее 3:1;
- второстепенные объекты: текст и изображения текста, являющиеся частью неактивных компонентов интерфейса пользователя, использующиеся исключительно в декоративных целях, невидимые пользователю или являющиеся частью изображения, содержащего другой важный контент, могут не соответствовать этому критерию;
- логотипы: текст, являющийся частью эмблемы или фирменного наименования, может не соответствовать этому критерию.
Отсылка в нормативных правовых актах (НПА) к оценочному суждению достаточно волов вместо конкретных целевых показателей чревата тем, что прокуратура сможет оценивать соответствие госсайтов не формальным критериям, а степени оптимальности контрастности (как ее понимает конкретный прокурор в данное время суток при данном
Комментарии (4)
avf48
00.00.0000 00:00+3Ну для начала, хотя бы есть что обсуждать (Стандарт)... Это уже плюс... То что ваша команда участвует в обсуждении, это тоже оч хорошо... Меня беспокоит настрой автора, как будто вы просто саботируйте работу над стандартом, хотя при ознакомлении с перепиской, так не показалось.
То, что ГОСТы не обязательные -это общая беда...
А то, что сейчас (в большинстве) выдают за сайты, даже для человека без особенностей, бывает нечитабелен, так что Стандарт должен быть, но работу по его совершенствованию прекращать нельзя.
жалуйтесь в
Спортлото и ЮНЕСКОРосстандарт.Ну тут они правы, это к Росстандарту... За стандартами и ТК они должны следить... я бы даже больше наседал именно на ТК, они должны между собой терминологию утрясти.
ifap Автор
00.00.0000 00:00-1Ну тут они правы, это к Росстандарту...
Чтобы исправить стандарт - да, к Росстандарту, а чтобы исправить Порядок Минцифры - это таки к Минцифры. И пока стандарт вредительский, Порядок на него ссылаться не должен.
ivankudryavtsev
Смотрите, главное, чтобы армию ваши инициативы не дискредитировали. Опасная затея нынче к законотворцам претензии иметь какие-либо...
ifap Автор
Я бы сказал, что здесь есть некоторые признаки ч.3 ст.20.1 КоАП, т.е. распространения в сети «Интернете» информации, выражающей неуважение к обществу, государству и органам, осуществляющим государственную власть, но не уверен, что имеется полный состав. Т.е. является ли публичное проявление нормотворческой импотенции в течении 10 лет неприличной формой?