Итак, на улице становится всё теплее и теплее и настало время подумать о продолжении эпопеи с самодельным самолётом…
Маленький спойлер: самолёт в принципе готов для уличных экспериментов, требуется только подобрать соответствующее время. Для тех, кто не знает — собираю подобное в первый раз.
Предыдущая статья про электронную начинку и её программирование — тут.
Только сама электроника без какого-либо несущего планера летать не может, поэтому подумаем о том, как обеспечить ей эту «положительную летучесть».
Хотя, честно говоря, с большим по размерам винтом и соответствующим двигателем она будет летать даже в виде комка
У меня был прецедент, когда случайно запустился не прикреплённый к столу двигатель и взлетел вертикально с подключённым к нему трёхбаночным аккумулятором, на 2600 mah (тот ещё кирпич по весу).
Хотя ему, конечно, далеко до четырёхбаночных аккумуляторов дронов :-). Просто этот эксперимент говорит о том, что с хорошим двигателем и малым весом полетит даже, грубо говоря, ведро. Так что, тут не всё так строго…
Так как я человек довольно ленивый, я начал, естественно, искать самый простой вариант постройки самолёта и в результате таких поисков наткнулся на следующий вариант:
Там парень берётся доказать, что сможет построить летающий самолёт за срок в полчаса и даже для подтверждения своих слов запускает таймер. В принципе он справился со своей задачей и его конструкция мне очень понравилась!
Единственное, что мне видится слабой стороной такой конструкции – так это то, что она для поворотов использует только отклонения хвостового руля, элероны на крыльях отсутствуют.
Что это означает: к сборщику предъявляются очень серьёзные требования по качественной сборке и хорошо отцентрованному размещению крыла.
Скажем, если бы элероны на крыльях присутствовали, то, если даже одно из крыльев создавало большую подъёмную силу/имело неправильную геометрию — то мы могли бы это поправить в реальном времени, просто-напросто подруливая элеронами.
Так как у нас элеронов нет, то, если мы «криво» собрали, — самолёт может начать в полёте закручиваться как сверло, и мы ничего не сможем с этим поделать! С другой стороны, — это существенно облегчает управление.
Думается, что это только в компьютерных играх летать легко или, или даже если сложно, мы просто можем разбить n-нное количество самолётов и научиться:-)
В реальной же жизни нам придётся научиться с первого раза… А теперь представим, что для управления нам надо рулить:
- силой «газа»;
- хвостовым рулём направления;
- хвостовым рулём высоты;
- закрылками.
И всё вышеперечисленное делать одновременно и весьма быстро. Самолёт — не дрон, и с большой скоростью покрывает расстояния, поэтому скорость реакции должна быть соответствующей. Так что, любое исключение какого-либо из пунктов пойдёт только на плюс, особенно новичкам…
Уже обрадовавшись и предвкушая построение подобного самолёта, в процессе я осознал ещё один неочевидный его минус: плохая транспортабельность. Даже по видео видно, что размах крыльев самолёта достаточно большой и может достигать порядка метра. Я очень сильно сомневаюсь, что большинство читателей живёт рядом со спортивным стадионом, на который у них есть свободный вход:-) для запуска самолётов.
Поэтому подавляющему большинству людей наверняка придётся выбираться куда-то условно далеко от дома, чтобы полетать. Соответственно, вопрос транспортабельности не является праздным.
В результате поисков я наткнулся на нечто совершенно замечательное (по крайней мере, для человека, делающего первые шаги в направлении авиации) — миниатюрный самолёт с радиоуправлением из картона (автор видео на youtube, к сожалению, запрещает его показ на других ресурсах, поэтому его можно глянуть вот этой ссылке).
Вот такой форм-фактор и есть то, что нужно! Легко можно транспортировать в рюкзаке/пакете, не сильно превосходит по размерам дрон.
Я предположил, что где-то имеется большая база подобных маленьких моделей, которую можно скачать. Упорные поиски ничего не дали, возможно, подобная база где-то и имеется, но мне найти её не удалось.
