Пожалуй, каждый разработчик мечтает создать свой стартап, который превратится в Гугл, Амазон или в другого гиганта ИТ-индустрии. Однако это не всем дано, далеко не всем. В этой статье попробуем разобраться почему и как происходит процесс создания продукта если вы делаете его без команды. Хочу отметить, что статья основана на личном опыте, который полон проб и ошибок. Я постарался описать все аспекты, которые важны для меня начиная от архитектуры разрабатываемого приложение до способов продажи и SEO-продвижения.
Роли в проекте
Я буду рассказывать на примере того приложения, которое я делаю сам, но об этом ниже. А сейчас поразмышляем какие роли нужны в проекте. Поскольку я совмещаю работу лидом в одной из крупных ИТ-компаний, то я воспользуюсь названиями тех ролей, которые присущи Agile-командам как в рамках команды, так и за её пределами.
Product Owner. Моя цель - не просто сделать приложение/продукт, который пойдет в "стол" или максимум будет запушен на гитхаб с парой звёзд, а сделать продукт, который можно продать. Я, как соло-разработчик должен понимать, что я делаю и кто мой потенциальный покупатель (о боже мой, я даже здесь пишу в стиле формирования User Story).
Project-менеджер. Да, да, это та роль, которую я сам для себя должен принять и контролировать свою работу, пусть без жестких дедлайнов, планирования спринта, проведения митингов, one-to-one встреч и performance review, но всё же. Стоит планировать минимально - что я возьму в реализацию в первую очередь, а что во вторую. Так сказать, своеобразный беклог продукта должен быть в голове у меня.
Архитектор. Тут всё понятно - нужно придумать архитектуру сервиса, чтобы она отвечала тем функциональным и нефункциональным требованиям, которые я придумаю в рамках рол и Product Owner. Однако есть очевидная цель - сократить издержки разработки, а для этого надо спроектировать архитектуру таким образом, чтобы с одной стороны быстро получился прототип MVP/PoC для проверки гипотезы стартапы, с другой стороны делать сервис с учетом что в дальнейшем архитектура будет меняться. Т.е. нужно продумать максимально гибкую архитектуру.
Backend-разработчик. Эта роль, пожалуй, самая близкая мне, но одна из самых нелюбимых. Безусловно у меня есть достижения на этой позиции, среди которых OCA сертификация по Java от Oracle, но что это даст? По моему мнению, если воспользоваться методикой DISC, то лучшие разработчики те у которых преобладает Синий фактор C (Compliance — Соответствие). У меня же наоборот преобладание Красного фактора D ( (Dominance — Доминирование). Хотя в рамках этой роли у меня больше всего опыта, поскольку я работал и Entreprise и в стартапах и компаниях по заказной разработке, у меня нет особого желания программировать, тем более писать тесты и настраивать Quality Gates. Я отдаю себе отчет, что с этой ролью придется смириться и подружить роль с другими.
Frontend-разработчик. Тут мои полномочия, как говориться... всё. Именно так я бы охарактеризовал мои познания во фронте. Хотя с моей точки зрения это совсем не сложно. В рамках MVP не нужно тащить какой-нибудь монструозный фреймворк чтобы сделать простую Single Page Application. Достаточно простого применения html+css+JQuery (да-да JQuery, как и PHP он жил и будет жив). С версткой тоже проблем нет - шаблоны Bootstrap наше всё!
Manual QA. С этой ролью всё тоже достаточно просто. Нужно делать тестирование сервиса без особого фанатизма. Обеспечение качества, безусловно очень важная роль, особенно когда есть клиенты, и нужно поддерживать весь функционал. Но когда у меня 0 клиентов достаточно поверхностного тестирования – главное, чтобы хоть что-то работало. Как говориться, и так сойдет!
DevOps. Настроить пайплайн с билдом приложения и автоматическим развертыванием в Kubernetes? Звучит неплохо, только зачем? Достаточно десятка команд работы с Linux, минимальной настройкой Nginx, и ручным деплоем на сервер за 300 рублей в месяц. Квак-Квак и в продакшн!
SEO-оптимизатор. Еще во времена учебы в университете у меня была сетка сайтов, которые я линковались друг с другом, поднимались пузомерки (тогда это еще был ТИЦ) и продавались ссылки с этих сайтов. Но потом вся эта PNB-сетка попала под фильтр, а пришлось лавочку прикрыть. Это моя последние познания по методикам продвижения сайтов в Интернете. Поэтому в рамках этой роли, явно бедт интересно.
