В настоящей статье описываю личный опыт участия в судебных процессах, предметом которых были права на домены. Надеюсь, представленная информация может быть полезна юристам, бизнесу и it отделам, которые впервые столкнулись с необходимостью подачи иска о получении прав на домен.
Намеренно не усложняю текст нормами закона, позициями российских судов или комментариями государственных органов, а лишь описываю свой успешный опыт и, что обычно проверяю и использую в суде.
Обычно за домены приходится судиться если:
компания на старте запуска не подумала о покупке домена;
компания купила, например, только домен *.com, забыла про *.ru или изначально второй ей был не нужен;
права на домен оформлены на уволившегося или конфликтного сотрудника.
Для того чтобы претендовать на домен, который вам не принадлежит и нарушает ваши права, необходимо подготовить и подать, например: «Исковое заявление о признании права на доменное имя *.com и понуждении регистратора передать права администрирования доменного имени».
Касательно госпошлины: уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование в иске. По данному виду споров требования неимущественного характера, за одно требование в настоящее время пошлина 6 000 рублей, т.е. общая сумма будет зависеть от ваших формулировок в просительной части иска, можно уложиться в 2-3 требования (формулировки требований см. ниже) и заплатить тогда 12 000 или 18 000 рублей.
Одновременно с иском следует подать в суд ходатайство об обеспечении иска (в рассматриваемом случае госпошлина за обеспечение иска еще 3 000 рублей), в котором нужно просить суд запретить регистратору осуществлять исполнение заявок и вносить какие-либо изменения в сведения о спорном доменном имени, содержащиеся реестре доменных имен за исключением изменений, связанных с передачей прав администрирования доменного имени к истцу.
В первую очередь, необходимо провести анализ сайтов, в частности, оценить используется ли в настоящее время владельцем-ответчиком доменное имя. Стоит проанализировать последние публикации на сайте, прикрепить к иску скриншоты c сайта и c http://web.archive.org/. У нотариуса их заверять необходимости нет, в процессе судью удовлетворяли скриншоты или он проводил осмотр сайтов в процессе самостоятельно.
В моей практике данные о правообладателе домена были скрыты. Для связи с владельцем домена можно обратиться через форму связи на сайте регистратора, кто регистратор видно на https://who.is/. Следует направить предложение о покупке домена или сразу досудебную претензию (исходя из ситуации). Не важно ответят или нет, и что именно ответят (за исключением того, что согласятся продать за «недорого»). Этого достаточно, чтобы закрыть вопрос с «досудебным урегулированием спора», который важен с т.ч. процессуального права.
Когда владелец домена скрыт, то иск подается к регистратору доменных имен. Далее в процессе предъявляется ходатайство с просьбой истребовать эту информацию у ответчика (регистратора). Суд ходатайство удовлетворяет и регистратор предоставляет информацию о владельце домена: ФИО, паспортные данные и адрес (если это физическое лицо). После можно привлечь владельца домена в качестве ответчика.
Также иногда используется дополнительный аргумент: наименование юридического лица, идентичное домену. Для этого достаточно приобщить выписку из ЕГРЮЛ, в которой видно в каком году у Общества зарегистрировано рассматриваемое наименование. Да, «Ромашкой» сейчас можно назвать кого угодно, но если, условно, ваша «Ромашка» от 1995, а спорный домен используется с 2022 при продаже схожих товаров, то это доп. аргумент для суда.
Пожалуй главное, это то, что Общество обладает зарегистрированным Роспатентом правом на товарный знак, который аналогичен спорному домену (например, зарегистрирован товарный знак «chamomile» и есть потребность и, очевидно, возможность посудиться за домен chamomile.ru).
Бывает и такое, что на старте запуска бизнеса собственник не подумал о регистрации товарного знака (бренда, лейбла, можно в быту называть как угодно). В таком случае до подачи иска стоит провести анализ зарегистрированных товарных знаков (которые схожи с используемым заказчиком) и подать заявку о регистрации товарного знака в Роспатент, приоритет за заказчиком будет от даты подачи заявки на товарный знак.
В практике также был кейс спора за домен от ООО «Ромашка», при этом право на товарный знак «Ромашка» принадлежало дружественному «Одуванчику». Для суда от «Одуванчика» было подготовлено гарантийное письмо о том, что он предоставляет право использования ТЗ, в Роспатент подали лицензионный договор (о праве использования ТЗ) на регистрацию. Также ООО «Одуванчик» выдал письмо ООО «Ромашка» о том, что «Одуванчик» не возражает если «Ромашка» отсудит домен и зарегистрирует его на себя. Все это устроило суд, домен давно у заказчика.
