Письмо на Балабановскую спичечную фабрику:
«Я 11 лет считаю спички у вас в коробках — их то 59, то 60, а иногда и 58. Вы там сумасшедшие что ли все???»
Периодически задаюсь вопросом "ящик каких батареек купить в этом году". И поэтому являюсь давним поклонником исследований-сравнений разных батареек, наиболее известные и масштабные из которых — за авторством Алексея Надежина (@AlexeyNadezhin). Критерий простой — соотношение цены и энергетической ёмкости.
Обсуждение в одном блоге подтолкнуло освежить, что есть хорошего но недорогого, в наличии в России на сегодняшний день. Первым делом вспомнилась последняя закупка, неплохо показавшая себя — марка батарей AA\AAA Lexman Standard, в сети "Леруа Мерлен". И всплыл неожиданный факт, оказалось что в Москве пачка из 4шт стоит 132 рубля, а в Воронеже 98. Разница, между прочим, в 33%. Беглое "блуждание" по разным городам показало, что история очень загадочная, цены могут скакать с виду совершенно произвольно.
Эту загадку невозможно было оставить без решения, поэтому первым делом был написан скрипт, добывший все цены по этим батарейкам во всех 53 точках присутствия сети (в Белгороде магазин закрыт, соответственно в исследование он не вошёл). Оставлю за скобками как устроена у Леруа защита "от ботов/DDOS", там слишком много смеха, боли и слёз, скажу лишь, что есть полное впечатление, что компания не хочет, чтобы мы знали, как устроены её цены. И, кажется, там правда есть что скрывать, вы только взгляните на это! (Похоже, нормально скролить таблицу прямо в статье можно только колесом мыши, ну и ссылка на GSheet есть)
Сходу видно много интересного. Например, хочется бросить всё и в Курск. Или вот, больше всех должны страдать жители городов на "Влади". Тут есть всё. Цены на "AA" большие чем на "AAA" (логично, ведь их ёмкость больше). Цены на "AAA" большие чем на "AA" (логично, ведь первые используются меньше, а значит, более редкие). Цены на одну позицию в разных городах, отличающиеся больше чем в два раза. Цены в одном городе за 2шт большие, чем за 4шт. Логично, ведь... Погодите-ка!
Даже если отталкиваться от "средней цены" на позицию, видно (см. конец таблицы), что "скидка" может достигать 57%, "наценка" 26%, а разброс цены 75%. Это, мягко говоря, довольно много, но почему так? Выраженной географической привязки не видно, на коэффициент для "зажравшихся столиц" тоже не похоже...
Моя базовая гипотеза пока такая. Сеть честно формирует цены исходя из нормы прибыли, но в виде коэффициента на момент закупки. И тогда, залежавшиеся несколько лет на складе позиции начинают смотреться очень выгодно, а заодно дают ощутить, какими темпами всё-таки всё вокруг дорожает. По крайней мере, это как-то разумно.
Но, это в том числе отражает главную проблему батареек. Они ведь химические элементы питания. Химия внутри деградирует со временем. Батареи, пролежавшие один год на складе совсем не ровня пролежавшим четыре. Кажется, это может объяснять отзывы на сайте вида «проработали несколько дней, ёмкость никакая, потекли прямо в игрушке» и т. п. Хорошо, что продавец даёт возможность кому‑то покупать батарейки занедорого. И ему наверное хорошо, что лежалый товар распродастся быстрее. Но вот что плохо. В данном случае, в отличие от позиции, скажем, «Угол крепежный равносторонний», у товара де‑факто есть срок годности. И хорошо бы, чтобы покупатель на сайте мог не только ценам радоваться, но и видеть дату производства партии того, что он покупает. Иначе это вводит в заблуждение.
Интересно всё-таки, как "Леруа" сами этот хаос с ценами объясняют.
И ещё кое-что. Вы там, в Курске, вообще что-ли батарейками не пользуетесь?