Контент-менеджер. Ведь лендинг сделать надо? А кто его будет наполнять? Кажется, ответ прост. Chat GPT (ведь теперь ни одна заметка не обходится без упоминания как искусственный интеллект лишит всех работы и захватит мир). Немного статейного продвижения с небольшим рерайтом, думаю будет достаточно.
Маркетолог и продажник. Кто все эти люди? Я объединил их в одну роль, потому что в этом не понимаю совсем ничего, а мои максимальные познания ограничиваются книгой Левитаса про партизанский маркетинг. И именно основываясь на этих методиках и SEO я буду пытаться продвигать продукт, да и другого я не умею )).
Итак, получилось 10 ролей. И это только самый минимум. Давайте подумаем, сможет ли обычный ИТ-специалист совместить эти роли и сделать продукт с первыми продажами. Думаю, что ответ очевиден. Мы все привыкли критиковать работу друг друга, ведь любой программист знает, как управлять ИТ-компанией, как сделать правильный продукт и что нужно пользователю! Вот именно по этой причине у очень малого числа IT-шников что-то может получиться, что-то создать новое, нужное и продать это (таких примеров, наверное, по пальцам можно пересчитать). Другое дело, когда вы работаете с командой. Но для команды вам нужен бюджет, возможно, офис, юр. лиц/адрес, ведение бухгалтерии... т.е. одному явно не потянуть.
Где найти команду?
На своём опыте скажу, что найти альтруистов, кто хочет поработать за идею или еду найти почти невозможно. Тут или нужно обладать магическим ораторским искусством и способностью зажечь людей своим проектом или иметь бюджет на оплату работы сотрудников.
У меня были попытки поиска людей на форумах, в чатах, на хакатонах (ЛЦТ и др.). Я сумел пообщаться примерно с 40 людьми, с которыми был знаком и не знаком в том числе, для поиска общей идеи и реализации, и в итоге мне не удалось ни с кем найти общих точек пересечения. Я достаточно гибок и если человек горит идеей и готов её делать, то я с удовольствием присоединюсь к нему. Но это должна быть не просто идея, он должен верить в неё и жить этой идеей (вспомните фильм с Джаред Лето про WeWork!). Таких кофаундеров действительно единицы.
Так или иначе, но придется
смириться с тем что сейчас у меня нет команды. Но это не значит, что невозможно
делать проект без неё!
Ну что? Очередная идея для стартапа?
Ах, да! А что с идей для стартапа? Где её взять? - такие вопросы и я задавал себе. Супруга смеётся надо мной и называет "серийным стартапером", т.е. идеи есть, а доведения до ума - нет. Наверное, я не один такой.
По мнению большинства, стартап должен быть инновационным, чтобы такого никто и никогда не делал, стартап должен принести миллионы, лучше долларов, ну и конечно стать единорогом. А, и еще стартап должен быть настолько крутой, чтобы на уровне идеи бизнес-ангелы и венчурные-инвесторы несли деньги умоляя их взять. Но, чудес не бывает. Как говорил Аркадий Морейнис - делайте бизнес, а не стартап. Может всё-таки послушать этого человека с опытом? Давайте думать не про единорогов, а про бизнес. Давайте возьмем и сделаем наконец-то, ну хоть что-то.
И всё же, вернёмся к идее. Может быть сделать что-то очень нишевое, такой продукт, который нужен, но его еще никто не сделал. И у меня такой продукт был. Который на удивление приносил неплохие деньги. Пару лет назад во время очередного хайпа ICO я решил что как во время золотой лихорадки нужно не искать золото, а продавать лопаты. Так вот я продавал инструмент для заполнения различных whitelist для участия в ICO. Он был написан довольно примитивным образом на JavaScript с использованием плагина TamperMonkey. И действительно, мне это принесло профита больше чем само участие в ICO.
