Итак, в первой части нашего расследования мы выяснили, что стремление очеловечивать всё что можно и нельзя проистекало у наших предков из страха перед непознанным; что роботы-близняшки из «Atomic Heart» имеют довольно интригующее отношение к палеолитическим «венерам»; что на хуманизированные военные кампании денег дают больше, чем на не-хуманизированные; а также что первая интернет-хуманизация родилась в недрах японской имиджборды Футаба, пользователи которой пронзили в кнопке Internet Exporer грустный гриб.

Теперь пора поговорить о том, как развлечение анимешников-битардов вырвалось из имиджборд и распространилось по сети со свирепостью и лютостью военной техники (которую, разумеется, «очеловечили» в числе первых). В нынешних интернетах хуманизации всего и вся уже никого не удивляют — но так, несмотря на глубокие корни в человеческой психике, было не всегда.

Сбер-тян от мастера хуманизаций Rikani, официальный аниме-маскот крупнейшего российского банка, в 2021 году уже вызвала мало удивления в рунете
Больше картинок богу картинок!




Вернёмся в 2003 год. Пока завсегдатаи Футабы всё больше втягивались в процесс создания моэ-хуманизаций, в США развивался Форчан — попытка перенести в англоязычную среду один из популярнейших форматов японских интернетов. Появился он по уважительной причине: 15-летний студент и ярый отаку Кристофер «moot» Пул бомбанул с того, что на тогдашней главной англоязычной кузнице мемов и упороса Something Awful забанили хентай. И создал свою Футабу, с блэкджеком и битардами.

Крис Пул косплеит троллфейс просто потому, что может

Поначалу Форчан был почти полной копией Футабы на том же самом движке, только на английском языке. Даже часть текстов сайта представляла собой кривой машинный перевод с японского, а многие графические материалы напрямую тырились с тредов Футабы. Первыми пользователями Форчана стали ушедшие с обесхентаенного Something Awful американские отаку. Естественно, первое время 4chan был про аниме, мангу и хентай чуть более, чем полностью — и именно в это время его посетители подхватили у японских коллег не только часть сленга, но и идею моэ-антропоморфизма. Для начала — компьютерных программ и операционных систем семейства Windows.

OS-тан, хуманизации винды, с которых всё и началось на Футабе в далёком 2003-м

Поначалу, впрочем, процесс шёл достаточно сонно даже на /b/ Форчана — хотя количество моэфикаций понемногу росло, и принимали они самые причудливые формы. К примеру, в 2004 году главный приз Japan Otaku Awards получила манга Binchō-tan про антропоморфные… сорта угля! Некоторые хардкорные отаку считают начальной точкой бума моэфикации именно её — хотя, на наш взгляд, она была скорее одним из всё более многочисленных проявлений тренда.

Героини Binchō-tan представляют собой хуманизацию разных видов древесного угля, используемого в Японии. В данном случае это бамбуковый уголь, уголь бинчотан и дубовый уголь

Хуманизации в виде анимешных девушек копились медленно, но верно — пока в интернетах не прогремел настоящий взрыв моэфикации. Произошёл он в 2006 году и выплеснулся далеко за пределы имиджборд: форумы стали заполняться хуманизациями самых разных явлений и объектов. В целях объяснения происходящего недоумевающим «цивилам» англоязычная Википедия даже обзавелась статьёй «Moe anthropomorphism»:

Антропоморфизм моэ (яп .萌え擬人化: моэ гидзинка) — форма антропоморфизма в аниме и манге, где качества моэ придаются нечеловеческим существам, объектам, концепциям или явлениям. Помимо моэ-признаков, моэ-антропоморфы характеризуются аксессуарами, которые служат подчёркиванию их исходных форм до антропоморфоза. Персонажи, как правило, изображают неодушевлённый предмет или популярный потребительский товар. Часть юмора этого олицетворения исходит из личности, приписываемой персонажу (часто сатирической), и характеристики машин, предметов или мест как «милых».

Что показательно, статья с самого начала иллюстрировалась изображением Википе-тан, моэфикации самой Википедии

Уже первая версия статьи от 31 июля 2006 года включала в себя описания не только OS-тан, но и целого ряда свежих на тот момент явлений. Например, меха-мусумэ, изобретённых мангакой Фумиканэ Симада: когда в виде девушки изображается тот или иной вид военной техники, при этом в образе присутствуют элементы конструкции и вооружения хуманизированного объекта.

▍ Меха-мусумэ: девочки с большими стволами


Началось всё в 2004-м, когда Симада изобразил персонажей своих будущих манги и аниме Strike Witches в виде пока безымянных девушек-истребителей Второй мировой войны. Уже в 2005-м на основе его рисунков выпустили фигурки, за ними последовала манга с большим количеством персонажей, а в 2006-м по ней начали снимать аниме-сериал.