Необходимо внимательно изучить то, что размещено на сайте по спорному домену. Это могут быть однородные товары, схожая сфера деятельности пользователей сайтов или просто сайты-клоны. В моей практике были все названые случаи.
Удавалось отсудить домен даже когда по спорному домену был новостной сайт, но по теме моего доверителя, а именно: по спорному домену писали новости о спорте в РФ и в мире, а доверитель продавал спортивные товары. Тут вопрос доказывания и вашей аргументации.
С сайтами-клонами тоже может быть действенно, например: у сайта были разные клоны, которые продавали билеты на мероприятия доверителя. Причем описание доменов отличалось, но было очень схожим, например, у заказчика был домен, условно, «chamomile» и было несколько безостановочно рождающихся сайтов-клонов, условно: «kamomile», «chamommile», «chamommilie».
При этом, на сайтах-клонах было написано (как говорится, мелким шрифтом со звездочкой): «мы консьерж-сервис, мы не «Ромашка», к нам никаких претензий». С таким комментарием согласиться было сложно, т.к. потребитель явно вводится в заблуждение, билеты у «клона» были дороже в 1,5-2 раза (т.е. потенциальный потребитель мог вообще отказаться от посещения объекта доверителя в силу завышенных и недостоверных цен на неоригинальном сайте). На сайте-клоне обычно никакой информации о продавце нет (название, ИНН – все отсутствует), в правилах продажи билетов и прочей «правовой» информации никаких названий и реквизитов зачастую также нет. В названной ситуации через такого клона можно купить билет и в чеке найти своего будущего ответчика по иску о домене, также можно попробовать вернуть билет через обратную связь или их почту (если такая возможность на сайте есть), тем самым добыть доп. доказательства к иску.
В процессе также бывало, что с ответчиком выходили на мировое соглашение, чтобы завершить процесс и получить домен скорее. В этом был заинтересован и ответчик, т.к. он мог ничего не получить, если мы дошли бы в суде до конца, или мог получить что-то сразу, чтобы мы получили домен скорее. У заказчика такая необходимость была, например, когда нужно было оперативно сделать сайт на разных языках. Текст мирового соглашения готовится сторонами процесса самостоятельно, подписывается в простой письменной форме и утверждается судом (суд выносит по результатам Определение).
С нашими регистраторами на сегодняшний день всё понятно. Их привлекают в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, или соответчика (зависит от того известен владелец домена или нет). В суды их представители обычно ходят, в целом на основании решения суда они оперативно зарегистрируют домен на ваше имя (компанию).
Ваши требования в иске (просительная часть) и решение суда должны выглядеть примерно следующим образом (тут 3 требования к ответчикам, к вопросу о пошлине выше):
Признать использование ООО "Нарушаю" доменного имени goroshek.ru нарушением прав ООО "Горошек" на товарный знак «GOROSHEK».
Запретить ООО "Нарушаю" использование товарного знака «GOROSHEK» в составе доменного имени goroshek.ru;
Обязать АО "Регистратор доменов" передать право администрирования доменного имени goroshek.ru ООО "Горошек";
Взыскать с ООО "Нарушаю" расходы по уплате государственной пошлины в пользу ООО «Горошек» в размере 18 000 рублей.
Касательно иностранных регистраторов, например, GoDaddy.com LLC (ГоуДэдди.ком ЛЛС, извините, но в российском судопроизводстве нужно писать по-русски также).
В 2022 году было инициировано 3 процесса, обращались к ним по электронной почте и направляли Почтой России досудебную претензию в США (2155 E.GODADDY WAY TEMPLE AZ 85284, United States). Далее был подан иск, в котором они выступали ответчиком, т.к. в двух из трех случаев владелец домена нам неизвестен. Суд самостоятельно направляет судебные повестки на английском языке в США.
Важно также отслеживать статус домена каждый день в процессе спора. Так, по одному из дел, до подачи иска, мы произвели покупку на сайте-клоне и узнали Ответчика по чеку, который получили после покупки, т.е. в иске у нас было 2 ответчика: GoDaddy.com LLC и наш российский «Горошек». ООО «Горошек» после того как получил судебную повестку «освободил» домен и мы его оперативно купили. В этом случае можно отказаться от исковых требований или довести дело до конца из принципа.
По двум другим делам, учитывая текущую глобальную ситуацию, исполнение судебных решений в случае выигрыша будет затруднительно. При этом, ранее была практика, когда GoDaddy.com LLC участвовали в процессе и предоставляли данные о владельце домена. Полагаю, что можно направить вступившее решение суда о нарушении прав также в Роскомнадзор с просьбой заблокировать на территории РФ сайт со спорным доменом. Однако, на сегодняшний день процессы не завершены (на рассмотрении суда).
Corrige praeteritum, praesens rege, cerne futurum.