Можно пойти от обратного и задать вопрос - что мы НЕ сможем сделать? Пожалуй, социальную сеть, поисковик, ChatGPT-333 нам явно не потянуть. Что-то по анализу данных с использованием BigData (а в этом у меня есть опыт), опять же - слишком громадно для одного. Что если сделать маркетплейс каких-либо нишевых товаров - классно! Но, стоит для таких проектов помнить банальное правило - если мы делаем продукт мы должны понимать для кого, а здесь у нас сразу две целевых аудитории - покупатели(обычные люди) и продавцы(бизнес). Так вот на продвижение такого маркетплейса нужно вбухать рекламы как минимум в два раза больше, чем если делать продукт под одну целевую аудиторию. Может попробовать взять идею с запада/востока и сделать тоже самое у нас на родине (яркий пример ВКонтакте, Биглион) - это уже ближе к ответу, пойти по пути копирования - это не значит украсть, это значит взять идею, адаптировать или сделать иначе.
Хорошо, но что именно выбрать? Опять же, давайте задумаемся про ближайшее будущее и современные реалии. О чем я говорю? Разберем на примере. Почему так стал популярен Uber или подобные ему сервисы? Ведь мы также могли заказывать такси, позвонив оператору по телефону. Одна из причин этому - доступность GPS чипов, что повлияло на функционал смартфонов и создания известных мобильных приложения отслеживающих расположение клиента и такси с функцией его заказа. Теперь к слову о реалиях - как известна одна самая популярная социальная сеть с картинками на букву И (все понимают какая, но писать о признании их экстремистской организацией не хочется, статья не об этом) сейчас недоступна в России, а в ней очень многие вели свой бизнес. Кто-то переехал во Вконтакте, кто-то в Телеграм, кто-то не стал никуда переезжать и ждем людей с VPN. Что можно предложить тем, кто переехал во Вконтакте и Телеграм, чтобы также как раньше продавать. Пожалуй, в Вконтакте уже есть всевозможный функционал для этого, в виде групп, возможности продажи товаров, и возможности создания приложений, интегрированных в платформу. А что у Telegram? У Telegram есть функционал ботов, классная штука, но меня всегда бесили эти боты. Но, к сожалению, другого там нет, вернее не было до 2022 года, в котором появилась возможность запускать своё web-приложения внутри Telegram (опять, через бота, но тем не менее). Вот и идея, которая нам и нужна. Я решил, что буду делать web-приложение которое будет жить в Telegram, самая очевидная идея - сделать функционал для Интернет магазина в Telegram.
Почему я решил что это кому-то надо?
Наверное, потому что в моих представлениях у Telegram нет другого выбора как пойти по пути превращения в super-app, как это сделал WeChat. Не у многих есть аккаунт в WeChat, но наши китайские братья им пользуются, и оно является самым используемым в поднебесной. Там есть всё - сообщения, звонки, моменты (аналог stories), платежный шлюз, официальные страницы, функционала mini-приложений внутри, функционал для бизнеса. Это далеко не полный список функций. В WeChat также есть странный набор функций, таких как функция “Shake” (трясти телефон, чтобы найти других пользователей, которые трясут телефонами в это же время), функция “People Nearby” (найти других пользователей вблизи вашего местоположения) и функция “Drift Bottle” (бросить бутылку в море, чтобы общаться с другими пользователями). В общем привет Азия!
Так вот у нас есть WeChat которым пользуется около 1 млрд человек на земле. Гипотеза: если Telegram пойдет по его пути, то будет то же самое, но в масштабах уже не одной страны. На мой взгляд Telegram будет делать всё, чтобы пользователи начинали платить. А кроме платных аккаунтов и рекламы пока ничего нет. Как-то слабовато, не находите? Думаю, что дальше они будут развиваться свой платежный шлюз и брать комиссию от продаж (делюсь идеей для продактов телеги бесплатно), и соответственно поддерживать функционал для различных web-app.
И всё-таки, кому это надо. Опять же я не делал CustDev, не проводил проблемное интервью. Я не знаю, зайдет это или нет. Но я думаю, что интернет-магазин в Telegram будет нужен различным маленьким продавцам, тем у кого нет собственного Интернет-магазина. Также я предполагаю, что преимущества, которые получит бизнес от создания своего магазина в Telegram это более лояльная аудитория, более теплые клиенты (если у магазина уже есть свой канал), возможность покупки и оплаты, не выходя из Telegram.
Делим шкуру неубитого медведя
Итак, несколько личностей во мне загорелись идей, и тут пришел Product Owner и сказал всем остальным личностям - а сколько денег мы заработаем и по какой модели будем развиваться? Самое очевидное - подписочная модель. Ну, типа ОК. А сколько можно заработать в год?