Комментарии (33)
little-brother
10.04.2023 11:16+2>>но и видеть дату производства партии того, что он покупает
Это как предполагается реализовать? Под каждый завоз батареек делать новый SKU или изменять вид SKU в базе данных?
Да и Леруа пофигу на потребителя (и так купят), конкурентов практически выжили с рынка или сами ушли. Например, проблема расхождения количества товара на сайте и в магазине походу решается только телефонному звонку в магазин.
ksotar Автор
10.04.2023 11:16>Под каждый завоз батареек делать новый SKU
Ну это я в предположении, что цены разные, потому что партии разной давности. Тогда бы это значило, что какой-то учёт такого рода уже есть, нужно его просто предъявить пользователю.
>пофигу на потребителя
Тут, к сожалению, похоже на правду. А с учётом крепнущих слухов про "уход компании из России", пофигизм может только крепнуть...E_nix
10.04.2023 11:16+1Так они уже отпочковались от французов, насколько я знаю.
ksotar Автор
10.04.2023 11:16Ну пара недель таким новостям:
https://www.kp.ru/daily/27482.5/4738510/
Соответственно, не самый актуальный вопрос сейчас для них -- цены на батарейки. Но мне в т.ч. интересно было, это сейчас система "в разнос пошла" или так и было и т.п.
KruFFT
10.04.2023 11:16+2https://leroymerlin.ru/company/nizkiye-ceny-kazhdiy-den/
В первом блоке справа (цитата):
"КАЖДЫЙ МАГАЗИН В КАЖДОМ ГОРОДЕ РЕГУЛЯРНО ИЗУЧАЕТ ЦЕНЫ НА РЫНКЕ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ НАШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И ВЫГОДНЫМ."Так что зависит от цен в других городских магазинах.
ksotar Автор
10.04.2023 11:16Хм! Тогда моя версия трещит по швам.
Но, я вот прямо уверен, что портовый город Владивосток имеет широкий выбор более интересных цен на китайские батарейки. И строчка "максимальные цены по стране" ему досталась непонятно, за что.ZheZhdanov
10.04.2023 11:16+1мы тоже работаем с ЛМ, так же заметили такие изменения.
Их лозунг - "Низкие цены каждый день!"
Когда поставщик повышает цены для ЛМ, закупка хорошо мониторит рынок на аналогичные товары. ЛМ всячески пытаются тебя продавить и выбить скидку. Нам как то прислали мониторинг цен сделанный ими с указанием региона, города и магазина.
Так же есть такое понятие как МиксМаржа, они очень часто этим пользуются.ksotar Автор
10.04.2023 11:16Да, интересно. Понятно, что намерения-то в целом здравые и вроде бы в сторону уменьшения цены направлены. Но, соответствует ли им результат?
ZheZhdanov
10.04.2023 11:16+1Конечно. у них покатегорично разная средняя наценка. К примеру на сухие строительные смеси 10%, а на отделку 40%.
Как писал @RichCat я такие случаи не встречал. Полагаю, это слив остатков, по договоренности, что поставщик оплачивает эту скидку, что бы не забирать товар из магазина.
RichCat
10.04.2023 11:16+1Это вы ещё не видели, как они продают товар ниже цены закупки. Лично сталкивался, когда работали с этой сетью. Мы им продали товар за 1000 руб, в Москве он стоял по цене 1500 (вполне обычная маржинальность). Но, другой клиент из Омска звонил и жаловался, что у них в Леруа наш товар стоит уже в рознице по 800 руб. Так что, ситуация с батарейками - это мелочь.
ksotar Автор
10.04.2023 11:16Интересная история. Безусловно, батарейки это мелочь (правда, есть истории вроде моей, когда люди регулярно закупают батареек, скажем на 40к). Но, она показала интересное ценообразование, и мне захотелось узнать, какое оно, и в чём корни.
Ваш пример показывает, что у них оно устроено... поистине интересно.