Однако в результате я нашёл нечто гораздо более интересное: ещё один простой способ создания самолётов. Так называемые «крестолеты»:
Картинка rc-aviation.ru
Картинка rc-aviation.ru
То есть, самолёты, изготавливающиеся из лёгкой потолочной плитки, свою жёсткость приобретающие за счёт соединения деталей самолёта крест-накрест. Дополнительная жёсткость может придаваться вставкой обычных деревянных школьных линеек/карбоновых прутков и т.д.
Также удалось найти достаточно большую базу подобного типа самолётов, например, вот здесь и здесь.
После ознакомления с подобным типом самолётов собирать самолёт первого типа, который был приведён в статье — уже как-то стало неинтересно:-).
Смирившись, с тем фактом, что первый самолёт будет достаточно большим, я приступил к его постройке…
Вкратце, как выглядит технология его создания: как правило, подобные самолёты уже содержат полноразмерные чертежи, разбитые на листы, которые остаётся только распечатать на принтере, склеить в единый полноразмерный чертёж, вырезать каждую деталь, после чего приложить её к листу потолочки, обвести ручкой и вырезать канцелярским ножом.
Правда там тоже есть свои нюансы, которые заключаются в том, что листы не имеют формата А4 — так как большинство подобных самолётов разработаны в Америке (по крайней мере, по ссылкам выше), соответственно, они оптимизированы для распечатки на их дюймовом формате бумаги, который отличается от А4 (как правило, он меньше по высоте и больше по ширине).
Ну да ладно, плюнем на эти нюансы, и будем пытаться печатать на родном посконном А4…
Самым муторным в этом процессе является последующая клейка отдельных листов бумаги в единый чертёж. Ведь здесь нельзя ошибиться и все линии должны быть параллельны, не искажены неправильным приклеиванием листов и т.д. В общем, занятие для терпеливых и аккуратных.
Впрочем, можно сказать, что большинство программистов уже имеют эти качества по дефолту:-)) С другой стороны, я часто замечаю за собой то, что иной раз надо не быть таким, так как нужно вовремя замечать, что «лягушку варят потихоньку». Ну, да это уже из другой оперы разговор.
Изрядно намучившись в процессе склейки и выполнив работу частично, индеец «Острый Ум» (то бишь я), вспоминает, что у него есть видеопроектор. И тут, словно молния пробивает в воздухе: Эврика! Вот оно!
Ведь мы можем отказаться от муторного склеивания листов, если используем видеопроектор и проекцию наведём прямо на листы потолочки! Кроме того, таким способом мы можем решить первую проблему, которую не удалось решить непосредственно — можем масштабировать легко и просто в нужное число раз, выбранную модель!
Сказано — сделано: лист потолочки приклеивается скотчем на шкаф, на него наводится видеопроектор и буквально за 5 минут обводятся все детали! Вуаля… О_о
Экономия времени — колоссальная… Кроме того, мы практически имеем в кармане готовую миниатюрную модель!
Далее эта модель вырезается ножом, и мы имеем полный набор деталей:
Как я уже выше говорил, для повышения жёсткости модели используют разнообразные армирующие закладные детали. Я как раз по случаю прикупил в Леруа Мерлен алюминиевую трубку внутренним сечением 5 мм, длиной 2м, за «непосильные» 72 рубля.
Трубка очень лёгонькая и, при маленьких длинах, вообще можно сказать невесомая. Используем её для закладки внутрь крыла, чтобы его не изгибало:
Также для повышения жёсткости, вспомнив, как примерно выглядели маленькие самолёты с бензиновым двигателем в своё время, например, те же самые кордовые модели, собранные, грубо говоря, чуть ли не из ножки от стула и его же спинки (и это я не шучу, видел и такое), решил увеличить жёсткость. А для этого собирать весь самолёт из склеенной в три слоя потолочки.
Правда тут выявилась параллельно проблема, так как изначальный чертёж был рассчитан на толщину материала, из которого он будет собираться, не более чем в 5-6 мм, — то все вырезы требовали коррекции, чтобы можно было состыковать детали между собой, так как сейчас, с учётом толщины клея, общая толщина пакета потолочки составляла порядка 13,5 мм.
Честно скажу, что с этим пришлось изрядно помучиться и перечерчивать заново, прямо по модели, что натолкнуло на мысль о необходимости соответствующей изначальной коррекции модели, до того как она будет переноситься проекцией, — об этом будет ниже.