Давайте посчитаем. В России примерно 400,000 компаний, ИП и самозанятых - это наша целевая аудитория. Пусть мы сможем продать свои услуги 0,5% этого числа, т.е. это 2,000 компаний, кто может использовать нашу платформу для создания своего магазина в Telegram. Пусть они будут платить 1,000 руб в месяц или 12,000 в год за подписку по среднему тарифу. Получаем 2,000 x 12,000 = 24,000,000 (или 2,000,000 в месяц). Для соло разработчика вполне очень даже хороших деньги. Но если мы вспомним, что с одном человеке должно быть, как минимум 10 ролей, то это 200,000 каждому. Ну вроде вышли на среднюю IT-шную зарплату. ОК, но вспомним про налоги, про расходы в виде инфраструктуры, серверов, затрат на рекламу и продвижение, и уже каждая роль в одном человека получает в лучшем случае 100,000 и до этих цифр надо еще дорасти и занять 100% долю на рынке.
А что с конкурентами?
Давайте позовем SEO-шника, и посмотрим, что он добавил в панель вебмастера. В списке десяток сайтов конкурентов, тех кто занимается создание ботов, магазинов в телеграме и наша платформа Telehub.
Как минимум мы видим десяток прямых и косвенных конкурентов, кто уже работает в этой нише и предлагает либо конструкторы ботов, либо, как и мы, платформу для создания интернет магазина.
Причем мы видим, что есть по крайней мере 3 конкурента большие, с хорошими пузомерками в Яндексе. Остальные более мелкие, большинство появилось в 2022 году, и видно, что все пытаются ухватить кусок и так небольшого пирога.
А что у нас?
Очевидно, что надо начать с разработки MVP, затем найти первых клиентов и потом уже формировать команду, масштабироваться и т.д. Но давайте поступим как учат большие дяди - сначала продадим, а затем уже будем создавать. Давайте, только как? Где найти первых клиентов?
И тут появляется продажник! И говорит - а пойдемте-ка в соц. сеть, найдем кого-нибудь, кому это надо и отправим демо доступ. Ну, видимо вам виднее... Как говорил мне прораб, когда я
работал в школе на стройке - за спрос по лицу не ударят! Сказано? Сделано!
Примерно 70 людям было отправлены предложения, и около 10 заинтересовались, из них трое рассказали, как они хотят чтобы магазин в Telegram работал и что они ждут от функционала.
Пара выходных и MVP на Spring Boot готов. У меня получился модульный монолит, архитектор дал добро. Покупаем домен telehub.ru за 200 рублей, хостинг за 300 рублей и готово!
Пора в продакшн!
Из тех кто готов был пользоваться функционалом моей платформы, заполнили свой профиль и каталог товаров осталось всего трое. Но это уже что-то, первые клиенты.
Что в итоге?
Мы... именно Мы (потому что ролей много), сделали платформу в минимальном своем представлении и с минимальным функционалом. Попытались найти первых клиентов, кто может пользоваться и даст свой фидбек. На разработку MVP и поиск первых клиентов ушло около месяца, из расходов только оплата домена и сервера.
Ах да, конечно, к нам пришел SEO-шник и попросил написать эту статью, ибо статьи дают преимущество для продвижения и скорее всего ссылочка на нашу платформу Telehub для создания интернет магазинов в Telegram даст возможность повысить позиции в поисковиках.
Как всё-таки не сойти с ума и не разорваться среди всех этих ролей? Хороший вопрос, на который у меня нет ответа. Вполне возможно, что я заброшу эту идею через пару недель, но возможно, что из этого что-то выйдет. Для себя я выработал баланс между тем сколько времени уделять каждой из ролей. В любом случае это бесценный опыт, который поможет и в обычной работе, просто понимать цели каждого человека в команде.
Напоследок хочется сказать спасибо тем кто дочитал до конца и даже тем кто будет набрасывать на вентилятор, потому что комментарии очень ценны, ведь каждый человек знает как правильно надо сделать )
Результат созданного приложения для создания магазина в Telegram можно посмотреть на сайте https://telehub.ru и для всех пользователей сейчас мы предоставляем бесплатный доступ для тестирования платформы. А в следующей статье я постараюсь описать аспекты реализации и механизмы верификации пользователей в Telegram с использованием механизма HMAC-SHA256. До новых встреч!
Andrey_Epifantsev
Проводили ли вы customer development или сразу начали делать MVP? Если проводили, то где искали людей для интервью?
Как удалось привлечь клиентов? Сколько у вас клиентов на текущий момент?