Ну то есть я могу легко представить как крупный магазин даёт товар ниже себестоимости - скажем он ходовой, входит в какую-то типичную\важную корзину, и совсем не хочется чтобы за ним покупатель бежал в какой-то другой магазин. Но, как устроен тогда "перекос" в другую сторону - не очень понятно.
Может, конечно, совокупность факторов. Часть формирования цен - автоматическая, часть ручная регуляция, на выходе - хаос.RichCat
10.04.2023 11:16+2Нас тогда тоже заинтересовал этот момент и мы взяли его на заметку. В итоге, аналогичная ситуация только с другими нашими товарами повторялась ни один раз. И всё это закончилось, когда ближайшие конкуренты закрылись или потеряли свои позиции на рынке, из-за постоянного ценового демпинга. Вот тогда розничная цена выросла. То бишь, "выжгли всё напалмом"... Хотя, конечно, всё это можно объяснить совпадением и случайностью. И ни капли злым умыслом.
sepetov
10.04.2023 11:16+1Кстати, с более дорогими, нежели батарейки, это встречается регулярно.
Я раньше работал в фармацевтической компании и иногда мы распродавали товар ниже себестоимости просто для того, чтобы освободить место на складе под более ходовой товар и в итоге оказывались в плюсе.
На сильно проходном складе каждая ячейка стоит дорого, поэтому не очень ходовой товар иногда выгодней спихнуть именно таким образом.
K0styan
10.04.2023 11:16+1Со стороны выглядит как хаос, по факту - очень многофакторная оптимизация прибыли, которая учитывает и предложения конкурентов, и покупательскую способность, и какие-то локальные флуктуации условий поставщиков.
ksotar Автор
10.04.2023 11:16Это вообще довольно глубокая и общая тема сейчас для IT и всякого рода автоматизации, как мне видится. Скажем, задумано всё правильно, строится, преследуя определённые цели. Но частный случай, с которым сталкивается отдельный человек, может выглядеть, как дичь. И, кажется, что общий выбор компаний в этом смысле - да, может быть есть какие-то флуктуации, но система настолько сложна, что трудно даже понять причины такого поведения, не то что их контролировать. А 5% (или сколько там) пользователей, которые "не уложились в сценарий" и столкнулись с чем-то нештатным – ну жаль их, но не смертельно.
А человек оказывается зажёван в заглючивший автомат, как Чарли Чаплин в "Новых Временах". Кому мертвому дедушке рекламу присылают, кому штраф на миллион с камер, пока он в отъезде был и т.д. и т.п.
Но, правда мне кажется у Леруа тут всё-таки не в сложности проблема, тут попроще.K0styan
10.04.2023 11:16У Леруа нет проблем как таковых. Они просто учитывают всё, что влияет на цену. И выставляют её так, чтобы маржа * количество покупок максимизировалось. Разные цены в разных магазинах - не есть флуктуации, у каждой из них есть обоснование. И в торговых сетях есть здоровенные отделы, которые это всё считают. А в каком-то диапазоне сами магазины цены корректируют, уже исходя из совсем локальных данных.
Поэтому пытаться вытащить эти обоснования из публичной информации - вообще пустое. Просто недостаточно информации. Товар под собственной торговой маркой может вообще по факту поставляться несколькими производителями с разной ценой закупки - в один регион одна партия идёт, в другой - другая. Одной географией тут дело вообще никак не ограничивается.
