Всем привет! Меня зовут Ольга Болотова, и я Developer Advocate в QIWI. Сейчас я представляю интересы разработчиков, но до этого я была фронтенд-разработчицей, и пять лет работала с новичками, стажёрами и их наставниками. А потом на позиции руководительницы запустила программу стажировок во фронтенд-направлении в моей прошлой компании.
По себе знаю, что стажёры могут обернуться болью и потерянным временем, но могут и стать бриллиантами под руководством наставника. В своей работе я всегда стремилась огранять алмазы и не тратить на это весь рабочий день, оставаться профессионалом и не перегибать палку, выпускать мотивированных, закалённых и уверенных разработчиков. Без ложной скромности скажу так, если вы наставник, готовитесь им стать или просто часто взаимодействуете с новичками, эта статья c советами — мастхэв.
Онбординги — для слабаков
Ключевое качество стажёра — умение адаптироваться. Если стажёр буксует уже в первый день, зачем он вообще тратит время наставника. Процессы, ресурсы, доступы, текущие проекты — это всё элементарные вещи. Они — словно огонь для древнего человека. Смог добыть — выжил: пожарил пищу, согрелся ночью, отпугнул хищников. Не смог — увы, свои гены передать он уже не сможет.
Вам не нужен новичок, который не может разобраться в фундаментальных вещах. Я советую осторожно наблюдать за своим подопечным в первые дни и главное — не вмешиваться ни при каких обстоятельствах. Примерьте на себя роль оператора National Geographic и используйте этот период как механизм естественного отбора. Помните, любые трудности закаляют вашего падавана.
Мир принадлежит экстравертам
Социализация — это тоже ответственность стажёра. Если новичок сходу не может контактировать с командой, знакомиться со всеми подряд, участвовать в рэндом кофе — где-то произошла ошибка на этапе найма.
Вот мои рекомендации по командным созвонам:
Ни в коем случае не представляйте стажёра.
Ведите себя как обычно, словно вы и не наставник.
Наблюдайте и делайте выводы.
Дельный новичок на первом созвоне может взять слово и представиться; способен моментально включиться в рабочие вопросы и накидывать идеи; в силах заткнуть за пояс будущих коллег и заставить вас испытывать гордость. Если всё сходится, то ваш падаван не из робкого десятка. Но не обольщайтесь, это стажёрская база. Скорее всего (но это не точно), с такими ребятами можно иметь дело.
Если же человек скромно молчит или волнительно говорит, крепитесь, дальше вам будет тяжело. Не тревожьтесь о том, что возможно вам предстоит расстаться. Скорее всего, это не тот человек, который был вам нужен.
Одному из наших стажёров наставник дал задание самостоятельно познакомиться со всеми коллегами в компании и только потом переходить к рабочим задачам. Нас в QIWI почти две тысячи человек — долгий и основательный поход. Но вы только представьте, какой чемпион потом вырастет из Вениамина Сумкина.
Ругать, нельзя хвалить
Классика жанра. Сколько блестящих карьер построено на крике, давлении и самоутверждении. Но это всё же бонусный плюс для вас, который вам поможет в менеджменте, а сейчас речь о стажёрах.
Задача наставника — воспитать тефлонового подопечного. Для этого нужно прививать стойкость и привычку к самой жёсткой критике. Расскажите своему падавану, что корпоративный мир не такой уж солнечный и приветливый. Объясните, что здесь важно не то, как бьёшь сам, а какой держишь удар, как двигаешься вперёд. Внушите, что только так побеждают.
Именно поэтому я настойчиво рекомендую не только критиковать своих стажёров публично, но и всячески поощрять критику от остальной команды везде, где это только можно: лично, на встречах, в пулреквестах, в лифте, на кофепоинтах. Критикуйте стажёра в те моменты, когда он меньше всего к этому готов.
Не верите, вот вам история Семёна Ухокусова. С кодом у него пока не очень, но за его плечами победы во всех корпоративных соревнованиях по боксу, дзюдо, греко-римской борьбе и золотая медаль в чемпионате по пощёчинам. Сейчас мы ставим его в спарринг со всеми новичками, проверяем их на прочность и отсеиваем тех, кто не подходит.