Немецкий истребитель Bf-109E-3 по рисунку Фумиканэ Симада, «бабушка» всех последующих меха-мусумэ

Справедливости ради, Strike Witches отличалось обострённым вниманием к нижнему белью героинь даже по меркам бывалых отаку — но именно оно положило начало всему жанру меха-мусумэ. А также его ответвлению в сторону жанра «милые девушки мило и бескровно пользуются реальными моделями оружия или боевой техники в перерывах между чаепитиями». Ярчайший пример — Girls und Panzer того же Фумиканэ Симада: уже без бесконечных трусов в кадре, но зато с обилием заклёпочничества и обыгрывания военно-исторических мемов.

(никак нельзя упомянуть GuP и не поставить самый меметичный для рунета его фрагмент)

Впрочем, в GuP героини не воплощали собой танки, а всего лишь участвовали на них в школьных соревнованиях а-ля World of Tanks. К нашей теме из аниме больше подходит Upotte!! 2009 года, героини которого в самом буквальном смысле являлись также системами стрелкового оружия.

Героини Upotte!!! не просто пользовались автоматическими винтовками, но и сами были ими, к тому же отражая в облике характерные особенности оружия

Уже в начале 2010-х жанр меха-мусумэ привёл в стан поклонников аниме множество диванных милитаристов, которые ещё не так давно считали отаку любителями «китайских порномультиков». Страницы военно-исторических блогов, пабликов и сообществ стали заполняться хуманизациями наряду с историческими фотографиями и схемами устройства заклёпок — причём моэфикации подвергались всё более редкие и причудливые шушпанцеры. Что интересно, при этом исходная сексуализация меха-мусумэ заметно снизилась, хотя до конца не исчезла.

Советский тяжёлый танк КВ-5 с его, ммм, характерными особенностями, наверняка памятными для игроков в World of Tanks

▍ Двач-тян и Бесконечное лето


Тем временем настал 2007-й, который многие по сей день считают золотым веком рунета, борд и мемов. Мода на хуманизацию охватила /b/ Двача не хуже лесного пожара — из чего вырос целый ряд персонажей во главе с Двач-тян. Правда, в отличие от японских OS-тан, были они не столько кавайными, сколько стёбно-ироничными, а порой и весьма суровыми.

Двач-тян не одобряет правило 34, юзернейм

В центре ранней русскоязычной хуманизации Двача стоит именно Алиса Двачевская — не первая из появившихся на нём девушек-маскотов, но однозначно самая яркая. Возникла она вполне канонично: из упоротого треда от 3 апреля 2007 года, когда некий анонимус предложил создать маскот для главной российской имиджборды, сделал набросок, и заверте… В каноничном варианте Двач-тян обрела два хвостика с заколками в виде золотого афедрона, пионерский галстук поверх белого топа, мини-юбку и берцы (опционально изображается с сигаретой, огнестрельным оружием и/или тесаком).

Слева направо: Славя-тян, Двач-тян и СССР-тян

Ещё до Двач-тян на /b/ появились Россия-онээ-сама и СССР-тян. Строго говоря, Россия-онээ-сама (то есть «старшая сестра Россия») возникла в веб-комиксе японского художника про северокорейские испытания баллистических ракет — но настолько полюбилась российским пользователям, что зажила собственной жизнью.

Как водится, автор пытался показать, до чего японцев достали ракетно-ядерные амбиции Кимов — но зрителей зацепил совсем другой персонаж

СССР-тян — самая старшая по хронологии возникновения, но самая младшая по внешнему виду — появилась ещё в сентябре 2006 года и сразу покорила анонимусов, ностальгирующих по Советскому Союзу. Сейчас она считается одним из официальных маскотов Двача — наряду с, собственно, Двач-тян.

Самая завирусившаяся в рунете картинка с СССР-тян (Роскомнадзор-тян по-дружески прикрывает неприличное слово)

А ведь ещё были Славя-тян, Уныл-тян и многие другие… Которые, скорее всего, так и ушли бы в прошлое вместе с золотым веком российских битардов, — но группа энтузиастов подарила им вторую жизнь в виде визуального романа «Бесконечное лето». Вышел он на рубеже 2013-го и 2014-го и в качестве героинь использовал по большей части тех самых тян с Двача — только в сеттинге пионерского лагеря конца 1980-х.

Персонажи «Бесконечного лета»

Исходно создатели игры были битардами с Ычана и хотели сделать не более чем стёбную эротическую игру с мемными тян. На выходе же получилась история, сочетающая ностальгическую и где-то даже пронзительную романтизацию ушедшей эпохи с экзистенциальной философской драмой и элементами хоррора. Как знать, не она ли породила в современной культуре интерес к сеттингу «в пионерском галстуке»?