Истории же маленького человека против большой машины - вообще немного не про то. Дифференцированное ценообразование может быть совершенно непрозрачным. Оно совершенно точно оптимизирует не счастье этого человека, а прибыль для бизнеса. Но в то же время оно не может не учитывать обратную связь от покупателей - во имя прибыли же.
ksotar Автор
10.04.2023 11:16Эту точку зрения я понимаю, да. Но, часто мне кажется, что есть перекос в позиции "у бизнеса всё зашибись и по плану, они же не дураки" - для оценки этого тоже ведь публичной информации недостаточно. И именно что "динозавры с миллиардами" часто очень неповоротливы и "мелочей" просто не замечают. А с масштаба покупателей это может быть уже и не такая и мелочь, допустим, и в целом может быть звоночком про неполадки\неоптимальности. И логика "было бы существенно для бизнеса - они бы починили" тут не всегда работает, "невидимая рука рынка" поправляет совсем не всё, а местами имеет прямо уродливые проявления. Как скажем у Гугла\Интела есть километровые многолетние треды на форумах поддержки, где пользователи, скажем так, вопиют, говорят что "я ушёл к таким-то" и проч, но их голосов просто не слышно, некому слушать, нет ресурса. Мне очень запомнилось письмо от поддержки Гугла, где сотрудник писал "хочу уверить вас, что никогда не оставлю вас наедине с этой проблемой и сделаю всё возможное, чтобы её решить". Стоит ли говорить, что это письмо было последним?
Можно предполагать, что этих голосов — ниже любой погрешности, можно как я — что заметный процент. Данных у нас и правда недостаточно, исследований-то нет. И наверное да, странно видеть такой полёт мысли от простой темы "цена на батарейки", но я просто всё время об этом думаю :)
DMGarikk
10.04.2023 11:16А почему никто не предположил что цена строится из затрат логистику? это же в некотором роде может все объяснять
может в Курске у них какойто центральный склад откуда все везут, и цены там соответствующиееksotar Автор
10.04.2023 11:16Ну, первое предположение такое и было. Но потом смотрю на карту - не вижу системы.
Про Курск как гипотезу можно взять.
Но вот, скажем, в моём детстве на ДВ была 3-я категория цен - тут понятно с логистикой. В моей юности границы открылись и засилье недорогих китайских товаров случилось. Мне сложно представить с этой т.з. как во Валдивостоке могут быть самые высокие цены на батарейки с происхождением "Китай" - что по логистике, что по конкуренции.DMGarikk
10.04.2023 11:16как во Валдивостоке могут быть самые высокие цены на батарейки с происхождением "Китай"
запросто может так быть
еще во времена СССР логистические пути могли работать так
Надо перевезти груз из Уфы в Челябинск например
Груз поедет из Уфы в Москву, а потом из Москвы в Челябинск, потому что нет прямых логистических связей между Уфой и Челябинском, а с Москвой есть у обоих.
В интернетах много всяких смехуёчков как почта России посылки возит с такой логикойв РФ даже у коммерческих контор до сих пор так, я в прошлом году наблюдал такое у вайлберриз
В Анапу заказал какуюто штуку типа рублей за 500 и наблюдал с изумлением за её маршрутом
Краснодар->Москва(Коледино)->Новороссийск->Анапа->неправильный пункт выдачи->Новороссийск->Москва(Коледино)->Новороссийск->Анапа->Правильный пункт выдачипарадокс в том что пункты выдачи находились на соседних улицах, но логика это логика, а бизнеспроцессы и логистика — это совсем иное
DvoiNic
10.04.2023 11:16+1Бывало еще смешнее — до сих пор помню, что Корветовские классы (КУВТ Корвет, 12 бездисковых + 1 учительский+принтер+магнитофон), поставляемые ПО Октябрь (г.Каменск-уральский) комплектовались принтерами СМ6337 производства какого-то Симферопольского завода, и Курского Счетмаша. А такими же принтерами производства Челябинского часового завода комплектовались КУВТ производства Баку. Причем "централизованно" в Челябинск поставлялись как раз бакинские классы, т.е. принтера из челябинска ехали в Баку, там упаковывались в большой комплект, и ехали обратно…
зы. А у Уфы с Челябинском как раз связь прямая — 380 км по "историческому" Транссибу, это с Казанью связи нет.