Набор скленных деталей (кстати, клеил термоклеевым пистолетом):
На фото выше видно, что почти везде задал фаски — просто ножом подрезал края, чтобы были более округлыми все формы.
В результате начал вырисовываться довольно симпатичный самолётик, миниатюрный и очень прочный (малость притушевал свою мохнатую руку):
Как можно видеть, некоторые элементы конструкции пришлось изменить, в частности, кабину, чтобы уместить детали конструкции.
Я провёл разные эксперименты с креплением движущихся деталей самолёта — элеронов, деталей хвоста. И пришёл к выводу, что одним из лучших способов является закладной полиэтилен, полоска из которого закладывается внутрь крыла, заступая на площадь крыла порядка 1,5 см, после чего крыло склеивается, а затем, дополнительно это место прошивается насквозь иголкой с ниткой. Это получается один из самых дешёвых и простых способов создания крепежа элеронов и довольно точный.
Хотя на фото выше можно видеть, что здесь я решил поэкспериментировать с другим известным вариантом создания крепежей. Просто приматываем элероны и другие движущиеся детали к самолёту с помощью красного скотча.
Вертикальный руль направления, на хвосте самолёта пока зафиксирован в неподвижном состоянии, так как для приведения его в действии требуется внести изменения в код радиопередатчика и приёмника, так что пока решил обойтись без него.
В качестве кабанчиков (петли, прикреплённые к элеронам и деталям хвоста, за которые мы дёргаем сервоприводами, чтобы приводить их в движение), а также самих тяг,- использованы кусочки стальной омеднённой проволоки, от сварочного полуавтомата, согнутые самостоятельно, с использованием двух плоскогубцев.
В качестве силовой установки будут в дальнейшем проведены эксперименты с двумя типами двигателей (более скоростным и более медленным): 1400kv и 2200kv.
Это означает, что первый двигатель на каждый вольт поданного напряжения питания разовьёт обороты вала в 1400 об/мин, а второй, соответственно, — 2200 об/мин:
Соответственно, один двигатель имеет винт большего размера (более медленный двигатель), а другой — меньшего размера (более быстрый двигатель).
Кроме того, я закупил достаточно большой набор запасных винтов, понимая, что это расходник, и «биться» они будут направо и налево. В этом наборе есть даже условно большие винты, больше чем представленные на картинке выше: 1047 и 1147.
В качестве питания будем использовать двухбаночный аккумулятор, на 2200 mah, 7,4V (не догадался купить ещё и трёхбаночный, меньшего объёма (где-нибудь на 1000 mah, 11,1 V), для того чтобы уменьшить вес, с другой стороны, учитывая, что у меня два двигателя, это не особо принципиально, — так как я могу, для увеличения оборотов, просто взять более скоростной двигатель). Аккумулятор меньше, чем тот, что показывал раньше, поэтому мы тут выигрываем по весу:
Таким образом, дальнейшая успешность полётов готового самолёта зависит от нескольких вещей:
- веса оборудования,
- мощности двигателя,
- насколько он хорошо собран,
- насколько «кривые руки» у пилота :-)
Учитывая, что у меня есть достаточно большое количество винтов и разные двигатели, можно поставить ряд экспериментов и добиться приемлемого качества полёта (картинка ниже — кликабельна).
Пока, с тестами полётов порадовать читателей не могу — нет времени куда-то выбраться. Провёл серию тестов дома. С двигателем 1400kv и винтом 8060 — «рвёт из рук». Тягу замерить нечем, но субъективно — грамм 400-450. Может и более. По ощущениям, если слегка подкинуть — полетит. Но надо тестировать естественно. Кстати говоря, вот и повод купить нечто вроде ньютон-метра и электронных весов — мерить тягу винта и вес получившегося самолёта.
А что же с оптимизацией чертежей?
Как правило, чертежи представлены двумя наборами файлов, в формате PDF:
- общий вид, который можно посмотреть на экране;
- чертёж, разбитый на отдельные листы для печати на принтере.
Так как мы будем проецировать весь чертёж на один лист потолочки, то нам достаточно взять и внести изменения в общий вид (по сути, он является тем же самым векторным чертежом, только маленького размера).