Нельзя проявлять слабину и хвалить своего падавана. Но если уж так случилось, и вы вынуждены это сделать, об этом никто не должен узнать. Используйте личные сообщения, их можно удалить сразу после прочтения. Для похвалы тет-а-тет назначайте встречи в самых безлюдных уголках вашего офиса. Предварительно спросите, не привёл ли стажёр за собой хвост и проверьте, нет ли у него нательного микрофона.
Забота и внимание — яд, берегите ребят
Каждый лид хочет видеть в своей команде самостоятельных и самоходных сотрудников. Вам как наставнику должно быть под силу воспитать эти качества в новичке, иначе как он будет дальше работать?
Предоставьте ему время для самого себя. Занимайтесь своими делами, они гораздо важнее для вас и компании, ведь ваша эффективность гораздо выше, чем у стажёра.
Никаких совместных кофебрейков и встреч тет-а-тет. Читайте сообщения, но не отвечайте по полдня. Это развивает чувство независимости и тягу к самостоятельному поиску ответов. На все просьбы отвечайте «завтра», «у меня пожар», «нет времени», «сейчас не до тебя», «я в другом часовом поясе, и у меня уже ночь». Так вы не только сможете дистанцироваться от стажёра, но и научите его своим хитрым приёмам.
Если сталкиваетесь в коридоре, отводите взгляд и ускоряйте шаг. На всякий случай купите большие солнечные очки, накладные усы и нос.
Если вы сомневаетесь в совете, вот вам история глубокой саморефлексии Хельги Скороходовой. Своим отсутствием наставник пробудил в ней запредельный уровень самостоятельности. Она сама разочаровалась в себе, сама приняла решение, что «айти – это не для неё», сама нашла новую вакансию курьера и сама успешно прошла собеседование. Умничка!
Одного раза должно быть достаточно
Что ещё нужно развивать в стажёре — так это внимательность и сообразительность. Уже на первой встрече поставьте жёсткие условия: больше одного раза вы не объясняете. Это касается всего: рабочих задач, условий и новой информации.
Наставник — это не преподаватель, который бегает за студентом или отвечает на вопросы после пары. И не ютубчик с лектором, где можно отмотать назад или поставить на паузу. Учёба в прошлом. Сейчас работа, где всё по-взрослому. Если человек смог найти свою первую работу, то и задачу он должен понимать с первого раза.
Не реагируйте, даже если видите смущение и неловкое молчание на лице стажёра. Если смалодушничаете, сделаете только хуже и разбалуете новичка. Да и вообще, в компании куча коллег. Не пропадёт, кто-нибудь да объяснит. Если у стажёра нелады с осознанностью и с присутствием в моменте, это не ваши проблемы.
И обращусь к примеру великих. Магистр Йода умер, чтобы не отвечать Люку на его надоедливые вопросы. У нас пока ещё никто не умирал, но от одного наставника постоянно уходят стажёры. Ждут, видите ли, что им разжуют материал. А истинный мастер не прогибается. Горжусь такими ребятами!
Сила наставника — в авторитете
Наставник — это звучит авторитетно. Ваш подопечный ни на секунду не должен сомневаться в том, что вы чего-то не знаете. Особенно если вы и вправду не знаете.
Если вас застали врасплох вопросами, на которые вы не знаете ответа, скажите что-нибудь сложное на мидловском или на сеньорском. Главное — в этот момент выглядеть умно. Для убедительности потренируйтесь перед зеркалом.
Забавный факт. Чаще всего стажёры задают вопросы специально, чтобы проверить вас, а не потому что им, действительно, нужна помощь. Начитаются умных вещей в интернете и стараются найти слабость наставника.
Если в запасе нет готовых ответов, закатывайте глаза и стыдите за незнание элементарных вещей. Делюсь ещё одной тактикой — переадресовывайте вопросы стажёру. «А что ты думаешь по этому поводу?» — должно срываться с ваших губ автоматически. Это называется коучинг.
Один наш стажёр Олег Панкейков после двух месяцев работы с наставником сам стал коучем и открыл свои курсы в инстаграме. В описании он называет себя абракадабра-сеньор-помидор-тимлид-супернова-разработчиком. Задаёт открытые вопросы по JS в сторис и уже собрал 24 подписчика. Готовится залететь в форбс.
Выводы
Итак, это лучшие практики, проверенные годами. Не слушайте тех, кто их не разделяет, им нельзя верить. Мне — можно. А если после применения у вас будут трудности с коллегами, не звоните Солу, пишите мне. Не зря же я Developer Advocate.