А насчет логистики — да, это действительно так — проще и дешевле использовать типовой маршрут. Транспортировка отдельной вещи "между улицами" в расчете на эту вещь была бы сильно дороже, чем "за компанию" на 1000 км.
ksotar Автор
10.04.2023 11:16Ну тут два момента и вы упоминаете и я затронул. Что в СССР многое было неоптимальным, потому что был негибкий дидактический подход к управлению. И там неоптимальностям вообще удивляться не приходилось. А, приход рынка как бы должен был всё это поправить. Ну, многое-то и поправил, действительно.
Но, мне кажется для предположения "ну так устроена жизнь\бизнес, ничего не поделаешь" тут маловато данных. Где-то действительно просто невозможно и бессмысленно сделать по-другому, и практически всегда "оставить как есть - проще". Но, в отношении Владивостока — ворот в Китай и Тихий океан мне правда очень сложно в это поверить. Хотя довольно давно там не был.
Вот, скажем, упомянутая Почта России много лет действительно устраивала "логистический ад". Но, стоило её возглавить человеку из бизнеса, как многие эти процессы были в разы улучшены. Насколько этого импульса хватило, какие ещё есть неоптимальности, насколько опять началась стагнация - тут могут быть вопросы, да. И вином вот собрались торговать - у бизнеса своя, своеобразная логика бывает, что уж :)
Вспоминается древний анекдот, как один банк решал вопрос с рекламным щитом: https://online812.ru/2011/01/10/007/index.html
Словом, вопрос, где объективные законы большого бизнеса просто не очень прозрачны для потребителей и хотя, последствия локально и могут выглядеть диковато, вряд ли могут\должны изменяться. А где это всё-таки признаки "подгнивания" системы — по инертности, головотяпству, ошибочным принципам в основе, по нехватке ресурсов для оптимального управления своей сложностью. Вопрос этот выглядит непростым, но интересным. А ответы, кажется, не то чтобы существуют.
Вот, в дефектоскопии есть важная, нетривиальная и востребованная область - для двигательных установок понимать по слабым, очень малозаметным предварительным "звоночкам" в вибрационной картине, что двигатель собирается "пойти вразнос" и ему пора в ремонт\на профилактику. Действовать только когда система уже в состоянии "так больше нельзя", очевидном всем, кажется неоптимальным поведением, лучше как-то пораньше и по более мелким поводам тоже.
timsiling
10.04.2023 11:16+2Если мне не изменяет память, то магазины Леруа довольно независимы и каждый имеет свою коммерческую политику. Так что разные цены на полках это норм.
По поводу блокировок работы робота, собирающего цены. И конкуренты и поставщики постоянно мониторят цены, чтобы регулировать или свои отгрузочные цены или отпускные. Еще мониторят акции, бонусы и проч.
Пытаются портить блокировать работу сборщиков все. Например, Техно Николь отделяют рубли от копеек не точкой, а разным размером шрифта, чтобы обмануть роботов и вернуть цену х100.
Хотя зачем это делать я мало понимаю, все равно никто не пишет своих сборщиков цен. А нормальные сервисы дорабатывают своих роботов по запросу оперативно.
ksotar Автор
10.04.2023 11:16Иногда, какие-то вещи, вроде "палок в колёса" конкурентам (часто воображаемым) действительно происходят из логики "ну а как по-другому-то?" Но, отойдёшь чуть в сторону, посмотришь с широкой позиции — и вообще не понятно "а зачем?"
Противоречие "больших задач большого бизнеса" и "мелких подковёрных пакостей".
Arhammon
Один из вариантов как раз чем меньше средний оставшийся срок годности, тем меньше цена, чтоб быстрее купили. Если срок годности прошел такие батарейки в утиль... в теории. Срок годности на каждой упаковке печатается сколько видел.
ksotar Автор
Я вот не уверен, что есть официальный срок годности тут, подкреплённый законодательно, как с продуктами. По крайней мере, бегло не нагуглилось. Так-то да, пишут что для щелочных лет пять до непригодности, Duracell "хватает наглости" заявлять 10-12, но, кто и как это определяет\регулирует?