В этих целях можно использовать любой векторный редактор. Для этого сначала нужно сохранить PDF в векторный формат EPS (на тот случай, если редактор сразу не понимает PDF):
После чего открыть в векторном редакторе (например, Adobe Illustrator, Corel Draw) и скорректировать все необходимые вырезы. Либо, если вам так больше нравится, пересохранить его из векторного редактора в формат DXF, после чего открыть в своём любимом инженерном CAD и править там.
Процесс этот достаточно разноплановый и требует специфических знаний, поэтому описание его в достаточно подробном формате выйдет далеко за пределы этой статьи. Однако направление, куда можно смотреть, я вам наметил…
Тем более что вносить все необходимые правки на экране намного легче, чем делать это руками в реальной жизни.
Подытоживая, хочу сказать, что описанный в статье способ проекционного быстрого перевода чертежей на реальный материал я ещё не встречал в интернете. Да, он используется совершенно в других сферах и мне даже самому приходилось его применять.
Однако, в плане переноса чертежей самолётов, в основном главенствует старый
Если у вас нет видеопроектора, есть способ альтернативный: можно использовать школьные диапроекторы (если они ещё где-то остались).
В канцелярских магазинах продаётся специальная прозрачная плёнка формата А4, для печати на лазерных принтерах. Можно, например, распечатать чертёж прямо на этой плёнке, положить её в проектор и спроецировать на вашу потолочку. В любом случае — это будет существенно быстрее, а для тематических кружков, которые занимаются моделированием, позволит существенно сократить время создания модели.
Telegram-канал с розыгрышами призов, новостями IT и постами о ретроиграх ????️
Комментарии (29)
DAN_SEA Автор
00.00.0000 00:00Насчёт профиля крыла: вы абсолютно правы. И мало того, я так и сделал :-). Но — для более простого варианта, показанного в первом видео в статье. Тут же мне хотелось сделать нечто:
1) собранное по логике классического крестолёта (где нет объемных крыльев с профилем)
2) для увеличения противоударностиПоявилась даже мысль — а не собрать ли таким проекционным способом из фанеры? Плоский, противоударный — для спокойного развлечения, без переживания о разрушении. Разве что винт останется расходником… Хотя — можно его сделать складным.
sshikov
00.00.0000 00:00Фанера слишком тяжелая. По крайней мере для такой же конструкции, и в сравнении с потолочкой. И вероятно излишне прочная.
Хотя первый самолет что я собирал во втором классе был сделан из набора, где фюзеляж и крыло были деревянные. Но моторчик у него был МК-12В.
Panzer_Ex
00.00.0000 00:00+4Здорово, аж руки зачесались детство вспомнить. Правда тогда в кружке мы делали кордовые модели. На дворе был 1986-ой, никакого радио и в помине не было. :)
Faxfox
00.00.0000 00:00+1Дом пионеров - наше все. Кстати у кордовых моделей сделать крыло - был отдельный вид мастерства.
maximus57
00.00.0000 00:00+2Большое спасибо за материал! Очень сильно не хватает подобных статей. Добавил обе части себе в закладки.
OldFashionedEngineer
00.00.0000 00:00+1Имея современный BLDC + литиевый акум можно любой кусок пенопласта заставить неплохо летать ))) Просто вырезаешь контур по любой понравившейся картинке, лишь бы плоскость была, и полетел.
А с таким соотношением длинны крыла к длине лопастей винта, практически вертолет получается. И толстые крылья скорее всего как воздушный тормоз будут работать, нежели давать подъемную силу.
DAN_SEA Автор
00.00.0000 00:00Имея современный BLDC + литиевый акум можно любой кусок пенопласта заставить неплохо летать ))) Просто вырезаешь контур по любой понравившейся картинке, лишь бы плоскость была, и полетел.
Это да:-). Сейчас влез в эту тему- увлекательное, доложу вам занятие!
Хочу раз такое дело, попробовать повторить вот эту тему ещё (вся электронная начинка для самолёта + акселерометр\гироскоп) - однороторный дрон:
OldFashionedEngineer
00.00.0000 00:00Идея прикольная. Скорее всего такая конструкция даст преимущество для горизонтального полета, если использовать рули как крыло. В плане вертикального полета нафига надо таскать на себе тяжеленные сервоприводы и всю эту механику, которые жрут электричество, создают сопротивление с воздухом и не дают тяги. Для вертикального полета наверное проще на эту же массу поставить 4-е мотора и вперед.