Ладно, конечно же, это всё первоапрельская шутка, и принимать всерьёз эти советы я никому не рекомендую. А ещё я одним глазком заглядывала в школу наставников QIWI и знала, что ребята используют зеркальные советы: в игровой форме они учат коллег составлять план погружения для новичков, помогают им развиваться, а также прокачивать собственные навыки наставника. Просто любовь!
Если у вас тоже есть вредные советы, делитесь ими в комментариях!
Комментарии (12)
sshikov
00.00.0000 00:00+3Вам не нужен новичок, который не может разобраться в фундаментальных вещах.
Конечно. Только его резюме еще HR-ы в корзину выбросили. Зачем нам эти неудачники… © Это же классика жанра :)
dprotopopov
00.00.0000 00:00Ваш подопечный ни на секунду не должен сомневаться в том, что вы чего-то не знаете
Программирование так не работает
Это совет не для инженеров и науки... - где основное правило - подвергай всё сомнению
JoeyHere
00.00.0000 00:00+7Вот вы в шутку вредные советы написали, а я в паре компаний работал, где это реально нормой считают :)
Fragex
00.00.0000 00:00-3ИМХО. Статью писал «обиженный» человек.
Наставник это проводник, многое зависит от того, кто он у тебя. Если он делает так, как написано в статье, то вы просто «уничтожите» человека. Он скажет, что это всё не то, что он хотел. И, возможно, покинет ряды.
Тут главное правило: «золотая середина». Наставник должен видеть минусы и плюсы своего наставляемого и уметь направить это в правильное русло.
Если наставник говорит, что у него своей работы много и еще наставлять, то зачем ты вообще наставник ?
OlBol Автор
00.00.0000 00:00+4В самом конце статьи я раскрываю секрет, что это первоапрельская статья с вредными советами для наставников.
TedDenisenko
00.00.0000 00:00-2Открою секрет, но первоапрельские статьи стоит выпускать 01.04, а не 31.03
Ne_Ruchnoy_Pylesos
00.00.0000 00:00+6На середине статьи вернулся в начало, что бы убедиться, что я не пропустил пометки "Вредные советы". Убедился. Ещё раз прочитал кто именно пишет эту статью. Задумался о способах описанных в статье и моём подходе к обучению. В конце статьи стало всё на свои места. Спасибо автору за несколько минут жизни с вопросом "Что это такое? Серьёзно так происходит в крупных компаниях?" :)
artebel
00.00.0000 00:00Да, я с таким сталкивался. Это привело к походам к психологу и долгому восстановлению психики
uvelichitel
00.00.0000 00:00+2Очень дельная и полезная статья. Проблема "оголтелых неумек" мало пока раскрыта.
Хочется добавить:Первым делом, всякий наставник должен понимать, суперзадача стажёра -- занять ваше место. Они, стажёры, для этого и припёрлись.
Ну и по мелочи
Занимайтесь своими делами, никаких совместных кофебрейков и встреч тет-а-тет.
Спорный тезис... Ведь ещё проверенная стратегия -- стоять, всю дорогу, за спиной у стажёра и укоризненно подглядывать за его неуклюжими действиями. Кроме воспитательной функции, эта стратегия позволяет слегка снизить бремя своих собственных непосильных тягот.
-- Почему issue не закрыто?
-- Стажёра выращивал!
раньше, ещё применялось -- Компилируется...
AlexW0lf
00.00.0000 00:00Для меня почиталось как "Вредные советы". Видимо в зависимости от размера компании практики разные, но в большом кровавом энтерпрайзе не сработает.
uvelichitel
Очень дельная и полезная статья. Проблема "оголтелых неумек" мало пока раскрыта.
Хочется добавить:
Первым делом, всякий наставник должен понимать, суперзадача стажёра -- занять ваше место. Они, стажёры, для этого и припёрлись.
Ну и по мелочи
Спорный тезис... Ведь ещё проверенная стратегия -- стоять, всю дорогу, за спиной у стажёра и укоризненно подглядывать за его неуклюжими действиями. Кроме воспитательной функции, эта стратегия позволяет слегка снизить бремя своих собственных непосильных тягот.
-- Почему issue не закрыто?
-- Стажёра выращивал!
раньше, ещё применялось -- Компилируется...