А если "дают скидку" за просроченный\полупросроченный товар, хотелось бы про это явно знать. Ну то есть, если они как-то рассчитывают "срок годности", то пусть его указывают.
Arhammon
"Элементы и батареи первичные" регулируются на равных с молоком. https://base.garant.ru/11900963/
ksotar Автор
Ого!
Тогда, выходит, законодательство нарушается тут, и не только "Леруа".
Срок службы (годности) товара должен устанавливаться изготовителем в соответствии с нормами законодательства о защите прав потребителей, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или другими обязательными правилами и содержаться в информации о товаре, предоставляемой потребителю (покупателю).
И видимо, существенный нюанс тут в том, что такое "пригодность для использования по назначению в течение срока годности". И дело в т.ч. в огромной разнице сроков с продуктами, одно дело 10 дней у молока и другое дело 5 (если 5) лет у батарей. Скажем, если ёмкость батареи упала на 50% - это пригодная?
Arhammon
Видел в других организация в базах подсчет сроков сроков годности для батареек, инвентаризацию для них. В теории все норм. Но на практике ни разу не видел чтоб на эти батарейки вообще смотрели этот срок, да и сам не смотрю при покупке. А вот чтоб отбирали молоко на кассе видел... Просто все забили, обычно с батарейками проблем нет(если не покупать нонейм за 10р или дюрасел за 20р), и если принести случайно купленные просроченные батарейки их скорее всего без проблем поменяют или вернут.
ksotar Автор
В целом всё так. И я даже понимаю, что "закупка батареек ящиками" - не совсем типичная история. Но с другой стороны, исследования Надежина довольно популярная тема, и это понятно, потому что "в киоске" Duracell уже можно и по 200р/шт встретить, и кажется это может уже выводить батарейки из категории "спонтанная покупка". А у довольно неплохих по моему опыту батареек, на сайте Леруа рейтинг - 3.5. И я понимаю, что мне в целом просто везло, мне привозили свежие, а кому-то нет.
И вот, допустим срок службы у них 5 лет (посмотрел вот свежую пачку Lexman - на них указано, и так и есть, да). А в отличие от молока, батарейки и храниться и использоваться могут годами. И бывают ситуации, когда ты знаешь, что хорошо бы, чтобы эта партия через полгода всё ещё отдавала полную ёмкость. Или чтобы не потекла в приборе. И тут - не хватает информации.
Скажем, производители\продавцы ёмкость на батарейках не пишут (не дай бог кто решит что аккумулятор и заряжать станет), внутреннее сопротивление\токоотдачу тоже. Но, тут хотя бы энтузиасты вроде Надежина пробел восполняют, проводят испытания. А вот со сроком годности\датой производства тут никто кроме продавцов помочь не может. А они не хотят.
И вроде и проблема узкая - моя, да тех родителей у которых в отзывах батарейка в игрушке ребёнка "взорвалась". Да и плёвая - что там те батарейки, всё же не по 200р эта марка. Но, как камешек в ботинке - и ходить можно, но неприятно как-то.
Arhammon
Открыл коробку с батарейками - АА свежие 22года, АА прошлогодние 21 года, ААА позапрошлогодние 20года.
Если в этой коробке есть купленная когда-то по приколу плоская 3R12 с истекшим в 2017 году сроком годности - это не проблема производителя или магазина, а скорее мое плюшкинство...
Хранение на складе стоит денег, по этому шанс нарваться на просроченные батарейки в крупных компаниях и проходных местах околонулевой.
На EEVblog были испытания на протечку батареек.
ksotar Автор
Ну, по большому счёту согласен.
За EEVblog спасибо - нашёл, там хорошо, сходу сказали, что самый простой способ заставить батарейки потечь - это поставить их в дорогой прибор. Очень жизненно :)