DAN_SEA Автор
00.00.0000 00:00Упрощение конструкции и удешевление. Всё ради этого. Как нибудь (правда даже не знаю когда, из за недостатка времени) — хочу такого плана соорудить с бензиновым движком от триммера (знаю такие движки как облупленные и могу решить любую проблему с ними — из за этого) + карбоновый винт от парамотора (параплан).
OldFashionedEngineer
00.00.0000 00:00Вот может быть с бензиновым мотором оправдано будет. Но на счет электрических, что может быть проще квадрокоптера? Две плаки крестом смотал, к концам присрал 4-е мотора и полетел
defecator
00.00.0000 00:00только надо помнить, что придётся удлинить вал и поставить на вал ещё один подшипник, иначе разобьёт подшипник коленвала
плюс бензиновый движок ОЧЕНЬ инерционен, и управление оборотами будет сильно отставать от управляющего сингала
DAN_SEA Автор
00.00.0000 00:00+1Кстати, по поводу самолётов. Сейчас ломаю голову над обратной проблемой: самый маленький самолёт с радиоуправлением :-)
Для чего: на уроках робототехники запускать в спортзале. Нечто совсем маленькое, помещающееся на ладони. Но, тем не менее, имеющее радиоуправление и более менее долгий срок полёта (хотя бы минут 7).
Решить эту задачу можно массой способов. Ищу самый лёгкий (по весу) и реализации.
Например взять такую начинку:
p-p-k-55
00.00.0000 00:00Думаю, что вместо склейки листов А4 проще воспользоваться услугой широкоформатной печати.
Alfair
00.00.0000 00:00+6Вот странно, вроде бы автор приводит в пример и видеоролики, и ссылки на rc-aviation, но при этом производит общее впечатление (простите!) человека, который из принципа не хочет использовать чужой многолетний опыт, а делает по принципу "я лучше знаю". Интернет доступен, форумы авиамоделистов ещё не все закрылись (хотя многие на издыхании), вся инфа есть.
Вроде и чертежи нашёл уже готовые, так нет же -- "решил сделать их в три слоя". Блин, зачем? Если бы нужно было в три слоя, так на чертеже бы и было три слоя... Просто так, потому что "мне так захотелось"? ну ладно, коль так пусть, придаст больше объёма и копийности.
"Эксперименты с креплением элеронов"? "прошиваются иголкой с ниткой"? Уже давно есть отработанные сотнями моделистов за многие годы способы крепления. Не нужно никаких экспериментов и ниток. Прорезать ножом, капнуть клеем, вставить полоску любого тонкого гнущегося пластика. Или проще - односторонний срез под 45 градусов и полоса скотча с плоской стороны. Всё.
Руль направления (руддер) вообще можно не делать, если у вас нет опыта в пилотировании. Без него всё управляется точно так же (самолёт поворачивает НЕ рулём направления!).
"хочу сделать из фанеры"? "вклеил трубку 5 мм диаметром"? Это в самолёте из потолочки, где борьба идёт за каждый грамм веса, где вместо металлических часто используют пластиковые винты, и обрезают лишние провода для облегчения? Даже если тяги мотора хватит поднять эту фанерную конструкцию, это не будет самолетом. Это будет летающий(возможно) кирпич похожий на самолет. И с такой посадочной скоростью, что нормально посадить его можно будет только "по-вертолетному", винтом вверх :) Не одна только тяга двигателя делает самолет -- самолетом. Почитайте про "нагрузку на крыло", например... для небольшого метрового самолета-тренера это (примерно) не больше 50-ти грамм/дм2.
"Ломаю голову о самолете для зала". Не ломайте :) Погуглите "зальные авиамодели". Это 80-100-150 грамм веса, карбон, и низкие скорости. Ни на какой фанере и алюминии малого веса и низких скоростей вы не получите. Для микро-rc-самолетов (которые "помещаются на ладони") вообще специальная мини-электроника с мини-моторами. И вместо сервомашинок - актуаторы. На них дышать страшно, не то что летать :) а если сделать прочнее (тяжелее) - летать не будет. Будет падать.