▍ Ожившие страны: Хеталия и компания


В том же 2006 году в жанре хуманизаций случился прорыв: в Японии появился первый веб-комикс, где вместо моэ-девушек фигурировали моэ-парни! Да-да, речь о широко известной юмористической серии Хидэкадзу Химаруи Hetalia: Axis Powers, «Хеталия и страны Оси». Её героями стали хуманизированные страны, а в сюжете обыгрывались события как Второй мировой войны, так и актуальная политика второй половины 2000-х. В центре повествования находится Хеталия, сиречь Италия — обожающий пиццу легкомысленный раздолбай, которого вечно приходится вытаскивать из неприятностей суровому и сумрачному Германии.

Франция, Британия, США, Германия, Италия, Япония, Китай, Россия и Австрия

Если изначально моэфикации были явно ориентированы на отаку мужского пола, то «Хеталия» произвела эффект разорвавшейся бомбы уже в среде девушек-анимешниц. Мужской пол большинства персонажей (женщинами были только некоторые страны, вроде Беларуси и Венгрии) давал бесконечный простор для шиппинга и позволял пуститься во все тяжкие в фанфиках и фанартах, коими и поныне забиты профильные ресурсы.

Впрочем, мемасов разной степени упоротости с персонажами «Хеталии» тоже хватает
Больше картинок богу картинок!




Аниме-версия «Хеталии» вышла в 2009-м, и тогда же появилась веб-комиксная альтернатива — Scandinavia and the World от датской художницы Humon. На сей раз в центре событий оказались близкие автору скандинавские страны: раздолбаистый Дания, чопорный Швеция, алкодепрессивный Финляндия и так далее. Фанфиковый потенциал европейского комикса был куда меньшим, чем у «Хеталии», зато в нём подмечалось значительно больше интересных деталей об особенностях жизни и взаимоотношений стран.

Типичные туристы из разных стран мира по версии SATW
Больше картинок богу картинок!





Однако самым популярным вариантом хуманизации стран стали Countryhumans, выросшие из Countryballs. Опять же, всё началось в 2009 году, когда на немецко-русской имиджборде Краутчане некоторые пользователи начали подкалывать польского юзера под ником Wojak. (Да-да, это тот самый Вояк, с которого уже в 2018-м пошла соответствующая традиция мемных изображений персонажей, Думера и компании.)

Поляк Вояк — знаковая фигура для истории интернет-культуры: с его ником связаны сразу две мемные традиции!

Ну а в 2009-м стёб немецких и российских пользователей над Вояком привёл к появлению Поландболла: квази-хуманизации Польши в виде глазастого шарика в цветах перевёрнутого польского флага. Поскольку в конце нулевых была актуальна тема «польских водопроводчиков» и других не слишком высокооплачиваемых трудовых мигрантов из Польши, Поландболл часто оснащался вантузом. А также ностальгией о былом могуществе Речи Посполитой и постоянно обыгрывающимся сюжетом «Польша не может в космос».


Формат оказался годным. Постепенно к Поландболлу добавились практически все существующие и когда-либо существовавшие страны. А мемы и стрипы со страношариками в самых разных ситуациях и с разных точек зрения распространились далеко за пределы имиджборд, став существенной частью исторической и политической интернет-культуры.

Русско-японская война на пальцах в шариках

Примерно с середины 2010-х Countryballs стали выходить из моды. Когда всем уже казалось, что они уйдут в прошлое вслед за Превед-Медведом, в 2018 году внезапно случилась их загадочная гибридизация с «Хеталией». Так возник сеттинг Countryhumans, более чем живой по сей день, а страношарики превратились в человекообразных существ с руками и ногами.

Ирония над Италией при этом никуда не делась
Больше картинок богу картинок!




Такой «апгрейд» дал возможность использовать персонажей более разнообразными способами. Кто-то продолжил отображать с их помощью свой взгляд на исторические и политические события, а кто-то принялся яростно шипперить во всех возможных сочетаниях и с впечатляющим размахом.


Впрочем, это было уже в конце десятых, когда хуманизация начала становиться мейнстримом. Как популярное, но всё ещё субкультурное явление утратило ориентированность на отаку и превратилось в то, что понятно без пояснений даже бабушкам из «Одноклассников», — обсудим в третьей и заключительной части.

Оставайтесь с нами!

Telegram-канал с розыгрышами призов, новостями IT и постами о ретроиграх ????️

Комментарии (2)


  1. wangraf
    23.04.2023 14:01
    +1

    СССР тяг, это Алиса с мелафоном, Яна Поплавская из красной шапочки, Светлана Полякова из Пери длинный чулок. А в статье обратно китайские широкоглазки. Ради них и зашел:(


    1. itHauntsMe
      23.04.2023 14:01
      +1

      А можно картиночку?