Короче говоря, полностью поддерживаю это хобби (сам такой), но пожалуйста, не пренебрегайте чужим опытом. Больше изучите теорию. Понимайте что и для чего вы делаете -- так будет гораздо продуктивнее и проще.
DAN_SEA Автор
00.00.0000 00:00Спасибо, за обстоятельный ответ! Я видел этот вариант (полоски пластика, пробитые степлером и вклеенные). Сейчас попробовал - да, замечательно! :-)
Насчёт управления: я руководствовался вот этой схемой управления:
Рыскание:
Крен:
Тангаж:
P.S. так что, я не сказал бы, что руддер (рыскание) не нужен. По крайней мере, при попытке взлететь с разбега -он весьма помогает рулить. Полагаю, что в воздухе тоже будет недурно, особенно при заходе на посадку.
Alfair
00.00.0000 00:00Абсолютно верно, рысканье. Основное его предназначение на больших самолетах -- компенсация бокового ветра при взлете и посадке (когда, условно, нос самолета смотрит не туда куда он движется на самом деле). На истребителях -- также корректировка прицела в горизонтальной плоскости. Безусловно необходим он только на моделях для 3D-пилотажа, которые часто находятся в нестандартных для обычного полета положениях, в которых руддер может исполнять роль и руля высоты. Так там и площадь его весьма увеличена.
Как мы видим, для тренировочной модели (у Вас именно такая), всё это не очень нужно. Я совсем не говорю что он лишний, нет :) но для первой модели, при желании, от него можно вполне безболезненно отказаться, особенно при острой необходимости упрощения конструкции и веса (а это уменьшит посадочную скорость и упростит управление). На китайских самолетиках с примитивным управлением его часто и не бывает.. Поворот же самолета в воздухе всегда осуществляется исключительно элеронами (первоначальный наклон) и рулем высоты (вход в поворот).
Взлет с разбега это очень хорошо. И для этого нужно шасси (например если у него есть хвостовое колесо -- оно довольно просто интегрируется с плоскостью руля направления, получается легко и удобно). У Вас я пока не вижу ни того ни другого :) Кстати, запуск модели "с руки" надёжнее и проще чем с земли -- т.к. у неё сразу при этом имеется и начальная высота, и начальная скорость.
DAN_SEA Автор
00.00.0000 00:00Буду пробовать на этих выходных… Собрал ещё как в первом видео вариант. 2 самолёта сразу буду тестить...
Alfair
00.00.0000 00:00Удачи :) ждём информации об облёте. Кстати, если не сложно... приведите, пожалуйста данные о размере модели (размах и площадь крыла), весе (полном, с двигателем и АКБ) и центровке (напомню - она должна быть примерно в четверти-трети от передней кромки крыла). Спасибо :)
DAN_SEA Автор
00.00.0000 00:00Размеры смогу сказать, вечером замерю. А вот с весом, как я и говорил — вообще плохо всё. Нет у меня весов — вообще никаких. Даже подумываю, не сделать ли самому на базе ардуино/esp32 и т.д. — так как:
а) весь дом завален этими платами и периферией;
б) есть аптечные гирьки.Есть и датчики Холла аналоговые.
А дальше — элементарно: останется только сделать "качельку" с магнитом, которая приближается к датчику. И вешая гирьки — отградуировать вывод показателей на определённый вес. И потом уже взвешивать свои самолёты...DAN_SEA Автор
00.00.0000 00:00P.S. Есть и малюсенькие (на ногте мизинца умещаются) — шаговые двигатели. Подумываю взять их(вместо серв)+arduino nano+nrf+таблеточные батарейки+ микродвигатели на 30 000 об/мин (тоже помещаются на ногте мизинца). И сделать бумажный самолётик на радиоуправлении — для запусков в спортзале :-)
Alfair
00.00.0000 00:00У меня был бумажный "PowerUp 3.0" (гуглите). По комнате он не летал, потому что "медленно и печально" даже при его весе и нагрузке на крыло не получалось. В спортзале вполне можно было. Так вот, собственно, о чем я -- сейчас уже есть "PowerUp 4.0", его вес, судя по спецификациям на офсайте -- 19 грамм. Как Вы думаете, сможете уложиться в аналогичные 20 грамм веса? :) и да, у PowerUp при этом нет вообще никаких сервомашинок (вместо них суперлёгкие и маломощные магнитные актуаторы), управляется ими только руль направления, т.е. запаса веса на всякие рули высоты и элероны уже не осталось. Никакого лишнего железа - только карбон, только хардкор. 150 mAh 1S LiPo.
Если вес Ваших "шаговых двигателей, arduin nano, nrf, таблеточных батареек и микродвигателей" в сумме сильно больше 20 грамм, то "бумажный самолётик" у Вас (к сожалению) уже не получится.
Авиация, особенно маленькая, особенно медленная, это постоянная борьба веса, прочности и мощности. Например, до появления лёгких и ёмких lipo нормальный электросамолёт был вообще практически невозможен. Бесколлекторные моторы тоже дали весьма неплохой толчок к авиамоделизму (они дают намного больше мощности при том же весе чем коллекторные). Тяжёлый но мощный самолет, при малой площади крыла - или падает, или носится с бешеной скоростью (например если тяговооруженность >1), но тогда это уже ракета, ему и крылья не нужны, только управляющие поверхности. Хотим уменьшить скорость - нужно увеличить площадь или уменьшить вес (обоими способами, сктати, идут, но лучшие результаты конечно когда делается и то и то). Хотим уменьшить вес - упираемся в разумные пределы, падает мощность (двигателя, систем управления). Увеличиваем площадь - увеличивается вес, перестает хватать мощности, сильно падает прочность. Потолочка в этом смысле отличный материал (приличная прочность при сверхмалом весе) -- особенно после оклейки скотчем. Карбон, опять же, появился. А раньше "зальники" делали практически из соломы и высохших мыльных плёнок (условно). Вот, например, пример зальника: https://robo74.ru/assets/upload/news/2019/7.jpg, или вот: https://usamodelkina.ru/uploads/posts/2022-02/1645082023_2.jpg
Никак не получится вот так просто взять кучу компонентов из "завалов плат и периферий" и собрать из них _маленький_ самолёт. Даже большой, на самом деле, будет не так просто, хотя и заметно проще -- т.к. чем больше самолет, тем меньшую долю веса в нём занимают компоненты (радио, сервы, провода, мотор). Метровый тренер сделать в сто раз проще, чем 20-тисантиметровый зальник.
Firelander
00.00.0000 00:00+2В качестве первой модели крайне рекомендую делать минимум метр размаха. А лучше даже побольше. Метр двадцать это хорошая планка, когда модель уже летает более-менее по-самолетному, а не просто бешеная муха. Мелкие полуметровые модели крайне тяжело управляются, любым порывом ветра их крутит так что даже не успеваешь отреагировать, поэтому если и хотят летать на чем-то таком мелком, то ставят контроллеры, которые стабилизируют полет. (Либо делают сверхлегкие медленные зальники).
Плюс у вас вся электронная начинка явный оверсайз для такой мелкой модели. Если брать мелкие зальники то как выше заметили там над каждым граммом трясутся, это совсем другой класс моделей.
Руль поворота действительно не нужен. До полутора метров размаха его ставить смысла в принципе мало, если не надо всякий пилотаж крутить типа ножа и 3д.
w0lf
Стесняюсь спросить, если крыло из двух половинок бутербродом, почему бы не сделать профиль крыла, обеспечивающий хоть какую то подъёмную силу (плоско-выпуклый хотя бы)? Понятно что за счёт высокой тяговооруженности и топор полетит, но управлять всяко удобнее. Из потолочки если делать модель профиль можно получить закладкой рейки между бутербродам потолочки. Понятно что это не профили NASA, но всё лучше чем плоское крыло. У меня с таким профилем полукопия Пайпера отлично летала на коллектором 280-ом моторе, тяговооруженности была меньше 0.5.
OldFashionedEngineer
Зачем при таком моторе иметь какую-то подъемную силу на крыле?
w0lf
По моему опыту самолёт с профилированным крылом лучше управляется, планирует, это облегчает посадку.
vladz
конструктор обозначил наличием крыла, что это самолет 8)
OldFashionedEngineer
Самолет из пенопласта. Его можно сразу оп пол шмякнуть и ни чего не будет. Для тяжелых моделей наверное это важно.